Рассказы для детей средней группы детского сада

Примерный список литературы для чтения детям в средней группе

Примерный список литературы для чтения детям в средней группе

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел…»; «Зайчишка-трусишка…»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси…»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел…», «Сегодня день целый…», «Барашеньки…», «Идет лисичка по мосту…», «Солнышко- ведрышко…», «Иди, весна, иди, красна…».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И.

Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В.

Даля; «Петушок ибобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру

кружат…»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет…» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин.

«Поет зима — аукает…»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц.

«Песенка про

сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С.

Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов.

«Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям…», «Мальчик стерег овец…», «Хотела галка пить…».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер.

«Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О.

Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить…», «Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки; А.

Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики…

»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук…», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

Источник: https://sedova.edumsko.ru/folders/post/1040728

Средняя группа — Сказки и стихи для детей

Эти игры содействуют быстроте и ловкости движе­ний, дисциплинированности, внимательности. С этой же целью организуются игры в лото; роль ведущего пору­чается то одному, то другому ребенку. В этих играх уточняются и расширяются представления детей об ок­ружающих предметах и явлениях.

В дидактических играх «Катание цветных шариков», «Нанизывание колец», «Цветная посуда» дети усваива­ют названия цветов.

Представление о величине уточня­ется в играх с игрушками-вкладышами (матрешки, ми­сочки): дети сравнивают части, отбирают одинаковые, собирают их в порядке постепенного уменьшения или увеличения.

Ориентировку в предметном мире дети уточ­няют в играх с разнообразными игрушками, предмета­ми обихода, картинками, например: «Что в мешочке», «Чудесный мешочек».

Музыкальные дидактические игры: «Уз­най по голосу», «Погремушка или бубен?», «Что кукла делает?» (воспитатель поет поочередно колыбельную, марш, пляску — ребенок играет с куклой: укачивает, марширует, пляшет).

ЗАНЯТИЯ

С детьми пятого года жизни ежедневно утром про­водится одно занятие в первой половине дня длитель­ностью 15—20 минут.

На занятиях детей приучают сосредоточивать внима­ние, слушать указания педагога и действовать в соот­ветствии с ними. Дети приучаются к сдержанности и дисциплине (до конца выслушивать объяснение, стара­тельно выполнять указания, говорить по очереди, не пе­ребивать говорящего).

Воспитатель использует художественный материал, применяет игровые приемы в целях развития устойчиво­сти, произвольности внимания, усидчивости.

Особенно живо дети воспринимают знания и усваивают навыки, когда слово соединяется не только с наглядностью, но и с действием.

Слыша, видя, действуя, дети более полно охватывают явление, и оно оказывает большее влияние на чувства, сильнее запечатлевается в сознании.

Ознакомление с окружающим и родной язык.

Четырехлетние дети проявляют большой интерес к окружающей жизни, природе. В этом возрасте очи за­дают многочисленные вопросы: «Что это?», «Зачем?», «Почему?» Знакомясь с тем, что происходит вокруг, кто что делает, какие предметы их окружают, как они называются, для чего служат, дети усваивают родной язык, его словарь, грамматический строй.

Перед праздниками 7 Ноября и 1 Мая с детьми на занятиях разучивают стихи и песни. Дети вместе с вос­питателем украшают групповую комнату, участок, на­блюдают, как украшен город, участвуют в праздничном утреннике.

Воспитатель показывает детям портреты В. И. Ле­нина, рассказывает, что все взрослые и дети любят Ленина, что он любил детей и заботился о них.

I квартал

Дети должны ориентироваться в помещениях дет­ского сада (зал, комнаты старших групп, лестница, ко­ридор), знать названия и назначение некоторых пред­метов обихода, приучаться к бережному обращению с вещами. В дидактических играх с предметами дети усваивают названия и назначение мебели, посуды, по­стельных принадлежностей, игрушек, пособий.

II квартал

В процессе разнообразных занятий — экскурсий, бе­сед, рассказов—детей знакомят с трудом людей (двор­ника, шофера, уборщицы, няни, повара и др.).

При наблюдении труда взрослых дети узнают, зачем нужна та или иная работа, какова последовательность неко­торых трудовых процессов, узнают названия некоторых предметов, применяемых в труде.

Педагоги воспитыва­ют у детей уважение и интерес к труду, желание ока­зывать посильную помощь.

