Беседа о русском языке для детей, 1 класс

Стихи о русском языке для детей

Сайт «Мама может все!» собрал самые интересные стихи о русском языке для детей. Эти стихи известных поэтов подойдут как для старших школьников, так и для учеников младших классов.

Игра в словечки

Не только дети Любят прятки, Играть умеют и слова: Заря — Упрятана в ЗАРЯдке, А в риСОВАльщике —

Сова.

К словам прислушайся немножко: В дОСАде Спряталась оса. На дне луКОШКА Дремлет кошка, А в паЛИСАднике —

Лиса.

Из гРЕЧКИ Вытекают речки, В ЛЕЩИне Плещутся лещи. Овечки прячутся В слОВЕЧКИ. А дальше…

Дальше сам ищи!

(А. Ерошин.)

***

«Нам не дано предугадать…»

Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, – И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…

(Ф.И.Тютчев)

***

Родной язык

Родной язык! Он с детства мне знаком, На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

(Т. Зумакулов)

***

В день солнечный июльский

В день солнечный июльский, Цветы, цветы вокруг Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой- Деревья до небес! Могуч язык мой русский

Как этот русский лес!

И в радости и в грусти – Он всякий час со мной. Родной язык мой русский, Как Родина родной!

(А. Шибаев)

***

Много языков на свете разных

Много языков на свете разных- Выучить их все не смог бы я, Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски, По-немецки говорит Берлин; Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий, С детства он меня очаровал, И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично, Впитывая разные слова. Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью Можно Русь привольную воспеть! Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

(М. Крюков)

***

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достояния! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

(Иван Бунин)

***

Русский язык

Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

(А. Яшин.)

***

Язык наш прекрасный

Язык наш прекрасный – Богатый и звучный, То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка, И мягкость, и ласка. Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни

Наш великий язык!

***

Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово — свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово —

Выучи, выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен, Спаянных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

(С. Абдулла)

***

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

(Анна Ахматова)

***

Слово о словах

Слова бывают разные – То дельные, то праздные. То честные, правдивые. То льстивые, фальшивые. Есть слово – утешение И слово – удушение. Есть трезвые и пьяные Лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, А есть бесстыдно – грязные, Одни помогут выпрямить, Другие – душу вытравить. Есть речь огнем горящая, Есть тлением смердящая. Слова высокой доблести И самой низкой подлости… Поэт, тебе назначено Засеять душу зёрнами.

Так сей же не иначе, как Чистейшими, отборными. Не злыми, не блудливыми, А добрыми, правдивыми. Чтоб хлеб добросердечности

Давала нива вечности.

(В. Полторацкий)

***

Читая стихи

Любопытно, забавно и тонко: Стих, почти непохожий на стих. Бормотанье сверчка и ребенка

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи Изощренность известная есть. Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам, ибо она Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

(Николай Заболоцкий)

***

Русский язык

С кириллицы начав родное слово, И изучив его от А до Я, Нет лучшего, чем языка родного, Пока звучит родимая земля.

Она звучит Есенина стихами, Здесь Маяковский, словом режет звук, Любимый Пушкин ежедневно с нами, И Фет, и Тютчев, с ними нет разлук! А сколько в прозе русского звучания, Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья, Ведут нас, словом к радости сознания, Что русские они все, как и я! Благодарю Мефодия, Кирилла За буквы, звуки, благозвучность слов, Что к языку нам русскому привили

Огромную, бескрайнюю любовь!

(Яковенко О. Я.)

***

Язык родной, поведай нам слова…

Язык родной, поведай нам слова: Как защитить тебя, где черпать силы? Не прозвище бесславное «мордва»,

Но имя «эрзя» гордо чтоб носили.

Предтечей быть – завидная судьба, Эрзянским «истя» дышит русскость истин. Но знал ли ты, что вытеснят тебя

С приволжского раздолья Отчизны?!

В семье живых российских языков Остался ты — один среди немногих. Мы у курганов наших праотцов

Возобновим обряд традиций строгих.

Священный штАтол пусть хранит огонь, Лишь с Эрзянь Мастор крепнут дух и сила. Холмам курганным – до земли поклон,

Чтоб память предков в нас заговорила.

