Рассказы о победе в великой отечественной войне для школьников

Детям о войне 1941–1945 для школьников и день победы для детей дошкольного возраста: стихи и рассказы про войну

Каждый раз, когда приближается 9 Мая, родители и педагоги задумываются, как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне так, чтобы сформировать у него адекватное отношение к этой теме.

При подготовке беседы с детьми важно ответить на вопрос: «Как влияет война на их душевный мир?» Существует мнение, что детям до определённого возраста лучше совсем не знать о том, что в мире есть кровопролитие, боль и страдание. Сторонники такого подхода в воспитании считают, что это поможет молодому поколению вырасти без травм и склонности к насилию. Так ли это?

С психологической точки зрения, уверенность человека базируется на знании о своих корнях. Всё, что происходило до нас, имеет в нашей жизни огромное значение. Неслучайно раньше люди составляли родословные, особо указывая на тех предков, которыми гордились. Неосознанно мы как бы видим в них частичку самих себя.

Пращуры служат для нас внутренней опорой. Потеря традиции сохранять родословные сильно подкосила чувство уверенности в себе у населения России. Сейчас в большинстве семей память о предках как раз и сохранилась максимум до поколения дедов и прадедов, участвовавших в ВОВ. Для многих современных детей знание, что прадедушка воевал, защищал Родину — повод гордиться своими корнями.

Другой аспект темы Великой Отечественной войны — её жестокость и трагизм, смерть миллионов советский людей, ужасы пожаров, бомбёжек и голода.

Стоит ли освещать эту сторону детям? Думаю, что это событие нельзя преподносить как праздник или что-то типа игры. Если мы хотим, чтобы этого никогда не повторилось, наши дети должны знать правду.

Конечно, подавать её надо с учётом возраста собеседника.

Важным в разговоре о ВОВ является воспитательный момент. На войне человек предстаёт таким, каков он есть на самом деле, преодолевая свои страхи и двигаясь во имя идеи к светлой цели или убегая от самого себя, отказываясь от того, во что верил.

Во времена СССР военные рассказы становились основой нравственного и морально-этического воспитания молодёжи. Сейчас мы не касаемся того, насколько это было верно и как именно это подавалось. Но в этом нет ничего предосудительного.

У детей обязательно должны быть герои и идеалы. И лучше, чтобы это были реальные люди, которыми, действительно, можно гордиться, нежели трансформеры или персонажи фильмов о вампирах.

Как детям донести информацию о войне 1941–1945 годов

Показать фильм

Советские фильмы о ВОВ всё ещё остаются прекрасными помощниками в разговорах на эту сложную тему.

  • «В бой идут одни старики»;
  • «Судьба человека»;
  • «А зори здесь тихие».

В них война живая, человеческая, в них показаны тяготы военного времени, боль реальных людей, их мужество и героизм.

С 7–8 лет школьники хорошо чувствуют и понимают такое кино. Фильмы нужно смотреть вместе со взрослыми. Реакция родителей и педагогов — важная сторона воспитания. Даже если сложная сюжетная линия останется непонятной ребёнку, ваши личные эмоции станут основой для формирования его отношения к войне.

При просмотре фильмов не спешите отвечать на детские вопросы. «Почему он плачет, он же остался жив?», «Почему они победили, а музыка всё равно грустная?». Спрашивайте: «А ты как думаешь? Как бы ты объяснил?»

Делайте паузы, дайте детям подумать и самостоятельно выстроить цепочку смыслов. Пусть ребята выскажутся: часто они дают довольно точные объяснения тому, что увидели на экране, проявляя огромное сочувствие.

Познакомить с хорошей книгой

Ещё один способ рассказать о Великой Отечественной войне — чтение художественных книг на военную тематику. Помните, что книги, как и фильмы, надо подбирать в соответствии с возрастом читателей.

Хорошо, когда один из героев повести или рассказа будет ровесником слушателей. Например, как в книге Анны Печерской «Дети — герои Великой Отечественной войны».

Знакомить малышей с книгами военной тематики можно с 3–4 лет. Конечно, им будут сложны для понимания крупные произведения, такие как повести или романы. Начинать стоит со стихов и небольших рассказов. Предварительно нужно подготовить ребёнка, поговорив с ним о том, что такое «война», объяснив слова, которые, возможно, малышу будут непонятны, например, «редут», «пехота», «батальон».

