Беседа игра по этикету для 3-4 класса. правила поведения за столом

«Правила поведения за столом» (в форме игры «Крестики-нолики») | Классный руководитель | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Автор: Владыкина Елена Николаевна

Организация: МАОУ СОШ №135

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Занятие «Правила поведения за столом» для учащихся 3-4  класса

Цель: Систематизация знаний школьников по элементам этикета и сервировки стола.

Задачи:

Образовательные:

1) Расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде), правилах сервировки праздничного стола.

2) Обобщить (в игровой форме) знания учащихся о правилах поведения за столом во время еды, необходимости соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.

Развивающие:

3) Развивать познавательный интерес и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) через разрешение проблемной ситуации.

4) Расширение кругозора детей.

Воспитательные:

5) Формировать коммуникативные умения через групповую работу.

6) Формирование навыков культурного поведения детей в разнообразных жизненных ситуациях.

Место использования: данное занятие предназначено для проведения внеклассного занятия по теме «Правила поведения за столом» для учеников 3-4 классов.

Эффективность и практическая значимость игры: проверка знаний, умений в виде игры-викторины интересна детям, и они с удовольствием играют. Это способствует развитию у детей интереса в получении знаний по данной теме, а также мотивирует их на дальнейшее успешное обучение.

Методические рекомендации по использованию презентации: конспект занятия можно применять при разных формах организации занятий (фронтальной, групповой, индивидуальной).

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему … (Дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой … (Дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям … (Дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго … (Дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям …  (Дети хором) ПРИВЕТ!

— Подарим привет и свои улыбки друг другу. Эпиграфом к нашему занятию я взяла пословицу «Умел в гости звать — умей и встречать». Попробуйте объяснить, как вы понимаете её смысл.

/…/ О чём мы сегодня с вами поговорим? (Открывается тема «Правила поведения за столом».

) Что нам известно, а что ещё мы хотели бы узнать по данной теме? Сегодня для себя мы определим, как вести себя за столом во время приема пищи, выработаем правила поведения за столом.

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то — нет.

Это ПРАВИЛА такие

ПОВЕДЕНИЯ, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

Пишет добрый ЭТИКЕТ

Малышам в своей программе:

Если дел особых нет,

Помогай по дому маме:

Вместе с нею стол накрой

И расставь посуду,

И притом не хнычь, не ной:

– Не хочу, не буду…

Пусть забудет голова

Все ленивые слова.

Известно с детства это всем:

«Когда я ем, я глух и нем».

А хоть словечко ЭТИКЕТ

Разрешит сказать, иль нет?

Жуёшь – закрытым рот держи.

Проглоти – потом скажи. 

Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берёшь,

Вилку в руку левую,

Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Эти правила не сложны.

Их легко запомнить можно.

И для вас сейчас, ребята,

Мы раскроем их секрет.

Пусть девчонки и мальчишки

Будут вежливы всегда

Научитесь быть приятным,

Соблюдая ЭТИКЕТ!

2. Работа по теме занятия.

1 этап – Целеполагание.

— Для чего мы должны правильно вести себя за столом во время еды?

(На доске вывешивается табличка: 1) Чтобы не навредить своему здоровью.)

 -Хотите ли вы выглядеть смешно, нелепо?

-Так для чего еще нужно правильно вести себя во время еды?

(На доске вывешивается табличка: 2) Чтобы не выглядеть смешным.)

Далее появляются так же таблицы: 3) Чтобы не испачкать одежду.

4) Чтобы не разбить, не испортить посуду.

5) Чтобы не мешать другим во время еды.

6) Экономия продуктов питания.

Вывод: Теперь вы понимаете, что правила поведения за столом во время еды выполнять важно и необходимо.

2 этап — Экскурс в историю.

— Первые правила поведения возникли в древности и стали частью этикета. Этикет – общепринятый порядок поведения. Послушаем сообщения учеников о возникновении правил этикета.  

Сообщение №1 

Родиной этикета считается Древний Рим. Культура поведения за столом была на высочайшем уровне. Уже в те времена древние римляне пользовались салфеткой. В средние века во Франции дворянам во время приема пищи позволяли держать при себе породистых собак. Остатки еды прямо со стола они бросали четвероногим, а затем об шкуры собак вытирали жирные руки.

В России правила поведения за столом при Петре I стали обязательными для дворян. По его велению Яков Брюс составил пособие для обучения и воспитания детей дворян. Этот учебник назывался «Юности честное зерцало». Он был издан в Санкт-Петербурге в 1717 г.

Сообщение  № 2 

Вот несколько правил из этого учебника.

-Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егдаяси (когда ешь).

-Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

-Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.

-Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

-Хлеба, приложа к груди, не режь. Ешь, что перед тобой лежит, а инде (другого) не хватай.

-Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

-Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

-Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

3 этап – «Крестики-нолики». Дети делятся на 2 команды, выбирают по очереди задания для команды.

Волшебный сундучок Вредные советы Можно и нельзя
Хитрый глаз Волшебные слова Семь бед – один обед
Вопрос-ответ ПРЕмудрости Столовые принадлежности

1. «Волшебный сундучок» (в нём лежат конфеты) любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать?

 Чтоб открылся сундучок,

 Расскажи-ка мне дружок:

 Что ты скажешь, если вдруг

 Угостит тебя твой друг?

 Спасибо.

 Что ты скажешь, мой дружок,

 Если в гости вдруг придёшь?

 Здравствуйте.

 Что ты скажешь, дорогой,

 Если ты пойдёшь домой?

 До свидания.