***

Каждому веку нужен родной язык…

Каждому веку нужен родной язык, каждому сердцу, дереву и ножу нужен родной язык чистоты слезы —

так я скажу и слово свое сдержу.

Так я скажу и молча, босой, пройду неплодородной, облачною страной, чтобы вменить в вину своему труду

ставший громоздким камнем язык родной.

С улицы инвалид ухом к стеклу приник. Всякому горлу больно, всякий слезится глаз, если ветшает век, и его родник

пересыхает, не утешая нас.

Камни сотрут подошву, молодость отберут, чтоб из воды поющий тростник возрос, чтобы под старость мог оправдать свой труд

неутолимым кружевом камнетес.

Что ж — отдирая корку со сжатых губ, превозмогая ложь, и в ушах нарыв, каждому небу — если уж век не люб —

проговорись, забытое повторив

на языке родном, потому что вновь в каждом живом предутренний сон глубок, чтобы сливались ненависть и любовь

в узком твоем зрачке в золотой клубок.

(Кенжеев Бахыт)

***

Великий и могучий

Он и могучий, Он и набатный, Сладкопевучий,

Читайте также:  Выпускной в детском саду. сценарий необычный и веселый

И громораскатный!

Он величавый, Он и стозвонный, Гибкокурчавый Но непреклонный!

Он поразительный!

И поражающий! Так изумительно

Многовмещающий!

Все, кто на нем изъясняться привык,
Любят чудесный наш русский язык!

(Н. Скакунова)

***

О родном языке

Уму и сердцу язык твой проводник, Без него попадёшь ты в тупик. Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,

Ты без него уже не ты.

Язык твой как родная мать, Которую не унижать нельзя, не оскорблять. Его ты должен, друг, благодарить

За то, что правильно умеешь говорить.

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч, Люби его за то, что он могуч. Язык твой – щит, твоё общенье

Не допусти к нему пренебреженья.

Не дай повесить родному языку чужой ярлык. Наследие твоё – твоя земля и твой язык И искажать его невеждам не давай,

Об этом ты, дружок, не забывай

(Галина Пурга)

***
Родной язык

О, как хорош родной язык, отца и матери язык, Я в мире множество вещей через тебя навек постиг! Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать, А после — бабушка меня старалась сказкою унять.

Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет, И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог: «Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!»

(Г. Тукай)

***

Родной язык

Все увлекаются арабским, всех потянуло на восток, испанским, польским, итальянским,

на запад поезд всех увлек

Как просто – бросить все и скрыться, и рассказать нам всем потом, о том что счастье за границей,

и рассмеяться на своем

теперь родном уже наречии, теперь в другой совсем стране, я рад за них, но жизнь не вечна,

и лишь родной язык – в душе.

***

Гаснет устная словесность

Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

(В. Шефер)

***

Родной язык

Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил. Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен Иль тихой упоен тоской, Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей — отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану. Я пред тобой склонен лицом. И все ж бороться не устану

Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству. Ты — в вечности, я — в кратких днях, Но все ж, как магу, мне покорствуй,

Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю,- ты ответствуй,

Иду,- ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты – мститель мой, ты – мой спаситель, Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

(Валерий Брюсов)

***

Язык

С благоговеньем прикасайся К тому , чем ты вооружён , Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен , Суров и нежен, многолик , Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий , И междометный вздох , и клич , Гордись , что понимаешь русский ,

Старайся глубину постичь.

Смешно и грустно слышать , право , Как эллочек и фимок рать К заморским “ингам”, “шн” и “вау”

Его , кряхтя , хотят прижать.

(С. Скачко)

***

Родной язык

Благодарю я прежние эпохи, Ученых и поэтов и народ За тот язык, что мне вы подарили

И сохранили в самый страшный год!

Благодарю я мать, что мне читала И, раскрывая каждой сказки смысл, Она ошибки детства исправляла

И пробуждала к жизни мою мысль.

Благодарю я Куприна, Толстого, Тургенева и Чехова всегда, Что мой родной язык обогащали

И поддержали в трудный час меня.

И если в напасть, в годы лихолетья, Не опустилась я еще до дна, И если к людям сердце не закрыла,

Заслуга книги то, она моя судьба!

