Классный час «вежливая просьба», 1 класс

Конспект классного часа на тему » Вежливая просьба» (1 класс)

Автор презентации: Тарасенко Лилия Ситдиковна

Классный час по этикету на тему:

«Вежливая просьба»

В 1 классе

Тема:«Вежливая просьба».

Цели:

— формирование адекватного использования речевых средств .

— развитие речевых, мимических, жестикуляционных и интонационных умений при выражении просьбы.

— воспитание у детей дисциплины, сдержанность, самоконтроль и умение слушать одноклассника и учителя; настроить его на преодоление жизненных трудностей;

Применяемые методики и, технологии, оборудование:

Плакаты: «Доброта лучше красоты», «Прежде чем сделать, — подумай!»; выставка рисунков учащихся на тему «Я рисую вежливость»;презентация к классному часу; инсценировка сказки «Репка»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте, дорогие дети. Я рада вас видеть такими нарядными и красивыми. К нам сегодня в гости пришли гости. Они хотят смотреть, как вы занимаетесь и какие вы вежливые.

— Мне кажется, что нам необходимо поприветствовать друг друга и наших гостей. — Я предлагаю сделать это с улыбкой, открыть ладони и постараться с помощью мимики и жестов, без слов, выразить радость, доброе отношение и уважение друг к другу и к нашим гостям.

(звучит музыка И.Шаинского «Улыбка».)

— Спасибо вам за вашу доброту и старание. У вас прекрасно получилось. Я думаю, наши гости тоже поняли вас и они тоже приветствуют вас.

Дети выходят на середину класса и без слов приветствуют всех находящихся в классе

Личностные: Внутренняя позиция школьника.

Коммуникативное: планирование учебного сотрудничества.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Мы с вами уже довольно давно проводим занятия по этикету. Что вы ждёте от этих занятий? Чему бы вы хотели научиться на этих занятиях?

Это ваши вопросы и пожелания. Чуть позже мы к ним ещё вернёмся.

Ответы детей записываются на карточках со знаками вопросов и вывешиваются на магнитную доску

Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Выявление места и причины затруднения

— А тему нашего занятия я предлагаю вам отгадать.

— У меня есть два помощника. Сейчас они представят вам небольшую сценку.

(два стула)

— А вам нужно угадать, что они будут делать?

Двое детей садятся на стулья и с помощью мимики и жестов просят друг друга поменяться местами

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения

— Что хотели сказать дети?

— Что они делали? (они просили о чём-то)

— Да, тема нашего занятия “Просьба”.

— А какая это была просьба . А что же такое вежливость? Как вы понимаете это слово?

— Они просили о чём-то.- Вежливая

Личностное:нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Реализация проекта выхода из затруднения

— Как была выражена эта просьба? (с помощью мимики и жестов)

— Какие должны быть жесты, чтобы человек согласился выполнить твою просьбу?

— Чего не хватало в это сценке?

— С помощью чего можно выражать просьбу? (слова)

— Какие это могут быть слова?

— Но ведь разные слова можно сказать по-разному.

— А как нужно их произносить?

— Что ещё важно для осуществления просьбы? (интонация)

(В процессе беседы появляются слова: мимика, жесты, слово, интонация и символы этих слов)

-С помощью мимики и жестов

-Слова-Интонация

Регулятивные:познавательная инициатива. Познавательные: сравнение поиск необходимый информации. Коммуникативный:учет разных мнений.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Итак, мы с вами выяснили, что для исполнения просьбы необходимо учитывать мимику, жесты, слова и интонацию. Но ведь теория сама по себе всегда требует практики, и сейчас мы с вами займёмся практикой.

— Я предлагаю вам в качестве практики игру. Называется она “Репка”.

— Давайте вспомним сказку “Репка”:

Выросла репка большая-пребольшая.

Стал дедушка тянуть, но вытянуть не смог.

Позвал дед бабку на помощь. По сказке мы помним, что все герои с удовольствием помогли дедушке. (Просмотр слайдов). А давайте представим, что бабушка и все остальные герои отказалась помочь. Почему? Что же неправильно сделал дед? Что ему сделать, чтобы помогли?

А вот здесь сказочные правила меняются на правила нашей игры.

Коммуникативный: планирование учебного сотрудничества.

