Консультация для родителей младшей группы детского сада. темперамент — основа поведения ребёнка

Консультация на тему: Темперамент – основа поведения ребенка

Темперамент – основа поведения ребенка.

Почему одни дети с рождения очень спокойные, другие гиперактивные. Родители только удивляются «И в кого он такой тюфяк?» или «Вот чертенок, ни минуты покоя!», а причина таких отличий в темпераменте.

Считается, что темперамент – это врожденный тип личности, обусловленный генетикой нервной системы. Дети не могут контролировать свое поведение, так как не они управляют темпераментом, а темперамент управляет ими.

 Изменить темперамент ребенка невозможно, можно только немножко подкорректировать.

Темперамент – это определенный набор свойств психики человека, которые имеют в качестве физиологического базиса тип высшей нервной  деятельности. Он выражается в поведении, интенсивности проявления чувств, в отношениях к окружающей реальности.

Психологический темперамент выступает основной в формировании характера личности.

Он обуславливает особенности психической деятельности, а именно скорость реакций, интенсивность, темп, ритмичность, стремительность, амплитуду, с одной стороны, а с другой – силу эмоциональных проявлений личности, ее впечатлительность, лабильность, длительность, скорость возникновения чувств и их прекращения.

      Условно выделяют четыре основных типа темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик. В основном в личности преобладают признаки одного из типов, но наслаиваются черты других типов темперамента, и очень редко встречается чистый темперамент одного вида.

Определить какой у ребенка темперамент можно примерно с 3-4 лет и уже более явно он проявляется в возрасте 5-6 лет. Знать темперамент ребенка нужно для того, чтобы избежать возможных ошибок в воспитании и направить развитие малыша в нужное русло.

Игнорирование темперамента ребенка может привести к отчуждению и замкнутости ребенка.

У каждого типа есть свои достоинства и недостатки, в двух словах можно определить так:

Сангвиники – душа компании, жизнерадостные и коммуникабельные.

Холерики – движущая сила, импульсивные и боевые.

Флегматики – совесть компании, терпеливые и невозмутимые.

Меланхолики – мозг компании, анализаторы и разработчики стратегий.

Для родителей очень важно знать, какой тип темперамента у их малыша. Это раскроет все особенности характера ребенка и поможет в понимании его поступков. Вам станет понятно, почему ваш малыш часами застегивает кофточку, а соседский мальчик ни минуты не сидит спокойно.

Темперамент ребенка можно определить по эмоциональности, чувствительности, активности и энергичности ребенка. Зная тип ребенка можно подкорректировать увлечения и воспитание ребенка.

Типы темперамента ребенка:

Холерик

Эмоциональный, вспыльчивый, самоуверенный. Ребенок – стихийное бедствие. Очень гиперактивный. Он не минуты не сидит на месте. Про таких говорят – фигаро там, фигаро здесь. Его шалости бесчисленны. Любит быть в центре внимания. Игрушки всегда раскиданы по всей комнате.

Речь быстрая, громкая, с проглатыванием окончаний  и очень эмоциональная. В компании всегда лидер и командир. Решения принимает быстро. Его невозможно рано уложить спать. Очень подвижен, неусидчив, непредсказуем, непоседа и спорщик. Холерик бесстрашен и настойчив. Вокруг него всегда риск и приключения.

Может быть задирой и хулиганом.

Рекомендации:

Направить эту бурную энергию в нужное русло, например активный вид спорта. 

 Холерику сложно усидеть дома, должен быть простор для игр. Не раздражайтесь, если ваш холерик не может усидеть за рисованием или ручными подделками. Найдите способ поощрять его усидчивость.

Чтобы он научился контролировать себя в обществе, вместе анализируйте его конфликтные ситуации, рассматривайте, где бы он мог поступить другим образом и какие могли бы быть последствия. Научите его выплескивать гнев на подушку или грушу. Объясните ему, что все взрослые могут контролировать свои эмоции.

Холерика нельзя ругать при посторонних людях, в случае с холериком это как бросить масло в огонь. Помните, холерик заложник своего бурного характера, помогите ему обуздать свою энергию.

Сангвиник

Живой, сильный, жизнерадостный, ребенок-солнце. Всегда в хорошем настроении, активен, любознателен, оптимистичен и уверен в себе. С таким ребенком легко и интересно. Он быстро забывает обиды и прощает обидчика. Его речь быстрая, с подвижной мимикой и жестами.

