Беседа по географии в начальной школе

Неделя географии в школе

1 этап. Приветствие команд

Важным условием является оригинальность названия команды, девиз, эмблема /3 бала/

2 этап. Кто быстрее?Командам предлагается определить географические термины, понятия. /1 бал/

Сахара – самая большая пустыня на севере Африки

Нил – самая длинная река.

Гольфстрим – самое теплое сильное течение

г. Базардюзю

Урал – горы, отделяющие Европу от Азии

Гренландия – самый большой остров на Земле

Евразия – самый большой материк на планете

м. Челюскин – самая северная точка РФ

Титикака- самое большое высокогорное озеро мира

Байкал – самое глубокое озеро мира

Чад – бессточное озеро в Африке

Каспийское море — самое большое озеро Евразии

3 этап. « Географическая анаграмма»Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получались или географические термины, или названия географических объектов. /1 бал/

УДАР – Р _ _ _ (РУДА полезное ископаемое).

ФОРТ – Т _ _ _ (ТОРФ полезное ископаемое).

АРБА – А _ _ _ (АРАБ национальность ).

КАРЕ – Р _ _ _ (РЕКА водоем).

РУБАХА – Б _ _ _ _ _ (БУХАРА город в Узбекистане).

ИГРА – Р _ _ _ (РИГА столица Латвии).

ЗИНА + ТАНЯ – Т _ _ _ _ _ _ _ (ТАНЗАНИЯ государство в Африке).

РИФ + ПАС – С _ _ _ _ _ (САПФИР минерал синего, голубого цвета).

4 этап. Конкурс капитанов «Эрудит».

В этом конкурсе участвуют капитаны с каждой команды. Капитан должен за 30 секунд дать ответ на вопрос / 2 бала/. В случае если капитан не сможет ответить помогает команда. При этом за ответ снижается 1бал.

Какую погоду приносит циклон? (Ответ: Пасмурную, дождливую).

Как называется финансовое предприятие, где накапливаются и распределяются финансы (Ответ: Банк).

Самый твердый минерал на Земле (Ответ: Алмаз).

Какая страна выпускает автомобили марки «Вольво» (Ответ: Щвеция).

Как называют тучу, образующуюся над большими городами и содержащую пыль, газы, сажу (Ответ: Смог).

Назови научно исследовательское учреждение, в котором сохраняются типичные или уникальные за определенной территории природные комплексы (Ответ: Заповедник).

5 этап. «Именная география»В этом конкурсе команды отвечают по очередности. Отгадайте географические термины и названия, в которых есть имена людей:

КЛИМ _ _ — режим погоды местности

(КЛИМАТ)

_ _ _ АННА — город, река в США и тип биомассы

(САВАННА)

_ ЛЮДА — слоистый минерал

(СЛЮДА)

АРХИП _ _ _ _ — группа лежащих рядом островов

(АРХИПЕЛАГ)

_ _ ИЯ – часть света

(АЗИЯ)

_ ИВАН – государство в Западной Азии

(ЛИВАН)

ИРА _ — государство в Юго-Западной Азии

(ИРАК)

_ _ ДИАНА – штат в США

(ИНДИАНА)

7 этап. «В океане мора» В конкурсе участники команд должны ответить на шуточные вопросы /1 бал/

Ковбой из русской деревни – пастух

Что есть и у ботинка, и у волны, и у горы – подошва

Что есть у петуха, у горы, у волны – гребень

В Японии его одевают в белую рубашку и галстук, а у нас в разные обноски – пугало

Какому природному явлению выставляют баллы, как школьникам – ветер, землетрясение

Что путешествует по свету, все время оставаясь в углу (почтовая марка)

Море песка это – пустыня

Осадки для лыжника – снег

8 этап. «Мимика»В конкурсе представитель команды, используя руки и ноги должен показать своей команде задание с карточки /3 бала/

1 . Вулкан 2. Водопад

3. Волна 4. Кактус

Г) Барс.

III этап «Таможня».