III квартал.

Детям даются сведения о средствах передвижения.

Во время экскурсии воспитатель привлекает внимание детей к проходящему мимо автобусу, рассказывает, что на нем ездит много людей, он быстро возит их на ра­боту, в театр.

Управляет автобусом водитель, он сидит в кабине. Деньга за проезд пассажиры сами опускают в кассу. Дети наблюдают поезд, если есть возможность; узнают, что он двигается по рельсам.

IV квартал

Дать детям знания о средствах передвижения по воздуху и воде: летчик на самолете перевозит людей по воздуху, самолет летит быстро; по воде люди ездят на пароходе, лодках, пароходом управляет капитан. Дети должны знать название реки, озера или моря, где рас­положен населенный пункт, в котором находится дет­ский сад.

Ознакомление с природой

На прогулках, экскурсиях в природу, во время ухо­да за животными и растениями воспитывается способ­ность наблюдать явления природы.

Ставятся задачи: расширять и обогащать имеющиеся у детей представ­ления о часто встречающихся им животных, растениях, предметах и явлениях неживой природы; учить детей наблюдать, подводить их к первичным обобщениям, установлению видимой связи между предметами и явле­ниями природы; воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать ее красоту. В ходе ознакомле­ния с природой нужно расширять запас слов детей.

Чтение рассказов, сказок, стихов развивает интерес к жизни природы. Ознакомление с явлениями природы открывает широкие возможности для эстетического вос­питания детей.

Мир животных.

На протяжении года дети в жизни и по картинкам узнают и называют домашних животных (корову, лошадь, козу, кролика, петуха, курицу, гуся и их детенышей).

Дети должны знать повадки домашних животных, их голоса, какую пользу приносят они лю­дям, что едят; узнавать и называть два-три вида птиц, встречающихся в данной местности, например: воробья, ворону, снегиря, голубя, различать их по голосам (во­робей чирикает, голубь воркует, ворона каркает).

Нуж­но обращать внимание детей на внешние признаки (гла­за, клюв, тонкие ноги, крылья) и характерные повадки птиц: как они, увидев корм, подлетают к нему, клюют, прыгают, летают. Дети должны знать, что рыбы живут в воде, у них есть плавники, хвост, они плавают, ловят корм ртом. За рыбами в аквариуме надо ухаживать: кормить их, менять им воду.

Весной и летом дети наблюдают лягушку, жука, ба­бочку. Лягушка прыгает по траве, плавает в воде, ло­вит мух языком. У жука есть крылья, он летает и пол­зает. У бабочки красивые крылья, она летает, садится на цветы, складывает крылья.

Мир растений

Во все времена года нужно рассмат­ривать с детьми деревья. У дерева — ветки, на ветках — листья; сухие листья с дерева падают на землю. У ели и сосны —иглы. Осенью дети наблюдают листопад.

Читайте также:  Новый год своими руками

Дети должны узнавать и называть 2—3 дерева на своем участке, например: тополь, березу, ель, сосну и другие; узнавать и называть 2—3 растения своего цветника: анютины глазки, маргаритки, гвоздики; знать некото­рые полевые цветы: ромашки, колокольчики, одуван­чики; замечать красивые цветы на клумбе; уметь са­жать в ящике, на грядке луковицы, редис, горох; раз­личать по внешнему виду, по вкусу, на ощупь морковь, редис, репу, свеклу, яблоки, груши, сливы.

Следует подводить детей к первичным обобщениям накопленных знаний о зимних и летних явлениях при­роды: зимой холодно, идет снег; летом солнце сильно греет, жарко, много травы, цветов, на деревьях зеленые листья, летают бабочки, жуки, поспевают ягоды.

Родной язык.

Звукопроизношение. К концу года дети дол­жны правильно произносить все звуки русского языка.

Разговорная речь и рассказывание. Дети отвечают на вопросы воспитателя; активно поль­зуются запасом слов, усвоенных в быту и на занятиях; употребляют правильные грамматические формы при изменении слов. Пересказывают хорошо известные сказ­ки и рассказы.

Художественная литература

Художественная литература расширяет круг интере­сов детей, обогащает их чувства.

