Оценка развития детей дошкольников 2- 3 лет

Оценка уровня развития ребенка дошкольного возраста

Важным этапом при домашнем обучении ребенка до 6 лет является своевременная и качественная оценка освоенных умений и знаний ребенком в определенном возрасте.

Для упрощения данной оценки для каждого возраста есть усредненные показатели, которые возможно применить для конкретного малыша для проведения анализа его развития.

Такая оценка знаний преимущественно проводиться раз в год в период после дня рождения ребенка. Весь процесс проходит в игровой форме и представляет собой предложение ребенку выполнить то или иное задание, ответить на вопрос.

Что проверять для оценки уровня развития дошколенка

Специальные упражнения, тесты преподносятся ребенку в дошкольном периоде для оценки его навыков и знаний.  Должны соответствовать одному из направлений обучающей деятельности или же быть комплексными, позволяющими решать ряд задач.

Направления знаний, признанные обязательными в дошкольном периоде

  • познание окружающего мира;
  • раскрытие творческого потенциала через рисование;
  • развитие речи;
  • занятия направленные на развитие мелкой моторики;
  • основы математики;
  • подготовка руки к письму.

Каждое из направлений должно быть задействовано на каждом из этапов жизни ребенка и входить в ежедневные занятия в той или иной мере.

Итоговая ежегодная оценка

Знания и умения проверяются на базе того материала, который был внедрен и усвоен в прошедший этап с применением техник, которые знакомы ребенку. Такой подход позволит достичь наилучшего результата.

Особенность дошкольного периода у детей

Особенностью дошкольного периода у детей является его творческая составляющая. Она позволяет постигать большое количество нового материала, через простейшие формы общения с миром.

Самым важным для данного периода является речь. Все обучение строится через общение с ребенком посредством слов и обращений. Уже с пеленок малыш должен купаться в речи взрослого, направленной на него. При этом взрослые должны поддерживать и хвалить все малейшие успехи ребенка в освоении окружающего мира.

Опираясь на усредненные данные о знаниях и умениях освоенных в разном возрасте, родитель или взрослый занимающийся обучением, могут составить индивидуальный план развития конкретного ребенка, учитывая его психологические и физические особенности.

Так, важно иметь понимание о том, какой вид преподнесения новой информации наиболее подходит конкретному ребенку. Какая из многочисленных форм повторения усвоенных знаний вызывает интерес. На какую область знаний необходимо обратить особое внимание.

Период жизни ребенка 4-5 лет является очень активным и познавательным, так как к этому возрасту большинство детей уже прекрасно освоили все необходимые…Развитие детей после первого года идет разными темпами, что напрямую связано с заложенными данными и усердием родителей. Для каждого ребенка характерен свой…К первому году жизни большинство детей уже осваивают основные физических навыки в виде передвижения при помощи ног, захват предметов руками. Некоторые дети…Старший дошкольный возраст – это возраст психологического взросления. У ребенка изменяется социальный статус. Он начинает понимать, что скоро произойдет много изменений в…Кажется, еще вчера малыш только появился на свет, а сегодня это уже самостоятельный ребенок, который готовится отправиться в школьный мир, в первый…

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/ocenka-razvitiya-rebenka/

Тесты для оценки психического развития детей трех лет

На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.

Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития

Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности.  Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.

Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.

Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.

Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.

Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.

Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.

Как определить уровень психического развития детей: задания

Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.

Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:

  • речевых функций (скудный словарный запас и несовершенная фонематическая сторона речи);
  • психомоторных функций (слабая мелкая моторика пальцев рук);
  • внимания (недостаточная концентрация, быстрое переключение внимания, повышенная отвлекаемость).

Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:

  • недостаточная познавательная активность;
  • нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
  • избирательная активность с выбором отдельных игр;
  • быстрая утомляемость.

В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.

Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей

Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.

Нормальные дети Дети с задержками развития
Моторика Во время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу. Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима.
Сенсорно-перцептивная деятельность Малыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки. Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь.
Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с  удовольствием слушает сказки. Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков.
Игровая деятельность Дети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему. Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми.
Умения Дети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы. Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек).

Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии

Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.

Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети справятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования — определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.

Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания — проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.

Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот — показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.

Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.

Тест на умение группировать предметы. Предложите сгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт — в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.

Читайте также:  Идеи для пасхи

Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.

Диагностика ориентировки в пространстве. Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.

Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/testy-dlya-otsenki-psihicheskogo-razvitiya-detej-treh-let.html

Диагностика психического развития детей 1,5 — 3 лет

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)
Нормативы: сличение от 1,5—2 лет; выбор по названию — в 2—3 года; самостоятельность названия — в 2,5—3 года.

Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций: 1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»; 2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек».

• Аналогично предъявляются другие задания. Форма

Нормативы:

сличение — от 1,5—2 лет; выбор по названию — в 2 года; самостоятельность названия — в 3 года.

Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

Пример инструкции: 1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают); 2) «покажи, где кубик»; 3)»назови форму». Предметный гнозис

Стимульный материал: 10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция: 1) «покажи, где нарисован …»; 2) «что нарисовано?» или «что это?»

Нормативы:

В 1,5—2 года называют 4—5 картинок. В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель. В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимулъный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок.
Нормативы: выбор из двух карт инок — в 2 года; выбор из четырех картинок — в 3 года. Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки»)

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.
Нормативы: разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;

разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.

Анализ результатов: 1) совершает целенаправленные действия; 2) соединяет части без анализа полученного целого; 3) прикладывание с разворотами; 4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5— З лет)                 

Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.
Анализ результатов: 1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным); 2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения; 3) сопоставление и исправление ошибок; 4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений; 5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение. Пространственный гнозис      

Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы :

2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;

3,5—4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности

Складывание пирамидки. Складывание матрешки
Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.
Нормативы: снимают кольца с пирамидки — в 1 год; собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5—2,5 года; собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными; 2) простое манипулирование (специфическая манипуляция); 3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета); 4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения); 5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их); 6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

Методика «Вкладыши» («Мисочки»)
Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Анализ результатов: 1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия); 2) специфические манипуляции (познавательные); 3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша); 4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия); 5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только  зрительного анализа); До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5—3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка.

Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т.е.

быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И.

Леонгард)
Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Анализ результатов: до 3 лет допускается силовая проба; в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения. Ребенок действует силой, т.е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы:

 ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези.

Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга.

Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

Нормативы: 15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может  вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге; 18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая  одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит  игрушку на новом месте; 2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных  действий; 2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.
Анализ уровня развития игры: 1) неадекватные действия с игрушкой; 2) манипуляция с предметами — до 2 лет; 3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т.п.); 4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т.п.);

Читайте также:  Детские заклички приговорки, дразнилки, мирилки

5) сюжетная игра — к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы

Общая моторика.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам: 1 год — самостоятельная ходьба; 1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола; 2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом; 3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами. Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук. Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий. Тонкие движения пальцев рук Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

Нормативы:

2 года — повторяют штрихи, рисуют круги; 2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».

Оральный праксис:

губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку); щек (надуть и втянуть щеки); языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводятся ли движения до конца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование памяти

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.
Нормативы : 1,5 года — выполняют 3 действия; 2 года — выполняют 3—4 действия; 3 года — выполняют 5 действий.

Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения. Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Исследование внимания

Методика «Зрительный диктант»
Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).
Нормативы: для детей 2—2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки; для детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки; для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся».

Анализ результатов: скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания); 2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий); 3) «застреваемость» внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности. 1. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный; в) контакт устанавливает с трудом; г) уходит от контакта; д) протестная реакция. 2.Внимание: а) взгляд фиксирует (не фиксирует); б) устойчивое (неустойчивое); в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой; г) «застревание»; д) с явлениями генерализации. 3.

Фон настроения: а) нормальный; б) несколько повышен (снижен); в) эйфорический; г) депрессивный; д) контрастирующий. 4.

