Уроки литературного чтения, 4 класс. обобщение и повторение по разделу: литературные сказки

4 класс Лит.чтение Обобщение по разделу Литературная сказка.docx — Урок литературного чтения по теме: «Обобщение по разделу «Литературная сказка». Проверочная работа». УМК «Школа «России»

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно

Лецких Л.А.учитель начальных классов, МАОУ СОШ №21, г.

КунгурУрок литературного чтения по теме: «Обобщение по разделу «Литературная сказка». Проверочнаяработа».

УМК «Школа «России»Тип урока: обобщение и систематизация знанийПедагогические задачи: создать условия для развития умения называть специфические особенности жанра – литературная сказка,выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям и инсценированияПредметные:н а у ч а т с я : называть специфические особенности жанра литературной сказки, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступковП л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ыМетапредметные:Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор­рассказчик, сказки народные и литературные.Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зренияЛичностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основедиагностической работы, представленной в

учебнике

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к аЭтап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.Ребята, вы на доску посмотрите, Иллюстрации внимательно рассмотрите.

В тексте соответствующий отрывок найдитеИ выразительно прочтите Отвечают на вопросы учителя. Рассказываюто выполненной дома работе. Выразительно читают отрывки, которые наиболее заинтересовали их, а также подготовленные пословицы и поговорки, показывают свои рисунки ФормируемыеспособыдеятельностиучащегосяВыделять существенную информацию из иллюст­рацииI. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего заданияII. Сообщение темы урока.Определение целей урокаIII. Работа по темеурока– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные словаОбсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтенияПринимать и сохранять учебную цель и задачу Проводит обобщающую беседу.– Какие сказки Одоевского и Гаршина вы читали раньше?– Знакомы ли вам другие произведения Аксакова и Бажова?– Составьте список, запишите его в тетрадь.

– Объясните своими словами, что такое «литературная сказка»? Отвечают на вопросы учителя.– Литературная сказка – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.

Выразительно

Этап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)– Чем литературная сказка отличается от народной? – Как проявляются в литературной сказке фольклорные традиции?источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое,волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев.

Главные особенности литературной сказки: она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме и чаще всего она больше по объему.– Литературные сказки отличаются он народных не только развернутыми описаниями, более замысловатыми сюжетами, разнообразием форм.

Читателю легко отличить сказки одного писателя от сказок другого, потому что у каждого из них свой творческий почерк, особый сказочный мир.– Фольклорные традиции в литературной сказке проявляются в нескольких направлениях.

Во­первых, в использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя, спасение волшебных животных­помощников). Во­вторых, литературная сказка заимствует у народной и систему образов: противопоставление добрых и злых героев.

Формируемыеспособыдеятельностиучащегосячитать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному

эталону

Этап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Формируемыеспособыдеятельностиучащегося– Как вы думаете, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них?– Используют ли писатели в своих сказках прием олицетворения?– Как вы понимаете, что такое повествование? – Назовите произведения, которые можно назвать повествовательнымиТипичные персонажи фольклорных сказок нередко попадают на страницы сказок авторских: злая мачеха, добрая волшебница, жадная старуха, прекрасная принцесса. В литературной сказке используются народные средства поэтической речи: постоянные эпитеты, троекратные повторы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие. Литературная сказка провозглашает те же идеалы, что и сказка народная: она укрепляет веру в торжество добра и справедливости, учит

сочувствовать герою

Этап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Выполняют задание в рабочей тетради.– У литературной сказки есть автор. Автор наделяет своих героев индивидуальными чертами характера. Герои сказки – не только люди, но и животные. Много сюжетных линий. Действие происходит в необычной ситуации.

Наличие двух миров: реального и волшебного. В построении сказки можно выделить зачин, присказку и концовку. Выполняют тест.О т в е т ы : 1 – в; 2 – г; 3 – б; 4 – г; 5 – а, б, г.IV. Самостоятельная работаОрганизует самостоятельную работу обучающихся.– Отметьте, какие особенности имеет литературная сказка.Проводит тест по теме.– Выберите правильный вариант ответа:1.

Какой из перечисленных признаков наиболее точно характеризует литературную сказку?а) В основе сказки – реальные события;б) повторяющийся сюжет;в) автор сказки – реальный человек;г) добро всегда побеждает.2. Какого героя сказки называют литературным?а) Положительного героя;б) любого героя сказки;в) главного персонажа сказки;г) героя сказки, автор которой известен.3.