Самостоятельная работа с самопроверкой

И вам надо постараться уговорить бабку и других героев, чтобы они помогли дедушке…

Инсценировка сказки учениками

Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров

Включение в систему знаний.

— Как же нам с вами удалось уговорить их?

— Какие средства для достижения цели мы использовали?

Коммуникативные: постановкавопросов. Познавательные: анализ

Рефлексия учебной деятельности

— Какие же из поставленных в начале занятия вопросов нам удалось разрешить?

— Что было важно для вас на этом занятии?

— Какое у вас настроение? Выберите и нарисуйте такое лицо человечку, какое у вас настроение. — Теперь вы знаете , в каких случаях и как нужно употреблять вежливые слова , жесты и мимику. Я думаю, вы с сегодняшнего дня станете более вежливыми и внимательными друг другу.

Личностные:самооценка на основе критерия успешности.Познавательные:рефлексия.Контроль и оценка.

Ожидаемый результат:

На данном классном часе ожидается высокая активность учащихся, так как эта тема ведется систематически.

Дети должны усвоить, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

Вежливость и воспитанность, красота человека проявляется не только в словах, но и в его движениях. Они должны быть естественными.

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-klassnogo-chasa-na-temu—vejlivaya-prosba-1-klass.html

Этические беседы( Тема: «Вежливость»)

Опубликовано: 10:02:01 28-01-2016

Этические беседы на тему «Вежливость»

Цель: ребёнок должен уметь пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Занятие №1  Тема: «Зачем говорят «здравствуй» (5 -6лет).

Цель: в ходе беседы напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям.

Вопросы к детям:

Что вы говорите, когда приходят к нам утром в детский дом гости или другие взрослые?

Кому вы говорите ещё «здравствуйте»?

Что вы говорите вечером, когда уходят они домой?

Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают — это мы узнаем из небольшого рассказа о Вини — Пухе и Кролике.

Вини- Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

Но ведь мы же друзья, — удивился Пух.

А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? — обиделся Кролик.

Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Вини- Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

Завершая беседу уточнить с детьми: говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику;

слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь, это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

Занятие №2 Тема: «Праздник вежливости» (5- 6 лет).

Цель: в ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

Беседа с детьми: Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», — подумал каждый из них.

Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны.

Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».

Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

— Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить!

Чему Петя научился?

Чему Петя должен учиться?

Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова,но и уметь их говорить, когда это необходимо. 

В свободное время предложить детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

Занятие №3 Тема: «Чего не знал воробышек» (5-6 лет).

Цель: в беседе напомнить детям правила вежливого обращения.

У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны. Один из них мы сейчас узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» — говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева.

Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробушков подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? — удивился воробышек.

— Я все знаю».

Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте). Предложить детям вспомнить, как они здороваются с взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

Занятие № 4 Тема: «Вежливая просьба» (5-6 лет).

Цель: в ходе этой беседы помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Ход беседы: с рассказа о Павлике (В. Осеева «Волшебное слово», можно прочитать это произведение).

Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке.

Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет.

Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь? (Пожалуйста.)

Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)

Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста».

Читайте также:  Сказка про облачко и солнышко для детей

(Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2-3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата.

Он взял Павлика кататься на лодке.

В свободное время организовать игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь, друг к другу.

Занятие № 5 Тема: «Фея учит вежливости» (5-6 лет).

Цель: в процессе беседы вместе с детьми вспомнить правила вежливого обращения.

Ход беседы: Некоторые дети, не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их, бывает очень обидно, когда детей называют невоспитанными.

Предложить детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама,

Про него твердит упрямо:

Почему такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого… (спасибо)

Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Ноне у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители,чтобы научить своих детей вежливости. Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым.

Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город.

Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять. 

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители.

Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь — «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета.

Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда — ваша радость».

Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)

Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время организовать игру «Город вежливых».

Занятие № 6 Тема: «Еще один секрет вежливости» (5-6лет).

Цель: в ходе этой беседы напомнить детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Ход беседы: Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься).

А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцены из пьесы А. Толстого «Золотой ключик»).

Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино? Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь? Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь — тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю.

Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.

Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)

Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:

Встретил Витю я, соседа

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда

Налетел из-за угла!

Что Витя должен был сказать соседу?

Но — представьте — зря от Вити Ждал я слова… (извините).

Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)

А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.

Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости в последний раз!»

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)

О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)

Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становитсятепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». 

Занятие №7 Тема: «Воспитанность и вежливость» (5-6 лет). 

Цель: вспомнить правила вежливости, в ходе беседы выяснить, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью. 

Ход беседы: предложить детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

Воспитание, что это? — спросила мартышка.

Это много чего, — сказала бабушка. — В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

Спелый банан? — уточнила мартышка.

Очень спелый, — кивнула бабушка.

Съем! — сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

Сначала скажу «спасибо», — поправилась мартышка. — А потом съем!

Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! — сказала бабушка.

Но вежливость — это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

А вдруг он его возьмет?! — испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

Нет! Воспитанной быть не интересно! — сказала мартышка.

А ты попробуй! — Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: — Попробуй!

Что пробовать? — спросила мартышка. — Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

Большое спасибо! — сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. Ты ведь не очень любишь бананы? — спросила она слоненка.

Ты ведь, на верно, их почти совсем не любишь, правда?

Нет, почему же? — возразил слоненок. — Я их довольно сильно люблю.

Вопросы по прочитанному произведению:

Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)

Почему мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?

Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?

Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.

Да? — сказала мартышка упавшим голосом. — Ну, тогда — на!

И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан. Бери! Это тебе! — сказал слоненок.

Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

Удав, — сказал попугай. — Прими от меня этот прекрасный банан!

Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! — сказал удав, взял банан и протянул его мартышке. Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась. Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!

Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)

В свободное время сделать инсценировку по этой сказке.

Источник: http://a2b2.ru/methods/16050_etnicheskie_besedy_tema_vezhlivost

И. Ю. Пономарева Утверждена педагогическим советом. Протокол № от 20 г

32 часа (1 час в неделю)

^ Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Правила гостеприимства (9 часов). Учимся представляться. Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра «Мы в гостях»

^ Традиционные русские пожелания и приветствия.

О том, как быть уступчивым (1 час). Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность

^ Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».

Поведение в общественных местах (7 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Библиотека. Кафе. Парикмахерская.

Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения.

Общение в кафе, парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»

^ Правила поведения у постели больного. Разговор с младшим. Разговор сильного со слабым.

Слова с выражением сочувствия, слова утешения.

^ Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).

^ Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.

Итоговое занятие (1 час). Театральное представление «Театр вежливых ребят»

32 часа (1 час в неделю)

Чистый ручеек нашей речи(5часов). Речь — как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой — друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

^ Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.

Спеши делать добро (3часа). «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие — практикум «Скажи улыбкой».

^ Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет — тренинг «Сосчитай вежливые слова».

Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.

Читайте также:  Игры и упражнения на развитие навыков общения у школьников

^ Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.

^ Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».

Ты идёшь в гости (3часа). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».

^ Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления.

Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. Говорящий взгляд.

Раздели печаль и радость другого (2часа). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.

^ Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

32 часа (1 час в неделю)

Знакомство (1час). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»

^ (2часа). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.

Речь (3часа). Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.

^ Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).

^ Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.

^ Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие практикум «Я вам пишу…».

^ Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём.

Искусство слушать (2 часа). Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.

^ Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».

^ Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.

^ Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).

^ Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.

^ Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить.

^ Устный журнал «О невежах и вежливости».

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1606218.html?page=2

Программа Азбука вежливости и этикета Срок реализации программы 1 год

Муниципальное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 46 г.Томска

Программа

Азбука вежливости и этикета

Срок реализации программы 1 год

Программа рассчитана на детей 6-8 лет

Составила:Учитель высшей категорииМисишиша О.В.Томск 2011

Пояснительная записка

В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие гораздо больше, чем их ровесники 10 -15 лет назад. Они успешно решают логические задачи, учат иностранный язык, бегло читают, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость.

Но в тоже время дети хотят, чтобы их уважали и хорошо к ним относились. Очевидно, что существует несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, обществе.

Назрела необходимость «уроков» человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, дружеской взаимопомощи, поупражняться в нравственных поступках.

Психологи отмечают: важно, чтобы ребенок, получая нравственные знания, оказывался в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.Такую возможность дают занятия по программе «Азбука вежливости и этикета».

Программа «Азбука вежливости и этикета» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю. Особое внимание нужно уделить групповой форме работы с детьми.

