Урок литературного чтения в 4 классе. проверка техники чтения

Тексты для проверки техники чтения в 4 классе

Тексты для проверки техники чтения в 4 классе. В 4 классе в 1 полугодии учащиеся должны читать со скоростью около 100 слов в минуту. Во втором полугодии — 100-120 слов в минуту.

Тексты для проверки техники чтения 4 клласс

1 полугодие

Переполох в игрушечном городе 

По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались.

Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька — Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На всякий случай подошел ближе к куклам: тигр все-таки. Вдруг понадобиться защита. Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька — Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.

Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:  — Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?  — Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! – сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. – Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина! 

— Рразве мне жалко? – сказал Тигр. – Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!

Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.

173 слова (Т. Александрова)

 ***

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

85 слов

Рекс и Кекс

Слава и Витя сидели на одной парте. Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:

— У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс,- сказал Витя. — Не Рекс, а Кекс, — поправил его Слава. — Нет, Рекс!

— Нет, Кекс!

Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

— Значит, нам не из-за чего ссориться!- обрадовался Слава. — Конечно, не из-за чего,- согласился Витя. Оба мальчика снова уселись на одну парту.

— Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Две двойки из-за спора схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

150 слов (В. Осеева)

Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».

Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне. 
Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет. Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.

Вечером вороны и галки тянутся в деревню, сороки — в лес. А утром наоборот: ворона — в лес, а сорока — в деревню. Это верный ориентир заблудившемуся охотнику. По полету птиц, как по компасу, выйдешь из леса.

103 слова

2 полугодие

Цветок или волчья пасть?

Шли из школы домой два мальчика — Сергейка и Миколка. Сергейке было весело. Сегодня его три раза спрашивала учительница. Он получил пятерку. А Миколка был грустный. Два раза вызывали его к доске. Миколка отвечал плохо, учительница поставила ему в дневник двойку и обещала рассказать маме о его плохой учебе.

Был теплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло белое облачко. Сергейка загляделся на облачко и сказал:

— Смотри, Микола, какое красивое облако. Оно похоже на белую розу. Смотри, раскрылись лепестки — нежные, тоненькие. Так и трепещут на ветру.

Микола посмотрел на облако и не увидел ни лепестков, ни цветка. Облако показалось ему похожим на волка. Зверь раскрыл пасть — злой, готовый на кого-то броситься. Мальчики долго смотрели на облако и каждый видел свое.

120 слов (По В. Сухомлинскому)

***

В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.

Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.

Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.

112 слов

На дне снежного моря

Хуже нет для полевых и лесных зверьков, чем малоснежное начало зимы! Голая земля промерзает все глубже и глубже, становится твердой, как камень. Холодно стало в норках.

Но вот повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Сухое снежное море покрывает землю. Рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мышки-полевки выходят из своих подземных жилищ, бегают по дну снежного моря. Без устали ныряет в нем хищная ласка, невидимкой подкрадывается к мышкам и птицам под снегом.

На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не попадает леденящий ветер. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мыши строят себе зимние гнезда прямо на земле под снегом — вроде как выезжают зимой на дачу.

120 слов (В. Бианки)

***

Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой. 

Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.

Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.

Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась: 
— Подумаешь, соловей! Разве я хуже пою? Ко-ко-ко! Куд-куда!

А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она куда-то ввысь, к счастью.

Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…

115 слов

Тексты для проверки чтения в других классах смотрите по ссылке ниже.

Источник: http://gamejulia.ru/teksti-dlya-proverki-tehniki-chteniya-v-4-klasse.html

Ориентировочные показатели по темпу чтения:

По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались.

Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька — Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На всякий случай подошел ближе к куклам: тигр все-таки. Вдруг понадобиться защита.

Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька — Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.

Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:

  • Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу ?
  • Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе ! – сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. – Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!
  • Рразве мне жалко ? – сказал Тигр. – Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр !

Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.

173 слова (Т. Александрова)

ЗОЛОТОЙ ПОДСНЕЖНИК

СОРЕВНОВАНИЯ

СЕНТЯБРЬ

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

85 слов

ВОТ И НОЯБРЬ

Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».

Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне.

Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет. Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.

Вечером вороны и галки тянутся в деревню, сороки — в лес. А утром наоборот: ворона — в лес, а сорока — в деревню. Это верный ориентир заблудившемуся охотнику. По полету птиц, как по компасу, выйдешь из леса.

ЛИВЕНЬ

Проливной дождь хлынул, как из ведра. И сад, и улица сразу потонули в ливневом потоке.

Куры стремительно кинулись в сарай. На дороге с обрывком ремня на шее металась заблудившаяся собачонка.

А гуси… гуси будто и не заметили, что начался дождь. Они спокойно пощипывали траву, важно переступая красными лапами. Только один гусак поднял голову и слушал, как дождь барабанил крупными каплями…

Потом гуси начали пить из лужи и, вытянув шеи, загоготали:

«Га, га-га-га …»

Какое удовольствие — хороший ливень !

84 слова (А. Тумбасов)

ВЕСТНИЦА ВЕСНЫ

Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.

Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.

«Ци-фи ци-фи», — точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла!

79 слов (В. Флинт)

ВЕТЕР

В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.

Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.

Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.

112 слов. Африканская сказка

***

Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой.

Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.

Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.

Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась:

  • Подумаешь, соловей ! Разве я хуже пою ? Ко-ко-ко ! Куд-куда !

А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она кудо-то ввысь, к счастью.

Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…

Читайте также:  Викторина по загадкам для детей для детей средней группы

Источник: https://doc4web.ru/literatura/teksti-dlya-proverki-tehniki-chteniya-v-nachalnoy-shkole-dlya-kl.html

Тексты для 4 класса

Джек- поводырь.

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках — бывший военный лётчик.

От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины.

Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу. «Джек на остановку!» — и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу.

Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека , помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» — ведёт в гастроном.

— Джек теперь мне взамен глаз! — не хвалится своим поводырём бывший лётчик.

(Г. Юрмин. 152 слова)

Кукушка.

(ненецкая сказка)

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу на реке мать сома ловила. Тяжело ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец, захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

— Мама, мы тебе водички принесли.

-Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре стой поры красный мох стелится.

(206 слов)

Лоси.

Как-то вечером к нашему костру пришёл дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории.

-Да какие они, лоси-то? — спросил кто-то из нас.

-Хорошенькие, — ответил дед.

-Ну, какие же они хорошенькие! — сказал я.

— Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога — как лопаты.

Скорее безобразные.

-Очень хорошенькие, — настаивал дед. — Раз вижу, лосиха плывёт с двумя лосятами. Хотел было бить её с ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну, вот она плывёт, а дети за ней не поспевают. Она идёт по грязи, а они тонут, отстали. Думаю, покажусь ей: что, убежит она или… не кинет детей?

-Ты же убить её хотел?

— Вот вспомнил! — удивился дед. — Я в то время всё забыл, только думаю, убежит она от детей или то же и у них, как у нас? Ну как вы думаете?

-Думаю, — сказал я, — она отбежит к лесу и будет наблюдать.

-Нет, — перебил меня дед. Оказалось — у них, как и у нас. Мать так яро на меня посмотрела. И что же вы думаете? Что они делать стали? Играть! Чисто дети! Наигрались и она их повела…

— И ты их не тронул?

— Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие…

(М. Пришвин. 191 слово)

Вот какие!

Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва , сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и не было!

Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдём. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые.

(Ю. Качаев. 103 слова)

Дыхание поздней осени.

» Дохнул ноябрь осенним хладом…» Холодный ветер, студёные дни, хоть и без снега. По народному календарю ноябрь — месяц ветров, месяц сева лесных семян.

Распуганные шорохом листвы трусливые беляки… снова вернулись в лесные чащи. Идёшь и пристально всматриваешься в подёрнутое туманом редколесье. Ни шороха, ни звука. Не трещит на ветру мятущая листва. Отзвучала на пролёте птичья симфония осени. Сгорели и погасли холодные костры жёлто-пламенных берёз. Померкли краски листопада.

Отзвенел покинутый певчими птицами, раздетый ветром лес. Он утих под сизым пологом тумана.