Он быстро засыпает и просыпается с улыбкой и в хорошем настроении. От слез и капризов его легко отвлечь. Легко находит общий язык с людьми, обладает чувством юмора. Принимает и понимает людей такими, какие они есть. Со всеми в хороших отношениях, часто неосознанно становится лидером компании.

Если занятие не интересно, то быстро теряет к нему интерес и не доделывает до конца.

Рекомендации

Сангвиникам так же необходим подвижный вид спорта, но охотно они будут заниматься, только если спорт их заинтересует, а тренер вызывает симпатию. С сангвиниками можно быть в меру требовательным к выполнению заданий до конца. Сангвиники часто меняют свои увлечения, особенно если натыкаются на неинтересные мелочи.

Помогите преодолеть эти мелочи, и сангвиник с новыми силами продолжит занятие. Важно поощрять усидчивость, целеустремленность и результативность. Если ваш ребенок –  сангвиник, пусть вас не раздражает его непостоянность и неумение доводить начатое дело до конца.

Помогите ему подкорректировать его характер, и он станет успешным и общительным.

Флегматик

Медлительный, спокойный, обстоятельный и последовательный. Не любит шум и гам. С детства аккуратист. Может часами собирать пазлы или рисовать. Вывести из себя может, если кто-то сбивает его распорядок и берет его вещи. Не стремится к лидерству, не обижается, но если с кем-то ссорится, то может прекратить дружбу навсегда.

Его сложно вывести из себя, он миролюбив и не любит риск. Его речь нетороплива, с паузами, без мимики и жестов. Редко раздражается и старается жить по своим правилам и установкам. Соблюдает режим дня и свои правила. Любит постоянство. Может нарочно медленно одеваться, чтобы родитель вышел из себя и  быстренько одел его сам.

Сложно дается выбор, будет долго смотреть весь ассортимент, взвешивать, но в итоге попросит выбрать за него.

Рекомендации

Если ваш ребенок флегматик, и вы куда-то собираетесь, то начните это делать раньше. Криками и скандалами вы только затормозите процесс. Не делайте за него его работу, а то он вообще перестанет ее делать.

Нельзя флегматика обзывать лентяем и тюфяком, ругать за медлительность или нерасторопность, у ребенка может выработаться страх перед действием и он будет себя чувствовать неполноценным. Развивайте любознательность флегматика и заряжайте его положительными эмоциями.

Смотрите мультики, ходите в зоопарк и цирк. Для развития подвижности и ловкости отдайте флегматика в спортивную секцию.  Помогите флегматику развивать свое мнение по поводу просмотренного фильма или мультика или по поводу окружающих людей и их поступков.

Иначе он будет думать как все, и подстраиваться под поведение друзей.

Меланхолик.

Чувствительные, обидчивые, неуверенные в себе и несамостоятельные. Даже незначительное повышение голоса может довести его до слез. Такие дети плаксы и трусишки. Речь тихая, но с интонациями. Меланхолик добр и отзывчив, у него сильно развитая интуиция. Они теряются в незнакомой обстановке и не способны постоять за себя.

Они молчаливы, говорят редко и тихо, легко подчиняются людям. Не любят ходить в садик или в школу. Они быстро устают и опускают руки. Но у меланхоликов, очень богатый внутренний мир. Они мечтатели, фантазеры, но в  тоже время рассудительные. У них мало друзей, как правило, это один или два человека, с которыми они могут быть полностью откровенны.

Меланхолики любят одиночество.

Рекомендации

Упрекая меланхоликов в лени и пассивности, вы только еще больше усугубляете его неуверенность в себе и развиваете комплекс неполноценности. Помогите меланхолику включаться в игры детей, научите его знакомиться и общаться с ними. Репетируйте знакомство с детьми. Внушите ему, что у каждого бывают неудачи и трудности.

Поддерживайте его, хвалите как можно чаще, а в неудачах ищите положительные моменты. Говорите, что верите в него, что у него все получится, вспоминайте прошлые успехи. Спокойно разбирайте его неудачи, и вместе планируйте, как будете действовать в следующий раз. Постарайтесь стать для него близким человеком, с которым он может поделиться всеми своими секретами и чувствами.

Слушайте его мысли, учите отстаивать свое мнение и не давите на него.