Цель программы: создание условий для развития нравственной социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи программы:

Образовательные:

— познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.- обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

Развивающие:

-развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

Воспитательные:

— способствовать воспитанию интереса к окружающим людям; — помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.

Планируемые результаты:

У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД: Регулятивные УУД:

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

-к концу первого полугодия обучения:● развить привычку моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу;● активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения.-к концу учебного года обучения: ● накопить опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, а также активизировать формирующиеся задатки самоконтроля в поведении детей.

Содержание программы

Раздел 1. Общение (4 часа)Дать понятия «этика», «этикет». Краткое знакомство с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. Содержание понятия «общение». Формы словесного вежливого общения. Правила любезных услуг.Дать понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение». Показать, что вежливость – необходимая черта человека.Познакомить с правилами поведения в школьной столовой, дежурства в столовой.

Раздел 2. Общие правила этикета (4 часа)

Дать понятие «внешний вид» ( одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте.Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек.

Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Личная гигиена.Дать понятия «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. Работа с различными источниками информации, исследовательский характер заданий, игровые моменты.

Раздел 3. Правила гостеприимства(5 часов).

Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение ,извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство. Правила поведения во время знакомства. Прощание с гостями. Умение вовремя уйти.

Раздел 4.Посещение общественных мест.(5 часов)

Общение с людьми различных профессий: билетером, экскурсоводом; посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, в детской библиотеке, парикмахерской, в школе, в раздевалке, на перемене, на уроке, в школьной столовой. Умение соблюдать дисциплину, отказ от неуместных каприз.

Изучение правил поведения в общественном транспорте. Понятие о хороших манерах.Посещение школьной библиотеки. Этикетные формулы общения в библиотеке.Определить значимость книг в жизни человека. Научить бережному отношению к книгам, учебникам. Показать способы «лечения» книг.Ознакомить с правилами поведения на природе.

Раздел 5.

Взаимоотношения (8 часов)

Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. В разделе предлагаются занятия, способствующие воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению.

А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.

Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умение не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых. Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой.

Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»Навык вежливого разговора по телефону. Телефон в нашей жизни.

Номера телефонов, которые должен знать каждый, ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговоров по телефону. Ситуации: ты звонишь другу, подруге, родителям на работу; к телефону просят сестру, брата, маму, папу, ошиблись номером. Телефон на улице, его назначение.

Продолжительность разговора.Освоение правил поведения у больного. Формулы сопереживания, сочувствия, сострадания, слова одобрения, поддержки. Шутка как способ утешения больного. Добрые слова и поступки, беседы у постели больного, соблюдение правил гигиены. Поведение больного, соблюдение режима, терпеливость и выдержка.

Раздел 6. Вежливость и торжество(8 часов).

Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника.

Дарение подарков. Сюжетно — ролевая игра «Мы на дне рождения!»Какое событие может быть праздником? Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований.

В данном разделе представлен цикл занятий, направленный на вызов положительно-эмоционального процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.

Сами занятия построены так, что ребенок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий:-беседа;-сюжетно-ролевая игра;-игра-спор;-подвижная игра;-учебная игра;-конкурс;-праздник.- экскурсии

Техническое оснащение и наглядные пособия:

компьютер;проектор;экран;дидактические материалы на различных носителях (памятки, опорные карты, художественные рисунки, иллюстрации и др.)настольные игры;книги.

Формы подведения итогов:

— конкурс;- КВН;- игры;- КТД

Список используемой литературы

  1. Васильева- Гангнус Л. Азбука вежливости .-М.: «Педагогика», 1983.
  2. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.:, «Просвещение», 1982.
  3. Волина В.В. Учимся играя. М.: «Просвещение», 1994.
  4. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная пресса», 2002.
  5. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.: «Просвещение», 2002.
  6. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: «Просвещение», 1986.
  7. Горбунова Н.А. Классные часы.- Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.
  8. Корчинова О.В. Детский этикет.- Ростов на Дону «Феникс», 2002.
  9. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: «Просвещение», 1993.
  10. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс. М.: «Вако», 2009.
  11. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: «Педагогика», 1990.
Читайте также:  Игрушка поросёнок своими руками