Невозмутим дремучий бор. Кострелью ощитинились навстречу ветру хвойная скала сосны. Само предзимье как бы остановилось в глубине еловых чащ. Последний покой умолкшей природы перед мятежным натиском ветра-снеговея.

(А. Каминская. 101 слово)

Г.Скребицкий « Счастливый жучок».

Был тёплый весенний вечер. Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко.

Этого только и ждали ребята. Будто, воробьи, слетелись они с разных концов деревни.

Бабушка, расскажи что-нибудь поинтереснее, — затараторили они.

Старушка поглядела на ребят ласковыми, поблёкшими ,как осенние цветы, глазами, подумала и сказала:

Хорошо, я расскажу вам сказку , про счастливого жучка-червячка. А вы сидите и слушайте. Вот как это было.

Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна Красное Солнышко:

Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном всю долгую зиму. Пусть выбираются из своих трещёнок, щёлок.

Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые: кто из щелей, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры, и все поползли, побежали, полетели на просторную лесную полянку. Там их ждала Весна со своими разноцветными шелками, золотыми, серебряными нитями и другим убранством.

( 156 слов)

Переполох в игрушечном городе.

По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались.

Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька — Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На всякий случай подошел ближе к куклам: тигр все-таки.

Вдруг понадобиться защита.

Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька — Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.

Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:

  • Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу ?
  • Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе ! – сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. – Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!
  • Рразве мне жалко ? – сказал Тигр. – Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр !

Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.

173 слова (Т. Александрова)

Как снегирь деревце посадил.

Жил-был зимой в лесу розовогрудый снегирь. Летал-летал он по своим делам и проголодался. Сел снегирь на высокую рябину и стал мороженные ягоды клевать. А ягоды крупные, спелые, сладкие. Так в клюв и просятся!

Наелся снегирь от души, а улетать с рябины не хочется: очень уж ягоды на ней хороши. Думает: «Дай, хоть одну с собой возьму — про запас». Летит, ягоду в клюве несёт. А навстречу ему — ястребок. Испугался снегирь, кинулся в сторону, крикнул: « Помогите!» — и уронил ягодку в снег.

Пришла весна. Растаял снег. Пригрело ягодку солнышко. Пустила она корешок, а потом листочек. А потом и деревце выросло. Сидит на нём снегирь и сам себя хвалит: «Теперь в лесу зимой вкусных ягод ещё больше будет!»

(120 слов).

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/teksty_dlya_4_klassa-53660.htm

Урок литературного чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония»

Тема: Сергей Есенин «С Добрым утром!»

Тлехас Светлана Махмудовна

учитель начальных классов

МБОУ «Натухайская СШ №9

(открытый урок на педагогической

мастерской в рамках районного

конкурса «Учитель года-2014»)

Задачи урока:

Формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация «вдумчивого чтения».

— Формирование умения понимать изобразительно-выразительные средства языка

(эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись) и их роль в художественном произведении.

— Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.

— Развитие способности выразительно читать поэтический текст, передавать слушателям эмоциональное состояние; развитие образного и творческого воображения.

Оборудование к уроку:

— учебник по литературному чтению для 4 класса «Любимые страницы»

О. В. Кубасовой часть 3;

— аудиозаписи музыкальных произведений:

Э. Григ «Утро»; Ф. Шопен. Ноктюрн № 2. Фрагмент.

— ½ листа акварельной бумаги, кисти, акварельные краски (у учащихся)

— доска

— компьютерная презентация

Ход урока

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

Его проведём мы в назначенный срок.

В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,

И это прекрасно, уж ты мне поверь!

  1. Прежде чем начать урок, сделаем дыхательную гимнастику.

Это очень важно, так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса

  • вдох носом, выдох через рот;
  • вдох, задержка дыхания, выдох;
  • вдох, выдох по порциям;
  1. Прочитайте с правильной интонацией.

(Слайд) Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро, 1 строку – громко читаем

Сегодня скучное утро, 2 строку — тихо

И, кажется, будет снег. 1 строку — мальчики

Почему же плохое утро? 2 строку — девочки

Сегодня хорошее утро!