2. «Вредные советы» – прочитать выразительно и инсценировать советы Г.Остера.

·      Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома — Пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай. Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. ·      Выбирай куски поменьше, Чтоб быстрее проглотить. Не хватай салат руками, Ложкой больше зачерпнешь. Если вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье -Сложно будет вынимать.
·      Если руки за обедом Вы испачкали салатом И стесняетесь о скатерть Пальцы вытереть свои, Опустите незаметно Их под стол, и там спокойно Вытирайте ваши рукиОб соседские штаны. ·      Если вас зовут обедать, Гордо прячьтесь под диван. Если все-таки достанут И за стол посадят вас, Опрокидывайте чашку, Выливайте на пол суп. Зажимайте рот руками, Падайте со стула вниз. А котлеты вверх бросайте,Пусть прилипнут к потолку.

3 «Можно и нельзя». Назвать правила поведения за столом, начиная со слов «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ».

Например:

—    нельзя облизывать пальцы;

—    нельзя громко стучать ложкой по тарелке;

—    нельзя чавкать;

—    нельзя набирать целую ложку;

—    нельзя вытирать рот салфеткой;

—    нельзя есть с целого куска;

—    нельзя облизывать тарелку;

—    нельзя выливать остатки супа в ложку.

4. «Хитрый глаз» всегда видит предметы, которые лежат не на месте. Посмотрите и скажите, не допущены ли ошибки при сервировке стола, правильно ли всё расставлено? (исправить ошибки в сервировке).

На стол кладем мы скатерть, А сверху вилку с ложкой. Рядышком тарелку С супчиком, немножко. Поставим рядом кружечки С компотиком на блюдечке, А рядышком салфеточки,

Чтоб вытирались деточки!

5. «Волшебные слова» (перечислить слова благодарности, которыми можно поблагодарить хозяйку стола или повара)

Карточки-подсказки:

. . . . большое спасибо за вкусное угощение

. . . . спасибо всё очень вкусно

. . . . было  очень вкусно

. . . . завтрак замечательный

. . . . так вкусно, что пальчики оближешь

6. «Семь бед – один обед».

Послушайте историю о мальчике Феде, который не знал правил столового этикета. Что Федя сделал не так?

«В школе был праздник, и в этот день в столовый на столах стояло много блюд. Сначала детям дали суп, но он был горячий и Федя решил подуть на него, чтобы он побыстрее остыл, но он не рассчитал свои силы и весь суп разлетелся в стороны, на одноклассников и на их тарелки. Федя посмеялся и принялся тянуться за кусочком колбасы.

Он очень долго выбирал издалека кусочек, взял один, но он ему не понравился и Федя швырнул его обратно в ту тарелку и взял другой. Потом он нанизал на вилку несколько кусков хлеба, выбрал какой получше, а остальные положил обратно. Сделал бутерброд и принялся его жевать, но колбаса Феде не понравилась, и он тут же выплюнул ее в тарелку.

Федины одноклассники посмотрели на него и покачали головой…»

— А как делать правильно? Давайте сформулируем правила по рассказу.

·    Некрасиво тянуться через весь стол со своей вилкой, чтобы взять приглянувшийся вам кусочек колбаски. Попросите передать вам тарелку с колбасой.

·    Брать с общей тарелки надо тот кусочек, который ближе к вам, путь он даже не самый лучший.

·    Если пища горячая, на нее не дуют. Нужно подождать пока она остынет.

·    Если вам не понравилось что – то из угощений, можно оставить на тарелке. Но ни в коем случае не выплевывайте непонравившееся вам угощение.

·    Хлеб берут рукой, а не вилкой.

·    Соль берут специальной ложечкой или кончиком ножа.

7. «Вопрос-ответ».

·      Как надо есть хлеб, бутерброды?

(Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)

·      У вас на тарелку виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть?

(Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам.)

·      Как едят пирожные, торты, пироги?

(Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках)

·      С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть?

(Не имеет значения, просто с тупого удобнее).

·      Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это.

(Нож и вилка крест-накрест — пауза в еде, параллельно — окончание трапезы)

·      Как выйти из-за стола по окончании обеда?

(Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)

8. «ПРЕмудрости» (собрать пословицы и поговорки о еде), правильно соединив начало и конец.

Не говори, что сыт, а говори меньше. 
Ешь больше, в гостях – что велят.
Всё полезно, еда вкуснее.
Дома ешь, что хочешь, а а промолчи да пережди. 
За общим столом что в рот полезло.

9. «Столовые принадлежности» (глядя  на  картинку,  продолжить фразу):

1. Кастрюля- это посуда для  . . . .

2. Чашка- это посуда для  . . . .

3. Сахарница- это посуда для . . . .

4. Хлебница- это посуда для . . . .

5. Солонка- это посуда для . . . .

6. Кофейник- это посуда для . . . .

7. Маслёнка-  это посуда для . . . .

3. Подведение итогов занятия.

— Наш урок культуры подходит к концу. Теперь вы смело можете приглашать гостей. И они, я думаю, будут в восторге от вашего гостеприимства. В этом вам могут помочь различные журналы и книги о еде и сервировке стола. Некоторые вы видите здесь (показ книг). А еще я хотела бы раздать вам памятки «Как сервировать праздничный стол». Удивите ваших гостей.

Читайте также:  Игра по пдд для 3 класса

— Молодцы, ребята, отлично поработали. Нам осталось только подвести итоги занятия.

— Что вы сегодня для себя взяли из нашего занятия? Какие задания понравились больше всего? Какие достижения у вас были на занятии?

