Русская народная сказка «жихарка» текст

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Рассказывание народной сказки Жихарка»

Образовательные области: «Художественная литература. Коммуникация, социализация, познание, художественное творчество»

Цели и задачи: учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки; замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в разборе синонимов; учить понимать содержание поговорок; развивать умение слушать сказку. Воспитывать желание делать добрые дела для окружающих.

1. Воспитатель: — Ребята, посмотрите что это? Какое то письмо.

— Нам прислали письмо, посмотрите вот оно!

— конверт, очень большой и, наверное, не простой!

(Достает из конверта письмо.)

— Что же написано в этом письме?

(Разворачивает письмо и читает.)

,, Дорогие ребята! Пишут вам герои сказок. Мы хотим пригласить вас в нашу сказочную страну. Нам нравится, когда вы читаете или слушаете сказки, переживаете за нас, сочувствуете и радуетесь вместе с нами. Приходите к нам в гости, мы вас очень ждем!,,

Воспитатель: — Ну что дети, пойдем в гости к сказкам?

— Вот и сказочная страна! сколько здесь книг со сказками, с красочными иллюстрациями! а вот и теремок построен, здесь нас встречают его обитатели.

— сказочная страна приготовила для вас загадки. Слушайте их внимательно и попробуйте отгадать!

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался …(колобок)

— Найдите эту сказку в стране сказок!

(Показывают иллюстрации или книгу.)

В это сказке – именины.

Много было там гостей.

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убит хозяйку,

Чуть ее не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил!

(муха-Цокотуха)

— Кто написал эту сказку?

(Корней Чуковский).

— Какие сказки К. Чуковского вы знаете ещё?

(Дети называют.)

— Следующая загадка:

Сидит в корзине девочка,

У мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет её домой.

Ну, отгадал загадку эту?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки….(маша и медведь).

(дети находят эту сказку на книжной выставке).

— какие русские народные сказки вы еще знаете?

(Дети называют.)

2. Воспитатель:

— Ребята, скажите, вы большие человечки или маленькие ?

– такие как я?

— значит еще маленькие?

— иногда про маленького человека говорят: ,, мал да удал, маленький да удаленький. ,,

А что бы узнать, кто мал, да удал, я расскажу вам белорусскую народную сказку про маленького человечка, которого звали Жихарка. Рассаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте сказку…

Воспитатель рассказывает сказку с показом иллюстраций.

— Понравилась вам сказка? а теперь давайте поиграем…

(Физкультминутка.)

1. В том лесу избушка есть (шагают ).

2. Стоит задом-наперед (дети поворачиваются).

3. В той избушке есть старушка (грозят пальцем).

4. Бабушка яга живет (грозят пальцем другой руки).

5. Нос крючком (показывают пальчиком).

6. Глаза большие (показывают).

7. Словно угольки горят (покачивают головой).

8. Ух, сердитая какая! (бег на месте).

9. Дыбом волосы стоят (руки вверх).

— вот мы и вспомнили еще про одну из героинь сказок – Бабу Ягу.

— а в каких сказках встречается баба Яга? назовите их.

(дети называют).

— а в сказке про Жихарку бабы Яги нет. Кто же тогда унес Жихарку? (Лиса.)

3. Беседа о сказке.

1. В сказке, Жихарка — веселый, сильный. Он не заплакал, сообразил, как перехитрить лису. И в сказке, про него так и говорится Мал, да удал.

— Скажите, что значит человек, про которого так и говорят мал, да удал?

— какой он?

(Сильный, находчивый, сообразительный, умный.)

2. Как же Жихарка перехитрил лису?

— как он садился на лопату?

(ответы детей).

— покажите…

(Дети показывают.)

3. А как лиса лежала на лопате?

— Как в сказке про это сказано?

(Свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостиком накрылась.)

— Покажите, как лиса лежала на лопате?

(Дети на ковре показывают.)

4. Что сделал Жихарка с лисой?

(толкнул лису в печку).

5. Расскажите, каким вы представляете себе Жихарку? Он был маленький как …

(Воспитатель побуждает детей к сравнению.)

6. Можно ли о нем сказать, что он удалец?

Почему? Объясните.

7. Какими еще словами можно сказать о Жихарке?

