Беседа для детей подготовительной группы «звезды и созвездия»

Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Звезды и Созвездия» подготовительная группа

Автор: Грицай Анжела Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 60 «Родничок» с. Молочное, г. Вологда

Цель: Закладывание у детей основ естественно-научных представлений о звездном небе.

Задачи: Расширять познавательный интерес в области астрономии.

Совершенствовать умение детей рассуждать, четко выражая свои мысли.

Вызывать у детей желание наблюдать за звездами.

Развивать мелкую моторику рук.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Обогащать речевой словарь словами по теме.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь.

Ход образовательной деятельности

—-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. А знаете ли вы, что ровно 54 года назад в загадочное звездное небо впервые был отправлен человек. Вот и мы сегодня попробуем заглянуть в звездное небо.

— Сегодня к нам придет необычный гость. А пока его нет, отгадаем загадки: Ярко светят огоньки

Освещая ночью путь…….(Звезды)

Поле не меряно, овцы не считаны. ( небо, звезды, месяц)

(Входит Звездочет) : Здравствуйте. Я Звездочет. Я слышал, что вы отгадывает загадки о звездах. А я люблю отгадывать тайны звезд. Наблюдая за звездами вчера вечером, я не увидел двух созвездий. Поможете их найти?

Воспитатель: Ребята, поможем звездочету найти созвездия?

Присаживаемся на стульчики и приглашаем звездочета присесть. (Звездочет садится отдельно)

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы сколько звезд на небе? (200 млн)

— Что такое звезда? (Звезда — это огромные огненные шары из газа и пыли, жидкости. Звезда — это часть Вселенной. Звезды кажутся маленькими, потому, что очень далеко от нас. Звезды бывают разных размеров.

Чем больше масса звезды, тем короче ее жизнь. Одна звезда может просуществовать миллионы лет. Звезды больше чем планеты. Вокруг звезд двигаются планеты. Старые звезды гаснут и остывают. Новые рождаются из облаков пыли и газа.

Звезды светят ярче в южной части света.)

—- А солнце — это звезда или нет? ( Солнце самая близкая к земле звезда. Солнце освещает нашу планету не только днем, но и ночью. Солнце, подобно всем звездам распространяет свет. Земля круглая, она вращается и поворачивается к солнцу то одной стороной, то другой. На одной стороне планеты – день, на другой – ночь.

—- Какая самая яркая звезда? ( Ярчайшая звезда — Полярная) Она недвижна. Она не меняет места. Звезда указывает направление на север. Эта путеводная звезда помогает людям находить дорогу к дому. Если встать к ней лицом, то впереди север, сзади за спиной — юг, по правую руку — восток, по левую — запад. Маша расскажет стишок.

Есть в небе звездочка одна, какая не скажу

Но каждый вечер у окна, я на нее гляжу!

Она мерцает ярко так, а в море где — нибудь,

Сейчас, наверное, моряк по ней сверяет путь!!!

—— Молодцы, ребята. Звездочет предлагает поиграть.

Игра «Добавь словечко»

—- Ребята, давайте поиграем. Подберите определения к слову «Звезда» ( яркая, тусклая, мерцающая, далекая…..)

—- Ребята, что образуют звезды? (созвездия)

—— Что такое созвездие? ( Созвездие — это группы звезд, которые мы видим в наше небе. Астрономы заметили, что звезды располагаются группами, и если соединить самые яркие из них воображаемыми линиями, получатся изображения различных предметов и животных. Так появились на звездном небе созвездия. Максим расскажет стишок.

Над землею ночью поздней, если бросишь в небо взгляд,

Ты увидишь словно гроздья там созвездия висят.

Можно взять перо Павлина, тронуть стрелки на часах,

Покататься на дельфине, покачаться на весах.

—— Сколько созвездий в небе? Назовите их. (88) 12 зодиакальных) (Большая и Малая медведица, Южный Крест, Часы, Компас, Микроскоп, Лев, Стрелец, Овен, Геркулес, Андромеда, Орион, Пегас)…

—— Ребята, а сейчас обратите внимание на стенд. ( на стенде созвездия Андромеды, Ориона, Большой Медведицы).

—— Наташа, какое созвездие ты узнала? (Вот Медведица Большая, кашу звездную мешает большим ковшом в котле большом!!!) Ребенок продолжает: Большая Медведица — семь ярких звезд, соединенные воображаемыми линиями. Получается ковш.

Есть легенда — некогда правил страной царь. У него была дочь – Каллисто. Она была красивее всех девушек на свете. Богиня Гера рассердилась на нее за ее красоту. И превратила ее в безобразную медведицу.

Муж Геры — бог Зевс любовался ею, пожалел ее, потащил на небо и превратил в яркое созвездие.

—— Мила, какое созвездие ты узнала? Можешь сосчитать, сколько звезд? ( Созвездие Андромеды, (Дочь царя, принесенная в жертву чудовищу. Она прикованная цепями. Ее спас благородный рыцарь)

—— Настя, какое созвездие ты узнала? (Созвездие Ориона – три ярких

звезды на поясе – Пояс Ориона. Древнегреческий охотник)

—— Молодцы. Музыкальная пауза.

А сейчас отдохнем. Представим себе, что мы звездочки. Потанцуем. Возьмемся крепко за руки и превратимся в созвездия. Встанем широко-широко, чтобы почувствовать, что мы все вместе составляем одно целое и каждая звездочка в этом созвездии очень важна.

—— Молодцы. Дети присаживаются за столы.

Источник: http://vospitateljam.ru/konspekt-neposredstvennoj-obrazovatelnoj-deyatelnosti-zvezdy-i-sozvezdiya-podgotovitelnaya-gruppa/

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: БЛОК «Звезды и созвездия» — конспект занятия

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

БЛОК «Звезды и созвездия»

ЦЕЛЬ: Развитие познавательной активности детей, умственных и художественно-эстетических способностей.

ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах). Уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах.
  2. Развивать внимание, память, наблюдательность, сценические способности. Совершенствовать умения детей передавать в изображении особенности строения космического корабля в аппликации.
  3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
  4. Активизировать словарь детей: созвездия, Вселенная, Солнечная система, название планет, название созвездий, космонавт, слова антонимы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Цикл занятий в рамках проектной деятельности «Этот загадочный Космос».

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: Демонстрационный материал «Космос», макет «Солнечная система», материал для инсценировки (набор инструментов, портреты космонавтов, костюм космонавта), конструктор «Космические корабли», ножницы, клей, салфетки, формы для вырезания.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  • Ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть на небе? (звезды, луну). Сколько на небе звезд?

Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.

  • Что представляет собой звезда? (Это громадные раскаленные газовые шары, похожие на наше солнце. Они светятся, но не греют, потому что находятся очень далеко от Земли, поэтому они кажутся нам такими маленькими.)

Для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных.

Мы с вами наблюдали за самой яркой звездой.

Ребенок: Есть в небе звездочка одна, какая не скажу.

Но каждый вечер из окна я на нее гляжу.

Она мерцает ярче всех и в небе где-нибудь, Сейчас, наверное, пилот по ней сверяет путь!

