Народный фольклор для детей 4-5 лет

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Сценарий фольклорного праздника для детей 4-5 лет «Весенняя ярмарка»

«Весенняя ярмарка»

(сценарий фольклорного праздника для детей среднего дошкольного возраста)

Действующие лица: 

Коробейники, мамы, бабушка – взрослые;

Активные участники праздника – дети.

ЗАЧИН

Коробейники с коробами и свистульками идут по группам и приглашают детей в зал на праздник.

1Коробейник:

Собирайся, народ!

Всех ярмарка весенняя ждёт!

Много песен, много шуток

И веселых прибауток!

2Коробейник:

Ото всех дверей, ото всех ворот,

Приходи, скорей, торопись, народ!

1Коробейник:

Как на нашу улицу вышло сто ребят –

Мам поздравить с праздником

Все они хотят!

Коробейники:

Ярмарка, ярмарка, удалая ярмарка!

Здесь добра всего не счесть,

Для любого выбор есть!

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети и взрослые входят в зал под звучание песни «Золотая ярмарка». Все проходят на свои места (в зрительный зал и за прилавки) Под р.н.м. «Уж полным полна коробочка», на середину зала выходят  коробейники.

1Коробейник: Ярмарка весенняя, яркая!

2Коробейник:

Ярмарка плясовая, жаркая!

Для бабушек и мам товар предлагается,

Но и девочкам подходить не запрещается!

1Коробейник:

Тары – бары, растабары!

У нас лучшие товары!

К нам сюда скорее просим, подходи, честной народ,

Веселиться начинаем…

Коробейники: Всех нас ярмарка зовёт!

1Коробейник: Испокон веков русские люди славились не только весельем, но и рукодельем.

Мы к прилавкам подойдём – разный там товар найдём!

Коробейники подходят к первому прилавку.

2Коробейник:

Вышивка, вязанье, плетенье, кружева,

От такой красоты идёт кругом голова!

1Ребёнок:

Наши мамы все затейницы,

умницы и рукодельницы!

2Ребёнок:

Посмотрите, на прилавках есть всё то, что нужно нам,

И за это мы спасибо скажем мамочки всем вам.

Дети: Спасибо!

3 Ребёнок:

Мы для вас родимые песенку споём

И поздравим с праздником, с добрым, светлым днём!

Исполняется песня «Мама, мамочка» (р.н.м. «Посею лебеду на берегу»)

1.

Ах, как матушек мы любим своих,

Мы готовы делать всё за них:

Мыть посуду, подметать и шить,

В магазин и на работу ходить!

2.

Ах, как матушек мы любим своих,

Мы готовы все заботиться о них:

Одевать, кормить и умывать,

Спать укладывать и сказки читать!

3.

Ах, как матушек мы любим своих,

Мы всегда готовы выступить для них:

Песни петь, играть, плясать, шутить,

Хороводы развесёлые водить!

1Мама: 

Подходите, не стесняйтесь, вы к прилавку, дочки

И берите в рученьки яркие платочки!

Ребёнок:

Пусть поёт, цветёт весна, солнце улыбается,

Пусть на ярмарке веселье танцем продолжается!

Девочки исполняют «Танец с павлопосадскими платками» (р.н.м. «Прялица»)

1Коробейник:

А сейчас, мы не зеваем – место поудобнее  занимаем!

Коробейник подойдёт и пословицу принесёт!

Звучит русская народная мелодия «Коробочка». Дети рассаживаются на стулья.

2Коробейник:

Я иду, иду, иду, да пословицы несу.

Кто пословицу расскажет, тот свои знания покажет!

Скоморох достаёт из короба предмет, а дети говорят пословицу.

НОЖНИЦЫ: Семь раз отмерь, а один – отрежь.

КАМЕНЬ: Под лежачий камень вода не бежит.

РЫБА: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть.

ДЕРЕВО: Человек без друзей, что дерево без корня.

Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.

ДЕНЬГИ: Дорог хлеб, коли, денег нет. Друга за деньги не купишь.

1Коробейник: Это правда, это да, за деньги не купишь друзей никогда!

2Коробейник:

Пора на ярмарку нам возвращаться,

Да блинами, булочками угощаться!

Коробейники провожают детей ко второму прилавку.

Ребёнок:

Хлебом – солью всех встречает,

Самовар на стол несёт,

Интересные беседы обо всём она ведёт.

Кто она? Отвечу я – это бабушка моя!

Бабушка:

Подходите, внучки и внучата, не стесняйтесь,

Постряпушечками  вкусными моими угощайтесь!

Дети с корзинками в руках подходят к прилавку и берут угощения.

1Ребёнок: Спасибо вам за угощенье!

2Ребёнок: Примите в подарок песню – поздравленье!

Исполняется песня «Лады, лады, ладушки» Е. Гомоновой

Дети (по очереди):

*А давно ли бабушка молодой была?

*А давно ли бабушка косоньки плела?

*За моею бабушкой женихи ходили!

*Ну, а наши бабушки хоровод водили!

1Коробейник:

Так скорее, детушки, вы сюда идите,

Да и бабушек своих дружно позовите.

Будем в хороводе весело играть-

Бабушек любимых наших поздравлять!

2Коробейник:

Пусть сегодня бабушки с внучатами резвятся

И смеяться от души вовсе не боятся!

Проводится хоровод – игра «Купим мы бабушка тебе курочку»

  1Ребёнок:        

Бабушка, как солнышко,

Всех согреет взглядом.

Как внучатам хорошо

С бабушкою рядом!

2Ребёеок:

Всем подарит бабушка

И тепло, и ласку,

Нежно приголубит нас

И расскажет сказку!

Бабушка:

Сказку рассказать вам буду рада я.

Только  вот не знаю, как начать, друзья?!

Сказки перепутались. Ой, беда, беда!

Что же теперь делать мне, совсем не знаю я?!

1Коробейник:

Не печальтесь, бабушка, дети без труда

Распутают все сказки…

Коробейники: Да, да, да!