Какое кругосветное путешествие будет длиннее: по нулевому меридиану или по сотовому меридиану в.д.

Самый большой остров в мире?

Есть ли на Земле точка, где все ветры дуют только с севера?

Самый сухой материк.

Самая многоводная река мира.

Назовите пятый по величине материк.

Самая крупная из современных птиц (быстро бегает, но не летает).

Самое глубокое озеро мира.

Назовите материк, который пересекает все меридианы мира.

Какое кругосветное путешествие будет короче: по северному тропику или по экватору?

Есть ли на Земле место, откуда можно двигаться только на север?

Назовите третий по площади материк.

Самое солёное море.

Самое глубокое место в океане.

Полуостров, отделённый от Африки Красным морем?

Чем отличаются тутси и пигмеи?

Самые известные морские «архитекторы». (Кораллы)

Какой рыбой можно забивать гвозди? (рыба-молот)

Самое толстое дерево в мире? (секвойя)

Главное растение коралловых островов Океании. (кокосовая пальма)

Какой канал длиннее- Суэцкий или Панамский? (Суэцкий)

Участки с богатой растительностью в пустыне? (оазис)

Куда дуют муссоны летом? (на сушу)

В какой природной зоне живёт овцебык? (тундра)

Брейн – ринг.

Для химика-формулы химических реакций, для математика – цифры и уравнения, а что для географа? (Карта)

По выражению средневекового монаха Кузьмы Индикоплава, в раю берут начало четыре реки. Первая-Тигр, вторая- Евфрат, третья -Ганг, а какая четвёртая? (Нил)

О ней говорят, что это огромный котёл, который кипит на медленном огне. Что это? (Мантия)

Европейские купцы сначала говорили о нём как о восточной игрушке для развлечений, а позже он пришёл к ним на службу. Назовите его. (Компас)

Что можно назвать «горячей кровью Земли»? (Вулканы)

О нём говорят, что он вечный путешественник, не знающий границ. Назовите его. (Ветер)

В холодные и засушливые годы они бывают тонкими, а втёплые и влажные годы-толстыми. Что это? (Годовые кольца деревьев).

О нём говорили, что он первооткрыватель без открытия. О ком идёт речь? (Колумб)

По своим химическим свойствам он благородный, но его роль в жизни людей такой назвать нельзя. «Там где он, там кровь, там измена, там подлость». О каком металле писал так один французский просветитель? (О золоте).

Водоросль ламинария накапливаетв своих тканях этот медицинский препарат таком количестве, что превышает содержимое этого препарата в морской воде в 100 тыс. раз. Назовите этот препарат. (Йод).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/geografiya/meropriyatia/niedielia-ghieoghrafii-v-shkolie

География в школе: 7 вещей, которые бесят

Географию традиционно считают не столько сложным, сколько скучным предметом. Вроде бы на ней должны рассказывать о самых интересных на свете вещах, а получается сплошная зубрёжка о запасах промысловых рыб и срединно-океанических хребтах. «Мел» попросил учителя географии Анну Кузнецову перечислить вещи, которые раздражают в этом предмете даже преподавателей, не говоря уже о детях.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Контурные карты

По правде говоря, и двадцать лет назад, и сегодня контурные карты — это самый большой страх в школьной географии.

И если мы зададимся целью составить рейтинг самых ненавистных вещей на уроках географии, то контурные карты единолично займут вершину пьедестала.

Зачем всё-таки злыдни-учителя истязают несчастных детей таким изощрённым способом, я как-нибудь обязательно расскажу. Ведь сермяжная правда найдётся в каждой, пусть самой неочевидной методике. А контурные карты — далеко не бесполезны.

Конечно, этот пункт можно отнести к большинству школьных уроков. Но на географии скука особенно сильна, потому что связана с фактором «ожидание-реальность».

Слыша о географии, дети представляют, что будут бороздить просторы земного шара с героями Жюля Верна, преодолевать белое безмолвие с Джеком Лондоном (те, кто поначитаннее) или рассекать моря с Джеком Воробьём (те, кто все остальные). Они представляют несметные сокровища и увлекательные приключения.