— Постарайтесь ежедневно помнить о культуре поведения за столом. А я вам говорю «Приятного аппетита», потому что мы идем в столовую. Сейчас посмотрим, как вы на уроке внимательно слушали. А чтобы повысить аппетит, послушайте песню, которая так и называется «Про еду».

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

1.    Издательство «Учитель». Образовательные здоровьесберегающие технологии. Волгоград, 2007.

2.    Ермакова И. Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе. Начальная школа плюс до и после №12, 2006.

3.    Побединская Л.А. В школу как на праздник. Москва «Творческий центр», 2001.

4.    Гайдина Л.И. «Группа продлённого дня», Москва «Вако», 2008.

5.    Касаткина Н.А. «Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня», Волгоград, 2005.

6.    Обухова Л.А. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы», Москва «Вако», 2008.

7.    Безруких М.М. и др. «Две недели в лагере здоровья», рабочая тетрадь/М.:ОЛМА-ПРЕСС,2005.

8.    Интернет:  http: // www.yandex.ru /

Источник: http://www.1urok.ru/categories/22/articles/86

Классный час по этикету, 3-4 класс. правила этикета — ВашПедагог

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

Классный час, 3 класс

ЦЕЛЬ :       научить анализировать и оценивать общение, речь,

                поведение среди окружающих;

                отличать истинную вежливость от показной;

                закрепить знания правил поведения и речевого

                этикета.

ОБОРУДОВАНИЕ:  картинка с изображением совы – символа

                мудрости, 7 конвертов с вопросами, 7 конвертов с

                ответами – они расположены в порядке радужного

                цвета – символа детской радости и счастья.

Ход беседы.

ОРГМОМЕНТ.

СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА.

— Тема нашей беседы «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили и закрепили правила поведения вежливого человека в какой бы он ситуации не оказался, чтобы вы могли сразу оценить правильно поступил тот или иной человек, а как бы вы сделали, будь на его месте.

        Беседа наша будет необычной, она будет немного похожа на телевикторину «Что? Г де? Когда?».

        Нашей помощницей будет Совушка — умная головушка – недаром сову считаю символом мудрости. Вокруг нее вы видите конверты с вопросами и ответами, и наверно заметили, что расположены они в порядке радужного цвета – символа детской радости и счастья.

        Ну, а знатоками будете все вы, но знатоками культурными и вежливыми. Договорились? Пожалуй, пора начинать.

— Кто же предложит, какого цвета конверт нам открыть первым.

                (Пожалуйста, Саша).

-Откроем конверт красного цвета, посмотрим что в нем за вопрос. Друг, дружба – какие хорошие слова. Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки.

        Давайте посмотрим правильно ли себя ведут Алена и Сережа, в рассказе «Горький апельсин».

                                Горький апельсин.

        Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что то похожее издалека на маленькую дыньку, она кусочками отщипывая от него кожуру и бросала на землю.

— Что это у тебя – спросил подбежавший Сережа.

— Разве не видишь ? – буркнула Аленка.

— Мандарин – обрадовался Сережа.

Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…

— А вот и не отгадал.

— А что же?

— А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

— А мне дашь попробовать?

— Да он не вкусный, горький и кислый.

— Да ничего, дай хоть долечку.

— Говорю тебе он поганый, — и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

— Что же ты плачешь? Он же поганый.

— Права ли Алена? Что она забыла, что сделала не так.

— Чтобы вы сделали на ее месте.

— Сейчас сравним ваши ответы с правильным ответом, которые предлагает нам сова. (чтение правил о дружбе и товариществе).

        С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.

        Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.

        Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать

        хорошим другом, честным товарищем.

        Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.

        Останови товарища, если он поступает плохо.

        Чтобы у тебя были друзья умей сам быть хорошим другом.

        За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.

— Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах. Какого цвета конверт теперь берем. (Пожалуйста, Люда).

Фиолетовый цвет, а в этом конверте вот такой вопрос.

                                День рождения.

        Собираясь на День Рождения к своей однокласснице Нине, приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, А Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

— Здравствуй Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…

— Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет.

— А где подарки?

Друзья протянули ей подарки, говорить не хотелось.

— Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – 20 штук и не самодельные, а китайские.

— Ну ладно проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не дотрагивайтесь, еще запачкаете.

Ребята оглянулись и назад к двери.

— Подождите. Куда же вы?

Но ребята ушли, не слушали ее.

— Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова.

— Как вы бы поступили на месте Нины.

— Я думаю, что никто и никогда так не поступит.

Чтение ответа Совы.

        Надо уметь вежливо принимать гостей.

        За поздравления и подарки благодарят.

        Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.

        Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя.

        Помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее,

        развлечь.

        Быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять внимание.

        Не случайно внимательный  хозяин всегда вызовет взаимное

расположение к себе.

Быть предупредительным – заранее подумать не только о том, чем

вы угостите своих гостей, но и чем займете их.

Быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени,

стараний – всего того, чтобы принять их хорошо.

Быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы

сделали.

— Пожалуйста, предложите какого цвета конверт открыть нам следующим. (Пожалуйста, Наташа Ш.).

Синий цвет – а в этом конверте вот такой вопрос.

Знаете ли вы правила поведения за столом. Главные герои сказки «Приключения Буратино» Мальвина и Буратино помогут вспомнить вам. Дети инсценируют отрывок из сказки.

                                За столом.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком не жуя.

В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика и пролил все на скатерть.

        Девочка поморщилась и сказала строго:

— Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста.

— Когда папа Карло, а когда никто.

— Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

— Скажите, что сделал неправильно Буратино.

— А как надо было поступить.

Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Сова.

        Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.

        Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.

        Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.

        Если тебе нужно что-нибудь взять е тянись через стол, а вежливо

попроси передать.

Из блюда бери ближний кусок к себе, не выбирай.

Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если

ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.

Не сиди боком к столу – это некрасиво.

Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай сколько людей

трудились, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.

— Скажите, какой конверт сейчас открыть. (Пожалуйста, Дима).

Голубой цвет.

В исполнении ученицы 1 класса скрипки муз.школы Капустиной Оли, прозвучит произведение.

— У нас осталось три конверта.

Какой конверт выберем. (Пожалуйста, Лена).

Оранжевый цвет.

Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь общаться по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята вы увидите.

Источник: http://65-school.ru/vneklassnaya-rabota/klassnyj-chas-po-etiketu-3-4-klass-pravila-etiketa.html

» Правила этикета для детей

Как объяснить ребёнку, что такое этикет? Прежде всего, это свод волшебных правил, которые помогут научиться красиво вести себя.

Узнав эти правила и практикуя их ежедневно, ребёнок сможет легко и просто строить общение с родными, друзьями и даже незнакомыми людьми.

Малыш овладеет правилами хорошего тона и будет знать, как разговаривать по телефону, красиво вести себя за столом, в театре, в гостях. Тонкостям изящных манер вы сможете обучить ребёнка, прочитав нашу статью.

Правила хорошего тона

Правила хорошего поведения — это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример.

Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности.

Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина.

Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр.

Хорошо уяснить правила этикета помогают детские книжки, в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила вежливости и аккуратности.

Приведём самые простые и обязательные правила хорошего поведения.

Объясняйте ребёнку, что некрасиво:

  • почёсываться, причёсывать волосы, ковыряться в зубах и под ногтями, находясь на людях
  • не приветствовать членов семьи утром и вечером
  • громко топать, кричать, хлопать дверями
  • опережать других при проходе вперёд, не извиняясь при этом
  • вяло и недоброжелательно отвечать «да» и «нет»
  • чихать, кашлять и отрыгивать, не прикрывая рот
  • вести себя в обществе слишком шумно и вызывающе
  • заходить без стука в закрытую дверь, не дождавшись разрешения войти
  • прерывать разговор между людьми безосновательно и без разрешения
  • очень громко разговаривать, болтать без умолку
  • волочить ноги при ходьбе
  • жевать жевательную резинку на людях.

У меня зазвонил телефон

Когда малыш немного подрастёт, он уже может сам звонить и отвечать на телефонные звонки.

Научите его вести беседу по телефону:

  1. Расскажите ребёнку, что общение по телефону должно быть кратким и вежливым.
  2. Считается неприличным звонить до 08:00 и после 21:00.
  3. Набрав номер, разговор начинают с приветствия.
  4. Не лишним будет спросить, не отвлекает ли этот звонок человека.
  5. Если поступил звонок, в котором просят пригласить к телефону кого-то из членов семьи, не нужно задавать бесцеремонных вопросов типа «А зачем он Вам?». Человек представится и скажет, зачем звонит, если решит, что это нужно.
  6. Если звонят маме (папе, бабушке), а её нет дома, уместно поинтересоваться, кто звонил и что передать.
  7. Не нужно забывать отвечать на приветствие.
  8. Если ребёнок совершил звонок и услышал в трубке незнакомый голос, то нужно представиться и попросит позвать того, кого нужно.
  9. Если ребёнок неправильно набрал номер, нужно извиниться и положить трубку. Если ошиблись номером, позвонив к вам домой, не нужно сердиться, а вежливо пояснить: «Вы ошиблись».
  10. Если позвонил незнакомец, то не следует выкладывать подробности о жизни семьи, лучше позвать кого-то из взрослых. Если ребёнок дома один — не нужно об этом оповещать по телефону кого-либо.
Читайте также:  Конспект урока литературного чтения по фгос, 2 класс. сказка «у страха глаза велики»

Как вести себя за столом

С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом.

Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

  • кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом
  • не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы
  • сильно набивать рот
  • садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет
  • класть локти на стол
  • брать пищу руками (ковыряться)
  • выплёвывать еду
  • откидываться и раскачиваться на стуле
  • сидеть за столом, развалившись.

Нужно:

  • помыть руки перед едой
  • приступать к еде со всеми вместе
  • кушать молча
  • пользоваться салфетками
  • благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

Этим простым правилам родители обязательно должны научить ребёнка.

Видеоролик, в котором весёлые персонажи рассказывают о правилах поведения за столом, поможет родителям доступно передать их ребёнку

Кроме этих правил, детям нужно знать и соблюдать правила поведения в гостях и общественных местах.

Идём в гости

Даже самые скромные, вежливые и воспитанные дети должны точно знать, как нужно вести себя в гостях.

Расскажите ребёнку о том, как себя вести прилично:

  1. Стоит ли ходить в гости без приглашения? Нет. Незваным гостям не рады. Неожиданные визиты всегда причиняют беспокойство. Лучше будет, если о приходе предупреждать заранее.
  2. С «пустыми руками» ходить в гости не принято. Лучше взять с собой небольшой подарок — «знак внимания». Хозяевам будет приятно.
  3. При встрече следует с радостью поздороваться.
  4. Придя в гости, лучше вести себя нешумно, спокойно, скромно. Бегать не стоит. Пошалить лучше дома.
  5. Неуместно делать замечания хозяевам дома, критически оценивать обстановку, указывая на недостатки.
  6. Без разрешения трогать ничего нельзя. Расположенные на полках предметы интерьера могут быть хрупкими или очень ценными для хозяев.
  7. Долго быть в гостях неприлично: это утомляет хозяев.
  8. Нехорошо напрашиваться в гости.
  9. Перед уходом необходимо поблагодарить хозяев за радушный приём.
  10. Не нужно забывать прощаться.