Большая ошибка думать, что есть положительные типы темперамента ребенка, а есть не очень, например, сангвиник это хороший темперамент, а холерик плохой. Плохих и хороших темпераментов не бывает. В каждом типе существуют положительные и отрицательные качества.

Идеально, если темперамент ребенка и родителей совпадает, но если нет, ни в коем случае не ломайте ребенка, а попытайтесь учесть все особенности и развивать согласно  его темперамента.

Помогите своему ребенку сохранить свою индивидуальность и пользоваться ее преимуществами. Ваш ребенок личность и с его темпераментом надо считаться.

Будьте внимательны и добры к своему ребенку и ребенок будет любить вас вечно!

Воспитываем ребенка по типу темперамента. 

 Как воспитывать Сангвиника: Стремиться выработать у него устойчивые интересы. Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца. Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий. Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.

 Как воспитывать Флегматика: Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу. Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.

Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.

Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

 Как воспитывать Холерика: Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела. Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.

Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.

Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность. Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

Как воспитывать Меланхолика: Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять. Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.

Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе. Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.

Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

 Общие правила воспитания:   Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом. Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка.

Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент. Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает. 

Подведем итоги

• Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.

• Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.

• Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.

• Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/30/temperament-osnova-povedeniya-rebenka

Детский сад «Улыбка» — Темперамент — основа поведения ребенка

     Обычно непоседливый и активный ребенок дошкольного возраста с трудом может усидеть на одном месте, пока мама причесывает его волосы или остригает ногти, не любит мыть голову, зубы чистит поспешно и то, лишь после неоднократного напоминания взрослых. А как нелегко ребенку просыпаться рано утром и, собираясь в детский сад, самостоятельно одеваться. Надо помнить, что надевать, за чем, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.п.

Ребенок не хочет прилагать усилия, переводит действия по уходу за собой на маму или папу. А родители и сами при появлении у ребенка даже малейших затруднений спешат прийти на помощь.

Конечно, маме гораздо проще и быстрее самой умыть ребенка, одеть его, чем ждать, пока ребенок будет это делать медленно и неуклюже. И при этом следует понимать, что таким образом она формирует у ребенка пассивную позицию, тормозит развитие у него самостоятельности и культурно-гигиенических навыков.

Читайте также:  Стихи для младших школьников 1 класса

Поэтому ребенок приходит в детский сад и не может справиться, беспомощно просит воспитателей: «помогите», «застегните», «оденьте».

Поэтому, вместо того, чтобы делать за ребенка абсолютно все, позаботьтесь о том, чтобы обеспечить дома условия, благоприятные для формирования у ребенка культурно-гигиенических навыков. Постоянно повторяйте вместе с ребенком те или иные действия, пока навыки окончательно не сформируются.

Что должен уметь ребенок на разных возрастных этапах дошкольного возраста?

Прежде всего, выясним последовательность формирования у ребенка дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и навыков, на которые целесообразно ориентироваться.

Так, уже на втором году жизни дети должны уметь подставлять руки под струю воды в умывальнике, смывать мыльную пену с рук, вытираться полотенцем, пить из чашки, есть ложкой, пользоваться салфеткой, носовым платком и тому подобное.

Трехлетние дети уже должны есть самостоятельно и аккуратно, тщательно пережевывать пищу, правильно держать ложку, самостоятельно закатывать рукава перед умыванием, пользоваться мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем.

Детей младшего дошкольного возраста следует обучать пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, есть аккуратно, полоскать рот после еды, правильно чистить зубы, причесываться, соблюдать правила пользования предметами личной гигиены.

Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии самостоятельно контролировать соблюдение личной гигиены, культурно вести себя за столом и тому подобное.

Как поощрять ребенка к самостоятельности в уходе за собой?

К активности и самостоятельным действиям по уходу за собой ребенка в значительной мере поощряет благоприятная организация условий для проведения гигиенических процедур. Поэтому, чтобы обеспечить ребенку удобство и комфортность, создайте в ванной комнате все необходимые условия для этого, в частности:

— прикрепите крючок для полотенца на уровне роста ребенка;

— поставьте рядом с умывальником низкий стульчик, стоя на котором ребенку будет удобно достать руками до крана;

— прикрепите ручку-держатель к стене над ванной, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками во время подмывания, мытья ног, принятия гигиенического душа;

— положите рядом с ванной коврик, чтобы ребенок не поскользнулся.

