Игры для детей 6 лет на развитие слуха

Развитие детей с рождения

Игры для развития слуха

Хочу поделиться с вами играми для развития слуха. Они нравятся детям и очень полезны.

Игры для развития слуха

 К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их.

Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Игра — Выдели слово.

Предложите своему ребенку  хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда он  услышит слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах?

— Подумай, не торопись.

Игры на сообразительность.

— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. 

— Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) 

— Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а. 

— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и.т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. 

Шутки — минутки.

Вы читаете ребенку  строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры : 

Хвост с узорами, 

сапоги со шторами. 

Тили-бом! Тили-бом! 

Загорелся кошкин том. 

За окошком зимний сад, 

Там листочки в бочках спят. 

Мальчишек радостный народ 

Коньками звучно режет мёд. 

Кот плывет по океану, 

Кит из блюдца ест сметану. 

Куклу выронив из рук, 

Маша мчится к маме: 

Там ползёт зелёный лук 

С длинными усами. 

Божья коробка, полети на небо, 

Принеси мне хлеба.

Тест на готовность к школе.

На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры. Такие тесты-игры иногда говорят о том, что вашему малышу нужна помощь психолога. 

Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. 

Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок. 

Если в 6 лет ребенок категорически не в состоянии выполнять определенные правила и контролировать свои действия в игре, то вам потребуется психологическая консультация со специалистов. Чем раньше, вы начнете решать проблему, тем лучше.

Уровень развития речи.

Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе. 

Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец). 

Если не получается, потренируйтесь: сначала перессказывайте короткие прложения, заучивайте стихи, а затем переходите к более длинным текстам.

Уровень развития фонематического слуха.

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. 

Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос 

Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…

Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?

Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…».

В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.

Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову.

Например: «день – ночь, лето – … (зима)»; «часы – время, градусник – … (температура)», «глаз – зрение, ухо – … (слух)».

Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация.  Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

Игры для детей с 8 месяцев до 1 года

Доктора не устают напоминать, что развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием мелкой моторики. Области мозга, отвечающие за речь формируются от импульсов, исходящих от пальцев рук. Для развития мелкой моторики идеально подходит классическая пирамидка.

К 9 месяцам ребенок уже понимает, что нужно снимать и одевать колечки. Рекомендуется собирать пирамидку от большего к меньшему, но уже можно попытаться собрать и «гантельку». С обоих концов стержня наденьте большие кольца, а между ними – маленькие. Такую пирамидку можно катать друг другу по полу.

Не забывайте хвалить малыша, комментируйте его действия.

Если у вас есть две пирамидки, то соорудите из них машину. Проделайте в пустой бутылке две дырки и просуньте в них стержни от пирамидок, на них наденьте кольца.

Если же ваш ребенок хватает еду руками, расстегивает только что надетый подгузник, облизывает пальцы, утешайте себя тем, что малыш развивает мелкую моторику. Если ваши нервы не выдерживают смотреть на это, найдите другой вариант этим занятиям.

Дайте ребенку большую сумку или пальто с крупными пуговицами. Только при этом внимательно следите, чтобы ребёнок не потянул в рот случайно оторванную пуговицу и не поранил себя ничем. Маленькие дети любят застёжки на липучке.

Процесс отстегивания и застегивания таких липучек обычно доставляет массу смеха. Положите в карман на липучке любую игрушку и покажите ребенку как ее достать.

Некоторым деткам очень нравится расстегивать липучки на тапочках, ведь потом гораздо легче снять их с ноги.

Займите ребенка перелистыванием страниц нервущихся книг. Покажите как можно стучать по клавишам пианино. А при купании дайте ребенку поиграть с губкой, такая игра также влияет на развитие мелкой моторики.

Спрячьте какую-нибудь куклу или машинку под одеялко, но так, чтобы часть игрушки была видна. Первый раз спрячьте игрушку при ребенке. Как только он ее отыщет, похвалите его. В другой раз спрячьте игрушку, когда малыш отвернется, но также оставьте часть игрушки на виду.

Теперь задача усложнилась, и если ребенок сразу не справится, не расстраивайтесь, и тем более не ругайтесь на ребенка. В 9 месяцев он еще только начинает интересоваться вопросом, что случилось с предметом, когда его не видно. В голове откладываются определенные образы.

Такая игра подготавливает ребенка к первым разлукам.

Ваш малыш должен быть уверен, в том, что предмет вернется, потом он переносит такой образ и на родителей. Попробуйте сами спрятаться за дверью и позовите малыша, если он не сможет вас найти, то позовите его снова и выгляньте немного из своего укрытия. А вот и мама нашлась!

