Былины для детей дошкольного возраста читать

Русские былины

Из славного Ростова красна города Как два ясные сокола вылетывали — Выезжали два могучие богатыря: Что по имени Алешенька Попович млад А со молодым Якимом Ивановичем. Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

Стремено в стремено богатырское.

Читать дальше

По морю, морю синему, По синему, но Хвалунскому Ходил‑гулял Сокол‑корабль Немного– немало двенадцать лет. На якорях Сокол‑корабль не стаивал, Ко крутым берегам не приваливал, Желтых песков не хватывал.

Хорошо Сокол‑корабль изукрашен был: Нос, корма – по‑звериному, А бока зведены по‑змеиному, Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо очей было вставлено Два камня, два яхонта, Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо бровей было повешено Два соболя, два борзые; Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо очей было повешено Две куницы мамурские; Да еще было на Соколе на корабле: Еще три церкви соборные,

Да еще было на Соколе на корабле:

Читать дальше

Еще ездил Добрынюшка во всей земли, Еще ездил Добрынюшка по всей страны; А искал собе Добрынюшка наездника, А искал собе Добрыня супротивника: Он не мог же найти себе наездничка, Он не мог же найти себе сопротивничка. Он поехал во далече во чисто поле, Он завидял, где во поле шатер стоит.

А шатер‑де стоял рытого бархата; На шатри‑то‑де подпись была подписана, А подписано было со угрозою: «А еще кто к шатру приедет, – дак живому не быть, А живому тому не быть, прочь не уехати».

 А стояла в шатре бочка с зеленым вином; А на бочке‑то чарочка серебряна, А серебряна чарочка позолочена,

 А не мала, не велика, полтора ведра.

Читать дальше

Еще ездил Добрынюшка во всей земли, Еще ездил Добрынюшка по всей страны; А искал собе Добрынюшка наездника, А искал собе Добрыня супротивника: Он не мог же найти себе наездничка,

Он не мог же найти себе сопротивничка.

Читать дальше

Кабы жили на заставы богатыри, Недалеко от города – за двенадцать верст, Кабы жили они да тут пятнадцать лет; Кабы тридцать‑то их было да со богатырем; Не видали ни конного, ни пешего, Ни прохожего они тут, ни проезжего, Да ни серый тут волк не прорыскивал, Ни ясен сокол не пролетывал, Да нерусской богатырь не проезживал.

Кабы тридцать‑то было богатырей со богатырем: Атаманом‑то – стар казак Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович; Податаманьем Самсон да Колыбанович, Да Добрыня‑то Микитич жил во писарях, Да Алеша‑то Попович жил во поварах, Да и Мишка Торопанишко жил во конюхах; Да и жил тут Василей сын Буслаевич, Да и жил тут Васенька Игнатьевич, Да и жил тут Дюк да сын Степанович, Да и жил тут Пермя да сын Васильевич, Да и жил Радивон да Превысокие,

Да и жил тут Потанюшка Хроменькой;

Читать дальше

У князя у СергеяБыло пированьице, пир,На князей, на дворян, На русских защитников – богатырей И на всю поляницу русскую.Красное солнышко на дне,Да и пир идет на веселе;Все на пиру пьяны да веселы,За тым за столом за дубовымСидит богатырь Булат Еремеевич,Князюшка Сергей КиевскийПо столовой похаживает,Золотыми бубенчиками трясет,И говорит таковы слова:

«Ай же ты, Булат Еремеевич!

Читать дальше

 Как про бедного сказать да про белого, Про удалого сказать дородна молодца.

Он и ходит‑де, удалый добрый молодец, На цареве‑то ходит большом кабаке, На кружале он ходит государевом; Он и пьет много, детина, зелена вина, Он не чарою пьет, сам не стаканами, Он откатыват бочки‑сороковочки; Во хмелю‑то сам детина выпивается, Из речей‑то Бутман‑сын вышибается: «Уж я силушкою нонче царя сильней, Уж я сметочкою царя посметливей». Пригожались у царя люди придворные, Как придворные люди – губернаторы,

Губернаторы, люди толстобрюхие;

Читать дальше

У честной вдовы да у Ненилы А у ней было чадо Вавила. А поехал Вавилушка на ниву, Он ведь нивушку свою орати, Еще белую пшеницу засевати, Родну матушку свою хочет кормити. А ко той вдове да ко Нениле Пришли люди к ней веселые, Веселые люди, не простые, Не простые люди — скоморохи: — Уж ты здравствуешь, честна вдова Ненила!