Какая из перечисленных сказок не является литературной?ФормируемыеспособыдеятельностиучащегосяОсуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа попарте.

Осуществлять контроль по результату.

Анализировать,

Этап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)а) «Аленький цветочек»;б) «Царевна­лягушка»;в) «Кот в сапогах»;г) «Спящая царевна».4.

Как называется данная часть сказки?• И с невестою своей обвенчался Елисей;• И никто с начала мира Не видал такого пира;• Я там был, мед­пиво пил, Да усы лишь обмочил.Формируемыеспособыдеятельностиучащегосянаходить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной формеа) Зачин; б) кульминация; в) развитие действия; г) исход.5. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?а) В. А. Жуковский; б) А. С. Пушкин; в) И. С. Тургенев; г) П. П. Ершов.– Соотнесите сказки с их авторами.

«Спящая царевна»«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»«Аленький цветочек»«Каменный цветок»П. П. БажовВ. А. ЖуковскийА. С. ПушкинС. Т. Аксаков«Спящая царевна»«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»«Аленький цветочек»«Каменный цветок»В. А. ЖуковскийА. С. ПушкинС. Т. АксаковП. П. БажовV. Объясняет домашнее задание.

Внимательно слушают, задают уточняющие Сохранять

Этап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Выполнить задания в рабочей тетради (с. 51–54) вопросыФормируемыеспособыдеятельностиучащегосяучебные задачиДомашнее заданиеVI. Итог урока. РефлексияОценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения.

Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу: – Что особенно заинтересовало вас во время урока?– Что нового узнали на уроке?– Понравилась ли вам работа на уроке? Оценитесебя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Я могу:Осуществлятьсамоконтроль учебной деятельностиназвать авторов литературных сказок;сравнить народные и литературные сказки, назвать их особенности;использовать литературные приемы для создания своих собственных произведений;различить тексты описания, повествования и рассуждения;составить рекомендательный список литера­

туры

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/urok_literaturnogo_chteniya_po_teme_obobschenie_po_razdelu_literaturnaya_skazka_proverochnaya_rabota_umk_shkola_rossii-19484/23996

Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: «Литературные сказки» (лит.чтение, 4класс,»Школа России») — презентация

1<\p>

2 LSivceva<\p>

3 Угадай, о каком писателе идёт речь? Родился на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. Бажов Павел Петрович<\p>

4 LSivceva Родился в Уфе, в помещичьей семье. С детства пристрастился к чтению. Мать стала его лучшим другом и советчиком. Аксаков Сергей Тимофеевич Угадай, о каком писателе идёт речь?<\p>

5 LSivceva цветник мальчик сестра цветок Гаршин Всеволод Михайлович Назови сказку и её автора по опорным словам<\p>

Читайте также:  Задания по теме «лес» для детей 6-8 лет

6 LSivceva Назови сказку и её автора по иллюстрации Одоевский Владимир Фёдорович<\p>

7 LSivceva Знаешь ли ты… От кого в детстве маленький Серёжа Аксаков услышал сказку про аленький цветочек? от ключницы Пелагеи<\p>

8 LSivceva Назови произведение и героя, о котором идёт речь Если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. роза<\p>

9 LSivceva Назови произведение и героя, о котором идёт речь Он большой, бородатый, был мастер сказки сказывать. Семьи у него не осталось. Кокованя<\p>

10 LSivceva Назови произведение и героя, о котором идёт речь И стало ей жалко и совестно, и совладала она со своим страхом великим и с своим сердцем робким девичьим. Младшая дочь купецкая<\p>

11 LSivceva Кому принадлежат эти слова? Назови произведение -Мы бы уроков не побоялися, вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела. колокольчики<\p>

12 LSivceva Кому принадлежат эти слова? Назови произведение -Поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела. Дарёнка<\p>