  • Как называется эта звезда? (Полярная звезда) В каком созвездии находится Полярная звезда? (в созвездии Малой медведицы)

Графическое упражнение «Соедини точки»

Попробуем соединить звездочки в этих созвездиях и посмотрим, что получится. Ребенок: Вот Медведица Большая Кашу звездную мешает Большим ковшом в котле большом.

А рядом тускло светится Малая Медведица, Маленьким ковшиком Собирает крошечки! Отгадайте загадку, тогда вы узнаете, что еще можно увидеть на небе. Ночью по небу гуляю, Тускло Землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной, А зовут меня…(Луной)! (выставляется иллюстрация)

  1. Что же такое Луна, и почему художник нарисовал так, что Земля держит Луну за руку? (Луна — это спутник Земли.)
  2. А что же такое Земля? (Земля — это планета.)
  3. Верно. Мы говорили, что Земля — это родной дом, а Солнечная система — родной город, в которой находится наш дом. В этом солнечном городке есть и другие планеты.
  4. Все эти планеты объединены в Солнечную систему. Почему эту систему назвали — Солнечной? (Потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце — это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.)

У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По-разному все они Солнцем согреты.

Дидактическая игра «Солнечная система»

  1. Помогите мне вернуть планеты на свою орбиту. На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья! (Меркурий)

А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)

А эта планета нам всем дорога, Нам жизнь подарила планета….(Земля)

К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс)

А эта планета гордится собой,

Поскольку, считается самой болыпой.9Юпитер)

Планета кольцами окружена И этим от всех отличилась она. (Сатурн)

А что за планета Зеленого цвета? (Уран)

Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал. (Нептун) Кружиться хоровод планет, У каждой свой размер и цвет. Для каждой путь определен, Но только на Земле мир жизнью заселен.

  1. Почему мы можем утверждать, что только на Земле есть жизнь? (Это подтверждают исследования.)

-Человека всегда интересовал загадочный мир Космоса. Есть ли воздух на других планетах, есть ли там животные, растения. И вот ученые под руководством Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство.

  1. Какое живое существо первым побывало в Космосе? (Собаки: Белка и стрелка.) В космической ракете с названием «Восток»

Кто первый на планете подняться к звездам смог? (Ю.А.Гагарин) -12 апреля 1961 года впервые в мире Ю.Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на космическом корабле. Этим подвигом гордится наша страна.

  1. Кто повторил подвиг Гагарина? (Г.Титов, В.Терешкова, С.Савицкая)
  2. Чем занимаются космонавты во время полета? (Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли, Луны, других планет. Сообщают о приближающихся ураганах, тайфунах, стихийных бедствиях, уточняют прогноз погоды, обеспечивают спутниковую теле, радио связь.)

Речевая игра «Скажи наоборот»

  1. Каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество.

Ленивый — трудолюбивый

Злой — добрый

Слабый — сильный

Медлительный — быстрый

Неряшливый — аккуратный

Грустный — веселый

Нервный — спокойный

Старый — молодой

Трусливый — смелый

Неуклюжий — ловкий

  1. Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту.
  2. Вы бы хотели стать космонавтами?

Инсценировка «Космический полет»

Первый ребенок: Герои-космонавты летали на ракетах.

Мы наших космонавтов видали на портретах. Второй ребенок: Давайте поиграем — ракету смастерим!

Как наши космонавты, все в Космос полетим! Третий ребенок: Игру такую славную придумал ты для нас.

Что нужно для ракеты? Достанем мы сейчас. Первый ребенок: У меня, ребята, есть чудесный клей. Второй ребенок: Я принес с собою ящичек гвоздей. Третий ребенок: Вот картон, фанера, всякий инструмент. Все вместе: Смастерим ракету мы в один момент.

  1. А мы, ребята, поможем нашим космонавтам смастерить ракету.

Дидактическая игра «Собери из частей»

второй ребенок: Мы сейчас все космонавты , Как Гагарин ,как Титов Экипаж ракеты нашей В космос вылететь готов . Четвертый ребенок: Ждут нас быстрые ракеты для полета на планеты. На какую захотим, на такую полетим.

  1. Ракета к вылету готова? Занимайте места .{дети встают парами)
  2. Начинаем отсчет: 10,9,8,7… 1,пуск. Третий ребенок: Летит в космические дали

Наш космонавт вокруг Земли, Хоть в корабле малы окошки, Все видит он, как на ладошке: Степной простор, морской прибой, А может быть и нас с тобой. Второй ребенок: Командир корабля, доложите обстановку! Первый ребенок: Все В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ! Третий ребенок: Разрешите выход в открытый космос! Первый ребенок: Разрешаю! Внимание невесомость!

Релаксационные упражнения «Парим в воздухе»

-Предлагаю вернуться на Землю.

-Вот мы и дома. Во время путешествия мы увидели много интересного. Предлагаю изобразить то, что вы увидели.

-Возьмите готовые формы, вырежьте их по контуру, составьте одну общую картину и приклейте изображения, (самостоятельная деятельность детей)

Подведение итогов занятия.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/08/blok-zvezdy-i-sozvezdiya-konspekt-zanyatiya

Конспект занятия «Звёзды и созвездия»

Конспект занятия

По основам экологии на тему:

«Звёзды и созвездия»

(для детей 6-7 лет)

Составила:

Воспитатель Васильева Л.П.

с. Марисола

2012 г.

Программное содержание.

-Познакомить детей со строением солнечной системы.

-Продолжать знакомить с профессией «Космонавт»

-Рассказать о звёздах и зодиакальных созвездиях.

-Дать понятие о Солнце – как о самой ближайшей к нам звезде.

-Научить находить на небе созвездия « Большой медведицы» и « Полярную звезду».

-Развивать логическое мышление, воображение, память, наблюдательность.

— Воспитывать интерес к астрономическим объектам.

Материалы и оборудование:

Картины и плакаты из серии « Космос», фосфорное панно «Вселенная», « Мини- планетарий» с карточками, дидактическая игра «Собери созвездия», фланелеграф, видеофильм «Полёт первого человека в космос» , запись медленной музыки, конверт с листом бумаги, фонарь, файлы с заданиями, фломастеры, мокрая губка, сувениры, бейджики с именами детей.

Ход занятия.

( Встречаю детей, подвожу их к гостям).

Посмотрите, ребятки, сколько к вам сегодня пришло гостей. Давайте мы их поприветствуем. Скажем дружно «Здравствуйте» , этим волшебным словом мы пожелаем им здоровья. Встаньте в круг и улыбнитесь друг другу. Я вижу, что вы дружные ребята. Молодцы! Хочу с вами поиграть. Согласны? Тогда займите свои места. Ребята, вы любите праздники? У кого какой любимый праздник? (ответы детей).

Есть очень много профессиональных праздников. Например, День воспитателя, он празднуется 27 сентября, 1 июня- считается Днём защиты детей. А вот 12 апреля- День космонавтики. В этот день-12 апреля 1961 года человек первый раз полетел в космос. Он облетел на космической ракете весь земной шар и благополучно вернулся на землю.

Этим человеком был гражданин нашей страны (показываю портрет). Звали его Юрий Алексеевич Гагарин. Ракета, на которой он совершил путешествие, называлась «Восток». Когда он вернулся из космоса- ликовала вся страна. Хотите посмотреть, как это было? Для этого отправимся в космическую лабораторию. У нас есть такая возможность.

