Конспект занятия в старшей группе на тему «птицы весной»

Конспект НОД по экологии в старшей группе«Как звери и птицы весну встречают»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (весна), понимать и видеть признаки и приметы весны, обобщать представления о связи живой и неживой природы весной; закреплять умение выполнять аппликацию из ниток.

Развивающие:

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, расширять и активизировать словарь, развивать память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к природе, культуру речевого общения друг с другом, с воспитателем.

Предварительная работа:

Беседы о весне (сезонные изменения, жизнь зверей и птиц), рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, примет, пословиц, прогулки в лес.

Материалы и оборудование:

Конверт, картинки с признаками весны, цветок, ватман с изображением контура солнца, ноутбук, презентация «Звери и птицы весной», картинки «Зимующие и перелётные птицы», макет берёзы, игрушка – птичка, прищепки, веточки, запись «Голоса птиц», фонограмма весёлой музыки.

Для аппликации: лист ватмана с изображением леса, силуэты зверей из картона, нитки цветные (катушечные) мелконарезанные, салфетки, клеёнка, клей, кисточки для клея.

Ход НОД:

Дети подходят к воспитателю, который держит в руках большой конверт. Все встают вокруг стола. Воспитатель открывает конверт и выкладывает на стол картинки с признаками весны.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в детский сад принесли письмо. От кого это письмо? (От весны.)Почему вы так решили? Назовите признаки весны. Цветок весенний ты возьми, примету весны назови.

Игра с цветком «Приметы весны»

Дети передают друг другу цветок, называя примету весны.

 Воспитатель: Верно. Мы долго ждали её прихода. Скажите, какая весна? Каждое слово о весне будет лучиком у солнышка (показывает изображение солнца без лучей). Чем больше подберём слов, тем больше лучиков получится у нашего солнца, тем теплее оно будет греть.

Игра «Помощники весны»

Дети называют слова, рисуют лучик.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Да.) Тогда в путь!

Воспитатель включает запись «Голоса птиц в лесу», на экране появляется слайд – весенний лес.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с лесом.

Физкультминутка «Здравствуй, лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны.)

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою? (Руки подняты вверх, покачивания вправо — влево.)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, поворачиваясь направо и налево.)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны, погрозить пальцем.)

Ты же видишь — мы свои. (Руки вверх, а потом прижать ладони к груди.)

Воспитатель: Что вы слышите? (Пение птиц.) Как ведут себя птицы весной? (Птицы возвращаются с юга.) Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетели, отгадайте загадки.

Отгадки сопровождаются показом слайдов.

Воспитатель:

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его…скворец.

Ноги – длинны, длинен нос,

Что он на обед принёс?

Змей, улиток, лягушат.

Для любимых … аистят.

По весне то там, то тут

Песню весело поют:

«Ах, качи, качи, качи,

Прилетели к нам … грачи».

Спрятавшись среди ветвей,

Поёт славно… соловей.

Нет, не дремлет на окошке,

Называют птицу кошкой. Иволга.

Эту птицу всякий знает,

На лету она хватает

Мух, кузнечиков, сверчков,

Бабочек, стрекоз, жучков.

Ласточка

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. Жаворонок.

По поднебесью верёвка протянулась.

Журавли.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас поиграем: разделимся на две команды. Одна команда отбирает перелётных птиц, вторая – зимующих. Дети подходят к столу, где лежат картинки.

Дидактическая игра «Перелётные – зимующие»

Воспитатель: Ребята, вы все справились с заданием. Теперь вспомните и скажите, чем же занимаются птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов.)

Воспитатель: Вы знаете, как называются птенцы у разных птиц? Давайте вспомним.

Дидактическая игра «У кого кто?»

У кукушки – кукушонок.

У скворца – скворчонок.

У грача – грачонок.

У аиста – аистёнок.

У лебедя – лебедёнок.

У журавля – журавлёнок.

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.

Пальчиковая игра с прищепками «Поможем птицам построить дом»

Воспитатель ставит под берёзу игрушку – птичку. Под весёлую музыку дети с помощью бельевых прищепок – «клювиков» несут птице веточки, из которых она построит гнездо.

Воспитатель: Весну встречают не только птицы, но и звери. Давайте расскажем, чем занимаются звери в этот период.

На экране появляется слайд – «Медведь».

Воспитатель: Что происходит в жизни медведя? (Ответы.) Какие звери ещё просыпаются? (Ежи, барсуки.) Слайд – ёж, барсук.

Дети рассказывают о жизни этих зверей весной.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о зайце? Слайд заяц.

Ответы детей.

Воспитатель: Кто ещё меняет окраску шерсти? (Белка.) Слайд – белка. Расскажите о ней. Как встречают весну эти звери? Слайд – волк, лиса.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Заканчивается зимняя спячка зверей. Медведица выходит из берлоги с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи. У всех остальных лесных зверей тоже появляются малыши. У взрослых зверей начинается линька — зимняя шерсть заменяется на летнюю. А вот у зайца и белки даже изменяется и цвет шубки.

Физкультминутка «Дикие звери»

Встанем, надо отдохнуть, (Движения выполняются по тексту.)