Нужно прививать любовь к чтению и рассказыванию воспитателя, к сти­хам; развивать умение отвечать на вопросы, связанные с содержанием; воспитывать желание произносить на­изусть короткие стихотворения, пересказывать расска­зы, сказки выразительно, живо; формировать умение смотреть иллюстрации, внимательно, бережно, любовно относиться к книге.

I квартал

Для рассказывания детям: сказки: «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят».

Для чтения: Л. Толстой «Умная галка», Н. Калини­на «Первый день в детском саду», «Как дети перехо­дят улицу», С. Маршак «Усатый полосатый», В. Су­теев «Кто сказал «мяу»?», С. Михалков «Овощи» (по Тувиму).

Для заучивания наизусть: потешки: «Гуленьки», «Котенька-коток», «Киска», «Расти, коса», А. Барто «Матросская шапка».

II квартал

Для рассказывания детям: сказки: «Рукавичка», «Бычок — смоляной бочок», Н. Калинина «Про снежный колобок».

Для чтения: Л. Толстой «Рассказы» («Была зима, но было тепло», «Жила в лесу белка»), И. Суриков «Первый снег пушистый», 3. Александрова «Про ма­ленькую Таню», А. Барто «Девочка ревушка», Е. Чару­шин «Как лошадка зверей катала».

Для заучивания наизусть: Е. Трутнева «Елка», И. Суриков «Детство», Н. Саконская «Где мой паль­чик?».

III квартал

Для рассказывания детям: «Снегурушка и лиса» (русская народная сказка), Ш. Перро «Красная шапоч­ка», «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка), Е. Чарушин «Как Томка научился плавать».

Для чтения: С. Погореловский «Портрет Ленина», Л, Толстой «Пришла весна», «У Розки были щенки», К- Ушинский «Умей обождать», К. Чуковский «Айбо­лит», «Телефон», С. Маршак «Пожар».

Для заучивания наизусть: потешки: «Солнышко-вед- пышко», «Дождик-дождик», «Травка», «Иди, весна», «Пчелы гудят», С. Михалков «Щенок», Е. Благинина «Флажок», С. Погореловский «Апрельский дождик».

IV квартал

Для рассказывания детям: сказки: «Лисичка со ска­лочкой», Бр. Гримм «Горшок каши», «Зимовье зверей» (русская народная сказка), «Колосок» (украинская народная сказка).

Для чтения: Ё. Чарушин «Воробей», Л. Воронкова «Бедовая курица», «Танин пирожок», «Новая кукла», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», А. Барто «Де­вочка чумазая», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Для заучивания наизусть: потешки: «Ай-ду-ду», «Ка­равай», «Сорока-белобока», А. Пушкин «Ветер по морю гуляет», Е. Серова «Колокольчик», «Одуванчик».

 Счет

I квартал

Научить детей считать предметы в пределах пяти, пользуясь правильными приемами:

а) называть числительные по порядку; указывать предметы в этом порядке;

б) соотносить последнее числительное ко всей пере­считанной количественной группе, например: «всего три морковки»; считать слева направо правой рукой.

Следует научить детей сравнивать количественные группы предметов, в том числе количества, выражен­ные смежными числами, обучая при этом приемам сче­та: один, два, всего два гриба; одна, две, всего две мор­ковки; морковок и грибов поровну — по два; или: два синих кружка и три красных кружка, три красных боль­ше, а два синих меньше; три больше, два меньше и т. п.

II квартал

Учить видеть равенство и неравенство количествен­ных групп предметов: когда предметы находятся на раз­личном расстоянии друг от друга; когда они различны по величине и т. д.

Учить различать правую и левую руку, правую и левую ногу, правый и левый глаз и т. д.

III и IV кварталы

Учить детей отсчитывать, выкладывать, приносить определенное количество предметов по образцу или на­званному числу, отсчитав его из большего количества (отсчитай столько уток, сколько гусей я поставила; от­считай и принеси столько рыбок, сколько кружков на этой карточке; отсчитай три утки, пять уток).

Учить считать и отсчитывать в соответствии с образ­цом или названным числом количество предметов по осязанию. Учить считать звуки на слух в пределах пяти.

Учить различать правую и левую сторону своего тела, делать повороты направо и налево.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование

На этих занятиях необходимо воспитывать устойчи­вый интерес к различным видам изобразительной дея­тельности; развивать координированные движения рук; уточнять представления о форме предметов, их строе­нии; цвете; учить передавать эти представления в рисун­ке, лепке, аппликации, конструкции. Развивать эстетиче­ское восприятие, чувства цвета, ритма, формы.