Реакция на поощрение и порицание: а)адекватная; б) индифферентная; в) с повышением (понижением) результативности работы; г) корректировка деятельности; д) отсутствие реакции; е) отказ от деятельности при порицании; ж) агрессивная реакция на порицание; з) дезорганизация деятельности.

Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого. Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи.

При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/32-diagnostika-nervno-psixicheskogo-razvitiya-detej/544-diagnostika-psixicheskogo-razvitiya-detej-15-

Диагностика раннего возраста 2-3 лет

ОБСЛЕДОВАНИЕПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ

ПРИТЧА «Белый медведь»

      Как-то одному зоопарку  губернатор города  № подарил белого медведя. Подарить-то подарил, да зоопарк к этому готов не был. Поэтому руководство зоопарка распорядилось временно поместить белого медведя в большую клетку, пока не будет построен специальный бассейн.

Но медведь-то белый большой, поэтому самая просторная клетка, какую нашли в зоопарке, оказалось тесной для полярного гиганта.

В ней медведь делал три шага в одну сторону, грузно разворачивался, задевая прутья клетки, затем три – в другую сторону,  опять грузно разворачивался…

      Прошло время, бассейн построили, из клетки медведя выпустили, дав ему новые и гораздо большие возможности, но… медведь упорно продолжать делать 3 шага, в одну сторону, 3 шага в другую сторону, опять разворот… За это время, пока медведь сидел в клетке, ожидая, когда же построят бассейн, он тоже кое-что построил – клетку внутри себя.

      Порой мы бываем этим медведем. Мы тоже строим клетки. И прутья этих клеток – наши убеждения, привычки, шаблоны поведения. «Так нельзя, потому что…», «Ты неудачник, потому что ты пробовал, и не выходило…» и т.д. Часто мы не осознаем этих ограничений.

Подошло к концу первое десятилетие XXIвека. Жизнь не стоит на месте, происходит непрерывное движение. Меняется общество, его устои, нормы, ценности. Появляются новые поколения – те, кому определять дальнейший ход истории. Именно от воспитания подрастающего поколения зависит, каким будет наше общество через несколько десятилетий.

Известно, что в наши дни отмечается рост неврологической патологии новорождённых. Негативно влияют на нервную систему ребёнка факторы социальной депривации (отсутствие, потеря).

Впоследствии увеличивается количество детей, не способных обучаться по общеобразовательным программам и требующих особой организации системы педагогического воздействия.

По российской статистике, основной контингент дошкольников, посещающих специализированные группы детских садов, составляют дети с задержкой психического развития.

Отклонения в развитии психической сферы, в частности, могут диагностироваться у ребёнка раннего возраста при наблюдении за ним специалистами образовательных и медицинских учреждений. Следовательно, оказание необходимой помощи в этом случае будет  происходить ещё до возможной постановки диагноза «задержка психического развития» либо сразу же после появления соответствующего заключения в младшем дошкольном возрасте.

 Нами разработан комплекс мероприятий для работы с детьми раннего возраста, имеющими проблемы познавательного развития. Занятия в этот период особенноактуальны в связи с тем, что возраст от 1,5 до 3 лет, по мнению Л.С. Выготского, является наиболее продуктивным для развития речи.

Предложенный нами комплекс мероприятий хорошо зарекомендовал себя при   использовании его в работе с детьми раннего возраста, с проблемами развития познавательной сферы (задержка психического развития) более старшего возраста.

Комплексная направленность системы занятий приводит к предупреждению или нивелированию вторичных отклонений.

Вовлеченность в работу родителей и воспитателей делает коррекционно- развивающий процесс более целостным, повышает результативность деятельности.

Хочется напомнить вам, что всегда необходимо оказывать должное внимание результатам усилий ребёнка, поскольку именно так происходит закрепление осознания малышом имеющихся у него потенциальных возможностей и ощущения успешности.