Обязательно приобретите ребенку его личные предметы гигиены: полотенца, расческу для расчесывания волос, зубную щетку, детское мыло, мочалку и тому подобное. Дайте ребенку возможность самостоятельно их выбирать в магазине. Обычно детям нравится принадлежности ярких цветов, с интересными узорами или изображениями любимых персонажей или мультфильмов.

Все предметы личной гигиены для ребенка следует подбирать с учетом его возрастных возможностей и антропометрических особенностей.

Скажем, размер куска мыла должен соответствовать размеру детской руки, на полотенце обязательно должна быть петелька, чтобы ребенок одним движением мог взять и повесить его, стаканчики для зубной щетки должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует подбирать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу ребенка.

Что нужно помнить родителям, приучая ребенка к аккуратности?

Работая над формированием у ребенка явных культурно-гигиенических навыков, помните несколько важных правил:

— спешка и нетерпение взрослых приглушают инициативу ребенка, его желание быть самостоятельным;

— в процессе общения с ребенком как можно чаще высказывайте положительное отношение к чистоте, опрятности;

— организуйте режимные моменты интересно — тогда ребенок охотно будет выполнять определенные действия. Во время гигиенических процедур, скажем, рассказывайте ребенку короткие дидактические стихи, берите с собой в ванную любимую игрушку ребенка, «которая тоже хочет быть опрятной»;

— поощряйте любые детские проявления самостоятельности, даже самые неуклюжие;

— ни в коем случае не критикуйте ребенка, только хвалите;

— не оставляйте ребенка без присмотра, даже если он научится самостоятельно выполнять ту или иную гигиеническую процедуру.

Не надейтесь на то, что ребенок научится всему и сразу.

В трехлетнем возрасте он умоет лицо только при условии, что взрослый будет стоять «над душой».

В четыре года — сделает то же самое, если вы напомните, что умываться и чистить зубы необходимо каждому человеку. Кроме этого, ребенок непременно будет ждать, что вы похвалите его за правильность выполнения действия.

Стремление заслужить похвалу является именно тем стимулом, побуждающим ребенка дошкольного возраста к самостоятельному уходу за собой.

И только потом, когда вы сформируете у ребенка осознание того, что за каждым действием стоит правило, когда он усвоит определенную норму, тогда уже самостоятельно отправится в ванную, ведь почувствует потребность быть опрятным, поддерживать тело в чистоте.

Поэтому для формирования у ребенка любых устойчивых культурно-гигиенических навыков понадобятся не только длительное время и ваше терпение, но и поддержка у ребенка положительных эмоций от самостоятельного выполнения тех или иных гигиенических процедур.

Ну и, конечно, родители-будьте хорошим примером для своего ребенка!

Источник: http://detsadylibka.ucoz.ru/index/razvitie_tonkoj_motoriki/0-75

Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка» — Инновационные педагогические технологии

Цель: Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ребенком с учетом проявления его индивидуальных особенностей – типа темперамента.

Мини-лекция. В бытовой речи мы пользуемся термином «темпераментный», имея в виду только очень живого, подвижного, эмоционального человека. В науке же считается, что все люди даже очень спокойные и малоподвижные, имеют определенный темперамент.

«Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей»  — считает доктор психологических наук Рада Михайловна Грановская.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения

Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению отечественного физиолога И. П. Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы:

— «безудержный» (холерик) – сильный, неуравновешенный, подвижный;

— «живой» (сангвиник» — сильный, уравновешенный, подвижный;

— «спокойный» (флегматик) – сильный, уравновешенный, инертный;

— «слабый» (меланхолик) – слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный.

  Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно. Возраст человека непосредственно влияет на проявление темперамента. В дошкольном возрасте наиболее ярко обнаруживаются обладатели уравновешенного, инертного и слабого типов, так как они контрастируют с такими возрастными особенностями дошкольников, как:

·   высокая чувствительность;

·   быстрое восстановление сил;

·   слабость процессов возбуждения и торможения;

·   неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным.

Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы он у меня резкий, я вспыльчив и прочее и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».

Зная особенности темперамента, взрослые могли избежать многих ошибок. Каждый из 4 типов темперамента требует к себе определенного подхода.

Каждый тип имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками, но также каждый из них имеет и свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.

У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.

В процессе определения типа темперамента у детей дошкольного возраста необходимо опираться на жизненные показатели нервной системы:

1.  Сон: скорость засыпания, глубина сна, тревожный или спокойный.

