Конспект урока по литературному чтению «У страха глаза велики»
Областное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнелюбажская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Фатежского района Курской области
Конспект учебного занятия
по литературному чтению
Выполнила учитель начальных классовДокукина Зоя Петровна |
Верхний Любаж, 2015 г.
Тема урока: знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики»
Цель урока: формирование навыков работы с текстом сказки.
Задачи:
— обучающие:
1) познакомить обучающихся с новым произведением;
2) способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения;
3) учить находить главную мысль произведения.
— развивающие:
1) развивать беглое, сознательное и правильное чтение;
2) создавать условия для формирования выразительного чтения;
3) развивать воображение, память, внимание.
— воспитательные:
1) воспитывать чувство юмора;
2) воспитывать интерес и любовь к чтению.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: беседа, рассказ учителя, игровые формы, работа в парах, группах
Оборудование: учебник Л.Ф Климановой «Литературное чтение, 2 класс,1 часть; аудиозапись сказки, волшебный сундучок, игрушки, предметные картинки, альбом, цветные карандаши, мультимедийная презентация
Планируемы результаты:
— читают осознанно сказку;
— рассказывают по рисунку о событиях, изображённых на рисунке;
— воспроизводят диалог героев произведения.
2. Метапредметные результаты:
— осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
— осуществляют поиск и выделение необходимой информации;
— характеризуют героев сказки;
— выстраивают логическую цепь рассуждений.
— коммуникативные УУД:
1) учатся формулировать собственное мнение и позицию;
2) учатся строить понятные для окружающих высказывания;
-регулятивные УУД:
1) умеют оценивать правильность выполнения действий.;
— личностные УУД:
1) проявляют познавательный интерес при изучении нового произведения.
ХОД УРОКА
-Здравствуйте, дорогие, ребята. Настал день. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись друг другу и подумали: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
-
Проверка домашнего задания.
-Ребята, дома вы иллюстрировали сказку «Петушок и бобовое зернышко», давайте перескажем сказку по вашим рисункам.
Дети рассказывают сказку по эпизодам:
-
Петушок и курочка
-
Курочка и хозяйка
-
Коровушка и курочка
-
Хозяин и курочка
-
Кузнец и курочка
-
Петушок спасен
— Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с домашним заданием. А что у вас получилось лучше, где вы испытали затруднения? Какие чувства вы испытывали?
(Нам было страшно за петушка, мы испытали тревогу)
-
Актуализация знаний, постановка проблемы, сообщение темы урока.
–И для того, чтобы немного повеселить вас, давайте заглянем в наш волшебный сундучок.
(Учитель достает карточки со словами и предлагает игру «Слова рассыпались». Дети составляют предложение)
глаза
У
велики.
страха
Давайте хором прочтем, что у нас получилось? (У страха глаза велики.)
— Что такое страх? (Когда боятся).
— Глаза велики? (Большие).
Так как вы понимаете это выражение? (Дети отвечают)
-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Дети отвечают)
— Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Откройте учебник на странице 35 и прочитайте название сказки. (Дети читают хором).
-Ребята, как вы думаете, для чего волшебный сундучок предлагает нам познакомиться с этой сказкой? (Дети отвечают)
-Правильно, сегодня мы вместе будем учиться работать с текстом сказки,
строить речевые высказывания, характеризовать героев сказки, оценивать их поступки, помогать друг другу и оценивать свою работу
Словарная работа
-Когда мы будем знакомиться со сказкой, нам встретятся слова, значение которых может быть вам незнакомы. (На экране появляется 1 слайд со словами: наперсточек, колода, водоносы, схоронилась )
— Кто поможет мне объяснить значение этих слов? Где мы можем найти подсказку? (Дети отвечают).
(На экране появляется 2 слайд)
Наперсточек – колпачок, который надевают на палец при шитье, чтобы не уколоться.
Колода – большое деревянное корыто, внутри полое, то есть пустое.
Водоносы – носят воду.
Схоронилась– спряталась.
-В прочтении какого слова вы затруднились? (Наперсточек)
-Давайте произнесем слово «наперсточек» несколько раз.