Игры для детей от года до трех лет

Игры следует чередовать, постепенно увеличивая степень сложности. Очень понравится Вашему малышу переливания из одной ёмкости в другую. Для такой игры подойдут небольшие небьющиеся чайники и леечки. Сначала чашечкой из миски наливаем воду в чайник, а потом разливаем из чайника по чашечкам. А еще можно переливать воду из большой миски в маленькие с помощью ложки. 

Если вам не жалко испортить некоторое количество продуктов, то предложите малышу пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или маленькой чашки разные сыпучие продукты. Для этих целей подойдет манная крупа, рис, гречка. 

Не забывайте объяснять малышу свои и его действия, называть вслух предметы, которыми он играет и, конечно же хвалить его за умелые действия. 

Игpа  «Коробочка»

На крышке коpобки выpежьте pазные геометpические фигуpы (кpужки, квадpаты, тpеугольники, прямоугольники). Дайте pебенку эти фигуpы и посмотpите, сумеет ли он вставить их в соответствующие отвеpстия в кpышке коpобки. Для этой игры можно использовать и детали деревянного конструктора. Для этого вырежьте отверстия по размеру деталей вашего конструктора.

Игра «Мореплаватель» 

Знакомимся со свойствами предметов. Налейте в большую миску или таз воду. Приготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов: кусочки пробки, веточки, металлическую ложку, пластмассовую чашку и т.п. (Для одного занятия не больше 3-4 материалов). Предложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать.

Затем позвольте малышу побросать все предметы в воду и поиграть с ними. Во время игры расскажите о каждом предмете: — Это кукла сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пластмасса очень легкая и поэтому не тонет, а плавает. — Это ложка из металла. Она металлическая. Металл тяжелый и поэтому тонет.

После игры предложите ребенку вытащить все предметы из воды и протереть каждый салфеткой.

Игра «Титаник» 

На ту же тему. После 2-3 занятий с предметами в воде, можно поиграть в такую игру с малышом. Один называет какой-нибудь предмет ( резиновый мяч, деревянный кубик, миска и т.д.) а другой отвечает, тонет он или не тонет. Можно использовать в качестве ответа движения. Например, если тонет — приседать, а если плавает — руками изображать движение пловцов.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста

Что за предмет? 

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает родитель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку 

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Родитель  обрисовывает  игрушку, а задача ребенка, прослушать и назвать этот предмет.

Кто больше увидит и назовёт 

У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Сорока 

Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Родитель раскладывает предметы)

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети: 

Сорока, сорока 

Отдай нам мыльце

Сорока: 

Не дам, не отдам 

Возьму ваше мыльце 

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети: 

Сорока, сорока 

Отдай нам иголку!

Сорока: 

Не дам, не отдам. 

Возьму я иголку 

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети: 

Сорока, сорока, 

Отдай нам очки

Сорока: 

Не дам, не отдам. 

Я сама без очков, 

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети: 

Сорока, сорока. 

Отдай нам звоночек.

Сорока: 

Не дам, не отдам. 

Возьму я звоночек. 

Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Родитель: 

Ты, сорока, не спеши 

Ты у деток попроси. 

Все тебя они поймут. 

Всё что надо подадут. 

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Родитель: 

Дети, что для этого нужно сороке? 

(Дети называют и приносят все предметы)

 Сорока благодарит и улетает.

Источник: http://my-saitt.ru/zanyatiya/igry-dlya-razvitiya-sluxa/

Играя, развиваем! Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с помощью игр

Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям.

В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.

Читайте также:  Чеканка на фольге своими руками для детей

https://www.youtube.com/watch?v=Z91Z4Jd8e54

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой  (о чём и говорилось выше):  миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
  3. различение близких по звуковому составу слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

I. Узнавание неречевых звуков

1. Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д.

Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д.

После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз

1. Игра «Узнай по голосу»

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

2. Игра «Эхо»

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

3. Игра «Скажи, как я»

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III. Различение близких по звуковому составу слов

1. Игра «Светофорик»

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, , и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

2. Игра «Хлопни – топни»

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

3. Игра «Исправь ошибку»

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

4. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар Каток – моток – поток – дым

Каша — гном – Маша – Даша

5. Игра «Доскажи словечко»

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
— Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

IV. Различение слогов

1. Игра «Повторюшки»

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

2. Игра «Сигнальщик»

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

3. Упражнение «Простукай слово»

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V. Различение фонем

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук»

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

3. Упражнение «Повторялки»

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.

