Советы родителям и рекомендации учителям по адаптации ребенка к школе

Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе

Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе

     Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.

      Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе.

Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны  особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

     Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

     Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе.

Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя.

И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

      Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д.

Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.

  Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников  важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

      Для развития самостоятельности и активности детей  важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

         Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать  и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность.

Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических.

Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.

       Помните, что шестилетка — маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. Ребенок — равное нам существо, что он не готовится к жизни, а живет полнокровной жизнью, возможно, гораздо более насыщенной и интересной, чем наша.

           Рекомендации:

  1. 1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.

  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;
  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
  • отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
  1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

  2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.

  3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

  4. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.

  5. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально — психологического климата.

  6. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) — залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.

  7. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.

  8. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

  9. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.

  10. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.

  11. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.

  12. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

       Помните, что шестилетка — маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.

                           Подготовила Сатуева Петимат А., педагог-психолог.

 Советы психолога родителям первоклассников

      Хочу вас поздравить с таким важным событием вашей жизни, ваш ребенок шагнул в ответственную, взрослую жизнь, хотя на самом деле он этого не понимает, т.е. у ребенка  совсем другое представление.

Дело в том, что особенно дети в возрасте 6-7 лет ориентированы  на реакцию взрослых, они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, и хорошими.

Поэтому для пап и мам, и бабушек, и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения  интереса к школе и обучению.

     Чтобы корме внешних атрибутов школьной жизни появилось внутренне ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьезному шагу ребенка («Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые серьезные обязанности»).

Конечно, ваш ребенок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определенная самостоятельность.

Контроль не обходим, но все же  постарайтесь  дать возможность вашему ребенку «подрасти» в своем мироощущении,  почувствовать себя старше.

       У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка не своей комнаты, нужно организовать рабочее место.

Пожалуйста, родители, не переусердствуйте в выполнении домашних  заданий.  Дети в возрасте 6-7лет должны заниматься не более 30 минут, далее нужно делать перерыв  не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество. Кроме того, длительное написание палочек и крючков можно на долго отбить охоту к учебе.

                       Памятка родителям первоклассников.

  • Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и  сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков познавательных способностей. Не  забывайте, что такие  важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируется сразу.  Ребенок пока еще не только учится управлять собой  и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями  и неудачами в школе, чтобы не развить в нем ненужную неуверенность в себе.
  • Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек  время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
  • Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.
  • Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные  и школьные  принадлежности.
  • Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений.

Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении.

  • Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенном будет чувствовать себя.  Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.
  • Не пропустите первые трудности в обучении.  Обращайте внимание на любые затруднения,  особенно если последнее становится систематическими. Все проблемы с учебой, поведение и здоровье гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами.
  • На сегодняшний день одно из самых распространённых ошибок является стремление вырастить  вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится не интересно на уроках.  Конечно родителям хочется, чтобы их ребенок действительно хорошо учился, и был «самым, самым». Однако,  если ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка  занятиями может сказаться на его здоровье  и желании учиться. Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо  заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем  мире.
  • Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли.  Тогда в школе у ребенка не будут с устными ответами. Когда спрашиваете о чем – либо, не довольствуйтесь ответами «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
  • Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок!  От этого зависит здоровье вашего ребенка, а значит,  способность лучше и проще усваивать школьный материал. Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не  перенапрягаясь,  а, следовательно, и без разнообразных  последствий (неусидчивость,  раздражительность,   обидчивость,  частые простудные заболевании,   слезливость,  грубость,  головные боли и т.д.)  особенно это касается тех детей,  у которых  с рождения присутствуют повышенная нервная  возбудимость, быстрая утомляемость  или какие-либо неврологические осложнения.   В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления  нервной системы.
  • Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно этот касается 6-леток)  ничего страшного в этом нет. Наоборот,  в игре ребенок тоже учится.  Лучше поиграйте вместе с ним в процессе выучите какие – нибудь  понятия (правый, левый)
  • Ограничьте время нахождения Вашего ребенка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что  время препровождения  перед телевизором и компьютером  являются отдыхом или разгрузкой после напряженного дня.   В  отличие от взрослых, оба этих занятия действует возбуждающе на неокрепшую нервную систему  ребенка,  в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную  активность, перевозбуждение, раздражительность и др.
Читайте также:  Осеннее оформление детского сада своими руками. рябина осенью

   Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Таким  образом,  поддержите в ребенке его стремление стать школьником.