(На экране появляется 3 слайд)
На-пер-сто-чек
На-пер-сточек
На-персточек
Наперсточек
(Дети читают хором 2 раза- медленно и ускоряя темп)
Первичный синтез
— А сейчас послушайте внимательно сказку на аудиозаписи и скажите, понравилась ли вам сказка и почему; какое настроение было у вас при прослушивании сказки?
(После прослушивания дети отвечают на вопросы)
-Какая это сказка? Докажите. (Русская народная, бытовая).
— Молодцы! Назовите героев сказки. (Дети отвечают, из волшебного сундучка появляются игрушки-герои)
-Сегодня они герои нашего урока. Почему их так назвали: бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка? (Дети отвечают, изображая героев)
-Какими словами начинается сказка? (Жили-были).
-Как ещё может начинаться сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).
Анализ произведения.
-Чем занимались наши герои? Докажите словами из сказки. (Чтение вслух первой части сказки)
Работа в парах.
-Задание каждой паре: нарисовать вёдра бабушки, внучки, курочки и мышки.
Перечитать последний абзац первой части, подумать, как плещется вода в ведрах.
(Слушание вариантов чтения текста.)
— Что же случилось с героями сказки? (Когда они возвращались домой, им под ноги прыгнул заяц, и они испугались)
— Прочитайте этот момент со слов «Вот раз наши…»
(Учитель достает из волшебного сундучка картинки с изображением медведя, волка, лисы, кота, охотников)
— Кого наши герои испугались? (Дети отвечают, соотнося картинки с героями сказки)
— Почему героям привиделись именно эти животные и люди? (Они их боялись)
— Прочитайте в тексте предложение, в котором объясняется поведение наших героев.
( «У страха глаза велики: чего нет, и то видят»)
— Как вы понимаете эту пословицу? ( От страха человек может представить даже то, что на самом деле нет)
(На слайде появляются изображения ведер, с надписями: трё-ё-х, трё-ё-х; трёх-плёх; трёх-трёх, плёх-плёх; трёх-трёх-трёх, плёх,плёх, плёх. Детям предлагается изобразить и озвучить, как идут герои сказки с водой).
— Ребята, предлагаю вам стать героями сказки, прочтем по ролям вторую часть сказки, начиная со слов: «Бабка охает:…». Сначала прочитайте эту часть про себя, стараясь передать чувства героев. (Дети читают)
— Как говорит бабка? (Охает)
-Как внучка? (Плачет)
-А курочка? (Кудахчет)
— Как изображает страх мышка? (Пищит)
— Что делает зайка? (Раздумывает со страхом).
(Учитель предлагает сыграть автора, бабку, внучку, курочку, мышку и зайца. Обучающиеся выбирают понравившегося героя, берут игрушку, выходят к доске и читают по ролям)
Работа с иллюстрацией
-Молодцы, ребята. Вы были настоящими артистами.
А сейчас рассмотрите иллюстрацию к сказке.
-Что вы видите на картинке?
— Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен? (Ответы детей.)
— Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.
-Разделимся на две группы. Первой группе подготовиться к выразительному чтению эпизода. Второй группе найти в этом эпизоде слова, обозначающие действие героев.
(Проверка задания)
-Как вы справились с работой? За что вы себя можете похвалить?
-Ребята, на слайде записаны пословицы. Найдите те пословицы, которые соответствуют сказке.
Где ум, там и толк.
У страха глаза велики
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
Робкого тень страшит.
(У страха глаза велики. Робкого тень страшит)
-Почему они подходят к нашей сказке? ( Пословицы говорят о том, что от страха человек может представить даже то, что на самом деле нет)
-Чему учит нас сказка? (Страх мешает нам жить, не нужно всего бояться)
-Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой?
(Ответы детей)
— Как вы себя чувствовали на уроке? Почему у вас такое состояние?
-Мы совсем забыли о нашем помощнике – волшебном сундучке. Он много сегодня услышал, помог нам и теперь хочет, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке:
-Расскажите, что понравилось больше всего на уроке и почему?
-Какие открытия для себя сделали?
— О чем хотели бы рассказать дома своим близким? (Ответы детей)
-На следующий урок принесите книги с русскими народными сказками.
— Урок закончен. Спасибо всем.