Коробейники выносят сундук с предметами из русских народных сказок: «Колобок», «Царевна лягушка», «Курочка ряба», «Маша и Медведь», Петушок и бобовое зёрнышко».

2Коробейник:

Мы сейчас в игру поиграем

И сказки по предметам разгадаем!

Проводится игра «Угадай сказку» (р.н.м. «Кадриль»)

Мама, стоящая за третьим прилавкам, пританцовывает с платочком в руках.

2Мама:

Подходите, подходите и на наш товар взгляните:

Есть посуда, хохлома, подносы расписные,

Есть свистульки разные и куколки чудные!

Ребёнок: Хлопайте в ладошки – к вам идут матрёшки!

Девочки – матрёшки поют частушки.

1.

Наши ручки – крендельки,

Щёчки словно яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке!

2.

Мы игрушки знатные,

Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

3.

Ах, матрёшечка – матрёшка,

Хороша, не рассказать!

Очень любят с нами дети

В детском садике играть!

4.

Очень любим мы – матрёшки,

Разноцветные одёжки.

Сами ткём и прядём,

Сами пляшем и поём!

1Коробейник:

Что такое, не пойму? Объясните, что к чему!

Если снизу вверх, взлетели,

Значит, сели…..?

Дети: На качели!

1Коробейник:

А по кругу полетели,

Сели мы ….?

Дети: На карусели!

2Коробейник:

Ну, кто не любит карусель?

Кружись, кружись, кружись.

Кататься можно целый день,

Лишь знай себе – держись!

1Коробейник: А вы, ребятушки, любите на карусели кататься?

Дети: Да!

1Коробейник: Тогда не зевайте, места на карусели занимайте!

Коробейники выносят карусель на середину зала и проводят игру несколько раз.

Игра «Карусели» (р.н.м. «Тюря – ря»)

Ели — ели, ели – ели, закружились карусели,

А потом бегом, бегом, да кругом, кругом, кругом.

Тише – тише, не спешите, карусель остановите!

Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра!

По окончании игры карусель выносят из зала.

2Коробейник:

А ну, народ, остепенись, да к прилавку воротись!

Весь товар рассмотрим дружно, не торопясь, а так, как нужно!

Звучит русские народные наигрыши. Дети возвращаются к третьему прилавку.

На середину зала выходит Коробейник с коробом, в котором лежат деревянные ложки.

1Коробейник:

Раздайся народ, коробейник идёт

С игрушками забавными –

Ложками деревянными!

Знает ложки целый мир.

Ложки – лучший сувенир:

Хохломские, Псковские,

Тульские, Загорские,

Вятские, Смоленские –

Ложки деревенские!

Ребёнок:

Гостей и близких привечаем

Мы ароматным крепким чаем.

А ложки, что ни говори, примечательные!

А ребята ложкари – замечательные!

Мальчики берут ложки из короба и готовятся к выступлению.

Выступают мальчики – «Ансамбль ложкарей» (р.н.м. «Ой, блины, блины, блины»)

1Коробейник: Как у наших у ворот собирается народ!

2Коробейник: Не просто собирается – делом занимается!

Звуковые эффекты «Пение жаворонка». Дети идут и берут птиц, сделанных своими руками. Встают «стайкой» и поют закличку (без музыкального сопровождения)

Дети поют закличку «Жаворонки»

«Кулик, кулик» — жаворонка клик.

Весну привечает, с праздником все поздравляет!

Дети (говорком):

Жаворонушки, летите, бабушкам и матушкам тепло и свет несите!

Коробейники: Чтоб здоровы были – много лет прожили!

Звучит  р.н.м. (по выбору музыкального руководителя). Дети подходят к мамам, бабушкам и дарят им своих жаворонков.

1Коробейник (держа в руках гнездо):

Посмотрите, посмотрите! Что такое, не пойму?!

Что же это? Не понятно даже другу моему!

Второй коробейник качает головой.

Ой, смотрите, там яички!

2Коробейник:

Значит, здесь бывали птички…

Так это же гнездо!

1Коробейник: Красивое оно!

Гнездо – это колыбелька для птенцов. Как мамы заботятся о вас, ребятушки,

Так и птица заботится о своих птенцах. Где бы птицы ни бывали, где бы птицы не летали, они всегда возвращаются в родные края и в своё гнездо.

2Коробейник:

А сегодня для нас птички снесли необычные яички.

Будем сладкими яичками угощаться, да в группу возвращаться!

1Коробейник:

Солнце по небу пошло дальше гулять –

Пора ярмарку нашу уже закрывать!

Коробейники провожают детей в группу и угощают.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2015/01/26/stsenariy-folklornogo-prazdnika-dlya-detey-4-5-let

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста

Сборник

речевыхигр на основе детского фольклора

длядетей

младшегодошкольноговозраста

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………3

Раздел 1: Колыбельные песни

«Котенька-коток»………………………………………………………………..4

«Ой, люли, люли, люленьки»……………………………………………………4

«Бай-бай………»…………………………………………………………………5

«Баю, баю, баиньки»……………………………………………………………..5

«Спи, сыночек мой, усни»……………………………………………………….5

Раздел 2: Потешки

«Пошел котик на торжок…»…………………………………………………….6

«Водичка, водичка, умой мое личико…»………………………………………6

«Наши уточки с утра…..»………………………………………………………..7

«Петушок, петушок….»………………………………………………………….7

«Тень- тень – потетень»………………………………………………………….8

Раздел 3: Заклички

«Солнышко»……………………………………………………………………….9

«Жаворонки — жавороночки»…………………………………………………….9

«Дождик, дождик, веселей…»……………………………………………………9

«Радуга — дуга»……………………………………………………………………10

«Божья коровка»…………………………………………………………………10

Раздел 4: Считалки

Считалки-числовки………………………………………………………………11

Заумные считалки………………………………………………………………..11

Сюжетные считалки……………………………………………………………..11

Авторские считалки…………………………………………………………….12

Раздел 5: Скороговорки…………………………………………………………13

Раздел 6: Загадки………………………………………………………………..14

Раздел 7: Прибаутки……………………………………………………………15

Раздел 8: Приговорки……………………………………………………………16

Пояснительная записка

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст.