   Не пропускайте  трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.  Если у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь  справиться сними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха.  В каждой работе, очень важно найти, за что его можно похвалить.

  Помните, что похвала, это сильная  эмоциональная поддержка, которая способна заметно повысить интеллектуальные  возможности ребенка.

   Если вас  что–то  беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь  обращаться за советом  и консультацией к учителю или к школьному психологу.

   С поступлением в школу в жизни   вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель.  Уважайте  мнение первоклассника о своем педагоге.

   Учение это не легкий  труд.  Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

   Необходимые условия успешного воспитания и  обучения в школе.

  1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте его порядок.

  2. Перед началом выполнения домашнего задания, выключите  радио, телевизор.

  3. Не сидите с ребенком за уроками, каждый день, но проверяйте их ежедневно.

  4. Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

— собрать школьные принадлежности;

— подготовить обувь, одежду.

  5. Рационально организуйте режим дня.

 6. К делам детей относитесь внимательно,  доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к его результатом деятельности.

  7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/riekomiendatsii-uchitieliu-po-adaptatsii-piervoklassnikov-k-shkolie.html

» Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы

Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе.

Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание.

Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний.

Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.

Адаптация к школе

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему.

До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать.

Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Трудности

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

         В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  • личность педагога
  • коллектив одноклассников
  • новый режим дня
  • ограничение двигательной активности
  • новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной.

Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования.

И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  • неуспеваемость
  • нежелание что-то делать
  • негативизм
  • демонстративность
  • лень.

Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.

Этапы

Адаптация первоклассников делится на этапы.

Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.

Этот этап обычно начинается с апреля-мая, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:

  • знакомят детей со школой и её территорией (проводят экскурсию)
  • совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка (посредством специальных упражнений)
  • проводят спортивные занятия
  • развивают общий интеллект
  • работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.

Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.

Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги призваны:

  • оказывать педагогическую поддержку первоклассникам
  • выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса
  • консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.

Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.

Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями.

Работа происходит в направлениях:

  • диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)
  • коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)
  • консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения
  • отслеживание результатов адаптации первоклассников.

Программа адаптации

При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию.

Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника.

Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.

Психологическая

Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.

Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник.

Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него.

Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.

Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:

  1. Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
  2. Формируйте высокую самооценку ребёнка.
  3. Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
  4. Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
  5. Проводите время с ребенком после школьного дня.
  6. Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
  7. Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
  8. Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
  9. Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Физиологическая

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу.

Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое.

Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.

Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

  1. Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  2. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
  3. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
  4. Следите за правильной осанкой ученика.
  5. Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
  6. Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
  7. Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
  8. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
  9. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
  10. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

Социальная

Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.

Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию.

Читайте также:  Игры на знакомство в лагере для детей от 12 до 16 лет

  Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях.

Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.

Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.

Советы родителям

Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:

  1. Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
  2. Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
  3. Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
  4. Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
  5. Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
  6. Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
  7. Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
  8. Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
  9. Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
  10. Не ставьте ребёнку условий.
  11. Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
  12. Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
  13. Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.

Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

Видеосюжет: практические рекомендации по адаптации детей к школе

Источник: https://paidagogos.com/?p=6920

Советы психолога родителям по адаптации первоклассников

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.

Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. Известно, что от родителей зависит очень многое: вся учебно-воспитательная деятельность в школе не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями.

Именно они должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса. В школе должны отсутствовать две поведенческие «модели» родителей: в качестве «провинившегося ученика» и в качестве «обвинителя».

Должна присутствовать третья «модель»: родители с адекватным поведением, предполагающее взаимопонимание родителя и учителя на благо ребенку. Работа с родителями – это экзамен, который должны выдержать обе стороны: и учитель, и родители.