Гладышева Инна Валерьевна, уучитель-логопед высшей кв. категории, МБДОУ д/с № 17 комбинированного вида,

г. Лысково Нижегородской области

(5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-5-6-let-s-pomoshhyu-igr/.html

Игра для развития звуко-высотного слуха детей 5-7 лет

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО

Игра для развития звуко-высотного слуха

детей 5-7 лет

Ход игры:

Ребёнок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой линейки, или на одной линейке. Игра проводится в свободное от занятий время.

Игровой материал:

Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки — ноты, детские музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, гусли).

ТРИ ЦВЕТКА

Игра на определение характера музыки

детьми 4-6 лет

Ход игры:

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Дети выбирают цветок, соответствующий характеру музыки :

  • Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
  • Грустная, жалобная
  • Весёлая, радостная, плясовая, задорная

Если произведение известно детям, то они называют его и имя композитора.

Игровой материал:

Цветы с различной серединкой, изображающей эмоции

Человека (грусть, радость, спокойствие).

ТРИ МЕДВЕДЯ

Дидактическая игра для развития чувства ритма

у детей 4-5 лет

Ход игры:

Вы знаете, ребята, сказку «Три медведя»?

В последней комнате Машенька легла на минутку в кроватку и уснула. В это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (ответы детей)

Послушайте, кто первый зашёл в избушку?

(педагог исполняет ритмический рисунок на музыкальном инструменте на одном или на двух звуках. Дети называют имя мишки, который «пришёл»)

(Педагог «выводит» фигуру). Как мишка идёт? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идёт? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение медведя)

Игровой материал:

Фигурки медведей, фишки, карточки для детей, музыкальный инструмент.

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

Дидактическая игра на закрепление знаний

детей 6-7 лет о длительности звуков

Ход игры:

Медвежонку в магазине много шариков купили –

Разноцветных, разных, ярких.

Был он очень рад подарку,

Всё на шарики смотрел

Даже песенку запел…

Педагог исполняет попевку, дети повторяют, отхлопывают ритм, определяют количество долгих и коротких звуков, выкладывают шариками ритмический рисунок.

Игровой материал:

Ритмические модели в виде шариков различной величины, обозначающей долгие и короткие звуки.

НАШИ ПЕСНИ

Игра для закрепления пройденного репертуара и развитие музыкальной памяти, слухового внимания

у детей 4-7 лет

Ход игры:

Детям раздают по 2-3 карточки и фишки. Воспитатель исполняет мелодию на металлофоне (фортепиано) или ставит аудиозапись знакомой детям песни. Дети узнают и и закрывают фишкой нужную карточку.

Игровой материал:

Карточки, фишки, музыкальный инструмент.

ИГРА «ПОВТОРИ ЗВУК»

Игра для развития звуко-высотного слуха

детей 5-7 лет

Ход игры:

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный звучит высоко, мы назовём его «динь» , он звучит так (поёт «соль» 1-ой октавы): динь-динь. Зелёный бубенчик звенит немного ниже, мы назовём его «дан». Он звучит так (поёт «ми» 1-ой октавы) дан-дан.

Оранжевый бубенчик звучит самым низким звук, мы назовём его «дон», он звучит так (поёт «до» 1-ой октавы): дон-дон. Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: высокий, средний, низкий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке. Ведущий (педагог) показывает маленькую карточку, например, с оранжевым бубенчиком. Тот, кто узнал.

Как звучит этот бубенчик, поёт «дон-дон» («до» 1-ой октавы), Педагог даёт карточку, и ребёнок закрывает ею оранжевый бубенчик на большой карточке. Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае. Если ребёнок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споёт соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

Игровой материал:

Карточки (по числу играющих) с изображением трёх бубенчиков; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/28907.html

Игры, направленные на развитие слуха

Погремушка

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие и чувство ритма у ребенка.

Для игры понадобятся: погремушки.

Описание:
дети встают по кругу и согласно тексту ритмично встряхивают погремушками или прячут их за спину.

Погремушка-погремушка,Музыкальная игрушка!Хочешь, сразу две возьмиИ греми, греми, греми!Хочешь, сразу две возьмиИ греми, греми, греми!Спрячь за спинку погремушку,Отдохнут от шума ушки.На соседей поглядиИ тихонько посиди.На соседей погляди

И тихонько посиди.

Телефонисты

Цель:
развивать слух и внимание у ребенка.

Описание:
дети делятся не две команды. Ведущий подходит поочередно к одному игроку из каждой команды и говорит на ухо труднопроизносимую скороговорку. После этого игроки передают эту скороговорку между собой по цепочке. Последний участник должен встать и громко произнести скороговорку. Выигрывает та команда, чей участник произнес скороговорку правильно, четко и ясно.