В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи — чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Одним из средств речевого развития является детский фольклор. Детский фольклор помогает детям лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, у детей начинают появляться сложные формы предложений, они осваивают навыки разговорной речи.

Использование различных жанров детского фольклора способствует развитию артикуляционного и ого аппарата детей, совершенствует речевое дыхание, слуховое восприятие.

Фольклор помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, у детей накапливается и обогащается активный словарь.

Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.

Использование различных жанров детского фольклора в работе с детьми будет способствовать формированию их правильной речи и предупреждению речевых дефектов.

Данным материалом могут и воспользоваться родители, занимаясь с детьми младшего дошкольного возраста развитием речи в домашних условиях.

3Раздел 1: Колыбельные песни

«Котенька — коток»

Цель: Учить образовывать уменьшительно — ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименование детенышей животных в единственном и множественном числе.

Ход: Дети сидят полукругом, воспитатель укладывает куклу, качает ее и тихонько напевает колыбельную песню.

«Уж ты котенька — коток,

Котя — серенький лобок!

Ты приди к нам ночевать,

Читайте также:  Как приготовить джем из айвы на зиму в домашних условиях

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Ты же ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси»

«Ой, люли, люли, люленьки»

Цель: Воспитывать эмоциональный отклик на слова колыбельной песни. Обогащатьречь детей ласковыми словами.

Ход: Воспитатель предлагает детям представить, что у них на руках любимая игрушка и они ее качают.

«Ой, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Прилетели гуленьки,

Они стали ворковать,

Мою детку усыплять»

4

«Бай-бай………»

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к песенному народному творчеству, обогащать словарь детей.

Ход: Дети поют вместе с воспитателем и повторяют движения за по тексту.

«Ай, бай, бай, бай, (качают головой)

Ты собачка, не лай! (грозят пальчиком)

Ты, корова, не мычи! (показывают «рога»)

Ты, петух, не кричи! (грозят пальчиком)

А наш мальчик будет спать, (сложенные вместеладошки под щёчку)

Станет глазки закрывать» (закрывают глазки)

«Баю, баю, баиньки»

Цель: Закреплять у детей представление о жанре колыбельной песни и ее разновидности путем развития речи.

Ход: Воспитатель в русском народном костюме, качая колыбель, напевает песню. Дети встают в круг берутся за руки поют с воспитателем покачиваясь в такт песни.

«Баю, баю, баиньки,

Купим Ване валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет Ванечка ходить

Новы Валенки носить!»

«Спи, сыночек мой, усни»

Цель: Дать детям представление о смысле незнакомых слов в песне.

Ход: Воспитатель читает и поясняет детям о чём говорится в песне.

«Спи, сыночек мой, усни

Люли, люшеньки, люли

Скоро ноченька пройдёт,

Красно солнышко взойдёт.

Свежи росушки падут,

В поле цветушки взрастут,

Сад весенний расцветёт,

Вольна пташка запоёт.

Люли, люшеньки, люли,

Ты сыночек крепко спи»

Раздел 2: Потешки

«Пошел котик на торжок…»

Цель: Обогащать словарный запас. Развивать коммуникативные навыки.

Ход: Выразительное чтениепотешки воспитателем. Инсценировка потешки детьми.

«Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Кате снесть?

Я и сам укушу

Да и Кате принесу»

«Водичка, водичка, умой мое личико…»

Цель: Развитие микромоторики, обогащение словарного запаса.

Ход: Воспитатель читает потешку и вместе с детьми проделывает движения.

«Водичка, водичка (дети имитируют стряхивание воды с ладоней),

Умой моё личико (показывают, как умывают лицо)

Чтобы глазки блестели (на каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках),

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

«Наши уточки с утра…..»

Цель: Развитие артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения, обогащение словаря.

Ход: Воспитатель читает потешку, дети произносят звукоподражание.

«Наши уточки с утра:

“Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!”

Наши гуси у пруда:

“Га-га-га! Га-га-га!”

Наши гуленьки вверху:

“Гру-гру-гру-гру!”

Наши курочки в окно:

“Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!”

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: “Ку-ка-ре-ку!”

«Петушок, петушок….»

Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение звука. У в словах и словосочетаниях. Развивать умениепроговаривать окончание предложений в потешке.

Ход: Воспитатель читает первые слова предложения, дети договаривают:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь»

7

«Тень — тень — потетень»

Цель: Учить с помощью воспитателя инсценировать не большиепотешки.

Ход: Воспитатель читает потешку, дети в масках изображают животных и проговаривают слова.

«Тень — тень — потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

— Всему миру я краса!

Похвалялся зайка:

— Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

— У нас шубки хороши!

Похвалялся медведь:

— Могу песни я петь!

Удивила их коза:

— Лучше всех мои глаза!»

Раздел 3:Заклички

«Солнышко»

Цель: Учить наизусть закличку «Солнышко». Развивать  интонационную выразительность речи.

Ход: Воспитатель показывает детям картинку, где солнышко почти совсем закрыто тучкой. Предлагает детям посмотреть на картинку и попробовать позвать солнце.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Деточки играют,

Тебя ожидают!»

«Жаворонки — жавороночки»

Цель: Развивать речь детей с помощью закличек, побуждать использовать разную интонацию: громко, тихо, весело, ласково.

Ход: Дети сидят полукругом, воспитатель рассказывает о том, что такое заклички, как и для чего их использовали. Затем предлагает детям послушать и вместе повторить закличку с разной интонацией.

Жаворонки-жавороночки!Перепелки-перепелочки!Прилетите к нам, принесите нам:Весну теплую, лето плодородное,Весну с дождем, лето с травами.

Весну с солнышком, лето с зернышком.

«Дождик, дождик, веселей…».

Цель: Познакомить с содержанием русской народной заклички «Дождик, дождик, веселей…». Продолжать учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них.

Ход: Воспитатель читает детям закличку, затем задаёт детям вопросы по содержанию, дети отвечают.