Родители нужны нам, учителям! Самый внимательный учитель не в состоянии уследить за усвоением учебного материала каждым учеником. Он может уловить слабости, но полностью их устранить могут только родители.

Вся беда только в том, что родители, как правило, не готовы к тому, что бы формировать у ребенка умение учиться, да и вообще не понимают огромную значимость этого умения. От этого во многом зависит успешность работы ученика в школе.

У всех родителей в период поступления детей в школу одно желание: подготовить хорошо ребенка к школе, все необходимые условия и предметы. В этом процессе обязан помочь учитель.

На первом собрании, задолго до первого звонка, по сути дела еще весной, он должен разъяснить родителям, что от них требуется на данном этапе, научить их как вести соответствующую работу по подготовке ребенка к школе, корректировать их действия на последующих собраниях.

Очень важно заранее учителю подготовиться к работе с будущими первоклассниками и их родителями. Для этого постепенно собирая материал по всем важным темам из газет, журналов, брошюр, книг для бесед на родительском собрании и практической работы с классом. Работа получается большая, но она важна и необходима, так как в спешке можно упустить что-то важное и необходимое.

Можно составить для себя, учителя, план-памятку работы в период подготовки к приему первоклассников, который позволяет обдумать и представить себе предстоящую в новом учебном году работу.

Ниже приводятся практические рекомендации, памятки, советы родителям, оздоровительные минутки для проведения дома и в школе, взятые из разных источников и с удовольствием и благодарностью к авторам, использую в своей практике и надеюсь, что помогут другим учителям в работе с первоклассниками и их родителями.

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

Забудьте фразу»Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.

Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.

Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается)- необходимы.

В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»

Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.

Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.

Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Советы матерям.

Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.

Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным.

Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.

Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками.

Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым.

Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.

Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что – нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится.

Не мучайся, если что не можешь сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!

Советы родителям.

Проводя с ребёнком развивающие занятия, необходимо знать, какие способности и навыки должны формироваться у ребёнка в процессе учёбы наиболее ярко. Именно они характеризуют уровень развития школьника. Их яркое проявление – характерный симптом общей одарённости ребёнка. Ниже приводится список этих качеств.

Познавательные способности и навыки:

Владение большим объёмом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно – следственных связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Организация информации.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение наблюдать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Анализ ситуации.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Высокая любознательность.

Перечисленные характеристики можно использовать для ориентировочной оценки развития ребенка. В самой упрощённой форме отметьте галочкой позиции, которые наличествуют у ребёнка. Посчитайте количество «галочек». Это и будет показателем его развития. Чем больше «галочек «, тем более развит ребёнок.

Как выходить из конфликтов?

Научите ребёнка в спорах пользоваться мирными приёмами.

Сосчитать до десяти, чтобы «остыть».

Сказать «перестань, пожалуйста».

Постараться обсудить проблему.

Извиниться.

Продолжить разговор или игру как ни в чём небывало.

Уйти, не вступая в споры.

Поиграть в другую игру.

Начать всё сначала.

Попробуйте придумать несколько ситуаций и предложить ребёнку сделать выбор: как поступить? Разыграйте несколько вариантов вместе с ним. Эта игра поможет ребёнку как бы «подняться над ситуацией» и воспринять её менее эмоционально.

Читайте также:  Сценарий нового года для детей дома

Умейте хранить чужие секреты.

Никогда не используйте откровенность ребёнка в своих целях, не пересказывайте сокровенных историй другим людям – это для него страшная обида.

Старайтесь уважительно относиться к друзьям детей. Они очень ценят, когда родители считаются с их выбором.

Помните, что откровенность часто приходит в ответ на откровенность.

Оздоровительная минутка. » Упражнения животных».

«Жираф» – голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.

«Осьминог» – круговые движения плечами назад – вперёд, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).

«Птица» – руки поднять (как крылья), круговые движения назад – вперёд.