У тебя где чадо да нынь Вавила?

Читать дальше

В славном великом НовеградеА и жил Буслай до девяноста лет,С Новым-городом жил, не перечился,Со мужики новогородскимиПоперек словечка не говаривал.Живучи Буслай состарился,Состарился и переставился. После его веку долгогоОставалася его житье-бытьеИ все имение дворянское,Осталася матера вдова,Матера Амелфа Тимофевна,И оставалася чадо милая,

Молодой сын Василий Буслаевич.

Читать дальше

Жил Буславьюшка – не старился, Живучись, Буславьюшка преставился. Оставалось у Буслава чадо милое, Милое чадо рожоное, Молодой Васильюшка Буславьевич.

Стал Васенька на улочку похаживать, Не легкие шуточки пошучивать: За руку возьмет – рука прочь, За ногу возьмет – нога прочь, А которого ударит по горбу ‑ Тот пойдет, сам сутулится.

И говорят мужики новгородские: «Ай же ты, Васильюшка Буславьевич! Тебе с этою удачей молодецкою

Наквасити река будет Волхова».

Читать дальше

Произведения разбиты на страницы

В категории русские былины Вашему вниманию предлагаются классические сказания, то есть былины, записанные энтузиастами XVIII-XX веков в далеких русских селах и деревнях.

Все народные былины уже после их первых публикаций начали привлекать к себе большое внимание отечественной аристократии.

Ими довольно сильно интересовались такие люди как Пушкин, Добролюбов, Белинский и Чернышевский.

Впервые слово «былины» было озвучено И. Сахаровым в книге «Песни русского народа». Текст былины мог быть как кратким так и развернутыми.

 Тема былин обычно повествует о героях богатырях и их жизни и поступках, представляя собой героический эпос.

Большинство из них являются историческими и могут описывать как Киевскую Русь так и до государственное время. 

На нашем сайте вы можете читать былины онлайн  абсолютно бесплатно и без каких либо ограничений.

Источник: http://VseSkazki.su/narodnye-skazki/russkie-byliny

Русские былины. Былины о русских богатырях

Собрание былин о русских богатырях. Полный список.
 

Былины об Алеше Поповиче

Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Алеша Попович и сестра братьев Петровичей
Алеша Попович едет в Киев

Былины о Добрыне Никитиче

Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Добрыня Никитич и Алеша Попович
Добрыня и змей
Добрыня и Василий Казимирович
Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру
Женитьба Добрыни
Поединок Добрыни с Дунаем
Добрыня и Маринка

Былины об Илье Муромце

Илья Муромец и Соловей Разбойник
Илья Муромец и Калин-царь
Исцеление Ильи Муромца
Илья Муромец и Cвятогор
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
Илья Муромец и голи кабацкие
Илья Муромец и Идолище в Киеве
Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
Бой Ильи Муромца с сыном
Три поездки Ильи Муромца

Былины о русских богатырях

Богатыри на Соколе-корабле
Садко
Вавила и скоморохи
Иван — гостиный сын
Вольга и Микула Селянинович
Ставр Годинович
Бой Василия Буслаева с новгородцами
Булат Еремеевич
Бутман Колыбанович
Василий Буслаев
Василий Игнатьевич и Батыга
Волх Всеславьевич
Глеб Володьевич
Данило Ловчанин
Дюк Степанович и Чурило Пленкович
Иван Годинович
Идолище сватает племянницу князя Владимира
Калика-богатырь
Князь Роман и братья Ливики
Князь Роман и Марья Юрьевна
Королевичи из Крякова
Мамаево побоище
Михайло Данилович
Михайло Казаренин
Михайло Потык
Рахта Рагнозерский
Садков корабль стал на море
Святогор и тяга земная
Смерть Василия Буслаева
Соловей Будимирович
Сорок калик
Сухмантий
Хотен Блудович
Царь Саул Леванидович и его сын
Царь Соломан и Василий Окулович
Чурило и Катерина
Чурило Пленкович у князя Владимира

 
Что такое былина.
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители.

