Историческая викторина «колесо истории» для 1-4 класса

Интеллектуально-познавательная игра «Колесо истории»

Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, которая соответствует правилам телеигры «Колесо истории». Ребята отправляются в путешествие по страницам нашей истории, вспоминают героические подвиги народа.Помнить — значить жить.В пути их сопровождает архивариус.

Цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к защитникам Отечества.

Задачи:

  • воспитывать уважение к людям старшего поколения, любовь к своей Родине;
  • прививать интерес к героическому прошлому России;
  • расширять кругозор обучающихся по истории нашей Родины;
  • развивать чувство сплоченности в коллективе.

Формы организации деятельности детей: Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, сопровождаемую показом слайдов презентации в Power Point. Правила игры соответствуют правилам телеигры «Колесо истории». Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов.

Ход мероприятия

(звучит фонограмма негромкой музыки)

Чтец:

Нет в мире подобных России раздольной. Цветов наших ярче и крепче народ, Бессмертен народ наш, великий и вольный, Наш русский, наш вечный, наш гордый народ! Он вынес нашествия полчищ Батыя, Разбил до единого звенья оков, Он создал Россию, он поднял Россию

До звезд до высоких, на гребни веков!

Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на исторической игре «Колесо истории».

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Идут годы, сменяются поколения. Но подвигу народа суждено навсегда остаться в истории.

Военная история нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, мужества.

С древнейших времен воин – защитник России, будь он с луком, мечом или оружием в руках, пользовался большим уважением и любовью в народе.

Вам прошлое нашей Родины представляется далекой историей. И пусть наша игра « Колесо истории» перенесет вас в те далекие годы и поможет вспомнить блистательные победы, героические подвиги нашего народа.

В путешествие отправляются 3 команды: в красной, желтой, зеленой каретах. За каждый правильный ответ команда получает 100 верст. Поможет нам в путешествии архивариус.

Итак, в путь!

Задание 1

Ведущий: А начинается наше путешествие со славных страниц представителей русского воинства – исторических личностей, борцов за независимость нашей Родины.

С вершины истории смотрят на нас Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов.

Денис Давыдов и многие другие, которые по крохам собирали наше Отечество и проявили небывалый героизм, мужество, смелость, отвагу во имя счастья людей.

Вопрос 1. Перед вами 3 портрета выдающихся полководцев: М. Кутузова, А. Невского, А. Суворова. Определите их по описанию.

  1. Русский князь, выдающийся полководец и государственный деятель. Выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет. Эта победа принесла ему историческую славу. Он был причислен церквью к лику святых.
  2. Выдающийся русский полководец, ценил в солдате человека. Любил и уважал его, заботился о нем. За ним были готовы идти в огонь и воду. Этот человек прошел по всем ступеням военной лестницы от солдата до генералиссимуса. Имел много званий, титулов, наград, как русских, так и иностранных.
  3. Судьба этого человека сложилась не совсем обычно. Он был учеником Суворова и получил первое боевое крещение при взятии крепости Измаил. Почти 40 лет провел в боях и походах. Три раза был ранен, два из них – серьезно. Отечественную войну 1812 года встретил главнокомандующим, после Бородина получил звание фельдмаршала, а после изгнания французов – титул светлейшего князя Смоленского.

Архивариус: А. Невский, А.Суворов, М.Кутузов

Задание 2

Ведущий: на протяжении всей своей жизни эти люди учили солдат военной мудрости. Многие их слова были правилом для солдат, а потом стали крылатыми выражениями. Некоторые из них помогают воспитанию гражданских, патриотических чувств.

Вопрос 2. Перед вами высказывания известных полководцев: М.Кутузова. А.Суворова, А.Невского. Определите, кому принадлежат следующие высказывания, изречения.

«Тяжело в ученье – легко в бою».

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

«С потерей Москвы не потеряна Россия…»

Архивариус: А.Суворов, А. Невский, М.Кутузов

Задание 3

Ведущий: О ком сложено много пословиц, поговорок, афоризмов? О нем – русском солдате, о нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». Ко всему привычен защитник Отечества. «Шилом бреется, дымом греется, а при случае кашу из топора сварить может – пальчики оближешь».

(инсценировка из сказки «Каша из топора»)

Вопрос 3. Перед вами несколько пословиц, которые нужно закончить.

Солдат спит, а …. (служба идет)

Щи да каша – …. (пища наша)

Дыма… (без огня не бывает)

Пуля – дура, … (штык молодец)

Сам погибай, а… (товарища выручай)

Ведущий: Любовь к Родине, ненависть к ее врагам, стойкость, мужество – все это нашло отражение в коротких, мудрых изречениях. Сейчас у каждой команды будет возможность получить дополнительные 100 верст.

Что означают слова «Солдат спит, а служба идет»?

Архивариус: Самые знатные люди должны были служить в гвардии. Гвардия была создана во времена Петра I, с этих времен взял начало обычай записывать дворянских сынков на военную службу с раннего возраста.

Родился мальчик -его записывают в полк. Посапывает «гвардеец в своей люльке, пеленки пачкает», а срок службы идет, чины растут. К десяти годам в офицеры произведут – так и до генерала недалеко.

Вот и стали говорить: «Солдат спит, а служба идет».

Задание 4

Ведущий: Солдаты уходят. Меньше остается тех, кто может рассказать о бедах, слезах людских, суровых испытаниях. Но есть люди, которые увековечили их память. Это – художники, писатели, поэты, композиторы.

Многие художники вместе с народом прошли славный героический путь. Они создали великолепные зарисовки, плакаты, портреты, картины, на которых можно увидеть сцены сражений, отдельные эпизоды исторических событий.

В своих работах стремились отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который встал на защиту Отечества.