Так как же звали человека, впервые побывавшего в космосе? Правильно, Ю. А. Гагарин. Давайте все вместе перенесёмся в прошлое и посмотрим фильм. Как вы, ребята, думаете, что интересного он там увидел? (перечисляют). Вы сами когда-нибудь наблюдали за звёздами?

— Какого они цвета?

( БЕЛОГО,ГОЛУБОГО,ЖЁЛТОГО И КРАСНОГО).

— Когда лучше всего видны звёзды? (ночью). Почему? (опыт с конвертом и фонариком).

Правильно, потому что днём нашу Землю освещает Солнце.

— Какого цвета Солнце? ( красного или жёлтого).

-Что даёт нам Солнце? (свет, тепло).

Хотите посмотреть на ночное звёздное небо?.

( Фосфорное панно «Вселенная»).

Ещё в давние времена людей интересовали звёзды. Чтобы было удобно изучать их, они придумали их объединить в небольшие группы, например, созвездия: Лира, Лебедь, Кассиопея.

https://www.youtube.com/watch?v=OkMy0f4SSGw

Есть такие созвездия, которые вы, наверное, слышали. Их всего 12. Они называются зодиакальными ( показываю ).

Провожу физкультминутку:

« А сейчас мы с вами дети

Улетаем на ракете

На носки поднимись

А потом руки вниз

Раз, два, три, четыре

Читайте также:  Загадки про внешность человека с ответами

Вот летит ракета ввысь

Руки в стороны – в полёт

Отправляем звездолёт

Правое крыло вперёд,

Полетел наш звездолёт.

Есть ещё одно самое знаменитое созвездие. Оно называется « Созвездие Большой Медведицы». В народе его называют « Ковш». Оно знаменито и известно тем, что с помощью него можно найти направление на север. А если мы знаем где Север , то легко найдём остальные направления.

-Какие?

( Юг, Запад, Восток ).

Сегодня я научу вас , ребятки, находить «созвездия большой медведицы» и определять направление на Север.

( фланелегреф и дидактическая игра «Собери созвездия».

Состоит оно из семи звёзд. Четыре из них образуют основания ковша, а три- ручку, вот в таком порядке (выкладываю).

Рядом с этим созвездием ( в самой середине ручки) расположилась ещё одна знаменитая звёздочка (Конь и Всадник). С помощью её в старину проверяли зрение. Да, да! Проверяли зрение !

Если человек видит эту звёздочку, будет хорошим охотником и метким стрелком.

Если провести через две крайние звезды одну прямую линию и продолжать вести её вверх, то на пути нам встретится самая яркая « Полярная» звезда, которая и укажет направление на Север.

Хотите посмотреть как это выглядит на небе? ( мини- планетарий)

Кто хочет выложить это созвездие на фланелеграфе?

Теперь задание для всех: определить на звёздном небе «Созвездие большой медведицы» и указать местонахождение «Полярной звезды».

(Раздаю листы- файлы с заданием и фломастеры. Звучит медленная музыка.( проверяю правильность выполнения задания).

Молодцы, ребятки! Вы замечательно поработали в нашей космической лаборатории.

-Что вам больше всего понравилось?

На память дарю вам вот эти сувениры.

Спасибо за старание а навыки и знания со временем придут!

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-zaniatiia-zviozdy-i-sozviezdiia.html

Рассказы про созвездия звездного неба для детей и атлас-определитель звезд

У Плешакова возникла хорошая идея — создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею подобрали и создали свой атлас-определитель, который еще более информативен и нагляден.

Что такое созвездия?

Если в ясную ночь поднять в небо глаза, то можно увидеть множество сверкающих, различных по размеру огоньков, которые словно россыпь бриллиантов, украшают небосвод. Эти огоньки называются звезды.

Часть из них как-будто собраны в скопления и при длительном рассматривании их можно разделить на определенные группы. Такие группы человек назвал «созвездия».

Некоторые из них могут напоминать форму ковша или затейливые очертания животных, однако, во многом, это лишь плод воображения.

Много веков астрономы старались изучить такие скопления звезд и придавали им мистические свойства. Люди пытались их систематизировать и найти общую закономерность, так и появились созвездия.

На протяжении долгого времени созвездия тщательно изучались, некоторые разбивали на более маленькие, и они переставали существовать, а некоторые после уточнения просто корректировались.

Например, созвездие Арго было поделено на более мелкие созвездия: Компас, Киль, Парус, Корма.

История происхождения названий созвездий также очень интересна. Для облегчения запоминания им давали названия, объединённые одной стихией или литературным произведением. Например, было замечено, что в период сильных дождей Солнце встает со стороны определенных созвездий, которым дали следующие названия: Козерог, Кит, Водолей, созвездие Рыб.

Чтобы привести все созвездия к определенной классификации, в 1930 году на заседании Международного астрономического союза было принято решение об официальной регистрации 88 созвездий. Согласно принятому решению созвездия состоят не из групп звезд, а представляют собой участки звездного неба.

Какие бывают созвездия?

Созвездия различаются по числу и яркости звезд, входящих в его состав. Выделяют 30 самых заметных групп звезд. Наиболее протяжённым по площади созвездием считается Большая Медведица. В ее состав входит 7 ярких и 118 видимых невооруженным взглядом звезд.

Самое маленькое созвездие, расположенное в южном полушарии, называют Южный Крест и увидеть его невооруженным глазом невозможно. Оно состоит из 5 ярких и 25 менее заметных звезд.

Малый Конь является самым маленьким созвездием северного полушария и состоит из 10 слабых звезд, которых можно увидеть невооруженным взглядом.

Самым красивым и ярким считается созвездие Ориона. В его состав входит 120 звезд, видимых невооруженным взглядом и из них 7 очень ярких.

Все созвездия условно делят на расположенные в южном или северном полушарии. Тем, кто живет в южном полушарии Земли, не видны скопления звезд, расположенные в северном и наоборот.

Из 88 созвездий, 48 находятся в южном полушарии, а 31 — в северном. Оставшиеся 9 групп звезд расположены в обеих полушария. Северное полушарие легко определить по Полярной звезде, которая всегда очень ярко светит на небосклоне.

Она является крайней звездой на ручке ковша Малой Медведицы.

В связи с тем, что Земля вращается вокруг Солнца, которое и не дает увидеть некоторые созвездия, происходит смена времен года и изменяется положение этого светила на небосклоне. Например, зимой расположение нашей планеты на околосолнечной орбите является противоположным таковому летом.

Поэтому, в каждое время года можно увидеть только определенные созвездия. Например, в летний период на ночном небе можно увидеть образованный звездами Альтаир, Вега и Денеб треугольник. В зимнее время возникает возможность полюбоваться на бесконечно красивое созвездие Орион.

Поэтому иногда и говорят: осенние созвездия, зимние, летние или весенние созвездия.

Созвездия лучше всего видны в летнее время и желательно их наблюдать на открытом пространстве, вне города. Некоторые звезды можно увидеть невооруженным взглядом, а для некоторых может понадобиться телескоп. Лучше всего видны созвездия Большой и Малой медведицы, а также Кассиопея. Осенью и зимой хорошо видны созвездия Тельца и Орион.