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда,

А где достать – не знал.

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в весенний лес – пора возвращаться в детский сад. На память о нашей прогулке давайте сделаем картинку леса.

Дети походят к мольберту и рассматривают нарисованный фон леса.

Воспитатель: Что вы видите? (Лес.) Кого же не хватает на картине? (Лесных зверей.) Давайте их поселим в этот лес: выполним аппликацию из ниток. Но сначала вспомним последовательность работы.

Сначала нужно выбрать силуэт животного и нитки по цвету шерсти зверя для выполнения аппликации, затем намазать клеем силуэтное изображение, наложить нитки на клеевую поверхность и плотно прижать к основе салфеткой, остаток ниток стряхнуть.

После наклеить глаза, нос на мордочку и приклеить животное на общую картину леса.

Дети выполняют аппликацию из ниток «Звери в лесу».

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь мы действительно видим здесь настоящий лес с его лесными жителями. Эта картинка будет напоминать нам о нашей весенней прогулке.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/9421-konspekt-nod-po-ekologii-v-starshej-gruppe.html

Конспект занятия (НОД) в старшей группе: «Птицы весной»

Поиск Лекций

Корнеева Валентина
Конспект занятия (НОД) в старшей группе: «Птицы весной»

Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой.

Ход занятия

Знаешь ты, и знаю я,

Как пернатые друзья

Песенки в лесу поют.

Мошек, червячков клюют,

Что все время тук да тук,

Дятел – леса верный друг.

Ищет дятел для обеда

Усача и короеда.

Вправо, влево, вверх и вниз.

У синички есть привычка:

Ветку каждую и лист

Оглядит, и от букашки

Будет лист надолго чист.

Вот он, милый, скворушка,

Греется на солнышке.

Верен он своей природе:

Он находчив, ловок, смел.

Он сегодня в огороде

Всю капусту осмотрел

И со всех листов капустных

Червяков поел. Как вкусно!

(Ю. Тувим)

— Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии?

— С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях. Как они называются? (перелетные птицы)

— Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды) .

— Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи) .

— Какую роль в природе играют насекомые? (опыляют растения, следовательно, образуется плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)

У различных птиц весна наступает в разное время.

— Какая птица прилетает раньше всех? Что за весенняя птица: черного цвета, любит за плугом ходить и кормиться? (Грач. Изображение этой птицы на картинке) .

Грачей называют «Вестниками весны» в народе говорят: Грач на горе – весна на дворе.

— За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке:

На шесте дворец

Во дворце певец

Знаете его… (показать соответствующий рисунок)

— Итак, вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки.

— Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Большая, пестрая. Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой. Почему? (Она питается гусеницами, которые собирает на деревьях. А гусениц становится больше после распускания листьев.)

— Какое основное занятие у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)

Давайте подумаем, о чем эта загадка:

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (гнездо)

— Зачем птицы строят гнезда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)

Пернатый народ строит свои гнезда в самых различных местах: на деревьях и кустах, травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях, используют постройки человека.

— Послушайте, что расскажут о своих гнездах птицы. (выступление детей в ролях дятла, ласточки, жаворонка)

Дятел: Я, дятел, хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю. А моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни.

— Где устраивает себе гнездо дятел?

Ласточка: я – ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляю все это липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. А домик свой устраиваю под карнизами домов, под крышами сараев. А мои сестры-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах.

— Как строит себе гнездо ласточка? Где?

Жаворонок: Я – веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и небольшого количества шерсти. Оно находится в углублении на поле среди зеленеющих хлебных всходов.

— А у жаворонка где гнездо?

— Какая птица селится в домик, сделанный руками человека? (скворец, синица)

— Чем радует людей птицы? (пением)

— Давайте послушаем весенние песни птиц нашего леса и постараемся так себя вести за городом, чтобы сберечь эту красоту. (дети слушают аудиозапись с голосами птиц)

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла Весна, прилетели птицы»

Зарубина Наталья
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла Весна, прилетели птицы»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

«Пришла Весна, прилетели птицы»

Цели и задачи:

— Закрепить представления детей о временах года, о признаках

весны (снег тает, солнце ярко светит, на деревьях набухают почки, оживает природа) .

Уточнять и расширять представление о жизни птиц, и растений в весенний период (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёзда, выводят птенцов; природа оживает, весной появляются первые цветы) ;

— Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением; учить описывать птиц, составлять рассказ по картинкам;

— Развивать двигательную память в ходе выполнения физических пауз, согласовывать движения с речью.

— Воспитывать чувства доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к ней, окружающему нас миру.

Источник: https://poisk-ru.ru/s14466t3.html

Нод по экологии в старшей группе на тему «птицы весной»

Нод по экологии в старшей группе на тему «птицы весной»

Петрова Светлана Алексеевна Воспитатель ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» Самарская область, пгт. Рощинский

Цели:

Образовательные: Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц весенний период. Закрепить признаки весны. Дать сведения о видах гнезд и их размещении. Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.

Воспитательные: Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные.