«Обезьяна» – наклон вперёд, круговые движения туловищем вправо – влево.

«Лошадь» – поднятие ног по очереди, сгибая в калениях.

«Аист» – подняться на носки, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).

«Кошка» – подтягиваем всем телом, поднять вытянутую правую руку, затем левую.

Оздоровительная минутка. «Сотвори солнце в себе».

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глазки, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир.

Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце.

Оно несёт тепло всем – всем (руки в стороны перед собой).

Законы, нормы и правила школьной жизни). (для учащихся)

Брать от школы только хорошее.

Быть всегда открытым для счастья и доброты.

Умей ставить цели, добиваться успеха и не пасуй перед трудностями. Тренируй память. Помни: дураков и без тебя хватает, а потому старайся больше увидеть, услышать, понять, расспросить. Если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик.

Учись дружить и будь в дружбе верным.

Старайся меньше и реже дружить с глаголами: не знаю, не умею, не понимаю.

Постарайся изучить свои достоинства и недостатки, научись понимать, как тебе относятся люди.

Умей относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям другого человека.

Научись быть всегда здоровым и жизнерадостным. Помни: здоровый и весёлый человек помнит лучше, больше знает, ярче живёт, никому не завидует и создаёт вокруг себя атмосферу удовольствия.

Люби и умей создавать тишину, она зарок мудрости, долголетия, свежести и красоты мысли и чувств.

Старайся понимать красоту природы.

Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки.

Просыпайся утром – с улыбкой, засыпай вечером – с удовольствием.

Не обижай людей подозрением и недоверием.

Дорожи одиночеством. Одиночество – это время осмысления, прочувствования, продумывания, строительства себя.

Умей подавлять в себе дурное настроение, не поддавайся ему.

Источник: https://svetilovichi.schools.by/pages/sovety-psihologa-roditeljam-po-adaptatsii-pervoklassnikov

Советы психолога адаптация первоклассников к школе

Главная » Советы психолога » Советы психолога адаптация первоклассников к школе

Добрый день, дорогие читатели! Первый год обучения в школе для ребенка очень трудный. Так много изменений в его жизни пришли к нему одним днем. Много нового и неизвестного вокруг.

От того как пройдет адаптация к школе будет зависеть настроение ребенка, его отношение к школе, его желание учиться и даже его физическое самочувствие.

Как помочь ребенку справится со всеми этими переживаниями, чтобы период адаптации прошел быстро и гладко. Ответим в этой статье.

Первого сентября с нетерпением ждут не только будущие первоклассники, но и родители. Нам кажется, что наш малыш уже совсем большой, и вот он совсем скоро переступит порог школы и начнется совсем другая жизнь. Он будет читать книги, с удовольствием делать уроки, заниматься.

Но, это может произойти не первого сентября, и даже не второго и не третьего. Важно понимать, что процесс адаптации ребенка к школе — это отрезок времени, за который ребенок знакомится и привыкает к новым условиям. И это не один день.

Адаптация к школе: что это такое

Это перестройка организма ребенка, приспосабливание к совершенно новым условиям. Эта перестройка происходит как снаружи, так и внутри самого ребенка. Мы ведь помним, что этот период еще совпадает с кризисом 7 лет. Поэтому малышу требуется еще больше сил, чтобы привыкнуть к таким мощным изменениям в его жизни.

Ребенок попадает в совершенно новую для него среду. Здесь появляются новые правила, новый порядки, новые взрослые. Нужно оглядеться вокруг. Освоить правила поведения в школе. Малыш осваивает для себя новую социальную роль — «ученик».

Основной вид его деятельности меняется с игровой на учебную. Появляется новая социальная группа сверстников — класс. В которой нужно научиться общаться и взаимодействовать.

Виды адаптации к школе

Можно выделить психологическую адаптацию, социальную и физиологическую.