Анализ учебного занятия по литературному чтению
Тема комбинированного учебного занятия по литературному чтению «Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Это 3 урок из раздела «Сказки». Учебник, по которому работает учитель с классом «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, УМК «Школа России».
Цель урока: формирование навыков работы с текстом сказки.
Задачи:
— обучающие:
1) познакомить обучающихся с новым произведением;
2) способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения;
3) учить находить главную мысль произведения.
— развивающие:
1) развивать беглое сознательное и правильное чтение;
2) создавать условия для формирования выразительного чтения;
3) развивать воображение, память, внимание.
— воспитательные:
1) воспитывать чувство юмора;
2) воспитывать интерес и любовь к чтению.
На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:
-
Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:
— дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе (проверка домашнего задания);
— создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности (эмоциональный настрой в начале урока);
— разнообразие форм и методов организации работы (пословица, частичное исследование, проблемные вопросы, работа в парах) позволяли раскрыть содержание сказки и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка (дети вспоминали смешные и нелепые истории из жизни)
2. Принцип индивидуального и личностного подхода:
— осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка (чтение по ролям, изображение героев, оценивание своей работы).
3. Принцип гуманистичности:
— ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении (дети легко идут на контакт, активны в работе).
На уроке использовались карточки со словами пословицы, мультимедийный проектор, предметные картинки, волшебный сундучок, игрушки. Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.
Учебное занятие началось с организационного момента, который заключался в игре-тренинге. Этот этап способствовал психологическому настрою, воздействовал на эмоциональный фон детей, мотивировал на работу.
Домашнее задание носило дифференцированный характер, что помогло учителю оценить индивидуальные возможности детей, сделать выводы. Этап рефлексии показал, в чем при выполнении домашнего задания дети испытывали затруднения.
Дети строили речевые высказывания в устной форме (познавательные ууд); развивали умение высказывать свои мысли (коммуникативные ууд); личностные ууд – установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Учителю было важно, чтобы дети сами сформировали тему учебного занятия и его цели. Здесь показалось уместным использование «помощника» на учебном занятии. Через игровые формы работы обучающие успешно справились с этим заданием. Формирование регулятивных ууд – целеполагание, личностные ууд – учебная мотивация.
Словарная работа способствовала осознанному восприятию сказки.
Для знакомства с текстом сказки была использована аудиозапись в исполнении мастера художественного слова. Перед прослушиванием для обучающихся была поставлена задача.
На этапе анализа обучающимся предлагались задания, побуждающие их к повторному чтению текста, лексико-синтетическому анализу каждой из его частей.
Формируемые универсально-учебные действия: познавательные – умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решений; регулятивные – самоконтроль, самооценка, коррекция; коммуникативные – обмен информации, взаимодействие, кооперация; личностные – развитие готовности к сотрудничеству.
Также на данном этапе прослеживался яркий переход коммуникативных УУД в личностные. Обучающиеся учились на основе трансформации сказки выделять реплики героев.
Для развития творческой активности детей ввела чтение по ролям, с которой дети успешно справились. Данный прием дал возможность каждому ребенку проявить себя, активизировать свои творческие способности, почувствовать себя в роли героя, голосом передать страх.
На следующем этапе развивала мышление и память посредством соотношения иллюстрации к тексту сказки.
Соблюдение здоровьесберегающей технологии прослеживалось во время физминутки. Старалась подобрать такое содержание, чтобы оно органично входило в контекст учебного занятия.
На этапе работы с пословицами обучающиеся учились главную мысль сказки соотнести с пословицами. С данной работой дети справились успешно.
Высказывания обучающихся о смешных историях, произошедших с ними, побуждали к умственной активности и познавательной деятельности. Данный прием сближал учение и жизнь, давал радость общения. Дети учились строить понятные для окружающих высказывания, что вело к развитию коммуникативных ууд.
На заключительном этапе учитель применил прием кольцевой композиции учебного занятия: дети обратились к «помощнику», делясь своими впечатлениями об уроке. Ответы детей на этапе рефлексии показали, что тема учебного занятия усвоена и цели достигнуты.
Использование технологии игровых форм обучения на учебном занятии не было самоцелью, главным и ведущим был деятельностный подход, создание положительной мотивации в обучении.