Предварительная работа:

Разучивание загадок о птицах; рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, за гнездованием вороны во время прогулок; беседа о перелетных птицах, разучивание физкультминуток по теме, рассматривание картин и фотографий с птицами.

Демонстрационный материал:

Деревья, картинки и фотографии птиц; плюшевое солнышко, Кукла Незнайка, конверты с разрезанными картинками, гнездо, картинки с гнездами, скворечник, мяч, карточки с изображением кормов для птенцов, плакаты «Правила поведения в лесу», коллективная работа плакат «Берегите птиц», аудиозапись «Голоса птиц».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.

  1. Двигательная Физкультминутка
  2. Игровая Дидактическая игра «Раздели на группы», «Собери целое из частей», «У кого кто», «Ищи корм»
  3. Коммуникативная Беседа, викторина, рассказы детей, диалог

ответы на вопросы, игра «Я дрозд- ты дрозд», чтение стихотворения

4. Познавательно-

исследовательская Проблемные ситуации, рассматривание картин, гнезда

Логика образовательной деятельности

Читайте также:  Прогулки весной с детьми

Психологический настрой (Дети стоят в кружочке)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро, дети!

Проблемная ситуация

Источник: http://doshkolnik.ru/vesna/17138.html

Конспект занятия на тему птицы в старшей группе «Дошкольникам о птицах»

Программное содержание: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о видах гнёзд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Продолжать развивать навыки самостоятельного чтения.

Материал: плакат с текстом стихотворения А. Барто «Скворец»; таблицы cо словами «перелетные», «зимующие»; складовые картинки с изображением птиц; складовые таблицы с названием птиц; фломастеры; иллюстрации с изображением птичьих гнёзд; аудиозапись «Голоса птиц»; карточки с текстом стихотворений.

Воспитатель предлагает детям прочесть (на плакате) стихотворение А.Барто «Скворец». Проводится краткая беседа по содержанию стихотворения. Воспитатель уточняет откуда прилетел скворец (из теплых стран, с юга).

— Какие ещё птицы прилетели?

— Почему птицы весной прилетели? (растаял снег, стало тепло, проснулись насекомые)

— Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные).

— А птиц которые остаются зимовать? (Зимующие).

Игра « Хорошо – плохо».

— Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от снега и ветра, а на юге тепло; зимой птицам нечего кушать – насекомые спят, а в теплых краях насекомые водятся круглый год).

Воспитатель обращает внимание детей на складовые картинки с изображением птиц.

— Каких птиц вы узнали? Дети называют птиц.

— Соловей, ласточка, скворец, грач и т.д., как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелетные).

— Синица, ворона, сорока и т.д.? (Зимующие).

— Какие красивые, одна на другую не похожие птицы.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Ты кто?»

В разных местах группы размещаются таблички — «перелетные», «зимующие». Дети выбирают картинки и разносят их к соответствующей табличке. После того, как будут картинки разнесены, проверяется правильность выполнения задания: отмечаются ошибки и уточняется почему эта птица перелетная или зимующая.

Воспитатель предлагает детям послушать пение птиц.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

— Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (радостное, веселое, легко на душе и т.д.)

Кому-нибудь из детей (читающему) воспитатель предлагает прочесть стихотворение на карточке:

Мы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне,

И нет их песенок чудесней.

— Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда и построить новые).

— Из чего строят гнёзда птицы? (из травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, меха, березовой коры и т.д.).

— Где птицы строят свои гнёзда? (на деревьях, на земле, под крышей, в кустах).

Дети вместе с воспитателем рассматривают фотографии птичьих гнёзд.

— Гнездо иволги похоже на корзиночку, устраивает она его на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек.

— Жаворонок устраивает своё гнездо на земле, в зарослях черёмухи, ивы или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле.

— Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится из комочков размокшей после дождя земли или глины.

— Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (отложить яйца и вывести птенцов).

— А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама–птица, самка).

— А кто кормит маму и птенцов? (Папа, самец).

— Ребята, а мы с вами можем как— помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки и т.д.)

— Ребята, мы с вами рисовали птиц, лепили из пластилина, делали аппликацию, а давайте сделаем птиц с помощью рук.

Пальчиковая игра «Птичка».

Руки скрещены в запястьях, пальцы лежат на предплечьях — птица отдыхает. Птица пошевелила крыльями, взлетела и летает.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Разгадай птицу»

К нам сорока–белобока

Прилетела из далека,

Не сказала, где была,

Но зато она, ребята,

Интересные загадки

На хвосте нам принесла.

— Ребята, сорока принесла нам загадки о птицах, нужно не просто отгадать загадки, а найти название птиц на таблице.

Дети отгадывают загадки и находят слово отгадку на таблице, соединяя склады фломастером.

— Ребята, а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Произойдет беда. Некому станет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы не услышим их песен и т.д.

Воспитатель предлагает ребёнку прочесть стихотворение на карточке:

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

Предложение « Берегите всяких птиц, друзья!» дети пишут кубиками.

Матецкая Л.И.