9

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

«Радуга–дуга»

Цель: Обогащать речь детей, расширять словарный запас, развивать воображение. 

Ход: На прогулке после дождя дети с воспитателем наблюдают за радугой и произносят закличку.

Ай, радуга-дуга. Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко —

К нам в оконышко!

«Божья коровка»

Цель: Развивать связную речь при заучивании заклички, расширять взаимодействие с детьми с целью активизации их речи.

Ход: Воспитатель выразительно читает закличку, беседует с детьми о содержании. Читает повторно с установкой на запоминание.

«Божья коровка,Лети на небко,Там твои деткиКушают котлетки.Всем по одной,

А тебе ни одной»

Раздел 4: Считалки

Считалки-числовки

Цель: Формировать у детей умение вести счет, применять сформированные навыки в разных видах деятельности.

Ход: Воспитатель предлагает детямс помощью считалки выбрать «кота» для подвижной игры «Кот и мыши». Сначала дети проговаривают считалку вместе с воспитателем, затем воспитатель предлагает проговорить считалку кому-то из детей.

«Раз, два, три, четыре, пять.

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга»

Заумные считалки

Цель: Развивать у детей интерес к играм с необычными словами.

Ход: Воспитатель отчётливо, внятно проговаривает каждое слово и побуждает детей к повторению.

«Эни-бэне-рэц,

Квинтер-минтер-жец,

Эни-бени-раба,

Квинтер-минтер-жаба»

Сюжетные считалки

Цель: Развивать у детей воображение, память и чувство ритма.

Ход: Воспитатель предлагает детям заучить наизусть новую, интересную считалку.

«Под горою у реки

Живут гномы — старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Диги-дон, диги-дон —

Выходи из круга вон!»

11

Авторские считалки

Цель: Развитие памяти и чувства ритма.

Ход: Воспитатель, произнося считалку, указывает на участников, и на кого выпадет последнее слово, тот и водит.

«Я — зверёк,

И ты — зверёк,

Я — мышонок,

Ты — хорёк,

Ты хитёр,

А я умён.

Кто умён —

Тот вышел вон!»

12

Раздел 5: Скороговорки

Цель: Вырабатывать четкое и внятное произношение слов и фраз. Развивать слуховое внимание, речевой слух, ой аппарат.

Ход: Воспитатель произносит скороговорку — дает речевой образец, ребенок повторяет.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

В огороде у Федоры – помидоры,

За забором у Федоры – мухоморы.

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

Печка печет,

А речка течет.

Печка молчит,

А речка журчит.

У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

Хороши кармашки

На рубашке Ивашки.

13

Раздел 6: Загадки

Цель: Учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках диких животных.

Ход: Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением животных, предлагает внимательно слушать и отгадывать, о каком животном он говорит. Для этого ребенок должен взять и показать взрослому соответствующую картинку.

Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Всё зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый…. (Волк)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — красота!

Как зовут её? (Лиса)

Кто в лесу огромней всех,

Кто богатый носит мех,

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц) Рыжая, пушистая

На ёлочке живёт.

Крепкими зубками

Орешки грызёт. (Белка)

Раздел 7:Прибаутки

Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству.

Ход: Воспитатель читает детям прибаутки, совершая различные движения, соответствующие прибаутке. Показывает детям игрушки: зверушек, птиц, о которых идет речь в прибаутке.

«Ай, лады-лады-лады,

Начерпал медведь воды

Целое корытце,

Захотел помыться!

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!»

«Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

— То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком!»

«Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам —

Всем нальет в стаканчики:

«Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!»

«Петя-Петя-Петушок,

Петя — красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке — сережки!»

15

Раздел 8: Приговорки

Цель: Развитие речи детей средствами ознакомления их с фольклорным жанром: приговорки.

Ход: Воспитатель используя красочные иллюстрации читает детям приговорки, объясняет значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей.

«Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

«Ах, какая наша пчелка работящая!»

«Птичка-птичка — соловей,

Прилетай к нам поскорей!

Тирли-тирли-тирли-лей,

Жить нам станет веселей!»

«Уж ты, заинька, скок-скок,

Уж ты, беленький хвосток!

Ты не трогай, не дери наше деревце,

Нашу яблоньку, нашу девицу!

Расцветет весной краше всех она,

Соберем большой урожай сполна!»

«Бабочка-красавица,

Что ж тебе не нравится?

Кружишься, не садишься,

Чего же ты боишься?

Вот тебе ладошка,

Отдохни немножко!»

«Травушка-муравушка,

Зелена, пахуча — нет тебя лучше!

На полянке и в лесу

Не тупи мою косу,

Сена в зиму запасу

И коровке принесу!»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/sbornikriechievykhighrnaosnoviedietskoghofolkloradliadietieimladshieghodoshkolnoghovozrasta

Татьяна Попова — Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет

Здесь можно купить «Татьяна Попова — Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: pedagogy_book. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы

Описание и краткое содержание «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре.

Для занятий с детьми 4-5 лет» читать бесплатно онлайн.

В пособии представлены интегрированные циклы занятий по приобщению детей 4–5 лет к истокам русской народной культуры.

Каждый цикл проводится в течение одного месяца и включает в себя занятия по развитию речи, лепке, рисованию, аппликации и др., объединенные общей тематикой.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.Для занятий с детьми 4–5 лет

Татьяна Андреевна Попова

Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Мы считаем необходимым довести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать их в национальных традициях.

Читайте также:  Комплексное занятие в старшей группе детского сада по фгос

Нами были разработаны интегрированные циклы занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры, объединенные общей тематикой.

Содержание занятий основано на следующих основных принципах.

• Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

• Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги и т. п.

• Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры – один из жанров устного народного творчества.

В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

В играх удовлетворяется детская жажда действия. Игры предоставляют обильную пищу для работы ума и воображения.

• Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки и т. д. Используется пальчиковый театр, театр бибабо и костюмированный театр. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта и т. д.

• Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

• Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.