Вопрос 4. Перед вами несколько картин известных советских художников. Команда выбирает картину и отвечает на следующий вопрос: какое историческое событие здесь изображено, период, эпизоды.

  • Утро на Куликовом поле (П. Бубнов)
  • Три богатыря (В.Васнецов)
  • Поединок Пересвета с Челубеем (М. Авилов)
  • Защитники Брестской крепости (П. Кривоногов)
  • Оборона Севастополя (А. Дейнека)
  • Победа (П. Кривоногов)

Задание 5

Ведущий: О подвигах русского воина, его силе, мужестве слагали и слагают свои былины, поэмы, баллады, стихи писатели и поэты.

Вопрос 5. Задача команды узнать литературного героя, из какого он произведения.

  1. И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго, И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою

    За Родину свою!

  2. Я из-под города из-под Мурома, из села Карачарова, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Мое богатство – сила. Богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять. На Руси от врагов стон стоит, надо мне на дорогу скорее к князю добираться, да за дело браться.
  3. Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Архивариус: М.Ю.Лермонтов – Бородино, Илья Муромец – Первый бой И.Муромца, Н.Гоголь – Тарас Бульба

Задание 6

(звучит фонограмма песни В.Лебедева-Кумача «Священная война», выходят воины-фронтовики, садятся на поляне и ведут беседу)

Ведущий: Великая Отечественная война. Эти три слова знает и помнит каждый человек нашей Родины. Война обожгла каждый дом, каждую семью. Сейчас мы вспомним о тех событиях и тех, кто добывал победу ценой своей жизни.

Вопрос 6. Каждая команда должна ответит на три вопроса.

Блиц-опрос

  1. Это было одно из первых событий сражений войны. Почти месяц шли ожесточенные бои с противником.

    Что защищали участники это сражения?

  2. Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?
  3. Великий военачальник времен ВОВ, маршал Советского Союза возглавил оборону Москвы.

    А позднее принимал парад победы на Красной площади в Москве.

Архивариус: оборона Брестской крепости, 900, Георгий Жуков

  1. Где проходила дорога жизни?
  2. Какое оружие впервые Россия применила во время ВОВ?
  3. Этот солдат пожертвовал собой во имя Победы, во имя спасения товарищей. Своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота.

Архивариус: Ладожское озеро, Катюша, Александр Матросов

  1. Назовите имя девочки, ставшей известной всему миру, благодаря дневнику, который вела в блокадном Ленинграде
  2. Какая песня стала гимном ВОВ?
  3. Назовите города-герои.

Архивариус: Таня Савичева, Священная война; Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.

Задание 7

(звучит фонограмма песни «Эх, дороги…»)

Ведущий: Эх, дороги! Сколько их осталось позади. И надежным другом в пути была песня. Песни воевали вместе с народом.

В передышках между боями пели в землянках, холодных окопах, выступали перед ранеными в госпиталях, помогая этим самым выжить, заглушить душевную и физическую боль. Каждая песня имеет свою историю, свою судьбу.

Лучшие песни продолжают жить и доставлять радость и наслаждения людям.

Вопрос 7. Отгадать названия песен

  • Москвичи
  • В землянке
  • Темная ночь
  • Журавли
  • Священная война
  • Катюша

Задание 8

Ведущий:

Много разных памятников есть, Множество цветов на пьедесталах, Сколько бы цветов сюда не несть –

По заслугам павшим будет мало.

В разных городах и селах установлены монументы славы, памятники и обелиски. Они живут и хранят в себе покой павших за правое дело.

Вопрос 8. По описанию определить, о каком памятнике идет речь.

– Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. Он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них– памятник советским воинам – освободителям.

Величественный холм венчает фигура советского солдата, высотой 11, 5 м. Громадные его сапоги и гимнастерка высечены из камня-гранита. К этому постаменту ведут 100 широких ступеней. Это место священно для каждого болгарина.

Этот памятник был открыт в 1957 году.

После визита в Болгарию в 1962 году композитор Э. Колмановский написал песню.

Архивариус: памятник «Алеша»

Вот и подошло к концу наше путешествие

Подведение итогов

Ведущий: Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории. Так давайте же бережно относиться к прошлому, к урокам истории.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/intellektualno-poznavatelnaya-igra-koleso-istorii-5142/

Павлова И.М

Викторина   «Колесо истории»

Учитель:  Павлова И.М.

Предмет : история России

 7 класс

Место проведения: класс и вне класса.

Цели  викторины:

Воссоздать на ярких исторических примерах картины из жизни России. Пробудить интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории России за 6-7-й класс;

Форма проведения викторины: командное соревнование.

Материалы и оборудование:  презентация, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, эмблемы.

Учитель: «Уважаемые игроки, болельщики, члены жюри! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней викторине «Колесо истории». Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о нашей истории. Как много интересного таит она в себе. История сдружила нас, любовь к ней собрала нас в этом уютном зале.

Команды должны объявить свое название и озвучить девиз».

Правила викторины.

 Участникам предстоит ответить на вопросы, которые соответствуют данным рубрикам: « Вехи русской истории”, «Загадочная Россия”, «История в стихах”, «Личность в истории”, «Голоса из прошлого», «Русская кухня”. Вопросы и иллюстрации демонстрируются при помощи проектора.

  Разминка.

1)       Расскажите, какое событие изображено на карте?

2)       Найдите ошибки в записанной фразе.

3)       Как называется документ, определяющий систему чинов и порядок продвижения по государственной службе?