Следуя таким простым правилам, ваш ребёнок никогда не будет источником недовольства, заведёт себе хороших друзей, которые с радостью звать его в гости.

Посещаем театр

Начав брать ребёнка в театр или на концерты, лучше сразу начать объяснять ему правила поведения в подобных местах.

Доступно расскажите ребёнку, как нужно выглядеть и как вести себя:

  1. В культурные места ходят нарядно одетым. Джинсы, кроссовки и спортивный костюм — это одежда для прогулок и игр. Собираясь в театр, мальчикам лучше одеть брюки и рубашку, а девочкам — нарядное платье. Входя в театр, нужно снять головной убор.
  2. В театр не принято опаздывать. Лучше прийти заранее, чтобы снять верхнюю одежду и сдать её в гардероб, привести в порядок свой внешний вид, занять место, указанное в билете. По правилам театров, после третьего звонка в зрительный зал не пускают.
  3. Если место находится посередине ряда, лучше занять его заранее, чтобы не причинить неудобство сидящим вокруг. Если всё же так получилось — нужно проходить на своё место лицом к людям, не забывая извиняться за беспокойство.
  4. Во время спектакля или представления не принято разговаривать. Лучше спокойно смотреть, а делиться впечатлениями — в антракте.
  5. Во время представления не едят и не пьют. Для этого существуют антракт и буфет.
  6. Некрасиво во время спектакля шелестеть бумажками от конфет и батончиков и бросать их куда попало, пить громко сок через трубочку. Нельзя приклеивать жвачку к креслам в зрительном зале, портить их, обдирать обивку и вымазывать ногами. Учите ребёнка ценить и уважать труд других людей.
  7. Если простужен — лучше остаться дома. Кашель или насморк будут только отвлекать и зрителей, и исполнителей.
  8. Подпевать артистам не принято. Люди ведь пришли на концерт не для того, чтобы слушать пение других зрителей.
  9. Нельзя протягивать ноги в проход.
  10. Не нужно шуметь.

Помните, что если ваш ребёнок дерзко и вызывающе себя ведёт в театре, то рискуете стать объектом неодобрения окружающих. А чтобы не краснеть за поведение вашего чада — лучше вовремя объяснить правила поведения в храме культуры.

Что делать, если ребёнок не соблюдает правила этикета, поступает всё время по-своему, сколько ему не повторяй? Бывает и такое, ведь все дети — разные. Родители стараются воспитать из ребёнка хорошего человека, а он ведёт себя вовсе не так, как им хочется, не слушается.

В этом случае родителям следует запастись терпением и настаивать на своём, пытаясь найти новые действенные и приемлемые формы воспитания ребёнка. Решение обязательно найдётся и вам всё-таки удастся привить маленькому непоседе самые элементарные правила поведения в обществе.

Ребёнок, как губка, быстро впитывает всё, что видит. Именно поэтому родители должны вести себя внимательно, культурно, подавая лучший пример поведения.

Важно не только объяснять правила этикета, но и беспрекословно соблюдать их самим. Глядя на вас, ребёнок будет перенимать лучшую манеру поведения и легко приобретать хорошие привычки.

Помните, что родители – главные люди в жизни ребёнка, на которых он стремится равняться.

Источник: https://paidagogos.com/?p=7920

Этикет для детей – правила поведения в обществе

Воспитывать следует с самого рождения, то есть «пока ребенок лежит поперек кроватки». Только вот как понять, воспитание детей и этикет для детей – это одно и тоже? Сегодня мы с вами поговорим о разных аспектах хорошим манер, существуют ли в них правила и какие.

Здравствуйте, уважаемые читатели, не помню, где услышала, но запомнила на всю жизнь: «Наша миссия, миссия родителей, состоит в том, чтобы научить наших детей правильно жить в обществе». И сегодня мы с вами подробно поговорим как им в этом помочь.

Основы этикета

В основах лежат вежливость и любовь к людям. Вежливость помогает проявлять уважение к другим. Она включает в себя доброжелательность, внимательность, готовность оказать помощь.

А уважение — это почтительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Хорошие манеры нужны всем нам, чтобы жить лучше и удобнее.

 В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо в обществе.

Принципы:

  • Быть скромным и сдержанным, контролировать свои поступки;
  • стараться не ставить людей в неудобное положение;
  • учтивое отношение к женщине и уважительное к старшим людям;
  • совершать разумные поступки: не хамить, не шуметь и т.д.;
  • помнить, что в поведении нет мелочей: даже хмурый взгляд может обидеть человека;
  • выглядеть чистым и опрятным.

Зачем маленькому капризуле нужен этикет?

Считается, что правильно воспитанный ребенок будет знать как нужно вести себя в обществе. Общество – это садик, детская площадка, школа, поликлиника, все, что посещает в первые годы своей жизни дитя. Основы этикета он получает в семье.

Как только он начинает хоть что-то понимать, ему надо объяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Например, попросить поднять упавшую бабушкину палочку и отдать ей, или принести дедушке газету.

Основные правила хорошего тона для детей начинаются именно с таких мелочей.

