Урок мужества: сталинградская битва для 3 класса

Классный час по чтению (3 класс) по теме: Урок мужества Сталинградская битва

Классный час, Урок мужества

«Сталинградской битве посвящается»

Подготовка к классному часу: 

презентация «»Сталинградская битва»,

плакат «Сталинградская битва 17 июля 1942 – 2 февраля 1943»

оформление выставки книг

Учащиеся готовят сообщения о мужестве советских солдат в дни Сталинградской битвы, учат стихи и песни о войне, мужестве, героизме солдат, офицеров, мирных жителей.

Ход классного часа (Урока мужества)

Ведущий:

68 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 27 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

1-й ученик:

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой.

Содрогалась земля, и краснели поля,

Все пылало над Волгой-рекой.

2-й ученик:

С трех сторон, стесненный черной чашей,

Сталинград, придвинувшись к реке,

В час смертельный, ужасом грозящий,

Кажется, висел на волоске.

Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»)

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы плечом к плечу

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

Ведущий:

Да. За ценой не стояли, бились на смерть наши воины.

А переломным моментом Великой Отечественной войны стала именно Сталинградская битва.

Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа. Она длилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1973 года.

В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были непонятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха.

Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству.

Что руководило их поступками?

Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?

Примерами героизма стали подвиги  простых солдат,  офицеров, мирных жителей

Подвиг снайпера Пётра Гончарова. В боях под Сталинградом он уничтожил 445 фашистов.

После Сталинградской битвы Петр Гончаров стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за 1000».

Пётр Гончаров продолжал участвовать в боях после Сталинградской битвы. Погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года.

10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)

Старший сержант Илья Воронов.

24 ноября 1942 года он получил приказ отбить у немцев дом в центре Сталинграда. Илья Воронов повёл своих бойцов в наступление, был ранен в ногу и руку, но продолжал бой. Затем со своими бойцами Илья занял соседний с дом. Из окна, несмотря на ранение, он продолжал кидать гранаты во врага. Немцы взорвали дом, из которого вели атаку наши бойцы.

Когда бой затих, вынесли раненных и погибших. Среди раненых был Воронов. На операционном столе из его тела было извлечено 25 осколков мин и гранат. Илья остался без ноги, но выжил.

Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова, который тоже стал легендой Сталинградской битвы. Дом в центре Сталинграда защищала группа под командованием Якова Павлова.

Интересный факт: на оперативной карте немецкого командующего Сталинградской группировкой генерала Паулюса «дом Павлова» был обозначен как крепость.

Анатолий Чехов, который был участником павловской группы, уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии он подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом Анатолию оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод.

О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».

Николай Сарафанов, Михаил Чембаров, Александр Беляев, Петр Круглов. Во время боя в районе Дар-горы 16 сентября 1942 года эта группа из четырех человек сразились с 20 фашистскими танками. Круглов и Беляев погибли.

Оставшиеся в живых Сарафанов и Чембаров стреляли в упор, были ранены и попали в плен. Им удалось бежать из плена и вернуться в свой полк. Их считали погибшими и посмертно наградили орденами Отечественной войны.

Фонограмма песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».

Продолжение рассказа о подвигах защитников Сталинграда

Во время боя на подступах к Сталинграду на Дону в августе 1942 года радистка Елена Стемпковская находилась на командном пункте и передавала в штаб информацию о численности и расположении вражеских подразделений, о нахождении огневых точек и обороны противника.

Враг прорвался, и Елена оказалась в окружении. Она долго обстреливалась, но была захвачена в плен, её пытали, истязали, требовали сообщить известную ей информацию о расположении советских войск. Немцы замучили молодую радистку до смерти, но не добились от неё никаких сведений.

Посмертно она награждена орденом Красного Знамени.

19-летняя девушка Татьяна Скоробогатова возглавила партизанский отряд «Искра». Отряд минировал дороги, совершал налёты на немецкие обозы, доставлявшие немцам боеприпасы и еду. В одном из боев осенью 1942 года девушка погибла. Татьяна Скоробогатова награждена орденом Красного Знамени в 1944 году (посмертно).

Алексей Соколов – житель Сталинграда, до войны работал токарем на заводе «Баррикады». Участвовал в боях за Псков, Ленинград, Сталинград.

Во время боя из танкистов практически никто не уцелел, Алексей Соколов был ранен в ногу, сумел выбраться из горящего танка, чтобы продолжать бой, переполз в уцелевший танк. В нём оказался Виктор Чернышенко. Два танкиста 10 суток отбивали атаки врага.

Оба были тяжело ранены, у них кончилась еда, вода, боеприпасы. Их спасла подошедшая к месту боя часть. Врачи боролись за жизнь отважных танкистов, но выжил только Чернышенко.

Алексей Ващенко. Это было 5 сентября 1942 года. Шёл кровопролитный бой. Рота автоматчиков стрелкового полка должна была отбить атаку вражеских танков и перейти в наступление.

Но в это время из дзота (деревоземляная огневая точка) открыл огонь вражеский станковый пулемёт. Атака была сорвана. Тогда Алексей Ващенко встал во весь рост и рванулся к вражеской огневой точке. Был ранен. Полуживой, он дополз до дзота и закрыл его своим телом.

Это привело врага в замешательство и дало возможность роте перейти в наступление.

Этот подвиг в годы войны совершили более 400 человек, в т.ч. Николай Сердюков, который родился в Сталинградской области, Александр Матросов. Закрывая телом амбразуру вражеского дзота, герои обеспечивали атаку своих военных подразделений.