В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения.

«Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением.

Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы.

Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

 
Классификация.
По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов.

События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.).

Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей.

«Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри.

Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

 
Былины и историческая действительность.
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох.

Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде.

Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков.

Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее.

Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох.

Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].

 
Собирательство.
На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания.

Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.).

Читайте также:  Как приготовить повидло из крыжовника в домашних условиях на зиму

Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии.

Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв.

предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов).

К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности.

Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.

  ————————————————————————————- [1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX. [2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.

[3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.

Источник: https://skazkibasni.com/byliny

Сказки про Богатырей и о Богатыре — «Ларец сказок»

Сказки про богатырей могут по праву называться одними из самых популярных среди русских народных сказок. Сказки про русских богатырей испокон веков были самыми любимыми произведениями у взрослых и детей, ведь они восхваляли ловкость, силу и мудрость русского народа.

Такие фольклорные произведения, главными героями которых были богатыри, любят слушать взрослые и дети и сегодня.

  • Фёдор Набилкин и настоящие богатыриЖил в одной деревне бобыль Фёдор Набилкин. Был он силою слабоват, да зато умом наделён. Захотелось ему сделаться богатырём. “И чем я не богатырь? — думает Фёдор Набилкин.— Почему это только сильные могут быть богатырями?” Сделал он себе полотняный шатёр, седло, взял косу вместо меча, сел на свою квёлую …
  • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатыряхЦарь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, …
  • Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне ЛебедиТри девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила …
  • Сказка о славном могучем богатыре Еруслане ЛазаревичеВ некотором царстве В некотором государстве жил король Картаус, и было у него на службе двенадцать богатырей. А самым сильным и главным из двенадцати богатырей почитался князь по имени Лазарь Лазаревич. И сколько ни старались другие богатыри, никто из них не мог на поединках победить молодого Лазаря …
  • Вольга-богатырьЧто не мелки часты звёздочки Рассажалися под небесью, Что ни ясен светел месяц Просветил в небе высокоем — Осветило красно солнышко Нашу землю святорусскую: На святой Руси на матушке Народился удал молодец, Свет Вольга — сударь Буслаевич. От рожденья богатырского Потряслася мать сыра земля, Море сине …
  • Али-богатырьКогда-то давным-давно жил в одном городе бедный человек, по имени Али́. Ростом он был высокий, в плечах широкий, огромными руками своими железную палицу мог согнуть. Кто его в горах встречал, принимал за богатыря. Али ютился с женой в стареньком домике на самой окраине города. Детей у них не было. Каждый …
  • Махмуд-охотник, Озман-богатырь и Асад-воительКогда-то в Му́ше правил ага́, по имени Авда́л. Под его властью было сорок тысяч домов; в случае нужды он мог выставить войско в восемнадцать тысяч воинов. У Авдал-аги было семь сыновей: Роста́м-ага, Балу́л-ага, Авди́-ага, Салма́н-ага, Махму́д-охотник, Озма́н-богатырь и Аса́д-воитель. Ростам-ага, Балул-ага, …
  • Дьельбеген и богатырь Сартак-пайДавным-давно кочевал по Алтаю на синем быке Дьельбеген-людоед. У Дьельбегена семь голов, семь глоток, четырнадцать глаз. От него ни малому, ни старому не скрыться, из его рук ни силачу, ни герою не спастись. Как одолеть Дьельбегена, люди не знали. И каждое утро, когда Солнце, опираясь на вершины гор, …