  ( См.  Приложение)

Вопросы к рубрике «Вехи русской истории”

Какое слово в старину служило синонимом «красоты»? (лепота)

Какой древний русский город хан Батый повелел назвать  «Злым»?Козельск (в 1238г. семь недель маленький город сдерживал натиск войск Батыя)

Против каких завоевателей земли Русской возглавили борьбу Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? (поляков)

Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск)

В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?

(В водах Днепра, крещение киевлян.)

Что общего между Петром I и урядником Петром Михайловым? ( под именем Петра Михайлова Пётр I был в составе великого посольства).

Высшее учебное заведение, открывшееся в Москве в 1755 году.(Московский университет).

Создание этого богатыря закончилось в 1735г. И хотя во время пожара 1737г. он существенно пострадал, это не мешает ему являться украшением Московского Кремля. (Царь-колокол).

Сколько в истории России было князей и царей по имени Иван?(Шесть.)

В каком веке Россия стала именоваться империей?   (В 18-м веке.В 1721 году Пётр I объявил Российское государство Российской империей.) 

Вопросы к рубрике «Загадочная Россия» 

Правил в Киеве тот князь,

И молва о нем неслась.

Все соседи князя знали

И мудрейшим называли.     (Ярослав)

Назови боярский дом:

Там наличники резные,

Есть и башенки на нём,

И крылечки расписные            (Терем)

В болоте родился,

Три раза крестился.  (Петербург, Петроград, Ленинград)

Петр диковинки любил,

Собирал их и копил.

Из причуды царской сей

Первый создан был музей (Кунсткамера) 

Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну а сейчас в нем огромный музей,

Города гордость и Родины всей. (Эрмитаж) 

У Печкина прапрадед был.

Он почты в старину возил.

По тракту он в повозке мчался,

Каким он, словом назывался?   (Ямщик) 

      Из овчины шубу сшили

И довольны очень были

Ведь морозов не боится,

Тот кто в шубу облачится.             (Тулуп)

 Подскажи, кто самый главный

В русской церкви православной? (Патриарх)

Униженный, без воли, без земли

Как жаркий раб, всегда лишен покоя,

Крестьянин русский,

Много сотен лет

Тебя томило право… (крепостное)

Вопросы к рубрике «История в стихах»

  1. О каком событии говорится:

    Черной тучей конница Мамая

          Затянула весь простор степной,

          Но её удары принимая,

          Выстроились русичи стеной. (Битва на Куликовом поле)

2.    О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом      

        отрывке:

    О, кто в то мгновение ведал –

          Жгла очи метельная мгла,

          Что дальней предтечей победы

           Контузия эта была. (Сражение под Нарвой в Северной войне). 

3.Где происходило сражение, о котором говорит поэт:

По льду летели с лязгом, громом,

      К мохнатым гривам наклоняясь,

      И первым на коне огромном

      В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище). 

4.        О каком событии говорится:

       И думал он:

             Отсель грозить мы будем шведу,

             Здесь будет город заложён

             Назло надменному соседу. (Строительство Петербурга) 

5.        О каком географическом объекте говорится:

      Есть в тайге сибирской нашей

       Больше моря чудо-чаша.

       В окруженье диких скал,

        Это – озеро  ….. (Байкал 

6.  О каком городе говорится:

     Древнерусский город – до сих пор он молод,

     Оружейный там завод и молва давно идет,

     О пряниках печатных

      И самоварах знатных. (Тула) 

7.       О каком городе говорится:

     Град, что строил Долгорукий

     Посреди глухих лесов,

     Вознесли любовно внуки

     Выше прочих городов.     (г. Москва)

8.       Назовите дату и событие

Государь прочитал и, спокоен и строг,

Повернулся к Ахметовым людям.

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем!»

(. – завершение ордынского ига). 

Вопросы к рубрике «Личность в истории»

Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство в России?  (Михаил Романов.)

Наиболее заметными русскими царями были Иван IV и Пётр I. А кто из их «коллег» объединял приписываемые им качества?  (Иван III.Современники называли его и Великим и Грозным.)

Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре.  (Софья.) 

В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр.)

В царствование какой российской императрицы для свадьбы придворного шута был построен Ледяной дом?

(Анны Иоанновны, российской императрицы с 1730 года, племянницы Петра I.)

Во время правления какой императрицы к России были присоединены Крым и Северное Причерноморье?  (Екатерина II.) 

Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков.  (Емельян Пугачёв.)

Кто из русских царей был убит в результате заговора в 1801 году? (Павел I.)

Как звали первого русского митрополита, независимого от Византии?  (Иов) 

Кого из российских императриц звали в девичестве София-Шарлотта-Августа-Фредерика Ангальт- Цербстская? (Екатерина II) 

Вопросы к рубрике «Голоса из прошлого»

«Дотоле моей ноги в Москве не будет, покуда бояре там всем заправляют. А что до народа московского, то зла на него моего царского нету”. (Ивану Грозному) 

«Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову). 

«Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан”. (Петру Первому). 

«Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, — но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому). 

«Да будет Киев матерью городов русских!»? (Олег)

 «Иду на Вы» (киевский князь Святослав)

«Своего князя мне уже не воскресить, но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми» (княгиня Ольга)

«История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого…» (В.О. Ключевский) 

Вопросы к рубрике «Русская кухня»

О какой кухонной утвари говорится в народной русской загадке: «Утка в море, а хвост на заборе»? (О ковше)

Ложками из какого материала ели дружинники при дворе князя Владимира Святого? (серебряными ложками)

Кашу из какой крупы на Руси называли черной? (Из гречки)

Слово суп появилось в России в эпоху Петра. А как первоначально называли жидкие блюда на Руси? (Хлебов, варево, похлёбка, уха)

Мучное лакомство, известное на Руси еще до принятия христианства и дожившее до сегодняшнего дня. Этот продукт изготавливали  из смеси ржаной муки с медом и ягодным соком — его даже называли «медовым хлебом».(пряники)

Какой продукт, согласно русской пословицы, является всему головой? (Хлеб)

 Этот продукт на Руси ставили на стол перед дорогим гостем. А если гость оказывался нежеланным, то его ему не предлагали (соль)

Подведение итогов викторины и награждение победителей.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.       А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XVI — XVIII век — М: Издательство Просвещение, 2009.