Василий Андреевич Глазков, командир 35-й стрелковой дивизии, руководил очень сложным боем, который длился 5 суток. Бойцы все это время обходились только несколькими глотками воды и галетным печеньем. Гитлеровцы бросили в атаку 100 танков, 40 самолётов и мотопехоту.

Глазков находился в боевых порядках. Противник обнаружил его наблюдательный пункт и открыл огонь из миномётов. Глазкова ранило, но он не покинул боевого поста, продолжал управлять боем.

Когда он же не смог стоять на ногах, отдал последние распоряжения и передал место своему заместителю.

Попытки вынести командира дивизии с поля боя и доставить его в санчасть окончилось плачевно: противник следил за перемещением Глазкова и вёл обстрел.

Глазков получил ещё несколько ранений и погиб. В музее обороны как свидетельство мужества и бесстрашия хранится шинель Глазкова, изрешеченная пулями и осколками.

В октябре 1942 года в Сталинграде во время боя в районе завода «Баррикады» проявил мужество Матвей Путилов, уроженец Тюменской области, дер. Ильинка.

Ему был дан приказ соединить оборванный миной телефонный провод. Путилова ранило в руку во время исполнения боевого задания. Вокруг разрывались снаряды, провод обрывался не один раз. И каждый раз Матвей Путилов находил и устранял обрыв. Когда понял, что силы его покидают, зажал концы провода зубами и наладил связь. Матвей уже не было в живых, а связь продолжала работать.

Ведущий: 

Особо необходимо отметить подвиги, которые совершали медицинские сестры. Это большей частью были девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.

Звучит стихотворение И. Уткина «Сестра»

Когда упав на поле боя,

И не в стихах, а наяву,

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву.

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра,

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра,

Меня как будто оросили

Живой и мёртвою водой.

Как будто надо мною Россия

Склонилась русой головой.

Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боёв за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.

19-летняя медсестра Зинаида Маресева во время Сталинградской битвы выносила раненных бойцов с поля боя и доставляла к переправе через Волгу.

Погибла 6 августа 1943 года.

Сандружинница Евдокия Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых.

28 августа 1942 года она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведданные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.

Гуля Королёва пошла на фронт добровольно.

24 ноября 1942 года во время боя при Паньшино вынесла 100 раненных воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов.

Дважды раненная, она не оставила поля боя. В своём последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.

Ведущий: 

Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы , площади, в их честь зажигают вечный огонь.

Звучит стихотворение В. Леднева «Вечный огонь»

Их теперь не обнять,

Не пожать им ладонь.

Но восстал из земли

Негасимый огонь —

Скорбный огонь,

Гордый огонь,

Светлый огонь.

Ведущий:

Вечный огонь есть во всех городах страны.

Есть он и в Волгограде. Впервые скорбный огонь в Сталинграде был зажжен ровно 50 лет назад – 1 февраля 1963 года, в канун 20-летия победы в Сталинградской битве.

Еще один Вечный огонь зажжен в мемориале Славы на Мамаевом кургане, за обладание которым 200 дней шла битва между советскими и немецкими войсками.

Здесь на холме захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. Установлены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Звучит песня В. Высоцкого «Братские могилы».

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты.

Здесь нет  ни одной персональной судьбы-

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов-

Сюда ходят  люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче ?!

Ведущий:

Площадь Ленина, Дом Павлова. Здесь воевала 13-я дивизия под командованием Родимцева. Гарнизон Павлова 58 дней оборонял дом. Теперь на торце этого здания изображён рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома. На площади находится братская могила, в которой похоронены воины 13-й дивизии, погибших в боях за Сталинград.

Мамаев курган — один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны, в память об их подвиге.

Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей Родины…

Звучит стихотворение «Мать» (В. Мавродиев)

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо берёзок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она, не разрыдалась

И даже не сказала ничего —

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы на мрамор положила,

Ещё взглянула и ещё прочла,

Кулёк конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу,

усталая, пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Ещё минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…

Ведущий:

Героев наградили орденами, медалями, званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли…

Нужно ли это мёртвым?

Читайте также:  Инсценировка по пдд для дошкольников. подготовительная группа

Нет.

Это нужно живым.

Чтобы не забывали.

Объявляется минута молчания (звучит метроном).

Завершается классный час (Урок мужества) под звучание песни «На Мамаевом кургане тишина» (муз. Александры Пахмутовой, стихи Виктора Бокова) в исполнении Людмилы Зыкиной.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/02/26/urok-muzhestva-stalingradskaya-bitva

Урок мужества для 3 класса на тему «Сталинградская битва. Дети войны»

Урок мужества для 3 класса

на тему «Сталинградская битва. Дети войны»

Цель: дать представление о Сталинградской битве, воспитывать чувство патриотизма и гордости за Родину.

Место проведения: кабинет

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска

Наглядность: Презентация

Возраст: 9-10 лет

Количество участников: 30 человек

Ход занятия:

Недавно, 2 февраля, вся страна отмечала годовщину – 70 лет со дня победы в Сталинградской битве.

Кто-нибудь из вас слышал о Сталинградской битве? Во время какой войны она происходила?

Сегодняшний урок мужества я хочу начать строками из стихотворения Юрия Воронова «Опять война»:

«Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война:Ведь это память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна»

Как вы поняли основную мысль этих строк?