Для чтения младшим дошкольникам подходят следующие произведения:

  • «Отцовское поле» Владимира Куприна;
  • стихотворение «Победой кончилась война» Сергея Михалкова;
  • «Дедушкин орден» Анатолия Митяева.

Для старших дошкольников можно взять:

  • «Брестскую крепость» Сергея Алексеева;
  • рассказ «Война и дети» Аркадия Гайдара;
  • книгу «Генерал» Джанет Чартерс с иллюстрациями Майкла Формана.

Младшим школьникам будут интересны следующие произведения:

  • «Дорогие мои мальчишки» и «Рассказ об отсутствующем» Льва Кассиля;
  • «Арбузный переулок» и «Твои защитники» Виктора Драгунского;
  • «Рассказы о Великой Отечественной войне» и «Рассказы о полководцах» Сергея Алексеева;
  • «Девочка из города» Любови Воронковой;
  • «Сын полка» Валентина Катаева.

После чтения книги можно обсудить её сюжет, поговорив о том, какие чувства испытывали дети при прочтении, что их потрясло, что они посчитали важным для себя.

Прослушивание песен

В Монтессори-классах у дошкольников и младших школьников есть свободный доступ к дискам и музыкальному центру с наушниками. Примерно за 1–1,5 месяца до Дня Победы в музыкальном уголке размещаются песни и произведения военных лет.

Это помогает детям эмоционально погрузиться в то время, прочувствовать атмосферу. Важно подобрать композиции высокого качества как в плане содержания, так и звучания.

Например, это могут быть:

  • «Баллада о солдате» (музыка Василия Соловьёва-Седого, слова Михаила Матусовского);
  • «В землянке» (музыка Константина Листова, слова Алексея Суркова);
  • «Катюша» (музыка Матвей Блантера, слова Михаила Исаковского).

Беседы о Великой Отечественной войне

Во-первых, осветить тему ВОВ за одну встречу невозможно. Беседы должны проходить систематически, например, в течение месяца до и после Дня Победы. И конечно, нужно разговаривать об этом в течение всего года, например, в день освобождения своего родного города, в День снятия блокады Ленинграда.

Во-вторых, готовясь к беседе о Великой Отечественной войне, первое, что необходимо учитывать — возраст слушателей. Но при этом в разговоре с детьми любого возраста на эту тему вы должны донести мысль, что наш хрупкий мир прекрасен и его надо беречь и сохранять.

Необходимо затронуть причины, по которым в мире происходят войны. Чаще всего это борьба за новые территории. Но Вторая мировая имела важную особенность. Германия напала на Советский Союз и соседние страны ещё и потому, что их население было другой национальности. Все, кто не относился к арийской расе, должны были подчиниться нацистскому режиму.

Детям важно объяснить, что на территории самой Германии проживали разные национальности. К ним немецкое руководство применило карательные меры в первую очередь.

Важно отметить, что Германия напала на Советский Союз внезапно, когда люди мирно спали. Но жители СССР отказались покориться фашистам, вступив с ними в неравную борьбу. Благодаря мужеству и отваге наших дедов и прадедов, сражавшихся за Родину, а также тех, кто работал в тылу, страна одержала победу над врагом.

С младшими дошкольниками (3–4 года) проведите беседы о причинах ВОВ, о подвигах советских воинов, о том, как и почему мы празднуем 9 Мая. Сделайте тематические поделки, выучите военные стихи и песни.

Помните, что в 3–6 лет дошкольникам достаточно несколько раз услышать стихотворение или песню, чтобы запомнить. Не следует заставлять их насильно учить слова.

К старшим дошкольникам (5–6 лет) пригласите военных. Почитайте с детьми рассказы и стихи о подвигах советских людей. Для тех, кто уже начинает самостоятельно читать, подготовьте карточки с картинами и небольшими текстами (1–2 предложения).

С детьми 6–9 лет можно провести тематические беседы на следующие темы:

  • о битвах за Москву, Сталинград и сражение на Курской дуге;
  • защитниках Брестской крепости;
  • блокаде Ленинграда, подвиге юных героев ВОВ;
  • детях, которые трудились в тылу.

Младшим школьникам и подросткам будут интересные беседы о подвигах героев Великой Отечественной войны, развитии военной техники и оружия в военные годы.