Не все родители задаются вопросом – зачем нужен этикет? Правда не все родители и следуют его правилам, но мы сейчас говорим о положительном воспитании. Ответ до банальности прост. Для того, чтобы облегчить жизнь своему чаду, мы должны заранее научить его, как следует поступать в том или ином случае. Ребенок, не признающий элементарных норм общества будет, простите, изгоем.

Манера речи

По одной из важнейших основ этикета – манере речи, можно определить и нрав ребенка, и его проблему. Мне сразу здесь вспомнилось письмо одной читательницы, которое я публикую с ее разрешения:

Конечно, нам родителям нужно обращать внимание на все нюансы. Например, нарушенный ритм речи, это гораздо серьезнее, чем буква «р». И если вовремя не обратить внимание, у ребенка в дальнейшем могут быть большие проблемы. Но вернемся к теме этикет для детей.

Вы наверное не раз слышали, что дети – пустые сосуды, чем заполнят их родители, тем они и будут.

Замечали, что дети, играя со своими игрушками, могут пересказать почти все, о чем вы сейчас говорили? Поэтому, чистота речи ребенка напрямую зависит от нас.

Если наша речь будет чистой и грамотной, то дитя, естественно, вберет ее в себя. Если мы будем разговаривать спокойно, не повышая интонации, то и дитя не будет «включать» громкость.

Речь тихая, быстрая, громкая, конечно, относится к манере речи, но главное – это учтивая речь. Помните, как удав Каа охарактеризовал Маугли?

Так вот, одна из важнейших основ этикета – учтивая манера речи! А для того, чтобы подробней разобраться в данном вопросе, я очень советую посмотреть вот это видео. Любимый многими с детства дядя Юра, если вдруг кто-то не застал, он вел передачу «Спокойной ночи, малыши!», рассказывает классу доступным языком, о том какой должна быть наша речь, чтобы окружающие видели в нас воспитанных людей.

Этикет для детей школьного возраста

Начальная школа принимает детей, практически, знающих всю азбуку этикета. Но здесь они начинают осваиваться во взрослом мире. Правильное поведение в школе подразумевает:

  • Вежливое обращение к преподавателям;
  • дружеское отношение к ровесникам;
  • помощь нуждающимся одноклассникам и не только;
  • постоянное ношение опрятной формы;
  • бережливое отношение к школьному имуществу;
  • хорошее поведение и на уроках, и на переменах.

Начальная школа резко отличается от детского сада, здесь у детей налаживаются контакты, появляются новые друзья, с которыми они делятся секретами.

В этом возрасте они уже знают, что в соответствии с правилами приличия, с друзьями нужно обращаться вежливо, а мальчикам не надо обижать девочек.

Хотя это они знали и раньше, но в школе все эти правила воспринимаются по-другому — отрабатываются на практике.

Учителям на классных часах, нужно обращать внимание школьников, на их поведение на улице. Правильно перейти дорогу, помочь старенькому человеку донести что-то до дома или сбегать за хлебом – это тоже этикет для детей школьного возраста.

Правила приличия с друзьями

Кто такой друг? В детском саду дети относятся друг к другу больше как приятели, нежели как друзья. А в школе – это уже серьезно. Объяснить детям, что такое дружба, должны взрослые. Друг – это человек, с которым хочется проводить свободное время, делить пополам радости и неприятности.

Другу ты доверяешь свои секреты и знаешь, что если понадобится, он всегда придет на помощь. Для того, чтобы не потерять друга, надо уметь прощать, ведь никто из нас не совершенен. Надо всегда помнить, что друг другом, а правила приличия следует соблюдать. Например, не звонить поздно, спрашивать, свободен ли друг и если он занят, ни в коем случае ни обижаться, ни злоупотреблять дружбой.

Компьютер и фотографии

Когда много времени проводишь с человеком, то некоторые вещи становятся общими, например, фотографии. Допустим, ребенок хочет поместить какую-то фотографию в интернет, но он там не один, а с другом.

Перед тем, как перенести снимок в компьютер, сначала следует спросить у товарища, хочет ли он, чтобы снимок был обнародован? Иначе это будет называться вторжением в частную жизнь.

Подобные вещи родители обязательно должны донести до детей, тем более, что сегодня почти у каждого школьника есть телефон, с которого снимки обнародуют в считанные секунды.

Общественный транспорт

Нередко, входя в транспорт, можно увидеть, как школьник сидит на сиденье, делая вид, что он спит или, отвернувшись к окну, внимательно что-то рассматривает за горизонтом. А рядом стоит кто-нибудь из взрослых. Правильно воспитанный молодой человек всегда уступит место взрослому. В общественном транспорте свои правила этикета для детей:

  • Не толкаться заходя в автобус;
  • выходя из автобуса, стоит оглянуться, вдруг кому-то нужна помощь;
  • не стоит кушать в транспорте и громко слушать музыку;
  • если есть рюкзак, заходя в автобус нужно его снять.
Читайте также:  Новый год в разных странах

Вышеперечисленные правила не сложные и, выполняя их, школьник прослывет джентльменом.

Жевательная резинка

Некоторые дети, прожевав жевательную резинку, в лучшем случае просто ее выплевывают. В худшем – лепят в лифте, на поручни, на столы, парты. Потом жвачку можно обнаружить на волосах или на одежде, а известно, что убрать ее очень тяжело. Мало того, что жевать жвачку в общественном месте не красиво, а уж лепить ее… Школьник, знающий правила этикета, никогда так не сделает.

Поведение детей в гостях

Дети любят ходить в гости, да и принимать гостей им тоже нравится. Правда, смотря каких. К нам в гости пришла родственница мужа со своим ребенком. Мальчик домашний, в сад не ходит. Дети наши погодки и, по идее, должны были играть хорошо. Должны были. Пробыли они у нас пару часов, но эти два часа в квартире был крик и рев.