Но уж никак не срединно-океанические хребты, а то и вообще запасы промысловых рыб и направления океанических течений. Да кому они дались, эти рыбы вместе со всеми вместе взятыми течениями и хребтами?

Прогноз погоды по телевизору никак не коррелирует с сакральным знанием о передвижении атмосферных фронтов. И знание столицы Бангладеш вряд ли сразит наповал предмет воздыхания или работодателя на собеседовании.

Да-да, все эти бесконечные столицы, горы, реки, о ужас, координаты крайних точек! И все их надо учить. Иначе никак. Да, на названиях выдающихся вулканов можно проводить логопедические обследования.

Скажите-ка с первого раза… Нет-нет, не всеми выученный Эйяфьядлайёкюдль, а самый обычный, не так давно признанный самым высоким действующим вулканом Льюльяйльяко. Не получается? А у любого семиклассника от зубов отскакивает.

Только зачем, он не очень понимает.

Читайте также:  Загадки для детей про лето с ответами

На школьника сваливаются тонны совершенно непонятной (потому что оторванной!) информации в таблицах, схемах, диаграммах. На форзацах, в конце, в начале и на закуску — в середине учебника в «специальных врезках», а в современных пособиях — ещё и ссылки на статистические сборники. И, снова ужас, задания по всем этим таблицам-данным-ссылкам и проверочные работы.

Особенно экономическая география России. Господи, все эти межотраслевые комплексы, производственные связи, факторы размещения и крупнейшие производители. Мне мало законов Ома для переменного тока и скорости окислительно-восстановительных реакций? Вам подавай ещё и состав отраслей машиностроительного комплекса с размещением по территории страны!

Учитель тоже бесит. Либо он заставляет зазубривать параграф вместе со всем этим сонмом данных и названий, либо пускается в пространные рассуждения «за жисть» — а о географии пусть в учебниках почитают.

Либо скачет козой (или горным козликом), рассказывая о своих удивительных и интереснейших путешествиях. Заинтригует, а потом вдруг как ошарашит: «А теперь строим климатограмму» или «Напишите на листочке производственные связи Череповецкого комбината».

Эй, учитель, может, лучше о том, как вас там в горах чуть камнем по голове не шандарахнуло? Или, может, всё-таки шандарахнуло, раз вы тут, на скучном уроке, а не там, среди остроконечных вершин. И всё серое, и тусклое остаётся далеко-далеко внизу, а с собой — целый мир.

И это мир самой настоящей, живой географии, который совершенно невозможно вместить в два академических часа в неделю.

Источник: https://mel.fm/krik_dushi/6325901-geography_hate

«Веселая география» «Неделя географии в Большегрызловской школе» викторина для 6-10 классов 2013 год. — презентация

1 «Веселая география» «Неделя географии в Большегрызловской школе» викторина для 6-10 классов 2013 год<\p>

2 Приветствие команд Название Девиз Капитан<\p>

3 I конкурс «В стране сообразили» (география + смекалка) 1. Загадочная разминка для 1 команды Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог … Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт… Что за слабый ветерок паруса надуть не смог … Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру — по полю скачут кенгуру …<\p>

4 I конкурс «В стране сообразили» (география + смекалка) 1. Загадочная разминка для 2 команды Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой — гид по географии … Он и летом и зимой — между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди — он всё будет впереди … Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился … Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы …<\p>

5 2. Географические шарады Первое можно из снега слепить, Грязи кусок может тоже им быть. Ну, а второе — мяча передача, Важная это в футболе задача. Целое Люди в походы берут, Ведь без него они путь не найдут. (ком + пас — компас)<\p>

6 Шарада для зрителей Часть первая мост, Но без буквы конечной. Вторая звучит на болоте беспечно. А целое местность, Любимая пламенно, Которую люди зовут Белокаменной.<\p>