13 LSivceva Узнай сказку по иллюстрации, найди эпизод в тексте<\p>

14 LSivceva Узнай сказку по иллюстрации, найди эпизод в тексте<\p>

15 LSivceva Узнай сказку по иллюстрации, найди эпизод в тексте<\p>

16 LSivceva Узнай сказку по иллюстрации, найди эпизод в тексте<\p>

17 LSivceva<\p>

18 П.П.Бажов С.Т.Аксаков В.Ф.Одоевский ratio/public/images/1pic_29.jpgratio/public/images/1pic_29.jpgВ.М.Гаршин jpg обложка сказки «Жаба и роза» jpg иллюстрация к сказке «Городок в табакерке» jpg обложка книжки к сказке «Городок в табакерке» ключница Пелагея jpg роза jpg Кокованя jpg обложка к сказке «Серебряное копытце» младшая дочь купецкая -«Аленький цветочек» обложка к сказке «Аленький цветочек» мальчики- колокольчики -иллюстрация к сказке «Городок в табакерке» jpg 2 обложка к сказке «Городок в табакерке» jpg Дарёнка -к сказке «Серебряное копытце» jpg 2 обложка к сказке «Серебряное копытце» к сказке «Серебряное копытце» jpg к сказке «Серебряное копытце» к сказке «Городок в табакерке» jpg иллюстрация к сказке «Аленький цветочек» рисунок для фона png рамка png jpg зелёный камень jpg шкатулка jpg яблоко 17cm_large.jpghttp:// 17cm_large.jpg тарелка Текст стихотворения- С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению»Москва.»ВАКО».2014, стр.196<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1212571

Урок литературного чтения на тему «Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Технологическая карта урока

Предмет: «Литературное чтение»

Класс: 4

Тема: « Обобщение по разделу «Литературные сказки»

( Урок развивающего контроля)

Цели: обобщить знания по данному разделу, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме. Проверить сформированность умения работать с учебной книгой.

Планируемые результаты:

Предметные——————————————————————————————————

Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведенияФормировать понятие о нравственностиСпособствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые уменияРазвивать творческие способностиВоспитывать у учащихся радость от процесса творчества

Метапредметные———————————————————————————————- Способствовать формированию УУД:

регулятивных: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;

познавательных: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

коммуникативных: учить договариваться приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания;

личностных: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формирование адекватной самооценки и самопринятия

Оборудование: компьютер.

Образовательные технологии, используемые на уроке:

Технологии развития критического мышления. ( Создаются условия для творческой самореализации учащихся. Используются следующие приёмы: кластер, рефлексивные вопросы, «Найди ошибку», придумай другую концовку сказки.

Эти технологии способствуют активизации мышления, повышают мотивацию, дети учатся критически относиться к своим действиям)Технологии группового обучения. ( Дети сочиняют сказку, работая в группах по 4 человека. Развиваются коммуникативные свойства личности: навыки общения, риторическая грамотность)Личностно – ориентированные технологии.

( Создаётся положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся, обсуждается в конце урока то, что понравилось и почему, дается разноуровневое домашнее задание. Все эти моменты способствуют личностному росту ребёнка).Здоровьесберегающие технологии.( Используются на уроке различные виды деятельности, чередующиеся каждые 10 минут.

Используются методы, способствующие активизации, методы, направленные на самопознание и развитие( интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). Используется гимнастика для глаз. Все эти приемы снимают общее и локальное утомление)Технология использования в обучении игровых методов.

(На урок приходит гостья из сказки, приносит сказочные предметы. Игра вызывает у детей радостное рабочее настроение)Технология обучения чтению – метод динамического чтения.( Дети читают стихотворение в разных режимах: «Жужжащее чтение», чтение в темпе скороговорки, чтение с интонацией удивления в голосе, с вопросительной интонацией, с радостью.

Навыки чтения являются составной частью большинства сложных умений. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость)

Электронные образовательные ресурсы и ИКТ

Видеурок. ( Физкультминутка для глаз)Слайдовая презентация. Песня «В мире много сказок.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Оргмомент (эмоциональный настрой)

II Введение в тему и актуализация знаний.

III Речевая разминка

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?   Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Игра — приветствие «Здравствуйте!»

Учитель: Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха.

— Со сказками все дружат.

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А, может быть и нет.

(Звучит песня «В мире много сказок» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

— Мы закончили знакомиться с разделом «Литературные сказки». Сегодня на уроке обобщим знания по разделу и проведём тест — контроль

— Прочитайте текст:

На стульях сидят шалунишки, листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснётся к общей радости. Тихо, тихо, чуть дыша, входит сказка не спеша.

Дети: Желаю (прикасаются большими пальчиками)

успеха (указательными)

большого ( средними)

во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами).

Здравствуй ( всей ладонью ),

удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).