И не имея часто даже хлеба, Я раскрывала слабою рукой Своих друзей, проводников,

И время переносило в мир меня иной.

Родная речь, родной язык любимый, Мы силу черпаем в тебе во все века. Ты, наша драгоценность, наша сила,

И роль играешь в жизни маяка!

(Лина Павлова)

Источник: http://mamamozhetvse.ru/stixi-o-russkom-yazyke-dlya-detej.html

Беседа для учащихся 1 класса «Учимся быть дружными»

Беседа по нравственному воспитанию: «Учимся быть дружными»

Программное содержание:

  • раскрыть сущность понятия «дружба»;
  • показать, какими качествами должен обладать настоящий друг,

какую роль играют друзья в нашей жизни;

  • развивать речь учащихся, пополнять словарный запас;
  • формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь и т.д.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

2. Логопед.разминка.

— Предлагаю вам вместе со мной выполнить упражнение «Дружба».

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся,

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять

Один, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

— Как называется это упражнение?

Оно связано с темой нашего занятия. Давайте сформулируем тему. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Ответы детей.

3. Сообщение темы занятия.

— Я сегодня предлагаю поговорить  о дружбе. Вот вы и заулыбались. О друзьях всегда говорить приятно.

4. Беседа

– Что значит дружить?

– Кого называют другом?

– Что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом.

– Какого она цвета?

– Как она пахнет? (вкусный, ароматный, приятный, нежный)

– Какая она на вкус? (сладкий, вкусный)

– А если ее потрогать, то какая она на ощупь?

– С какой погодой связывается дружба?

– Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе?

– А сейчас скажите самые ласковые слова о друге.

5. Упражнение:  “Подарки друг другу”

Мы можем помечтать и представить какие подарки можно подарить друг другу.

Я подарю Раксане цветок, он замечательно пахнет.

(Учащиеся воображают, и дарят подарки друг другу. Обратить внимание, чтобы “подарки” оказались у всех детей)

Что, по-вашему, мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?

Хотели бы вы, чтобы у вас было много-много друзей.

6. Физминутка.

7. Тренинг эмоций (рисунки на доске)

Жили-были две загадочных подружки: Плакса и Веселушка.

Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли.

Покажите, как они себя ведут.

Какую  из двух подружек вам было приятнее изображать? Почему?

А как можно помочь Плаксе?

(выбирается ребенок, изображающий Плаксу, остальные успокаивают)

Как вы думаете, почему  такие разные девочки смогли подружиться? (на земле много людей и все люди разные, но они дружат между собой, потому что умеют уступать, поддержать, успокоить, имеют общие интересы и т.д.).

А сейчас я вам хочу предложить послушать рассказ.

8. Художественное слово.

Друзья

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».

– Давай, – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.

Читайте также:  Загадки для детей про лето с ответами

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть!

Но тут подошел Саша.

– И меня примите.

– Нет, не примем, – сказал Максим.

– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня с Денисом дружу!

9. Беседа по содержанию.

Можно ли Максима назвать другом Саши или Дениса? Почему?

Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушку, книгу, и.т.д. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Может ли быть такая дружба прочной?

Вывод: дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.

В дружбе ценится бескорыстие.

Только благодаря этому качеству человек, не задумываясь, оказывает помощь своему другу. В дружбе необходимо не только оказывать помощь другу, но и благодарно принимать ее, т.е. быть благодарным.

10. Игра «Закончи предложение»

– Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)

– Я сержусь на друга, когда…

– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)

– Я грущу, когда… (друг уезжает)

– Я доволен другом…

– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)

– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)

– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)

– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)

– Я доверяю другу во всем

Конечно, нам с вами еще нужно немного поработать, чтобы про нас могли сказать: «Какие дружные ребята!»

Вот вам мое пожелание:

Давайте, дети,

Дружить друг с другом,

Как птицы – с небом,

Как травы – с лугом,

Как ветер – с морем,

Поля – с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами…

11. Рефлексия.

Попросить учащихся поделиться чувствами и мыслями по поводу занятия.