7 3. Геологика По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим!<\p>

8 4. Кто-кто в городе живет или в поселке? Челнинцы? Омичи? Индийцы? Куряне? Томичи? Донетчане?<\p>

9 5. Каждому своё! К каждому списку имён собственных нужно найти его прилагательное, чтобы с ним получилось географическое название, которое и в самом деле можно найти на карте. Например, Ледовитый океан, Осетия, Кавказ — … (Северные: Северный Ледовитый океан, Северная Осетия- республика Р.Ф., Северный Кавказ).<\p>

10 5. Каждому своё! Задание для 1 команды: Каньон, Барьерный риф, Енисей -… Задание для 2 команды: Орлеан, Зеландия, Гвинея -…<\p>

11 5. Каждому своё! Ответы: Для 1 команды: Большие: Большой Каньон в США, Большой Барьерный риф вдоль побережья Австралии, Большой Енисей-река на юге Сибири Для 2 команды: Новые: Новый Орлеан — город и порт на юге США, Новая Зеландия — государство в Тихом океане, Новая Гвинея — остров на западе Тихого океана<\p>

12 II Конкурс «В океане юмора» (география + юмор) Веселые стихи на внимание: Задание для 1 команды: В России — язык русский, Во Франции — французский, В Германии — немецкий, А в Греции – грецкий.<\p>

13 II Конкурс «В океане юмора» (география + юмор) Веселые стихи на внимание: Задание для 2 команды: Солнце за день устаёт, На ночь спать оно идёт На полянку, за лесок, Ровно-ровно на восток.<\p>

14 II Конкурс «В океане юмора» (география + юмор) Веселые стихи на внимание: Задание для 1 команды: Каждый с детства твёрдо знает: Ангара в Байкал впадает.<\p>

15 II Конкурс «В океане юмора» (география + юмор) Веселые стихи на внимание: Задание для 2 команды: Слышу подсказку Вити-дружка, Что Эверест — большая река!<\p>

16 III конкурс «Восхождение к вершинам знаний» Географические рекорды России – блиц-опрос для капитанов команд:<\p>

17 IV Конкурс «К литературным источникам» (География в русских пословицах) Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и понятия встречаются в этих русских пословицах: Язык до… (сейчас город на Украине) доведёт Погиб, как швед под… (город) Не разом… (город) строилась Нет… (озеро) без омуля и омуля без… (озеро) Без труда не вытащишь и рыбки из… Не всё…, что блестит<\p>

18 V Конкурс «По заповедным местам» (география + зоология) Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные животные: КИТ— государство в Азии -ПОНИ- островное государство в Азии -РАК государство в Азии -РАК—- действующий вулкан в Индонезии КАРП— горная система в Европе СОМ— государство в Африке ТУР— государство в Евразии ЯК—- Республика в Р. Ф. ВОЛ— крупнейшая река в России<\p>

19 VI Конкурс «Песенная география» (география + музыка) Светит незнакомая звезда, Снова мы оторваны от дома, Снова между нами… (населённый пункт), Взлётные огни аэродромов. Здесь у нас… (атмосферное явление) и… (осадки), Здесь у нас холодные рассветы, Здесь на неизведанном пути Ждут замысловатые сюжеты.<\p>

20 Подведение итогов и награждение<\p>

21 Спасибо за внимание! Составитель викторины: Учитель географии Королева Елена Евгеньевна МОУ «Большегрызловская СОШ» 2013 год<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/553056/

Уроки Совы Филиновны

Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).

Вызвать интерес к изучению географии хозяйства и населения.

Оборудование: Физическая и политико-административная карта Российской Федерации.

                         Ход урока

Организационный момент

II. Вводная беседа

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. С первого урока мы начинаем путешествовать по просторам нашей необъятной Родины.    

По словам поэта А, Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один – пускаться с места вдаль.

Другой – сидеть себе на месте.

Листать обратно календарь.

Вот и мы с вами вернёмся обратно и вспомним, что изучали в 8 классе.        