Учебно — тематический план

Наименование темы Количество часов
Общение 4 ч
1 Будем знакомы. Учимся представляться. 1
2 Утреннее приветствие. 1
3 Пора спать. Прощание перед сном. 1
4 Правила поведения за столом. Хорошие манеры. 1
Общие правила этикета 4 ч
5 Этикет внешнего вида школьника. 1
6 Правила личной гигиены. 1
7 Откуда берутся грязнули? 1
8 Надо – хочу — нельзя. 1
Правила гостеприимства 5 ч
9 Правила гостеприимства. К вам пришли гости. 1
10 Прощание с гостем. 1
11 Вместе ладно да дружно, а врозь нескладно да скучно. 1
12 Правила расставания. 1
13 Прощание с близким перед отъездом. 1
Посещение общественных мест 5 ч
14 Правила поведения в общественном транспорте. 1
15 Правила поведения в библиотеке. 1
16 Идем в театр. Правила поведения в театре. 1
17 Поведение в кафе. Посещение мест общепита. 1
18 Правила поведения в парикмахерской. 1
Взаимоотношения 8 ч
19 Обращение к знакомому взрослому. 1
20 Обращение к незнакомому взрослому на улице. 1
21 Правила поведения по телефону. Сотовый телефон – это роскошь или необходимость? 1
22 Вы заболели. Правила общения в поликлинике. 1
23 В доме больной. Правила поведения у постели больного. 1
24 Сострадание. Утешение. 1
25 Милосердие. Забота. 1
26 Милосердие. Забота. 1
Вежливость и торжество 8 ч
27 О том, как быть уступчивым. 1
28 Вежливая просьба. 1
29 Зачем быть вежливым? 1
30 Правила поведения на торжественных событиях, на праздниках в школе. 1
31 Поздравления и пожелания. 1
32 Ситуации, которых не должно быть. 1
33 Рыцарский турнир. 1
34 Праздник вежливых ребят. 1

Источник: http://ru.convdocs.org/docs/index-160798.html

Программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни»

Содержание изучаемого курса Раздел 1. ОБЩЕНИЕ (17 часов)

^

Речь в жизни человека, для чего люди общаются. Значение речи в жизни людей. Учимся вежливости. Приветствие в зависимости от адресата, ситуации общения. Словесные и несловесные формы приветствия в разных ситуациях. Вывески, их информационная роль. Тема 2. РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, чувства (Зчаса)

Слово веселит, огорчает, утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

Влияние слова на людей — поднять настроение, огорчить, утешить. Умение договориться. Тема 3. РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ ( 9 часов)

Говорим — слушаем, читаем — пишем.Виды общения. Слушание. Правила для слушающего. Устное и письменное общение. Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Устная речь. Громко-тихо. Быстро—медленно. Громкость, темп в некоторых высказываниях: скороговорки, чистоговорки, считалки. Правила разговора по телефону.

Телефонный разговор в соответствии с условиями общения. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Средства несловесного общения их значение при устном общении. Уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях речевого поведения в ситуации прощания в зависимости от условий общения.

Правила вежливого поведения во время разговора, степень вежливости собеседника при разговоре. Правила вежливости при разговоре. Правила вежливости при разговоре. Благодарим за подарок, услугу. Уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях .

Вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь в зависимости от условий общения Тема 4. Повторение и обобщение (1 час)

Рассказы и сказочные истории по картинкам. Речевые произведения, использование полученных сведений о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах.

Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти.

Игры: “Угадай: что я делаю?”, “Превращение предмета”, “Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!”, “Поварята”, “Летает — не летает”. Разнообразные игры на превращение.

^

Тема 1.Текст (4 часа)

Что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Текст и заголовок. Разные заголовки. Текст и набор предложений. Уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях.

^

Извинение как разновидности текста (жанры), очень важные слова. Знакомые незнакомцы. Незнакомые слова в тексте. Значение непонятных слов. Тема и основная мысль текста. Ключ к тексту, Ключевые (опорные) слова. Роль знаков препинания, абзацев в тексте. Оформление текста на письме.

^

Абзацы. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Начало, основная часть, конец текста Как построен текст. Уместность речевых средств обращения в разных ситуациях.

^

Уместные средства обращения при решении риторических задач, изученные признаки текста, разновидности текстов.

Тема 5. Повторение и обобщение (1 час) Роль речи, вежливого общения в жизни людей.