На заключительном этапе урока были подведены итоги, было предложено домашнее задание
Между всеми этапами урока прослеживалась логическая связь и завершённость каждого этапа.
Выбранные формы (фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах) и методы (словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные) обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.
Общение обучающихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне. Урок позволил сформировать нравственные качества детей.
Урок прошёл успешно, все поставленные дидактические цели и задачи урока реализованы.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-u-strakha-ghlaza-vieliki
Конспект урока литературного чтения по теме «У страха глаза велики»
Проект урока литературного чтения во 2 классе с использованием интерактивного оборудования
1. Общая часть | |||
Предмет | Литературное чтение | Класс | 2 |
Тема урока | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Познакомить с литературоведческим понятием «бытовая сказка», выделять особенности бытовой сказки, повторить виды сказок (литературные и народные: бытовые, волшебные, о животных),сравнить сказки (бытовую и волшебную), назвать отличительные признаки, заполнить таблицу, уметьсоставлять модель к данной сказке, определить структуру текста, | П.Формировать умения ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.Р.Развивать навыки целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.К.Развитиенавыков: публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде. | Проявление интереса к жанру сказки.Проявление творческого отношения к процессу обучения.Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев сказки.Формирование творческого отношения к процессу выбора и выполнения задания.Осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребенка норм поведения, категорий добра и зла. | |
Цель урока | Формирование восприятия «бытовой» сказки как особого литературного жанра с выраженной спецификой художественного видения ее народом. | ||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, индивидуальные нетбуки, документ-камера. | ||
Учебное оборудование | 1) Литературное чтение: 2класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях/ Л.А.Ефросинина. – 6-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.2) Литературное чтение: 2класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях /Л.А.Ефросинина. . – 5-е изд., дораб.– М.: Вентана – Граф, 2012. | ||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | 1. Русская народная сказка «У страха глаза велики»2. Музыкальное произведение (отрывок): «В гостях у сказки»3. Иллюстрации учебника (увеличенные через документ-камеру).4. Презентация с использованием иллюстраций обложек различных видов сказок. | ||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, работа в группах. |
Технология изучения темы
Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, чтобы весь урок у вас было хорошее настроение и тихо садитесь.
-
Самоопределение к деятельности.
Ситуативные задания
Задание 1(читает учитель под тихую музыку).
О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кроватки, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате бродит сказка….
Как вы уже догадались, мы начинаем новый большой раздел…
Какой? Подскажите мне (мир сказок).
Правильно. А теперь давайте вспомним всё, что вы знаете о сказках.
Задание 2(презентация).
Вопросы к уроку и по презентации
- Что такое сказка?
- На какие две группы делятся все сказки? Заполните пропуски в схеме.
- А какими бывают и литературные и народные сказки? Заполните пропуски в схеме.
- Чем отличаются литературные сказки от народных сказок?
- Чем похожи народные сказки с литературными сказками?
- А теперь проведём викторину по сказкам и посмотрим, как вы знаете и умеете различать принадлежность к их видам.
-
Изучение нового содержания.
Учебные задания и методы работы с информацией
Ребята, а много ли сказок не свете? (ответы детей).
Правильно. Попробуйте сосчитать звёзды на небе, или капли в море, или деревья в лесах…
Вот сколько сказок на свете!
Задание 1 (работа с пословицей-заголовком).
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики»
Каким жанром фольклора является заголовок этой сказки? А что такое пословица?
Как вы её понимаете?
А теперь посмотрите на иллюстрацию и попробуйте угадать героев этой сказки. Перечислите их. (Через документ-камеру учитель показывает картинку из учебника).
Задание 2 (чтение сказки).
А сейчас прочитаем, используя комбинированное чтение. Следим по тексту с простым карандашом в руках. Слушая, думаем к какому виду: волшебная, бытовая, о животных относится русская народная сказка «У страха глаза велики»
Какая же это сказка: волшебная, бытовая, о животных? Вам понравилась? А было ли вам страшно? А какое чувство или состояние вас сопровождало? Отчего вам было смешно?
Задание 3 (словарная работа: слайды из презентации + объяснение непонятных слов).
Задание 4.
Прочитайте начало сказки.