Мы изучали природу нашей Родины, самой большой по площади страны мира. Страны, обладающей разнообразными природными ресурсами и природными условиями.

Давайте вспомним некоторые знания, с которыми мы познакомились в 8 классе.

Вопросы для повторения:

1. Есть ли страна, где одновременно бывают яркий день и тёмная ночь? (Россия)

2. Какие два моря России противоположны по положению, температуре воды, названию? (Белое и Чёрного моря)

3. Назовите реку, озеро, море, носящее название одного цвета. (река Белая, море Белое, озеро Белое)

         4. Назовите 5 крупных морей России.

         5. Какой город «летает»? (Орёл)

         6. Какой полуостров России омывается водами двух океанов? (Чукотка.)

         7. Назовите государство, расположенное в двух частях света (Россия)

         8. Назовите самое глубокое озеро в Мире? (Байкал)

Кроссворд «Моря России».

По горизонтали:

Не замерзающие моря на севере России.   (Баренцево.)

Море, омывающее с юго-востока Чукотский полуостров. (Берингово.)

Море в Калининградской области. (Балтийское.)

Море на востоке России. (Охотское.)

Море, названное в честь двух братьев-исследователей. (Лаптевых.)

В 9 классе мы продолжим изучать географию своей Родины. Теперь вы познакомитесь с   хозяйством страны и её населением

Чтобы успешно работать с учебником, нужно знать, как он построен. В учебнике рассматриваются, основные отросли хозяйства и районы России.

В книге выделены основные темы, разделенные на параграфы. Темы и параграфы начинаются с вопросов, ответы на которые вам уже известны, которые нужно вспомнить и повторить для лучшего усвоения нового материала. Эти вопросы напечатаны на голубом фоне.

В каждом параграфе текст разбит на основной (он набран полужирным шрифтом) и дополнительный (мелким шрифтом). Географические названия, которые нужно запомнить, выделены курсивом.

Текст в учебнике тесно связан с картами, схемами, рисунками, таблицами, атласом. При изучении материала их нужно внимательно рассмотреть и проанализировать, поскольку они не только дополняют, но и заменяют текст учебника.

На полях на жёлтом фоне напечатаны вопросы и задания. При ответе на эти вопросы рекомендуется обращать внимание на приложение в конце учебника.

В учебнике вы найдёте краткий словарь терминов, эти термины необходимы понимать. Найдите объяснение слова акватория. Это участок водной поверхности, ограниченный берегами залива или какого-либо сооружения. Назовите другие слова из словаря, не знакомые вам.

Также в конце учебника даётся характеристика историко-географических районов.

Мы можем использовать цифровой справочный материал, который помещён в таблицах приложения.

В конце параграфа даны вопросы, и задания выделены зелёной полосой. Есть итоговые задания по теме, выделены красной полосой, по ним вы можете проверить свои знания.

География 9 класса разделена на IV часть «Хозяйство России» и V часть «География крупных регионов России».

Экономическая география это не только школьная дисциплина, но и серьёзная наука.

Экономическая география изучает хозяйство страны и делится на отрасли: географию промышленности, географию сельского хозяйства, географию транспорта, географию населения и т.д. Вы узнаете, что выпускают эти отрасли, какую продукцию?

Рассмотрите классификацию услуг, виды транспорта. Ответим на вопросы как влияют природные условия на работу различных видов транспорта? Поговорим о рекреационном хозяйстве России. Выясним проблемы хозяйства России как экономические, так и социальные, экологические, демографические.

В разделе «География регионов России» выделим на основе полученных знаний в

8 классе о крупных природных комплексов, семь регионов России.

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ:  

         1. Европейский Север.

         2. Северо-Запад.

         3. Центральная Россия.

         4. Европейский Юг.

         5. Поволжье.

         6. Урал.

     АЗИАТСКАЯ РОССИЯ. (Восточный макрорегион.)

           1. Западная Сибирь.

           2. Северо — Восточная Сибирь.

           3. Южная Сибирь.

           4. Дальний Восток.