  • Как богатырь Сартакпай шмеля победилВесеннее солнце землю согрело, белым цветом черемуха закипела. Выглянули из своих восковых аилов семеро братьев, семь мохнатых шмелей. Шестеро к черемухе полетели, а седьмой — к золотым тюльпанам. Вдруг черная тень легла на поляну. Это Дьелбеген-людоед с горы спустился верхом на синем быке. — Братья, …
  • Людоед и богатырьДавным-давно кочевал по свету людоед верхом на синем быке. У лю­доеда семь голов, семь ртов, четырнадцать глаз. Как одолеть людоеда, никто не знал. И каждое утро, когда солнце всходило на небо, люди молились: — Солнце, помоги нам, погибаем! И вот, однажды, стало солнце к земле приближаться, чтобы людоеда …
  • Эрмэчын-богатырьБыло это давно, когда таньги [люди другого племени] нападали на стойбище одного племени. Всех людей они убивали, а оружие и одежду забирали. Ничего не могли люди поделать, потому что эти таньги родились от песца и были хитрыми. Однажды, когда солнце ушло спать в свою ярангу, таньги опять напали на стойбище. …
  • Богатырь БайкалВ старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. Днем она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли — …
  • Как богатырь Бабурган горой сталВ стародавние времена на Алтае жил богатырь Бабурган, сын богатыря Адагана. Всех превосходил силой Бабурган. Не было ему равных по силе богатырей на Алтае. Характер у него был задиристый. Кого бы ни встретил, обязательно в драку лезет. Стали его люди избегать, никто с ним связываться не хотел. Тогда …
  • Красавица Елена и богатырь-женщинаКарабатыр-Занэ и его женитьба. На берегу моря был укрепленный город, в котором был князем Карабатыр-Занэ, красивый и статный юноша. Он славился умом и богатырской силой. Заиэ уже достиг совершеннолетия, и старики этого кале решили между собой женить князя. Сообщили они князю, в чем дело. Занэ, конечно, …
  • Безногий и безрукий богатыриЗадумал царевич жениться, и невеста есть на примете — прекрасная царевна, да как достать ее? Много королей и королевичей и всяких богатырей ее сватали, да ничего не взяли, только буйные головы на плахе сложили; и теперь еще торчат их головы на ограде вокруг дворца гордой невесты. Закручинился, запечалился …
  • Безногий и слепой богатыриВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; у них был сын Иванцаревич, а смотреть-глядеть за царевичем приставлен был Катома-дядька, дубовая шапка. Царь с царицею достигли древних лет, заболели и не чают уж выздороветь; призывают Ивана-царевича и наказывают: — Когда мы помрем, …
  • Безногий и слепой богатыриВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был грозный царь — славен во всех землях, страшен всем королям и королевичам. Задумал царь жениться и отдал такой указ по всем городам и селам: — Кто найдет ему невесту краснее солнца, яснее месяца и белее снегу, того наградит он несметным богатством Пошла …
  • Буря-богатырь Иван коровий сынВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был король со своей королевою; не имели они детей, а жили вместе годов до десяти, так что король послал по всем царям, по всем городам, по всем народам — по чернети: кто бы мог полечить, чтоб королева забеременела? Съехались князья и бояры, богатые купцы …
  • Иван-царевич и Никанор-богатырьБыл мужик, у него было три сына: два умных, третий дурак. Вот хорошо, зачал мужик горох сеять, и повадился к нему на горох незнамо кто. Видит отец, что все побито, повалено, потоптано, и стал говорить своим детям: — Дети мои любезные! Надобно караулить, кто такой горох у нас топчет? Сейчас большой брат …
  • Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыриЖила-была старуха, детей у нее не было. В одно время пошла она щепки собирать и нашла сосновый чурбан; воротилась, затопила избу, а чурбан положила на печку и говорит сама с собою: «Пускай высохнет, на лучину годится!» А изба у старухи была черная; скоро щепки разгорелися, и пошел дым по всей избе. Вдруг …
  • Добрыня. БылиныВетер ласковый тебя зовёт по имени — Зовёт слушать про подвиги про Добрынины: Как Добрыня-Богатырь на Земле нашей жил, Как Добрыня-Богатырь Отцу-Богу служил. Песни давние ветер поёт про дни старинные, Сказы честные ведёт да былинные.

Раньше их рассказывали, передавая из поколения в поколение, от родителей – к детям. Сегодня же, любая сказка про богатырей доступна для того, чтобы читать ее онлайн или скачивать на мобильные устройства.

Немного истории о сказках про богатырей

Не все знают, что задолго до сказок про богатырей, были былины. Былины о русских богатырях, как и сказки, рассказывали о подвигах, путешествиях и сражениях, но былины в песнях и в прозе отражали исторические события, не пытаясь донести до слушателя или читателя какое-то нравоучение. Поэтому многие русские былины можно смело назвать историческим достоянием нашего народа.

