Родительское собрание в 4 классе. воспитание нравственных привычек у детей

Доклад к родительскому собранию на тему «Воспитание нравственных привычек младших школьников»

На родительское собрание

«Воспитание нравственных привычек младших школьников»

Уважаемые родители, сегодня мы проводим разговор о детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа − это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как: союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением.

Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.

Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых − отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка − чтобы его любили таким, какой он есть.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он − избалован семьей, а затем нередко вырастает деспотом семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он − «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по — настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Каждый ребенок сегодня, как и вчера, по сути, неповторим и уникален. Он одаренный и талантливый.

В силу выдающихся способностей демонстрирует высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижениях, творческого или продуктивного мышления, общении и лидерстве, художественной и двигательной деятельности.

Это расценивается как само собой разумеющееся. И все же раскрыть и сохранить природные задатки – наша первоочередная задача. Как бы в суете сует не забыть о ней.

Как не забыть и о том, что наряду с «успешными» в нашей школе учатся и ни в чем не блистающие – скромно получают свои «хорошо» и «удовлетворительно», но по-своему благодарные ученики за теплоту и заботу, которыми их одарили и учитель, и родители.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности.

Младшему школьнику свойственны первые проявления чувства долга и ответственности; желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми.

Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется.

Младший школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом.

Разрозненные усилия учителей и родителей не дадут ощутимых результатов.

Это и понятно: их ученики постоянно общаются с другими ребятами, которые не выполняют соответствующих правил и в среде которых нередко существует мнение, что вежливость, точность, аккуратность не обязательны.

Непременным условием успешного воспитания, в том числе и культуры поведения, является единство требований. Единые требования к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьной столовой, на улице, в общественных местах и т. д. Это единство требований должно распространяться и на семью.

Родителям нужно знать, какие требования к поведению детей существуют в школе, и в этом же направлении вести работу дома, в семье. Дети из семей с недостаточным культурным уровнем родителей, но хорошо воспитанные в школе, могут и сами стать проводниками культурного поведения дома.

Поскольку учитель начальных классов стоит у самого начала этой работы, поэтому он тщательно продумывает и представляет себе весь круг тех знаний, которые должны усвоить дети. Прежде всего это знания и правила, связанные с личной гигиеной, вежливостью и культурной речью, с поведением на улице, в гостях и в общественных местах.

Работа по этим темам охватывает основные стороны жизни младшего школьника. Культура начинается с умывания лица. Трудно представить себе культурного человека грязным и неряшливым. Поэтому детей важно научить и приучить к выполнению многих гигиенических навыков: умению быть аккуратным и опрятным, красиво носить свою одежду, приучиться правильно и красиво держаться, ходить.

Вежливость — это самая простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к разным людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым.

Учащиеся начальных классов не могут сразу усвоить такие общие требования, как «будь вежлив», «веди себя прилично». Ребенок должен сначала узнать, что значит быть вежливым и как надо поступать в целом ряде конкретных случаев.

Так, правило «будь вежлив» прежде следует расчленить для младшего школьника на многие отдельные правила: обращайся к взрослым на «вы», называй их по имени и отчеству, уступай им место; не забывай при просьбах говорить «пожалуйста», благодарить за услугу, говорить «спасибо» и т. д.

Младшие школьники нередко считают, что вежливыми они должны быть только со взрослыми, и забывают о правилах культурного поведения при общении со сверстниками. На это следует обращать особое внимание, потому что в подростковом возрасте привить эти навыки и привычки будет намного сложнее.

Воспитанием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно, представляя себе содержание и последовательность работы от I до X класса. Приучение школьников к нравственному поведению от случая к случаю не дает устойчивых результатов.

В результате систематического выполнения определенных правил постепенно вырабатываются навыки и привычки культурного поведения. Эти привычки при дальнейшем своем развитии становятся качествами личности.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети − наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях.

В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: не воровать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п.

Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и поощрялись смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.

В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.

Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок.

И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…Для воспитания навыков и привычек культурного поведения необходимо позаботиться об организации упражнений в поступках.

Упражнение – это не просто повторение. Оно требует, чтобы ребенок знал, что у него получается, что – нет; стремился овладеть каким-либо действием. Для успешности закрепления, необходимо, чтобы повторение сопровождалось положительными эмоциями. Это и молчаливое одобрение взрослого, и эмоциональное поощрение товарищей. Ребенок должен сам захотеть поступать правильно.

Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием. Занятия по культуре поведения проводятся, как правило, во внеклассное время, но и на уроке учитель имеет возможность работать над усвоением знаний, формированием навыков и привычек.

Работая над какой-либо определенной темой, учитель не выпускает из поля зрения и то, насколько усвоены правила предыдущей темы, как полно и ярко они проявляются в деятельности и поведении учащихся. Сочетание систематической работы над правилами, проводимой на специальных занятиях, и повседневной работы учителя – важное условие успешного воспитания.

Если на занятии дети видят сценку: идет с тяжелой сумкой учительница, а ученики, шагающие рядом, не догадываются помочь, то, конечно, сценка эта не сформирует навыка. Но она поможет детям посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение, сделать для себя вывод. И, наверное, затем, в специально или случайно созданной ситуации, ребенок задумается и определит свое поведение.

Всю эту сложную, огромную работу необходимо вести в тесном контакте с родителями, разъяснять им правильные методы воспитания и договариваться о единой линии педагогического воздействия. Участие родителей может быть непосредственным: они выступают перед детьми с беседой или являются гостями; родители могут помочь классу в подготовке занятий, требующих большой предварительной работы (декорации, костюмы, проведение репетиций…)

Самое главное – привлечь родителей к систематическому контролю за выполнением правил культуры поведения в повседневной жизни. Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, необходимо, чтобы в воспитательном процессе приоритет отдавался сотрудничеству, терпению и заинтересованному участию родителей и педагогов в судьбе воспитанника.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/doklad-k-roditelskomu-sobraniyu-na-temu-vospitanie-nravstvennykh-privychek-mladshikh-shkolnikov.html

Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»

«Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной», — писал А.С. Макаренко.

«Плохо тому сыну, которого отец не учил», — гласит народная мудрость. И действительно, во все времена семья была и будет основой воспитания подрастающего поколения.

Первыми наставниками в жизни каждого ребёнка являются родители – самые дорогие и самые близкие ему люди. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях.

В семье ребенок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, и их оценку из уст родителей и старших, в семье с первых лет своей жизни дети знакомятся с социальными и нравственными ценностями. И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг.

Здоровый психологический микроклимат определяется всей нравственной атмосферой домашнего очага. Домашний очаг даёт человеку не только кров, но и хранит душевное тепло, является источником радости бытия.

А это зависит от взаимоотношений между членами семьи и от того, чем и как живёт семья, какие проблемы и интересы возникают в семейной жизни, каков семейный уклад и традиции, как разрешаются семейные конфликты. Из семьи, семейного воспитания исходят у ребенка представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первые трудовые навыки.

Мать по традиции брала и берет на себя главную заботу по уходу за детьми и чаще всего вносит более серьезный вклад в их духовно-нравственное развитие. Значительный вклад в семейное духовно-нравственное, трудовое воспитание вносят дедушки и бабушки.

Они прививают уважительное отношение к старшим, семейным традициям, любовь к родному краю через народные песни, сказки, поговорки и просто через непосредственное отношение ко всему тому, к чему они причастны в повседневной жизни. Но вот часто обнаруживается в жизни, что дети не знают отчества, день и год рождения своих бабушек и дедушек, не знают, кем они были, как прожили свою жизнь.

Дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли. Сегодня средства массовой информации, особенно современное телевидение, навязывают детям ценности, которые часто не отвечают критериям высокой духовности и народной культуры.

Усилилось влияние на детскую психику супергероев, которые добиваются успеха, славы и денег любой ценой, и для которых не существует таких понятий, как сострадание, дружба, нежность, привязанность и любовь. Поэтому снижение уровня духовности, четких нравственных ориентиров и ценностей следует считать одной из главных проблем семейного воспитания.

Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер, когда окрики и телесные наказания, грубость и насилие над детьми становятся нормой жизни. Поэтому родителям надо стараться быть осторожными в своих поступках и делах. Воспитание ребёнка — это питание его личности, его духа правдой.

Воспитание – это не превращение ребёнка в копию отца или матери, а передача ему человеческой сущности, человеческого стремления творить на земле правду, добро и красоту. А что воспитывает? Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Присмотримся, прислушаемся : растет маленький человек и слышит: тот плохой, потому что глупый и грубый, тот — злой, тот — жадный.