• Создание в группе мини-музея предметов, характерных для русского народного быта. Подобные мини-музеи оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Сентябрь Тема цикла «Во саду ли, в огороде»

Занятие 1. Развитие речи

Тема: «Во саду ли, в огороде».

Программное содержание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Познакомить детей с потешкой «Наш козел». Учить отгадывать описательные загадки. Закреплять знания об овощах, фруктах и ягодах; их названиях.

Материал. Палка (длина 1 м), игрушка Козел-стрекозел, корзина, натуральные овощи, фрукты и ягоды: морковь, огурец, лук, репа, капуста, яблоко, смородина; 3 тарелки, яблоки для угощения детей.

Предварительная работа. Разучивание потешки «Наш козел». Объяснение слов и выражений: «тесто месил», «печку топил», «сказки сказывал», «небылицы», «неслыхальщины». Подбор наглядного материала. На прогулке разучивание русской народной игры «Огородник», объяснение встречающихся в игре выражений «к концу востра», «всяк за вихор возьмет».

Русская народная игра «Огородник».

Каждый играющий называет себя каким-нибудь овощем. Все становятся в круг. Один ребенок – огородник – выходит в середину круга и стучит палкой по земле.

Дети спрашивают у огородника:

– Кто там?

Он отвечает:

– Огородник.

– Зачем пришел?

– За репой!

После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Огородник должен назвать, кто из ребят репа. Если угадал, то «репа» от него убегает, а огородник старается догнать.

Ход занятия

Раздается стук в дверь. В гости к ребятам приходит Козел-стрекозел (игрушка). Козлик приносит подарок – корзину с ягодами, фруктами и овощами. Вначале корзина закрыта, и детям не видно, что в ней находится.

Педагог предлагает детям спеть песенку-потешку про козлика:

Наш Козел-стрекозел

То-то умный был:

Он и по воду ходил,

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

И козлят кормил,

Творогом лепешки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал,

Небылицы,

Неслыхальщины.

Педагог говорит, что песенка очень понравилась Козлику. Затем спрашивает у Козлика, что лежит в его корзине. Козел-стрекозел предлагает детям отгадать загадки – так они узнают, что лежит в корзине.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Я вырос на грядке,

Характер мой гладкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук)

Кругла, да не месяц,

Желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сто одежек —

И все без застежек.

(Капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Черных ягод пышный куст —

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Воспитатель достает названные овощи, фрукты и ягоды, складывает их на столе.

Проводится дидактическая игра «Чторастет в саду и огороде». Козлик просит детей разложить овощи, фрукты и ягоды на три тарелки: первая тарелка – ягоды, вторая тарелка – овощи, третья тарелка – фрукты.

В конце игры воспитатель и Козлик уточняют у ребят, что растет в саду. Дети называют ягоды и фрукты, лежащие на первой и третьей тарелках.

Затем воспитатель спрашивает: «Что растет в огороде?» Дети называют овощи, лежащие на второй тарелке.

На прощание Козлик просит детей еще раз спеть песенку. Дарит каждому ребенку яблоко, уточняет что это: овощ, фрукт, ягода? Прощается и уходит.

Занятие 2. Лепка

Тема: «Лепим овощи и фрукты».

Программное содержание. Закреплять знание загадок об овощах и фруктах. Развивать инициативу, самостоятельность и творческие способности. Закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приемы. Обращать внимание детей на конечный результат работы.

Материал. Корзина с натуральными овощами и фруктами (морковь, огурец, лук, репа, капуста, яблоко). Пластилин, доска для лепки (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Загадывание загадок об овощах и фруктах. На прогулке проведение русской народной игры «Огородник» (см. выше).

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что на предыдущем занятии Козел-стрекозел принес им в подарок много овощей и фруктов. (Показ корзины с овощами и фруктами.)

Предлагает ребятам поиграть в игру «Отгадай»: «Вы мне загадывайте загадки, а я постараюсь отгадать. В случае затруднения вы, ребята, мне будете помогать».

Дети вспоминают знакомые загадки.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Я вырос на грядке,

Характер мой гладкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук)

Кругла, да не месяц,

Желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сто одежек —

И все без застежек.

(Капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Черных ягод пышный куст —

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Воспитатель привлекает детей к отгадыванию загадок, демонстрирует отгадки – овощи и фрукты: «Вот какой богатый урожай овощей и фруктов созрел в наших садах и огородах!»

Затем предлагает ребятам вылепить по желанию любые овощи и фрукты.

Поощряет желание детей самостоятельно лепить разные овощи и фрукты.

Обращает внимание на приемы лепки, используемые детьми. Напоминает о правильных приемах лепки предметов круглой, овальной, удлиненной формы.

В конце занятия воспитатель рассматривает с детьми выполненные работы и предлагает классифицировать их: разложить отдельно овощи и фрукты.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://www.libfox.ru/456295-tatyana-popova-integrirovannye-tsikly-zanyatiy-po-priobshcheniyu-k-russkoy-narodnoy-kulture-dlya-zanyatiy-s-detmi-4-5-let.html

Что мы понимаем под детским фольклором?

В фольклористике отличается собственный детский фольклор — фольклор, созданный самими детьми, и фольклор для детей — произведения, составленные взрослыми, которые обычно и выполняют их для детей.

Г.О.Барташевич, которая глубоко исследовала детский фольклор и опубликовала монографию о его основных жанрах, дает такое определение специфическому художественному творчеству:

«Фольклор для детей — это сложная совокупность жанров, различных по своей природе, времени возникновения, практической и функциональной предназначенности и художественном оформлении».

Она выделяет в детском фольклоре следующие жанры: «колыбельные, детские песни, дразнилки, считалки, жеребьевки, скороговорки, игры, рассказы, сказки, загадки, частушки, детские анекдоты.

В последнее время выделяются в отдельный жанр «страшилки» — рассказы о страшных событиях.

Как видно из этого перечня жанров, детский фольклор тесно связан с традиционным устно-поэтическим творчеством вообще, имеет одинаковые жанры.

Анализ произведений разножанрового детского фольклора позволяет сделать вывод о широком использовании в нем традиционных художественных приемов, изобразительных средств, ритмики, стереотипных образов из поэзии «взрослых».