Мальчик вел себя «интересно», за какую только игрушку не брался мой сын, он бросал все, что было у него в руках, и выхватывал у него игрушку.

Краем уха я слышала их разговор, Александр спросил, почему он так делает? Ответ меня потряс, тот сказал, что пришел к нему в гости, и Александр должна все ему давать. Если сын сопротивлялся и не давал игрушку, начинался жуткий крик. А играть вместе нашего гостя видимо не научили.

 Родственнице было неудобно за него, она оправдывалась, что ребенка очень балует отец. Бедный мальчик, как он будет общаться с детьми в школе?

А теперь давайте посмотрим еще одно видео из серии Уроки этикета для детей. В нем очень наглядно показано как должен вести себя гость.

Правила этикета за столом для детей

Как мы услышали с вами в предыдущем видео, брать с собой детей в гости, стоит только если вас пригласили всей семьей. От того как будет вести себя ребенок в гостях, можно понять воспитан он или нет, знает ли правила этикета? Если ребенок:

  • Не садится за стол, пока его не пригласят;
  • не разговаривает, пока не прожует;
  • кушает, закрыв рот;
  • не лезет через весь стол, чтобы взять что-то со стола;
  • не ест руками из тарелки, — значит вы привили ему правила хороших манер.

С какого времени надо начинать воспитывать ребенка, я написала в начале статьи. А вот к манерам за столом, детей надо приучать, как только они садятся за него с нами.

Правила этикета для детей — видео

Мой сыночек растет, через месяц ему исполнится уже 6 лет, и подумалось мне, что стоит углубиться в тему хороших манер. Нет, нет, не подумайте, что он их не соблюдает.

Просто я всегда стараюсь дать ребенку те знания, на восприятие которых он способен по возрасту. Если в 3-5 лет было достаточно почитать книгу о правилах этикета и послушать в машине «Школу рыцарей» Галины Шалаевой.

То сейчас, моя задача как родителя, подготовить сына к общению с одноклассниками, учителями, к посещению дома друзей без мамы.

На моем канале я собрала приличное количество видео, которые мы с Александром смотрим по одному в день. Какие-то из них ребенку понятны сразу. Другие даются сложнее и это мне помогает определить игра.

Посмотрев видео, мы берем несколько человечков Лего и обыгрываем ситуации, о которых только что услышали. Если вам не совсем понятно, что я имею в виду, советую прочитать мою статью, в ней мы обыграли пикник.

И как я там писала, тему игры всегда можно усложнить исходя из возраста ребенка.

Мы, взрослые, пройдя уже какой-то жизненный путь и зная правила общежития, можем помочь своим детям. Чтобы этикет для детей был чем-то само собой разумеющимся, следует учить их правильно вести себя с детства.

Для этого много не надо, достаточно, чтобы мы вели себя верно, тогда и дети будут вежливыми, здоровыми и счастливыми. Вежливость дается бесплатно, зато приносит большой доход.Если вам понравилась статья, мне будет приятно, что вы познакомите с ней своих друзей в соц. сетях.

Пожалуйста, не копируйте текст целиком, лучше воспользуйтесь кнопочками ниже.

Вам также будет интересно:

Как научить ребенка говорить спасибо

Источник: http://www.millionairekids.ru/etiket-dlya-detej/

Правила поведения за столом: этикет. Правила поведения за столом кратко :

Сегодня очень важно знать правила поведения за столом. Это одна из необходимых ветвей знаний, которая помогает нам вести себя правильно в любой ситуации, ведь приём пищи — это наша ежедневная процедура.

То, насколько человек знает правила поведения за столом (этикет), показывает уровень его воспитания и может многое о нем сказать. С этими знаниями мы делаем себя приятным к общению и показываем обладание хорошими манерами. Это может быть как ужин в тесном кругу семьи, где зачастую правила этикета особо не соблюдаются, так и прием пищи с коллегами или на свидании.

Современный человек должен соблюдать несколько стандартных правил. Речь идет об обычных технических моментах, соблюдая которые мы проявляем себя в лучшем свете. Вот несколько таких правил.

Беседа

Важной частью этикета является беседа. Правила поведения за столом во время разговора также существуют, и с ними мы обычно знакомы с детства.

  1. При обращении кого-либо к вам за столом с тостом правильно будет приподнять бокал со стола и держать его на весу, пока тостующий не договорит. После этого обычно следует «чоканье» бокалами, и все трапезничающие отпивают из бокалов. Кстати, при этом необходимо смотреть человеку, к чьему бокалу вы подносите свой, прямо в глаза. В некоторых странах, таких как Германия, отведение взгляда считается грубостью.
  2. Не набивайте рот, когда вы хотите к кому-то обратиться или когда кто-то говорит с вами. Ни в коем случае при пережевывании не чавкайте.

Манеры

Важно знать, как нужно сидеть за столом, как вести себя во время светского раута или же неформальной встречи. В принципе, можно отметить, что правила поведения за столом (этикет) в обоих случаях не отличаются. Просто некоторые из них на неформальных встречах не так строги к выполнению.

  1. Не сутультесь за столом, и не кладите на него локти. Правильно будет опираться только запястьями на стол либо вовсе положить руки на колени, локти при этом стоит прижимать к себе. Тем не менее женщине позволительно недолгое время опираться на стол с помощью одного локтя. Ноги должны быть расположены прямо, вытягивание их также считается некрасивым.
  2. На мероприятиях, где много гостей, блюда необходимо передавать через рядом сидящих. Причем делается это против часовой стрелки. То есть вставать через весь стол за желаемым салатом, например, не стоит. Просто попросите других гостей передать его вам.
  3. Хозяин вечера или обеда начинает кушать первым.