Я с вами согласна. Долг нашего поколения, выросшего в мирное время, не ощутившего на себе весь ужас войны, помнить о доблестном подвиге солдат Красной Армии, которые ценой собственной жизни сделали возможной нашу с вами жизнь. И сегодня вы узнаете, кто-то может впервые, о такой странице в истории нашей Родины, а точнее Великой Отечественной войны, как Сталинградская битва.

Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года под Сталинградом, теперь это город Волгоград, и длилась долгих 200 дней. Оборонительный период, когда наши бойцы и просто жители города пытались остановить натиск врага, длился 4 месяца.

Война ворвалась внезапно. Еще накануне жители слышали по радио, что бои идут почти за 100 километров от города. Работали все предприятия, магазины, кинотеатры, детские сады, школы готовились к новому учебному году.

Но в тот день все в одночасье рухнуло. Немецкая воздушная армия обрушила свой бомбовый удар по улицам Сталинграда. История войн еще не знала столь разрушительного налета.

Все усилия противника были направлены на уничтожение именно мирного населения.

Какие чувства у вас вызывает слово «война»?

(слова записываются на доске слева)

А что вы себе представляете, когда слышите слово «дети»?

(слова записываются на доске справа)

Как вы считаете, совместимы ли эти два слова – «война» и «дети»? Писатель Твардовский был такого же мнения. Он говорил: «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»

Глаза девчонки семилетнейКак два померкших огонька.На детском личике заметнейБольшая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,


Пошутишь с ней,
молчит в ответ.Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.


(А. Барто)

А ведь в военном Сталинграде осталось много женщин, стариков, и детей – ребят вашего возраста. Горькую чашу пришлось им испить в годы войны.

Они гибли под бомбами, умирали от голода и холода, переживали гибель родных и все это в таком малом возрасте.

Юные сталинградцы очень рано осознали свой гражданский долг, стремились сделать все возможное, а зачастую и невозможное, чтобы помочь сражающейся Родине: они нередко трудились и сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями.

Известный детский писатель, Корней Чуковский написал следующий эпиграф к своему стихотворению:«И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепко сплочённая армия советских детей»

Я был и пионером и солдатом,Но галстук заменяли мне бинты.Ревела смерть над нашим медсанбатомИ с визгом обрывались с высоты.А я страдал отважно и упрямо,Срывал повязки в яростном бреду.Я иногда кричал по-детски: «МАМА!»Так было в 41-м том году.

И, как бы с того света возвратившись,От непосильной раны оживал,И, воздуха свинцового напившись,Шинель свою я браво надевал.

Я был и пионером, и солдатом,А комсомольцем стал уже потом,Когда рейхстаг под знаменем крылатым

Курился прахом на ветру крутом.

Вот как о жизни во время Сталинградской битвы вспоминают они сами.

Вспоминает Малютина Мария: «…Девочек нашего восьмого класса послали оказывать помощь по переоборудованию школы под госпиталь.  Мы освобождали классы от парт, а на их место ставили койки.

Но настоящая работа началась тогда, когда в одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание вокзала. Раненые стонали, иные бредили. Большинство их было черными от дыма и копоти, оборванные, грязные, в окровавленных бинтах.

Глядя на них, мы нередко ревели, но дело свое делали. Работы хватало всем: ухаживали за ранеными, перематывали бинты, выносили судна»

Вспоминает Михаил Киселев: « … Наше обучение резко сократилось: через десять месяцев я оказался на заводе. Но мы об этом не жалели. Наоборот, стремились поскорее попасть в цех, чтобы лозунг «Все — для фронта! Все — для победы!» могли осуществлять и мы, подростки.

  Время было суровое, и скидок на возраст нам практически не было. Работали по 12 часов. С непривычки быстро уставали. Особенно было тяжело, если попадали в ночную смену. Были среди нас и такие, которые, чтобы стоять за станком, подставляли под ноги ящики и еще что-либо».  

Вспоминает Владимир Ходырев: «…Однажды мы услышали нарастающий гул вражеского самолета, а вскоре — и свист падающих бомб. На крышу упало несколько зажигалок, одна из них оказалась вблизи меня, ослепительно брызгая искрами.

От неожиданности и волнения на какое-то время забыл, как необходимо действовать. Наотмашь ударил ее лопатой. Она еще сильно вспыхнула, обдавая фонтаном искр, и, подпрыгнув, перелетела через край крыши.

Не причинив никому никакого вреда, так и догорела на земле посреди двора…»

Четыре месяца держал Сталинград оборону, и вот, в ноябре 1942 года сталинградцы наконец начали наступление, которое завершилось 2 февраля 1943 года разгромом огромной группировки немецких войск. И хотя Великая Отечественная война закончилась лишь 9 мая 1945 года, Сталинградская битва является переломом в ходе этой кровавой войны, после которого Советская Армия в целом перешла в наступление.

Многие защитники Сталинграда получили за боевые заслуги ордена и медали. Были среди этих защитников совсем юные ребята.

Рассказ о героях:

Анатолию Столповскому было всего 10 лет. Он часто отлучался из подземного убежища, чтобы добыть еду для матери и младших детей. Но мать не знала, что Толик постоянно под огнем ползает в соседний подвал, где расположился артиллерийский командный пункт.

Наши офицеры, заметив врага, по телефону передавали команды на левый берег Волги. Однажды, когда фашисты взрывом разорвали телефонные провода. На глазах Толика погибли двое связистов, которые пытались восстановить связь.

Тогда Толик, надев маскхалат, пополз искать место обрыва. Вскоре офицер уже передавал команды артиллеристам. Вражеская атака была отбита. Еще не раз в решающие моменты боя мальчишка под обстрелом соединял нарушенную связь.