2.       Б.Н. Серов, Л.М.Гаркуша, М.В. Лескинен Поурочные  разработки По истории России  с конца XVI  века до конца XVIII века Москва «ВАКО» 2004.

3.       Ю.К. Школьник История России Полная энциклопедия Москва «Эксмо» 2008

4.       Интернет – ресурсы.

Источник: https://www.school1-bologoe.edu.ru/load/metodika_i_opyt/viktorina_quot_koleso_istorii_quot/2-1-0-42

Викторина «Колесо истории»

Правила:

        1. В викторине участвуют три команды (на груди у них приколоты красная, желтая или зеленая бирки).
        2. За любой правильный ответ присуждается 10 «верст».

        3. В конце каждого тура участники каждой команды вытаскивают из шляпы футляры от киндер-сюрпризов, в которых спрятаны кусочки цветной бумаги: красный, желтый, зеленый. Если цвет совпадает с цветом команды, то на ее счет зачисляется дополнительно 10 «верст». В дальнейшем эти действия будут называться «переезд».

        4. После «переезда» задается вопрос зрителям-болельщикам (они также рассажены по секторам: красный, жедтый, зеленый), которые, правильно ответив на вопрос, могут принести «своей» команде еще 10 «верст».
        5. В суперигре участвует команда, набравшая наибольшее количество баллов.

          После того, как ей будет задан вопрос суперигры, она выбирает тот вариант-дорогу, по которой продолжит игру. В зависимости от набранных баллов недостающая сумма делится на два или три вопроса.

        6. Всего за игру нужно набрать 200 «верст».

Звучит русская народная музыка. Входит Ведущий.

Ведущий.

«За морем теплее, а у нас милее». «На чужой стороне Родина мила вдвойне». «Где кто родился, там и пригодился». Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою жизнь, преданность, любовь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Слава нашей стороне!Слава нашей старине!Колесо истории мы повернемИ рассказывать начнем, Чтобы люди знать моглиО делах родной земли!На нашей викторине «Колесо истории» встречаются три дружины. Воевода красной дружины … . Воевода желтой дружины … . Воевода зеленой дружины … . Начнем нашу викторину.

Первый заезд.

1. Создателем первой на Руси библиотеки был Ярослав Мудрый. Датируется этот факт 1037 годом. Где располагалась библиотека Ярослава Мудрого?

  • Преображенский собор;
  • Успенский собор;
  • Софийский собор города Киева;
  • Киево-Печорская лавра.

2. Кто из этих российских царей умер своей смертью?

  • Петр III;
  • Николай II;
  • Петр I;
  • Александр II.

3. Кто из российских императоров и царей был первым коллекционером, занимаясь этим делом всерьез?

  • Иван IV Грозный;
  • Петр I;
  • Елизавета Петровна;
  • Екатерина II.

4. Как в старину называли щеки?

  • уста;
  • ланиты;
  • чресла;
  • персты.

5. За что в армейской роте отвечал хорунжий?

  • знамя;
  • провиант;
  • лошади;
  • пленные.

Проводится «переезд» (за совпадение цвета – 10 «верст»).

Вопрос зрителям: Как в Древней Руси называлось согласие родителей невесты на брак с молодым человеком?

Второй заезд.1. По приказанию какого царя в Москве был построен Печатный двор?

  • Елизавета Петровна;
  • Борис Годунов;
  • Иван IV Грозный;
  • Алексей Михайлович.

2. При каком из этих царей была введена опричнина?

  • Елизавета Петровна;
  • Борис Годунов;
  • Иван IV Грозный;
  • Алексей Михайлович.

3. До 1625 года на гербе Российской империи вместо третьей короны над головами орла изображались:

  • скрещенные мечи;
  • щит и меч;
  • восьмиконечный крест;
  • ничего не было.

4. В помещении какого из перечисленных зданий в настоящее время находится Эрмитаж?

  • Зимний дворец;
  • Исаакиевский собор;
  • Смольный институт;
  • Адмиралтейство.

5. Выше какого здания Николай I запретил строить здания в Санкт-Петербурге?

  • Зимний дворец;
  • Исаакиевский собор;
  • Смольный институт;
  • Адмиралтейство.

Проводится «переезд» (за совпадение цвета – 10 «верст»).

Вопрос зрителям: Самый первый корабль был построен еще при Алексее Михайловиче в 1680 г. Как он назывался?

  • «Сокол»;
  • «Орел»;
  • «Ястреб»;
  • «Гарпия».

Третий заезд.1. В годы правления Петра I Великого был выпущен гражданский календарь. В этом календаре было впервые напечатано:

  • родословная Романовых;
  • стихи Петра I;
  • астрологический прогноз (на 1710 –1721 гг);
  • заметки о Европе.

2. В 1858 г. вышла первая почтовая марка. Что на ней было изображено?

  • портрет Петра I;
  • герб государства;
  • портрет Павла I;
  • цена.

3. В 1719 г. приказом Петра I была открыта Кунсткамера. Что означает это слово?

  • склад оружия;
  • кабинет редкостей;
  • императорский кабинет;
  • палата аудиенции.

4. В XI в. на Руси появились скоморохи, бродячие артисты, певцы, акробаты. Но постоянный театр появился в России только в XVIII в. В каком городе он открылся?