- Угадали ли вы героев сказки?
- Как звали бабушку?
- Как звали внучку? …Мышку?…Курочку?
- Чем они занимались?
- Что с ними произошло?
- Найдите и зачитайте отрывок, который описывает, что каждому из водоносов привиделось, что каждый увидел?
— бабушка
— внучка
— курочка
— мышка
- Что увидел зайчик? Что ему привиделось?
- Ребята, а почему каждый увидел что-то своё? (не знали, не поняли, не разобрались)
- Действительно всё было так страшно?
Так и в жизни бывает страшно, когда в чем-то не разобрался. А что бы не было так страшно, надо всегда постараться выяснить причину страха.
ФИЗМИНУТКА (Винокур «Танцуем сидя»).
-
Диагностика качества освоение темы
Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Задание 1 (работа на нетбуках – с/р.; работа с моделями).
А сейчас самостоятельная работа. Используя компьютеры и, работая в парах, составьте модель обложки к сказке «У страха Глаза велики».
Напоминаю: 1 вариант включает компьютер, 2 вариант выбирает программу paint, а далее, сообща распределите кто, что будет указывать на моделях. (У учителя модель изображена на интерактивной доске.)
— Я посмотрела Ваши модели. Теперь Вы посмотрите на мою. Посигнальте зеленым светофором у кого точная модель…
Давайте докажем свой выбор. О чем говорит выбранная фигура — круг? Почему синий цвет? Молодцы. Верно.
Задание 2 (чтение по ролям).
Эту сказку можно прочитать по ролям. Когда мы читаем по ролям, что должны показать и передать читающие? (интонацию, настроение, характер героев). Прочитаем 2 часть.
Задание 3 (работа с пословицами).
Ребята, на доске пословицы. Прочитайте их молча и подумав, скажите: Какие из них можно отнести к нашей сказке? Ребята, сказка всегда чему-то учит. Недаром говорят: сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок. А эта сказка чему Вас научила?
Задание 4 (работа в группах).
Разбиваемся на привычный состав групп по 7 чел. Задача каждой группы заполнить таблицу.
Таблица имеет 4 колонки, каждую из которых вы должны заполнить, а затем, подумав, доказать, почему каждый из героев испугался именно то, что описывается в сказке.
После выполнения работы учитель спрашивает: «Какой атрибут был у бабушки — то есть то, с чем она ходила за водой? Откуда она брала воду? Её объект страха? Почему у бабушки большой объект страха?» (и так о каждом герое).
-
Рефлексивная деятельность
Самоанализ и самооценка учеников.
А сейчас попробуем реально оценить свою работу на уроке и свои добытые знания.
Кому на уроке было интересно и все понятно, кто доволен собой, посигнальте зеленым светофором. Не все понятно и не очень интересно – желтым. Кому было сложно, есть ещё над чем поразмыслить, многое непонятно – красным.
-
Домашнее задание (на выбор – дифференцированно)
-
Сочинить свою бытовую сказку.
-
Найти другую бытовую сказку, прочитать ее и нарисовать к ней иллюстрацию.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-po-teme-u-strakha-glaza-veliki.html
Урок 27. Тема «Народные сказки». Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Данный план урока является частью сервиса «Классная работа»*
Задачи урока
- Закрепить понятие о сказках (народные и литературные, бытовые, волшебные и о животных);
- учить определять темы сказок;
- учить сравнивать произведения по теме, авторской принадлежности;
- учить пересказывать сказку, определять главную мысль;
- учить определять отношение автора к героям.
Виды деятельности
- Выделять жанровые особенности сказок; классифицировать сказки (народные и литературные, бытовые, волшебные и о животных); определять авторское отношение к героям произведений (в том числе ироничное, насмешливое).