Анатолия Столповского наградили медалью «За оборону Сталинграда». С медалью на груди он пришел учиться в свой 4-й класс.

Саша Филиппов был партизаном-разведчиком. В отряде его знали как «школьника». Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника. Действуя в тылу, Саша 12 раз переходил линию фронта.

Отец Саши после гибели сына рассказывал, какие ценные документы приносил Саша военным, добывал сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами.

Именем Саши названы школы и дружины, парк.

Люся Радыно оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. 13-ти летняя Люся, находчивая, любознательная пионерка из Ленинграда, добровольно стала разведчицей.

Однажды в сталинградский детский приёмник пришёл офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командиром у них был капитан, который учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену.

В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике.

За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Люсе посчастливилось остаться в живых.

2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва. 9 мая 1945 года пришел конец и Великой Отечественной войне. Снова отстраивались города. Сталинград – теперь Волгоград – стал еще красивее и величественнее. Но память о тех страшных событиях навсегда сохранится: в памятниках, мемориалах, курганах, а главное – в сердцах людей, долг которых – сохранить мир на Земле.

Все занятие сопровождается презентацией, музыкой («Лакримоза» Моцарта, «Священная война» поэта Лебедева-Кумача и композитора Александрова, «Несовместимы дети и война» поэта Садовского и композитора Храмушиной, «9 Мая» Бахтина)

Рефлексия

Детям раздают вырезанные из бумаги круги, и по окончанию мероприятия они должны нарисовать на них лица.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-muzhestva-dlia-3-klassa-na-temu-stalingradska.html

Классный час «Урок мужества, совмещенный с Уроком письма,посвященный 75-летию победы в Сталинградской битве»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Урок мужества в 5а классе

на тему «Сталинград-это звучит гордо!»,

 посвящённый 75-ой годовщине битвы под Сталинградом.
 

Подготовил и провел:

воспитатель Андреева И.Н.

2017 г.

Цель: Сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи: 1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества; 2) воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий героической обороны Сталинграда.Показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняястойкость, сила духа людей, оборонявших город на Волге;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Оборудование: видеозапись «Волгоград», презентация «Мамаев курган», свечи

Ход занятия.

Ведущий (1-7 сл)

Сталинград-это звучит гордо!

: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь так просто оборвать, как утренний сон. Для нас война- история.

Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний урок мужества.

Мы проведем Урок мужества в преддверии очередной 75-ой годовщины со дня победы в Сталинградской битве, когда 2 февраля 1943 года Совинформбюро Советского Союза на весь мир объявило о том, что немецкая группировка в районе Сталинграда окружена и уничтожена.

Сталинградская битва была самой ожесточённой из всех битв Великой Отечественной войны. Фашисты собирались за неделю занять город. Но целых 200 дней отстаивали наши воины родную землю.

Сталинград! В суровые дни войны сюда, к Волге фашисты бросили свои отборные дивизии. И они, легко промаршировавшие по всей Европе, застряли у Сталинграда. Гитлер трижды назначал сроки взятия Сталинграда и трижды его приказы оставались невыполненными.

200 огненных дней и ночей не затихали раскаты Сталинградской битвы. 143 дня гремели орудия, рвались гранаты, строчили пулеметы, не утихала битва на Мамаевом кургане. Защитники Сталинграда писали на обугленных стенах: «За Волгой для нас земли нет!».

Большую цену заплатил советский народ за эту победу. Потери нашей армии в Сталинградском сражении составили более двух миллионов человек.

1 ученик(8-9) .Сталинград! Не померкнет слава твоя в веках!

Крепость на Волге.

Город – герой.

Город – легенда.

Здесь люди стояли, как скалы.

Здесь жизнь победила смерть!

2 ученик. Бои здесь шли ожесточенные, сражались за каждую улицу, за каждый дом. Раненых перевозили на другой берег Волги на лодках, катерах, баркасах. Когда спросили однажды привезенных раненых, что в городе делается, они ответили: «Все горит: дома, заводы, земля. Металл плавится». – «А люди?» — «Люди? Стоят насмерть!»

Ведущий(10-16 сл.) : Защитникам Сталинграда, живым и мертвым, полководцам и рядовым, воздвигнут мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Идея сооружения в городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы. Мамаев курган попал в число семи победителей.

Монумент ежегодно посещает большое количество, как российских туристов, так и туристов из-за рубежа. От посещения Мамаева кургана остаются глубокие, запоминающиеся воспоминания. С вершины кургана открывается прекрасный вид на город, реку Волгу и прилегающие леса.

Сейчас мы проведём заочную экскурсию по этому мемориальному комплексу.

Мамаев Курган — центральная высота России, святое место для всех славян, именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественной войны. Созданный здесь памятник – монументальный и величественный ансамбль «Героям Сталинградской битвы»  – сохранил на века историю об отваге и бесстрашии защитников Сталинграда в ходе ожесточенных боёв за город.

На вершине кургана стоит скульптура «Родинамать зовёт!». Статуя возвышается над местностью на 52 метра. Холм, на котором стоит памятник РодинаМать, насыпной – его высота составляет примерно 14 метров.

Читайте также:  Сценарий на новый год обезьяны в начальной школе

Скульптор Е. В. Вучетич и инженер Н. В. Никитин создали многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом.