Сегодня весёлое утро!

И тучи уходят прочь.

Молодцы, мы готовы читать и говорить.

__ Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?

(Слайд 2)

познакомиться … (с произведением С.А. Есенина

«С добрым утром!»)

Цель научиться … (анализировать, разбирать, воспринимать

произвед.,использовать темп,

логическое ударение, громкость голоса,

изобразительно-выразительные средства языка…)

совершенствовать … (навык чтения, грамотность чтения)

__ Сегодня мы продолжим путешествие в мир поэзии. Что же такое поэзия?

(Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами).

(Слайд) Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?

Предложения записаны на доске:

Поэзия летнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

__ С чем ассоциируется слово поэзия?

Д. Поэзия – это красота.

__ Замените в предложениях слово «поэзия» словом «красота». Прочитайте.

Д. Красота летнего утра.

Красота золотой осени.

Красота родной природы.

__ Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?

Д. Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)

  1. Подготовка к восприятию текста.

У. Я приглашаю вас, не выходя из класса, под музыку норвежского композитора Эдварда Грига «Утро», совершить небольшое виртуальное путешествие.

Слайд 3 (с фотогр. утра)

А я хочу на зорьке встать,

Солнце первой повстречать,

Крикнуть «С добрым утром, солнце!»

И оно мне улыбнется.

__ Какое время суток запечатлели авторы на этих фотографиях?

__ Как вы догадались, что это утро?

__ Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с вами сейчас наблюдали?

Д. Рассвет. Восход. Заря.

__ Кто из вас когда-нибудь наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь своими словами описать увиденное вами.

У. Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир.

__ Ребята, кому из величайших поэтов удавалось в своих стихах отразить красоту и величие русской природы?

(Пушкин, Лермонтов, Блок)

__ Да, ребята, именно в стихах С.А.Есенина природа очеловечена, до всего как будто можно дотронуться, дотянуться и вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть секрет красоты Есенинского слова.

Читайте также:  Конспект интегрированного нод в старшей группе по теме «птицы»

(Слайд 4 портрет)

С. А. Есенин родился в старинном селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу реки Оки.

(Слайд 5) Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, то на многие километры вперёд видны деревни и сёла, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озёра.

(Слайд 6) О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

— писал С.А Есенин в одном из своих стихотворений.

Его детство прошло среди полей и степей. С ранних лет он полюбил свой край, русскую природу.

(Слайд 7) Вместе со своими друзьями, деревенскими ребятишками, он ходил в ночное.

(Слайд 8) «Ночью луна – вспоминал он, — при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

(Слайд 9) — Один из друзей его детства писал в своих воспоминаниях: «… очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».

(Слайд 10) В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный

деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин.»

С.А.Есенин, как вы знаете, написал много стих-ий.

(Выставка книг), и мы сегодня познакомимся со стихотворением «С Добрым утром», определим какие средства художественной выразительности использовал автор в данном стихотворении, сформулируем основную мысль произведения, будем развивать навыки выразительного чтения, память, воображение, воспитывать в себе чувство прекрасного, любви к красоте природы.

Но прежде давайте отдохнём ФИЗМИНУТКА

__Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Александрович Есенин.

. Первичное восприятие текста.

Сергей Есенин «С добрым утром!»

. Проверка первичного восприятия текста.

__ Красивое стихотворение?

__ Какие строчки вам запомнились, понравились больше всего?

— Поднимите руку, кому удалось представить в своём воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?

— Давайте попробуем нарисовать всё, что представилось.

V. Чтение и анализ содержания и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

1.__Для этого ещё раз перечитайте стихотворение самостоятельно и проследите, как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

__ Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения? Разберём по строфам.

Д. 1 строфа – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.

2 строфа – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где «горит» роса серебристым светом.

3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

У. __Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы.

У __ Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!» начинается со слов «задремали»?

(Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали)

У.__ С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?

(Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими).

Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои права.

У. __Как вы понимаете значение слова «затон»?

(СЛАЙД)

Затон – длинный и мелкий речной залив, заводь.

У.__С чем сравнивается затон?