2.  Реакция на голод: Крик, плач, спокойствие, вялость.

3.  Восстановление сил: Быстрое, медленное.

4.  Длительность сохранения высокого уровня работоспособности при длительной напряженности.

5.  Устойчивость положительного эмоционального фона.

6.  Проявление смелости в непривычных условиях.

Немецкий психолог Г. Айзенк определяет темперамент по таким критериям: экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность.

Эмоционально нестабильные: Меланхолик, холерик. Эмоционально стабильные: флегматик, сангвиник. Интроверты: меланхолик, флегматик. Экстраверты: холерик, сангвиник.

Меланхолик – тревожный, сдержанный, тихий, необщительный, пессимистичный, негибкий, легко расстраивающийся. Флегматик – пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, ровный, спокойный.

Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, оптимистичный, активный.

Сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.

Практическая часть.

Психолог: Разберем типы темперамента. Обратимся к сказочным персонажам. Дайте характеристику следующим сказочным героям: Буратино, Карабас Барабас, Черепаха Тортилла, Пьеро

(необходимо определить, к какому типу темперамента они относятся)

Положительные и отрицательные черты типов темперамента:

·  для сангвиников это:

+  высокое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение ко всему;

—  легкомысленное, беспечное отношение к делу, переоценка себя.

·  для флегматиков это:

+  приняв решение, доводят его до конца – «труженики жизни», усидчивые, настойчивые;

—  вялость, инертность, лень, пассивность.

·  для меланхоликов это:

+  чувствительность — способность сочувствовать, сопереживать, хорошо выполняют тонкую работу. Становятся музыкантами, поэтами, художниками;

— подавленность, пассивность.

·  для холериков это –

+ энергичность, общительность, настойчивость, инициативность;

— несдержанность, грубость.

Задание: предложить родителям заполнить анкету на определение темперамента ребенка.

Инструкция: Прочитайте следующие утверждения и  отметьте плюсами те из них, которые  особенно подходят  к характеристике вашего ребёнка.

1. Любит шум и суету.

2. Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.

3. Нередко раздражён чем-то, возбужден, беспокоен.

4. Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.

5. Любит  работу, которую надо делать быстро.

6. Дети считают его веселым.

7. У него часто меняется настроение.

8. Чаще молчит в обществе.

9. Стесняется заговорить с новыми людьми.

10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.

11. Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.

12. Не прочь похвастать приукрасить события.

13. Часто не может усидеть на месте.

14. Его легко огорчить.

15. Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.

16. Легко переключается с одного поручения на другое.

17. Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидания.

18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.

19. Быстро устает, отключается, перестает слушать.

20. Верит в себя,  легко переносит неудачи.

Ключ:  Сангвинику соответствуют  утверждения -1,6,12, 16,20.

Холерику -3,5,7,13,17.

Меланхолику — 2,9,10,14,19.

 Флегматику — 4,8,11,15,18.

Максимально набранное количество  баллов  и является  соответствующим темпераментом  Вашего малыша.

Рекомендации родителям: «Как вести себя с детьми с учетом его темперамента»

Родителям ребенка-меланхолика следует позаботиться о том, чтобы у него не было эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Грубое обращение с ними неприемлемо. Он может поплакать и погрустить – это нормально.

Родителям необходимо следить за своими эмоциями, так как такие дети впечатлительны и настроение взрослых может передаться малышу. Такому ребенку лучше иметь в семье близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться проблемами.

Предлагать им такие  занятия, как  рисование, лепка, мягкие игрушки. Они любят животных.

С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать фильмы, сочинять и фантазировать. Такие дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому в арсенале неплохо иметь разноплановые нескучные игры.

Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуется заниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних. Ребенку необходимо научиться держать себя в руках.

Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием, родители также могут развивать фантазию малыша.

Не требовать от Флегматиков и меланхоликов, чтобы они немедленно отвечали на вопросы и просьбы взрослых, давать возможность побыть наедине с собой, заняться любимыми делами.

Холериков и сангвиников нужно чаще хвалить, обсуждать с ними различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они находились в обществе детей и взрослых. Требуется время, чтобы научиться выслушивать их, не перебивая.