2 класс

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

^ Количество часов Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
^
Проверь себя. (Повторениеизученного в 1-м классе.) 1 ^ важности общения в жизни людей (Н).

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).

^
Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)Говорит–пишет.Твои речевые роли. 3 ^ риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).

Называть адресанта, адресата высказывания (Н).

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

^
Темп. Громкость. (Повторение.)То же слово, да не так бы молвить (тон речи). Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. 4 Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).

^

Мы слушаем – нас слушают.Сигнал принят, слушаю! Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день! 5 Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).

Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н).

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).

^
Вежливая просьба. Скрытая просьба. 2 Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).

Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).

^
О чём нам говорит шрифт.Рисунки, иллюстрации,таблицы, схемы… 2 Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).

^ удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
^
Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) Опорные слова. 3 Определять тему и основную мысль текста (Н).

Озаглавливать текст (Н).

Выделять опорные слова в тексте (Н).

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).

ПЕРЕСКАЗ
Подробный пересказ.Краткий пересказ.План. 3 Различать подробный и краткий пересказ (П).

Пересказывать текст подробно (Н).

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).

Составлять план текста для пересказа (Н).

^
Согласие или отказ.Отказывай, не обижая.Ответы на отказ. 2 ^ ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).

Оценивать степень вежливости отказа (П).

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).

^
Типы текстов 1 Различать повествование, описание, рассуждение (П).

Объяснять, чем они отличаются (Н).

РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение.Примеры в рассуждении.Ссылка на правило, закон.Точные и неточные объяснения. 3 Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

Называть части рассуждения (Н).

^ в рассуждение убеждающие примеры (Н).

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).

Различать точные и неточные рассуждения (Н).

ОПИСАНИЕ

Описание, признаки предмета.Описание в объявлении,загадки-описания, сочинизагадку. 2 Определять тему, основную мысль описания (Н).

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).

Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н).

^
Было или придумано, части рассказа.Хочу вам рассказать. 2 Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).

^
Чему мы научились на уроках риторики? 1 Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

^

Раздел 1. ОБЩЕНИЕ (17 часов)

Тема 1. ОБЩЕНИЕ (1 час)

Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) Важность общения в жизни людей. Этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения.

Тема 2.чему учит риторика (3 часа)

Наука риторика — наука, которая учит успешному общению речевая (коммуникативная) ситуация.

Кто (адресант) говорит (пишет) — кому (адресат) — что — с какой целью, успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия), уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях, называние речевых ролей в разных ситуациях общения Речевые роли (в семье, школе)

Тема 3. КАК ^ часа)

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Темп. Громкость. (Повторение.) Виды общения. Четыре вида речевой деятельности. Говорить — слушать, их взаимосвязь. Общение в быту (обыденное — повседневное); общение личное: один — один (два — три).

Несловесные средства общения, уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

Тема 4. ^ (5 часов)

Мы слушаем — нас слушают. Сигнал принят, слушаю! Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. Слушаем, как говорят.

Слушаем на уроке, слушаем целый день! Важность слушания в разных ситуациях общения. Словесные и несловесные сигналы. Непонятное при слушании. Несловесные средства, используемые говорящим.

Тематика беседы на выбор (“Легко ли быть слушателем?”, “Какой ты слушатель?”, “Спор

  • не драка”. “История нравов.”).

Тема 5. ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА (2 часа)Вежливая просьба. Скрытая просьба.

Какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили, речевые формулы вежливой просьбы, особенности скрытой просьбы, просьба (и скрытая просьба) в различных ситуациях общения.

Тема 6. УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ (2 часа)

Четыре вида речевой деятельности. Писать — читать, их взаимосвязь. Чтение. Изучающее чтение.

Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Письменная речь. Способы правки текста.

Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого.

Раздел 2. ТЕКСТ (II часть — 17 часов)

Тема 1. ^ 3 часа)

Тематическое единство как признак текста . Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) Опорные слова. Тема и основная мысль текста, опорные слова в тексте, текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам.

Тема ^ часа)

Подробный пересказ. Краткий пересказ. План. Подробный и краткий пересказ, краткий пересказ. План текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам. План текста для пересказа.

Источник: http://lit-yaz.ru/sport/81143/index.html?page=17

Ссылка на основную публикацию