№ пп Наименование задания
2-3 года
1 Поймай шарик +
2 Спрячь шарики: в две коробочки, в три коробочки +
3 Разбери и сложи матрёшку: двухсоставную, трёхсоставную +
4 Разбери и сложи пирамидки: из трёх колец, из четырёх колец +
5 Найди парные картинки: две, четыре +
6 Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, жёлтый или белый),С четырьмя (красный, жёлтый или белый, зелёный, синий) +
7 Сложи разрезные картинки: из двух частей, из трёх частей +
8 Построй из палочек: молоточек (из двух палочек), домик (из трёх палочек) +
9 Достань тележку: скользящая тесёмка, скользящая и одна ложная тесёмка +
10 Нарисуй: дорожку, домик +

РЕКОМЕНДАЦИИ, КАК ВОСПИТАТЕЛЯМ, ТАК И РОДИТЕЛЯМ:

·       Развитие психических процессов восприятия цвета, формы и величины предметов, формирования навыка ориентировки в пространстве, целостности восприятия, тактильного восприятия и т.д.

·       Развитие общей и мелкой моторики, графических умений, а также навыков продуктивных видов деятельности.

·       Формирования мотивации к участию в совместной деятельности, развитие способности испытывать чувство сопереживания героям занятия.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/diagnostika_rannego_vozrasta_2-3_let-54284.htm

Нервно — психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста

Нервно психическое развитие детей в разном возрасте. Что ребенок должен уметь делать в процессе своего развития?

В задачу родителей входит помощь своевременного развития ребенка. Воспитание включает в себя не только внедрение развивающих игр, но также диагностирование. Это дает понять, какие цели достигнуты, а над чем еще нужно работать.

Диагностика нервно — психического развития

В школьном возрасте диагностирование проводят учителя. Маленький ребенок развивается в окружении родителей, поэтому именно они должны заниматься диагностированием развития. Здесь важно беспристрастно анализировать результаты теста и выделять успехи или опоздания.

Все системы диагностики сводятся к обычному общению. В ходе разговора взрослые задают наводящие вопросы, чтобы получить ответ. В некоторых случаях ответ может быть неординарным, его необходимо обдумать, прежде чем вынести решение.

В процессе общения важно, чтобы ребенок чувствовал себя естественно и непринужденно. От этого зависит точность и правильность его ответов. Искренняя реакция на вопросы дает самые точные результаты диагностирования.

Читайте также:  Использование дидактических игр на занятиях в детском саду

Карта нервно — психического развития

Для систематизации нервно психического развития, все данные диагностики следует заносить в карту. Все что ребенок умеет, фиксируют при помощи знака «+», недоступные навыки отмечают при помощи знака «-». Темные ячейки обозначают, что в этом возрасте навык еще не доступен.

Умения ребенка Возраст
10м. 1г.3м. 1г.6м. 1г.9м. 2г. 2г.6м. 3г.
Физические способности
Возможности бега:
— бегает неуверенно
— хорошо бегает
— переключается на бег или ходьбу по просьбе
— может менять темп бега, направление на ходу
Возможности ходьбы:
— сам ходит
— поднимается по нескольким ступенькам
— поднимается по детской лесенке шагом с чередованием ног, спускается приставляя ногу
— ходит по узкой поверхности, не оступаясь
— умеет держать равновесие
Работа с мячом:
— может покатить или бросить мячик
— заталкивает мяч в обозначенный промежуток (ворота)
— бросает мяч двумя руками вверх или вниз
— бросает мяч, стараясь попасть в цель не выше его роста
— пытается поймать мяч двумя руками
— ловко бросает мяч
Речевая функция
Понимает слова:
— понимает общие простые слова
— понимает слова, описывающие окружающую обстановку
— показывает части липа при вопросе родителей
— понимает небольшие расскази. Отвечает на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?»
— понимает рассказ взрослого в котором нет событий, которые ребенок пережил
Собственная речь:
— издает простые звуки
— строит простой слог (ма-ма, ба-ба)
— сопровождает игры словами
— строит предложения из трех слов
— строит предложения из четырех слов и больше
— спрашивает «Куда?», «Где?», «Как?»
— строит сложные предложения
— знает около 1500 разных слов
Самостоятельность
— сам употребляет густую пищу
— сам употребляет полужидкую пищу ложкой
— просится в туалет
— старается исправить неопрятность в одежде
— может снимать некоторые вещи
— использует носовой платок
— одевается, но пуговицы не застегивает
— помогает делает простые бытовые вещи
— полностью одевается сам
— умеет расчесывать волосы
Социальная направленность
— Показывает яркие эмоции родителям
— Перенимает чувства других детей (если все смеются, тоже начинает)
— Показывает разные эмоции при медленной и быстрой музыке
— изучает картинки
— под музыку повторяет знакомые движения
— подражает эмоциям взрослых
— в играх появляется эмоциональная речь
— сочувствует, если рядом плачет ребенок
— выделяет свое эмоциональное состояние
— хочет быть хорошим, гордиться родителями
— переживает, когда родители уходят
— появляются первые признаки независимости
Взаимодействие с окружающими предметами
— одевает кольца на стержень
— черкает карандашом на бумаге
— играя с кубиками, строит башенки
— может одевать крупные бусы на веревку
— строит из кубиков простые сооружения
— рисует горизонтальные и вертикальные линии
— успешно собирает матрешку
— строит из кубиков высокие башни
— разминает в ладошках пластилин
— делает простые аппликации