Читайте также:  Сказка про облачко и солнышко для детей

С этим не водись, с этим не дружи. Пришли гости в дом, их принимают и угощают, а ушли – «перемывают косточки». Не думайте, что мы воспитываем только тогда, когда мы беседуем, поучаем.

Мы воспитываем детей в каждый момент нашей жизни: как мы разговариваем, как мы одеваемся, как относимся к другим людям, как мы радуемся, как мы обращаемся с друзьями, как читаем книги — всё это имеет большое значение.

А если мы дома грубы, хвастливы, если пьянствуем, а ещё хуже — оскорбляем мать, нам уже и не нужно думать о воспитании наших детей, воспитываем плохо и никакие самые лучшие советы не помогут. Всё это является школой жизни для вашего ребёнка, ведь традиции родительского дома будут продолжаться в семьях, которые будут создавать ваши повзрослевшие дети. Воспитание – это пример и любовь. Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Стать мудрым другом и наставником своего ребёнка, стараться мягко направлять мысли ребёнка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви. Еще нужно помнить о том, что в ребёнке нужно подчеркивать и поддерживать только хорошие стороны характера. И что немаловажно — авторитет родителей, а значит, и результат воспитания определятся единством их требований к детям: «Когда отец говорит «так», а мать «сяк», растёт ребенок, как пустяк»- утверждает народная мудрость. «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания»,- говорил А.С. Макаренко.

Главная причина проявления у некоторых детей таких нездоровых явлений, как хулиганство, сквернословие, бессмысленная трата времени, заключается, прежде всего в пустоте и убожестве интересов, в ограниченности их умственной жизни, порождённых еще в детстве безучастностью родителей к своему досугу и досугу своих детей, равнодушием к вопросам воспитания.

Привычки, возникшие и закреплённые в детстве, могут стать очень стойкими и в дальнейшем трудно поддающимися переделке. Недаром говорят: «Привычка – вторая натура», или «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Искоренять ошибки, допущенные в воспитании, всегда гораздо сложнее, чем сразу воспитывать ребёнка правильно.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других». Так давайте вместе делать всё для того, чтобы дать нашим детям счастье.

Источник: https://multiurok.ru/files/roditiel-skoie-sobraniie-nravstviennoie-vospitanii.html

Родительское собрание «Воспитание привычек у ребенка»

Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, непра­вильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каж­додневно (это автоматизация действия). Привычка — потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое другое).

Навык прокладывает путь привычке, облегчает ее возникнове­ние: ребенок, научившись играть, организует себе досуг; научив­шись владеть иглой, создает привычку быть аккуратным; научив­шись готовить — привычку обеспечивать себя завтраком, ужином.

Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, при­вычка неправильно держать карандаш, неправильно говорить).

Когда и в какой последовательности возникают новые привыч­ки? Помните, что воспитание привычек нужно начинать как мож­но раньше.

К 3—4 годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих иногда и на здоровье ребенка (не ест, хотя голоден, так как привык к определенному вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпа­ния, др.). Так незаметно для родителей образуется некоторый фун­дамент будущей личности ребенка.

Ребенок 3—4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привыч­ку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 7— 9 годам убирать за собой после еды и мыть посуду. К 10—13 годам овладеть видами физкультуры (утренняя зарядка, лыжи, коньки, плавание) и иметь устойчивую привычку заниматься спортом са­мостоятельно, без напоминания.

Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д.

Взрослые должны очень вниматель­но относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые.

Не позаботятся родители вов­ремя заложить хорошую привычку — и вместо нее может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.

Привычки воспитываются делами. Действие превращается в при­вычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похва­ле, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образова­нию привычки.

Большинство действий носит бытовой характер (на­пример, уход в семье за животными или растениями), приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.

Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особен­но важны первые впечатления, связанные с выполнением или не­выполнением действия.

Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привес­ти к тому, что ребенок не сумеет отличить свои, истинные желания от чьих-то посторонних (сложилась привычка подчиняться вопреки сво­им ощущениям).

Позднее взрослые недоумевают: почему он курит? Ведь это так вредно! Почему она ни к чему не стремится? А потому что детство — время бессознательных обобщений: отрицательное отноше­ние к еде легко переходит в негативное отношение ко всему и всем.