  • Москва;
  • Новгород;
  • Санкт-Петербург;
  • Ярославль.

Проводится «переезд» (за совпадение цвета – 10 «верст»).

Вопрос зрителям: Город, в котором появился первый в России автомобиль?

  • Астрахань;
  • Одесса;
  • Москва;
  • Киев.

Четвертый заезд.

Викторина крылатых слов и выражений.

1. Яблоко раздора.(Яблоко раздора – предмет спора, причина вражды Согласно мифу, на свадьбу греческого царя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все олимпийский боги, кроме богини раздора – Эриды, которая решила отомстить, посеяв между богами раздор. Она бросила на стол золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Гера, Афродита, и Афина поспорили, кому из них получить яблоко. Спор разрешил троянский царевич Парис, присудив яблоко Афродите. Богиня помогла ему похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, что явилось причиной Троянской войны). (Дамоклов меч – постоянно грозящая опасность. Согласно преданию, — острый меч, подвешенный сиракузским тираном Дионисием на конском волосе над головою завидовавшего ему Дамокла, которого тиран во время пиршества посадил на свое место. Дионисий объяснил, что это эмблема тех опасностей, которым он как властитель подвергается). (Разрубить Гордиев узел – значит решительно покончить с каким-либо сложным вопросом. По древней легенде фригийцы, которым оракул повелел избрать царем того, кто первым встретится им с телегой по дороге к храму Зевса, повстречались с простым земледельцем Гордием и провозгласили его царем. Телегу эту Гордий поставил в храме и к дышлу ее прикрепил ярмо, завязав чрезвычайно запутанный узел. По предсказанию оракула, сумевший распутать этот узел должен был стать властелином всей Азии. Александр Македонский рассек узел мечом).

Суперигра.

1. В каком городе княжил Александр Ярославович? 2. На какой реке стоял Великий Новгород? 3. Сколько лет прожил князь Александр Ярославович?

  • более 30 лет;
  • более 40 лет;
  • более 50 лет.

4. Сколько лет было Александру Ярославовичу, когда под его руководством русские воины разгромили войско немецких рыцарей на Чудском озере?

  • восемнадцать;
  • двадцать два;
  • двадцать пять.

5. После смерти Киевского князя Владимира Святославовича Русь распалась. На сколько княжеств? 6. Кого в Монголии в XII-XIII вв. называли нукерами?

  • скотоводы;
  • представители знати;
  • дружинники.

7. Кроме монголо-татар Древняя Русь вынуждена была воевать с еще одним страшным врагом. Каким?

  • половцы;
  • немецкие рыцари;
  • французы.

8. Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская сыграла важную роль в истории России. Кто она?

  • великая княжна;
  • ученый;
  • императрица Екатерина II.

9. Кто возглавил монголо-татарское войско во время похода на Русь в XIII в.?

  • хан Мамай;
  • хан Батый (Бату);
  • Чингисхан.

10. Многие древние знатные дворянские, княжеские семьи вели отсчет своего рода от Рюрика. А кто такой Рюрик?

  • первый московский князь;
  • князь норманнов (варягов, викингов);
  • основатель Киева.

Источник: http://kak.znate.ru/docs/index-20688.html

Колесо истории

Кислицына Лариса Гегелевна

Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 46 комбинированного вида», г. Казань

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кислицына Л.Г. Колесо истории // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 16.10.2018).

Заказ № 26929

Нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству,

И эта любовь дает человеку

верный ключ к сердцу человека…

К.Д. Ушинский

Будущее страны во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

В нашем обществе в настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень детской преступности вызван ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бес стержневой, безразличной атмосфере.

Но, понимая невозможность использования прежних средств духовного и нравственного воспитания в современных условиях, мы выбрали идеалы вневременные и вне политические, не подверженные идеологии. Таким универсальным идеалом, который может оказаться вне времени и политики является обращение к историческим корням.

Нет людей равнодушных к истории. Любопытство свойственно человеку, а особенно ребенку. Желание обрести себя, понять окружающих, узнать, откуда мы родом.

Понимая, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отечеству начинается именно с любви к малой родине – месту, где родился человек.

Формируя личное отношение у детей к фактам, событиям, которые происходят в нашем родном городе, создавая условия для активного приобщения детей к социальной ответственности, повышая личностную значимость для них того, что происходит вокруг – все это помогает нам решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Мы знакомим дошкольников с историческим, культурным национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Когда ребенок знакомится с родным городом, его достопримечательностями, он учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Также важно учитывать, что в работе с детьми нельзя торопить их, положительно реагировать на все творческие находки детей, поддерживать их интерес к данной теме, и, конечно, учитывать их индивидуальные особенности.

Дошкольникам гораздо легче знакомиться с родным городом эмоционально-практическим путем, т.е. через игру и различные виды деятельности. Именно в игре ребенок смел, раскрепощен, может глубже переживать события и лучше усваивать предметный материал. У ребенка при такой форме обучения работают все каналы восприятия: аудиальный, осязательный, визуальный и моторный.

Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с историей родного города, должна быть четко выстроенная методика, включающая познавательную деятельность регионального содержания.

Задачами этой методики являются:

— Формирование любви к родному городу и интереса к его истории.

— Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, городу, республике.

— Воспитание чувства гордости за свой город, за людей, которые в нем жили и живут.

— Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура).

— Воспитание ответственности за все, что происходит в городе,  сопричастность к этому.

Каждая тема изучается в процессе различных видов деятельности. Главное условие: быть не только пассивным слушателем, но и активно участвовать во всех видах деятельности.

Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала, потом с помощью вопросов и беседы уточняется представление детей о материале. Каждая тема раскрывается и закрепляется на занятиях изобразительной деятельности.