  • Психологическая адаптация связана со внутренними изменениями первоклассников. Формирование у них внутренней позиции школьника, перестройка организма в связи с возрастным кризисом, развитие новых уровней психических функций, общее эмоциональное состояние ребенка в этот период.
  • Социальная адаптация ребенка обучает его новой социальной роли. Малыш учится общаться со сверстниками, учителями. Меняются взаимоотношения и с родителями. Ведь он теперь «совсем большой», он уже первоклассник, а значит и отношение к нему другое.
  • Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане. Новый режим, усиленные нагрузки на организм, даже его личностные эмоциональные переживания могут сказаться и на здоровье.

Сколько длится адаптация к школе

Однозначно на этот вопрос вам никто не ответит. Все очень индивидуально. Это зависит от темперамента ребенка, от его психологической готовности к школьному обучению, от атмосферы в семье, от первой учительницы. Помните, что данный период ещё совпадает с кризисом 7 лет, что накладывает свои «опечатки».

Рассмотрим этапы адаптации

  1. Острый период: длится 2−3 недели. Это самое первое время и самые первые впечатления о школе и школьной жизни. Все переживания носят наиболее острый характер. Еще много волнения и тревоги;
  2. Неустойчивое приспособление (от 3 нед. до 2 мес.

    ): в этот период ребенок учится пробовать и находить оптимальные решения для себя в новой ситуации. Постепенно привыкает к новой среде, обустраивается;

  3. Устойчивое приспособление (от 1 мес. До 3-х): в этот период ребенок вырабатывает для себя оптимальную систему поведения и реагирования на различные ситуации.

    И это становится для него уже привычным, а значит, он успокаивается и может расслабиться.

От чего зависит, как пройдет адаптация?

  • Уровень психологической готовности к школе (подробнее читайте в статье);
  • Уровень интеллектуальных способностей (читайте в статье готов ли ребенок к школе);
  • Состояние физического здоровья;
  • Темперамент ребенка, его готовность к установлению новых социальных контактов, общительность;
  • Настроение в семье (напуганы родители — напуган и ребенок);
  • Профессионализм педагогического школьного состава.

Три уровня прохождения адаптационного периода

  1. Высокий уровень адаптации: Ребенок с удовольствием идет в школу. Прилежен. Выполняет задания учителя, быстро осваивается в школе. Активен. Самостоятелен. Поддерживает контакт с педагогом и сверстниками.
  2. Средний: Такой первоклассник к школе относится ровно. Нет тревог и страхов. Задания выполняет, но ему еще требуется присутствие рядом взрослого.

    А для выполнения каких-то упражнений требуется время и дополнительные разъяснения. Отношения в коллективе выстраивает дружеские.

  3. Низкий: Ребенок не хочет идти в школу. Тревожен, боится неудач в учебе. Может жаловаться на физическое здоровье. Говорит, что там тяжело. Не может справиться с освоением правил поведения.

    С одноклассниками воюет или, наоборот, замыкается в себе и ни с кем не общается.

Что такое дезадаптация?

Если ребенок был не готов к школе, то в такой стрессовой для него ситуации у него могут появиться различные расстройства (личностные, поведенческие), проблемы со здоровьем.

В период адаптации ребенка к школе родителям необходимо быть очень внимательным к малышу. Стоит обращать внимание на первые симптомы, которые могут говорить о повышенном стрессе у ребенка:

  • плохой сон
  • снижение аппетита
  • повышенная утомляемость
  • пассивность
  • поведенческие изменения

Если не среагировать на первые признаки, то в дальнейшем они могут перерасти в невротические состояния — появление тиков, заикания, энурезы/энкапрезы и т. д.

Как помочь своему ребенку адаптироваться в школе?

Здесь, конечно, лучше работать на опережение, заранее подготавливая своего малыша к поступлению в школу (читайте также про адаптацию к детскому саду).

Соблюдайте режим

Летом у многих детей «расслабленный» режим дня. Можно попозже ложиться и попозже вставать. Если ваш малыш любит утром понежиться в своей постели, лучше заранее начать приучать его к более раннему подъему, чтобы первого сентября это не было для него дополнительным стрессом.