(Д. С зеркалом. Поверхность такая же гладкая, в нём отражается утреннее небо).

У.__ Прочитайте следующие две строчки. Есть ли в словах эти же звуки?

(Д. В словах «брезжит» и «заводи» есть, а потом этот звук пропадает, потому что солнце восходит).

У.__ Как вы понимаете значение слова «брезжит»?

Брезжит — светит слабо, неярко.

У. __А если я изменю слово Брезжит и скажу «Льётся свет на заводи речные» что при этом изменится?

(Д. «Льётся свет» так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно «брезжит»).

У.__ В каком темпе следует читать эту строфу?

(Д. Медленно. Всё только-только просыпается).

У. __Обратите внимание, с каких слов начинается каждая строка в первой строфе?

(Д. Глаголы: задремали, задрожало, брезжит, румянит).

У. Как вы думаете, почему поэт ставит на первое место глаголы?

(Д. Для того, чтобы показать движение, пробуждение жизни).

У.__ Прочитайте следующие две строфы и понаблюдайте, как поэт изображает пробуждение жизни?

(Д. Поэт изображает мир живой, просыпающийся.

У.__ С помощью каких слов одушевляет явления природы?.

( С помощью слов «улыбнулись сонные берёзки», «растрепали шёлковые косы», «шепчет шаловливо» автору удалось создать образ живой природы).

У.__ На кого похожи берёзки?

(Д. Берёзки похожи на улыбающихся и растрёпанных со сна девушек).

У.__ С кем автор сравнивает крапиву?

(Крапива изображена кокетливой красавицей-шалуньей).

У. __Как обрядилась крапива?

У. __Что такое перламутр? Перламутр – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском

-Откуда он на крапиве?

( Это солнечный свет преломляется в капельках росы и переливается всеми цветами радуги.)

-Почему крапива шепчет да еще шаловливо? ( Тихонько покачиваясь, шелестит своими листочками, словно играет.)

-Какой прием использует поэт, представляя в образе живого существа неодушевленные растения? ( Олицетворение)

__Найдите еще олицетворение? (улыбнулись, растрепали, обрядилась)

У __Как вы понимаете слово плетень?

СЛАЙД Плетень- это изгородь, сплетённая из веток

У. __Какие согласные звуки повторяются в этих строчках? Зачем поэт их повторяет?

(Д. Повторяются звуки [с] и [ш]. Они изображают звуки лёгкого утреннего ветерка, еле слышного).

У. С какой интонацией нужно читать эти две строфы?

(Д. Ласково, любуясь. Эмоционально, читать быстрее, чем предыдущую строфу).

У. А как нужно читать последнюю строку?

(Д. Последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передать её характер).

V. Подготовка к выразительному чтению.

Ребята, а сейчас самостоятельно приготовьтесь к выразительному чтению.

V. Выразительное чтение стихотворения.

Прочитайте стихотворение друг другу в парах и оцените себя.

V. Словесное рисование и музыкальное иллюстрирование.

У Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите цветовые эпитеты.

Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: «золотые», «румянит», «зелёные», «серебряные», «перламутром».

(Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски).

У. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Д. Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.

Слайд Предлагаю прослушать фрагмент музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн № 2. и 2-3 учащихся читают под музыку выразительно

V.Обобщение.

У. Как вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения: «С добрым утром!»

.Итог урока.

__ Ребята, как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

(Чтобы привлечь внимание к красоте природы; Чтобы передать нам своё настроение)

Слайд — Закончите предложение: «Соприкосновение с поэзией помогло мне…».-

…больше узнать о С. Есенине;

ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом

увидеть красоту в самых обычных предметах; получить наслаждение от урока.

  1. Домашнее задание. Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

1.Выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!»

2.Нарисовать иллюстрации и подписать строчками из стихотворения.

Рефлексия.

— А сейчас, выйдете те, для кого урок стал ступенькой к изучению нового.

— Теперь подойдите ко мне, пожалуйста, те ребята, кто сегодня сделал для себя открытие на уроке.

— Выходите и те ребята, кто помог одноклассникам.