Занятия по ознакомлению с родным городом проводятся интегрировано, материал распределен по тематическим блокам.

Предметно-окружающая среда в группах создана так, чтобы дать детям возможность наиболее эффективно развить индивидуальные особенности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, развития его нравственной направленности.

Психолого-педагогические исследования показали: детям дошкольного возраста могут быть доступны знания об исторических событиях, фактах, о достопримечательностях, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес.

В процессе работы стало очевидно следующее:

  1. эмоциональное отношение к событию у детей может возникнуть при условии, если взрослые сами придают ему особое значение.
  2. ознакомление с темой должно проходить системно на основе принципа усложнения материала.

Тематика занятий может быть использована в зависимости от степени подготовленности детей, их желаний и интересов. Но многое зависит и от подготовленности и увлеченности самого воспитателя.

У каждого народа есть свои не пропадающие ценности. Это – его мудрость, его искусство, его правила жизни, его обычаи, праздники. Приобщать к этим ценностям ребенка нужно как можно раньше.

Детский сад является первым этапом в выполнении программы по изучению истории своего города (Казани). Поэтому мы в доступной для ребенка форме можем развивать любознательность детей на историческом материале.

В связи с этим разработан ряд бесед и мероприятий, который должен обогатить знания детей. Какие же задачи мы поставили перед собой в данном направлении:

образовательная :

  • познакомить детей с историей нашего города и края,
  • сформировать представления об основных исторических памятниках, местах, традициях;

развивающая :

  • развивать интерес к истории;
  • формировать желание больше узнавать об истории Казани ;
  •  развивать коммуникативные навыки;

воспитывающая :

  • воспитывать любовь и уважение к своей «большой» и «малой» Родине;
  • уважительное отношение к традициям русского и татарского народов;
  • бережное отношение к историческому прошлому нашего города;
  • воспитывать культуру поведения.

Мы предлагаем следующие формы работы с детьми: занятия, экскурсии, целевые прогулки, театрализованные игры, дидактические игры, беседы, фотографии, иллюстрации, изодеятельность.

 Не остается в стороне и работа с родителями. Именно здесь находится самое слабое место в воспитании духовно-нравственной личности.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

 Мы предлагаем следующие формы работы с родителями: родительские собрания, лекции, открытые занятия, вечера вопросов и ответов, выставки, конкурсы, анкетирование; тестирование, с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации; наглядные виды работ: информационные стенды, папки передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, экскурсии, совместные праздники, спектакли.

В заключение хотим сказать, какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает людям о красоте и богатстве своего родного города, села.

В этом — выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того какова история родного края, чем знаменита, каковы традиции и культура его народов. А все это делает человека духовно богатым.

Он не только будет любить свою родину, но и будет гордиться ей.

Вся наша работа, которая будет продолжаться и в дальнейшем, будет направлена на воспитание духовно-нравственных качеств, патриотических чувств, гордости за свой народ и свой любимый город.

Используемая литература:

  1. Айдаров С.С., Халиков А.Х., Хасанов М.Х., Алиев И.Н., Амирханов Р. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века. Казань: ТКИ, 2005.
  2. Антонова Л.И. Обычаи и традиции татарского и мордовского народов // Ребенок в детском саду. 2005. № 1. С. 56–61.
  3. Захарова Е. О гербе, флаге и гимне // Фен hем мектеп. 2009. №1. С. 39-40.
  4. Каюм Насыри. Книга о воспитании. Казань: ТКИ, 1992.
  5. Куземина А. Воспитание через приобщение к истории // Фен hем мектеп. 2008. №10. С. 55-58.
  6. Мифтахов З.З., Мухамадеева Д.Ш. История Татарстана и Татарского народа. Казань: ТКИ, 1995.
  7. Синицана К.Р. История Татарстана и татарского народа. Казань, 1995.

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/511-koleso-istorii/

ИГРА-ВИКТОРИНА «КОЛЕСО ИСТОРИИ». Воспитатель Немцова Н.Н

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                          ТЕМА:  ИГРА-ВИКТОРИНА «КОЛЕСО ИСТОРИИ»

Цель:

Развитие интереса детей к истории родного края, формированию любви к «Малой Родине».

Задачи:
Образовательные: Расширить и обобщить знания детей о  реке Волге и родном городе. Продолжить знакомство с историей возникновения реки, и с тем, что с ней связано.

Закрепить представления детей о том, что история родного края  неотделима от истории страны.

Развивающие: Продолжать развивать умение детей выражать свои мысли грамматически правильными предложениями, вызвать чувство гордости за свою «малую Родину».

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю, чувство того, что мы тоже являемся частичкой истории страны, бережное отношение к богатству природы.
Словарная работа:  Исток, станица, Воля, Своя, Свияга, герб.

Предварительная работа:

Выставка музея- картин  с историей возникновения реки Волга и её настоящим, Презентация «Вечер загадок и отгадок», рассматривание фотографий о городе, о природе нашего края, чтение стихов, беседы о городе, его достопримечательностях, создание Арт-альбома «Как я отдыхал на Волге».

Методические приёмы:

1.Практический (дидактическая игра, игровая ситуация, динамическая пауза).

2.Наглядный (показ, просмотр).

3.Словесный (художественное слово, беседа, объяснение).

Материалы и оборудование:
Изображения «времялёта» — лестница, слайды с изображением рыб,  герба города Балаково, и природы нашего края.

Атрибуты к драматизации сценки: (изба, лавка, деревья, куклы, костюмы русские народные, корзина, узелок, доспехи, конь, указ,  ткань-для рек-голубая, горы-коричневая).