Как богиня победы – Ника, так и Родина – мать призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Аллея Славы. Стоят тополя, словно замершие в строю солдаты. Хорошая традиция есть у нашего народа: сажать в честь погибших парки и аллеи. Парк Памяти вырос у подножия Мамаева Кургана.

Скульптура воина-богатыря совсем невелика, но, сколько в ней силы! Это композиция «Стоять насмерть» на одноименной площади. Солдат решительно бросился защищать свой город..»Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!».

Площадь Скорби.  На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать.  … Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ  женщин, потерявших своих близких на войне.

Перед нами зал Воинской Славы. Золотистый зал выложен мозаикой и оформлен приспущенными знаменами, на которых записаны имена погибших героев. Их здесь более семи тысяч. Вечный огонь, замершие на посту часовые, движущийся людской поток.

В центре зала, словно из земли, протянута рука с факелом Вечного огня — символа жизни, который нам протянули те, кто шёл на смерть и вечно спит рядом в братских могилах защитников Сталинграда.

В центре потолка на срезе круглого проёма мозаичное изображение золотистого венка, перевитого красно-зелёной лентой медали «За оборону Сталинграда», а на потолке — изображения орденов Советского Союза.

В период Сталинградской битвы здесь шли самые ожесточённые бои. Защитники Сталинграда были сильнее смерти. В зареве пожарищ, в несмолкаемом грохоте разрывов они сражались за каждый дом, за каждый этаж, за каждую пядь земли,- и они победили.

И вечной должна быть память о солдатах, не пожалевших своей жизни ради мира. Не вернулись из боев под Сталинградом около миллиона наших солдат. 35 969 воинов, погибших за Сталинград, захоронены на Мамаевом кургане.

Мамаев курган – это не только памятник, это огромная братская могила.

3 ученик. Давайте все минуту помолчим,

Помянем с болью тех, кто не вернулся,

Кто в полный рост о пулемет споткнулся,

Идя в атаку сквозь огонь и дым.

4 ученик Давайте все минуту помолчим,

Пусть слезы навернуться на ресницы,

Фронтовикам война доныне снится

И тем, кого ничем не воскресим,

Давайте все минуту помолчим.

5 ученик Мы жизнью им обязаны на свете –

И сами мы и даже наши дети.

Их подвиг не забыт, неповторим.

Давайте все минуту помолчим.

(17 сл) Объявляется минута молчания.

Минута молчания.

Ведущий: Никогда не изгладится из памяти народной великая битва под Сталинградом.

Здесь под Сталинградом были разгромлены несметные полчища врага, взято в плен до 90 тысяч гитлеровцев.

Там, где 200 дней и ночей

Бушевала великая битва,

Там, где кровью тысяч людей

Каждый метр земли был пропитан

Там, где сила советских солдат

Сокрушала фашистскую силу,

Там давно уже пушки молчат

И поля от пожарищ остыли.

Там сегодня над Волгой-рекой,

На священной землей Сталинградской,

Рвется к солнцу цветок полевой

Из-под каски пробитой солдатской.

Жизнь! Мы славим величье ее

Жить! Вот благо и счастье людское!

За него, за счастье твое и мое

Свои жизни отдали герои.

В 1961 г. Сталинград переименован в Волгоград. Но ветеранам известен этот город как Сталинград. Название его в их памяти, наградных листах, солдатских книжках, в их ранах. Он в названии улиц, на Мамаевом кургане. Каждый день, каждый час напоминает о Сталинградской битве.

(18 сл.)Ролик «Волгоград»

Ведущий: А сейчас я бы хотела, чтобы вы прочитали ваши творческие работы, ваши размышления о Сталинградской битве, которые вы написали дома вместе со своими близкими.

Воспитанники читают сочинения.

6 ученик:Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям. Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! Пусть память вечную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Ведущий:

Никогда не изгладится из памяти народной великая битва под Сталинградом. Никогда не будет забыт бессмертный подвиг защитников волжской твердыни, тех, кто сражался за каждую пядь родной земли, кто стоял насмерть у стен Сталинграда.

Я попрошу вас прочитать клятву о том, что никогда не забудем наших героев

Клятва .

Мы – молодое поколение 21 века, преклоняемся перед героями Сталинграда, мы никогда не забудем те 200 дней и ночей, которые решили ход войны. Мы никогда не забудем солдат и солдаток, павших и живых, которые подарили нам мир, подарили нам жизнь.

(19-21 сл) Рефлексия:

Наше занятие подходит к концу и я хотела бы проверить вашу внимательность, те знания, которые вы получили сегодня, о чем узнали. Проведем небольшую викторину.

Дополни предложение, варианты:

сегодня я узнал…

было трудно…

я понял, что…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… и т.д.

Ведущий : А я ребята вам желаю, чтобы вы ни когда не узнали, что такое война. И в заключение нашего урока мужества, в память о тех, кто не вернулся с той страшной войны, кто подарил нам солнца яркий свет, мирное небо над головой, детство, счастье, давайте все вместе исполним замечательную песню «Пусть всегда будет солнце».

Ведущий : Ребята благодарю вас за организацию, участие, за помощь в подготовке и проведении этого урока мужества. На этом наш урок мужества, посвященный «Сталинградской битве» закончен. До свидания.

Список литературы:

Уткин А. «Вторая мировая война» М., 2003.

Чуянов С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.). – Н-Волжское издание, 1979.

Классные часы. 3 класс / авт.- сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.