Родителям меланхоликов и холериков необходимо следить за поведенческими проявлениями и воздействовать на малыша до того как он расплачется или сильно разозлится. Приемы: переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо, успокоить, пошутить. При перевозбуждении помогает массаж, спокойный разговор. И конечно следует контролировать свои эмоции (счет до 10 или подумать, помогут ли окрики

Источник: http://www.inksystem-az.com/roditelskoe-sobranie-na-temu-temperament-osnova-povedeniya-rebenka/

Темперамент — основа поведения ребенка

Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту. Часто родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких-либо нарушений? Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

Читайте также:  Игры для детей 6 лет на развитие слуха

САНГВИНИК

Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного занятия на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер.

Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть непостоянным — не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен.

Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны Родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.

Ребенок-сангвиник может научиться удерживать внимание с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора и т. д.

МЕЛАНХОЛИК

В его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие.

Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности.

Засыпает поздно, в кроватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта.

Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания, родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает.

У ребенка должен быть в семье человек (родитель, бабушка, дедушка, сестра, наконец, домашнее животное), которому он мог бы довериться полностью, получать от него тепло и внимание. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.

ХОЛЕРИК

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки.

Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» Ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия.

В совместных занятиях рекомендуются подвижные соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто, прежде чем что-то сделать, неплохо бы и подумать.

Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка.

Нив коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

ФЛЕГМАТИК

Медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде неразборчив.

Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку.

Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием вспоминает уже известное.

Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери). Схватывает и запоминает новые правила, информацию медленно, но надолго, редко ошибается.

Родителей беспокоит обес-цвеченность эмоционального мира ребенка, некоторое безразличие и неспособность сопереживать. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием.

Не надо делать ребенка «удобным» для себя. Старайтесь не слишком рано отправлять его спать на ночь, не давайте пересыпать днем, утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого.

В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите его, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику.

Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви, особенно, если это родители или же симпатичный сверстник.

Таким образом, темперамент — прежде всего данное природой, а природа, как известно, редко ошибается. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребенка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, свое собственное Я. Чаще встречаются смешанные типы.

Проведите несложный тест.

Начертите на листке бумаги горизонтальную ось и напишите у левого ее конца «замкнутость», а у правого — «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые дети, а у правого — очень открытые и общительные, а центр — это статистическая норма).

Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную. Напишите у нижнего ее конца «эмоциональная стабильность», а у верхнего — «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую вашим представления о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху — дети с повышенной невроз-ностью и неустойчивыми эмоциями).

Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому же именно типу относится ваш ребенок.

Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе свидетельствует о холерическом темпераменте, ее попадание в правый верхний сектор — меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе, это говорит о флегматическом типе; а если очутилась в правом нижнем — о сангвиническом.

Замечание

1. Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом, с момента его рождения.

2. Данноеопределениедостаточносхематичноиприближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на возможность существования смешанных типов.

Познакомившись с описанием типов темперамента и проведя тест, вы глубже разобрались в природных качествах личности вашего ребенка и, наверняка, поняли, что многое малышу в его поведении можно простить, зная, что это его природа.

Вот и прощайте!

Источник: http://ymbaby.ru/psychology/item/375-temperament.html

Как определить темперамент ребёнка?

Ребенок рождается с унаследованным темпераментом. Выяснив, какой темперамент у Вашего ребенка, Вы сможете общаться ним без конфликтов и стрессов.

Начертите на листе горизонтальную ось и напишите у левого ее конца слово «замкнутость», а у правого слово «общительность», поставьте в центр нулевую точку и отметьте на оси место, которое ребенок, по Вашему мнению, занимает (с учетом того, что у левой конца оси находятся дети действительно замкнутые, а у правого — очень открытые и общительные, а центр — это статистическая норма).

Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную линию.

Напишите у нижнего ее конца слова «эмоциональная стабильность», а у верхнего слово «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую Вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху — дети с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями). Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому типу относится Ваш ребенок.

Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, свидетельствует о ; ее попадание в правы верхний сектор — ; если она оказалась в левом нижнем секторе — это говорит о ; а в правом нижнем

Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом с момента его рождения. Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на то, что существуют смешанные типы.

Жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран, прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Быстро засыпает и всегда просыпается в хорошем настроении. Наказания переносит легко, быстро о них забывает.

Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Это вообще самый «удобный» для воспитания темперамент. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.