Дети слушают стихотворение и называют тему урока: «Литературные сказки»

Дети слушают песню

Дети читают самостоятельно жужжащим чтением

( медленно, с вопросительной интонацией, с радостью, скороговоркой, выразительно)

IV Работа по теме урока

Работа в паре

Физминутка

Продолжение темы урока

Работа в группе

Тестирование

Рефлексия

Домашнее

задание

Итог урока

ЗАДАНИЕ № 1 « Узнай автора»

— Давайте вспомним, сказки, каких авторов мы изучали в этом разделе.

— Я вам раздала отрывки из биографий писателей, а вам нужно будет прочитать их и назвать фамилию, имя, отчество писателя и найти портрет.

( Работа с мультимедиа- слайды 2,3,4,5)

Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова».

Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными.

(Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859)

Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями

(Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).

Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы.

(Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)

— А следующего автора я предлагаю вспомнить нашим гостям.           

Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

(Павел Петрович Бажов (1879-1950)

— Оцените свой ответ.

— Авторов сказок мы с вами вспомнили.

— А название сказок помните? Это мы сейчас проверим.

ЗАДАНИЕ №2

-И так весёлая минутка. В названия сказок закрались ошибки. Давайте их найдём. (На экране появляются фразы

* Малахитовое копытце.

* Даша и медведь.

* Утки-лебеди.

* По рыбьему веленью.

* Сказка о жабе и тюльпане.

— Ребята, а на какие 2 группы можно поделить эти сказки? Назовите их по группам.

ЗАДАНИЕ №3

— Каждый автор написал свою сказку.

— Помогите найти автору его сказку. Перед вами листочки с заданием. Вам надо соединить линией фамилию автора в левом столбике с названием сказки, расположенной в правом столбике.

Бажов П.П. «Городок в табакерке»

Аксаков С.Т. «Сказка о жабе и розе»

Гаршин В.М. «Серебряное копытце»

Одоевский В.Ф. «Аленький цветочек»

— А теперь проверьте сами свою работу и оцените её.

ЗАДАНИЕ № 4

— Вы любите отгадывать загадки?

— Почему?

— Вот и сейчас вам предстоит угадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной сказке встречается этот герой или предмет и подтвердить предложениями из сказки.

(Работа с мультимедиа- слайды 7,8,9,10,11,12)

1) Мордочка усатая, шубка полосатая,Часто умывается, но с водой не знается

(кошка Мурёнка) сказка «Серебряное копытце»

2 )Коль сожмешь ее сильней, –Больше будет силы в ней.

(Пружина) сказка «Городок в табакерке»

3) На кустах в саду растёт,Запах сладкий, словно мёд.Но нередко льются слёзыТех, кто рвёт их. Это?..

( розы) «Сказка о жабе и розе»

4)Выпуча глаза сидит,Непонятно говорит,Родилась в воде,А живёт на земле.

( жаба ) «Сказка о жабе и розе»

5) Бодает рожками, цокает ножками, трясёт бородой.

(козлик) сказка «Серебряное копытце»

6) Что круглое и без дна?

(кольцо) сказка «Аленький цветочек»

— Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки.(слайд 13)

Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь,(приседания)Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда.(приседания)Валиком свободно спинку покрути.(повороты корпуса вправо-влево)Теперь, как молоточком, головку наклони(наклоны головы вперед, в стороны)И звонким колокольчиком, всем нам позвени.(движения кистями рук)

ЗАДАНИЕ №5

— В каждой сказке есть главные герои, по картинке вам надо назвать героя, из какой сказки он, назвать автора, дать характеристику этому герою. ( Работа с мультимедиа- слайды 14,15,16,17,18,19)

1) Меньшая дочь из сказки «Аленький цветочек», Аксаков, добрая, послушная дочь, заботливая сестра, полюбила чудище и развеяла чары колдовства.

2) Девочка Дарёнка — Дарьюшка (подарок судьбы)из сказки «Серебряное копытце» Бажов. Она сирота, ей 6 лет, поэтому одета бедно, доверчивая – идёт жить к деду Коковане, большая помощница, смелая девочка, любит животных.

3) Мальчик Миша из сказки. «Городок в табакерке» — Одоевский. Он любознательный, воспитанный, внимательный, любопытный, добрый, любящий своих родителей.

4) Кокованя — это имя старика. Он большой, бородатый, любит сказывать сказки. Семьи у него нет, воспитывает сиротку. Характер добрый, покладистый (взял кошку), весёлый, ласковый, не жадный (взял камней полшапки).