Но в большинстве жанров проявляется специфическая художественная форма детского фольклора отображения действительности, своеобразная образная система.

Характерная особенность многих произведений детского фольклора — сочетание художественного текста с игрой преимуществом дидактической функции, хотя вообще в них проявляются, кроме этого, познавательная, эстетическая, этическая функции, таким образом, что мы с полным правом можем назвать детский фольклор полифункциональным.

Некоторые исследователи выделяют материнский фольклор, связанный по существу с фольклором для детей, к которому относят колыбельные, пестушки, потемки, поскакушки, загадки и другие произведения.

Колыбельные

Колыбельные — песенки, которые поет мать для ребенка, чтобы его усыпить. Название песни обусловлено ее выполнением: поется во время качания коляски с ребенком.

Древние колыбельные по своему происхождению и устойчивому существованию не потеряли своих функций и популярности и в наше время.

Цель колыбельных — успокоить ребенка — достигается всем ее содержанием и манерой исполнения: любезно и нежно призывается ребенок спать, ссылаясь при этом на животных персонажей — «помощников» в доме, способных взять на себя все зло, чтобы дитя было здоровое.

Самыми распространенными персонажами колыбельных кроме волчка, как в приведенной песенке, являются куры, петушок, голуби.

Г. А.Барташевич резонно заметила: «Чрезвычайная напевность создается пением отдельных слов, звуков, употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Не последнее место здесь принадлежит распространенным повторам в такт качанию.

Потешки

Таким же популярным жанром в детском фольклоре являются потешки, которыми не только развлекают ребенка, чтобы он не плакал, но и приглашают участвовать пальчиками, ручками, ножками.

Например, потешки для водных процедур:

Считалки

Своеобразной игрой является считалка. Считалки представляют собой юмористические стихи, которые произносятся или поются с целью определить очередность участников игры. Например:

Тот, кто произносил считалку, указывал по очереди на каждого участника, и при словах «Тот и вон пойдет» или «А я водить не буду» и др., выходил участник игры, на которого эти слова выпали, и становился ведущим или выполнял другую роль — выбывал из игры (в зависимости от условий).

Детские песни

Разнообразными по тематике являются детские песни, главной функцией которых была развлекательная. Этому способствовало интересное содержание, нередко ирреальное, особенно в песнях, персонажи которых относятся к животному миру, но ведут себя как люди и действуют иногда в обычных крестьянских бытовых условиях.

Для этих песен характерен юмор. Приведем пример:

Некоторые детские песни имеют кумуляторную структуру подобную кумулятивным сказкам. Они представляют собой диалог. Приведем отрывок:

Дразнилки

Остроумным юмором, иногда едким, выделяются небольшие детские стихи дразнилки, для которых характерно насмешка определенной черты характера или внешнего облика человека или персонифицированного животного, и др.:

Игры

Особой популярностью у детей пользовались игры. До сих пор еще не выработана совершенная классификация их.

Е.Р.Романов выделял интеллектуальные игры (игры, которые воспитывают у детей интеллект, сообразительность; изобретательность и др.). и физические игры (они содействуют выработке ловкости, силы и др.).

Читайте также:  Конспект занятия в старшей группе детского на весеннюю тему «звери весной»

Г. А. Барташевич делит детские игры на два разряда: игры как художественно-драматическое действие и игры как средство физического воспитания.

Многие игры связаны с земледелием, хозяйственной деятельностью крестьян, их жизнью и бытом.

В далеком прошлом игры, в которых отобразились аграрная деятельность и животноводство, несомненно имели магическую функцию («Редька», «Овца» и др.).

Сейчас же магическая функция потерялось, основными стали забавная, развлекательная, воспитательная, познавательная.

С особой заинтересованностью относятся дети к хороводным играм, в которых синтезируются пение под определенную мелодию, танцы.

Хороводные игры строятся по-разному, но общим для них является участие коллектива, который в хороводе исполняет танец с пением.

Сначала создается танцевальная пара с дальнейшим вовлечением всех желающих, потом пара распадается в процессе ведения хоровода, в процессе ведения пары выходят в круг поочередно, девушки ходят мелкими шагами, потом тот, кого называют в песне, совсем выходит из игры.

Короткая характеристика детского фольклора не охватывает всех аспектов многожанрового детского творчества и народного творчества для детей. Мы остановились на наиболее важных, чтобы показать роль и значение детского фольклора, его специфику.

Источник: https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/detskij-folklor.html

Русские народные потешки

Народные детские потешки – небольшие рифмы в песенках и стихах, представляют собой короткие приговоры, которыми сопровождались действия матери по отношению к маленькому ребенку в его самые первые месяцы жизни.

Также имеет название вида устного творчества, как «пестушки» и происходит от слова «пестовать» — заботиться, нянчить, воспитывать, со временем, когда ребенок подрастает пестушки постепенно переходили в потешки – веселые песенки, истории и стишки, сопровождаемые играми с пальчиками маленьких ручек и ножек.

Наиболее известные из них – «Ладушки», «Сорока-ворона». Иногда в этих детских песенках присутствовал урок и наставление, как например, о том птенчике-лентяее, который «воды не носил, дров не рубил». Сочинялись они обычно мамами, бабушками или няньками, которые использовали их для того чтобы развлечь ребенка во время кормления, переодевания и других повседневных дел.

Мелодичная и смысловая позитивная составляющая этих фольклорных произведений помогала установить тесный психологический контакт с ребенком, тренировать его память, учить запоминать называния животных, части человеческого тела, настраивать ребенка на продуктивные взаимоотношения со взрослыми.

Примеры русских потешек и пестушек

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые,

Зубки белые.

Тень-тень-потетень, Выше города плетень. Сели звери на плетень. Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: — Всему свету я краса! Похвалялся зайка: — Пойди, догоняй-ка! Похвалялися ежи: — У нас шубы хороши! Похвалялся медведь:

— Могу песни я петь!