Яркие созвездия, которые видно в России

К самым красивым созвездиям северного полушария, видимым в России, относятся: Орион, Большая медведица, Телец, Большой пес, Малый пес.

Если всмотреться в их расположение и дать волю фантазии, то можно увидеть сцену охоты, которая, словно на древней фреске, запечатлена на небосклоне уже более двух тысяч лет. Отважный охотник Орион всегда изображен в окружении зверей. Справа от него бежит Телец, и охотник замахивается на него дубиной. У ног Ориона расположена верные Большой и Малый псы.

Созвездие Орион

Это самое большое и красочное созвездие. Его хорошо видно осенью и зимой. Орион можно увидеть над территорией всей России. Расположение его звезд напоминает очертания человека.

История образования этого созвездия берет свое начало из древнегреческих мифов. Согласно им, Орион был смелым и сильным охотником, сыном Посейдона и нимфы Эмвриалы. Он часто охотился вместе с Артемидой, но однажды, за победу над ней во время охоты, был поражен стрелой богини и погиб. После смерти он и был превращен в созвездие.

Ярчайшей звездой Ориона является Ригель. Она в 25 тыс. раз ярче Солнца и в 33 раза больше его по размеру. Эта звезда имеет голубовато-белое свечение и считается сверхгигантской. Однако, несмотря на такие внушительные размеры, она значительно меньше, чем Бетельгейзе.

Бетельгейзе украшает правое плечо Ориона. Она в 450 раз больше диаметра Солнца и если его поставить на место нашего светила, то эта звезда займет место четырех планет до Марса. Светит Бетельгейзе в 14000 раз ярче, чем Солнце.

В созвездие Орион входят также туманность и астеризмы.

Созвездие Телец

Еще одним большим и невообразимо красивым созвездием северного полушария является Телец. Оно располагается на северо-западе от Ориона и находится между созвездиями Овен и Близнецы. Недалеко от Тельца расположены таким созвездия, как: Возничий, Кит, Персей, Эридан. 

Это созвездие в средних широтах можно наблюдать на протяжении практически всего года, исключение составляет вторая половина весны и начало лета.

История возникновения созвездия восходит к древним мифам. В них говорится о Зевсе, превратившимся в тельца, для того, чтобы похитить богиню Европу и привести ее на остров Крит. Впервые это созвездие описал Евдокс — математик, живший задолго до нашей эры.

Самой яркой звездой не только этого созвездия, но и других 12 групп звезд является Альдебаран. Она расположена на голове Тельца и раньше ее называли «глазом». Альдебаран в 38 раз больше диаметра Солнца и в 150 раз его ярче. Эта звезда находится на расстоянии 62 световых лет от нас.

Второй по яркости звездой созвездия является Нат или Эль-Нат (бычьи рога). Она располагается вблизи Возничего. Она ярче Солнца в 700 раз и больше его в 4,5 раза.

В пределах созвездия расположены два невероятно красивых рассеянных скопления звезд Гиады и Плеяды.

Возраст Гиад составляет 650 млн. лет. Их можно без труда найти на звездном небе благодаря Альдебарану, который прекрасно виден среди них. В их состав входит около 200 звезд.

Плеяды получили свое название благодаря девяти частям. Семь из них названы в честь семи сестер Древней Греции (Плеяд), а еще две — в честь их родителей. Плеяды очень хорошо заметны зимой. Они включают около 1000 звездных тел.

Не менее интересным образованием в созвездии тельца является Крабовидная туманность. Она образовалась после взрыва сверхновой в 1054 г. и была открыта в 1731 г. Удаленность туманности от Земли составляет 6500 световых лет, а диаметр ее около 11 св. лет.

Созвездие Большой Пес

Это созвездие относится к семейству Ориона и граничит с созвездиями Орион, Единорог, Малый Пес, Заяц.

https://www.youtube.com/watch?v=ngmVoeP95xc

Созвездие Большого Пса впервые было обнаружено Птолемеем во втором веке.

Существует миф, согласно которому Большой Пес раньше был Лелапом. Это был очень быстрый пес, который мог догнать любую добычу. Однажды он погнался за лисицей, которая не уступала ему в скорости. Итог гонки был предрешен, и Зевс превратил обоих животных в камень. Пса он поместил на небо.

Созвездие Большого пса очень хорошо видно зимой. Самой яркой звездой не только этого, но и всех других созвездий является Сириус.

Она имеет голубоватый блеск и расположена довольно близко к Земле, на расстоянии 8,6 световых лет. По яркости в нашей солнечной системе ее превосходят Юпитер, Венера, Луна.

Свет от Сириуса доходит до Земли через 9 лет, и он в 24 раза сильнее солнечного. У этой звезды есть спутник, который называется «Щенок».  

С Сириусом связывают образование такого понятия, как «Каникулы». Дело в том, что эта звезда появлялась на небосклоне в период летней жары. Поскольку Сириус в переводе с греческого называется «канис», то этот период греки стали назвать каникулами.

Созвездие Малый Пес

Малый Пес граничит с такими созвездиями, как: Единорог, Гидра, Рак, Близнецы. Это созвездие олицетворяет собой животное, которое вместе с Большим Псом следует за охотником Орионом.

История образования этого созвездия, если опираться на мифы очень интересна. Согласно им, Малый Пес — это Мэра, собака Икария. Этого человека научил делать вино Дионис и этот напиток получался очень крепким. Однажды его гости решили, что Икария решил их отравить и убили его. Мэра очень грустил по хозяину и вскоре умер. Зевс расположил его в виде созвездия на звездном небе.

Лучше всего это созвездие наблюдать в январе и феврале.

Самыми яркими звездами этого созвездия являются Порцион и Гомейса. Порцион находится на расстоянии 11,4 световых лет от Земли. Он несколько ярче и горячее Солнца, но физически мало от него отличается.

Гомейса видима невооруженным взглядом и светится бело-голубым светом.

Созвездие Большая Медведица

Большая Медведица, напоминающая по форме ковш, является одним из трех самых крупных созвездий. Оно упоминается в трудах Гомера и в Библии. Это созвездие очень хорошо изучено и имеет большое значение во многих религиях.

Оно граничит с такими созвездиями, как: Водопас, Лев, Гончие Псы, Дракон, Рысь.

Согласно древнегреческим мифам, Большая Медведица ассоциируется с Каллисто, красивой нимфой и возлюбленной Зевса. Его жена Гера в наказание превратила Каллисто в медведя. Однажды, этот медведь наткнулся в лесу на Геру и их с Зевсом сына, Аркаса. Чтобы избежать трагедии, Зевс превратил сына и нимфу в созвездия.

Большой ковш образуют семь звезд. Наиболее яркими из них являются три: Дубхе, Алькаид, Алиот.

Дубхе является красным гигантом и указывает на Полярную звезду. Она находится в 120 световых годах от Земли.

Алькаид, третья по яркости звезда созвездия, выражает конец хвоста Большой Медведицы. От Земли она находится на расстоянии в 100 световых лет.

Алиот — самая яркая звезда в созвездии. Она олицетворяет собой хвост. Из-за своей яркости она применяется в навигации. Алиот светит в 108 раз ярче, чем Солнце.