На рисование и лепку отводится по одному занятию в неделю; два раза в месяц дети работают по собствен­ному замыслу. Во втором полугодии предусматривается одно занятие в месяц декоративным рисованием, одно рисованием по замыслу.

Занятия по конструированию из строительного мате­риала могут быть и во вторую половину дня, в часы игр.

I квартал

Рисование.

Передавать в рисунке круглую, овальную, прямоугольную и треугольную форму предметов, назы­вать форму; ровно проводить вертикальные, горизон­тальные и наклонные линии; изображать знакомые предметы (мяч, яблоко, осенние листья, флажки, дом с забором, дерево, цветок и пр.); различать и использовать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый; передавать окраску предметов; изображать в одном рисунке несколько предметов, рас­полагая их в ряд на одной горизонтальной линии.

Воспитатель приучает детей правильно держать ка­рандаш и кисть в правой руке, левой придерживая лист бумаги, вести кистью только по ворсу, набирать доста­точно краски на кисть, лишнюю отжимать о край по­суды, промывать кисть, не разбрызгивая воду, осушать кисть, прикладывая ее к тряпке.

Лепка. Раскатывать комок глины прямыми, круго­выми движениями ладоней, расплющивать его ладоня­ми, придавать круглую, овальную, цилиндрическую форму пальцами, передавать характерные детали фор­мы (яблоко, орех, морковка, гриб, столбик, колбаска).

Аппликация. Наклеивать изображения предметов из готовых форм — кругов, прямоугольников красного, си­него, желтого и зеленого цветов (воздушные шарики, мячи, флажки на ниточках), располагать узоры из го­товых форм на полосе, круге, квадрате, последователь­но их наклеивать.

Конструирование. Строить по показу и объяснению знакомые предметы с некоторыми деталями (мост с пе­рилами, дом с окнами, двухэтажный дом (с лестницей).

Уметь различать детали и части постройки по вели­чине (большой — маленький, длинный — короткий, высо­кий—низкий), различать и называть куб, кирпич, арку.

II квартал

Рисование.

Передавать простейшее строение предме­тов — их форму и расположение частей: вверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны; передавать окраску предметов, пользуясь знанием цветов, усвоенных в I квартале (елка, лиственное дерево, дом, куколка, сне­говик).

Зимой воспитатель обращает внимание детей на по­крытые снегом деревья; на снег, лежащий на заборе, на крыше дома. Дети рассматривают вылепленного снего­вика, замечают, что он сделан из разных по величине комков снега, радуются новогодней елке, украшенной шарами, огоньками.

В связи с этим воспитатель пред­лагает детям разнообразную тематику для рисунков, лепки, аппликации. Дети учатся закрашивать кистью, карандашом небольшие части рисунка; вести линию плавно, легко, сильно не нажимая, меняя направление линий, повертывать руку, а не лист бумаги.

Лепка. Лепить предметы из нескольких частей, пра­вильно располагать части (снежная баба, девочка в длинной шубке, птичка и пр.). Защипывать края формы концами пальцев, закруглять и заострять пальцами ко­нец столбика (пирожки, ватрушки, печенье, морковь).

Аппликация. Выкладывать по частям и наклеивать изображения предметов из двух-трех готовых форм — круга, прямоугольника, треугольника (снеговик, дом, вагон), наклеивать кружки и овалы в ряд, чередуя по цвету (елочные бусы).

Конструирование. Сгибать лист бумаги пополам, приклеивать отдельные детали: к дому — окна, дверь, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку; ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкать пространство; сооружать простейшие постройки разного цвета, отбирать кирпичики по цвету, строить гаражи, лодочки, мебель для кукол.

III квартал

Рисование.

Передавать форму и расположение ча­стей предмета, некоторые детали; располагая изображе­ния предметов на линии, связывать их единым содержа­нием (дом, около него дерево, под деревом скамейка; девочка вышла гулять; светит солнышко).

Проводить кистью ровные полосы, делать ровные мазки; узором из точек, мазков украшать полоску бу­маги, квадрат (нужно обращать внимание детей на ритмичное нанесение цветных мазков, на их чередова­ние, расположение).