Поездки и экскурсии

Мы можем познакомить детей с ветеранами или работниками тыла, которые расскажут о ВОВ. Такие встречи оставляют в душе ребят неизгладимый след на всю жизнь.

Важно посетить с детьми музеи боевой славы, памятники героям Великой Отечественной войны. Можно организовать выездные экскурсии к местам боёв, если ваш город находится недалеко от них. Или запланировать специальную поездку для детей младшего школьного возраста по местам боевой славы на несколько дней.

Важно, чтобы родители активно сотрудничали с педагогами, оказывая помощь в организации экскурсий, так как родительская позиция и пример в отношении к войне является самым важным для ребёнка.

День Победы в Монтессори-школе

В нашей Монтессори-школе «Алиса» подготовка к празднику начинается за 1–2 месяца. В уголке для чтения размещаются книги о войне в соответствии с возрастом детей, в музыкальном уголке — диски с подборками песен, которые педагоги готовят заранее.

Читайте также:  Загадки про внешность человека с ответами

Перед праздником дети украшают классы, приносят фотографии своих близких, участвовавших в ВОВ. Организуется «Стена Памяти». Заранее готовится классная «Книга Памяти», в которой рассказывается о сражавшихся родственниках учеников. Страницы «Книги Памяти» создаются каждой семьёй в отдельности, а затем сшиваются в общий альбом.

В канун 9 Мая проводятся мероприятия, посвящённые Дню Победы. С 3–4 лет каждый ребёнок знакомит одноклассников с фотографиями своих дедов или прадедов, участников войны, и рассказывает о его подвигах. Многие дети в этот день надевают военную форму в память о погибших солдатах и прикрепляют георгиевские ленточки к одежде, как дань уважения тем, кто защищал нашу страну.

Этот праздник и радостный, и грустный. Мы стараемся донести детям, почему победа была «со слезами на глазах». Поэтому 9 Мая дети зажигают свечи в память о погибших.

Ребята посещают Площадь Победы и различные мемориалы, которых в нашем городе много — оборона Воронежа была кровопролитной и тяжёлой. Возлагают цветы к Вечному огню. В эти дни в классах проходят встречи с военными, накануне детям показывают художественные военные фильмы.

Подводя итоги, хочется отметить, что позиция взрослых, их личный пример, интерес к событиям ВОВ и трепетное отношение к памяти предков передадутся детям, помогут им сформировать уважительное отношение к подвигам наших дедов и прадедов и гордость за прошлое и настоящее нашей страны.

На фото День Победы в Монтессори-школе «Алиса» (Воронеж)

Читать по теме:

Праздновать ли День Победы в Монтессори-саду?

Источник: https://mchildren.ru/kak-rasskazat-detyam-o-vojne/

Сценарный план мероприятия «Читаем детям о войне» библиотеки «Пионер» | Самарская областная детская библиотека

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К МЕРОПРИЯТИЮ

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства любви и гражданского долга к Родине, гордости за свою страну.

Задачи:

  • Воспитывать у детей чувство любви и уважения к Отечеству;
  • расширить знания учащихся о ВОВ;
  •  повысить интерес к историческому прошлому Родины;
  • рассказать о подвиге нашего народа в освобождении родной страны.

Оборудование:

  • Выставка книг с произведениями о Великой Отечественной войне;
  • Компьютер
  1. Открытие мероприятия. Вступительное слово библиотекаря.

Мультимедийная презентация«Я помню, я горжусь!»

  1. Обзоркнижно-иллюстративной выставки о войне «Вставай, страна огромная…»  
  2. Чтение вслух рассказа Николая Внукова «Приказ по шестому полку»
  3. Обсуждение.
  4. Подведение итогов.

Организационный момент

Ребята проходят в конференц-зал, садятся на места. На мониторе представлена тема занятия:

Великая Отечественная война. «Я помню, я горжусь!»

 Здравствуйте, ребята!

Слайд 1:

Сегодня мы собрались в нашей библиотеке, чтобы вспомнить одно из самых грозных и жестоких событий в истории нашей страны – ВОВ.
69 лет прошло с тех пор, как отгремели последние выстрелы. 9 мая  всё человечество отмечает 69 — летие победы над фашисткой Германией. Этой знаменательной дате мы и посвящаем нашу встречу.