Источник: https://vscolu.ru/konspekty-zanyatij/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-dlya-detej-starshej-gruppy-doshkolnikam-o-pticax.html

Конспект НОД «Перелётные птицы»

В ряду задач, стоящих перед системой дошкольного образования, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ребенку высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития.

В непосредственной образовательной деятельности (НОД) задачи подобраны таким образом, чтобы развивать речь детей, знакомить с окружающим миром, развивать все психические процессы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме: «Перелетные птицы»

Цель: Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.

Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными; продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы (познание, коммуникация).

Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура).

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной культуре, традициям; доброе, бережное отношение к пернатым друзья, продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Материал: звуковая фонограмма «Голоса природы»; картинки с изображением перелётных птиц: скворца, грача, ласточки, жаворонка, чижа, стрижа, горихвостки, утки, лебедя, соловья;

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т.

Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.

Проведение НОД:

1. Мотивация.

Дети входят в зал и становятся вокруг воспитателя.

Воспитатель:

Светает рано по утрам. Проталины и тут и там, Ручей шумит, как водопад, Скворцы к скворечникам летят. Звенят под крышами капели Медведь с еловой встал с постели. Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?…. (весна)

2. Сообщение темы:

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну – Красну встречать, первых птиц в гости ждать. Давайте с вами представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.

Опустилось на землю тихое: ″Ау!″ На неведомом суку вздрогнуло: ″Ку-ку!″ Застучало по стволам: ″Тук-тук!″

Лес встаёт навстречу нам: ″Кто там?″

Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем звуки и голоса весеннего леса.

Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы», потом рассказывают, что они услышали.

3. Работа по теме:

— Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц).

— Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).

— Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

22 марта – это день, когда начинают прилетать жаворонки. Раньше в домах пекли из теста этих птиц, раздавали их детям. А дети с жаворонками выбегали на пригорки и кричали:

Жаворонки, прилетите, Студёную зиму унесите, Тёплую весну принесите. Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Таким образом, дети закликали, то есть звали жаворонков, а вместе с ними и Весну – Красну. Предлагаю вам тоже позвать весну.

А какие птицы прилетают весной? (Скворцы, грачи, стрижи, ласточки, жаворонки, утки, лебеди, горихвостки.) По ходу того, как дети отвечают, воспитатель выставляет картинки на ноутбуке (слайды 4-13).

— Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)

— Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других?

(У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький, хвост как две косички.

У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные.

Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.

Игра «Назови птиц ласково».

— Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.

Скворец – скворушка…(вылетает)

Соловей – соловушка…(улетает)

Кукушка – кукушечка…(прилетает)

Журавль – журавушка…(подлетает)

Грач – грачик…(залетает)

Строение птиц.

— Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

Упражнение «Скажи одним словом»

— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Воспитатель: — А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу (слайды 14-16).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Дети выделяют птицу, которая «заблудилась» (Слайды 17-21).

Пальчиковая игра «Птички»

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

Воспитатель: Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. Возвращаются птицы перелётные и несут на своих крылышках весну. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц. Есть такая игра – «Зимующие и перелётные птицы», давайте в неё поиграем.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Дети надевают шапочки птиц – перелётных и зимующих; в середине зала стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:

Птички летают, Зерна собирают. Маленькие птички,

Птички – невелички.

После этих слов музыка заканчивается и ″перелётные″ птицы должны собраться около Солнышка, а ″зимующие″ около снежинки.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

— Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?

(Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

— А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

(Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

Читайте также:  Веселые загадки для детей 7-10 лет с ответами

— Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Анализ занятия:

— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

— О каких новых перелетных птицах вы узнали?

— Что интересного мы узнали о кукушке?

— Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Гурдяева Елена Николаевна, воспитатель, ГБОУ СОШ структурное подразделение детский сад «Рябинка» с. Воскресенка,

Волжского района, Самарской области

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/konspekt-nod-perelyotnyie-ptitsyi/.html

конспект занятия по развитию речи Тема ПТИЦЫ ВЕСНОЙ

МДОУ ЦРР Д/С №40 «РИТМ»

Конспект занятия по развитию речи

«птицы весной»

(подготовительная группа)

Проводила воспитатель 1 категории :

Фатеенко Н.Я.

План-конспект занятия.

Тема:«птицы весной».

Цель:

Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.

Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».

Учить загадывать и отгадывать загадки.

Основная задача- учить детей образовывать новые слова

Прилагательные и существительные

Сложные слова из двух простых

Читать слоги ,образовывать слова из разрозненных слогов и читать их.

Закреплять названия детенышей птиц

Называть домики птиц.

Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».

Речевой материал:

Существительные:

Птица,ворон,сорока,голубь,дктел,ласточка,скворец,воробей,грач,соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.

Прилагательные:

Воробьиный, воронье, снегириная, утиная, гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.

Глаголы:

Полететь, свить, покаркать.

1 часть:

Организационный момент: (звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать)

Воспитатель: Займет свое место тот, кто назовет любую птицу (дети легли на кушетки)

2 часть:

Воспитатель: Послушайте загадку.

О каком она времени года?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою .

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

(весна)

3 часть:

Воспитатель:

Назовите приметы весны (назвали)

Какие птицы прилетают весной?

Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

Какие загадки вы знаете вы знаете о птицах?

(дети загадывают загадки ,а воспитатель выставляет картинки с изображением птиц)

Как называется большая группа птиц? (стая)

Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?

4 часть:

Игра: «скажи правильно».

Воспитатель спрашивает:

Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

Если у птицы черная голова? (черноголовая)

Если у птицы белый бок? (белобокая)

Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая -соловей)

Физкультминутка «птицы»

Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят

Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.

На березку птички сели, головою повертели

И обратно улетели.

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.

5 часть:

Игра: «зашифрованное слово»

Воспитатель обращает внимание детей на пособие «дерево»

На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.

(дети читают слоги, а из слогов образуют слова: голуби, дятел, скворец, воробей )

Назовите домики, в которых живут эти птицы.

Голуби -в голубятне; Скворец – в скворечнике;

Дятел- в дупле; Воробей- в гнезде.

Динамическая пауза.

Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные , как и все дети.

Стихотворение «птичка»

Воспитатель: как называются птенцы у скворца?

Дети: Скворчата

Вос-тель: Как называются птенцы у кукушки?

Дети: Кукушата

Вос-тель: А если он один?

Дети: Кукушонок

Вос-тель: Как называются птенцы у галки?

Дети: Галчата

Вос-тель: Как называются птенцы у воробья?

Дети: Воробушки

А с воробышком приключилась вот какая история. (Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик ?»

Сказка

Оборудование : шапочки с изображением птиц.

Вос-тель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный

Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил , как заблудился .Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :

Воробышек: скажите пожалуйста ,чей это домик?

Ворона: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик , стучится и спрашивает:

Воробышек: Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.

Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!

Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Вос-тель: Вот такая история приключилась,с маленьким воробышком.

Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры по-которым можно найти свой дом.

А вы все знаете свой домашний адрес? (дети называют свой домашний адрес)

Молодцы, вы никогда не заблудитесь!

Итог занятия:

Дети, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны , учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы , все вы очень хорошо работали.

Занятие окончено.

Источник: http://sundekor.ru/uchebnyj-material/2-kurs/konspekt-zaniatiia-po-razvitiiu-rechi-tema-ptitcy-vesnoi/

Конспект занятия «Птицы весной»

Образовательная область: познавательная

Вид деятельности:непосредственно-образовательная

Возрастная группа:подготовительная группа

Тема: «Птицы весной»

Цель:Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой.

Программное содержание

Образовательные задачи:Уточнять и расширить представления о насекомых; о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; о видах гнезд и их размещении.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Развивающие:Развивать диалогическую речь, развивать интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи) учить ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Воспитательные:воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах,бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Предварительная работа:чтение художественной литературы по теме: рассказы: В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок».

Беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц,разными видами гнезд, загадывание загадок о птицах. Беседы и наблюдение за птицами на участке детского сада.

Словарная работа:Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материалы и оборудование:Фланелеграф.Тематические картинки по теме: весна; перелётные птицы их гнёзда; признаки весны.

Ход деятельности

Я раскрываю почки,В зелёные листочки.Деревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полна,Зовут меня … (Весна)

— О каком времени года говорится в письме? (О весне)

— Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звон­кая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.)

— Я для вас приготовила загадками. Послушайте:-Угадайте, что за птичка:Тёмненькая невеличка,Беленькая с живота,Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)- На одной ноге стоит,В воду пристально глядит.Тюкнет клювом наугад —Ищет в речке лягушат. (Цапля)- Всех прилетных птиц черней,Чистит пашню от червей.Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица … (Грач)

-Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии? (о птицах).

— С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в тёплых краях. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а вес­ной прилетают обратно? (Перелетные.)

-Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).

-Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)

-Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше? Почему? ( Есть корм – нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки у жуков, мух, стрекоз.)

— Почему насекомые откладывают много яиц? (Большая часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи.)

-Гусеницы питаются листьями, быстро растут и превращаются в неподвижных куколок. Через некоторое время из каждой куколки появляется взрослая бабочка. Но не у всех насекомых бывают куколки. Их нет у кузнечиков.

-Какую роль в природе играют насекомые? (Опыляют растения, следовательно, образуют плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)

— У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?

Что за весенняя птица:

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица … (Грач. Показать изображение этой птицы на картинке ).

-Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).

-Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грачи на горе – весна на дворе.

-За грачами прилетают другие птицы. Отгадайте, о ком идёт речь в загадке:

На шесте дворец

Во дворе певец

Звать его… (Скворец. Показать соответствующий рисунок ).

-Какой он? (Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)

-Итак, за грачами прилетают скворцы, жаворонки.

-Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Какая она? (Большая, пёстрая). Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой, она питается гусеницами, которые собираются на деревьях.

-А гусениц когда становится больше? (После распускания листьев.)

-Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Потому-что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее. (Показать ласточку и стрижа)

— А какая это ласточка? (У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)

-Какое основное занятие весной у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)

-Происходит это весной потому, что большое значение для пробуждения птиц к размножению имеет освещённость, большая продолжительность светового дня и, конечно, достаточное количество корма.