Лепка. Оттягивать глину при лепке мелких частей предмета; вдавливать пальцами округлую форму для получения углубления — полой формы; загибать края расплющенной формы, присоединять части, плотно при­жимая и примазывая их (цыпленок, курица и т. п.).

Аппликация. Учить детей правильно держать ножни­цы, сжимать и разжимать рычаги, получая ровный раз­рез; разрезать поперек узкие, а затем более широкие полосы.

Конструирование. Подбирать детали по форме, раз­меру, цвету в соответствии с содержанием постройки (дом, мост, беседка), уметь воспроизводить по назва­нию знакомые предметы.

Дети делают флажки для украшения участка, биле­ты для игр и др. Они могут приготовить ко дню 8 Марта мамам подарки в виде простой аппликации, игрушки из бумаги.     

IV квартал

Рисование.

Лепка. Аппликация. Свободное примене­ние детьми полученных умений для отражения своих впечатлений.

Конструирование. Изготовление простейших игрушек из природного материала (шишек, листьев, веток, соло­мы); постройка из песка дороги, моста, туннеля; игры с постройками (игры проводятся на прогулке с отдель­ными группами детей из 6—8 человек). Из крупного строительного материала, ящиков, дощечек дети соору­жают автобус, автомобиль, дом для кукол.

Источник: http://sskazki.ru/knigi-po-doshkolnomu-vospitaniyu/programma-vospitaniya-v-detskom-sadu/srednyaya-gruppa/

Занятие для детей средней группы детского сада: «В гостях у Сказки»

Цель:

Учить детей творчески мыслить, разгадывать загадки, придумывать новое окончание для сказки.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по изо в начальной школе, 2 класс

Способствовать развитию умения детей с помощью средств выразительности (интонация, мимика, жесты, характерные движения, поза, походка) передавать не только внешние черты героев, но и их внутренние переживания, различные эмоциональные состояния, чувства, отношения, отношения между персонажами; учить самостоятельно выполнять способы передачи их поведения.

Расширить языковые ресурсы детей, фонематический слух.

Развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение.

Воспитывать самостоятельность мышления ребенка, активность, настойчивость.

Материал: звонок, большая Книга Сказок, настольный театр сказки «Колобок», другие герои сказок, конверт, дидактическая игра «Приведи в порядок события»

Ход занятия в средней группе

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения. Во время стихотворения-приветствия попробуйте догадаться, в которую Страну-Чудес сегодня мы с вами отправимся!

Ну-ка, в круг все становитесь,

Друзьям искренне улыбнитесь!

Вместе за руки возьмитесь

С мыслями все соберитесь.

Сказочка к нам пришла

И загадки принесла.

Воспитатель: Молодцы, правильно догадались. Сегодня мы с вами будем путешествовать в страну Сказок.

Воспитатель: Сказка — это страна грез и фантазий. Только закроешь глаза, и сказка перенесет тебя в свой ​​волшебный мир. Мир добра и зла, любви и ненависти, красоты и уродства … Сказка научит быть сильным, мужественным, находчивым, трудолюбивым и добрым …

Воспитатель: Дети, а любите ли вы сказки? Какие сказки вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель:   А путешествовать нам по Стране Сказок поможет «Волшебная Книга» (педагог демонстрирует детям «Большую Книгу Сказок»)

Воспитатель:   Итак, путешествие начинается … (педагог звонит в колокольчик)

Ну-ка, глазки закрываются …

В Страну Сказок отправляемся.

Книга, книга, поспеши,

Двери в Сказку отвори!

Воспитатель:   Вот мы и в Волшебной Стране! Но почему Книга Сказок не открывается! Дети, как вы думаете почему, что могло произойти? (Дети говорят свои версии)

Воспитатель: Я догадалась, видимо, нам надо отгадать загадки, которые приготовила для нас Королева Сказочной-Страны. (Дети разгадывают загадки, а Волшебная-Книга открывается на нужной сказке — ответ)

Загадки о сказках

Убежал от Бабы и от Деда. Зверей разных повстречал. А Лисичка шалуна съела сразу и была такова! («Колобок»)

Расскажу вам, дети, сказку: и о Кошке, о Собачке, и про Деда, и про Бабу, и о Мышке и Внучке. А вы всех их если вспомните, название сказки угадаете. («Репка»)

Сидит девочка в корзине на медвежьей крепкой спине. А почему туда спряталась? Так никому и не призналась! («Маша и медведь»)

Подделал он голос. Стал маминым голосом петь и маленьких детишек обманул и съел! Что за сказка пришла? Догадались малыши? («Волк и 7 козлят»)

И т.п.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки! Интересно, какая же будет следующая страничка?