Слайд 2:

Звучит песня «Священная война»

Слайд 3:

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно напали на нашу Родину. Фашисты хотели лишить нас свободы, захватить земли  и города.

Началась Великая Отечественная война народов нашей страны против поработителей. Для нашей страны война началась неудачно. Враги напали неожиданно. Фашисты были сильнее. Лучше вооружены. Лучше обучены.

У них было больше пушек, самолётов, танков. Под натиском врагов наши армии отступали.

Слайд 4:

До нападения на нашу страну, Германские войска покорили уже многие страны Европы: Чехословакию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию, Австрию. Захватив страны Европы, гитлеровская Германия обрушила свой страшный удар на Советский Союз.    

Слайд 5:

Никогда ещё не было врагов страшнее их. Четыре долгих года шла Великая война. Вдребезги разбила наша армия хваленные фашистские войска. Прочь с нашей земли выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков  — фашистов.

Слайд 6:

Ноне сразу – в тяжелых, опасных боях досталась нам победа. Одни дрались с врагом на земле, другие били фашистов в воздухе. На морях и реках, среди скал и гор, в лесах и степях побеждали врага наши войска.

Слайд 7:

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами.

Слайд 8:

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

ПРИШЕЛ ЧАС — ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Слайд 9:

Война закончилась давно, но мы все гордимся подвигами солдат, офицеров, генералов, свято храним память о погибших героях. Мы знаем: пусть пройдет целый век – память о них будет все так же свежа и священна.

Обзор выставки.

Цитата к выставке.                                                 

Не все солдаты, встретят день победный

Не всем прийти на праздничный парад

Солдаты смертны:

Подвиги бессмертны

Не умирает мужество солдат.       

 Б.Серман

С боевыми эпизодами, о мужестве наших воинов вы узнаете из книг, которые представлены на выставке. Многие из писателей сами участвовали в ВОВ, поэтому они так любят героев своих рассказов – ведь это их фронтовые товарищи.

Прошло почти 70 лет с той страшной поры, как напали на нашу страну фашисты. Прочитайте эти книги внимательно. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принес нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.

Список книг для выставки:

  1. Лев Кассиль « Твои защитники»
  2. Николай Внуков «Четыре рассказа о войне»
  3. Сергей Алексеев «Сто рассказов о войне»
  4. Валерий Воскобойников «Девятьсот дней мужества»
  5. Михаил Лободин «За оборону Ленинграда»
  6. Юрий Стрехнин «Крепость черноморцев»
  7. Анатолий Митяев «Шестой неполный»
  8. Валентин Катаев «Сын полка»
  9. Лев Кассиль «Главное войско»
  10.  «Час мужества» Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне.
  11.  Вильям Козлов «Пашкин самолет»
  12.  Вячеслав Морозов «Марат Казей»
  13.  Григорий Набатов «Зина Портнова»
  14. Георгий Корольков «Леня Голиков»
  15.  Лев Кассиль «Володя Дубинин»

          Сегодня я прочитаю вам рассказ Николая Андреевича Внукова «Приказ по шестому полку». Писатель  сам участник Великой Отечественной войны и писал по собственным воспоминаниям.  Когда он вернулся в свой родной город, он увидел двух мальчишек лет двенадцати. И у обоих на рубашках  медали «За отвагу». А вот за что эти мальчишки получили медали, мы с вами сейчас и узнаем.

Чтение рассказа.

Обсуждение.

1.Ребята, вам понравился рассказ?

2. Как показана автором дружба ребят?

3. Как вы думаете, почему мамы ребят плакали, когда получали письма с фронта?

4. Почему ребят перестали выпускать на улицу?

5. Что сделали мальчики с проводом?

6. А что же это был за провод?

7. Как наградили ребят?

Мы сегодня  с вами говорили о страшных событиях Великой Отечественной войны. Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Фашисты признали свое поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником – Днем Победы.

Слайд 10:

Звучит песня «День победы»

Источник: http://sodb.ru/node/1772

Рассказы об участниках войны

Родился 22 ноября 1912 года в деревне Питеримке Заболоцкого сельского совета Грязовецкого района Вологодской области.Мой прапрадедушка принял участие в двух войнах: финской и Великой Отечественной войне.

Рассказы об участниках войны |

В семнадцать лет на трактор

Это рассказ о нашей родственнице Федосимовой Зое Михайловне. Шла война. Тяжелое время было. Все тяготы переносили сообща. Жили с единственной мыслью о скорой победе над врагом, вдохновлял всех общий порыв: всё для фронта, всё для победы над  фашизмом.