Читайте также:  Весеннее путешествие в детском саду в старшей группе

В этой игре можно использовать различные скороговорки, например:

  • -Расскажи мне про покупку. Про какую покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою.
  • -Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой.
  • — Променяла Прасковья караси на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
  • — Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовыватъ — зарапортовался.
  • — Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
  • — Купила кукушка кукушонку капюшон. Как в капюшоне он смешон!

И другие.

Бубенцы

Цель:
развивать у ребенка слух и координацию движений.Для игры понадобятся: колокольчик, бубенчики или другой звенящий предмет.

Описание:
дети становятся в круг, двое из них — в центре круга. Ребенок, стоящий в центре круга, держит колокольчик. Второму завязывают глаза. Все дети хором поют:

Трынцы-брынцы. бубенцы,Раззвонились удальцы:Диги-диги-диги-дон,Отгадай, откуда звон!

Как только дети закончили петь, ребенок с завязанными глазами должен по звуку колокольчика поймать другого игрока.

Клоун

Цель:
развивать слуховое восприятие и умение ребенка ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Для игры понадобятся: большая картинка с изображением клоуна (без какой-либо части тела) и фломастер.

Описание:
картинку крепят к стене. Участники игры с завязанными глазами, пользуясь подсказками зрителей, дорисовывают на рисунке недостающую часть тела.


Накорми соседа

Цель:
развивать тактильные ощущения у ребенка, его умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Для игры понадобятся: несколько фруктов или овощей, например яблоки, груши, морковь, огурец и т.д.

Описание:
в игре должно участвовать два человека. Дети садятся друг напротив друга, им завязывают глаза. Затем каждому в руку дают фрукт или овощ, который нужно протянуть соседу. Выигрывает тот участник, который быстрее всех съел фрукт или овощ. Если детям тяжело ориентироваться с закрытыми глазами, первое время можно проводить игру с открытыми глазами.

Музыкальные инструменты

Цель:
развивать слуховое восприятие, мышление, внимание и сообразительность ребенка.

Для игры понадобятся: колокольчики и барабаны согласно количеству участников игры.

Описание:
участники игры рассаживаются по кругу, перед ними раскладывают музыкальные игрушки. Ведущий стоит в середине круга и читает стихотворение, постоянно меняя местами четверостишия.

Динь-динь-динь-динь колокольчик.Динь-динь-динь-динь колокольчик.

Динь — слушай колокольчик.

Бам-бам-бам-бам барабанчик,Бам-бам-бам-бам барабанчик.

Бам — слушай барабанчик.

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши.Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши,

Хлоп — хлопаем в ладоши!

Дети в зависимости от текста берут в руки инструмент и играют на нем. Игра должна проходить очень быстром темпе. Выбывает тот участник, который возьмет в руки не тот музыкальный инструмент.

Что это за воробушек?

Цель:
развивать слух ребенка.

Описание:
ребенок садится на стул спиной к остальным участникам. Дети по очереди подходят к сидящему участнику. Сидящий на стуле говорит:

«Воробей, чирикни». «Воробей», соответственно, произносит: «Чик-чирик».
Ребенок, сидящий на стуле, должен отгадать, кто стоит у него за спиной.


Снеговик

Цель:
развивать у ребенка слуховое восприятие.

Для игры понадобятся: два больших рисунка снеговика и несколько отдельных рисунков частей их тела.

Описание:
в игре участвуют двое детей. Каждый ребенок с завязанными глазами подходит к рисунку снеговика и с помощью подсказок зрителей прикрепляет недостающую часть тела, например нос. Выигрывает тот участник, который прикрепит недостающий фрагмент точном на место. Игра подходит для новогоднего праздника.

Трактора

Цель:
развивать двигательную активность ребенка, слуховое восприятие, чувство ритма.

Описание:
дети встают по кругу и делают движения, как будто крутят руками руль, читая при этом стихотворение:

Тара-тара-та-ра-раИз колхозного двораВыезжают трактора.Будем землю пахать,Будем рожь засевать,Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить!

Во время чтения первых двух строк стихотворения дети двигаются дробным топающим шагом. На третьей строке они на дробном шаге разворачиваются лицом к центру. Остальные строки дети читают, делая дробные шаги на месте, при этом выделяя ударные слова или слоги сильным притопом.

Испорченный телефон

Цель:
развивать слух и умение ребенка концентрировать внимание.