Дома ребенку необходимы не игрушки, не мороженое, не «ви­дики», а мама и папа, общение в чистом виде и событие! Учиться вместе с ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д.

можно превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра — это единственный способ для ребенка стать взрослым, оста­ваясь ребенком.

Для взрослых — это единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.

Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещани­ем «больше так не делать» — не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно ее устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодей­ствия дурной привычке.

Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоре­нить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности.

С течением жиз­ни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что неко­торые привычки с годами исчезают, привычки не вечны.

Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестает быть актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.

Воспитание привычек не должно происходить изолированно от вос­питания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда явля­ются основой сильного характера, когда они воспитываются в един­стве с нравственными убеждениями и духовными интересами.

При­вычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребенок «производил впечатление», а пото­му что это делает совместную жизнь комфортной и приятной).

Источник: http://detsadmickeymouse.ru/publ/roditelskoe_sobranie/scenarii/roditelskoe_sobranie_vospitanie_privychek_u_rebenka/14-1-0-1290

Конспект родительского собрания на тему «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Конспект родительского собрания на тему «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Цель: формирование педагогической культуры родителей.

Задачи:

— раскрыть содержание основных нравственных аспектов семейного поведения;

— развивать умения семейного воспитания;

— дать конкретные рекомендации по вопросам нравственного воспитания детей в семье;

— провести анкетирование с целью дальнейшего изучения нравственного микроклимата семей воспитанников;

— продемонстрировать родителям творческие успехи детей.

Предварительная работа: Анкетирование по духовно-нравственному воспитанию детей.

Оборудование:

Включить тихую мелодию;

Детские работы;

Варианты ситуаций;

Карточки с вопросами.

План проведения:

  1. Роль семьи в развитии духовно- нравственных качеств дошкольника.
  2. Подготовка к Весеннему утреннику.
  3. Решение групповых вопросов.

Ход собрания:

Воспитатель: Тема сегодняшнего собрания «Роль родителей в духовно- нравственном воспитании своих детей». Собрание хотелось бы начать с высказывания:

Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на их характер

и их поведение.

Эрих Фром.

Воспитатель: В наше время остро стоит вопрос о духовно-нравственном воспитании детей.

Тенденции современного общества таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности.

Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего.

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно нравственных основ.

Мы считаем, что нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Цель работы:

-Сохранение духовно-нравственного здоровья детей;

-Приобщение их к нравственным и духовным ценностям;

-Изучение культуры родного края;

-Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.

В работе нашего коллектива прослеживается несколько направлений работы с детьми:

– Духовно-образовательное:

-Тематические занятия по темам: «Моя семья», «Уроки нравственности», «Дмитров – Родина моя» и т. д.);

-Проектная деятельность («Покормите птиц, зимой.и др. );

— Беседы с детьми («Будь всегда вежливым», «Ваши добрые поступки», «Добро и зло»и т. д.);

-Чтение и анализ художественной литературы;

-Рассматривание иллюстраций;

-Прослушивание аудиозаписей.

-Игры детей (игры-занятия, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые).

В совместной деятельности с воспитателем ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя и т. д.

Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные.

Игры являются школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

– Нравственно-трудовое:

-Все виды труда;

-Продуктивная деятельность.

Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для развития его личности. Формирование доброго отношения к природе предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней.

На занятиях художественно-продуктивной деятельности дети стараются передать в своих работах красоту природы и любовь к ней.

Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика.

А сейчас давайте с вами разобьемся на группы, и каждая будет отвечать на вопросы

(Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи).

Как вы считаете?

1 группа

  1. В проявлении, каких родительскихчувств нуждается ребенок?
  2. Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?
  3. На чем необходимо строить контакт с ребенком?
  4. Всегда ли ребенок должен походить на родителей,
  5. Подумайте какие привычки вырабатываете вы у своих детей (например: как ваши дети здороваются)

2 группа

  1. Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?
  2. Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?
  3. Как учитываются возрастные особенности ребенка в вашей семье?
  4. Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?
  5. Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (например: как ваши дети обращаются к взрослым)

Вывод: Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Игра с родителями «Солнышко»

Воспитатель: Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых вы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно? Буду задавать вопросы поочередно, каждой группе.