Эти созвездия являются наиболее яркими и красивыми в северном полушарии. Их прекрасно можно увидеть невооруженным взглядом в осеннюю или морозную зимнюю ночь. Легенды их образования позволяют разгуляться фантазии и представить, как могучий охотник Орион вместе со своими верными псами бежит за добычей, а Телец и Большая Медведица внимательно наблюдают за ним.

Россия находится в северном полушарии, и в этой части неба нам удается видеть лишь некоторые от всех существующих на небе созвездий. В зависимости от времени года меняется только их положение на небе. 

Источник: https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/900-rasskazy-pro-sozvezdiya-zvezdnogo-neba-dlya-detej.html

Звезды и созвездия — презентация

Скачать презентацию (2.95 мб)

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1

СОЗВЕЗДИЯ

Колесова Ж. В., учитель физики МОУ «СОШ п. Бурасы»

СОЗВЕЗДИЯ

Слайд №2

Звёздное небо

Вселенная, конечно, бесконечна, А звезды — население ее. . И светят звезды в небе ярко, вечно, А мы их наблюдаем бесконечно… Ученый муж Михайло Ломоносов Ведь тоже эти звезды созерцал, Смотрел, мечтал, открытья совершал И новое в науке открывал! Сегодня мы любуемся Вселенной И изучаем звездный небосвод. До звезд свой взор мы направляем, Вдаль смотрим, звезды изучаем.

Слайд №3

Звёздное небо

В древние времена наши предки делили звездное небо на четко различимые сочетания звезд, которые назвали созвездиями. Названия созвездий связывали с мифами, именами богов, названиями приборов и механизмов.

Слайд №4

Созвездия

Современные астрономы делят все небо на 88 созвездий, границы между которыми проведены в виде ломаных линий по дугам небесных параллелей. названия созвездий и их границы были установлены только в 30 года ХХ века.

Слайд №5

Большая медведица

Всемогущий бог Зевс полюбил прекрасную нимфу Калисто. Чтобы избавить Калисто от своей ревнивой жены Геры, Зевс обратил свою возлюбленную в Большую медведицу и вознёс на небо. Вместе с ней Зевс обратил в медведицу и её любимую собаку – это Малая медведица

Слайд №6

Малая Медведица

Это созвездие также хорошо известно, потому что последняя звезда в «хвосте» Малой Медведицы — это знаменитая Полярная звезда, звезда мореходов и путешественников. Полярная звезда находится почти всегда остается на одном и том же месте, в то время как остальные звезды вращаются вокруг нее по небосводу

Слайд №7

Читайте также:  Конспект занятия в младшей группе на тему «форма и цвет»

Созвездие Ориона

В греческой мифологии Орион был сыном брата Зевса-громовержца – Посейдона. Когда Орион вырос, он стал великим охотником.

Но богиня Гера рассердилась на Ориона за его слова о том, что он может победить любое животное, и наслала на него Скорпиона, от ядовитого укуса которого Орион погиб. Гера перенесла Скорпиона на небо.

Богиня Артемида просила Асклепия оживить Ориона, но сам Зевс помешал этому. Тогда Артемида попросила Зевса перенести на небо и Ориона.

Слайд №8

Созвездие скорпиона

Гера перенесла Скорпиона на небо. Зевс пожалел великого охотника и разместил так созвездия Ориона и Скорпиона на небе, что охотник всегда может уйти от своего преследователя

Слайд №9

Созвездия псов (Большого и малого)

С созвездием Большого Пса связано слово каникулы. Дело в том, что жрецы Древнего Египта тщательно отмечали момент, когда начинается разлив Нила, а затем летний зной. Сириус, восходящий на заре в июле (для северного полушария), предвещал начало самых жарких летних дней.

По латыни слово «собака» звучит как «канис». Отсюда период летнего зноя и отдыха от сельскохозяйственных работ у римлян получил название «каникулы» – «собачьи дни».

По одному древнегреческому мифу созвездие названо в честь меньшего из двух псов Ориона, по другому – в честь собаки Одиссея, которая верно ждала его.

Слайд №10

Созвездие Северная Корона

Красавица Ариадна, похищенная Тесеем и безжалостно покинутая им на берегу моря, громко рыдала и взывала к небу о помощи. В конце концов, к ней явился Вакх и, влюбившись в красавицу, взял её в жёны. Северная Корона — свадебный подарок, помещённый на небо.

Слайд №11

Созвездия Цефея и кассиопеи

В незапамятные времена у мифического эфиопского царя Цефея была красавица-жена, царица Кассиопея. Однажды она имела неосторожность похвастаться красотой своей дочери Андромеды в присутствии нереид — мифических жительниц моря. Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожиравшее людей

Слайд №12

Созвездия персея и андромеды

Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение свою любимую дочь. Он приковал ее к прибрежной скале, и Андромеда стала ждать своей гибели. Но герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе, спас ее.

Слайд №13

Созвездие единорога

В давние времена единороги сражались со львами за власть. Эти битвы продолжались бы и доныне, если бы в дело не вмешались люди. Кто-то сказал, что рог единорога излечивает от всех болезней, и они стали устраивать облавы на это гордое животное.

Единорог умело оборонялся и мог противостоять сразу многим охотникам и сворам собак. Люди прознали, что свирепый зверь теряет свой боевой задор в присутствии девушки. Он подходит к ней и кладет голову ей на колени, как ручное животное.

Охотники стали усаживать на лесной поляне девушку, к которой обязательно выходил прекрасный белый единорог. Тут-то они все выскакивали с криками из кустов и начинали наносить удары копьями…
Так продолжалось до тех пор, пока с лица Земли не исчез последний единорог.

Возможно, он ушел на небеса, чтобы оттуда с сожалением смотреть на людей.

Созвездие Единорог названо в честь Единорога – символа чистоты и преданности

Слайд №14

Созвездие жирафа

Созвездие Жираф появилось на картах сравнительно недавно: в 1624 году немецкий астроном Якоб Барч выделил границы этого созвездия.
В те времена животное жираф с необыкновенно длинной шеей был настолько экзотическим животным, почти мифическим, что Барч поместил его на карты неба того времени.

Слайд №15

Созвездия орла и лисички

Прометей похитил огонь с Олимпа и принес его людям, научив их письму и зодчеству. Разгневанный Зевс велел приковать титана к скале и пробить ему грудь копьем. По приказу Зевса каждое утро орел прилетал клевать печень бессмертного Прометея, которая заживала за ночь.

Тысячелетия продолжались его муки, пока, наконец, Геракл стрелой из лука не убил орла и не освободил титана.
Ян Гевелий так назвал это созвездие потому, что лисица – хитрое животное, подобное орлу.

И созвездие Лисички вполне достойно быть по соседству с созвездием Орла.

Слайд №16

Созвездие лебедя

Лебедь — большое красивое созвездие. Часть его, состоящая из наиболее ярких звезд, известна под названием Северный Крест. Самая яркая звезда – Денеб. Считается, что эта звезда в 10 000 раз ярче Солнца

Слайд №17

Зодиакальные созвездия

Видимый годовой путь Солнца проходит через тринадцать созвездий, начиная от точки весеннего равноденствия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион,Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Двенадцать из них называются зодиакальными. Пояс из двенадцати зодиакальных созвездий называется зодиаком

Источник: http://volna.org/astronomija/prezentaciya-zvezdy-i-sozvezdiya.html

Созвездия на небе: их расположения и характеристики

Гид в мире космоса → Созвездия

Еще древние люди объединили звезды на нашем небосклоне в созвездия. В давние времена, когда истинная природа небесных тел была неизвестна, жители присваивали характерным «узорам» из звезд очертания каких-либо животных или предметов. В дальнейшем, звезды и созвездия обрастали легендами и мифами.