Русские былины во все времена любили читать и слушать как взрослые, так и дети, ведь в них рассказывалось о военных свершениях и быте простого русского народа. Былины про богатырей можно читать детям и сегодня. Былины про богатырей бывают длинные и короткие. Длинные былины представляют собой целые исторические опусы, именно поэтому их сложно усвоить маленьким детям.

Но есть и такие былины про богатырей, читать которые легко и просто. Это короткие былины, самые известные из которых — про славных русских богатырей Илью Муромца и Добрыню Никитича. Читать короткие былины можно и перед сном, ведь их чтение не требует много времени. Более взрослым детям, желающим услышать былины про богатырей, можно читать не только короткие но и длинные произведения.

Позже, после былин появились и сказки про богатырей. Любая сказка про богатырей — это вымышленное фантастическое произведение, в котором присутствует поучительная мысль.

Многие русские сказки про богатырей очень нравится читать детям, но есть среди них и самые известные сказки, которые знает каждый.

Это русская народная сказка про трех богатырей, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина, русская народная сказка «Святогор богатырь» и коми-зырянская сказка, в которой главный действующий персонаж — Перя — самый могучий богатырь.

Рекомендации к прочтению

Сказка про 3 богатырей знакома каждому ребенку и взрослому. Ведь всем доводилось читать про славные подвиги трех богатырей -Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Пожалуй, это самая первая сказка про богатырей, появившаяся после легенд. Но по прошествии большого количества времени, сказка про трех богатырей не потеряла своей актуальности — ее любят читать и слушать и сегодня.

К тому же, сегодня самую известную сказку про трех богатырей можно читать онлайн или скачать бесплатно.

Сказка про богатыря Святогора также основана на народных былинах. Богатырь Святогор в русских былинах обладает стихийной силой.

В сказке его силы тоже практически безграничны, единственное, с чем не может совладать Святогор — это собственная судьба и земная тяга.

Ведь этот богатырь никак не может поднять маленькую сумочку с тягой земной и не может сбежать от своей судьбы, если вдаваться в краткое содержание этой сказки.

Читайте также:  Что подарить на хэллоуин

Но не только русский народ сочинял сказки про могущественных богатырей. Такие произведения есть и у одного из самых известных российских поэтов — Александра Сергеевича Пушкина.

Существует версия, что свои волшебные произведения писатель создал на основе сказок своей замечательной няни — Арины Родионовны. Самое известное произведение Пушкина про богатырей — это «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

По этому произведению Александра Сергеевича был выпущен мультипликационный фильм.

В некоторых источниках данное произведение Пушкина еще называют «Сказка о спящей царевне и семи богатырях». По сюжету сказки царь после смерти супруги женится на красивой и молодой, но злой и завистливой женщине, которая готова на все, чтобы сжить со свету свою падчерицу. Поэтому молодая девушка находит убежище в лесу, в доме русских богатырей.

Так, царевна и семь богатырей живут дружно в одном доме, пока злой мачехе не удается ее отравить. Семь богатырей в этом произведении – не главные персонажи, но даже при небольшой отведенной в произведении роли читателю легко понять, что богатыри – сильные, добрые и справедливые.

Сказка о семи богатырях и мертвой царевне учит маленьких читателей отличать добро отj зла и тому, что зло будет наказано, а справедливость и добро – победят.

Но Пушкин написал не единственное произведение, в котором фигурируют богатыри. Есть еще одно знаменитое произведение Александра Сергеевича – «Сказка о царе Салтане» , там богатырей аж тридцать три. Вы можете не только читать онлайн, но и скачать произведения Пушкина про богатырей.

Каждая сказка про богатырей научит ребенка познавать мир и отличать добро и зло. Кроме того, сегодня часто встречаются новые сказки про богатырей. Это «Людоед и богатырь» , «Али-богатырь» , «Федор Набилкин и настоящие богатыри» , «Богатырь-женщина» и многие другие добрые детские сказки. Все эти сказки про богатырей и многие другие можно читать онлайн или скачать.