(Веселый, хитрый.)

— Изобразите, какой веселый был Жихарка?

(Дети мимикой показывают настроение Жихарки.)

8. Пока лиса собиралась пожарить Жихарку, кот да петух плакали. Вспомните, как про это сказано в сказке.

(Кот лапкой слезы вытирает, петушок крылышком подбирает.)

— Покажите, как они это делали?

9. Как сказать по-другому об их настроении?

(Грустили, переживали, печалились, страдали).

— Кот, петух не просто плакали, а как в сказке сказано?

(Рыдали, плакали-рыдали.)

— А тут Жихарка прибежал.

10. А где кот, петух и Жихарка сейчас?

— Правильно, они сейчас живут в этой избушке.

(Показ иллюстраций.)

11. – Вспомните, что приговаривал Жихарка раскладывая ложки?

,,Эта простая ложка — Котова, это простая — Петина, а это – не простая. Точеная, ручка золоченная — это Жихаркина.

(Дети повторяют эти слова хором.)

Воспитатель предлагает кому-то из детей разложить ложки. Как раскладывал Жихарка, повторить слова из сказки.

12. – Так какой Жихарка?

(Дети высказываются.)

— Как про него сказано в сказке?

(Мал, да удал.)

— Жихарка удал, сообразителен, уверенный, всегда веселый.

13. – Как можно сказать про жителей этой избушки: кота, Пети и Жихарки?

– Какие они?

(Добрые, заботливые, любят друг — друга, настоящие друзья.)

14. – Настоящие друзья никогда не оставят в беде друг друга, никогда не обидят никого. А вы дружные ребята? как вы понимаете слово дружба?

(Высказывания детей.)

15. – Представляете, что могло случиться, если бы Жихарка был пугливым, плаксой? Как бы могла закончится его встреча с лисой ?

(Воспитатель поощряет варианты, придуманных детьми историй.)

После занятия предложить детям на бумаге изобразить веселое, хитрое лицо Жихарки.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/2625-neposredstvennaya-obrazovatelnaya-deyatelnost-na-temu-rasskazyvanie-narodnoj-skazki-zhikharka.html

Жихарка

Далеко-далеко во лесах дремучих стояла избушка малая. А в избушке-то жили кот, воробей да маленький человечек — Жихарка… Кот с воробьем на охоту ходили, а Жихарка домовничать оставался.

Избу Жихарка подметал, обед готовил, стол накрывал; ложки раскладывает, а сам приговаривает:
-Эта ложка котова, эта — Воробьёва, а эта вот — Жихаркина.

А Жихаркина ложечка лучше всех — никому её не отдам.

А ложки не простые — точёные, ручки золочёные…

Вот и прослышала лиса, что в избушке Жихарка один домовничает, и захотелось ей Жихаркина мясца попробовать. А кот и воробей как на охоту-то уходили, крепко Жихарке приказывали двери запирать. Запирал Жихарка двери, всё запирал, а один раз и забыл… Справил Жихарка все дела: обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать.

Только успел котову да Воробьёву ложечку положить, взялся за свою, а по лестнице-то топ-топ-топ!.. Матушки!.. Лиса идёт!.. Испугался Жихарка, со скамейки соскочил, ложечку на пол уронил и поднимать некогда — да под печку и залез.

Читайте также:  Новый год своими руками

В уголок забился — сидит не ворохнётся… А лиса в избушку вошла… Глядь туда, глядь сюда — нет, Жихарки…

«Постой же,-думает лиса, — ты сам мне скажешь, где сидишь».

Подошла лиса к столу, на задние лапки встала, стала ложки перебирать.

-Эта ложка котова… эта Воробьёва… а где же ложка

Жихаркина?! А-а-а, на полу валяется! Так я же её возьму. А Жихарка-то под печкой во весь голос:

-Ай-ай-ай! Не бери, тётенька, я не дам!

-Вон ты где, голубчик!

Подбежала лисица к печке, лапку в подпечье запустила,

Жихарку вытащила, на спину перекинула да домой и побежала… Принесла лиса Жихарку в свою избушку, печку жарко натопила — хочет лиса Жихарку сжарить… Истопилась печка, взяла лиса лопату.