Описание:
дети рассаживаются в ряд. Ребенок, который сидит с левого края, должен сказать на ухо соседу слово или фразу. Тот в свою очередь — рядом сидящему участнику и так далее.

Последний участник, который сидит справа, должен встать и сказать слово или фразу, которую ему передали. Чаще всего они доходят до конца в искаженном виде.

Необходимо следить за тем, чтобы все участники побывали в начале и в конце «провода».

Бубенчики

Цель:
развивать слух ребенка, чувство такта и умение различать высоту звука.

Для игры понадобится: погремушка.

Описание: дети встают в круг и вытягивают правую руку впред. Ведущий ходит по кругу, ритмично звонит погремушкой (в это время может играть музыка), а затем дотрагивается ею до одного из участников. Тот выходит в центр круга и внимательно следит за движениями ведущего.

Если он поднимает руки вверх, ребенок должен спеть «динь-динь» на ноте до второй октавы, если он держит руки на уровне пояса — спеть «дандан» на ноте ля первой октавы, при опущенных руках — «дон-дон» на ноте фа первой октавыДвижения должны меняться.

Если ребенок правильно выполнил все задания, он говорит:

Бубенчики висят, качаются, звенят.Повторим мы их звон.Динь-динь! Дан-дан! Дон-дон!

Теперь ведущим становится он.

Источник: http://malyshlandiya.ru/development/games_for_children/the_developing_games/the_games_aimed_at_the_development_of_hearing/

11 игр для развития речи: учимся различать звуки

Чтобы учиться читать и писать без особых проблем, правильно воспринимать и понимать слова, овладевать любым иностранным языком, ребенок должен уметь различать звуки. По-научному это называется фонематическим слухом.

Как его развивать у детей разного возраста, рассказывает психолог и дошкольный педагог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Как формируется фонематический слух у детей? Конечно, на практике: при восприятии чужой устной речи, при собственном проговаривании слов.

Когда он хорошо развит, ребенок умеет различать на слух звуки речи, а в дальнейшем — правильно их воспроизводить, соотносить буквы и звуки.

Именно поэтому очень важно, чтобы родители много говорили с детьми, читали им простые стихи уже с самых ранних лет, еще до школы. Учите малышей различать звуки в форме веселых игр.

Для детей 2−3 лет

Цель игр в этом возрасте — поддержать внимание и интерес малыша к звучащей речи, побуждать его повторять за взрослым. Начните с игры «Кто тебя зовет?». Вам понадобятся мелкие игрушки в виде различных животных или картинки с их изображением.

Поместите игрушки или картинки в коробочки: это будут домики для животных. По очереди откройте каждую коробку и покажите игрушку. Назовите ее и произнесите соответствующее звукоподражание: «Это утка. Она крякает: „Кря-кря“, а это корова, и она мычит: „Му-му“».

Предложите малышу повторить эти звуки: «Как разговаривает лягушка? А собака?». Затем уберите животных «по домам» и скажите малышу: «Они хотят поиграть с тобой. Угадай, кто тебя зовет?». Позовите малыша от имени каждого персонажа.

Игру можно усложнять, добавляя новых животных

Для детей 3−4 лет

В игру «Молоточки» вы можете играть где угодно, для нее не нужен реквизит. Вы говорите малышу: «У меня есть большой молоток. Он стучит так: „Тук-тук-тук“. У меня есть маленький молоточек. Он стучит так: „Тюк-тюк-тюк“». Попросите малыша закрыть глаза и определить, какой молоток сейчас стучит. Произнесите соответствующие звуки.

В игру «Мама и ее детеныш» тоже можно играть в любом месте, вам нужно только хорошо знать текст. Вы говорите: «Жила-была кошка. У нее родился котенок. Мама-кошка стала учить своего детеныша-котенка мяукать. Кошка мяукала громко: „Мяу-мяу-мяу!“.

А котенок тихо повторял: „Мяу-мяу-мяу“. Увидел котенок бабочку, побежал за ней. Кошка заметила, что котенок убежал, и стала его звать. А как? Громко: „Мяу-мяу“. А котенок ей в ответ замяукал. Как? Тихо: „Мяу-мяу“. Вернулся котенок к маме. Стала она его хвалить, что услышал ее.

Покажи, как она его хвалила? А как котенок ей отвечал?». Усложните игру: добавьте в нее других животных. Если игроков много, можно раздать малышам карточки с изображением животных и их детенышей.

По очереди «мамы» громко зовут «детей», а те, в соответствии со своими карточками, отвечают им.

Для детей 4−5 лет

Очень полезная игра, которая развивает четкость произношения, — «Повторялки». Разучите такое веселое двустишие:

За-за-за — во дворе стоит коза.