— Возьмитесь за руки те, кому помогла дружба.

— Я удовлетворена нашим общением на уроке, спасибо за ваши ответы и исследования и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем.

11

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-9.html

Подборка текстов для проверки техники чтения в 1-3 классе — Инновационные педагогические технологии

В работе подобраны тексты для диагностики и проверки техники чтения в 1-3 классе по четвертям, а также приведены нормы техники чтения по классам и оценивание учащихся.

В 1 классе 2 текста по полугодиям;

Во 2 классе — 5 текстов;

В 3 классе — 5 текстов.

Норма техники чтения в начальной школе

1 класс.

2 четверть: меньше 10 слов — «2», 10-15 слов — «3», 16-20 слов «4», больше 20 слов — «5».

3 четверть: меньше 20 слов «2»,  20-25 слов «3», 26-35 слов «4», больше 35 слов «5».

4 четверть: меньше 25слов «2», 25-30 слов «3», 31-40 слов «4», больше 40 слов «5».

2 класс

1 четверть: меньше 25 слов «2»,  25-34 слов «3», 35 — 45 слов «4», больше 45 слов «5».

2 четверть: меньше 25 слов — «2», 25-39 слов — «3», 40 — 55 слов «4», больше 55 слов — «5».

3 четверть: меньше 35 слов «2»,  35-49 слов «3», 50-65 слов «4», больше 65 слов «5».

4 четверть: меньше 40 слов «2», 40-54 слова «3», 55-70 слов «4», больше 70 слов «5».

3 класс

1 четверть: меньше 40 слов «2»,  40-54 слова «3», 55 — 70 слов «4», больше 70  слов «5».

2 четверть: меньше 45 слов — «2», 45-59 слов — «3», 60 — 75 слов «4», больше 75 слов — «5».

3 четверть: меньше 55 слов «2»,  55-69 слов «3», 70-85 слов «4», больше 85 слов «5».

4 четверть: меньше 60слов «2», 60-74 слова «3», 75-90 слов «4», больше 90 слов «5».

4 класс

1 четверть: меньше 65 слов «2»,  65-74 слов «3», 75 -90 слов «4», больше 90 слов «5».

2 четверть: меньше 70 слов — «2», 70-84 слов — «3», 85 -100 слов «4», больше 100 слов — «5».

3 четверть: меньше 80 слов «2»,  80 — 94 слов «3», 95-110 слов «4», больше 110 слов «5».

4 четверть: меньше 90 слов «2», 90-104 слова «3», 105-120 слов «4», больше 120 слов «5».

Текст для диагностики техники чтения в 1 классе 1 полугодие

Кто кем работает.

Папа Димы работает на заводе. Он конструктор. Мама Лизы – доктор. Папа Светы – мастер. У Виталика и Славы папы  — водолазы. Они ведут подводные работы на дне реки. Брат Виктора – музыкант. Сестра Павлика моет полы. Папа Веры работает сталеваром.

Все работы трудны.

Вырастут дети и станут кто кем. Слава станет строителем. Лиза знает много сказок. Она станет библиотекарем. Вера – поваром. Она варит суп и моет посуду. Борис знает буквы. Он станет писателем. Виктор – слесарем. Он сделал самокат. Светлана – историком. А Павлик полетит на Марс. Он станет космонавтом. Виталик – водолазом. Он плавает в реке. Денис станет садовником.

А кот Барсик вырастет и будет умным котом. 102 слова

Текст для диагностики техники чтения в 1 классе 2 полугодие

Зеркальце

Девочка потеряла на лужайке зеркальце. Скакал мимо заяц.

—  Ой, — заверещал он, — мой портрет!

Спрыгнула с дерева белочка, поглядела в зеркальце и пискнула:

—  Это мой портрет!
Спешил по делам ёжик.

Взглянул искоса в зеркальце и хмыкнул:

—  Это мой портрет!
Пролетала ворона.

—  Карр! — крикнула она. — Мой портрет!
На шум прибежала лиса.

—  Ах, — пропела она, — какой красивый мой портрет!
Притопал медведь. Глянул и заревел:

—  Мой портрет и больше ничей!