ОвчинниковаЛ.П. – Передовая начиналась в цехе. – Волгоград: Ниж. –Волж. кн. изд-во, 1983.

vip-

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_muzhestva_sovmeshennij_s_urokom_pismaposvyashe_195021.html

Урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битве

Республика Татарстан, Спасский район, с.Три Озера

МБОУ  «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»

Учитель начальных классов

Ильина Л.Л.

Урок мужества, посвященный

70-летию Сталинградской битве

 Цели: Пополнить знания об истории нашей Родины; расширять  представления  учащихся  о  Сталинградской  битве,

развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных качеств, умения их активного проявления в различных сферах жизни общества,

 воспитаниеуважительного  отношения  к  старшему  поколению,  памятникам  войны, высокой ответственности и верности долгу перед Родиной.

Оформление: репродукции картин, посвященных войне, памятников войны;  аудиозаписи песен о войне, карта военных действий.   музыка:  песни «На Мамаевом кургане тишина» (сопровождение презентации), «Журавли» (для инсценировки). фонограммы: звуки  курлыканье журавлей,  взрывов, выстрелов (для инсценировки),

Подготовка к классному часу: мультимедийная презентация, док.-фильм Сталинградская битва.

                                                     Учащиеся готовят сообщения о мужестве советских солдат в дни    

                                                     Сталинградской битвы.

                                                     Группа чтецов подбирает стихи о войне, мужестве, героизме.

Группа детей готовит инсценировку военно-патриотической песни «Журавли»

   Ход   классного   часа

Учитель:Февраль – февраль, солдатский месяц- Пурга в лицо, снега по грудь. Сто лет пройдёт. И сто метелиц. А мы пред ними все в долгу.

Февраль – февраль. Солдатский месяц …

Лера читает сочинение «Есть такая профессия-Родину защищать»

Вы, наверное, многое знаете о Великой Отечественной войне, когда на нашу страну напала фашистская Германия. Так Германию называли потому, что к власти в ней пришли фашисты во главе с Гитлером, стремившимся покорить весь мир.

Гитлеровцы за два года завоевали почти всю Европу, разгромив армии всех европейских государств. Фашистская армия считалась непобедимой. 
Сегодня наш классный час назовём « час Мужества» и посвятим 70 летиюСталинградской битве.

Сталинградская битва было названа так потому, чтопроходила   в г. Сталинграде, ныне город-геройВолгоград. (фотографии на доске)

Ведущий 1:  От рожденья земля не видала(слайд1)

                             Ни осады, ни битвы такой.

                             Содрогалась земля, и краснели поля,

                             Все пылало над Волгой-рекой.

Ведущий 2:  С трех сторон, стесненный черной чашей,

                             Сталинград, придвинувшись к реке,

                             В час смертельный, ужасом грозящий,

                             Кажется, висел на волоске.

«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».(Слайд 2)

Ведущий1:  Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны.Сталинградская битва началась 17 июля 1942 г. Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к Волге и захватить Сталинград.

 Враг был сильный и опасный. Перебросив на южное направление 90 дивизий, фашистские генералы в середине 1942 года прорвали оборону нашего Юго-Западного фронта и двинулись к Сталинграду.  Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге.  Битва  продолжалась 200 дней..

Ведущий 2:Летом 1942 г. обстановка складывалась далеко не в пользу  нашего  государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии до 25 июля. Но упорное сопро­тивление советских войск спутало планы врага.

Учитель: Ребята, почему именно Сталинград стал  целью захвата  гитлеровской армии?

Ведущий 1: Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам.

Это был главный промышленный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией).

Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера, делал захват города выигрышным ходом.

«II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)». (слайд 3-5 )

Ведущий 2: Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и главной  высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И.

Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда.

Сражение на Мамаевом кургане пропитанной кровью высоте, возвышающейся над городом, было необычно беспощадным.. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми.

 А во время одной из советских контратак на Мамаев курган с целью перехватить его, советские войска потеряли целую дивизию в 10 тысяч человек в один день.Но наши солдаты продолжали верить в победу.

Ведущий 1:Непосредственную оборону Сталинграда выполняли две армии – 62-я и 64-я. Они приняли на себя основной удар.

Но конечный успех оборонительного сражения определялся стойкостью не только этих армий, но и активными действиями остальных сил Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть сил противника. Бои не прекращались даже в ночное время.

Советские войска не только мужественно оборонялись, но и постоянно наращивали мощь своих контрударов. В результате к середине ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.

Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу.

Ведущий 2: Великое  мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк: « Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, – мужчины и женщины». Фашисты гибли сотнями.

Главным в письмах немецких солдат становится мотив предчувствия смерти: «Мы никогда уже не покинем Россию»; «каждый из нас здесь и погибнет»; «если из-за этого письма меня притянут к военному трибуналу и расстреляют, это будет для меня благом».

К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне.

Ученик   рассказывает  стихотворение

Здесь все смешалось в этой круговерти: Огонь и дым, пыль и свинцовый град. Кто уцелеет здесь … до самой смерти

Не позабудет грозный Сталинград.

Пусть против нас здесь тысячи орудий На каждого – десятки тонн свинца. Пусть смертны мы, пускай мы только люди,

Но мы верны отчизне до конца.

Пусть отступать пришлось нам долго Ценою горя и утрат Но « нет для нас Земли за Волгой» —

Сказал  впервые Сталинград!

«III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)»

Ведущий 1:19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огнен­ная лавина реактивных снарядов «Катюш».

Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед. 23 ноября соединения фронтов встретились.

Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.

Ведущий 2: Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление.

К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.

Читайте также:  Классный час для начальной школы. правила поведения в гостях

Ведущий 1: 10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й ар­мии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.

Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме фашистских войск в районе Сталинграда и вдохновила силы сопротивления Европы на дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищен легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны.

Показ док.фильма «Сталинградская битва»

Ученик    рассказывает стихотворение

Они прикрыли жизнь собою, Жизнь начинавшие едва, Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава.

И вот приказ «Назад – ни шагу! Суровый сталинский приказ Вселил в сердца людей отвагу

Что не далек  Победы час. 

Гулко катился в кровавой мгле Сотой атаки вал, Злой и упрямый, по грудь в земле, Насмерть солдат стоял. Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград.

  Чтец:….  (Слайд с Мамаевым курганом)

Второе февраля – Победа в Сталинградской битве! Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина… И как в немом… и чёрно-белом, старом фильме Печален шаг Потомков… Сердце… и Душа… Здесь не чеканят шаг. Здесь всё открыто… Идут и Ветераны, Деды и Отцы… И преклоняются к Фамилиям убитых

https://www.youtube.com/watch?v=C0BcS_9gmQo

За Жизнь что после… Матери… Сыны…

   Чтец:  ….

Звенят Медали… Алые гвоздики — На мрамор Памяти от всех Живых! И Русское, извечное Простите… На склоне… в Храме Всех Святых… Минута длится… в Слёзы верить… И Жизнь, как Покаяние – длинна! А Подвиг Ваш… конечно не измерить…

Всё потому… что Родина… Одна!

Учитель:

Мамаев курган- один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.

Сегодня, говоря о победе и воздавая признание и благодарность победителям, мы никогда не должны забывать о тех, кто навсегда остался лежать под Сталинградом. К сожалению, их оказалось немало.  

     Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей Родины.

Показ панорамы памятников «Мамаева кургана» ( слайд 5 по 14)сопровождение песней « На Мамаевом кургане»

Даша рассказывает стихотворение М.Дудина «Нет безымянных солдат»

Ведущий 2: Героев наградили орденами , медалями , званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… . Нужно ли это мёртвым? Нет. Это нужно живым.  Чтобы не забывали.

Будь ты проклята,  война!  Минута молчания.

Инсценировка военно-патриотической песни  «Журавли» 

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/1116-34.html

Урок Мужества. Сталинградская битва

МБОУ ООШ № 60, учитель русского

языка и литературы Р.Т. Клейн

Тема: «Сталинградская битва»

Форма проведения занятия: урока мужества

в 8 классе

Краткое содержание: Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, учит уважать тех, кто защищал Родину от фашизма.

Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне.

  • Познакомить обучающихся с историей своего родного края, своего народа, расширить представления о Сталинградской битве;

  • Формировать патриотические чувства, чувство гордости за свою страну, гражданское самосознание, чувство гордости за достижения своих земляков;

Воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны, уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны

Задачи: раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной, помогать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.

Область применения: Урок Мужества.

Формы и методы реализации: урок и презентация.

Ожидаемые результаты: активизация образования учащихся в области патриотического воспитания детей и молодежи.

Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint, выставка книг о Сталинградской битве, детские рисунки о войне, записи военных песен, репродукции картин, посвященных войне, памятников войны; выставка книг о Сталинградской битве.

Подготовка: поиск и чтение книг о Сталинградской битве, рисунки о войне, подготовка к викторине (вопросы викторины заранее были выставлены в классном уголке).

Ход мероприятия

Содержательная часть

Ведущий:

Вам, кому ещё нет 16….Всем, кто пока не знает, что такое война…Посвящается,Чтобы помнили…

Чтобы поняли…

Звучит фонограмма «Звучит запись песни “Священная война”».

Учитель: Что вы можете назвать, словом Родина?

Ученики: Россия. (слайд 1 )

Учитель: Правильно. Сталинград, Волгоград. Эти слова слились воедино. Это имя города, прославившегося легендарным мужеством и стойкостью своих защитников. Битва за этот город получила название Сталинградская битва, сегодня мы вспомним события тех страшных дней.

Ведущий Город (до 1925 года — Царицын) основан в XVI веке. К 40-м годам XX века Сталинград превратился в один из крупных промышленных центров страны. Накануне войны в нем проживало около полумиллиона человек и насчитывалось свыше 120 промышленных предприятий.

В городе работал знаменитый в 30-е годы тракторный завод, который давал стране 50% тракторов. В 1940 году на его базе начинается производство танков Т-34

Ученик: 1

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои,

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Ученик: 2

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Всё стареет,

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

Ведущий. Все дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны.

Каждый год, 2 февраля, мы отмечаем годовщину Сталинградской битвы, вспоминаем всех, кто отдал жизни, защищая нашу землю от немецко-фашистских захватчиков. 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва. 2 февраля 2013 года наша страна отмечает 74 года Сталинградской битве.

Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, символом величайшего мужества, навсегда останется в веках, в памяти человечества. Сегодня на уроке мы вспомним события тех страшных дней.

Звучит фонограмма “Вставай страна огромная”.

(5 слайд) 17 июля 1942 в излучине Дона начались кровопролитные бои. Ценой огромных потерь враг продвигается к Волге. И 23 августа прорвав оборону советских войск, гитлеровские танки подошли к Сталинграду – это был самый страшный для города день. Фашисты совершили более 2 тысяч самолетовылетов. Город был превращен в руины

Ученик: 1

От рожденья земля не видала

Ни осады ни битвы такой,

Содрогалась земля и краснели поля

Все пылало над Волгой рекой.