Так как нагрузка на нервную систему первоклассников увеличена, стоит, по возможности, исключить возможные дополнительные нагрузки. Уменьшить время за телевизором и компьютером. Уделить особенное внимание сну — как ночному, так и дневному. Если ваш малыш уже не спит днем, то это должно быть все равно временем «тихих игр», чтобы организм мог отдохнуть.

Прогулки на свежем воздухе. Созерцание природной красоты «золотой осени». Как бы ни банально избито звучало, свежий воздух, двигательная активность — все это улучшает состояние здоровья наших детей.

Особенно учитываем то, что процесс школьного обучения со стороны двигательной активности считается пассивным. Ребенок вынужден сидеть за партой большую часть времени. В идеале, помимо прогулок и двигательных игр, приучить ребенка к небольшой утренней зарядке.

Питание. Не смотря на то, что в школе детей будут кормить завтраком, обычно первоклассников кормят после второго урока, ориентировочно в начале 11-го. Поэтому, покормите малыша утром дома. Это придаст ему сил и энергии.

Тем более неспешные сборы в школу дают возможность ребенку проснуться и активизироваться.

Исключите дополнительные нагрузки

Сейчас для дошкольников и детей младшего школьного возраста существует огромное количество кружков, секций и дополнительных развивающих занятий. Конечно, очень хочется познакомить ребенка с разными направлениями.

Для более успешной адаптации, все-таки стоит немного повременить с посещением внеклассных занятий. Пусть ваш малыш сначала освоится в своем 1 классе. Это касается и введения любых других изменений в его жизнь.

Не торопите ребенка

Познавательная активность у малыша активизировалась, его заинтересовал процесс обучения, но даже для ребенка, который был готов к школе, игровая деятельность все еще остается актуальной. Чтобы ему было спокойнее в школе, разрешите первое время брать с собой любимую игрушку, в которую он сможет играть на переменах. Или посадит рядом с собой на первых уроках.

В 1 классе не должны задавать домашних заданий, но если какая-то домашняя работа требуется, не торопите малыша с ее выполнением, дайте ему время отдохнуть, поиграть и только потом сесть за выполнение задания.

Помогите наладить отношения с одноклассниками

Условием успешной адаптации является выстраивание вашим ребенком дружеских отношений в коллективе. Помогите ему в этом. Пригласите его новых товарищей на совместную прогулку или в гости.

Если он сможет общаться с ними и вне стен школы, это будет большим преимуществом и поможет быстрее адаптироваться к школе и даже быть более успешным в учебной деятельности.

Радуйтесь успехам и не ругайте за неудачи

Процесс обучения без ошибок не обходится. Не надо сразу делать выводы об интеллектуальной неготовности малыша. «Почему ты не понимаешь? Это же так просто! Ты что, глупый?» Услышав это, ребенок может поверить в то, что он неудачник и перестанет к чему-то стремиться дальше. А зачем? Из него же все равно ничего толкового не выйдет?

Помните, в данном случае важен не результат, а сам процесс! Если ваш малыш старается, он проявляет интерес к учебе — похвалите его за это! А если с заданием справиться самостоятельно не получилось, попробуйте сделать его вместе.

Мой дом — моя крепость

Создайте дома спокойную атмосферу. Это то безопасное место, где все знакомо и понятно, где ваш малыш может наконец-то расслабится и заняться любимым делом, где его принимают и поддерживают.

Помните, дорогие родители, как пройдет эта перестройка вашего малыша под новые условия, зависит и от вас самих. Если что-то в поведении вашего наследника настораживает, или у вас появляются вопросы — не стесняйтесь обращаться к педагогам и специалистам школы.

Посмотрите небольшое видео об адаптации первоклассников к школе:

Успешной вам адаптации! И не забудьте поделиться статьей в друзьями в соцсетях). Возможно, что их детки также переживают период адаптации к школе.

Источник: http://psy-pedia.ru/sovety-psihologa/sovety-psihologa-adaptaciya-pervoklassnikov-k-shkole.html

Ссылка на основную публикацию