Для чего нужно районировать Россию? Познать такую огромную страну, как Россию, страну, чрезвычайно разнообразную по природе, историческим особенностям, экономике и жизни людей, невозможно без изучений отдельных её районов.

Из личного опыта мы знаем, что различные участки поверхности Земли непохожи друг на друга. Причин, порождающих эту необдуманность, много. Во-первых, разнообразна сама природа отдельных территорий. Во-вторых, на территорию накладывается отпечаток история. В-третьих, облик многих участков земной поверхности определяется жизнью и хозяйственной деятельностью людей.

Таким образом, в ходе своего существования люди не только постоянно сталкиваются с неоднородностью земной поверхности. Они вынуждены учитывать её и приспосабливаться к ней.

III.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

— Что изучает экономическая география России? (Экономику и население их размещение на территории страны)

— Что мы будем изучать на уроке география в 9 классе?

                 И в заключение хочу сказать,

                 Что лучше географии предмета не сыскать.

                 Мир географии огромен,

                 Стремитесь вы его познать.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский:

«Познания и странствия неотделимы друг от друга».

VI. Домашнее задание.

     Подготовить доклад на тему: «Экономические достижения России».

Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/geografiya/6373-vvodnyj-urok-geografii-v-9-klasse

Урок природоведения «Азбука географии»

Цель урока: развитие научно-познавательного интереса к новому материалу на основе формирования навыков групповой работы.

  • уточнить представления обучающихся об условных обозначениях и цветовой окраске карты,
  • научить читать географические знаки, видеть разницу между географическими объектами.

Метапредметные задачи урока:

  • создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения (личностные)
  • формировать у обучающихся умения:
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать с учителем и одноклассниками результаты своих действий (регулятивные)
  • построить короткое сообщение в устной форме, производить сравнение изучаемых объектов по заданным учителем критериям (познавательные)
  • участвовать в работе группами, использовать речевые средства, соответствующие учебной ситуации, стремиться учитывать разные мнения, использовать в общении правила вежливости (коммуникативные).

Оборудование: глобус, географические карты, карточки со словами «океан”, «материк”, «остров”, «полуостров”, «равнина”, «горы”, «море”, «река”, «озеро”.

Дети работают в группах по 4 человека.

Распределение ролей в группе: координатор руководит работой в группе, рассказчики защищают работу группы.

Отгадайте загадки:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Дороги имеются – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, в морях воды нет. (Глобус, географическая карта)

– Почему в первой загадке только одна отгадка, а во второй две?

– Чем же отличаются между собой глобус и карта?

(Глобус – это модель Земли. Карта – это плоское изображение земной поверхности).

– А что общего между ними?

(Они показывают одинаковые географические объекты: океаны, материки, реки, города, экватор, полюса)

– Что еще заметили общего? (цветовая раскраска)

– Рассмотрите материк Евразия, на котором находится наша страна Россия. Что вы можете о нем рассказать? (Одна группа рассказывает, другие добавляют. Учитель дополняет, если что-то не было сказано).

– Молодцы, как много вы рассказали о Евразии. А что вам помогло?

Да, ребята! Оказывается, карту тоже можно читать. В книге есть буквы – мы их читаем, на снегу следы птиц и зверей – мы можем прочесть, кто здесь ходил. А чтобы понимать карту и глобус, надо освоить особую азбуку – научиться читать географические знаки.

– Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Чему научиться?

Тема нашего урока: азбука географии. Мы будем знакомиться с географическими знаками, учиться читать географические карты.

1. – Отгадайте, о чем я говорю:

Он бывает Тихий, бывает Индийский, Северный Ледовитый и Атлантический (океан).

– Кто знает, каким цветом изображены океаны на карте? (голубым)

– Верно. Ученые договорились воды океана окрашивать в голубой цвет.

– Посмотрите внимательно, моря и океаны окрашены в голубой цвет везде одинаково? (Нет. Есть светлый и темный голубой, а в некоторых местах, даже синий)

– Как вы думаете, почему?