Хорошеньким — хорошок. Пригоженьким — пригожок. Стройненьким — стройнячок,

А родненьким — родняшок.

Сорока, сорока, Сорока-белобока. Кашку варила, Деток кормила. На порог скакала, Гостей созывала. Гости услыхали, Быть обещали. Гости на двор, Кашицу на стол. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печки не топил, Каши не варил,

— Не будет тебе ничего!

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала: — На-ка, милый пастушок, Там коровка лежит, На теленка глядит, А домой не идет, Молочка не несет — Надо кашу варить,

Кашей деток кормить.

Варись, варись, кашка, В голубенькой чашке, Варись поскорее, Булькай веселее. Варись, кашка, сладка, Из густого молока, Из густого молока, Да из манной крупки. У того, кто кашку съест,

Вырастут все зубки!

Солнце, солнце, уходи до утра. Всем ребятам спать пора, спать пора. Пастушатам – молока через край,

Тем, кто пашет, — каравай, каравай.

Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставеньку. Засыпай,

Баю-бай.

Источник: https://schci.ru/poteshki.html

Художественная литература и произведения фольклора для детей 4-5 лет

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

(ОТ ЧЕТЫРЁХ ДО ПЯТИ ЛЕТ)

БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСЕНКИ И ПОТЕШКИ

“Іграў я на дудцы”, “Ой, бычок, мой бысенька”, “Кукарэку, певунок”, “Вожык”, “Ягорачка”, “Кую, кую ножку”, “Ласачка”.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСЕНКИ И ПОТЕШКИ

«Жили у бабуси», «Гуси вы, гуси!..», «Ерши-малыши», «Дождик, дождь», «Солнышко-вёдрышко», «Тили-бом!», «Зайчишка-трусишка», «Расти, коса», «Травка-муравка», «Иди,весна», «Гуленьки», «Тень-тень, потетень».

ПЕСЕНКИ И ПОТЕШКИ НАРОДОВ МИРА

«Бабушкины любимцы» (чеш., обр. С. Маршака); «Кораблик», «Котята» (англ., обр. С. Маршака); «Барабек» (англ., обр. К. Чуковского); «Шалтай-Болтай» (англ., обр. С. Маршака); «Ласточка» (арм., обр. И. Токмаковой); «Ястреб» (груз., обр. В. Берестова); «Топ и козлик», «Спляшем» (шотл., обр. И. Токмаковой).

БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

“Курачка-Рабка”, “Былінка і верабей”, “Зайкава хатка”, “Каза-манюка”, “Пчала і муха”, “Муха-пяюха”, “Коцік, пеўнік і лісіца”, “Пшанічны каласок”, “Піліпка-сынок”, “Сынок-з-кулачок”, “Каток — Залаты лабок”, “Як курачка пеўніка ратавала”.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

«Лиса и козёл» (обр. О. Капицы); «Бычок — смоляной бочок» (обр. М. Серовой); «Жихарка» (обр. И. Карнауховой), «Зимовье зверей» (обр. И. Соколова-Микитова), “Зімоўка звяроў” (пер. А. Якімовіча); «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова); «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Толстого); «Бычок — Смоляной бочок» (обр. М. Серовой); «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М.Булатова).

СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА

«Как лиса училась летать» (лат., обр. Ч. Шкленника и С.Бажановой); «Колосок» (укр., обр. С. Могилевской); «Два жадных медвежонка» (венг., обр. А. Кун и В. Важдаева); «Хвастливый заяц» (узб., обр. Н.

Ивашова); «Врун» (яп., пер. Н. Фельдман); «Ивовый листок» (яп., пер. Н. Фельдман); «Пирог» (норв., обр. М. Абрамовой); «Рукавичка» (укр., обр. С.Могилевской), “Рукавічка”, «Три поросенка» (англ., пер. С.

Михалкова), “Трое парасят”.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

Ш. Перро. «Красная шапочка» (фр., пер. А. Введенского), “Чырвоная шапачка” (пер. Р. Яўсеева); Братья Гримм “Заяц и еж”, «Бременские музыканты» (пер. А.Введенского); М.Горький “Воробьишко”; Д.Мамин-Сибиряк “Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост”; В.Бианки “Первая охота”; Ю.Дмитриев “Что такое лес”; С.

Козлов “Как ослику приснился страшный сон”, “Зимняя сказка”, “В сладком морковном лесу”, “Доверчивый ежик”; Э.Мошковская “Вежливое слово”; Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей (главы из книги)”; В.Осеева “Волшебная иголочка”; Г.Остер “Одни неприятности”, “Эхо”; Р.Сеф “Сказка о кругленьких и длинненьких человечках”; К.

Чуковский “Федорино горе”, “Тараканище”, “Телефон”, “Тэлефон” (пер. К.Кірэенкі).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ПОЭТОВ

Т. Кляшторная. “Ветлівыя словы”, “Шпак”, “Дожджык”, “Паўцякалі цацкі”, “Не сквапная”, “Сукенка раскажа”; В.Вітка “Піла”; В. Рабкевіч. “Едзе восень”; С. Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”, “Возера лясное”, “Замак”, “Змей”, “Алоўкі”, “Елка”, “Навагодняя песня”; А.Лойка “Кураняты”; Г.Іванова “Я будую дом з пяску”; А. Дзеружынскі.

“Пралеска”, “Бусел і хлопчык”; А. Прохараў. “За адвагу”, “Мурашыная святліца”; І.Муравейка “Адмарозіў лапкі”, “Шалтай-Балтай”; С. Новік-Пяюн “Верабейчыкі”, “Над калыскай”; В.Лукша “Вясёлка”; Я. Купала. “Лістапад”; Я. Журба. “Першыя сняжынкі”, “Дзед Мароз”, “Восень”, “Коцік”, “Вавёрка”, “Пчолка”; З. Бядуля. “Мае забавы”; М. Хведаровіч.