Салфетка

Существуют отдельные правила поведения за столом, касающиеся салфетки.Это немудрёные действия, которые продемонстрируют ваши знания этикета.

  1. Салфетка должна находиться у вас на коленях. Первым берет свою салфетку хозяин мероприятия. При этом не делайте лишних резких движений — встряхиваний и махов, спокойно и бесшумно разворачивайте вашу салфетку.
  2. Не заправляйте салфетку за воротник, пояс, не пытайтесь приспособить её где-то выше колен.
  3. Принято вытирать губы салфеткой, прежде чем отпивать из бокала, поскольку на нем могут остаться следы помады или же от жирной пищи.
  4. Если вам необходимо выйти из-за стола, оставляйте салфетку на вашем стуле.
  5. Когда трапеза окончена, принято класть салфетку слева от тарелки. Салфетку, которая упала на пол, стоит заменить на новую, попросив об этом официанта.

Столовые приборы и прочие предметы на столе

Конечно же, важную часть этикета составляют правила поведения за столом, касающиеся столовых приборов.

  1. Вилку держим в правой руке, а нож в левой. Золотое правило. Для левши — с точностью наоборот. Прерываясь на разговор, кладите ваши приборы на тарелку так, чтобы они полностью были размещены на ней.
  2. Если вы просто прерываете ваш приём пищи, сложите ваши приборы на тарелке накрест, если же вы закончили с этим блюдом, сложите приборы в горизонтальном положении, параллельно друг другу так, чтобы ручки смотрели по диагонали на 10 часов (если сравнивать с циферблатом часов).
  3. Если на стол подано много разнообразных приборов, и вы не разбираетесь, к примеру, это десертная ложечка или суповая, то есть одна подсказка: приборы всегда лежат в том порядке, в котором будут подаваться блюда. То есть первым используется первый от тарелки прибор, и так далее — до крайнего.

Правила поведения за столом: как кушать?

  1. Не доедайте блюдо полностью, не оставив от него и следа. Оставляйте элементы декора на тарелке.
  2. Все поданные блюда в ресторанах кушаются с помощью столовых приборов. Особенные, экзотические блюда, которые вы, возможно, дома ели руками, необходимо также есть приборами, которые будут поданы специально для них.

  3. Прежде чем просить солонку или перечницу, необходимо пробовать блюдо. Даже если вы точно знаете, что оно будет недосолено. Демонстрация таких «предвидений» также говорит об отсутствии вкуса и попытке расстроить хозяйку, засомневавшись в её мастерстве.
  4. Хлеб нужно отламывать руками, не кусая.

    Макать кусочки хлеба в соус или горячее блюдо также не стоит.

  5. Правила поведения за столом говорят следующее: если к блюду подается хлеб и масло, необходимо разломать хлеб на небольшие куски, чтобы можно было за один-два укуса его съесть, и только тогда намазывать масло на каждый кусочек.

  6. Кости, хрящи или другие несъедобные элементы блюда принято доставать изо рта с помощью вилки: поднесите её ко рту и помогите себе губами и языком, после чего положите это на край вашей тарелки. Конечно же, было бы лучше сделать это как можно более незаметно. Это может быть косточка от оливки или рыбная.

  7. Соус к блюду подается обычно со специальной ложечкой. Необходимо взять такую ложечку и положить соус на край тарелки. Не вздумайте макать еду прямо в общую соусницу или поливать соусом по всему своему блюду. Иногда соусница может подаваться с носиком и без ложечки.

    В таком случае посмотрите на консистенцию соуса, если он жидкий и подается к мясу, тогда полейте мясо. Если же нормальной густоты, кладите на край тарелки.

Правила поведения за столом детям также важно объяснять начиная с малого возраста, хотя-бы азы: не чавкать, кушать аккуратно и медленно, сидеть ровно.

Напитки

  1. Не дуйте на горячий напиток. Лучше всего подождать, пока он остынет до нужной вам температуры.
  2. Чашку обязательно держите за ручку. Не обхватывайте её двумя руками.
  3. Если случилось так, что напиток разлился на блюдце, не нужно протирать его салфеткой.

    В этом случае необходимо просто попросить официанта заменить блюдце. Разумеется, не стоит макать в вашу чашку с горячим напитком печенья, пирожные или другие сладости.

Если хотите привлечь к себе внимание, и вас вовсе не беспокоит ваша репутация, то вам помогут шуточные правила поведения за столом.

При этом можно делать все с точностью до наоборот. Только убедитесь в том что это абсолютно безопасно для вас и никак не повлияет на вашу дальнейшую жизнь.

Это можно делать в неформальной обстановке, допустим, вы зашли к друзьям в гости и, дабы показать насколько вы довольны этим визитом, благородно «почавкайте» за столом, утверждая, как же вкусно вам было кушать угощенья.

В итоге

В нашей статье мы рассказали вам правила поведения за столом кратко, но есть и более расширенные версии. Но важно понимать, что строгое выполнение всех этих правил не всегда уместно. И если вы в неформальной обстановке будете применять их все, то это может стать сделать вас слишком напыщенным(-ой). Хорошего всегда должно быть в меру.

Источник: https://www.syl.ru/article/168081/new_pravila-povedeniya-za-stolom-etiket-pravila-povedeniya-za-stolom-kratko

Ссылка на основную публикацию