Ключевые понятия
- Жанр, тема, фольклор, народная сказка
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | – Начнём наш урок сегодня с игры «Вспомни и назови». (Учитель использует 3–4 отрывка из народных сказок. Ученикам необходимо правильно называть произведение.) – Как одним словом назвать все эти произведения? (Народные сказки.) |
2 | 2. Выявление читательского опыта: работа со схемой | – А какие ещё сказки мы читали? (Авторские (литературные).) – Рассмотрите схему. Приведите примеры народных и авторских (литературных) сказок. – А какие ещё бывают сказки? На этот вопрос мы сможем ответить, познакомившись со всеми произведениями нашего нового раздела, который называется «Мир сказок». |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Откройте учебник на с. 86. Найдите заголовок произведения. Прочитайте. – Что является заголовком сказки? (Пословица «У страха глаза велики».) – Вспомните, что такое пословица. (При ответе на вопрос ученики используют словарь–справочник «Книгочей». Авт.–сост. Л. А. Ефросинина.) – Это авторское произведение или народное? (Народное.) (Ученики читают подзаголовок.) – Сколько частей в нашей сказке? – Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, что произошло в сказке? – Проверим. Прочитайте сказку самостоятельно (молча). – Понравилась ли сказка? Чем? – Какой эпизод сказки вам наиболее запомнился? – Что вызвало ваш смех? – Словарная работа. – Выполните задание 2 в рабочей тетради. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Прочитайте первую часть сказки. О каких героях сказки здесь говорится? (Бабушка–старушка, внучка–толстушка, курочка–клохтушка, мышка–норушка.) – Прочитайте абзац, в котором описано, как водоносы несли воду. – Представьте, как шли герои, изобразите их. – Выполните задание 3 в рабочей тетради. – Прочитайте вторую часть сказки. – Найдите слова, которые подходят к иллюстрации. Прочитайте. – Кто кого испугался? Прочитайте. – Выполните интерактивное задание. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Задание в группах. Чтение по ролям второй части сказки. – Инсценировка второй части сказки. |
6 | 6. Обобщение изученного | – Вспомните героев нашей сказки. Сделаем вывод: «У страха глаза велики» — бытовая или волшебная сказка? Как вы думаете? – Рассмотрите схему. Приведите примеры сказок: бытовых, о животных, волшебных. |
7 | 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Подготовьте краткий пересказ. – Выполните задания в тетради. – Найдите в библиотеке и принесите книги со сказками. Прочитайте одну. |
Данный план урока является частью сервиса «Классная работа»* СкачайтеКалендарно-тематическое планирование на сайте lecta.rosuchebnik.ru Используйте презентацию
Внесите нужные вам правки: в технологическую карту урока или в презентацию, если требуется.
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/urok-27-tema-narodnye-skazki-russkaya-narodnaya-skazka-u-strakha-glaza-veliki-4439/
Урок литературного чтения по теме: «Ненецкая сказка «Кукушка», УМК «Перспектива» (2 класс)
Конспект урока литературного чтения по теме:
Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать виды сказок и их отличительные особенности;
- знать названия сказок народов России, главных героев;
- уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать.
Личностные результаты:
· развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
· развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
· формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
· учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки из текста;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· находить ответы на вопросы в тексте на основе иллюстраций.
Коммуникативные УУД:
· развитие умения слушать и понимать речь других;
· оформление своих мыслей в устной форме;
· умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности на уроке в совместной деятельности с учителем;
· учиться работать по предложенному учителем плану.
1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Артикуляционная гимнастика.
— Дыхательные упражнения
Вдох (через нос) — выдох (через рот) (без звука)
Вдох (через нос)- выдох (через рот) (со звуком ШШШШ)
Вдох (через нос)- выдох (через рот) (порциями со звуком ХХХХХ)
— Работа с чистоговоркой. (хором)
— Работа со скороговоркой(у каждого своя скороговорка, взаимопроверка в парах,2-3 человек опросить)
— Ребята, для чего нам нужно делать дыхательные упражнения, проговаривать чистоговорки, скороговорки?
3. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение пройденного материала)
Блиц-опрос
—Как называется раздел, по которому мы совершаем путешествие? (Мир народной сказки)
— Что такое сказка? (произведение с вымышленными героями и событиями)
— Какие виды сказок вам известны? (волшебные, о животных, бытовые)
— По каким приметам мы можем узнать, что произведение – это сказка? (зачин, концовка, троекратный повтор, волшебные герои и события, присказка)
Игра «В гостях у сказки» (презентация)
— Сейчас мы немного поиграем и вспомним героев сказок и их названия по одному предложению из произведения.