Игра «Четвертый лишний?»

Картинки с изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? (Голубь, так как он зимующая птица.)

Ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, так как он перелётная птица.)

Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Сорока, грач, снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь, аист.

Физкультминутка

Ласточки летели,

Все люди глядели (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)

Ласточки садились,

Все люди дивились (Приседают, сложив руки за спиной.)

Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками.)

-Давайте подумаем, о чём эта загадка?

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка. (Гнездо)

-Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)

-Гнездо домом не является. Это приспособление к окружающей среде.

— Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

— Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).

— Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т.д.)

Дидактическая игра «Чье гнездо»

(Дети по серии картинок определяют гнезда птиц).

— Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов.)

— А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама-птица, самка.)

— Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Папа, самец.)

— Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы.)

Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.

-Можно ли разорять гнезда? ( Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен).

-Произойдет экологическая беда.

Итог занятия.

О ком мы сегодня с вами говорили? (О жизни перелётных птиц весной, о пользе их в природе, о том, что птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.)

Много интересного мы узнали о жизни птиц.

-Возьмите маленькую птичку те, кому было трудно сегодня и не интересно. Среднюю птичку те, кому было не очень трудно, но интересно. Большуюптичку те, кому было интересно и легко.

Читайте также:  Подарки к 23 февраля своими руками в детском саду

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/konspekt-zanyatiya-laquo-pticy-vesnoy-raquo-443465

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Как звери и птицы весну встречают»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Светлячок» г. Осташков

Конспект НОД по экологии в старшей группе

«Как звери и птицы весну встречают».

Воспитатель высшей категории

МБДОУ детский сад № 3 «Светлячок»

Цепляева Наталья Ивановна

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (весна), понимать и видеть признаки и приметы весны, обобщать представления о связи живой и неживой природы весной; закреплять умение выполнять аппликацию из ниток.

Развивающие:

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, расширять и активизировать словарь, развивать память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к природе, культуру речевого общения друг с другом, с воспитателем.

Предварительная работа:

Беседы о весне (сезонные изменения, жизнь зверей и птиц), рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, примет, пословиц, прогулки в лес.

Материалы и оборудование:

Конверт, картинки с признаками весны, цветок, ватман с изображением контура солнца, ноутбук, презентация «Звери и птицы весной», картинки «Зимующие и перелётные птицы», макет берёзы, игрушка – птичка, прищепки, веточки, запись «Голоса птиц», фонограмма весёлой музыки.

Для аппликации: лист ватмана с изображением леса, силуэты зверей из картона, нитки цветные (катушечные) мелконарезанные, салфетки, клеёнка, клей, кисточки для клея.

Ход НОД:

Дети подходят к воспитателю, который держит в руках большой конверт. Все встают вокруг стола. Воспитатель открывает конверт и выкладывает на стол картинки с признаками весны.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в детский сад принесли письмо. От кого это письмо? (От весны). Почему вы так решили? Назовите признаки весны. Цветок весенний ты возьми, примету весны назови.

Игра с цветком «Приметы весны»

Дети передают друг другу цветок, называя примету весны.

Воспитатель: Верно. Мы долго ждали её прихода. Скажите, какая весна? Каждое слово о весне будет лучиком у солнышка (показывает изображение солнца без лучей). Чем больше подберём слов, тем больше лучиков получится у нашего солнца, тем теплее оно будет греть.

Игра «Помощники весны»

Дети называют слова, рисуют лучик.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Да.) Тогда в путь!

Воспитатель включает запись «Голоса птиц в лесу», на экране появляется слайд – весенний лес.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с лесом.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhajuschij-mir/251125-konspekt-nod-po-jekologii-v-starshej-gruppe-k.html

Аппликация в старшей группе на тему — Птицы

Дошкольники очень любят занятия аппликацией: их радует яркий цвет бумаги, возможность экспериментировать с формой.

Это увлекательный способ творчески переработать свои впечатления от познания окружающего мира, знакомства с произведениями художественной литературы, рассматривания картинок и иллюстраций.

В старшей группе аппликация переходит на более сложный уровень, поскольку дети овладевают различными техниками и видами вырезания. В этом возрасте можно предлагать ребятам изготовление самых разных птиц.

Аспекты проведения занятий аппликацией на тему «Птицы» в старшей группе ДОУ

Основная цель аппликации в старшей группе — освоение воспитанниками разных приемов вырезания. Дети учатся вырезать симметричные фигуры из сложенного пополам листа бумаги, получать множество одинаковых деталей из основы-гармошки, вырезать ножницами силуэт.

Кроме того, ребята успешно осваивают технику обрывания, мозаичную аппликацию.

При этом закрепляются приобретенные ранее умения дошкольников: разрезать бумагу на множество полосок разной длины и ширины, скруглять прямые углы у квадратов и прямоугольников для получения круглых и овальных деталей.

Аппликация в старшей группе предполагает создание не только предметных, но и сюжетных композиций.

Дошкольники становятся более аккуратными при работе с клеем, способны самостоятельно привести в порядок рабочее место после окончания занятия.