Рассказы об участниках войны |

Мой прапрадед Бобаров Петр Андреевич родился в 1903 году в селе Толстовка Саратовской области. Он был участником Великой Отечественной войны. Когда началась война, ему было 38 лет. На войну его призвали из Саратовской области, и служил он на белорусском фронте пехотинцем.

Рассказы об участниках войны |

     Мой отец родился в 1919 году,  принимал участие в Отечественной войне с самого ее начала, с 1941 года. В 1944 году он принимал участие в строительстве 11 оперативных аэродромов, там он выполнял задания по подвозке грунта для засыпки воронок и ям на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках.

Рассказы об участниках войны |

В нашей семье Великая Отечественная война коснулась моих прадедушек,  прабабушек и дядюшек. Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни моих родителей, ни меня. Мои земляки не слышали взрывов бомб и снарядов, но война вошла в каждый дом, в каждую семью непрошеной гостьей. Так эту боль и эти тяготы пришлось перенести семье Истоминых, а именно Истомину Захару Егоровичу,   моему прадеду.

Рассказы об участниках войны |

Я родилась, когда над нами не летали вражеские самолеты, не слышались раскаты канонад, оглушительные залпы орудий. Мое поколение не видело голода, не мучилось от холода. Я живу в прекрасной, независимой стране. Но у моего папы, Желтова Василия Федоровича, все было по-другому.

Рассказы об участниках войны |

Нотович Моисей Тимофеевич  (14 ноября 1915 года – 30 января 1987 г.). В материалах личного дела, найденного моим папой на СМЗ, я узнал следующую  информацию.Осьминин Иосиф Иванович (

Источник: http://pochemu4ka.ru/publ/rasskazy_dlja_detej/rasskazy_ob_uchastnikakh_vojny/255

Акция «Читаем детям о войне. С.П. Алексеев «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей.»

6 февраля в 4 «Б» классе (32 ученика)  вновь прошла акция: «Читаем детям о войне». Это мероприятие приурочено к месячнику оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Овеяна славой родная Кубань!».

Школьники читали очень интересную книгу Сергея Петровича Алексеева «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей». Произведения Сергея Петровича посвящены подвигу русского народа в Великой Отечественной войне. В рассказах говорится о событиях с начала до конца войны.

Описаны все крупные героические битвы: Московская битва, великие битвы на берегах Волги, на Курской дуге, оборона Севастополя, блокада Ленинграда, штурм Берлина. Есть рассказы о наших великих полководцах, но больше всего о простых солдатах, которые шли на защиту Родины не жалея своей жизни.

Автор описывает противника как сильного, умного, опытного. Но наши солдаты и защитники еще более смекалисты и отважны, еще осторожнее, еще глазастее, еще терпеливее. Так написано в рассказе «Берлинская знаменитость».  Особенно четвероклассникам понравился рассказ «Бронзой поднялся в небо».

В нем рассказывается о простом солдате, который спас немецкую девочку. И в наше время в Берлине стоит памятник русским солдатам, которые спасали детей во время войны.

А совсем недавно, во время конкурса чтецов, Кулакова Елизавета, ученица нашего класса, рассказывала стихотворение, посвященное этому же солдату-герою.

Фашизм — это серьезная сила и опасность. Они рассчитывали завоевать нас быстро, но просчитались. На защиту поднялись все от мала до велика, люди всех национальностей. И благодаря сплоченности, стойкости и большому мужеству наш народ победил в этой жестокой и страшной войне.

Актив 4 «Б» класса.

Бояршинова Полина: «Сегодня мы прочитали очень интересный рассказ о солдате Николае Масалове, спасшем маленькую девочку. Он услышал ее плач и под пулями прополз к ней. Маленькая девочка обрадовалась русскому солдату и заулыбалась. Это очень добрый рассказ.»

Муслимова Анастасия: «Солдат, спасший трехлетнюю немецкую девочку, настоящий герой! Он не испугался вражеского огня и пошел к ребенку. Фашисты убили ее маму и девочка горько плакала в руинах.»