Критерии нервно — психического развития

Определение уровня развития рассматривают комплексно, учитывая важные критерии:

  • физические способности
  • речевая функция
  • самостоятельность
  • социальная направленность
  • взаимодействие с окружающими предметами

Нервно — психическое развитие таблица

Общее развитие ребенка сводиться к приобретению определенных навыков к соответствующему возрасту. Если карта развития рассматривает более глубоко каждое умение, то представленная таблица является напоминанием того, что ребенок должен уметь в определенном возрасте.

Оценка нервно — психического развития

Результаты развития ребенка подлежат оценке со стороны взрослых. При этом различают четыре этапа, которые формируют психику человека.

  • Первый этап – в течение первого года жизни ребенок получает основные навыки движения. Период характеризуется овладением мелкой и крупной моторики
  • Второй этап – в возрасте от одного года до трех лет, ребенок учится осознанно реагировать на внешний мир, взаимодействуя с окружающей обстановкой. Период характеризуется сенсорным развитием
  • Третий этап – самый длинный этап (от 3 до 12 лет). Происходит развитие индивидуального мышления. Все чаще действия выполняются после предварительного обдумывания
  • Четвертый этап – от 12 до 14 лет. В это время происходит полноценное становление психики ребенка. Выделяется собственное мышление. Период характеризуется полноценным формированием индивидуальной личности
  • До 15 лет у ребенка отмечают два кризисных возраста, которые требуют особого внимания и подхода со стороны родителей. Первый кризис может возникнуть в 2 – 3,5 года, второй в период от 12 до 15 лет
  • Первый кризис связывается с быстрым формированием психики и физических данных, что приводит к нагрузке на все жизнеобеспечивающие органы. Второй возраст связывают с изменением внутренних желез, половым созреванием

Нервно — психическое развитие детей до года

В течение первого года ребенок постепенно формирует свое сознание. Начало развития происходит с удерживания двигающегося предмета в поле зрения. Затем начинает прислушиваться к громким звукам, различать голоса родителей.

  • В два месяца сам произносит некоторые звуки. Затем начинается физическое развитие, ребенок может поднимать голову, лежа на животе, долго удерживать ее
  • В четыре месяца у ребенка часто появляется проявление радости, когда он видит маму и папу. Затем начинает отличать родных и близких людей от чужих людей
  • Полугодичный возраст требует небольших навыков моторики, удерживание игрушки в руке, перекладывание ее. Затем развивается двигательная функция, ребенок начинает активно ползать
  • После начинает подражать родителям, любит долго играть. Примерно в девять месяцев может начать неуверенно ходить, узнавать предметы вокруг. Со временем учиться преодолевать небольшие препятствия, взбираться на диван или кресло.
  • Ближе к году узнает родителей на фотографиях, с интересом рассматривает все новое

Нервно — психическое развитие ребенка 1 и 2 лет

В этом возрасте малыш успешно осваивает все формы движения, от ползания на коленках до умелой ходьбы на ногах. Тест по развитию включает способность перешагивать через расположенные на полу небольшие предметы. При этом шаг должен чередовать как правую, так и левую ногу, а не начинаться с какой-то одной.