Следы врага – развалины и пепел,

Здесь все живое выжжено дотла.

Сквозь дым нет солнца в черном небе

На месте улиц – камни и зола.

(6-7слайд). Весь мир, затаив дыхание, следил за битвой на Волге, понимая: здесь решается исход войны. Боевым девизом защитников Сталинграда стали слова: “За Волгой для нас земли нет!”

Ученик2:

И вот приказ «Назад – ни шагу!

Суровый сталинский приказ

Вселил в сердца людей отвагу

Что не далек Победы час.

Ученик3:

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград.

Ученик 4:

Сто пикировщиков выли над ним

В небе, как огненный змей,

Он не покинул окопа, храним

Верностью русской своей.

Меж обгорелых черных громад

Он защищал Сталинград.

Ученик 5:

Танк на него надвигался, рыча,

Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в канаве, сплеча

Танки гранатой разил.

Пуля – за пулю. Снаряд – за снаряд.

Он защищал Сталинград.

Ученик 1:

Смерть подступала к нему в упор.

Сталью хлестала тьма.

Артиллерист, пехотинец, сапёр –

Он не сошел с ума.

Что ему пламя геенны, ад?

Он защищал Сталинград.

Ученик 2:

Время придет – рассеется дым,

Смолкнет военный гром.

Шапку, снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

– Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

(8,9,слайд). Город превратился в горящие развалины. В битве, которая не утихала ни днем, ни ночью, перемешалось все. Прорывавшиеся в разрушенные кварталы города немецкие солдаты попадали под обстрел, ведущийся из-за каждой груды обломков. Советские солдаты дрались за каждый дом, за каждый этаж. И это продолжалось больше двух месяцев!

(12 слайд). Дом сержанта Павлова – Дом солдатской славы. 58 дней в окружении немцев отбивали наши бойцы атаки врага. Они держали под пулеметным огнем площадь и ближайшие улицы.

Великим был и трудовой подвиг сталинградцев. Под непрерывными бомбежками артиллерийскими обстрелами они продолжали выпускать орудия, минометы, автоматы; знаменитые танки Т-34, собранные руками рабочих тракторного завода, из ворот уходили прямо в бой.

(13 слайд) Упорные бои шли на Мамаевом кургане. Его называли главной высотой Родины, высотой 102, которая до четырнадцати раз за одни сутки переходила из одних рук в другие.

На вершине Мамаева кургана после боя на каждом квадратном метре земли насчитывалось более тысячи осколков снарядов, мин, гранат, которые чешуей покрывали землю. Поэтому это место является святым для каждого русского человека.

Здесь в шестидесятые годы XX века создан мемориальный комплекс “Героям Сталинградской битвы”. Скульптор Евгений Викторович Вучетич, архитектор Яков Борисович Белопольский.

(14 слайд)19 ноября 1942 года началось наступление на врага. Через четыре дня в кольцо окружения Советских войск попали тысячи немецких солдат и офицеров. Бои продолжались до 2 февраля 1943 года. Успешное окончание Сталинградской битвы стало еще одним венцом воинской славы России.

После Сталинградской битвы иностранные архитекторы предложили не восстанавливать город, а обнести его колючей проволокой, как памятник тех суровых дней, а новый город построить ниже по Волге.

Но город восстал из пепла. Он стал памятником мужества, стойкости, героизма советских людей. О жизненной силе этого города напоминает тополь на аллее героев. Он один сохранился из довоенного времени. Не осталось ни одного дерева. На этой улице стальные балки свисали как макароны, а этот тополь выжил. И только наросты на его теле говорят нам о тяжелых сражениях и боях.

Правительство постановило присвоить городу Волгограду звание города-героя, вручило орден Ленина и медаль «Золотая Звезда»: «За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Ведущий В память о том героическом сражении в городе Волгограде было построено много памятников. Посвящены они людям, улицам, отрядам, армиям. Но самыми известными из них являются: Музей-панорама Сталинградской битве и ансамбль Мамаев курган.(15 слайд).

Учитель. Давайте и мы с вами почтим память о событиях тех страшных и героических лет, память о людях, которые не жалея жизни, совершили подвиг, благодаря которому мы с вами живём в мире.

Минута молчания.(16 слайд)

Ученик 1:

Под Сталинградом был смертельный бой

Все защищали город наш родной,

Горит огонь, как память грозных лет,

Мы будем помнить, всех кого сегодня нет.

Ученик 2:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память вечную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Ученик 3:

От нас далёки годы эти,

Но вспомним мы о них стократ.

Пусть славят гимном на планете

Геройский город Сталинград.

Ученик 4:

Февраль – февраль, солдатский месяц-

Пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдёт. И сто метелиц.

А мы пред ними все в долгу.

Февраль – февраль. Солдатский месяц –

Горят гвоздики на снегу.

Ученик 5:

В свой срок – не поздно и не рано —

Придёт зима, замрёт земля.

И ты к Мамаеву кургану

Придёшь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цвет

Ученик 1:

Не волнуйтесь, березы, никогда, никогда

Над безмолвным солдатом не померкнет звезда,

Нам, российским ребятам, в нашей жизни большой

Будет подвиг солдата путеводной звездой.

О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы.

Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков.

Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда…

Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя «Сталинград» золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.

Ребята, вы прочитали стихи замечательной поэтессы Маргариты Агашиной, которая жила в Волгограде, многие свои произведения посвящала любимому городу и мужественным защитникам города – героя.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-muzhiestva-stalinghradskaia-bitva.html

Ссылка на основную публикацию