Попов Максим: «Произведение Алексеева «Берлинская знаменитость» — это рассказ о советском снайпере Василии Зайцеве и о немецком стрелке майоре Конингсе — руководителе школы фашистских снайперов. Фашист хотел убить нашего снайпера, везде его разыскивал. Но Василий Зайцев оказался лучше, хитрее и умнее своего противника. Он молодец!»

Магданов Иван: «Мне запомнился рассказ о русском снайпере. Он обхитрил всех своих врагов. За его жизнь была назначена большая награда, но никто ее не получил, ведь наш солдат победил.»

Источник: http://gel-school-3.ru/aktsiya-chitaem-detyam-o-voyne-s-p-alekseev-velikie-pobedyi-rasskazyi-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-dlya-detey/

Мбдоу № 10 г. иванова — родителям и детям о великой отечественной войне

Версия для слабовидящих

Архив новостей

Родителям и детям о Великой Отечественной войне

Материал для родителей и детей «Навстречу Победе»

Юбилейные даты военной истории России в 2015 году

Эмблема празднования

Открытка к дню Победы

Читаем детям о войне

Мастер – класс «Объемный танк»

История для детей «9мая – день Победы»

Родителям «Как рассказать детям о войне»

Пословицы о войне и мире

Песни Победы

Комплекс утренней зарядки «Мы бравые солдаты», «Самолеты»

Стихи для детей к 9 мая —  Дню Победы!

Юбилейные даты военной истории России в 2015 году

    17января— 70 лет со дня освобождения советскими войсками Варшавы от немецко-фашистских войск (1945 год);

13 февраля— 70 лет со дня освобождения советскими войсками Будапешта от немецко-фашистских войск (1945 год);

22     марта— 100 лет со дня взятия русскими войсками после многомесячной осады крупнейшей австрийской крепости Перемышль (1915 год);

4 апреля— 70 лет со дня освобождения советскими войсками Братиславы от немецко-фашистских войск (1945 год);

13 апреля— 70 лет со дня взятия советскими войсками Вены (1945 год);

2 мая— 70 лет со дня взятия советскими войсками Берлина (1945 год);

9 мая— 70 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией (1945 год);

18     июня— 155 лет со дня отражения русскими войсками штурма англо-французско-турецких  войск  на  Малахов  курган  в  ходе  обороны Севастополя (1855 год);

24 июня— 70 лет со дня проведения Парада Победы в Москве

(1945 год);

7       июля— 245 лет со дня победы русского флота под командованием А.Г. Орлова над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год);

15 июля— 605 лет со дня победы русских войск и их польско-литовско-татарских союзников над немецкими рыцарями в Грюнвальдской битве (1410 год);

18 июля— 245 лет со дня победы русской армии под командованием П.А. Румянцева над турецкой армией при Ларге (1770 год);

23     июля— 775 лет со дня победы русских воинов под командованием князя Александра Ярославича (Невского) над шведами в Невской битве

(1240 год);

1       августа— 245 лет со дня победы русской армии  под командованием П.А. Румянцева над турецкой армией при Кагуле (1770 год);

2       сентября— 70 лет со дня капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны (1945 год);

8       сентября— 635 лет со дня победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем (Донским) над ордынским войском в Куликовской битве (1380 год);

8       сентября  —   160   лет   со   дня   добровольного   затопления   кораблей Черноморского флота во время обороны Севастополя (1855 год);

9       сентября— 215 лет со дня победы русской эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой окадрой у мыса Тендра (1790 год);

9 октября— 255 лет со дня взятия Берлина русскими войсками в ходе Семилетней войны (1760 год);

16   ноября   —   210   лет   со   дня   противостояния   русских   войск   под командованием П.И. Багратиона многократно превосходящим силам французов при Шенграбене (1805 год);

20 ноября— 200 лет со дня подписания Парижского мирного договора и окончания эпохи Наполеоновских войн (1815 год);

22 декабря— 215 лет со дня взятия русскими войсками под командованием А.В. Суворова турецкой крепости Измаил (1790 год).

Эмблема празднования

Поздравительная открытка ко Дню Победы.

 Аппликация

Май-время замечательных праздников и добрых дел. В этом году в канун Дня Победы ещё острее чувствуется стремление всех людей сохранить равновесие сил, целостность границ.

Для нас, россиян, 9 мая был, есть и будет священным праздником, связанным с великим подвигом сильной страны и сильного народа. Мы помним о павших героях и с благодарностью за Победу помогаем живым.