-Садись, — говорит Жихарке.

А Жихарка-то ничего, что маленький — был паренёк удаленький, догадливый. На лопатку-то сел, ручки, ножки растопырил, в печку-то и нейдёт.

-Не так сидишь, — говорит лиса.

Перевернулся Жихарка к печке затылком, а сам опять ручки-ножки растопырил, в печку-то и нейдёт.

-Да не так, — говорит лиса.

-Так ты мне, тётенька, покажи — я по-другому не умею.

-Экой ты какой!-говорит лиса. — Недогадливый.

Смахнула его лапкой с лопатки, сама на лопатку — прыг: клубочком свернулась, лапки подобрала, хвостиком укрылась. Не успела лисица словечко вымолвить, Жихарка-то её толк в печку да и заслонкой закрыл.

На свою беду, лисанька жарко печку топила — сразу её спалило… А Жихарка домой пустился. Бежит, торопится… А дома-то кот с воробьем горюют: пришли они с охоты, а двери-то в избушку раскрыты, ложки-то раскиданы, а Жихарки и след простыл.

Сели на лавочку кот да воробей, горюют, плачут:

-Где-то наш Жихарка?.. Где-то наш маленький?

Котик лапкой слёзы утирает, воробушек крылышком подбирает. Вдруг по лестнице, по частым ступенькам — тук-тук-тук каблучок… Жихарка бежит, громким голосом кричит:
-А вот и я!.. А лиса-то в печке сжарилась. Больше не придёт.

Обрадовались кот да воробей, с лавочки соскочили. Ну Жихарку обнимать, ну Жихарку целовать… За ручки его схватили, по избушке закрутили. То-то радость была!.. И сейчас кот, воробей и Жихарка в той избушке живут, нас с тобой к себе в гости ждут.

Источник: http://www.inpearls.ru/866886

План-конспект занятия (старшая группа) по теме: Занятие по ознакомлению с предметами быта, чтение сказки «Жихарка»

Цель:

  1. Расширить знания детей о русской избе, деревянной мебели и посуде;
  2. Познакомить детей со сказкой «Жихарка», вызвать эмоциональный отклик на сказку, интерес к образам этой сказки;
  3. Учить внимательно слушать сказку, отвечать на заданные вопросы;
  4. Расширить словарный запас детей, познакомить с новым словом «Удаленький», помочь понять его значение, активизировать память;
  5. Развивать изобразительные навыки, учить рисовать концом кисти, познакомить с узором из капелек и точек;
  6. Воспитывать аккуратность при рисовании красками.

Предварительная работа:

1. Знакомство детей с русскими народными сказками2. Рассматривание домашней утвари.

Организация детей: Занятие проводится в групповой комнате, оформленной элементами русской избы. Дети сидят на стульчиках.

Оборудование:  деревянная ложка, деревянная посуда, иллюстрации к сказкам: Колобок, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Заяц и Лиса.  

Ход занятия:

1 часть

Звучит русская народная мелодия. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель входит под музыку.

Здравствуйте добры молодцы, здравствуйте красны девицы, здравствуйте дорогие гости. Дети поздоровайтесь с гостями.

Я Наталья Геннадьевна – краса, пришла к вам сказку рассказать.

Встаньте красиво, я хочу на вас посмотреть.

Ах, вы детки, мои детки

Росли не на ветке

Ах, вы мои кровинки,

Алмазные росинки

Пряники медовые, мои вы садовые

Пожалуйте в гости к сказке.

Воспитатель: Мы с вами живем в прекрасной стране России, а раньше ее называли Русь. И о ней говорили «Русь деревянная, края дорогие».

Потому что давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева. И полы, и потолок, и стены и мебель и посуда. Из обыкновенного полена могли вырезать вот такую посуду, в которую накладывали еду. (Показывает посуду).

2 часть

Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку, только вы не выкрикивайте ответ, а дослушайте загадку до конца!

Загадаю  вам загадку.                        На досуге веселушка

                Вы скажите мне отгадку                        И накормит всех вокруг

                Хоть и знаю наперед                         Кашу носит прямо в рот

                Вы смекалистый народ                        И обжечься не дает.