– Ученые договорились разным оттенком голубого цвета показывать разную глубину вод Земли. (Показ учителем на шкале глубин и высот).

– Чего на нашей планете шесть? (материки)

На голубом фоне выделяются большие цветные пятна – это суша, материки. Назовите и покажите их (Каждая группа показывает материк)

– А что это за маленькие цветные пятна (учитель показывает острова)?

(Группы дают свои ответы)

– Верно, это острова. Ученые договорились разным цветом этих пятен показывать разную высоту суши над уровнем моря. (Показ учителем на шкале глубин и высот). Точкой отсчёта принято считать уровень океана.

– Давайте еще раз рассмотрим материк Евразия. Кроме цвета, показывающего разную высоту суши над уровнем моря, встречаются еще голубые линии, овалы. Что показывают эти географические знаки? (Реки и озера).

2. Работа с картой.

– Найдите глубокие места в океанах и морях, высокие горы, большие острова, крупные реки, полуострова, озера (Марианская впадина в Тихом Океане, ее глубина составляет более 11000 метров, Джомолунгма, ее высота – около 9000 метров, острова – Гренландия, Сахалин, полуостров – Камчатка, Ямал, реки – Нил, Волга, озеро Байкал и др. Заранее подготовленные обучающиеся – рассказчики, рассказывают о данных географических объектах).

3. Физминутка.

4. Работа по учебнику (с. 40).

– Рассмотрите рисунок. Отгадайте загадки, укажите стрелкой географические объекты.

– К каким объектам окружающего мира их можно отнести? (Объекты неживой природы)

– Скажите, что общего и какая разница между островом, полуостровом и материком?

– Между озером, морем и рекой?

– Между горами и равниной?

– Посмотрите внимательно на рисунок. Какие еще объекты окружающего мира здесь изображены? (Объекты, созданные человеком: кораблик, село с церковью, село с маяком).

– Использовал ли художник в своем рисунке тот же прием, который применяют на карте, для обозначения разным цветом разных высот местности и глубин водоемов?

– Можно ли этот рисунок назвать картой? Почему? (Нет. Не все условные обозначения художник использует как на карте, например, населенные пункты, горы. Деревья, корабль не изображается на картах).

5. Работа по тетради (№29).

– Прочитайте задание. Определите, какие знания нам нужны для выполнения данного задания? Чем мы должны воспользоваться? (Мы должны знать, какими цветами раскрашиваются горы и озера на карте. Мы должны использовать в своей работе шкалу глубин и высот, потому что одна гора выше другой, одно озеро глубже, чем другое).

Проверка.

– Как вы выполнили первую часть задания? Почему? (Левая гора ниже, мы ее раскрасили желтым, правая гора выше, ее раскрасили коричневым). Спросить мнение других групп.

– Как вы выполнили вторую часть задания? Почему? (Левое озеро больше, его раскрасили синим, правое озеро меньше, его – голубым). Спросить мнение других групп. Если мнения всех групп совпали, рассмотреть по карте и сравнить по величине и шкале глубин озера Байкал и Каспийское.

– Какой вывод можно сделать? (Маленькие озера могут быть глубже, чем большие озера).

– Наш урок подходит к концу. Сегодня вы узнали много интересного и нового.

– Что узнали нового?

– Чему научились сегодня на уроке?

– За что можете себя похвалить?

– Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок.

Источник: http://xn—-ptbfbdrp4d3cf.xn--p1ai/publ/konspekty_urokov_v_nachalnykh_klassakh/prirodovedenie/urok_prirodovedenija_quot_azbuka_geografii_quot/32-1-0-1047

Урок как основная форма обучения географии

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

I . УРОК ПО ГЕОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Урок как основная форма обучения географии.

Еще давным давно, ЦК ВКП(б) в постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 г. признал, что «Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся со строго определённым расписанием занятий и твёрдым составом уча щихся».

В этом постановлении урок признаётся основной формой орга низации учебной работы. Но этим самым не исключается приме нение и других форм работы.