Беседа по нравственному воспитанию: «Учимся быть дружными»

Программное содержание:

  • раскрыть сущность понятия «дружба»;
  • показать, какими качествами должен обладать настоящий друг,

какую роль играют друзья в нашей жизни;

  • развивать речь учащихся, пополнять словарный запас;
  • формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь и т.д.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

2. Логопед.разминка.

— Предлагаю вам вместе со мной выполнить упражнение «Дружба».

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся,

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять

Один, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

— Как называется это упражнение?

Оно связано с темой нашего занятия. Давайте сформулируем тему. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Ответы детей.

3. Сообщение темы занятия.

— Я сегодня предлагаю поговорить о дружбе. Вот вы и заулыбались. О друзьях всегда говорить приятно.

4. Беседа

– Что значит дружить?

– Кого называют другом?

– Что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом.

– Какого она цвета?

– Как она пахнет? (вкусный, ароматный, приятный, нежный)

– Какая она на вкус? (сладкий, вкусный)

– А если ее потрогать, то какая она на ощупь?

– С какой погодой связывается дружба?

– Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе?

– А сейчас скажите самые ласковые слова о друге.

5. Упражнение: “Подарки друг другу”

Мы можем помечтать и представить какие подарки можно подарить друг другу.

Я подарю Раксане цветок, он замечательно пахнет.

(Учащиеся воображают, и дарят подарки друг другу. Обратить внимание, чтобы “подарки” оказались у всех детей)

Что, по-вашему, мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?

Хотели бы вы, чтобы у вас было много-много друзей.

6. Физминутка.

7. Тренинг эмоций (рисунки на доске)

Жили-были две загадочных подружки: Плакса и Веселушка.

Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли.

Покажите, как они себя ведут.

Какую из двух подружек вам было приятнее изображать? Почему?

А как можно помочь Плаксе?

(выбирается ребенок, изображающий Плаксу, остальные успокаивают)

Как вы думаете, почему такие разные девочки смогли подружиться? (на земле много людей и все люди разные, но они дружат между собой, потому что умеют уступать, поддержать, успокоить, имеют общие интересы и т.д.).

А сейчас я вам хочу предложить послушать рассказ.

8. Художественное слово.

Друзья

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».

– Давай, – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть!

Но тут подошел Саша.

– И меня примите.

– Нет, не примем, – сказал Максим.

– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня с Денисом дружу!

9. Беседа по содержанию.

Можно ли Максима назвать другом Саши или Дениса? Почему?

Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушку, книгу, и.т.д. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Может ли быть такая дружба прочной?

Вывод: дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.

В дружбе ценится бескорыстие.

Только благодаря этому качеству человек, не задумываясь, оказывает помощь своему другу. В дружбе необходимо не только оказывать помощь другу, но и благодарно принимать ее, т.е. быть благодарным.

10. Игра «Закончи предложение»

– Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)

– Я сержусь на друга, когда…

– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)

– Я грущу, когда… (друг уезжает)

– Я доволен другом…

– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)

– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)

– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)

– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)

– Я доверяю другу во всем

Конечно, нам с вами еще нужно немного поработать, чтобы про нас могли сказать: «Какие дружные ребята!»

Вот вам мое пожелание:

Давайте, дети,

Дружить друг с другом,

Как птицы – с небом,

Как травы – с лугом,

Как ветер – с морем,

Поля – с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами…

11. Рефлексия.

Попросить учащихся поделиться чувствами и мыслями по поводу занятия.

Источник: https://multiurok.ru/files/biesieda-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-uchimsia-byt-druzhnymi.html

стихи о родном языке

Стихи о родном языке: 30 стихов про родной язык для детей к Международному дню родного языка.

Сегодня, 21 февраля во всем мире отмечается праздник — Международный день родного языка. Родной язык и обучение детей родному языку — это моя профессия и любимое дело моей жизни. Поэтому я решила к празднику подготовить для вас, дорогие читатели моего сайта «Родная тропинка»,  подборку стихов о родном языке и родном слове.