коробочка открытий, 4 конверта с разрезными картинками о реке Волге-формата А3, «Чудесный мешочек» с магнитами достопримечательностей  Балаково.

Место проведения: Музыкальный зал.

             ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Детская

 деятельность

Формы и методы организации

совместной деятельности

Двигательная

Подвижная игра, перестроение детей.

Игровая

Игровая ситуация, правила игры,  игровые упражнения.

Коммуникативная

Беседы, вопросы, формулировка ответов на поставленный вопрос.

Речевая

Загадывание загадок, чтение стихотворения.

Музыкальная

Хоровое пение, перестроение детей под музыку.

              РАЗВЁРНУТЫЙ КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                     ПО  ТЕМЕ:  ИГРА-ВИКТОРИНА «КОЛЕСО ИСТОРИИ»

Вводная часть:

Воспитатель: — Ребята, сегодня с нами может произойти удивительное событие. У нас есть возможность перенестись на машине времени в прошлое. Вы хотите? Тогда нам нужно объединиться  в команду, капсула «времялёта» уже построена и готова к старту.
Основная часть:

Воспитатель: -Для заправки «времялёту» нужны наши знания. Во время полета они превратятся в звезды, которые нас вернут назад в настоящее. Чем больше будет звёзд, тем будет больше возможности побывать в наиболее интересных местах.

А собирать и считать звезды наших знаний нам помогут  опытные путешественники нашего времени, которые будут следить за нашим полётом с Земли -ваши родители.
Правила полета: 1. Выслушивать вопросы внимательно; 2. Не выкрикивать, не подсказывать; 3. Если готовы ответить, поднимайте руку; 4.

Если участники полёта не будут знать правильного ответа, то можно воспользоваться помощью «землян».

Капитаном нашего «времялёта буду «Я». Давайте представимся- провожающим.

Команда: «Удача» звать команду нашу                   Между собой мы все дружны                   Поприветствуйте команду нашу,                   Удачи пожелайте нам с Земли!

Воспитатель: — Чтобы отправится по волшебной лестнице времени «времялёту» нужны наши знания, потому что он движется силой мысли. Проверим, достаточен ли запас наших знаний.

1. В каком городе мы живем? 2.На какой реке он находится? 3.Каким одним словом можно назвать людей, живущих на Волге? 4.Чем знаменита эта река в России? 5. Что такое исток, и что привлекает туристов к истоку реки Волга? 6.Почему в народе называют Волгу Матушкой- кормилицей? А как ещё называют?

Воспитатель:- А у нас появился достаточный запас топлива для отправки «времялета» . И я предлагаю отправиться в прошлое нашего родного края. Но нам обязательно надо знать, откуда мы улетаем, чтобы вернуться назад.

1. В какой области России находится наш город? 3. Назовите точный адрес отправки (адрес детского сада).

Вы готовы к полёту? Тогда займите свои места, пристегните ремни, вращается колесо «времялёта» (идёт обратный отсчёт) — улетает время…

Воспитатель: —  Мы отправились в прошлое нашего края, и попали в небольшое селение!
Сценка: (по легенде о Волге) В русском народном стиле.

Ведущий: В давние-давние времена в лесу меж двух голубых рек жили люди. Уж не помнит никто- то ль это    

  (реб.)        было село, то ль станица. Охотились, рыбу ловили, на светлых полях хлеб растили. Как и положено, были в том селении дети: маленькие и побольше, совсем взрослые. Среди старших самым видным был Силушка. Во всём умудрялся он быть первым- и в играх мальчишеских, и в охоте лесной, и в работе любой. И красив и силён -залюбуешься. (дети герои изображают)

И на счастье –беду полюбили его две подруженьки: Волей звали все первую, другую же Своею величали. Хорошие были обе, да каждая по-своему.  (сидят на лавке)

Мать-реб: Воля! Иду маменька, иду.

Ведущий: Воля- стройной была, с косой русой, нравом добрым, но крутым и суровым при случае.

Своя нежной была, доверчивой, с тонкой талией,  взглядом радостным.

Дружил молодец Сила в своём хуторе, с ними обеими. Вот однажды вдруг беда, вражья туча с востока надвинулась. Все мужчины в селе на войну собираться стали. Сила тоже в поход стал готовить себя. Нет достойнее дел, как за Отчизну встать и с врагом ненавистным помериться.

Своя: (с узелком) Сила удачи тебе. Воротись живым.

Сила: Я вернусь с победой.

Ведущий: Воля-заболела и  не смогла проводить Силу на войну. Как узнала Воля, что Сила ушёл на войну. Расплакалась она, побежала проститься с солнышком, встала на берег и бросилась в холод могучей реки, волны и закрыли её на совсем в своей синеве. Меж тем с войны весть пришла с гонцом.

Гонец: Вот Своя принёс я весть тебе горестную. Сила пропал с войском своим.

Своя: (заплакала) Не может быть.

Ведущий: Загоревала, загоревала. Не смогла она быть без своей подруге Воли и друга своего Силы. Вошла она в реку вторую, да и бросилась, подхватили её волны синие, да и унесли.

А тут и война закончилась, и Сила вернулся с победой.

Мать: Здравствуй, сынок с победой тебя.

Сила: Мама, а где подружки мои Воля и Своя?

Мать: Их реки наши холодные забрали.

Ведущий: Как узнал Сила о беде, загоревал он и пошел к двум рекам. Подошёл он и встал на берегу между двух рек.

Горевал, горевал, головой крутил, крутил и на реки смотрел, Видеть Волю хотел и Свою. Шаг-другой ступил, и упал, каменеючи.

С той поры так и лежит каменной глыбой между двумя реками- подруженьками Сила-богатырь. Уж потои его люди стали называть горою Симбирскою, а реки те….