В реальности ребенок выполняет намного больше активных действий. Взбирается на все, что расположено не намного выше него. Это может быть как небольшой пуфик, так и большая стиральная машина.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста характеризуется умением запоминать слова, составлять хороший словарный запас, примерно 200-300 слов. Ребенок может наизусть прочитать стихотворение или пересказать отрывок из небольшого рассказа. Нервно психическое развитие включает огромное впитывание информации. Дети могут услышать любую фразу и повторить ее через несколько дней.

Нервно — психическое развитие ребенка 3 и 4 лет

Все приобретенные навыки усиливаются. Добавляется несколько новых. Ребенок может самостоятельно кушать, больше проявляется умение обслуживать себя. Моет руки с мылом, может вставлять ключ в дверной замок и прокручивать его.

Сильнее развивается психическое положение. Делает простые выводы, учиться анализировать все вокруг. Часто может заранее обдумывать свои действия или планы. В это время должен уметь хорошо и членораздельно общаться.

Ближе к четырехлетнему возрасту больше старается быть самостоятельным. Может сам ходить в туалет, когда нужно, одеваться и обуваться. Психическое развитие заключается в умении сосредотачиваться над поставленной целью, контролировать некоторые свои действия и желания. Выделяет область любимых занятий.

Нервно — психическое развитие детей 5 и 6 лет

Этот период характеризует ребенка, как мыслящего человека. Перед началом любой игры, участвует в распределении ролей, планирует, что будет и, как это будет выглядеть.

  • Во время рисования больше уделяет внимание мелочам, детально прорисовывая некоторые элементы. Изображения становятся более сложными и имеют логический смысл
  • Нахождение в детском саду развивает умение общаться со сверстниками и старшими людьми. Учится быть частью коллектива, взаимодействовать со всеми окружающими людьми. В этот период появляются личные симпатии, ребенок выделяет друзей среди всех ребят, которые находятся в группе
  • Нервно психическое развитие ребенка дошкольного возраста заключается в умении контролировать свои действия, выполнять предоставленную работу, даже если она не нравится. Может грамотно вести диалог, составлять связные предложения, наполненные конкретным смыслом

Нервно — психическое развитие подростков

Подростки еще не являются взрослыми людьми, но и детьми их уже не назовешь.

Этот период часто называют подростковым и переломным, когда у человека формируется его половая зрелость, меняется построение внутренних желез.

У мальчиков появляется растительность на лице, ломается голос. У девочек появляются первые менструации, меняется форма рук, округляются ягодицы, увеличиваются молочные железы.

С психической стороны подростки все чаще ведут себя как взрослые люди. Но иногда проявляют свой детский характер. Появляются первые признаки независимости от родителей, которая может выражаться в разных формах, иногда неприятных для родителей.

  • В этот период подростки достаточно ранимы, они еще осмысливают жизненные законы, поэтому чаще всего появляется такое понятие, как «подростковый максимализм». Мышление, при котором явно завышаются нормы морали или идеалы. Происходит формирование личности, становление психики
  • В этом возрасте возникает первое половое влечение, подростки больше обращают внимание на свою внешность. Особенно быстро происходит физическое развитие. Дети с небольшим ростом в этом время могут значительно прибавить и вытянуться
  • Последнее время отмечается процесс акселерации – быстрого роста и полового созревания детей. При этом психическое развитие остается на прежнем уровне. Поэтому за подростками нужно внимательно следить и адекватно реагировать на их поведение, помогая окрепнуть и прочно сформировать личность

Видео: Нервно-психическое и физическое развитие ребенка первого года жизни

Источник: https://heaclub.ru/nervno-psihicheskoe-razvitie-detej-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию