Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Уроки обучения письму, обучение алфавиту, задания. Уроки для будущих первоклассников. Пособия для родителей и педагогов:

  1. Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
  2. Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
  3. Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Игра «Чей голосок?»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

• Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

• К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

Ку-ку-ку!

• Сел петух на забор, закричал на весь двор.

Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук»

Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.

Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?»

Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина»

Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого»

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка»

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?»

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.

Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков.

Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками.

Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками.

Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Алфавит в картинках для детей

Раскраски буквы алфавита для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Изучение любого языка начинается со знакомства с алфавитом. Как познакомить ребёнка с алфавитом? Конечно же с помощью красивых и познавательных картинок. С нашей азбукой раскраской знакомство с алфавитом станет для ваших детей приятной и запоминающейся игрой.

Каждая раскраска содержит рисунок буквы, её написание, а также картинки животных, предметов, которые начинаются с этой буквы.

Раскрашивая рисунки, дети будут называть предметы и постоянно произносить буквы.

Эти обучающие раскраски буквы станут прекрасным трамплином для углубленного изучения русского языка в будущем.

Эти дидактические материалы будут полезны воспитателям, учителям, а также родителям для совместных занятий с детьми.

Для изучения алфавита полезны загадки: Буквы алфавита. Эти загадки вы можете разгадывать для закрепления букв алфавита.

Буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж

Буквы З, И, Й, К, Л, М, Н, О

Буквы П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц

Буквы Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Обучение детей на дому. Обучение грамоте

Вашему ребенку 6 лет, и вы, конечно, озадачены вопросами: готов ли он к школе, нужно ли отдавать его в подготовительный класс или достаточно домашней подготовки?

На страницах нашего сайта разработан полный тематический курс для групповых или индивидуальных занятий по обучению чтению и письму, даны методические рекомендации для наставников.

Программа предложенных занятий полностью соответствует принятым учебным стандартам и нацелена на всестороннее развитие дошкольника.

Уважаемые педагоги!

Каждый год вы занимаетесь с дошкольниками в так называемом нулевом или подготовительном классе. Вам в помощь разработана программа для групповых или индивидуальных занятий с будущими первоклассниками по обучению грамоте.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок собирается в школу, и вы озабочены его подготовкой в 1-й класс? Тогда это все для вас.

Если нет возможности обучать ребёнка в подготовительном классе, но есть желание заниматься с ним дома, учебные занятия, которые есть у нас на сайте, решит многие ваши проблемы.

На нашем сайте будут представленыразные обучающие занятия с заданиями для детей и пояснениями для взрослых. Обязательно выложим новые.

Большое внимание уделим подготовке руки дошкольника к письму: даны разнообразные упражнения по написанию печатных букв, копированию элементов письменных букв, обводке, штриховке и раскрашиванию. Каждое занятие сопровождается «Весёлой переменкой».

В конце его приводится раздел «Проверялочка» — проверочные задания на усвое­ние и закрепление пройденного материала.

Чтобы занятия принесли ощутимую пользу, соблюдайте простые правила:

• урок должен длиться не более 25—30 минут в день;

• не торопите ребёнка и обязательно хвалите его, отмечая любые успехи;

• не переходите к более сложному заданию, если ребёнок не справился с простым;

• чередуйте различные виды деятельности маленького ученика, не забывайте выполнять упражнения из «Весёлых переменок».

Надеемся, что будущим первоклассникам будет интересно заниматься, а уроки принесут конкретную пользу.

Желаем вам успехов!

Источник: https://azbyka.ru/deti/igry-na-obuchenie-gramote-dlya-detej-5-6-let-v-detskom-sadu

Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).

Описание: ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.

Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети второго ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко.

Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: на доске нарисована пирамида, основание которой состоит из пяти квадратов, выше – четыре квадрата, затем – три; картинки с изображением различных предметов, в названии которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки – сумка, шарф, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос).

Описание: воспитатель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется фишкой.

Читайте также:  Конспект нод в старшей группе по теме «весенняя капель»

Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.

Игровой материал и наглядные пособия: предметные картинки с кармашками, в них вставлены карточки с названиями предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например: тиг вместо тигр), набор букв.

Описание: воспитатель показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную запись. Для этого нужно обратиться в стол находок , куда попадают все потерянные вещи. Ребята по очереди выходят к воспитателю и называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут се в столе находок , ставят на место.

Цель: развивать умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.

Описание: воспитатель вывешивает таблички с изображениями мальчика и девочки и говорит, что придумал им имена. Дети могут отгадать эти имена, если выделят в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменят их буквами.

Играют две команды – девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая – имя мальчика.

Выигрывает та команда, которая первой составила имя.

Примерный материал: лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.

Цель: развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.

Игровой материал и наглядные пособия: разрезная азбука по количеству детей.

Описание: воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Цель: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов.

Игровой материал и наглядные пособия: три кармашка, на каждом из которых нарисована клетка для зверей, под кармашками – графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек – один слог, второй – два слога, третий – три слога); карточки с изображениями животных и их названий.

Описание: воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Предлагает определить, каких зверей в какую клетку можно посадить.

Дети по порядку выходят к педагогу, берут карточки с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове.

По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал: слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Цель: развивать умение подбирать слова по одному слогу.

Описание: воспитатель произносит: Окно . Дети делят это слово на слоги. Далее дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога в слове окно (но-ра). Затем придумывают новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма) и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

Цель: закреплять знание алфавита и его практическое применение.

Описание: воспитатель выбирает несколько наиболее часто встречающихся в словах букв алфавита, каждой из них присваивает свой номерной знак. Например:

А О К Т С И Н Л Д М

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагог показывает ребенку, как можно записывать слова, заменяя цифрами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т. п. Пронумеровать все буквы алфавита. Предложить ребенку поиграть в разведчиков , посылая друг другу зашифрованные письма.

Цель: закрепить умение выделять гласные и согласные буквы.

Игровой материал и наглядные пособия: две коробки, карточки с гласными и согласными буквами.

Описание: к детям приходит в гости Буратино. Он поступил в школу и просит проверить его домашнее задание: в одну коробку Буратино сложил карточки с гласными буквами, в другую – с согласными. Проверить, все ли буквы разложены верно.

Ребенок берег по одной карточке и проверяет правильность выполнения задания. Намеренно можно перепутать буквы, в коробку с согласными положить несколько гласных и наоборот.

Когда все ошибки будут исправлены, Буратино прощается и идет в школу.

Цель: развивать фонематический слух, логическое мышление, речевые навыки.

Описание: воспитатель показывает еще один способ шифра – по первым буквам строк:

Животные могут быть дикими и домашними.

Темная туча заслонила солнце.

Если снег растаял, значит, наступила весна.

Бревно – это спиленное дерево.

Ягода малина созревает летом.

Из первых букв каждой строки получилось: Я жду тебя. Можно зашифровывать различными способами.

Источник: https://season-mir.ru/vospitanie-rebenka/igry-na-obuchenie-gramote-dlya-detej-6-7-let-v-detskom-sadu

Наталья Варенцова — Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Содержание:

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи.

Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а — будет ма «).

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др.

Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью.

Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев.

При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом).

Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв.

При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения).

При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи.

Дети учатся кодировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п.

Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным [1] и Л.E. Журовой [2] . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие, 5-7 класс. летающие цветы

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и основывается на их избирательной восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их.

Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих.

Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Источник: https://profilib.org/chtenie/84793/natalya-varentsova-obuchenie-doshkolnikov-gramote-dlya-zanyatiy-s-detmi-3-7-let.php

ЛогоНадежда — Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет

Статистика
Онлайн всего: 1Гостей: 1Пользователей:

Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет

ББК 74, 3

Ф 24

Фархутдинова Н.А. Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Методические рекомендации: Из опыта работы логопеда ДОУ №  6 — Лесной: ИМЦ УО, 2011 – 55

          Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений раскрывают систему подготовки детей подготовительной группы детского сада к обучению грамоте.

    Содержание

Введение………………………………………………… 3
Раздел 1. Звуковой анализ слова…………………………
     I. Звук. Задачи …………………………………………. 5
            1. Понятия «звук» и «слово»…………………… 5
            2. Ориентировка в ряду предметов……………… 8
            3. Позиция звука в слове………………………… 9
            4. Гласные звуки………………………………… 11
            5. Анализ и синтез слога………………………… 13
    II. Звуковой анализ и синтез слова. Задачи………… 16
            1. Звук и слово. Повторение…………………… 17
            2. Алгоритм звукового анализа слова…………… 18
            3. Гласные звуки в слове………………………… 21
            4. Твёрдые и мягкие согласные………………… 21
            5. Звуковая схема слова………………………….. 23
            6. Ребусы………………………………………… 26
            7. Звуковой анализ слов из 4-х и 5-ти звуков…… 26
            8. Уровень усвоения звукового анализа слова… 30
Раздел 2. Предложение. Задачи………………………… 33
      I. Слово
            1. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки 34
            2. Схема слова…………………………………… 35
     II. Предложение………………………………………
            1. Понятие «предложение»……………………… 36
            2. Схема предложения…………………………… 37
            3. Основные характеристики схемы предложения………………………………………………………… 37
            4. Алгоритм анализа предложения……………… 38
            5. Составление схемы к предложению……… 39
            6. Закрепление умений по анализу предложения 40
            7. Предлоги в предложении…………………… 41
            8. Предложение из 4-х и 5-ти слов……………… 41
            9. Сложная схема предложения……………… 45
Раздел 3. Деление слов на слоги. Задачи …………… 47
     I. Подготовка к делению слов на слоги
           1. Гласные звуки………………………………… 48
           2. Слово…………………………………………… 48
     II. Деление слова на слоги……………………………
           1. Основное правило деления слова на слоги…… 50
           2. Алгоритм деления слова на слоги…………… 51
           3. Деление на слоги слова из 3-х звуков………… 52
           4. Упражнения в делении слов на слоги………… 53
           5. Слова со стечением согласных и закрытыми слогами…………………………………………………… 55
           6. Алгоритм слогового анализа слова…………… 56
Заключение.…………………………………………….. 58
Список литературы…………………………………… 60

Введение

          Одним из разделов речевого развития детей 6 – 7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Данная брошюра раскрывает систему работы с детьми подготовительных групп детского сада общеразвивающего вида именно в этом разделе речи.

По предложенной системе подготовлены к школе более 2000 дошкольников на протяжении 15 лет. Катамнез показал  состоятельность системы, так как дети, обучавшиеся по ней, успешно овладевают чтением и письмом в школе, не зависимо от того, по какой образовательной программе работает образовательное учреждение.

  Принципиально важный подход системы: готовить дошкольников к успешному и грамотному освоению чтением и письмом в школе, не обучая читать и писать в детском саду.

 Это достигается через развитие всех фонематических процессов, развитие умения вслушиваться в слово, предложение, что в конечном результате развивает языковое чутьё и предупреждает дисграфию и дислексию в начальных классах.

          Воспитатель в детском саду не учит читать и писать, а только готовит дошкольников к чтению и письму. Эту подготовку педагог должен превратить  в интересный и увлекательный процесс, что достигается только через игры и игровые упражнения. Яркого и красочного игрового материала по обучению грамоте сейчас очень много на любом книжном прилавке.

Но иногда игры оказываются малоэффективными только из-за того, что педагог использует интересные приёмы без системы, не  понимая, зачем применяется та или иная игра, какую задачу по подготовке к грамоте она решает.

В предложенной брошюре даны методические рекомендации  к подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы, а так же прописана система подготовки и последовательность решения задач для достижения этой цели.

          За основу взяты «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В подготовительной 

группе предлагается решить 3 основных задачи по подготовке к обучению грамоте: научить

— звуковому анализу и синтезу слов;

— слоговому анализу и синтезу;

— анализу и синтезу предложения.

          Эти задачи можно решать в указанной выше последовательности, а можно немного по-другому:

—  звуковой анализ и синтез;

            —  анализ и синтез предложения;

            —  слоговой анализ и синтез.

Такая последовательность позволяет детям меньше путать сложные созвучные понятия: звук – слог. А так же увеличивается время для усвоения<\p>

Источник: http://logo.my1.ru/index/podgotovka_k_obucheniju_gramote_detej_6_7_let/0-14

Обучение грамоте

Звукарь — Уважаемый родитель! Если вы не так давно начали обучать своего ребенка чтению, то эта информация будет вам полезна. Занимаясь с малышом по букварю, вы разучиваете с ним буквы, учите его читать слоги. Чтобы вашему маленькому ученику было интересно учиться читать, мы создали … перейти к Звукарю

Букварь — первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные… перейти к Букварю

Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. … перейти к пособию

Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом … перейти к статье

Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и … перейти к играм с буквами

Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не … перейти к урокам по чтению слогов

Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов «Игры с буквами», «Уроки чтения слогов». Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих… Перейти к урокам по чтению слов

Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа «Мама моет раму». Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?… Перейти к описанию книжки-игрушки

Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают… Перейти к урокам чтения

Источник: http://games-for-kids.ru/obuchenie-chteniyu/igry-obuchenie-gramote.php

Картотека игр по обучению грамоте

Игры на обучение грамоте для старших дошкольников

Игра «Где наш дом?».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).

Описание: ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.

Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети второго ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко.

Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.

Игра «Построим пирамиду».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: на доске нарисована пирамида, основание которой состоит из пяти квадратов, выше — четыре квадрата, затем — три; картинки с изображением различных предметов, в названии которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки — сумка, шарф, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос).

Описание: воспитатель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется фишкой.

Игра «Стол находок».

Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.

Игровой материал и наглядные пособия: предметные картинки с кармашками, в них вставлены карточки с названиями предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например: тиг вместо тигр), набор букв.

Описание: воспитатель показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную запись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ребята по очереди выходят к воспитателю и называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут се в «столе находок», ставят на место.

Игра «Как их зовут?».

Цель: развивать умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.

Читайте также:  Идеи для пасхи

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.

Описание: воспитатель вывешивает таблички с изображениями мальчика и девочки и говорит, что придумал им имена. Дети могут отгадать эти имена, если выделят в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменят их буквами.

Играют две команды — девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая — имя мальчика.

Выигрывает та команда, которая первой составила имя.

Примерный материал: лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.

Игра «Рассыпанные буквы».

Цель: развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.

Игровой материал и наглядные пособия: разрезная азбука по количеству детей.

Описание: воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Игра «Зоопарк».

Цель: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов.

Игровой материал и наглядные пособия: три кармашка, на каждом из которых нарисована клетка для зверей, под кармашками — графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий — три слога); карточки с изображениями животных и их названий.

Описание: воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Предлагает определить, каких зверей в какую клетку можно посадить.

Дети по порядку выходят к педагогу, берут карточки с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове.

По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал: слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение подбирать слова по одному слогу.

Описание: воспитатель произносит: «Окно». Дети делят это слово на слоги. Далее дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога в слове «окно» (но-ра). Затем придумывают новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма) и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

Игра «Зашифрованная азбука».

Цель: закреплять знание алфавита и его практическое применение.

Описание: воспитатель выбирает несколько наиболее часто встречающихся в словах букв алфавита, каждой из них присваивает свой номерной знак. Например:

А О К Т С И Н Л Д М

1  2 3 4  5  6 7  8 9 10

Педагог показывает ребенку, как можно записывать слова, заменяя цифрами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т. п. Пронумеровать все буквы алфавита. Предложить ребенку поиграть в «разведчиков», посылая друг другу зашифрованные письма.

Игра «Помоги Буратино».

Цель: закрепить умение выделять гласные и согласные буквы.

Игровой материал и наглядные пособия: две коробки, карточки с гласными и согласными буквами.

Описание: к детям приходит в гости Буратино. Он поступил в школу и просит проверить его домашнее задание: в одну коробку Буратино сложил карточки с гласными буквами, в другую — с согласными. Проверить, все ли буквы разложены верно.

Ребенок берег по одной карточке и проверяет правильность выполнения задания. Намеренно можно перепутать буквы, в коробку с согласными положить несколько гласных и наоборот.

Когда все ошибки будут исправлены, Буратино прощается и идет в школу.

Игра «Разведчики».

Цель: развивать фонематический слух, логическое мышление, речевые навыки.

Описание: воспитатель показывает еще один способ шифра — по первым буквам строк:

Ящерица живет в пустыне.

Животные могут быть дикими и домашними.

Декабрь — зимний месяц.

Утром мы завтракаем.

Темная туча заслонила солнце.

Если снег растаял, значит, наступила весна.

Бревно — это спиленное дерево.

Ягода малина созревает летом.

Из первых букв каждой строки получилось: Я жду тебя. Можно зашифровывать различными способами.

Математические игры для детей 6-7 лет в детском саду

Игра «Наседка и цыплята».

Цели: закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением цыплят разного количества.

Описание: па карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети — «цыплята», один ребенок — «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:

Говорят, на заре

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка…

Вот и вся считалка.

Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:

Цыплята есть хотят.

Мы накормить должны цыплят.

«Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз — созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) — его цыплята накормлены.

Игра «Числовые домики».

Цель: закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умение составлять и решать примеры.

Игровой материал и наглядные пособия: силуэты домиков с надписями на крыше одного из домиков от 3 до 10; набор карточек с числами.

Описание: играющим раздаются домики, ребенок рассматривает карточки с числами. Попросить ребенка назвать цифры и выложить их по порядку. Положить перед ребенком большую карточку с домиком.

В каждом из домиков живет определенная цифра. Предложить ребенку подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет свои варианты.

После этого он может показать все варианты состава числа, выкладывая карточки с цифрами или точками в окошечки.

Игра «Загадай число».

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания, умение сравнивать числа.

Описание: предложить ребенку отгадать, какое число задумали. Педагог говорит: «Если к этому числу прибавить 3, то получится 5» или «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Можно меняться ролями с детьми, ребенок загадывает число, а воспитатель отгадывает.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать навыки счета, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: сердцевина цветка и отдельно семь лепестков, вырезанных из картона, на каждом из лепестков арифметическое выражение на сложение или вычитание до 10.

Описание: предложить ребенку собрать волшебный цветик-семицветик, но вставить лепесток в сердцевину можно только при условии правильного решения примера. После того как ребенок соберет цветок, поинтересоваться, какие бы он желания загадал на каждый лепесток.

Игра «Разложи цифры».

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с цифрами от 1 до 15.

Описание: разложить подготовленные карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку выложить карточки в порядке возрастания чисел, затем — в порядке убывания. Можно выбрать и другие варианты раскладывания, например: «Разложи карточки, пропуская каждое второе (третье) число».

Игра «Превращение чисел».

Цель: тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания.

Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

Описание: предложить ребенку поиграть в волшебников, которые превращают несколько чисел в одно: «Как ты думаешь, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2?» Используя счетные палочки, придвинуть три к двум, затем убрать два из трех. Записать полученные результаты в виде примеров. Попросить ребенка стать волшебником и с помощью волшебных палочек превращать одни числа в другие.

Игра «Праздник числа».

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания.

Описание: объявить каждый день праздником какого- либо числа. В этот день число-«именинник» приглашает в гости другие числа, но с условием: каждая цифра должна подобрать себе друга, который поможет ей превратиться в число дня. Например, праздник числа семь. Цифра 7 приглашает в гости цифру 5 и интересуется, кто будет ее сопровождать. Цифра 5 думает и отвечает: «2 или 12» (5 + 2; 12 — 5).

Игра «Занимательные квадраты».

Цель: закреплять навыки сложения, математические действия.

Игровой материал и наглядные пособия: начерченные квадраты.

Описание: в начерченных квадратах необходимо расставить по клеткам числа так, чтобы по любому горизонтальному и вертикальному рядам, а также по любой диагонали получалось одно и то же определенное число.

Число 6

В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы по всем линиям в сумме получилось 6.

Число 15

Расставить числа в клетках 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в любом направлении получить в сумме 15.

Игра «Математический калейдоскоп».

Цель: развивать смекалку, сообразительность, умение использовать математические действия.

Описание:

• Три мальчика — Коля, Андрей, Вова — отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин один? (Три копейки.)

• Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло получиться? (За столом сидели 3 человека: дедушка, отец и сын.)

• Сколько концов у 4 палок? А у 5 палок? А у 5 с половиной палок? (У 4 палок 8 концов, у 5 — 10 концов, у 5 с половиной — 12 концов.)

• Поле вспахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов.)

• Как в решете воды принести? (Заморозить её.)

• В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 часа? (В 8 часов.)

• Шли три козленка. Один — впереди двух, один — между двумя, а один — позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)

• Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет.)

• Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на 1 ногу? (2 кг.)

• Горело 7 свечей. Две потушили. Сколько свечей осталось? (Две, потому что остальные сгорели.)

• Шел Кондрат в Ленинград,

А навстречу — двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка.

В каждом лукошке — кошка.

У каждой кошки по 12 котят.

Сколько их всех шло в Ленинград?

К. Чуковский

(Один Кондрат шел в Ленинград, остальные шли навстречу ему.)

Игра «Собери разбежавшиеся геометрические фигуры».

Цели: закреплять знание геометрических фигур; учить по рисунку (образцу) собирать геометрические фигуры в определенной последовательности в пространстве; поддерживать у детей желание играть.

Игровой материал и наглядные пособия: набор цветных схем с изображением геометрических фигур и цветные геометрические фигуры для каждого ребенка.

Описание: дети выбирают себе любую геометрическую фигуру определенного цвета, но прежде выбирают ведущего, который будет собирать геометрические фигуры в определенном порядке. Под музыку или бубен дети бегают по групповой комнате или участку детского сада. Как только музыка останавливается, дети замирают на месте. Ведущий расставляет ребят согласно рисунку, изображенному на листе.

Примечание. Геометрические фигуры могут быть в виде шапочек.

Источник: https://eldergroup-ds33-schel.edumsko.ru/folders/post/1191877

Ссылка на основную публикацию