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни:

СИТУАЦИЯ№1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ№3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствияСИТУАЦИЯ№4:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Читайте также:  Конспект занятия по английскому языку для дошкольников 5-6 лет

СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая.

Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это.

О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.

Воспитатель: А теперь посмотрите на слайд и вместе ответим на вопросы

Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится. (ненавидеть).
  2. Ребенок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным).
  3. Ребенок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины).
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится. (понимать других).
  5. Ребенка хвалят, он учится. (быть благородным).
  6. Ребенок растет в честности, он учится. (быть справедливым).
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится. (верить в людей).
  8. Ребенка поддерживают, он учится. (ценить себя).
  9. Ребенка высмеивают, он учится. (быть замкнутым).
  10. Живет в понимании и дружбе, он учится. (находить любовь в мире).

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит прежде всего от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем, какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

Любите своих детей! Именно это научит их любить других людей, делать добро и радоваться жизни!

  1. Подготовка к Весеннему утреннику.
  2. Решение групповых вопросов.

Источник: https://gayazieva-dmdou83.edumsko.ru/folders/post/1121508

Родительское собрание . Тема: «Роль семьи в формировании личности и воспитании нравственных привычек и культуры поведения»

Автор материала: Холина Анастасия Викторовна

Родительское собрание .

Тема:  «Роль семьи в формировании личности и  воспитании нравственных  привычек и культуры  поведения»

«Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья» 

По словам В.А. Сухомлинского: 

«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». 

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и дополнительное образование, так как семья и образование—это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания. 

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.

 
Взаимоотношения семьи и работников образования важны не только в первые годы пребывания ребенка в садике, школена дополнительных занятиях когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением.

Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно на дополнительных занятиях у ребенка появляется шанс для самовыражения. 

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. 

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть. 

Есть много разновидностей любви:

•Любовь умиления; 

•Любовь деспотическая; 

•Любовь откупа. 

Вернемся к наши недостаткам, которые встречаются в воспитании. 
Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо».

Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир.

У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность — деспотическая любовь. Эта форма — одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность.

В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью.

Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим. 

Нужно уважать детское желание быть хорошим и помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые люди, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола. 

Третья разновидность—любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей.

Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества.

Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие. 

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? 

Каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей, какое он занимает положение в семье. 

Благополучное,  когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других. 

Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко — деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он — «квартирант». 

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели. А может они учатся жить у жизни. 

Игра «Закончи предложение». 

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть). 

2.Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным). 

3.Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины). 

4.Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других). 

5.Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным). 

6.Ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым). 

7.Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей). 

8.Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя). 

9.Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым). 

10.Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире). 

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок. Реальные поступки — вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.

В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия. 

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. 

Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно. 

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д. 

Законы семьи.

Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо чтобы в семье были и действовали законы семьи. На доске зашифрованные законы. Я предлагаю вам сформулировать каждый. Их всего четыре: 

1. Закон единства требования отца и матери; 

2. Закон значимости похвалы для ребенка; 

3. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи; 

4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между 
взрослыми и детьми. 

Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, он состоится как человек и как личность. 
Несколько советов 

1. Относитесь к ребенку как к самому дорогому гостю 

2. Боритесь с раздражением. 

3. Мой дом — моя крепость — это должны чувствовать дети. 

4. Чаще произносите слова «Это семейное правило» чтобы предотвратить споры и ссоры. Семейные правила могут поддержать авторитет родителей и 

поведенческие нормы. 

5. В правовом деле есть пятая поправка, которая гласит « Вы не обязаны свидетельствовать против себя». Не забывайте это право пятой поправки в домашнем кодексе, когда в чем-то подозреваете детей.

Ребенок оказывается в ситуации, когда признание несет за собой суровое наказание. Это создает чудовищный соблазн — солгать.

Помните, что порой достаточным наказанием для ребенка будет сказать вам правду и признать свою вину. Тут речь идет не 

о серьезном проступке, конечно. 

6. Используйте прием «Удаление с поля». Это очень короткое наказание — цель которого — прервать несносное поведение или показать, что какое-то действие неприемлемо. «Посиди три минуты на табуретке в коридоре» Поставьте таймер и пусть он отсчитывает время. Не поучайте его в это время, 

пусть останется наедине с собой и подумает. 

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей. 

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам. 

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка. 