                Деревянная подружка                (ответы детей)

                Без нее мы как без рук

Воспитатель: отгадка спрятана у меня в волшебном сундучке, чтобы его открыть надо сказать волшебные слова. Сейчас я их скажу и сундучок откроется:

                        Чок-чок каблучок,

                        Открывайся сундучок.

Что-то он не открывается, помогите мне дети, давайте скажем волшебные слова вместе.

(Дети вместе с воспитателем говорят волшебные слова, сундучок открывается, появляется ложка)

Вот какая ложечка точеная, ручка золоченая. Это ложечка одного маленького, удаленького мальчика.

Дети, а вы большие, как я, или  пока еще маленькие?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Значит вы еще маленькие. Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал» или «Маленький да удаленький». Это означает, что маленький мальчик или девочка находчивые, сообразительные, смелые.

Воспитатель: А эта ложечка одного маленького, удалого мальчика Жихарки. Жихарка — это и есть удалец.

Встаньте так, чтобы всем было видно

А теперь приготовьте ушки, глазки.

Расскажу сейчас я сказку.

Из-за леса, из-за горЕдет дедушка Егор,Сам на лошадке,Жена на коровке,Дети на телятках,Внуки на козлятках.Съехали с гор,Развели костер,Кушают кашку,

Слушают сказку.

Рассказывание сказки «Жихарка» с показом планшетного кукольного театра.

Жили-были в избушке кот, петух да маленький мальчишечка — Жихарка. Кот спетухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, на столнакрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:- Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая- точеная, ручка золоченая, — эта Жихаркина. Никому ее не отдам.

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать.Запирал Жихарка двери, все запирал, а один раз и забыл. Сделал Жихарка все дела, стал стол накрывать, да, ложки раскладывать, вдруг слыших по лестнице — топ-топ-топ.

— Матушки! Лиса идет!Испугался Жихарка, и за печку спрятался. Лиса в избушку вошла, глядь туда, глядьсюда — нет Жихарки.»Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь.»Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:- Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова. А эта ложка непростая — точеная, ручка золоченая,- эту я себе возьму.

А Жихарка-то под печкой во весь голос:- Не бери, это моя ложка, я не отдам!- Вот ты где! – Схватила лиса Жихарку — да в лес.Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть.Взяла лиса лопату.- Садись, — говорит.А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил- в печку-то и нейдет.- Не так сидишь, — говорит лиса.

А Жихарка отвечает: А ты мне покажи, я ведь не умею.Лиса сама на лопату прыг, в кольцо свернулась,лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкойприкрыл, а сам скорей вон из избы да домой.А дома-то кот да петух плачут, рыдают:Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.Вдруг по лесенке — тук-тук-тук.

Читайте также:  Собачка из помпона своими руками. мастер-класс с пошаговыми фото

Жихарка бежит, громким голосом кричит:- А вот и я! А лису я победил!Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И

сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут.

Воспитатель: Видите, какой находчивый был Жихарка. Так по-доброму и закончилась наша сказка. Вам понравилась сказка? Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимайте руку и не выкрикивайте. О ком эта сказка? Кто вам понравился больше всего? Почему?

Физкультминутка:

Дружно встанем

1 2 3

А теперь богатыри (руки на пояс)

Ноги крепкие расставим

И ладонь ко лбу приставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

1-2 1-2

Заниматься нам пора.

Воспитатель: Скажите ребята, а вы много сказок знаете?

(ответы детей)

Я прочитаю вам строчки из сказок, а вы должны узнать эти сказки, найти к ним рисунки и показать их указкой.

1. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел….» Из какой сказки эти слова? Покажите иллюстрацию.2. «Вы козлятушки, вы ребятушки….»3. «.. Сяду на пенек, съем пирожок…»

4. « Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весной растаяла у лисы избушка, она пришла ко мне в гости погреться, да меня же и выгнала…»

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько много героев мы с вами вспомнили и все они «Маленькие и удаленькие» Мы с вами тоже маленькие да удаленькие, а у каждого маленького да удаленького должна быть своя ложечка точеная, ручка золоченая. И сейчас мы с вами пройдем за свои столы. Сначала я послушаю как пройдут и сядут девочки, а потом мальчики.