- «Сестрица Аленушка, я пить хочу!
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка);
- «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»
(«Лисичка-сестричка и волк» — русская народная сказка);
- «Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали!»
(«Зимовье», русская народная сказка)
- «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как меня ноги унесли!»»
(«У страха глаза велики», русская народная сказка).
- «А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела»
(«Лиса и журавль», русская народная сказка)
- «Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась»»
(«Айога», нанайская народная сказка)
— Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные)
— Какая сказка в викторине не является русской? («Айога»)
— Какой народ ее сочинил? (нанайский)
Учитель.
— Наша страна — Россия огромная, многонациональная, в ней проживают разные народы, которые пишут прекрасные сказки.<\p>
— Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, как нанайцы. А сейчас мы с вами мысленно отправимся вновь на север страны в заснеженную тундру.
4. Подготовка к восприятию. Целеполагание.
Обращение к презентации
Тундра — холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.
— Ребята, а какие народы живут в тундре?
— Коренные жители Севера — это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты.
Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.
— Как вы думаете, о чём или о ком на уроке мы сегодня узнаем?
— Какова цель нашего урока?
Работа над иллюстрацией
— Откройте учебники на странице 82, рассмотрите рисунок.
— Кого вы видите на рисунке?
— Где происходят события?
— Как вы думаете, как называется сказка?
— А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)
— Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…..)
— Кто из вас видел кукушку? Слышал?
— Ребята нам приготовили сообщения о кукушке.
1. Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.
2. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка.
3. Но все- таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка — птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
ФИЗМИНУТКА
5. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
- самостоятельное чтение сказки
- первичное восприятие сказки
— О ком сказка, кто главные герои?
— Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
— Почему так названа эта сказка?
- словарная работа (обращение к толковому словарю в учебнике)
чум, малица, напёрсток
- чтение сказки по цепочке
- работа по содержанию сказки (коллективная работа)
-Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Предложенные варианты (на доске), докажите правильность или неточность утверждений:
— мать не любила своих детей;
— мать хотела птицею долететь до воды;
— матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
— Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);
— Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? (выборочное чтение)
-Какими были дети?(беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)
— Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
(Сожаление, страх)
— Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели — извиниться.)
— Работа в парах «Собери пословицу»
— На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.
У одних пар получается такая пословица:
Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.
У других пар получается такая пословица:
При солнышке светло, при матери добро.
— Какие пословицы у вас получились?
— Объясните, как вы понимаете их смысл..
— Можно ли сказать, что сказка «Кукушка « является легендой о птице – кукушке?
6. Рефлексия. Итог урока.
Закончи предложения:
Я прочитал (а)….
Она заставила меня задуматься о (об)….
Сказка меня научила….
Мне на уроке понравилось…
Я испытывал затруднения в…..
10. Оценивание. Просмотр мультфильма (остаток времени)
11. Домашнее задание.
Подготовить пересказ от лица детей или от лица матери
Источник: https://konspekteka.ru/urok-literaturnogo-chteniya-po-teme-nenetskaya-skazka-kukushka-umk-perspektiva-2-klass/
Тема учебного занятия : русская народная сказка «У страха глаза велики»
Тема учебного занятия :русская народная сказка «У страха глаза велики»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: выявить отличительные особенности бытовых сказок на примере данного произведения, учиться анализировать произведение.
Задачи урока:
- Актуализировать знания обучающихся о жанре сказки.
- Создать проблемную ситуацию и способствовать её решению обучающимся.
- Помочь обучающимся в установлении вывода при решении проблемы.
- Научить распознавать бытовые сказки.
- Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (авт. Л.А.Ефросинина), печатная тетрадь.