В статье Вы найдете:

  1. стихи для дошкольников о родном языке,
  2. стихи для взрослых и школьников о родном языке,
  3. юмористические стихи о родном языке.
Читайте также:  Как приготовить джем из айвы на зиму в домашних условиях

Раздел 1. Стихи о родном языке для детей старшего дошкольного возраста

Для маленького ребенка родной язык — это не предмет для изучения, а его повседневная жизнь с ее открытиями, радостями, шалостями, огорчениями и приключениями, это игра со словами и эксперименты по словотворчеству.

Хотя это стихотворение о Родине, но… в нем говорится и о колыбельной, и о первом букваре, и об общении с друзьями — о всё том, что невозможно без родного языка!

Язык наш прекрасный

В дошкольном возрасте малыш познает культуру устной речи на родном языке и учится говорить без ошибок. Ребенок учится вслушиваться в звучание слов и замечать выразительные образные слова в речи окружающих его людей, в художественной литературе. Старший дошкольник уже может осознавать свою речь и исправлять свои ошибки в речи.

Н. Пикулева. Любимое слово

А. Шибаев. Прислушайся к слову

А. Ерошин. Игра в словечки

Это стихотворение будет интересно детям, которые учатся читать. После чтения этого стихотворения попробуйте найти слова,  играющие в прятки.
Например, найдите какие слова, обозначающие части тела, спрятались в словах: мухомор (ухо), ладушки ( ушки), животное (живот), бусы (усы), головастик (голова), рукавичка (рука), Италия (талия).

Во многих словах родного языка спряталось любимое слово лягушки. Конечно же, Ваш малыш знает это слово и легко его найдет в других словах!

А Ерошин. Квакушка

 Раздел 2. Стихи о родном языке для детей школьного возраста

Для детей школьного возраста родной язык становится предметом для изучения, они познают историю и культуру родного народа и узнают, как мировоззрение народа отразилось в его языке, учатся выражать свои мысли грамотно в письменной речи, уважать родной язык и стремится развивать культуру речи.

Т. Зумакулова Родной язык

М. Крюков. Много языков на свете разных

А. Сумароков. Из эпистолы о русском языке

А. Яшин. Русский язык

Ф. Тютчев. Нам не дано предугадать

В. Полторацкий. Слово о словах

К. Бальмонт. Я изысканность русской медлительной речи

Яковенко О. Я. Русский язык

А. Ахматова. Мужество (1942)

Н. Скакунова. Великий и могучий

С. Михалков. Любитель книг (басня)

Н. Заболоцкий. Читая стихи

В. Шефнер. Слова

Г. Тукай. Родной язык

В. Гордейчев. Родная речь

В. Шефер. Гаснет устная словесность

С. Скачко. Язык

Д. Коротаев. Дорожите родным, милым словом

С. Абдулла. Выучи русский язык

К. Бальмонт. Язык, великолепный наш язык

В. Рождественский. В родной поэзии совсем не старовер

Раздел 3. С юмором о русском языке

Мне очень понравились эти юмористические стихи. И я решила закончить эту статью про стихи о родном языке на веселой ноте. Улыбнитесь вместе с авторами стихов :)!

А. Ерошин. Неграмотный пират

Г. Граубин. Ленительный падеж

Еще стихи о родном языке Вы найдете в статьях сайта:

— Игры со словами для детей. Стихи о родном языке для развития речи детей.

— Предлоги русского языка в стихах, картинках и заданиях для детей. 

Если у Вас и у Ваших детей есть еще любимые стихи о родной речи и родном языке — буду очень благодарна, если Вы поделитесь ими в комментариях к этой статье!

Спасибо вам за интерес к русской культуре и родной речи! на «Родной тропинке!»

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/stihi-o-rodnom-yazyke/

Стихи о русском языке команды СТИХиЯ

Будник Екатерина
7 «А» класс

Велик и прекрасен ты, русский язык !

Велик и прекрасен ты, русский язык!К нему, как и все, я с детства привык.И где бы ты ни был, в чужой стороне,Услышать его будешь счастлив вдвойне.Все братья-славяне нас могут понять,На нём говорили крестьяне и знать.Мы чувства и мысли свои выражаем

И с помощью слова других понимаем!

Бирючков Андрей
7 А класс

Люблю я русский свой язык!

Люблю я русский свой язык,Он мне на свете всех дороже,И буду я его ценить,учить его хочу я тоже.Могуч, богат язык прекрасный,Он весь, как ясная заря!Я никогда жаргоном грязным

его не буду засорять!