Воспитывая сангвиника, учите его терпению и упорству и следите, чтобы его оптимизм и жизнерадостность не переросли в легкомыслие и непостоянство.

Это неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. Часто горячится и вступает в конфликты. Нередко испытывает страх и гнев, непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. К замечаниям относится спокойно, а вот физическим наказаниям сопротивляется.

Предпочитает шумные игры, баловство, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Новую информацию схватывает на лету и тут же забывает. Говорит громко и быстро. К новой обстановке привыкает легко. А вот засыпает с трудом, и никогда не предугадаешь, в каком настроении проснется.

 Попытайтесь снизить скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы; помогайте выбрать хобби, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях.

Занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность; учите его обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.          

   Он очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже малоэмоциональный, не любит рисковать. Этот ребенок любит спокойные игры. Он не бывает лидером среди сверстников. Новую информацию усваивает медленно, но зато навсегда. Долго адаптируется к новшествам, перемен не любит. А вот засыпает быстро, спит спокойно, но просыпается медленно и долго ходит вялый.

Постарайтесь развить в малыше любознательность и инициативность; ускоряйте его черепашьи темпы (в этом Вам помогут любые игры на скорость и ловкость). Показывайте ему пример ярко выраженного, эмоционального поведения: сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у Вас переймет.

  Он робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Новую информацию усваивает с трудом, все время отвлекается и быстро устает. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, неадекватную силе раздражителя.

Спать укладывается долго, засыпает быстро, утром легко встает. Очень тяжело привыкает к новым местам и потому не любит ходить в садик и школу. Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости. Ему нельзя приказывать, недопустимы категоричные обращения и отрицательные оценки.

С таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентируя внимание на положительных сторонах.

Источник: http://dsad16.ucoz.ru/publ/dlja_vas_roditeli/konsultacii_dlja_roditelej/kak_opredelit_temperament_rebjonka/5-1-0-59

Консультация «Возрастные особенности детей младшей группы»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Цель: расширить представления педагогов и родителей о психологических особенностях возраста; формирование активной педагогической позиции родителей; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Ход собрания:

– Здравствуйте, уважаемые родители! Мое выступление посвящено обсуждению возрастных особенностей детей младшего возраста.

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет важное значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться.

Читайте также:  Сценарии осенних праздников в начальной школе. скачать бесплатно

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей.

Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразна.

Игры со сверстниками не привлекают детей, они предпочитают самостоятельные игры.

На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.

Происходит активное формирование речи:

к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;

к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

Также в этом возрасте нужно стимулировать высказывания детей.

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.

Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:

 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),

цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).

Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки, т.д.

Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состояниям окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима. В раннем возрасте формируются навыки самообслуживания: малыш сам одевается, пользуется ложкой и вилкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет руки и т.д.

Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.

Рекомендации

  • Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу;
  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении;
  • Будьте терпеливы;
  • Формируйте навыки самообслуживания и личной гигиены;
  • Поощряйте игры с другими детьми;
  • Расширяйте круг общения со взрослыми;
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно;
  • Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия)
  • Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов.
  • Спрашивайте у ребенка «Что делаешь?»
  • Каждый день читайте ребенку.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления;
  • Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: рисуйте, лепите, играйте…
  • Поощряйте любопытство;
  • Не скупитесь на похвалу;
  • Радуйтесь вашему малышу!!!

«Чтобы детство ваших детей было более радостным, учитесь быть терпеливыми, пусть это войдет у вас в привычку»

Триш Маджи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Планета детства»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

на тему:

«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»

Подготовила:

педагог-психолог Козлова Е.А.

Ханты-Мансийск, 2014 г.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/konsul-tatsiia-vozrastnyie-osobiennosti-dietiei-mladshiei-ghruppy

Психологические особенности детей 1-ой младшей группы

Психологические особенности детей 2-3 лет

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни ребёнка, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.

Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных действий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

В этом возрасте актуально развитие навыков речи, умения слушать и отвечать на вопрос. Закладываются навыки эмоционального отношения к жизни. Поощряются любые попытки ребенка говорить, проявляя доброжелательность и терпение.

При этом не стоит быть переводчиком его речи, а просто отвечать на вопрос или жест. Развитие органов чувств (умение видеть, слышать, ощущать, обонять, осязать) необходимо ребенку для получения информации из окружающего мира.