Воспитатель: Это страница «всезнаек». Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки:

— Лиса угощала Журавля … (чем?)

— Кто украл Петушка?

— Кого привел к Бабе с Дедом соломенный бычок?

— Что приговаривал Волк, когда хвостом рыбу в проруби ловил?

— Может ли Ежик на самом деле перегнать Зайца? А как в сказке?

— Какую песенку пел Колобок Лисе? Что это за сказка?

Воспитатель: Умные вы дети, все сказки знаете! А теперь переворачиваем следующую страничку… Наверное, нас ждет какой-то сюрприз! Посмотрите, какой большой конверт. Что в нем? (Дети рассматривают конверт и иллюстрации к сказке)

Воспитатель: Не понятно, что это за сказка? Дети, попробуйте догадаться!

Упражнение «Приведи в порядок события»

(дети должны в правильном порядке разложить картинки и догадаться, какая это сказка)

Воспитатель: Верно, догадались — это сказка «Колобок». Давайте вспомним героев этой сказки. Кто из героев хороший (злой, хитрый, не уверенный, дерзкий, робкий). Почему вы так думаете?

Воспитатель: Дети, как вы думаете, а у всех героев сказки было одинаковое настроение? Давайте попробуем его показать (дети передают настроение, эмоции, движения персонажей).

— Как была озабочена Бабушка, когда пекла Колобка?

— Как обрадовался Колобку Дедушка?

— Какое было настроение у Колобка, когда он убегал от Бабы и Деда?

— Покажите, как встретились Колобок и Зайчик (Волк, Медведь, Лиса).

— Менялось ли настроение у главного героя на протяжении сказки? Как? Почему?

— Спойте песенку Колобка весело, грустно, испуганно …

Воспитатель: Дети, вспомните, чем закончилась сказка «Колобок»? Нравится ли вам такой конец? Давайте попробуем его переделать на более хороший и поучительный манер. (Дети высказывают свои версии)

Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием. Думаю, Колобок будет только благодарен вам, малыши, его приключения так хорошо закончились!

Воспитатель: Перелистываем еще одну страничку нашей Волшебной Книги … Нас ждет еще один сюрприз (педагог демонстрирует детям персонажей настольного театра «Колобок» и других сказочных героев: поросенок, петушок, котик, коза, собака …)

Воспитатель: Давайте, попробуем придумать новую сказку о «Колобке» и еще и с интересным концом (дети разыгрывают настольный театр новой сказки «Колобок»).

Воспитатель: Молодцы! Какая замечательная сказка у нас получилась. Придумайте для нее еще ​​и новое название («Приключения Колобка», «Путешествие Колобка», «Как Колобок умным стал», «Колобок и Петушок», «Возвращение Колобка» …)

Воспитатель: Вот перевернута и последняя страничка Волшебной Книги Сказок! Наше путешествие подошло к концу!  Воспитатель. К сожалению, но нам пора возвращаться в детский сад (звонит в колокольчик).

Глазки закрываются …

И в детский сад отправляемся …

1-2-3

Вернулись из Сказки мы.

Воспитатель: И снова мы в детском саду. А на память о нашем чудесном путешествии я приготовила вам подарки — картинки любимых сказочных героев. Раскрасьте их и вместе с друзьями придумайте много новых, интересных сказок или историй.

Воспитатель: До свидания, дети. И никогда не забывайте, что сказки — это наши друзья. Они живут в нашем сердце, в нашей душе, в нашем уме и воображении. Выдумывайте, фантазируйте — и сказка никогда вас не покинет; будет всегда рядом, будет радовать и удивлять вас!

Источник: http://MirDoshkolnikov.ru/vospitatelyam/metodiki-prepodavaniya/item/390-zanyatie-v-sredney-gruppe-detskogo-sada-v-gostyach-u-skazki

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель высшей категории, детский сад №1 г. Феодосия

Программное содержание:

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи). Словарь: иллюстрация. Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка)

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился …

(Колобок)

У отца был мальчик странный, Необычный — деревянный. Но любил папаша сына. Что за странный Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это?

(Буратино)

У Золушки с ножки свалилась случайно. Была не простою она, а хрустальной …

(туфелька)

Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки «Репка»)

Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же были эти Маленькие дети?

(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор …

(Айболит).

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь!»

(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем — и снова в путь! Нам советует Мальвина: – Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова: – Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять. Красной шапочки совет: – Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой «Кто сказал «мяу»? В. Сутеев «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

Читайте также:  Идеи для пасхи

«Лисичкин хлеб» М. Пришвин

«Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!

(Ответы детей)

Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать. — Вот тебе под спинку

Мягкую … перинку.

Сверху на перинку Чистую … простынку. Вот тебе под ушки Белые … подушки.

(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался …вскачь? Я тебя ладонью хлопал. Ты скакал и звонко … топал.

(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела. — Ой, куда я пальчик … дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не … попал!

(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Если бы у елочки были ножки, Побежала бы она по … дорожке. Заплясала бы она Вместе с нами, Застучала бы она … каблучками.

(«Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало, У Танюши много дел, Утром брату помогала – Он с утра конфеты … ел.

(«Помощница» А. Барто)

Мама спит, она устала… Ну и я играть … не стала. Я волчка не завожу, А уселась и … сижу.

(«Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порог Кот лепил себе … пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог … утек!

(«Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведь Да как начал, как начал …. реветь.

(«Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали»

(по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считали И ужасно хохотали: Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? — спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет: — Во!

Указательный поманет, Погрозит, укажет путь, А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка. Щелкнет по лбу – будет шишка, Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра Выбирает имена: Может Петя? Или Вова? Или Алла Пугачева? Мальчик-с-пальчик? Карабас? Все уж было тыщу раз! Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец! Поведу его в зверинец, Эскимо ему куплю –

Очень маленьких люблю!

Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.

Скачать конспект занятия «Литературная викторина»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/viktorina.html

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гостях у сказки»

Цель: обучение детей пересказу художественных текстов с помощью наглядного моделирования.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с наглядным моделированием (модельные схемы, символическое изображение персонажей сказки, предметов); научить пользоваться модельными схемами и заместителями; обогащать эмоционально-эстетическое восприятие дошкольников через художественное слово.

Развивающие: развивать связную монологическую речь детей, творческое воображение, фантазию, мышление, память, внимание; способствовать развитию у детей интереса к художественному слову, художественным текстам (сказкам).

Воспитательные: воспитывать в детях уважение к сверстникам (умение слушать друг друга), к родному языку.

Словарная работа: схема, символ, заместитель, пересказ, текст, слово, язык.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Репка», «Бычок – черный бочок, белые копытца»); рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Материал: кукла Сказушка, модельные схемы (геометрические фигуры, символические изображения предметов и персонажей) к сказкам «Теремок», «Бычок – черный бочок, белые копытца», набор игрушек-персонажей сказки «Теремок».

Интеграция образовательных областей: познание, художественная литература, коммуникация, физическая культура.

Ход занятия:

Дети и воспитатель подходят к театрально-музыкальному уголку.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите внимательно на полочку и скажите, пожалуйста, кто же к нам пришел сегодня в гости. (ответы детей) Правильно, ребята! К нам пришла в гости Сказушка.

Сказушка: Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки? (ответы детей) Я пришла к вам не с пустыми руками, а приготовила для вас интересные задания по сказкам. Хотите выполнить эти задания? (ответы детей) Вот картинка, которая вам подскажет, где находится первое задание. Картинка 1.

Стол и стрелочка. Дети и воспитатель подходят к столу, на котором лежит модельная схема из геометрических фигур (треугольники) к сказке «Теремок», картонные треугольники разной формы и величины, игрушки-персонажи для сказки «Теремок». Воспитатель обращает внимание детей на модельную схему.

Все вместе рассматривают схему.

Также интересное занятие в средней группе: Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Лисичкина смекалочка»

Воспитатель: Ребята, что изображено на этом листе? (ответы детей) Правильно, домик и разные треугольники. Здесь спряталась какая-то сказка. Какая? (предположения детей) Треугольники разные. Сколько их? (ответы детей) Правильно, шесть. Получается, в этой сказке есть домик и шесть героев. Треугольники как расположены? (ответы детей) Да, друг за другом.