И пусть в этот светлый день прозвучат пожелания мира и счастья!

Читаем детям о войне

Книги о Великой Отечественной войне для детей и их роль в воспитании подрастающего поколения

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?

Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?

Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим школьникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже ребятам начальных классов.

Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают), а на моральном аспекте войны.

Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди.

И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:

Алексеев С. «Рассказы о войне»

Баруздин С. «Шел по улице солдат»

Кассиль Л. «Твои защитники»

Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат»

Митяев А. «Письмо с фронта»

Гайдар А. «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

Чем старше становятся дети, тем больше требований предъявляют к ним родители, постоянно напоминая о том, что они «уже не маленькие».

Война не давала детям времени на взросление – они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени.

Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.

Артюхова Н. «Светлана»

Воронкова Л. «Девочка из города»

Голявкин В. «Рисунок на асфальте»

Катаев В. «Сын полка»

Лиханов А. «Последние холода»

Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи»

Война шла не только на фронте – в тылу тоже гибли люди. Бомбежки, голод, тяжелейший физический труд на предприятиях, продолжавших работать и в годы войны, болезни, трагедии потери близких людей уносили тысячи и тысячи жизней. Предложите детям прочитать книгу Алексина А. «В тылу как в тылу».

Самые трагические страницы истории связаны с блокадой Ленинграда. О том, что происходило в городе в это страшное время, какие жуткие испытания голодом и холодом пришлось выдержать ленинградцам, ребята могут узнать из следующих произведений:

Верейская Е. «Три девочки»

Миксон И. «Жила, была»

Никольская Л. «Должна остаться живой»

Юные читатели, знакомясь с литературой о Великой Отечественной войне, узнают и о том, что их сверстники в далекие сороковые годы прошлого века не только боролись с трудностями военного времени в тылу – многие внесли свой непосредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом наравне со взрослыми.

Балтер Б. «До свидания, мальчики!»

Богомолов В. «Иван», «Зося»

Ильина Е. «Четвертая высота»

Кассиль Л. «Улица младшего сына»

Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Сухова А. «Дети войны»

О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прочитав книги о второй мировой войне следующих писателей:

Бакланов Г. Я. «Навеки – девятнадцатилетние»

Васильев Б. «В списках не значился», «Завтра была война»

Воробьев К. Д. «Убиты под Москвой»

За четыре долгих года войны было все: и поражения, и победы. Сведения о самых масштабных операциях советской армии, о знаменательных сражениях, о героях дадут юным читателям книги о Великой Отечественной войне таких авторов:

Алексеев С. «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»

Бондарев Ю. «Батальоны просят огня»

Медведев Д. «Сильные духом»

Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»

Смирнов С. «Брестская крепость»

Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. О трудностях послевоенного времени расскажут ребятам произведения:

Русакова О. «Сестры»

Распутин В. «Уроки французского»

Рекомендуем предлагать подросткам не только книги для детей о войне – многие произведения, написанные для взрослых, вполне доступны старшим школьникам. Художественные фильмы помогут ребятам ярче представить события тех лет. Обратите внимание подростков на картины, снятые по одноименным книгам, следующих режиссеров:

Бондарчук С. «Судьба человека»

Вознесенский И. «Четвертая высота»

Пронин В. «Сын полка»

Ростоцкий С. «Сын полка»

Что дает детям чтение столь серьезной и, в определенной степени, тяжелой для них литературы? Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества.

И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких.

Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

Читаем детям о войне!

Это удивительные рассказы Сергея Алексеева о войне для школьников. Рассказы о том, что в годы войны были не только бои и сражения, но также встречи праздников, например, как Новый год.

Особое задание

Задание было необычным. Называлось оно особым. Командир бригады морских пехотинцев полковник Горпищенко так и сказал:

— Задание необычное. Особое. — Потом переспросил: — Понятно?

— Понятно, товарищ полковник, — ответил старшина-пехотинец — старший над группой разведчиков.

Был он вызван к полковнику один. Вернулся к своим товарищам. Выбрал в помощь двоих, сказал:

— Собирайтесь. Задание выпало нам особое.

Однако что за особое, пока старшина не говорил.

Дело было под новый, 1942 год. Ясно разведчикам: в такую-то ночь, конечно, задание сверхособое. Идут разведчики за старшиной, переговариваются:

— Может, налёт на фашистский штаб?