В этот период очень важно дать реализоваться естественной потребности ребенка в самостоятельных действиях. Нет нужды постоянно его опекать, быть около него, все делать за него. Можно находиться поодаль, но в досягаемой зоне. Пусть сам попробует и поищет.

В этом возрасте не очень важны обучающие программы, важно само поведение взрослых, что они делают, как делают, как общаются. При этом не надо делать за ребенка то, чего он может сам сделать, и до чего сам додуматься.

Любое обучение происходит не за партой, а в обыденной повседневной жизни: на прогулке обращают внимание ребенка то на одно, то на другое, как бы раскрывая перед ним кусочек удивительной жизни природы, города, и раскрывая мир предметов, людей, отношений.

Но в любой познавательной деятельности ребенка обязательно участие взрослого в качестве помощника или равноправного партнера. Педагог не наставляет, не натаскивает, и не заталкивает знания. Он просто создает среду, способствующую и стимулирующую развивающую деятельность ребенка и обучает ребенка своим поведением, тем как делает, что делает, как общается.

Ведь степень зрелости мозга определяет его познавательные возможности и перегружать его не стоит. Важно не то, чтобы ребенок рано научился чему-либо, а чтобы он пошел по этому пути самостоятельно, проявляя настойчивость и напряжение.

Тогда ребенок приобретает не столь навыки, которые позволяют идти по проторенной взрослыми дорожке, сколько умение находить новые пути и быть гибким, уметь старое заменять на новое (при изменении жизненных условий0. Это и есть основа творческих способностей.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п.

Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Проблемой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению занимались Э.Тойрндайк, И.П.Павлов, В.Штерн и др., которые провели исследования и доказали, что период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье подготовят ребёнка к этому ответственному периоду.

В частности, доказано, что в первую неделю посещения дошкольного образовательного учреждения полностью проявление речевой и игровой активности у детей резко снижается (в среднем на 73%).

Адаптация детей раннего возраста — это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Адаптационный процесс делится на 3 фазы.

1) Острая фаза или период адаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии, что приводит к снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, частыми респираторными заболеваниями (длится в среднем один месяц).

2 )Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, по отдельным параметрам наблюдаются замедленные темпы развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами(длится в среднем от 3до 5месяцев).

3)Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, дети начинают лучше ориентироваться и вести себя спокойнее. Длительность адаптационного периода зависит от многих причин:

-от особенностей нервной системы и возраста ребёнка;

-от состояния его здоровья;

-от разницы в методах воспитания;

-от резкого контакта между той обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении.

Для того, чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего нужно учитывать, что организм маленького ребёнка характеризуется функциональной незрелостью.

Приспособляемость к изменениям условиям среды, к температурным колебаниям ,несовершенно, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому маленький ребёнок нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе.

Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского дошкольного учреждения, от состояния здоровья зависит психологическое здоровье ребёнка.

Часто болеющие дети становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, а это может существенно задержать развитие мышления, восприятия, речи.

Как правило только к 1,5 годам дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи дети нередко не владеют этой привычкой и в более старшем возрасте. Случается и такое, что дети, которые дома приучены к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. К 1,5-2годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно не только жидкую, но и густую пищу. Первое время их надо кормить, постепенно формируя необходимые навыки приёма пищи, опрятности, гигиены.

Воспитатель должен знать «зоны» ближайшего развития ребёнка» при введении его в группу, это поможет определить, что уже сформировано в ребёнке, а что надо сформировать.

Процесс становления взаимоотношений ребёнка со сверстниками также длителен и не прост и начинается он с кратковременных действий с другими детьми и только позже он становится более длительным. С первых дней жизни начинают развиваться навыки общения со взрослыми, в процессе которого ребёнок приобретает социальный опыт, познаёт окружающий мир, у него складываются привязанности к близким.

Постепенно круг общения расширяется. Дети 2-3 года жизни могут вступать в контакты не только с близкими людьми, как взрослыми, так и детьми.

Развитие детей 2-3 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать».

Итак, отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 2-3 лет :

— им присуще наглядно-действенное мышление;

-их интеллектуальное развитие зависит от того насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

— речь находится в стадии формирования;

— обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния;

— внимание, мышление, память непроизвольны.

Источник: http://sch183.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie_3/obrazovanie/gruppy_dou/psihologicheskie_osobennosti_detej_1-oj_mladshej_gruppy/

Ссылка на основную публикацию