Всегда интересными получаются аппликативные работы на тему «Птицы». В отличие от среднего звена, воспитанники старшей группы способны мастерить объемные поделки. Такой эффект достигается по-разному.

Например, прямоугольная основа складывается пополам, из нее вырезается контур птицы, а к фону приклеивается только одна половинка заготовки.

Подобным способом часто изображают улетающих к югу птиц (лебедей, журавлей, гусей).

Всегда интересно выглядит объемная аппликация

Другой вариант создания объема — приклеить к туловищу птицы множество бумажных петелек, напоминающих перья.

В этой коллективной композиции перья лебедей выполнены с помощью бумажных петелек

В старшей группе пернатых часто изображают с помощью мозаичной аппликации — с помощью скатанных кусочков салфеток или природного материала (крупы, семечек). Причем, в отличие от работ дошкольников более раннего возраста, здесь используются разные цвета материала — дети выкладывают их строго по контуру детали.

Грудка и шея птицы выполнена из комочков салфетки

Отметим, что дети 5–6 лет осваивают также прием обрывания бумаги — он также позволяет хорошо передать взъерошенные перышки птички. Этот способ развивает мелкую моторику, глазомер, вырабатывает терпение и усидчивость.

Дошкольники очень любят занятия на фантазийные темы — с удовольствием передают в аппликации образ сказочной птицы — Жар-птицы или птицы счастья. Здесь они в полной мере могут проявить свою творческую натуру.

При изготовлении такой композиции ключевую роль будет играть оформление хвоста, состоящего из множества перьев. Поэтому тема «Сказочная птица» часто преобразуется в коллективную работу, где каждый ребенок украшает по своему вкусу перо.

И если в предыдущих группах воспитатель предлагал малышам готовые заготовки, то теперь ребята вырезают их самостоятельно.

https://www.youtube.com/watch?v=Y0HH6l79Ln4

Еще один оригинальный вариант — хвост Жар-птицы может состоять из завитков. Ребенок отрезает полоску цветной бумаги и проводит по ней несколько раз ножницами — получаются «кудри».

Затем каждая деталь приклеивается к хвосту.

При этом ребята не ограничены в количестве элементов — дети, которые быстро справляются с работой, могут приклеить очень много деталей — птица от этого будет только красивее.

Что касается образца воспитателя, то на занятии аппликацией в старшей группе он необходим, только если ребята впервые изображают какую-то птицу. Причем, все пернатые, в принципе, имеют схожее строение.

Поэтому, если дети раньше вырезали и клеили, например, синичку, то изготовление снегиря не вызовет у них никаких трудностей.

Педагог только объясняет технику изготовления и обсуждает с детьми цветовую гамму поделки.

Подготовка к занятию, способы изготовления исходных деталей

Что касается подготовки деталей для аппликации по теме «Птицы», то часть из них воспитанники старшей группы могут сделать самостоятельно. Например, нарезать лист бумаги на полоски, широкие или узкие.

Что касается обрывной техники, то дети сами рвут бумагу на кусочки, при этом педагог контролирует, чтобы они не были слишком большими или маленькими. Точно так же ребята могут скатать шарики из салфеток, чтобы потом заполнять ими контур птицы.

Если в композицию предполагается включением природного материала, например, листьев, то дошкольники с удовольствием соберут их во время прогулки.

Изготовлением же сложных деталей в старшей группе занимается воспитатель. Он же должен заранее позаботиться о шаблонах, если их нужно использовать на занятии.

Напомним, что на занятии аппликацией следует иметь большее количество исходного материала, чем это нужно для выполнения работы. Так дети будут чувствовать себя комфортнее и не будут сильно переживать из-за испорченной детали.

Кроме того, перед каждым занятием педагог обязательно проверяет ножницы: рычаги должны свободно двигаться, не вызывая у ребенка трудностей в работе. Это этого зависит правильность аппликативной формы.

Отметим, что столы в процессе работы не должны быть загромождены: воспитатель по мере необходимости убирает ненужные более принадлежности.

Наиболее подходящие материалы, в том числе для основы, дополнительные принадлежности

Традиционно для аппликации на тему «Птицы» используется белая и цветная бумага разного сорта. Интересные работы получаются из глянцевой бумаги: она имеет яркую расцветку и приятна на ощупь.

В качестве основы оптимально использовать более плотную бумагу, например, тонкий картон, причем, он не обязательно должен быть белого цвета.

Для коллективной работы используется ватман, на котором педагог заранее может изобразить подходящий фон, например, нарисовать дерево или кормушку.

Поделки будут оригинальными, а сам процесс больше заинтересует детей, если включать в композицию дополнительные материалы. Так, роскошный хвост Жар-птице можно оформить из листьев.

Роскошный хвост выполнен из кленовых листьев

Также для создания оригинального образа пригодятся веточки, сухие цветочки. Такие занятия полезны в плане общения с природой, они развивают наблюдательность и трудолюбие.

В аппликацию также можно включать семена, крупу, косточки, ракушки, ореховую и яичную скорлупу. Красиво и оригинально выглядит солома — такие работы словно отливают золотом и могут впоследствии украсить интерьер группы или дома.