Зу-зу-зу — не боюсь я ту козу!

Детям очень нравится рифмовать слова. Поощряйте их фантазию! Вы вышли на улицу и увидели колесо — трактора, большой машины, просто покрышку, вкопанную в землю. Обратите внимание малыша на колесо, при этом показывая руками, насколько оно большое: «Со-со-со — вот какое колесо!». Предложите общаться какое-то время только так: «Ба-ба-ба — мама, дай мне хлеба! Та-та-та — кушай, сын, пожалуйста».

«Сложный мяч». Если вы играете вдвоем, встаньте напротив ребенка, если детей несколько, пусть они окружат вас. Бросайте каждому участнику по очереди мяч, произнося при этом любой слог. Задача участника — поймать мяч и бросить его вам обратно, четко повторив слог.

Для детей 5−6 лет

«Поймай звук». Перед игрой договоритесь, что вы охотники: будете ловить звуки.

Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши только в том случае, если в слове есть выбранный звук. Допустим, звук [ш].

Вы говорите, делая паузы: «Кошка, мышка, ручка, мошка, кочка, лапша, река, камыш, мартышка, шуба». Первое время стоит интонационно выделять нужный звук, произнося его как долгий.

«Стоп». Дети превращаются в разных животных: слонов, зайцев, медведей. Имитируя движения выбранного животного, они гуляют по комнате. Вы называете слова, похожие по звучанию. Как только дети услышат среди них слово «Стоп», они должны замереть. Например: «Стон, стул, стоп, стук, стоп, стол, сток, стоп».

Для детей 6−7 лет

«Найди звук». Вы называете цепочку из трех слов. Задача ребенка — найти звук, который встречается во всех словах. Например, для цепочки «Кот, рот, мост» это будет [о]. Игру можно усложнить, добавив четвертое слово, в котором нет общего с остальными звука. Тогда задача ребенка — найти лишнее.

«Чистоговорочки». Для этой игры можно выбрать любое четверостишие из произведений Агнии Барто или использовать подобные чистоговорки:

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Попросите ребенка произнести эти строки разными способами: шепотом, обычным голосом, громко, медленно, чуть быстрее, очень быстро.

Для детей 7−8 лет

«Веселое предложение». Нужно составить предложение, все слова в котором должны начинаться с одного звука. Например, [б]: «Баран Баранович бодал бока бедняги Бобика».

В эту игру особенно забавно играть в компании: пусть каждый произносит по слову, чтобы в итоге получилось связное предложение.

Кто быстрее и длиннее придумает предложение, того можно поощрить небольшим подарком.

«Прятки». Эта игра интересна в новой, непривычной обстановке, например в магазине или поликлинике.

Ребенок должен увидеть и назвать как можно больше предметов, внутри которых «прячутся» определенные вами звуки. Например, предметы, начинающиеся со звука [п] — полка, со звуком [м] в середине слова — лампа, и так далее.

Можете посоревноваться: выберите один звук и находите слова с ним по очереди. Победит тот, кто назвал больше.

Эти игры позволят не только развить и закрепить навыки правильного произношения и восприятия звуков, но и весело провести время. Ведь форма игры для ребенка понятна и естественна и не вызывает протеста, как это может быть с другими занятиями.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9439

Развитие фонематического восприятия у ребенка

Любой ребенок с самого рождения обучается. Скорость его развития определяется многими факторами, один из которых – правильный подход родителей к процессу обучения малыша. Чтобы совершенствование навыков происходило быстрей, малыш должен понимать, что ему хотят сказать родители, улавливать основную мысль, суть.

Фонематический слух помогает ускорить процесс развития, так как дитя понимает, что ему пытаются донести.

Проводить занятия следует только в виде игры, ведь в иных случаях обучение может стать скучным, не понравиться детям.

Обучение в игровой форме интерес к получению новых знаний, будет прослеживаться явная положительная динамика в развитии. Малыши в случае верного подхода будут подготовлены к дальнейшему развитию, проходящему в школе.

Положительные свойства развитого фонематического слуха

Фонематическое восприятие – это способность правильно понимать фонемы, улавливать звуки в слове.

Хорошим способом улучшения навыков письма и чтения является развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Ребенок будет произносить слова четко, правильно выстраивать предложения, овладеет в раннем возрасте важными принципами построения предложений, освоит чтение и письмо намного быстрей.

Умение услышать звуковой строй в языке и понять, как они располагаются – важная составляющая хорошей дикции. Если ребенок не может выговаривать слова правильно, первым делом следует научить его слышать их, осознавать, как правильно они должны произноситься.