Которая Волю унесла (песня «Из далека долго…»)

А, которая Свою (песня про Свиягу)
Воспитатель: — Вот так мы и узнали, откуда взялось название рек Волга и Свияга. Ну, а нашему «Времялету»  требуется под заправки, его нужно наполнить звездами, а для этого нужна не только сила мысли, но и сила движений-тренировка.

Физминутка «Чтобы умным стать и ловким», (звучит космическая музыка).

Чтобы умным стать и ловким, (Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.) Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.) Дышим глубже, все вот так. (Руки вверх-вдох; руки вниз-выдох.) А потом на месте шаг, не спеша. (Шагаем на месте.

) Как земля- та хороша! (Прыжки на месте.) Звёздный дождь не страшен нам. (Шагаем на месте.) Ловим мысли тут и там. (Хлопаем в ладоши.) Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.) Хватит звёзд и  нам, и вам. (Хлопаем в ладоши.

) Мыслить научились быстро мы (Изображаем метание левой рукой.)

И летаем мы стремительно.

Воспитатель: -Наш полёт продолжается.

-Движется время, люди стали селиться на берегах рек, создавая там города, почему? (вода и питание-рыба).

-А какая рыба обитает в Волге- дидактическое упражнение  «Узнай и назови рыбу» (6 слайдов- лещ, щука, карась, сом, судак, осётр).

-Внимание, вопрос!? Какая из этих рыб занесена в Красную книгу?(осётр)

Воспитатель: — Но время не стоит на месте, и мы перемещаемся вместе с ним дальше. (на экране появляется коробочка).

-Ой, посмотрите, что в нашем «Времялете» лежит. Так это же коробочка открытий. Но, как- то странно,  на ней изображена перелётная птица, назовите её? (Иволга). А как вы думаете почему, она здесь изображена? (потому, что в её названии есть слово «Волга»).

-Верно, а почему коробочка так называется? Как вы думаете?

-Ой, а внутри конверты и не один, и как они красиво украшены цветами, да не простыми прямо узоры расписные.

-Как называется этот народный промысел? Чем он знаменит? (Городецкая роспись, находится город Городец на берегу Волги).

-Внутри на крышке коробочки написано задание: Внутри конвертов находится мозаика, нужно будет собрать картины, на которых изображено, что в отношениях к реке Волге хорошо, а что плохо. Те конверты на которых цветы розового цвета-хорошее отношение, а те на которых  голубые- плохо.  Работать необходимо в группах по 4 человека.

-Отлично, теперь мы знаем, как сохранить природное богатство родного края.

-Наш полёт продолжается. Внимание на табло монитора! (на экране монитора появляется старое фото села Балаково).

-На берегу реки Волги когда-то было село Балаково. И люди в нём были такие разговорчивые. Про них так и говорили в округе «балакают». От того и произошло название нашего города.

      Не волшебным мудрым словом

      Расколдован богатырь-

      Это город Балаково

      Раздаётся вновь и вширь.

-Колесо истории вернуло нас в настоящее время (фото современного Балаково). Но, у нас возникла проблема- двери нашего  «Времялета» заблокированы и откроются только после того, как мы выполним задание «Машины времени». (на экране загорается знак вопроса, и появляется герб города).

-Что это? Правильно, символом любого города является герб.  

Давайте рассмотрим элементы герба и расскажем, что они означают: вода-со всех сторон окружает наш город, ладья- судоходство,     колосья-хлебный город, рыбы- рыбный город и входит в состав Саратовской области, полу-солнце- процветающий, возрождающий, молодой город.

Внимание! На экран, сейчас мы узнаем,  раз блокировались ли наши двери?

Зрительная гимнастика ИКТ «Космическая».

Воспитатель:— Компьютер машины времени сработал на открывание дверей, давайте выйдем из «Времялета», и глубоко вдохнём волжским воздухом.

      Над лугами, над дубравами и над синими озёрами

      На широкую дороженьку приведёт тропинка узкая

      Не найти Земли прекраснее, чем сторонка наша русская.

Песня «Любимый край».

Воспитатель: — Мы с вами совершили полёт на волшебном «времялёте», показали наши знания, нашу любовь к родному краю.

Смогли побывать в прошлом, настоящем, а хотите заглянуть в будущее? Ну тогда, нам помогут ваши друзья Максим К. и Рита, которые расскажут нам, какой они представляют нашу Волгу-великую в будущем.

Дети рассказывают о своих проектах.
Рефлексия. 

— Ребята вы все граждане нашей огромной страны, которая называется как?(Россия)

— Мы с вами живем на какой реке? (Волге)

-Моя малая Родина – это…

-Я люблю её за…

-Я хочу пожелать ей…

 На экране появляется салют, звучит музыка победы.

Ребята, сегодня впервые во всём мире, произошло такое знаменательное событие,  дети побывали в прошлом и будущем, с помощью нашей силы мысли мы с вами передвигались во времени и управляли машиной-времени, и в знак благодарности за такое важное открытие для истории нашей страны, конструкторы, разработавшие этот проект,  решили наградить вас памятными подарками, который вам всегда будет напоминать о родном и любимом уголке  своей Родины. В «машине времени» находится «Чудесный мешочек», сейчас каждый из вас на ощупь достанет свой приз. (магнитики Балаково)

Ребята, и помните, когда вы подрастёте, то в ваших силах сделать наш край, нашу реку, наш город ещё лучше.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”.

Источник: http://dou3balakovo.ucoz.ru/publ/materialy_pedagogov/konspekty_zanjatij/igra_viktorina_koleso_istorii_vospitatel_nemcova_n_n/4-1-0-74

Ссылка на основную публикацию