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас. 

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка. 

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение. 

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Источник: https://VseUroki.pro/doc/roditelskoe-sobranie-tema-rol-semi-v-formirovanii—2346.html

Родительское собрание в 3 классе «Нравственно-духовное воспитание детей в семье»

Родительское собрание в 3 классе 
«Нравственно-духовное воспитание детей в семье» 

Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, — 
значит вырастить угрозу для общества. 
Теодор Рузвельт 

ЦЕЛЬ: Создать условия для понимания значимости духовно — нравственного воспитания в семье. 

Задачи собрания: 
— показать родителям значимость духовно — нравственного воспитания детей в семье; 
— формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей. 
Предварительная работа: 
— опрос учащихся «На кого я хочу быть похожим?»; 

Слайд /дети класса / 

Учитель: 
Семья-это слово нам многое скажет. 
Семья нам с рожденья в путь жизни покажет. 
И каждый, какой бы с ней не был момент, 
Волшебней, роднее моментов и нет. 
Семья с нами рядом всегда и везде, 
Она много значит в каждой судьбе. 

— Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. 

С приходом в школу ребёнок попадает в нормированную среду, в которой обретение навыков учебной деятельности связано с определённым нравственным поведением. Все мы признаём огромную роль школы в формировании личности ребёнка. Но существуют другие факторы, которые способствуют усилению или уменьшению этой роли. 
Слайд /схема/ 
Факторы формирования личности: 

СЕМЬЯ

Общество

Друзья

Школа

Социум

Окружение

Семья является главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Здесь он рождается, здесь получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты.

 
Семья, ребёнок, нравственность — вот что станет предметом нашего обсуждения. 
Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоконравственным, духовно богатым человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит.

У других, напротив, без особых усилий получается все как надо. В чем же дело? 
Я хочу привести слова американского профессора Росса Кэмпбела: 
…Ребенка можно сравнить с зеркалом. 
Он отражает любовь, но не начинает первым. 
Если детей одаривают любовью, они возвращают её.

Читайте также:  Праздник «осень в лесу» в начальной школе. сценарий

 
Если им ничего не дается, им нечего возвращать… 
Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.

Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает.

 
Что же такое нравственность?
Сергей Иванович Ожегов даёт следующее определение нравственности «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности». 
«Духовность — свойство, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». 

Упражнение.
Предлагаю вам общими усилиями составить «Цветок – нравственность».

Запишите нравственные чувства, являющиеся мотивами человеческого поведения. 

(На партах лежат лепестки цветка и маркеры, родителям предлагается написать на лепестках качества и прикрепить на доске вокруг сердцевины, в которой написано слово «нравственность». Цветок большой, в готовом виде занимает весь периметр доски, слова должны хорошо читаться. На каждой парте по одному лепестку, при желании выдаются дополнительные лепестки. )

Мы общими усилиями составили идеал высоконравственного человека, то есть то, к чему мы должны стремиться, воспитывая наших детей. 

Комментарий педагога – психолога: 
Самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений.

Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие.

Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей.

Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых. 

Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме — это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность — деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. 
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям „героя“ суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности. 
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать ребёнка от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. 
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера родителей. Сила положительного примера увеличивается, когда родители своей личностью, своим авторитетом действуют систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия будет возрастать и тогда, когда дети убедятся, что между его словом и делом нет расхождений. 

Учитель:
Упражнение «Хочу узнать» 

Я хотела бы, чтобы вы чаще задумывались о правильном воспитании своих детей, а мы будем рады вам в этом помочь советом. Все вопросы, возникшие у вас в ходе собрания, вы можете опустить в «корзинку почемучек». Мы постараемся ответить в конце собрания на все возникшие вопросы. 
Слайд 
/семейные фото детей, 
занятых совместной деятельностью с родителями/. 

В.А.Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. 

Можно выделить основные направления нравственно-духовного воспитания детей: 
* Формирование понятия «любовь»: любовь к семье, родным, любовь к Родине, уважение к своему и другим народам, доверие к людям.

 
* Развитие нравственных чувств и этического сознания: понимание жизни и оптимистичное отношение к ней; справедливость, эмпатия, дружелюбие и терпимость к людям, верность в отношениях с окружающими. 
* Развитие творчества и созидания: трудолюбие, уважение к труду; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

 
* Формирование ценностного отношения к своей личности: забота о здоровье физическом и стремление к здоровому образу жизни, здоровью нравственному и социально-психологическому. 