Источник: https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/bogatyrej

Ирина Карнаухова — Русские Богатыри (былины)

Карнаухова Ирина

Русские Богатыри (былины)

Русские Богатыри (былины)

В пересказе для детей И. В. Карнауховой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ

АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ

ПРО ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА И ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА

КАК ИЛЬЯ ИЗ МУРОМА БОГАТЫРЕМ СТАЛ

ПЕРВЫЙ БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОИНИК

ИЛЬЯ ИЗБАВЛЯЕТ ЦАРЬГРАД ОТ ИДОЛИЩА

НА ЗАСТАВЕ БОГАТЫРСКОЙ

ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА

КАК ИЛЬЯ ПОССОРИЛСЯ С КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН-ЦАРЬ

ПРО ПРЕКРАСНУЮ ВАСИЛИСУ МИКУЛИШНУ

СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧ

О КНЯЗЕ РОМАНЕ И ДВУХ КОРОЛЕВИЧАХ

На высоких холмах стоит Киев-город.

В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы.

С зелёных холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные сёла, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи…

Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики лёгкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.

За пригородами и сёлами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров — быков рогатых, и мелкого зверя видимо-невидимо.

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка: Налетали из них на русские сёла кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Чтобы беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алёша, и Дунай Иванович — всё в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор — отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.

Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне гостиной горнице — для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, мёду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.

Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нём, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую…

Зато в чёрных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

Слава, слава и в наши дни богатырям-защитникам Родины!

Высока высота поднебесная,

Глубока глубина океан-моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки омуты Днепровские,

Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Черны грязи Смоленские,

Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

———————————————————————-

Вольга Всеславьевич

Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звёздочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь Вольга Всеславьевич. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.

Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пелёнки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал, да и говорит матери:

— Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.

Испугалась мать, а Вольга растёт не по дням, не по часам, а по минуточкам.

Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга научился уже грамоте — писать и считать и книги читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошёл он по земле гулять.

От его шагов земля заколебалась. Услыхали звери и птицы его богатырскую поступь, испугались, попрятались.

Туры-олени в горы убежали, соболя-куницы в норы залегли, мелкие звери в чащу забились, спрятались рыбы в глубокие места.

Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям.

Научился он соколом по небу летать, научился серым волком обёртываться, оленем по горам скакать.

Вот исполнилось Вольге пятнадцать лет. Стал он собирать себе товарищей. Набрал дружину в двадцать девять человек, — сам Вольга в дружине тридцатый. Всем молодцам по пятнадцати лет, все могучие богатыри. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.

Собрал свою дружину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широкую степь. Не скрипят за ними возы с поклажей, не везут за ними ни постелей пуховых, ни одеял меховых, не бегут за ними слуги, стольники, поварники…

Для них периной — сухая земля, подушкой — седло черкасское, еды в степи, в лесах много-был бы стрел запас да кремень и огниво.

Вот раскинули молодцы в степи стан, развели костры, накормили коней. Посылает Вольга младших дружинников в дремучие леса:

— Берите вы сети шелковые, ставьте их в тёмном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, чёрных соболей, будем дружине шубы запасать.

Разбрелись дружинники по лесам. Ждёт их Вольга день, ждёт другой, третий день к вечеру клонится. Тут приехали дружинники невеселы: о корни ноги сбили, о колючки платье оборвали, а вернулись в стан с пустыми руками. Не попалась им в сети ни одна зверушка.

Рассмеялся Вольга:

— Эх вы, охотнички! Возвращайтесь в лес, становитесь к сетям да смотрите, молодцы, в оба.

Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. Он и мелким зверьком не побрезговал, наловил к ужину серых заюшек.

Воротились дружинники с богатой добычей.

Накормил-напоил дружину Вольга, да ещё и обул, одел. Носят дружинники дорогие шубы соболиные, на перемену у них есть и шубы барсовые. Не нахвалятся Вольгой, не налюбуются.

Вот время идёт да идёт, посылает Вольга средних дружинников:

— Наставьте вы силков в лесу на высоких дубах, наловите гусей, лебедей, серых уточек.

Рассыпались богатыри по лесу, наставили силков, думали с богатой добычей домой прийти, а не поймали даже серого воробья.

Вернулись они в стан невеселы, ниже плеч буйны головы повесили. От Вольги глаза прячут, отворачиваются. А Вольга над ними посмеивается:

Источник: https://libking.ru/books/child-/children/25578-irina-karnauhova-russkie-bogatyri-byliny.html

Русские Богатыри. Былины и сказки (аудиокнига)

Лет сто назад и даже позднее московская и петербургская публика могла слушать подлинное исполнение былин (как их ещё называли — старин, старинок).