Интересный эффект дает использование в аппликации оригами. Детей веселит объемность получаемых фигурок, простота в создании образов птиц.

Аппликацию «Птицы» в старшей группе уже можно выполнять из ткани, хотя вырезать детали из лоскутов сложнее, чем из бумаги.

Можно проявить фантазию и использовать для оформления работы атласные ленточки, шерстяную пряжу. Также для работы подойдет и различный бросовый материал: стружка от карандашей, блестящие фантики от конфет.

В ход пойдет также вата и ватные диски (так, например можно оформить льдину, на которой сидит пингвин).

Фотогалерея «Использование нестандартных материалов при аппликации птиц»

Конкретные варианты композиций в рамках темы «Птицы» в старшей группе

Аппликацию по теме «Птицы» можно предлагать воспитанникам старшей группы в любое время года. Так, например, осенью это могут быть вариации на тему домашних птиц: «Петушок-золотой гребешок», «Цыпленок», «Уточка с утятами» и пр.

Что касается петушка, то такую работу можно провести накануне Нового года, а тему обозначить, как «Петушок — новогодняя игрушка».

Осенью также можно организовать занятие на тему «Птицы улетают на юг», лучше всего оформить его как коллективную работу.

Зимой целесообразно предложить ребятам коллективную композицию на тему «Птицы на кормушке» (это могут быть синички, воробьи, снегири или разные птицы). Весной же будет уместна индивидуальная работа «Скворечник», на который можно посадить озорного скворца.

Поскольку 1 апреля отметается международный день птиц, то это будет замечательным поводом провести аппликативное занятие на данную тему. Ребята могут смастерить птиц, которых не рассматривали ранее — сову, аиста, лебедя, ласточку, ворону и многих других.

Вообще, что касается коллективной композиции в старшей группе, то педагог должен уделять ей достаточно внимания — совместный результат всегда богаче по содержанию и по цветовому оформлению.

Здесь выделяется две формы работы — всей группой и несколькими подгруппами.

Ценность этого вида деятельности в том, что она объединяет дошкольников единой целью и все дети при этом заинтересованы в общем результате.

Варианты мотивирующего начала занятия по аппликации в старшей группе по теме «Птицы»

Конечно, изображение птиц само по себе интересно дошкольникам, но, чтобы увлечь детей творческим процессом еще больше, педагог должен продумать подходящую мотивацию занятия. Беспроигрышный вариант — придумать сказочный сюжет с привлечением забавного персонажа, например, перчаточной куклы, которая похожа на живое существо.

Например, воспитатель показывает ребятам конверт, в котором находится письмо от Незнайки. Он рассказывает, что недавно вместе с Пончиком прочитал сказку про Жар-птицу. Но, к сожалению, в книжке не было ни одной картинки.

А жителям Цветочного города так хочется знать, как она выглядит. Незнайка просит ребят выслать фотографию сказочной птицы. Педагог сообщает детям, что у нее есть только одно фото, а нужно несколько.

Дошкольники с радостью приходят на помощь — делают аппликации волшебной птицы.

Другой вариант — к дошкольникам приходит пингвин Степа, который рассказывает им свою печальную историю. Когда-то их пингвинья семья дружно жила на большой льдине.

Но однажды Степе захотелось прогуляться, чтобы узнать что делается на других льдинах. Когда он вернулся, то не смог найти свою семью — вся стая уплыла в океан.

Степа решил прийти к ребятам, чтобы попросить их о помощи — вернуть его семью.

Еще одно удачное решение — в группу приходит петушок, которого нарисовал один мальчик по имени Вова, но забыл раскрасить. У него есть еще такие же друзья-петушки. Им все так хочется быть яркими и пестрыми. Задача детей — украсить с помощью аппликации нарисованную птицу.

Отметим, что если же занятие начинается с познавательной беседы, то это не должен быть нудный монолог воспитателя. Должны присутствовать наводящие вопросы, показ ярких картинок, фотографий. В результате педагог плавно подводит детей к предмету изображения.

Мотивацию для занятия аппликацией можно заимствовать из сказок и рассказов. Например, перед изображением пингвинов познакомить дошкольников с произведением Г. Снегирева «Пингвиний пляж». Воспитатель может и сам сочинить небольшую сказку наподобие следующей.

У одного цыпленка было много друзей, и однажды он пригласил их на день рождения. Все пришли с подарками. Пчелка подарила имениннику душистый сладкий мед, щенок — одуванчик (он такой же желтый и пушистый, как сам цыпленок). Котенок преподнес цыпленку подсолнух (ведь он любит клевать зернышки).

А еще друзья захватили с собой скрипочку и спели имениннику веселую песню.

Воспитатель предлагает детям также порадовать цыпленка и подарить ему на день рождения его портрет.

Занятие аппликацией может начинаться со стихотворения про птиц. Приведем некоторые примеры:

Источник: http://podelki-x.ru/applikacii/applikaciya-v-starshej-gruppe-na-temu-pticy-specifika-provedeniya-i-interesnye-varianty-zanyatij

Ссылка на основную публикацию