Игра как способ развития

Основная методика получения навыков для дошкольников является игра. Важно создать ситуацию, чтобы в итоге проанализировать имеющиеся и полученные знания, дать понять малышу правила, сформировать в процессе обучения условия для усиления требуемых навыков.

Суть игр на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет – простимулировать речевую активность, создать условия, при которых познания в требуемой области усилятся, появится дополнительный интерес к процессу обучения. Чтобы определить, в каком направлении развивать ребенка, следует обследовать фонематические процессы. Так можно существенно повысить эффективность обучения.

Основные сложности у детей 7 лет и старше при развитии фонематического слуха:

  1. Малышам трудно повторять ряды из нескольких рядов, где присутствуют согласные звуки, различающиеся по звонкости.
  2. Замещение звуков, смещение, изменение и перенос слогов из одного ряда слов в другой.
  3. Узнавание звука среди прочих в ряду иных слогов.

Проводя работу по развитию фонематического слуха у дошкольников, профессионалами сделаны определенные выводы:

  • у малышей изначально плохо развито фонематическое восприятие. Им сложно на начальном этапе произносить отдельные звуки, правильно понимать слова в целом. Если не заниматься с детьми, нарушение фонематического слуха исправить будет с каждым годом сложней;
  • самая большая сложность возникает при узнавании определенных звуков в словах. Детям сложно определить, правильно ли произнесено слово, то есть выявить ошибки в произношении;
  • важно развивать речевое внимание, чтобы улучшить фонематическое восприятие.
Читайте также:  Аппликация из природного материала. рябина

Чтобы ускорить развитие малышей в заданном направлении, нужно акцентировать внимание на слабых сторонах, которые были указаны выше. Взрослый исправляет, подсказывает до тех пор, пока не будет получаться правильно.

Игры для развития фонематического слуха

Для повышения верных качеств были придуманы игры, помогающие в развитии. Проходят игровые занятия в несколько этапов. Игр для развития фонематического слуха у детей 4-5 лет много, важно заниматься с малышом регулярно, чтобы не потерять достигнутые результаты.

Восприятие произнесенных звуков

Для детей с нарушением слуха можно придумать игры полегче или проводить с ним занятия упрощенным способом. Обучение проходит в игровой форме, чтобы не утомлять его. На данном этапе развития слуха у детей 3 лет и старше, подходят следующие игры:

  1. «Определи откуда звук». Требуется несколько звонких игрушек: погремушка, колокольчик, свисток, барабан и др. Взрослый говорит малышу, чтобы тот послушал и запомнил звуки от каждого предмета. После все предметы закрываются от ребенка, чтобы он не смог видеть, от чего исходит звук. Нужно попытаться понять только с помощью слуха, какой предмет из тех, что он слушал, издает сейчас звук. Со временем можно расширять количество применяемых игрушек.
  2. «Угадай действие». Раскладываются определенные предметы, знакомые ему. Далее за ширмой взрослый проделывает любые действия с предметами: режет или мнет бумагу, переливает воду из стакана в стакан, бросает ключи на столик и т.д. После каждого действия взрослого, нужно рассказать, что он услышал и что понял о предмете, с которым было произведено действие. Можно для разнообразия поменяться ролями с ребенком и попытаться узнать, что делает сейчас дитя с имеющимися вещами.

Различие звуков

Источник: https://lorgid.ru/ear/deti/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detej

Игры для развития когнитивной сферы ребенка 6-7лет

Игра на развитие внимания

  «Найди игрушку».

Цель: развитие зрительного внимания, умения по описанию находить предметы.

Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку (предмет) находящуюся в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Задание: ребенок рисует любую не

 сложную картинку (дом, человечек и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Цель: развитие зрительного внимания.

Задание: перед ребенком раскладывается несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов (шахматные фигуры, костяшки домино, пуговиц и др.)

и просят запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен сказать чего не стало.

Игры на развитие логического мышления детей 6 лет

Интересные игры, направленные на развитие логического мышления детей 6, 7 лет.

Игры очень полезны для подготовки к школе. Игры на сравнение, анализ, синтез, доказательство.

Где какой напиток?

◈ Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?

Цветы из клумбах

Необходимый инвентарь: цветы трех разных видов и три фигуры (круг, квадрат и треугольник), вырезанные из картона.

Красные цветы (розы) росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые (календула) — не на круглой и не на треугольной. Где какие цветы росли?

Я беру с собой в дорогу…

◈ Подготовьте несколько картинок с изображениями различных предметов. Выложите их картинкой вниз. Предложите ребенку отправиться в путешествие, например, поездка на поезде или морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым.