Писатель и педагог С.А.Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственными средствами. Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно.

Нравственность – граница дозволяемого совестью.

А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… Будет нравственное воспитание в семье – ребёнок воспримет правила культурного поведения, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка, будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания…». 

Для систематической, целенаправленной работы по нравственному воспитанию в семье следует руководствоваться следующими принципами: 
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений. 
Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности ребёнка. Их отбор среди огромного количества ценностей происходит на основе общечеловеческого идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей. 
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.

Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого другим.

Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. 
Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

 
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение с ребёнком. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права ребёнка свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к монологической проповеди. 

— Детям был задан один вопрос, на кого они хотят быть похожими и почему. Ребята хотят быть похожими на супергероев из мультфильмов, артистов, певцов…. Приводились различные примеры силы, ума, талантливости. И только 20 % захотели стать такими же, как их мама или папа, потому что любят их. 

Так как же сделать так, чтобы наши дети хотели брать пример с нас? 

Основные пути формирования нравственности ребёнка в семье. 

— Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. 
— Разъяснение, воздействие словом. Не надо говорить ребёнку то, что он хорошо знает и без нас. Необходимо задумываться над тоном, манерой разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей», ни то, ни другое не задевает душу ребёнка. Необходимо обязательно продумывать, как связать слова с жизнью, какого практического результата хотим добиться. 
Дети младшего школьного возраста требуют примеров из жизни. 

Притча «Деревянная кормушка» 
Когда-то, может давно, а может не очень, жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта.

Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавать в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось.

Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. 
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. 
— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.

 
— Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту. 
— Какой вывод можно сделать? 

Мы в ответе за пример, который подаём своим детям 

Большой ошибкой являются упрёки. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. Упрёки в свою очередь вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей. 

Альтернативой упрёкам является порицание. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действий. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании видел не только строгость, но и заботу о себе.
Не следует забывать и о запрещении. Оно предотвращает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относится к своим желаниям. Нужно соблюдать одно правило: каждое запрещение должно иметь разумное объяснение 

Упражнение «Свободный микрофон» / Обмен опытом нравственно -духовного воспитания в семье/.


Слайд: фото учащихся в кругу семьи 
— Я думаю, что в каждой семье есть свой опыт воспитания. 
Давайте поделимся им. Какие своими соображениями по поводу нравственного воспитания в семье вы хотели бы поделиться. 

— Слово педагогу – психологу, которая, по возможности, ответит на заданные в течение собрания вопросы. 

Совет педагога — психолога: 

Дом для ребенка — школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей — и не только словом, но и примером. Ребенок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. 
Психологические факторы, которые имеют воспитательное значение 
со стороны родителей со стороны детей 
Принимать ребенка таким, какой он есть; 
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
Предоставлять возможность ребенку самостоятельно принимать решения; 
Иметь представления о различных этапах в жизни ребенка; 
Уважать права ребенка. Не балуйте меня, вы меня портите; 
Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; 
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали; 
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз. 
Упражнение «Я могу»
Символом семьи дети чаще всего выбирают изображение сердечка. Вот это сердечко я сейчас буду передавать вам, а вы следующим родителям, со словами «Для нравственного воспитания своего ребёнка я могу…» 

Заключение 
Наша встреча подошла к концу. 
Я хотела бы вручить вам памятки для родителей. 
Памятки для родителей: 
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении. 
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу. 
3.

Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте назойливо каждый его шаг, ведь есть много других способов. 
4. Оценивайте отдельный поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и тоже. 
5.

Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что любите его, сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность. 

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. 

В семье воспитываются и передаются культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Именно родители являются образцами, на которых ежедневно ориентируются их дети. Личности родителей играют главную роль в жизни каждого человека. 
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. 

Покинут счастьем будет тот, 

Кого ребёнком плохо воспитали. 
Побег зелёный выпрямить легко, 
Сухую ветвь один огонь исправит. 
Саади

1

Источник: https://intolimp.org/publication/roditiel-skoie-sobraniie-v-3-klassie-nravstvienno-dukhovnoie-vospitaniie-dietiei.html

Ссылка на основную публикацию