Содержание и технология урока:
Этапы урока;задачи деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
^ Вспомнить известные знания о сказках |
— Урок литературного чтения.- Давайте вспомним, какие признаки сказки вы знаете.- Для этого проведём игру «Да -нет».1. В сказках есть волшебство.2. В сказке происходит то же, что и в жизни.3. В сказках животные разговаривают.4. В сказках нет зачина.5. Баба-Яга не сказочный герой.6. В сказке могут быть героями только животные .- Почему?- На последний вопрос наши мнения разделились. | Дети сигналят: «зелёный – да, «красный» — нет. -Да- Нет. — Да.- Нет. — Нет.- Да.- Нет.Ответы детей. | Познавательные(логические)Коммуникативные (монологические высказывания детей)Личностные (мотивация к новому учебному материалу) |
2.Целеполагание
Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий |
— Тема сегодняшнего урока «Русская народная сказка
«У страха глаза велики». — Прочитаем 1 часть сказки на стр. 86.- На какой вопрос мы затруднялись ответить?- Вместе определим цель сегодняшнего урока.- Наметим план наших действий по достижению цели урока. ^ |
Чтение текста хорошо читающим учеником.- В сказке могут быть героями только животные ?- Узнать отличительные особенности бытовых сказок на примере русской народной сказки
«У страха глаза велики», План
4.Оценить свою работу на уроке. |
Познавательные(информационные:извлечение информации)Регулятивные(принятие цели и постановка задач урока)Регулятивные (планирование действий)Коммуникативные (монологические высказывания детей)Познавательные (знаково-символические действия) |
^ Учиться выделять существенные признаки бытовых сказок; развивать умения выдвигать гипотезы по решению проблемы, делать простейшие выводы |
— Послушаем сказку , со 2 части- 2-й пункт плана должен помочь ответить на затруднительный для нас вопрос.- выполняем в паре.- выбери героев сказки ( Бабушка- старушка, лягушка, внучка, серый волк, мышка, курочка, скатерть- самобранка)Проверяем правильность выполнения-Какой вывод сделаем?- Обратимся к плану. Все ли признаки бытовых сказок назвали?- Какие могут быть предположения (гипотезы)?Составьте модель обложки и докажите правильность выбора. ( В группе) выдаются части разных моделей .- Давайте обсудим каждую гипотезу и сделаем вывод.С.88 сравните вывод с учебникомВернемся к плану урока .Достигли ли мы цели?Добавьте в модель заголовок сказки -.Что в нем необычного?- Обьясните ее смысл. Подходит ли она к нашей сказке?- Какое качество человека показано в сказке? — Ваше мнение о героях | ^ хорошо читающим учеником.Работа в паре (выбирают).Оценка детей.- Герои бытовых сказок чаще всего – люди.-НетОтветы детейСоставление модели- Это сказка о людях( детях) о том какие необычные истории происходят в их жизни.Читают вывод-Да-Это пословица.-Да , подходит.- страх, трусость.Ответы детей | Регулятивные(удержание цели урока)Познавательные(информационные:извлечение информации)Познавательные(информационные:представление информации)Регулятивные (оценка)Коммуникативные (монологические высказывания детей)
Познавательные (логические: умозаключение и моделирование) Познавательные (логические: умозаключение)Регулятивные(удержание цели и задач урока)Познавательные (постановка проблемы)Познавательные (выдвижение гипотез)Познавательные (логические: умозаключение)Регулятивные (контроль) |
^
Учиться распознавать бытовые сказки |
— Хорошо ли мы умеем различать сказки?- На карточке отрывки из сказок прочитайте и определите бытовые сказки. взаимопроверка. | Ответы детей.Самостоятельная работа.Вывод. | Коммуникативные (монологические высказывания детей)Познавательные (логические: вывод)Познавательные (логические: причинно-следственные связи) |
5.Рефлексия
Уметь оценивать свою работу на уроке |
— Обратимся к поставленным задачам в начале урока. — Все ли учебные задачи решены? — Решение каких задач у вас вызвали затруднения? — Почему?- Над чем предстоит работать на уроках?- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему?Оцените себя по следующим критериям:- я умею определить бытовую сказку и могу назвать ее особенности;- я могу назвать особенности бытовых сказок;- я могу назвать особенности бытовых сказок и привести свой пример бытовой сказки;
Д / з на выбор:1. найти непонятные слова и объяснить их смысл 2. С88 вопросы 2 и 4. |
Ответы детей.Ответы детей.Ответы детей.Ответы детей.Самооценка обучающихсяс помощью «волшебных линеечек». | Регулятивные (удержание цели и задач урока)Регулятивные (внесение коррективов)Личностные (компетентности в поступках и деятельности)Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
Источник: http://top-bal.ru/literatura/67102/index.html