Существенными особенностями урока являются: 1) постоянная группа учащихся— класс, 2) определённое расписание, 3) ведущая роль учителя.

Урок — это сложная форма классного систематического, регу лярного обучения по определённой программе и расписанию с при менением разнообразных методов.

Как форма организации учеб ной работы урок должен рассматриваться в единстве с его содер жанием и целенаправленной деятельностью учителя.

Поэтому уроки различаются в зависимости от целей, от преподаваемых наук, даже от отдельных тем, от возраста учащихся и от конкретных условий работы школы.

Урок по географии отличается от уроков по другим предметам своими особыми целями, специфическим характером географии, локальным и комплексным рассмотрением явлений, увязкой учеб ного материала с картой, использованием особых географических наглядных пособий и т. д. Всё это вместе создало необходимость в особой методике географии, главным объектом изучения которой и является урок по географии.

В зависимости от возрастных особенностей, уровня развития учеников начальной школы возникает необходимость разработки

методики начального обучения. Уроки в начальной школе существенно отличаются от уроков в средней школе. В первых трёх классах начальной школы обучение проводится на основе объяснительного чтения. Элементарные сведения по географии ученики получают на уроках родного языка.

Родной язык изучается путём объяснительного чтения географических и прочих статей, увязанного с непосредственным восприятием предметов и процессов географии. Конкретные географические представления имеют большое значение при обучении детей языку.

Они дают предметный материал для разнообразных упражнений по развитию речи и мышления учащихся. Поэтому уроки объяснительного чтения не должны отрываться от непосредственного ознакомления детей с географией своей местности на экскурсиях, во время наблюдений, упражнений на географической площадке.

Уроки объяснительного чтения сочетаются с предметными уроками по географии.

В IV классе проходится элементарный систематический курс географии СССР. Но уроки и этого класса имеют свои особенности.

Ведущая роль учителя в проведении урока по географии. Обширность, комплексность и многообразие изучаемых географией явлений усложняют организацию учебного процесса и увеличивают роль и значение учителя. Учитель*проводит урок. Он осуществляет обучение и идейно-политическое воспитание учеников.

Советская педагогика давно отбросила встречавшийся в прошлое время взгляд, что формирование представлений и понятий ученика является столь тонким и сложным процессом, что учителю не следует вмешиваться в него.

Советская методика учит, что и в деле обучения и воспитания детей нельзя полагаться на самотёк.

Учитель, вооружённый знанием преподаваемого предмета, методики, педагогики, детской психологии, умело и целенаправленно организует процесс обучения и воспитания учащихся в духе коммунистической нравственности и руководит их развитием.

Учитель,планирует весь ход учебных занятий. Он решает, проводить ли ему по данной теме занятия в классе или на географической площадке, или совершить экскурсию. Он заботится о развёртывании внеклассных занятий, о приобретении или изготовлении наглядных и учебных пособий, о пополнении библиотеки географической литературой, о создании в школе краеведческо- географического уголка и т. п.

Усвоение учениками знаний, навыков, приобретение коммунистических убеждений — это активный процесс, в котором участвуют познавательная, эмоциональная и волевая сферы психики ученика. Этим объясняется громадная педагогическая полезность всякого рода самостоятельных работ учеников и активных мето дов обучения географии.

Но применение в обучении активных методов не снижает роли учителя в проведении урока. Учитель организует самостоятельныеработы учеников по книге, по контурной карте, решение задач по карте, выполнение письменных контрольных заданий, упражнение на географической площадке и т. д., руководит ими, проверяет и оценивает их.

Проведение самостоятельных работ учеников и вообще обучение активными методами требует от учителя напряжённого творчества, методической изобретательности и педагогического мастерства.

Учитель определяет цель каждого урока и отвечает за её осуществление. В основном от учителя зависит качество урока и успех учебно-воспитательной работы.

Читать дальше

Источник: http://antonioracter.narod.ru/nayka/geograf/metodika/urok.htm

Ссылка на основную публикацию