Карты звездного неба

На сегодняшний день насчитывается 88 созвездий.

Многие из них весьма примечательны (Орион, Кассиопея, Медведицы) и содержат множество интересных объектов, доступных не только профессиональным астрономам и любителям, но и обычным людям.

На страницах этой рубрики мы вам расскажем о наиболее интересных объектах в созвездиях, их расположении, приведем множество фотографий и занимательных видео записей.

Созвездия неба в алфавитном порядке

Созвездия — снимок из программы планетария

Благодаря наблюдениям астрономов выяснилось, что расположение звезд с течением времени понемногу изменяется. На точные измерения этих изменений необходимо много сотен и тысяч лет.

Ночное небо создает видимость бесчисленного количества небесных светил, беспорядочно находящихся по расположению друг к другу, которые часто вырисовывают созвездия на небе. На видимой части неба видно больше чем 3 тыс.

звезд, а на всем небе — 6000.

Видимое расположение

Созвездие Лебедя из атласа Иоганна Байера «Уранометрия» 1603 год

Расположение неярких звезд можно определить благодаря нахождению ярких, и таким образом, найти необходимое созвездие. С давних времен, с целью простоты нахождения созвездий, яркие звезды были объединены в группы.

Эти созвездия получили названия животных (Скорпион, Большая медведица и прочее), были названы именами героев греческих мифов (Персей, Андромеда и т.п.), или же простыми названиями предметов (Весы, Стрела, Северная Корона и т.д).

С 18-го столетия некоторые яркие звезды каждого созвездия начали называть буквами греческого алфавита. Помимо этого около 130 ярко светящихся звезд были названы своими именами. Спустя некоторое время астрономы обозначали их числами, которыми на сегодняшний день пользуются для звезд слабой яркости.

С 1922 года некоторые крупные созвездия были разделены на малые, а вместо групп созвездий, стали считать участками звездного неба. На данный момент в небе насчитывается 88 отдельных участков, называемых созвездиями.

Наблюдение

На протяжении нескольких часов наблюдения за ночным небом можно увидеть, как небесная сфера, включающая в себя светила, как одно целое, плавно вращается вокруг невидимой оси. Это движение назвали суточным. Движение светил совершается слева направо.

Луна и Солнце, также как и звезды, восходят на востоке, в южной части поднимаются на максимальную высоту, заходят на горизонте западной стороны.

Наблюдая за восходом и заходом этих светил, обнаруживается, что в отличие от звезд, соответствуя разным дням года, они в разных точках восходят на востоке и в разных точках заходят на западе. В декабре Солнце на юго-востоке восходит и на юго-западе заходит.

С течением времени точки запада и восхода смещаются к горизонту северной стороны. Соответственно, Солнце восходит в полдень выше над линией горизонта с каждым днем, длительность дня становится больше, а длительность ночи уменьшается.

Все созвездия

Движение небесных объектов по созвездиям

По произведенным наблюдениям видно, что Луна не находится все время в одном и том же созвездии, а совершает передвижение из одного в другое, передвигаясь с запада на восток на 13 градусов в сутки.

По небу луна совершает полный круг за 27.32 суток, проходя 12 созвездий.

Солнце проделывает аналогичный путь как и Луна, правда, скорость движения Солнца составляет 1 градус в сутки и весь путь проходит за год.

Зодиакальные созведия

Названия созвездий, по которым проходят Солнце и Луна, получили имена зодиаков (Рыбы, Козерог, Дева, Весы, Стрелец, Скорпион, Лев, Водолей, Телец, Близнецы, Рак, Овен). Первые три созвездия Солнце проходит весной, следующие три летом, последующие таким же образом. Только через полгода становятся видны те созвездия, в которых сейчас находится Солнце.

Научно популярный фильм «Тайны Вселенной — Созвездия»

Источник: http://SpaceGid.com/constellations

Звёзды и созвездия

На небе в безоблачную ночь сияют мириады звёзд, и, кажется, невозможно разобраться в этой величественной звёздной картине. Вспоминаются вдохновенные строки русского учёного и поэта Михаила Васильевича Ломоносова:

Открылась бездна звёзд полна,

Звёздам числа нет, бездне — дна.

И действительно, человек может невооружённым глазом в ясную ночь рассмотреть около 2—3 тысяч звёзд на ночном небосводе. Однако все они так похожи, что непонятно: как же их различать между собой?

На этот вопрос искали ответ ещё древнеегипетские астрономы. Чтобы лучше ориентироваться в бескрайнем звёздном небе, они объединяли группы из нескольких звёзд, соединяя их воображаемыми линиями. Так и образовывались созвездия.

Но больше всех в создании созвездий преуспели древние греки. Они сделали узнаваемыми множество звёзд, объединяя их и называя в честь своих мифических героев, персонажей легенд и сказаний или животных.

Это занятие имело большую практическую пользу, ведь компас тогда ещё не изобрели, поэтому звезды служили ориентиром в ночное время суток. В труде «Альмагест» («Великое математическое построение астрономии в 13 книгах») греческий астроном Клавдий Птолемей упоминает 48 созвездий. Это Большая Медведица и Малая Медведица, Орион, Геркулес, Скорпион и прочие.

Многие названия созвездий могут показаться странными, поскольку, глядя на них, бывает очень трудно рассмотреть или даже представить некое одушевлённое существо. Например, некоторые люди не способны в звёздном ковше разглядеть Большую Медведицу. А это одно из крупнейших и узнаваемых созвездий, которое содержит в себе 210 заметных невооружённым глазом звёзд.

Наиболее заметные созвездия у многих народов получили свои названия. Так, например, древним славянам Большая Медведица представлялась в виде Лося или Оленя.

Примерно в 3 веке до нашей эры древнегреческие астрономы свели названия всех известных им созвездий в единую систему, которая была тесно связана с их мифологией. Позже все эти названия позаимствовала и европейская наука.

Что касается Южного полушария, то все его созвездия получили свои названия в эпоху великих географических открытий, когда европейцы начали освоение Нового света.

Но со временем в астрономии сложилась непростая ситуация. До XIX века учёными всего мира под созвездиями понимались не области неба, а определённые группы звёзд, которые нередко перекрывались друг другом.

При этом получалось, что некоторые звёзды принадлежали сразу двум созвездиям, а некоторые бедные звёздами области не относились к какому-либо созвездию вообще. Поэтому в начале XIX столетия между созвездиями были проведены границы на небесной сфере, ликвидировавшие «пустоты» между созвездиями.

Но и это не помогло, так как их чёткого определения созвездий по-прежнему не было, и разные астрономы определяли их по-своему.

В связи с этим в 1922 году в Риме Генеральная ассамблея Международного астрономического союза окончательно утвердила 88 созвездий. А в 1928 году были приняты чёткие и однозначные границы между ними. При этом астрономы договорились, что больше никогда не будут изменять границы и названия созвездий.