Наказ

Ребята, слушайте наказ:Чтоб грамотными стать людьмиЗаконом стать должно для насБеречь язык родной земли!

Загадка

Всегда мы слышали о нём,Что он богат, красив, умён.Так дай скорее нам ответ:Что это будет за предмет?

Шибаров Андрей
5 А класс

О русский язык!

О русский язык, ученик я простой -Меня поражаешь своей красотой.Учился малыш на тебе говорить –Теперь научусь я писать и творить.Ты самый надёжный и преданный друг,С тобой всё становится ярче вокруг.

Сложней год от года – поблажек не жди…Но сколько открытий нас ждёт впереди!Сигачёва Виктория
5 А классСамый лучший язык! Язык наш славный и могучий,С рожденья знаем мы его.

Язык наш русский – самый лучший,Роднее нету ничегоЛюблю я свой язык родной –Дружить нам неразлучно,Не променяю на другой –Он самый благозвучный.Бежим мы в школу как всегда,Учить язык мы будемИ никогда и никогдаМы правил не забудем!

Миронова Лолита
5 А класс

Любите родную речь!
Любимая родная речь!Все мы должны её беречь.Родную речь мы любим, знаемИ много книжек мы читаем.И лучшей речи нет на свете,Родную речь все любят дети.Учитель учит их читать,Родную речь не забывать.И чтобы хорошо учиться,Нам надо много потрудиться.Караваева Алина
5 А класс

Обещанье
Русский язык открывает нам путь…Ты учи его, друг, ты его не забудь!Ведь русский язык для нас самый родной,Самый любимый и дорогой.И русский язык нам дан во владенье,Чтоб чутко описывать жизни мгновенья.Даю обещанье: его не забуду,И хранить, и беречь его буду повсюду!

Парфёнов Михаил – Маклюк Максим
5 А класс

Храни богатство языка!

Беречь должны мы свой язык –Он нам завещан предками.Быть чистым должен, как родник,Но жалко, что нередко мыЕго жаргоном засоряемИ чистоту его теряем.И вот уж не поёт строка…И мир нас радостью не встретил…Храни богатство языка –И будет мир и добр, и светел!Платонова Елизавета
7 А класс

Учите и берегите русский язык!
Русский язык создавался веками,На нём говорили не только мы с вами.Он обновлялся и стал современнее-Но засоряют его поколения.Самый великий язык и могучий,Надо учить его больше и лучше.Только тогда, после долгих стараний,Волшебная дверь открывается знаний.

Медведкова Ангелина

5 А класс
Нам суждено тебя беречь!
Родной язык! Родная речь!Нам суждено тебя беречь!Мы будем звуки изучать,И предложенья составлять,Язык мы чистым сохранимИ жаргонизмы сократим!Караваева Алина
5 А класс

***

Когда мы были малышами,Нас русской речи обучали.И с доброй маминою сказкойМы речи впитывали ласку.Дисенгалиева Светлана5 класс
Мы любим русский наш язык
Мы любим русский наш язык –Всю жизнь его мы учим.Ведь он красив, ведь он певуч,Он самый-самый лучший!Он очень сложный – это да,И путь ученья труден,Но обещаю, что всегдаБеречь его мы будем.

Лосева Анастасия

5 а классУчите русский языкЯзык мы русский изучаемИ на уроках отмечаем,Как он велик, как он могучИ ярок, словно солнца луч.Язык мы русский в школе учим,И все оценки мы получим.Давай-ка, братец, не ленись,И за учебник ты берись

Соколова Полина

5 А классРусский славный наш языкРусский славный наш язык,Благороден и велик!И учить его должныДети нашей всей страны!

Кононенко Н. Я.
Учитель русского языка и литературы

А вот язык учить обязан!

Мы пронести должны через века,Всё то, что нашей гордости основа:Так сбережём богатство языкаИ чистоту божественного слова!И будем мы язык родной хранитьПо зову сердца, а не по приказу -Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,А вот родной язык беречь обязан!

Источник: http://oyazike.blogspot.com/2008/12/blog-post_22.html

Ссылка на основную публикацию