“Свеціць, як сонца, ад самай калыскі”; Л. Пранчак. “Завіруха”; Э. Агняцвет. “Зямля з блакітнымі вачамі”, “Маме”; А. Бадак. “Мышка”, “Беларусачка”, “Зайчаняткі”; Д. Бічэль-Загнетава “Радзіма”; С. Грахоўскі. “Сонечная сцежка”, “Наш май”, “Сунічкі”; Л. Рашкоўскі. “Я хачу салдатам стаць”; Л.Дайнека. “У весновым лесе”; А. Грачанікаў. “Сон”; Я. Колас.

“На рэчцы зімой”, “Дзед госць”, “Зіма”, “Песня аб вясне”, .”Сонца грэе, прыпякае”, “Храбры певень”; У. Дубоўка. “Пра дзеда і ўнука”; В. Жуковіч. “Калядная вячэра”; П. Прыходзька. “Сіненькія вочы”; М. Танк. “Галінка і верабей”, “Ехаў казачнік Бай”; А. Русак. “Мой край”; А. Ставер. “Як зроблены цацкі?”; Н. Тулупава. “Сыражуйкі”; Р. Барадулін.

“Ната маму любіць надта”, “Ай! Не буду! Не хачу!”; Ю. Свірка. “Сёння ў нашай мамы свята”, “Бабуліны казкі”; Леанід Дранько-Майсюк. “Пра добрую мышку і мудрую кошку”; В. Іпатава. “Янка-запытанка”; С. Шушкевіч. “Пайшоў коўзацца каток”, “Цяжка жабцы жыць без хаткі”, “Нашы сябры”; А. Якімовіч. “Звяры нашых лясоў”; А. Бялевіч. “У лесе”; Э. Валасевіч.

“Сама”; В.Вярба “Матуліны рукі”.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ

В. Жуковский «Птичка»; Н.Некрасов «Перед дождем» (в сокращении); И. Бунин. «Льёт дождь» (из стихотворения «Листопад»), «На пруде» (в сокращении), «Всё темней»; А.Фет «Ласточки пропали…» (в сокращении); А. Майков. «Голубенький, чистый» (из стихотворения «Весна»), «Осень» (отрывок); А. Пушкин.

«Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок), «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); А. Плещеев. «Уж тает снег…» (из стихотворения «Весна»), «Дождь шумел …» (из стихотворения «В бурю»); С. Дрожжин. «Ласточка»; И. Никитин. «Ясное утро…» (из стихотворения «Утро на берегу озера»); Ф.

Тютчев «В небе тают облака …» (в сокращении); А. Блок. «Спят луга…» (из стихотворения «Колыбельная песня»), «Зайчик», «Ветхая избушка»; С. Есенин. «Поёт зима — аукает…»; С. Чёрный. «Кто?», «Когда никого нет дома»; З. Александрова. «Дождик»; А. Барто. «Уехали», «Я знаю, что надо придумать»; Е. Благинина. «Эхо», «Бабушкины руки»; О.

Дриз «Правая и левая»; Б. Заходер. «Никто», «Кискино горе»; С. Маршак. «Мяч», «Багаж», «Детки в клетке», «Про всё на свете», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый»; С. Михалков «Дядя Степа»; Ю. Мориц. «Трудолюбивая старушка», «Жила-была конфета»; Э. Машковская. «Добежали до вечера»; Г.Сапгир «Садовник»; И. Токмакова.

«Ива», «Сосны»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Игра», «Врун», «Очень страшная история».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПОЭТОВ

Я. Бжехва. «Клей» (польск., пер. Б. Заходера); А. Дэви. «Дожди» (инд., пер. И. Токмаковой); Ф. Грубин. «Очки», «Качели», «Слёзы» (чеш., пер. М. Ландмана); Ф.Х. Дагларджа. «Две птицы», «Небо», «Горы» (тур., пер. Я. Акима); В. Паспалеева. «Пчёлка» (болг., пер. И. Воробьевой); А.Босев «Трое» (пер. с болг. И.Токмаковой); А. Наранг.

«Звёзды-звёздочки» (инд., пер. И. Токмаковой); Н. Узде. «Кукушка» (яп., пер. В. Марковой); М.Карем “Мой змей” (пер. С фр. М.Кудинова); Ю. Тувим. «Письмо», «Про пана Трулялинского» (польск., пер. Б. Заходера), «Овощи» (польск., пер. С. Михалкова), “Гародніна” (пер. А. Валюгіна і С. Дзергая); Я. Райнис. «Наперегонки» (лат., пер. Л.

Мезинова).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

І.Бурсаў “Страшная казка пра страшнага звера”; В.Хомчанка “Яблык”, “Яшава рукавічка”; У. Юрэвіч. “Пацалунак асвы”, “Бярозчыны валёнкі”; В.Вітка “Натальчына сямейка”; А. Кобец-Філімонава. “Сем мастакоў”; Я. Брыль. “Жыў-быў вожык”; Б. Сачанка. “Насцечка”; І.Шуцько “Смелая ўнучка”.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

К.Ушинский «Умей обождать», “Умей пачакаць” (пер. А.Сачанкі), «Вместе тесно, а врозь скучно», “Разам цесна, а паасобку сумна”; Л. Толстой. «Пришла весна», “Надышла вясна” (пер. А.Сачанкі), «Хотела галка пить», “Хацела галка піць” (пер. А. Сачанкі); В. Вересаев. «Братишка»; В. Драгунский.

«Тайное становится явным»; Б. Житков. «Что я видел»; М. Зощенко. «Глупая история», “Показательный ребенок”; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Е. Пермяк. «Торопливый ножик»; М. Пришвин. «Журка», «Ребята и утята»; Н.Сладков «Неслух»; Е. Чарушин.

«Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Лисята», «Воробей».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Л. Берг. «Пит и воробей» (гл. из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита», англ., пер. О. Образцовой); Д. Эдвардс. «Шалунья-сестричка» (гл. из книги, пер. с англ. Н. Тёмчиной), С. Вангели. «Подснежники» (молд., пер. В. Берестова).

Источник: https://ds12kalin.schools.by/pages/hudozhestvennaja-literatura-i-proizvedenija-folklora-dlja-detej-4-5-let

Ссылка на основную публикацию