Унёс зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену.

Пришёл к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и удивился:

—  Эй, медведь, ты зачем мой портрет в своей берлоге повесил?  98 слов

 Текст для диагностики техники чтения № 1 (входной) во 2 классе

Доверчивый бельчонок.

Ярко-рыжий бельчонок мелькнул в густой зелени ели, замер на суку, глядя на меня. Я подошёл поближе к дереву. И бельчонок перебрался на сучок, растущий пониже.

Во всей его позе не было ни страха, ни даже настороженности. Этот бельчонок был очень любопытен и доверчив. Ведь маленькие бельчата не понимают, где может таиться опасность, не знают ещё  своих  врагов.  Им  всё интересно  в  этом огромном мире.

Читайте также:  День знакомств в лагере

Я смотрел на бельчонка и думал о том, как хорошо было бы, если бы у белок и других симпатичных зверюшек на всю жизнь оставалось только любопытство и доверие к человеку. И чтоб человек никогда не обманывал их доверия. 105 слов

Текст для диагностики техники чтения № 2 во 2 классе

Пчёлки.

Вот проснулась пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг. Выглянули они в окошечко — разведать, ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?

Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло. Выбрались они из улья и полетели к яблоньке:

— Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!

— Нет, — говорит яблонька, — вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках.

Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пёструю головку. Но не было в ней ни запаху, ни мёду.

Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный тёмно-синий цветок, это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой — веселёшеньки. 128 слов

Текст для диагностики техники чтения № 3 во 2 классе

…. В этот день на улице, как говориться, царило большое оживление. Все мальчики и девочки, и большие и маленькие, как по команде, высыпали на улицу и шагали в школу. Они шли и по одному, и по двое, и даже целыми группами по нескольку человек. Кто шел не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав как на пожар.

Малыши тащили цветы, чтобы украсить класс. Девчонки визжали. И ребята тоже некоторые визжали и смеялись. Всем было весело.

И мне было весело… Мне казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в далекое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей.

Но все-таки мне было не совсем весело, так как я знал, что не встречу среди старых школьных друзей Федю Рыбкина — моего лучшего друга, с которым мы в прошлом году сидели за одной партой. Он недавно уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет… 162 слова

162 слова

Текст для диагностики техники чтения № 4 во 2 классе

Н. Н. Носов. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос

.. .Однажды Винтик и Шпунтик задумали соорудить пылесос для уборки помещения… Трудились они целый день и целую ночь, и только наутро пылесос был готов.

Все ещё спали. Но Винтику и Шпунтику очень хотелось проверить, как работает пылесос.

«Сначала почистим ковёр в спальне», — предложил Шпунтик. Он включил пылесос, и пыль с ковра так и полетела в трубу.

Поток воздуха был так силён, что в трубу засосало чулки Растеряйки, которые случайно валялись у него под кроватью.Потом сдуло со стола ручные часы доктора Пилюлькина и тоже засосало в трубу. Винтик и Шпунтик ничего не заметили.

Под столом стоял ящик с красками художника Тюбика. После того как Винтик почистил пыль под столом, количество красок в ящике значительно поуменьшилось.

«А теперь попробуем чистить одежду», — сказал Винтик и начал чистить пиджак Торопыжки. Пыль из пиджака так и полетела в трубу, а вместе с пылью и пуговицы.

Потом они стали чистить штанишки Пончика. А у Пончика в карманах всегда лежали конфеты. Пылесос был такой мощный, что высосал из кармана конфеты… 163 слова

Текст для диагностики техники чтения № 5 (итоговый) во 2 классе

Н. Н. Носов. Приключения Незнайки И его друзей

… В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги.

Эти книги лежали у него и на столе и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.

Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.

В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой.

Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый.

Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька, и ещё было ружьё, которое стреляло пробками.

Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал…   238 слов

Текст для диагностики техники чтения № 1 (входной)  в 3 классе

    Переполох в игрушечном городе

  По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались.

Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька — Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На всякий случай подошел ближе к куклам: тигр все-таки.