— Бери выше, — улыбается старшина.

— Может, в плен генерала схватим?

— Выше, выше, — смеётся старший.

Переправились ночью разведчики на территорию, занятую фашистами, продвинулись вглубь. Идут осторожно, крадучись.

Опять разведчики:

— Может, мост, как партизаны, идём взрывать?

— Может, на фашистском аэродроме произведём диверсию?

Смотрят на старшего. Улыбается старший.

Ночь. Темнота. Немота. Глухота. Идут в фашистском тылу разведчики. Спускались с кручи. На гору лезли. Вступили в сосновый лес. Крымские сосны вцепились в камни. Запахло приятно хвоей. Детство солдаты вспомнили.

Подошёл старшина к одной из сосенок. Обошёл, посмотрел, даже ветви рукой пощупал.

— Хороша?

— Хороша, — говорят разведчики.

Увидел рядом другую.

— Эта лучше?

— Сдаётся, лучше, — кивнули разведчики.

— Пушиста?

— Пушиста.

— Стройна?

— Стройна!

— Что же — к делу, — сказал старшина. Достал топор и срубил сосенку. — Вот и всё, — произнёс старшина. Взвалил сосенку себе на плечи. — Вот и управились мы с заданием.

— Вот те и на, — вырвалось у разведчиков.

На следующий день разведчики были отпущены в город, на новогоднюю ёлку к детям в детский дошкольный подземный сад.

Стояла сосенка. Стройна. Пушиста. Висят на сосенке шары, гирлянды, разноцветные фонарики горят.

Вы спросите: почему же сосна, не ёлка? Не растут в тех широтах ёлки. Да и для того, чтобы сосенку добыть, надо было к фашистам в тылы пробраться.

Не только здесь, но и в других местах Севастополя зажглись в тот нелёгкий год для детей новогодние ёлки.

Видать, не только в бригаде морских пехотинцев у полковника Горпищенко, но и в других частях задание для разведчиков в ту предновогоднюю ночь было особым.

ВЫХОДНОЕ ПЛАТЬЕ

Было это ещё до начала войны с фашистами. Кате Извековой подарили родители новое платье. Платье нарядное, шёлковое, выходное.

Не успела Катя обновить подарок. Грянула война. Осталось платье висеть в шкафу. Думала Катя: завершится война, вот и наденет она своё выходное платье.

Фашистские самолёты не переставая бомбили с воздуха Севастополь.

Под землю, в скалы ушёл Севастополь.

Военные склады, штабы, школы, детские сады, госпитали, ремонтные мастерские, даже кинотеатр, даже парикмахерские — всё это врезалось в камни, в горы.

Под землёй организовали севастопольцы и два военных завода.

На одном из них и стала работать Катя Извекова. Завод выпускал миномёты, мины, гранаты. Затем начал осваивать производство авиационных бомб для севастопольских лётчиков.

Всё нашлось в Севастополе для такого производства: и взрывчатка, и металл для корпуса, даже нашлись взрыватели. Нет лишь одного. Порох, с помощью которого подрывались бомбы, должен был засыпаться в мешочки, сшитые из натурального шёлка.

Стали разыскивать шёлк для мешочков. Обратились на различные склады.

На один:

— Нет натурального шёлка.

На второй:

— Нет натурального шёлка.

Ходили на третий, четвёртый, пятый.

Нет нигде натурального шёлка.

И вдруг… Является Катя. Спрашивают у Кати:

— Ну что — нашла?

— Нашла, — отвечает Катя.

Верно, в руках у девушки свёрток.

Развернули Катин свёрток. Смотрят: в свёртке — платье. То самое. Выходное. Из натурального шёлка.

— Вот так Катя!

— Спасибо, Катя!

Разрезали на заводе Катино платье. Сшили мешочки. Засыпали порох. Вложили мешочки в бомбы. Отправили бомбы к лётчикам на аэродром.

Вслед за Катей и другие работницы принесли на завод свои выходные платья. Нет теперь перебоев в работе завода. За бомбой готова бомба.

Поднимаются лётчики в небо. Точно бомбы ложатся в цель.

Злая фамилия.

Источник: http://dou10.ivedu.ru/news/236/Roditelyam-i-detyam-o-Velikoy-Otechestvennoy-voyne

Ссылка на основную публикацию