По ходу рассматривания и обсуждения дети отгадывают сказку «Теремок», обращают внимание на то, что каждый треугольник по цвету и размеру связан с тем или иным персонажем сказки (маленький серый треугольник – это мышка, зеленый треугольник – это лягушка и так далее). Воспитатель объясняет понятия «символ», «схема», «заместитель».

Далее один ребенок, по желанию, пересказывает сказку «Теремок» по модельной схеме.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили первое задание Сказушки и отгадали сказку «Теремок». Давайте поиграем теперь. Игра «Изобрази животное» (воспитатель по очереди показывает фигурки (или картинки) животных и предлагает детям изобразить их без звука).

А теперь нас ждет вторе задание Сказушки. Где же оно находится? Куда нам идти? Картинка 2. Стул и стрелочка.

(ответы детей) Дети садятся на стулья, воспитатель подходит к мольберту, на котором находится модельная схема сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца» (символическое изображение персонажей и предметов сказки).

Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите эти картинки. Попробуйте отгадать эту сказку. (предположения детей) Правильно, эта сказка «Бычок – серый бочок, белые копытца».

Давайте теперь попробуем пересказать эту сказку по данной схеме. Дети по одному пересказывают сказку по частям. Молодцы! Вы справились со вторым заданием Сказушки. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка (по выбору воспитателя).

Воспитатель: Ребята, нас ждет последнее задание Сказушки. Куда нам сейчас идти? Картинка 3. Ковер и стрелочка. (ответы детей) Дети располагаются на ковре, а воспитатель раздает каждому ребенку фрагмент модельной схемы авторской сказки и предлагает прослушать ее.

Ребята, рассмотрите свои картинки. Сказку, которую я вам сейчас прочту, вы не знаете. Как только вы услышите свой отрывок из сказки, вы должны встать со своей картинкой перед ребятами так, чтобы все увидели ее.

Будьте внимательны! По ходу рассказывания сказки ребята по одному выходят и выстраиваются с картинками в шеренгу.

Текст авторской сказки.

Жили-были в одной деревне брат с сестрой. Как-то раз собрались они в лес по грибы да по ягоды, а родителям ничего не сказали. Гуляли, гуляли, да и заблудились. Стали дети горько плакать. Проходил мимо медведь.

— Что случилось у вас? – спросил он.

— Заблудились мы, мишка, в лесу. Не можем дорогу домой найти, — ответили дети.

— Ничем не могу вам помочь. Не знаю, где ваш дом. Спросите лучше у зайчика. Может, он поможет вам, — сказал медведь и побрел дальше.

Остались дети одни, увидели зайчика, попросили его помочь им дорогу домой найти, но зайчик ничем не смог помочь им, а предложил спросить у белочки. Опечалились дети, а делать нечего. Скоро ночь наступит. Вдруг дети услышали какой-то шорох наверху. Подняли головы и увидели белочку на дереве.

— О чем печалитесь, дети? – спросила она.

— А как нам не печалиться?! Заблудились мы в лесу, не можем дорогу домой найти, — ответили брат с сестрой. — Помоги нам, белочка, пожалуйста!

— Помочь – помогу, но сначала отгадайте три моих загадки.

— Хорошо! – ответили дети.

— Ну слушайте тогда. Первая загадка. Покружилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. Что это?

— Снежинка! – ответили дети.

— Правильно. Вторая загадка. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. Что это такое?

— Лук! – ответили дети.

— Правильно! Молодцы! И последняя третья загадка. Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках – это…

— Ежик!!! – закричали дети.

— Да! Правильно. Ну что ж. Загадки вы мои отгадали. Теперь покажу вам дорогу домой, как и обещала.

И белочка привела детей к ним домой. Мать с отцом обрадовались, когда увидели своих детей. Стали их обнимать, целовать. А белочке подарили грибы и орехи. И больше с тех пор брат с сестрой никогда не уходили в лес одни.

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать эту сказку? (предложения детей) Вот и выполнили мы с вами все задания Сказушки.

А как вы думаете, можно ли нарисовать схему к любой сказке? (ответы детей) Да, можно. А сегодня схемы помогли вам пересказать сказки? (ответы детей).

Появляется Сказушка, благодарит детей за выполненные задания и прощается с ребятами. На прощание она дарит группе новую книжку сказок.

Название: Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гостях у сказки»

Источник: http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-srednej-gruppe-2/

Ссылка на основную публикацию