Поэтому в наши дни созвездиями называют определённые участки звёздного неба, разделённые между собой строго установленными границами, с характерной наблюдаемой группировкой звёзд.

Как мы уже упоминали, в ясную ночь на небе мы можем увидеть невооружённым глазом до трёх тысяч звёзд. Все они имеют разный блеск —одни звёзды хорошо заметны сразу, другие — едва различимы.

В связи с этим во II веке до нашей эры величайший астроном античности Гиппарх Никейский разделил все звёзды на шесть звёздных величин.

Самые яркие звёзды им были отнесены к первой звёздной величине, едва различимые — к шестой, а остальные были равномерно распределены по промежуточным величинам

Шкала звёздных величин широко используется и в настоящее время. Звёздные величины обозначаются индексом m (от латинского «магнитуда» — ‘величина’), который ставят вверху после числового значения.

Кроме того, примерно 300 самым ярким или наиболее интересным звёздам древнегреческие и арабские астрономы дали собственные имена: Вега, Сириус, Ригель, Альдебаран и так далее.

В 1603 году немецкий астроном Иоганн Байер предложил свою систему обозначения звёзд, которой мы пользуемся до сих пор. В этой системе название звезды состоит из двух частей: названия созвездия, которому принадлежит звезда, и буквы греческого алфавита. Причём буквенное обозначение, как правило, присваивается в порядке убывания яркости звезды в созвездии.

Например, самая яркая звезда в нашем небе — Сириус — обозначается на картах как α Большого Пса, а Полярная звезда — это α Малой Медведицы.

Заметно из этого списка выбивается созвездие Большой медведицы, семь ярких звёзд которого образуют известный Большой Ковш. Обозначение этих звёзд велось просто справа на лево.

Так, самая крайняя звезда Ковша — Дубхе — называется α Большой Медведицы, хотя по яркости она уступает Алиоту — ε Большой Медведицы. А третья по яркости звезда этого созвездия — Бенетнаш — вообще обозначается буквой η.

По мере развития науки и в связи с изобретением телескопов количество исследуемых звёзд всё увеличивалось. Конечно же для их обозначения греческих букв уже не хватало. Тогда было предложено использовать буквы латинского алфавита. Когда же закончились и они, звёзды стали обозначать цифрами (например, звезда 44 Волопаса).

Со временем оказалось, что оценки звёздных величин, данные Гиппархом для более чем ста звёзд, были очень грубыми. В частности, было обнаружено, что наш глаз реагирует на энергию света, прошедшую через зрачок.

Но независимой от размера зрачка остаётся его освещённость (то есть поток излучения, который приходит от источника света к наблюдателю в единицу времени на единицу площади, перпендикулярной лучу зрения).

Поэтому звёздную величину можно рассматривать как меру освещённости, создаваемой наблюдаемым источником. Теперь в астрономии для обозначения этой величины используется термин блеск.

После изобретения в XIX веке приборов для измерения освещённости — фотометров — открылась новая эпоха в изучении яркости звёзд и их систем.

В частности, измерения показали, что разности в пять звёздных величин в шкале Гиппарха соответствует отношение освещённостей почти 1:100. Тогда было решено создать новую шкалу, в которой это отношение в точности бы равнялось 1:100.

Поэтому различие в одну звёздную величину соответствует отношению освещённостей звёзд, равному.

Читайте также:  Деловая игра в 9 классе

Проще говоря, блеск звезды первой величины в 2,512 раза превосходит блеск звезды второй величины. В свою очередь звезда второй величины во столько же раз по блеску превосходит звезду третьей величины и так далее.

Следуя этой закономерности, английский астроном Норман Роберт Погсон предложил формализацию шкалы звёздных величин, впоследствии ставшей общепринятой.

По отношению Погсона можно определять звёздные величины не только слабых звёзд, но и объектов, более ярких, чем с первой звёздной величиной. Так несколько звёзд на небе были отнесены к звёздам нулевой величины. А, например, самая яркая звезда всего неба — Сириус получила даже отрицательную звёздную величину — –1,5m.

Давайте и мы попробуем рассчитать, во сколько раз освещённость Луны в полнолуние больше её освещённости в фазе первой четверти.

Звёздную величину Солнца определил в 1903 году российский астроном, уроженец города Слуцка Минской губернии (ныне Республика Беларусь) Витольд Карлович Цераский. По его данным, эта величина составляет –26,72m, что всего на 0,02m отличается от современного значения.

С изобретением телескопа учёные получили возможность увидеть более слабые звезды, от которых приходит света гораздо меньше, чем от звёзд шестой величины.

Шкала звёздных величин все дальше и дальше уходит в сторону их возрастания по мере того, как увеличиваются возможности телескопов.

Так, например, самый слабый объект, заснятый в космический телескоп «Хаббл», имеет звёздную величину, равную 31,5m.

Источник: https://videouroki.net/video/04-zvyozdy-i-sozvezdiya.html

Звезды и созвездия: что мы о них знаем? | Дюймовочка

Консультация для родителей

«Звезды и созвездия: что мы о них знаем?»

 «Планеты и звезды»

Расскажите детям о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космосом.

Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды – огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло.

Есть звезды во много раз больше и горячее солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Сравните вместе с детьми свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером.

Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

«День и ночь».

Любознательный ребенок рано или поздно задастся вопросом: почему бывает день и ночь? И чтобы не объяснять устройство мира на пальцах, попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобятся глобус и какой-нибудь источник света, например свеча или настольная лампа.

Расскажите малышу, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать.

На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае – к лампе/, — день, на противоположной – ночь.

Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существуют полярный день и полярная ночь.

«Почему звезды такие красивые».

Давайте как-нибудь ясным вечером, когда стемнеет, пойдём в поле или на берег моря, куда-нибудь на открытое место, где небо не загораживают ни дома, ни деревья. И чтобы там не было фонарей и не было рядом огней в домах. Чтобы было совсем-сов-сем темно.

Посмотрите на небо. Как много звёзд! Все остренькие-ост-ренькие, точно в тёмном куполе иглой прокололи крохотные ды-рочки, за которыми — голубой огонь.

И какие же звёзды разные! Среди них есть большие и ма-ленькие, голубые и желтоватые, одинокие и собравшиеся кучками, звёздочка со звёздочкой.

Про эти кучки говорят «созвездия».

Вот так же, как мы сегодня смотрим на ночное звёздное небо, смотрели на него люди и тысячи лет назад.

Небо заменяло тогда и компас, и часы, и календарь. По звёз-дам находили направление путники. У звёзд спрашивали, скоро ли утро. По звёздам определяли, когда придёт весна.

Небо было нужно человеку всегда, во всём. И люди смотрели на него подолгу, смотрели как зачарованные, любовались, удивлялись и думали, думали, думали. Что такое звёзды? Как они появились на небе? Почему они рассыпались по небу именно так, а не иначе? Что означают созвездия?

Ночью тихо: успокаивается ветер, не шелестит листва на деревьях, затихает морс. Спят птицы и звери. Спят люди. И когда в этой тиши смотришь на звёзды, сами собой рождаются в голове всякие сказки, одна красивее другой.

Древние люди оставили нам много сказок про звёзды.

«Большая медведица».

Вон видите семь ярких звёзд? Мы нарисовали их. Похоже, что на небе точечками нарисована кастрюля.

В древнем Китае это созвездие так и называли «ПЕ-ТЕУ», что значит «кастрюля» или «ковш». В Средней Азии, где было много лошадей, про эти звёзды говорили: «Конь на привязи». А в наших местах назвали эти звёзды Большой Медведицей.

Конечно, медведь и ковш мало похожи друг на друга. Но это только потому, что у медведя короткий хвост. В сказке всё можно сделать. И древние греки придумали такую сказку.

Правил некогда страной Аркадией царь Лаокоон. У него была дочь Каллисто. Она была красивее всех девушек на свете. Рядом с ней померкла даже красота прекраснейшей из богинь, Геры. И тогда богиня Гера рассердилась на соперницу.

Гера могла, как волшебница, сделать всё, что захочет. И задумала она превратить прекрасную Каллисто в безобразную медведицу. Хотел заступиться за беззащитную девушку муж Геры — всемогущий бог Зевс, да не успел. Видит — Каллисто уже нет.

Ходит вместо неё, понурив голову, мохнатый противный зверь.

Жалко стало Зевсу красавицу. Взял он медведицу за хвост и потащил на небо.

Тащил долго, изо всей силы. И поэтому хвост у медведицы вытянулся.

Дотащив до неба, Зевс превратил уродливую длиннохвостую медведицу в яркое созвездие. Люди с тех пор любуются им каждую ночь и, любуясь, вспоминают прекрасную юную Каллисто.

Недалеко от Медведицы горит в небе Полярная звезда. Найти её нетрудно.

Представьте себе на небе черту, проведённую через две крайние звезды Медведицы, как у нас нарисовано. А потом на этой черте отмерьте пять «шагов», таких, как расстояние между звёздами Медведицы. Попадёте как раз на Полярную звезду. Она не такал уж и яркая. Но знать её надо. Она показывает направление на север.

В другой стороне неба есть горстка крохотных звёздочек. Называют их Плеяды. Точно напуганные беспомощные утята на пруду, собрались они вместе.

Их шесть. И вот про Плеяды, Полярную звезду и Медведицу сложили люди в древности такую сказку.

Жили на свете семь братьев-разбойников. Услыхали они, что далеко-далеко, на краю земли, живут семь девушек, семь дружных сестёр, красивых и скромных. Решили братья взять их себе в жёны. Сели на коней и прискакали на край земли. Спрятались. А когда сестры вышли вечером погулять, бросились на них. Одну успели схватить, а остальные разбежались.

Увезли разбойники девушку, но были строго наказаны за это. Превратили их боги в звёзды, те самые, которые мы называет созвездием Большой Медведицы, и заставили сторожить Полярную звезду.

Если ночь тёмная и небо чистое, то около средней звезды «хвоста» Медведицы видна совсем рядом крохотная звёздочка. Это похищенная девушка.

А Плеяды — это оставшиеся шесть девушек. Напуганные, жмутся они одна к другой и каждую ночь робко поднимаются на небо, ища свою сестрёнку.

На другой стороне неба несколько звёздочек рассыпались полукругом, точно половинка венка блестит огоньками. Это созвездие Северная Корона.

Древние греки рассказывали, что жила некогда на острове Крит смелая красивая девушка, дочь царя, по имени Ариадна. Полюбила она отважного воина Тесея и уехала с ним, не побоявшись гнева отца.

Но в пути приснился Тесею сон. Снилось ему, что боги приказывают ему оставить Ариадну. Тесей не посмел ослушаться веления богов.

С грустью оставил он плачущую Ариадну на берегу моря и поехал дальше один.

Услышал плач Ариадны бог Бахус, взял ее себе в жены и сделал богиней. А чтобы увековечить красоту Ариадны, он снял с ее головы венок из цветов и бросил его на небо.

Пока летел венок, цветы превратились в драгоценные камни, а долетев до неба, заблестели звёздочками.

И люди, глядя на этот венчик из звёзд, вспоминают прекрасную Ариадну.

«Почему Луна превращается в месяц?»

Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем.

Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную.

Перед тем, как превратиться в полную, она «растет» (если мысленно провести прямую линию через края серпа, получится буква «Р», т. е. месяц «растет»).

Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча или настольная лампа и маленький мячик – «Луна».

Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

«Почему в дневное время на небе не видны звезды?».

Днем воздух так же прозрачен, как и ночью, однако звезды не видны. Для объяснения данного явления можно предложить детям вечером из хорошо освещенной комнаты посмотреть на улицу. Сквозь оконное стекло яркие фонари, расположенные снаружи, видны хорошо, а слабо освещенные предметы разглядеть почти невозможно.

Но стоит выключить свет, как стекло перестанет служить препятствием для зрения. Похожее происходит и при наблюдении неба: днем атмосфера ярко освещена и сквозь нее видно Солнце, однако не может пробиться слабый свет далеких звезд.

Но после того, как Солнце погружается за горизонт, «выключается свет» и можно наблюдать звезды.

«Планеты и звезды».

Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края.

Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер. Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло.

Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером.

Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

«Созвездия».

Многие созвездия носят свои имена с давних времен.

Древние люди вглядывались в ночное время, мысленно соединяли звезды линиями и представляли себе различных животных, предметы, людей, мифологических героев.

У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Так Большая Медведица изображалась и как ковш, и как лошадь на привязи.

У древних греков существовало такая легенда о созвездиях Большая и Малая Медведица. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты. Афродита хотела помешать этому. И тогда Зевс превратил Калисто в Большую Медведицу, а ее любимую собаку – в малую и взял их на небо…

Постарайтесь отыскать на небе Млечный Путь. Он хорошо виден.

Млечный путь (а именно так называется наша галактика) – это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек, и напоминает путь из молока.

Древние римляне приписывали происхождение Млечного пути богине неба Юноне. Когда она кормила грудью Геркулеса, несколько капель грудного молока упали и превратились в звезды, образовав на небе Млечный Путь…

Как и что рассказать детям о космосе?

Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей планеты зависит от нее. Малышу трудно представить себе размеры Солнца, звезд, солнечной системы, планет и Земли тоже. Старайтесь объяснить все сложное на простых вещах, используя подручные средства.

Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна.

Если у вас есть глобус – замечательно, это облегчает задачу! Вместе с ребенком вы можете провести опыт с глобусом или с подручными предметами, рассматривая вопросы смены дня и ночи, почему луну мы иногда видим полной, а иногда — только полумесяц.

Можно сравнить размеры Солнца и Земли, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснить на конкретных простых примерах без неопределенности. В заключение вы можете посмотреть интересные видеоматериалы.

Создайте вместе с детьми на потолке «Звездного неба» из светящихся объемных космических фигур. Вы увидите, какой будет восторг!

Посмотрите вместе с детьми мультфильмы о космосе:

«Тайна красной планеты»

«Загадочная планета»

«Незнайка на Луне»

Почитайте вместе произведений (на выбор):

Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».

Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»

       Источник

Источник: http://duimovochka7.com/zvezdy-i-sozvezdiya-chto-my-o-nix-znaem/

Ссылка на основную публикацию