◈ Предметы на картинках должны быть самыми разными. Может быть, этот предмет совсем не нужен в путешествии, тогда его нужно положить в отдельную стопку.

Распредели правильно

◈ Все изображенные на карточках должны отличаться друг от друга цветом волос, глаз, ростом, выражением лица.

◈ Предложите ребенку распределить фигурки по четырем комнатам: в одну поместить всех детей, в другую — всех темноволосых, в третью — всех веселых, в четвертую — всех женщин.

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

  • Старый, дряхлый, маленький, ветхий
  • Храбрый, злой, смелый, отважный
  • Яблоко, слива, огурец, груша
  • Молоко, творог, сметана, хлеб
  • Час, минута, лето, секунда
  • Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
  • Платье, свитер, шапка, рубашка
  • Книга, телевизор, радио, магнитофон
  • Мыло, метла, зубная паста, шампунь
  • Береза, дуб, сосна, земляника

Игра  «4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

    Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

  Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Упражнения на развитие гибкости ума

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  • Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
  • Назови, слова, обозначающие домашних животных
  • Назови, слова, обозначающие диких животных
  • Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
  • Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
  • Назови, слова, обозначающие водный транспорт
  • Назови, слова, обозначающие овощи
  • Назови, слова, обозначающие фрукты
  • Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

Упражнение «Назови, одним словом».

— Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…                                                                  

д) Январь, март, май, август -…

 
Для развития мышления и речи

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

  • Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
  • Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
  • Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

-Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

  1. муха и бабочка
  2. дом и избушка
  3. стол и стулья
  4. книга и тетрадь
  5. вода и молоко
  6. топор и молоток
  7. город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

        Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», — так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

·        по…

·        до…

·        на…

·        че…

·        за…

·        пры…

·        ми…

·        ку…

·        му…

·        зо…

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнение «Подбери признаки»

-развитие логического мышления и смысловой памяти.

-Подобрать -слова признаки по каждому слову

Игра (какая?)- интересная;

Снег (какой)- пушистый;

Вода (какая?) -холодная;

Луна (какая?)- круглая;

Дым (какой?) — густой);

День (какой)- солнечный;

Трава –

Крик-…

Стол -..

Окно -..

Дом -…

Развитие мышления и речи

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать».

Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

Упражнение «Смысловые ряды»

— развитие мышления.

-детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

Волк – заяц, кошка — …

Быстро – быстрее, медленно — …

Лиса – лисенок, волк -…

Белка – орешки, медведь — …

Человек – дом, крот — …

Лес – деревья, поляна — …

Пальто – зима, шорты — …

Море – вода, суша — …

Вода – кран, свет — …

Учитель – школа, воспитатель — …

«Вопрос-ответ»

активизация логического мышления и речи.

  Вопросы детям:

  • Чем похожи стул и табуретка?
  • Какие слова начинаются с буквы В?
  • Какие вежливые слова вы знаете?
  • Как вы думаете чему учат в школе?
  • Какой день следует за вторником?
  • На какой свет светофора надо переходить улицу?
  • Чем отличается бабочка от стрекозы?
  • У коровы телёнок, а у лошади…
  • Назовите  детёныша у овцы?
  • Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?
  • Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.
  • Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)
  • Какой день надели последний?
  • Что делают из муки?
  • Кто работает в магазине?
  • Мышь маленькая, а муравей…
  • Певец поёт, а балерина…
  • Где работает клоун?

На развитие фонетического слуха играть с ребенком в такую игру:

 Определи звук и найди его в слове

Ребенку предлагают найти например звук «Р» в слове (есть он в слове или нет), если есть попросить ребенка найти этот звук в слове (в начале слова, в середине слова или в конце слова). Например: рак (звук «Р» есть, он в начале слова), слово стул (звука «Р» нет), вертолет (звук «Р» есть, он в середине слова), пар (звук «Р» есть, ан в конце слова).

Игры для развития мелкой моторики и способности действовать по образцу

 Раскрашивание и рисование по образцу и рисование элементарных узоров по клеткам по образцу, штриховки, раскраски, лепка, рисование цветными карандашами, аппликации.

Для развития эмоциональной сферы полезно читать сказки и детские рассказы и говорить с ребенком о персонажах сказок, какой персонаж (добрый, злой, хитрый, веселый, грустный и т.д.), что чувствуют герои по поводу определенных ситуаций в сказке, учить определять эмоции по картинкам.

Источник: https://dernovaja-ds2kar.educhel.ru/articles/post/358730

Ссылка на основную публикацию