В концертных залах перед студентами, учёными, художниками и прочими образованными людьми выступали знаменитые народные сказители Иван Трофимович Рябинин, Пётр Иванович Рябинин-Андреев, Ирина Андреевна Федосова, Марья Дмитриевна Кривополенова.

 Однако долгое чтение целых былин и былинных циклов младшим читателям, скорее всего, покажется делом непосильным. Тогда, по желанию, можно обратиться к переложениям.

Традиция литературной обработки былин для детей восходит к тому времени, когда пишущие и читающие взрослые сами только что заинтересовались устной народной поэзией, то есть к середине XIX века. Сегодня в детских и школьных библиотеках можно найти несколько старых и несколько новых прозаических пересказов.

Показательна история книги «Русские богатыри: Былины и героические сказки в пересказе для детей И.В.Карнауховой».

Впервые книга вышла в 1949 году и с тех пор неоднократно — заслуженно — переиздавалась.

Детская писательница Ирина Валерьяновна Карнаухова — ровесница ХХ века. Родилась в Киеве, в восемнадцать лет заведовала библиотекой, в двадцать пять поехала в фольклорную экспедицию, собирала сказки в Заонежье, на Пинеге, Печоре, в Поморье, в тридцать пять стала Бабушкой Ариной — сказочницей на Ленинградском радио.

Бабушку Арину полюбили, приглашали на детские праздники. Она приходила в архангельском сарафане до пят, шитом серебряной тесьмой, и в платочке, повязанном «венчиком», говорила:

У Ирины Валерьяновны открылся талант. Она написала книги «Сказки и предания Северного края», «Сказки бабушки Арины», написала пьесу «Старинка стародавняя про могучего русского богатыря Илью Муромца».

В книге «Русские богатыри» И.В.

Карнаухова пересказала былины про Вольгу Всеславьевича, Микулу Селяниновича, Святогора, Добрыню Никитича, Илью Муромца, Алёшу Поповича, Василису Микулишну, Соловья Будимировича, Садка Новгородского, Михайла Казарянина, Данилу Игнатьевича, князя Романа. В «Краткой литературной энциклопедии» справедливо сказано, что произведения И.В.Карнауховой «отмечены художественным вкусом».

Здесь мы представляем вам аудио версию этой замечательной книги.

Русские Богатыри. Былины и сказки

Былины и героические сказки в пересказе для детей И. В. Карнауховой. Читают: заслуженная артистка России Наталия Минаева, Алексей Ковалёв, Иван Калинин

Источник: http://www.gusli.su/russkie_bogatyri_audioknigi/

Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России. Часть I

План работы с детьми по теме «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Былины — кладезь народной мудрости».

Цель: Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.

Материал: Иллюстрации.

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации: Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое , я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.

Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: «Что же такое былина?», — я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.

Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения: вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Так, кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина — Россия — называлась Русью. Это было очень давно.

Читайте также:  Развивающие задания в картинках для детей дошкольников 4-5 лет. распечатать бесплатно

Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку.

Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

2. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом репродукции картины Васнецова «Богатыри».

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена русский народ славился богатырской силой; слова о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче дошла до наших дней. Русские богатыри защищали родную землю от врагов. Об их подвигах слагали сказки. Обогатить словарь детей словами: былины, богатыри, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Материал: репродукция картины Васнецова «Богатыри».

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает репродукцию картины Васнецова «Богатыри»: Сегодня мы познакомимся с главным былинным героем — Ильёй Муромцем. Вот он (показывает на картину «Богатыри» Васнецова) вместе со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем несёт караульную службу на заставе.

Они отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец — крестьянский сын; Добрыня Никитич — знатного происхождения, из рода князей; Алёша Попович — сын попа. Но их объединяет одно — желание в трудную минуту помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.

Здесь, на картине, Илья Муромец стоит в центре, «богатырь богатырей», мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь русичей — так раньше называли жителей Древней Руси.

Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несёт свою нелёгкую службу, но былина, с которой вы сегодня познакомитесь, не о том, как они стоят в дозоре. Это рассказ о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал настоящим богатырём, узнаете о его первых подвигах.

3. Чтение и беседа по былине «Илья Муромец».

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины.

Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, студёная водица, калики перехожие, чадо милое, жажда мучает.

Ход: Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины:

Как назывались город и село, где родился Илья Муромец? Как он провёл свои первые 30 лет жизни? Кто помог ему избавиться от тяжёлого недуга? Благодаря какой волшебной силе Илья Муромец стал настоящим богатырём? Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления? Как называлось место, где он встретил Соловья-разбойника? Как Илья Муромец победил его? Куда направился Илья Муромец после победы над Соловьём-разбойником?

4. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов «Путешествие по Русской избе».

Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата — не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной.

Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, — печник — пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко — тогда и варко.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.

Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.

Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

Что есть в печи — всё на стол мечи. Не красна изба углами, а красна пирогами. Умей в гости звать, умей и угощать. На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку: У носатого, у Фоки Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки , в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.

Хлебом-солью привечаем, Самовар на стол несём. Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Во время чаепития воспитатель рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга) Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват) На плечах дуга держит вёдра, в них — вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины.

Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, — всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению.

Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы.

Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, — всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится — «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.

Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички — розни.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору — четыре дня, а зимой — десять дней.

В дорогу идти — пять пар плести.

Но зато и стоили лапти дёшево — не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

5. Дидактическая игра «Герои русских былин».

Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков картину. Развивать восприятие.

Материал: Кубики, набор иллюстраций.

Ход: Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию и собирают из кубиков такую же картину по выбранному образцу.

6. Чтение загадок, пословиц, поговорок о силе, смелости, храбрости русских богатырей.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.

Храбрый побеждает — трус погибает. Смелость города берёт. Кто храбр — тот и жив.

Кто смел, тот и цел.

7. Разучивание русской народной подвижной игры.»Петушиные бои».

Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.

Материал: Мелок.

Ход: На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу — тот выиграл.

8. Разучивание русской народной подвижной игры «Слепой козёл».

Цель: Развивать слуховое внимание, ловкость.

Ход: «Жмурке» завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в неё, а играющие спрашивают: «Кто там?». «Слепой козёл», — отвечает «жмурка».
Играющие все вместе говорят:

Козёл слепой, Не ходи к нам ногой. Иди в кут, Там холсты ткут,

-Тебе холстик дадут!

Недовольный козёл снова стучит в дверь.»Кто там?». «Апанас!», — отвечает козёл. «Апанас, ищи нас!», — с этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Играющие увёртываются, а пойманный игрок становится «жмуркой».

9. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия.

Материал: Изображение русского богатыря, разнообразные детали костюмов воинов разных народов.

Ход: Воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю.

10. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, изображающих различные постройки Древней Руси: изба, терем, палаты.

Цель: Формировать представления о постройках Древней Руси, а также о том, что чем богаче был человек, тем богаче был его дом. Обогатить словарь детей: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре.

Материал: Иллюстрации с изображением построек Древней Руси.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением различных построек и рассказывает о каждой из них, выделяя характерные особенности: изба — низкая, бревенчатая; терем — высокий, расписной, узорчатый; палаты — сделаны из камня, высокие.

Чем богаче был человек, тем богаче был его дом: простые крестьяне и ремесленники жили в избах; князья да бояре — в теремах, палатах белокаменных.

Воспитатель зачитывает отрывки из разных былин, где упоминаются названия разных построек.

«…В том ли городе во Муроме, в том ли селе Карачарове жила-была семья. И росло в той семье чадо милое — Илюшенька сын Иванович. Опечалил он родителей своих — был здоровьем слаб, всё в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки…»
(былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

«… И дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж её сидит в тёмном погребе, стала она думать, как его освободить из острога. И подумала она: » Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а смогу спасти его своею догадкою, женской хитростью да изворотливостью.

Первым наперво — отрезала она косыньки свои длинные, уложила волосы по-молодецки. Назвалась добрым молодцем Василием Микуловичем и отправилась из своего терема в путь-дорогу выручать мужа любимого.

Приезжает она к князю Владимиру, в его палаты белокаменные, называется добрым молодцем и просит себе в жёны княжескую дочь…»
(былина «Ставр Годинович»).

Источник: https://portal-slovo.ru/pre_school_education/39163.php

Ссылка на основную публикацию