Вдруг понадобиться защита.

  Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька — Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.

  Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:

—  Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?

—  Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! – сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку.  – Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!

—  Рразве мне жалко? – сказал Тигр. – Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!

    Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.  173 слова  (Т. Александрова)

Текст для диагностики техники чтения № 2 в 3 классе

Беспризорная кошка.

Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пёс. Мохнатый, весь в чёрных пятнах, — Рябка. Он стерёг дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком и кругом на три версты никого не было.

Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернёт морду, куда Володька ушёл. Воздух носом тянет, и всегда верно. Бывало, придёшь с моря ни с чем, а Рябка ждёт рыбы.

Вытянется на цепи, подвизгивает.

Обернёшься к нему и скажешь сердито:

—  Плохи наши дела, Рябка! Вот как…

Он вздохнёт, ляжет и положит на лапы голову. Уж и не просит, понимает.

Когда я надолго уезжал в море, я всегда Рябку трепал по спине и уговаривал, чтобы хорошо стерёг. И вот хочу отойти от него, а он встанет на задние лапы, натянет цепь и обхватит меня лапами. Да так крепко — не пускает. Не хочет долго один оставаться: и скучно и голодно.

Хорошая была собака! (Б. Житков)

Текст для диагностики техники чтения № 3 в 3 классе

Серебряное копытце

Жил на заводе один старик — Кокованя. Семьи у Коковани не было, он и придумал взять в дети сиротку. Люди подсказали ему, что недавно осиротела семья Григория Потопаева. Одну девчоночку шести лет никто не взял. Плохое житьё у нее.

— И то правда, — отвечает Кокованя. — Уговорю как-нибудь. В праздничный день пришёл он к тем людям:

— Это у вас Григорьева подарёнка?

— Она самая.

— Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут? — спрашивает девчушка.

— Да так, — отвечает Кокованя, — само вышло.

— Ты кто? — спрашивает Дарёнка.

— Я, — говорит, — вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.

Видит девчоночка — старик весёлый да ласковый. Она и говорит:

— Пойду. Только ты и кошку Мурёнку возьми: гляди, какая она хорошая!

— Такую звонкую кошку не взять — дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.

Кошка будто тоже понимает разговор. Трётся у ног-то да мурлычет: «Правильно придумал. Правильно».

Вот и привёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая, носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.

Так и стали жить они вместе. У всякого своё дело было…

Текст для диагностики техники чтения № 4 в 3 классе

Золотой луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ним постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Серёжа!» — позову я деловито, Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой!». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать.

К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас  пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчик раскрывает свои ладони, и от этого луг  становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветков, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (М. Пришвин)

Текст для диагностики техники чтения № 5 в 3 классе

Сумка почтальона

Коля был добрый, но очень рассеянный мальчик.

Он написал очень миленькое письмо к своей бабушке в Петербург: поздравлял её со светлым праздником, описывал свою деревенскую жизнь, чему учится, как проводит время, — словом, письмо было очень, очень миленькое; но только Коля вместо письма вложил в пакет пол-листа чистой бумаги, а письмо осталось лежать в книге, куда Коля его сунул. Пакет запечатан, адрес написан, почтовая марка приложена — пустой пол-листа бумаги отправился в Петербург поздравлять бабушку с праздником.

Вёрст пятьсот проскакал Колин пакет, точно торопясь за каким-нибудь важным делом. Вот он и в Петербурге, а через несколько минут и в сумке почтальона, который бежит по улицам, звонит у подъездов и раздаёт письма по адресам.

Он равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые фразы.

Дошла, наконец, очередь и до Колиного письма: почтальон отдал его дворнику, дворник — горничной, горничная — старой бабушке, которая сидела у окошка и, смотря в четыре глаза, вязала чулки.

Бабушка распечатала пакет, вынула пустой лист и смотрела на него с удивлением, не понимая, кто это так глупо подшутил над нею. (202 слова К. Ушинский)

Источник: http://www.inksystem-az.com/podborka-tekstov-dlya-proverki-texniki-chteniya-v-1-3-klasse/

Ссылка на основную публикацию