(сначала девочки, потом мальчики проходят к своим местам за столами)

3 часть:

Воспитатель:  Сядьте красиво, спинка должна быть ровная. Посмотрите у вас на столах  лежат заготовки ложек, которые мы будем сейчас расписывать. Пожалуйста ничего не трогайте пока я вам не скажу. Посмотрите какая красивая ложечка была у Жихарки, сколько на ней разных узоров. Мы с вами тоже будем рисовать узор, но попроще из точечек и  капелек.

Сначала мы рисуем большую точечку. Потом мы рисуем вокруг точечки капельки. Посмотрите как просто рисуется капелька, нужно только примакнуть кисть, этот прием называется примакивание. Если капелек много, то получается красивый узор. Теперь мы сделаем золоченую ручку и красивый кончик у ложки.

(Совместно с объяснением воспитатель показывает приемы росписи ложки)

Дети, скажите как надо правильно держать кисть? (правильно около железного основания) А если на кисти слишком много краски что надо сделать? (правильно промакнуть о салфеточку). А теперь повторим с чего мы начинаем рисовать: точечка – капельки – золоченая ручка – кончик у ложки.

Дети приступают к работе, воспитатель помогает затрудняющимся детям.

Дети уже нарисовавшие ложку приклеивают ее на поднос.

Воспитатель: Подойдите все ко мне и посмотрите сколько красивых расписных точеных золоченых ложечек у нас получилось. Вы ребята просто молодцы, очень постарались.

И у меня для вас есть подарок, ну-ка где мой волшебный сундучок? Помогите мне его открыть, все вместе говорим волшебные слова:

                Чок-чок каблучок

                Открывайся сундучок!

Сундучок открывается и воспитатель дарит детям книжки-сказки.

                Жил был кот-колоброд

                Он развел огород

                Уродился огурец, всем заданиям конец.

На этом наше занятие заканчивается, спасибо вам большое, вы мне очень понравились.

Литература:

Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет: — М., 1987.

Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Часть 1-2: — Владимир, 1995.

Ильчук Н.П., Гербова В.В. хрестоматия для дошкольников 4-5 лет: — М., 1999.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/19/zanyatie-po-oznakomleniyu-s-predmetami-byta-chtenie-skazki-zhikharka

Сказка на ночь

ЖИХАРКА (текст + аудио)

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки рас-кладывал. Раскладывает да приговаривает: — Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая, точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам.

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей жихаркиного мясца попробовать. Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл.

Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать да и говорит: — Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая, точеная, ручка золоченая, — Жихаркина. Никому ее не отдам. Только хотел ее на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.

Лиса идет! Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил—и поднимать некогда— да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки. «Постой же, » думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать: — Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму.

А Жихарка-то под печкой во весь голос: — Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам! — Вот ты где, Жихарка! Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес, и Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату: — Садись, — говорит, — Жихарка. А Жихарка маленький, да удаленький.

На лопату сел, ручки ножки растопырил — и в печку-то и нейдет. — Не так сидишь, — говорит лиса. Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет. — Да не так, — лиса говорит. — А ты мне, тетенька, покажи, я ведь не умею! — Экой ты недогадливый! — лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой. А дома-то кот да петух плачут, рыдают: — Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького! Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.

Вдруг по лестнице — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:

— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.

Читайте также:  Конкурсы на 8 марта для школьников

Аудиоверсия сказки «Жихарка»:

Не всегда срабатывает с первого раза после нажатия треугольника. Осторожно, запись громкая

Источник: http://skazka-na-noch.ru/po-alfavitu/zh/zhixarka

Жихарка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка.

Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.

Раскладывает да приговаривает:

— Это простая ложка — котова, это простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — эта Жихаркина. Никому её не отдам.

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.

Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери.

Всё запирал, а один раз и забыл.

Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, а по лестнице — топ-топ-топ — лиса идёт.

Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда: нет Жихарки.

«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:

— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова. А эта ложка не простая — точёная, ручка золочёная, — эту я себе возьму.

А Жихарка-то под печкой во весь голос:

— Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!

— Вон ты где, Жихарка!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес. Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.

— Садись, — говорит, — Жихарка.

А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.

— Не так сидишь, — говорит лиса.

Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.

— Да не так, — лиса говорит.

— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.

— Экой ты недогадливый!

Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:

— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!

Кот лапкой слёзы утирает, Петя крылышком подбирает.

Вдруг по лесенке — тук-тук-тук.

Жихарка бежит, громким голосом кричит:

— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!

Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать!

И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.

Источник: https://skazki.rustih.ru/zhixarka/

Жихарка, сказка для детей, Жихарка — сказки о животных для детей малышей ребенка самых маленьких

Далеко-далеко во лесах дремучих стояла избушка малая. А в избушке-то жили кот, воробей да маленький человечек — Жихарка… Кот с воробьем на охоту ходили, а Жихарка домовничать оставался.

Избу Жихарка подметал, обед готовил, стол накрывал; ложки раскладывает, а сам приговаривает:
— Эта ложка котова, эта — Воробьёва, а эта вот — Жихаркина.

А Жихаркина ложечка лучше всех — никому её не отдам.

А ложки не простые — точёные, ручки золочёные…

Вот и прослышала лиса, что в избушке Жихарка один домовничает, и захотелось ей Жихаркина мясца попробовать. А кот и воробей как на охоту-то уходили, крепко Жихарке приказывали двери запирать. Запирал Жихарка двери, всё запирал, а один раз и забыл… Справил Жихарка все дела: обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать.

Только успел котову да Воробьёву ложечку положить, взялся за свою, а по лестнице-то топ-топ-топ!.. Матушки!.. Лиса идёт!.. Испугался Жихарка, со скамейки соскочил, ложечку на пол уронил и поднимать некогда — да под печку и залез. В уголок забился — сидит не ворохнётся… А лиса в избушку вошла…

Глядь туда, глядь сюда — нет, Жихарки…

«Постой же,-думает лиса, — ты сам мне скажешь, где сидишь».

Подошла лиса к столу, на задние лапки встала, стала ложки перебирать.

— Эта ложка котова… эта Воробьёва… а где же ложка

Жихаркина?! А-а-а, на полу валяется! Так я же её возьму.

А Жихарка-то под печкой во весь голос:
— Ай-ай-ай! Не бери, тётенька, я не дам!

— Вон ты где, голубчик!

Подбежала лисица к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула да домой и побежала…

Принесла лиса Жихарку в свою избушку, печку жарко натопила — хочет лиса Жихарку сжарить… Истопилась печка, взяла лиса лопату.

— Садись, — говорит Жихарке.

А Жихарка-то ничего, что маленький — был паренёк удаленький, догадливый. На лопатку-то сел, ручки, ножки растопырил, в печку-то и нейдёт.

— Не так сидишь, — говорит лиса.

Перевернулся Жихарка к печке затылком, а сам опять ручки-ножки растопырил, в печку-то и нейдёт.

— Да не так, — говорит лиса.

— Так ты мне, тётенька, покажи — я по-другому не умею.

— Экой ты какой!-говорит лиса. — Недогадливый.

Смахнула его лапкой с лопатки, сама на лопатку — прыг: клубочком свернулась, лапки подобрала, хвостиком укрылась. Не успела лисица словечко вымолвить, Жихарка-то её толк в печку да и заслонкой закрыл.

На свою беду, лисанька жарко печку топила — сразу её спалило… А Жихарка домой пустился. Бежит, торопится… А дома-то кот с воробьем горюют: пришли они с охоты, а двери-то в избушку раскрыты, ложки-то раскиданы, а Жихарки и след простыл.

Сели на лавочку кот да воробей, горюют, плачут:

— Где-то наш Жихарка?.. Где-то наш маленький?

Котик лапкой слёзы утирает, воробушек крылышком подбирает. Вдруг по лестнице, по частым ступенькам — тук-тук-тук каблучок… Жихарка бежит, громким голосом кричит:
— А вот и я!.. А лиса-то в печке сжарилась. Больше не придёт.

Обрадовались кот да воробей, с лавочки соскочили. Ну Жихарку обнимать, ну Жихарку целовать… За ручки его схватили, по избушке закрутили. То-то радость была!.. И сейчас кот, воробей и Жихарка в той избушке живут, нас с тобой к себе в гости ждут.

Источник: https://zooclub.ru/skazki/russkie-narodnye/zhikharka.shtml

Ссылка на основную публикацию