Кокованя был охотником. Жи…

14   Скачиваний: 8

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-literaturnogo-chteniya-na-temu-obobshchenie-po-razdelu-literaturnye-skazki.html

Урок литературного чтения 4 класс. «В мире фантастики и приключений» — Государственное учреждение «Камышенская средняя школа» отдела образования Астраханского района

Урок литературного чтения 4 класс. Учитель Литовченко С.В.

Тема: Обобщение по разделу «В мире фантастики и приключений».

Планируемые результаты:

Предметные:

Умение ориентироваться в содержании раздела.

Читать выразительно вслух, про себя.

Метапредметные:

Формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности.

Планирование вместе с учителем деятельности по теме

урока.

Оценивание своей работы на уроке.

 Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.

Осмысление правил взаимодействия в паре, в группе.

Личностные:

1.Осмысление понятий «благородный поступок»,

«честность», «чуткое сердце».

Цели урока:

1.Повторить и обобщить изученный материал.

2.Развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.

3.Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать.

5.Форимировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы работы:

частично-поисковый, словесные, наглядные, практические.

Технологии урока:

1.Интерактивное обучение: работа в парах, группе.

2.Личностно-ориентированное обучение.

 3. Деятельностный подход.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение активности учащихся на уроках.

2.Улучшение результатов обучения.

3.Развитие коммуникативной активности детей.

Ход урока

Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, Давайте поприветствуем их улыбкой, подарим хорошее настроение друг другу и пожелаем удачи.

Прочитайте девиз нашего урока:

 Чуткому сердцу открываются тайны  (пословица)

 Прочитаем все вместе в медленном темпе.

Какие чувства возникли при чтении?

 Прочитайте с интонацией удивления, затем восхищения, радостью.

 Как вы понимаете эти слова?

Пригодится ли этот совет нам на уроке?

Проверка д/з: сегодня у нас будет работать жюри, которое будет оценивать чтение стих наизусть по критериям ( жюри зачитывает критерии). После каждого выступления ребят жюри дает оценку.

КРИТЕРИИ

ЧТЕНИЯ НАИЗУСТь

Указана ли фамилия автора и название стихотворения
Безошибочность чтения.
Передано настроение автора
Правильно ли выбран темп чтения
Текст прочитан с достаточной громкостью
Соблюдены ли паузы
Эффективное использование мимики и жестов.

ОЦЕНИВАНИЕ

«5» — выполнены все требова­ния критериев

«4» — не выполнено одно из требований

«3» — выполнены два из ос­новных

требований

Сообщение темы, целей урока: Сегодня мы проведем обобщение по разделу « В мире  приключений и фантастики».

 Какими будут цели нашего урока? (повторить, вспомнить, обобщить то, что учили)

— Итак, дорогие мои друзья, сегодня у нас необычный урок, а Урок-путешествие по разделу. Мы должны выполнить все задания, тем самым поймем, насколько хорошо мы изучили произведения.

Вступительная беседа —

— Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы попасть в страну чудес?

— Ребята, как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок?

Что общего между фантастической литературой и сказкой? А чем они отличаются?

 Работа по теме:

 «Узнай писателя»

-Назовите настоящее имя Кира Булычева.(Игорь Всеволодович Можейко)

—Какого писателя считают классиком английской литературы? (Оскар Уайльд)

—Кто из писателей был учителем начальных классов? (Джанни Родари)

— Портрет этой писательницы изображен на шведской банкноте. (Сельма Лагерлеф)

 «Узнай героя»

-Эта девочка помогла одному очень старому существу обрести покой.

— С каким героем произошел смешной случай на уроке географии?

— В какое животное превратился известнейший ученый?

-О каком герое можно сказать, что он великан?

— Какого героя можно назвать великим выдумщиком?

Найдите  этих героев в  нашей картинной галлерее.

 «Соотнеси правильно автора и его произведение»

 (работа в парах  по карточкам)

С. Лагерлеф                          Кентервильское приведение

О. Уайльд                              Волшебный барабан

Л. Лагин                                 Приключения Нильса с дикими гусями.

Р. Распе                                  Консилиум

Д. Родари                                Старик Хоттабыч

К. Булычев                             Приключения барона Мюнхаузена

Физминутка  «Рассказы о любимых произведениях»

— Расскажите о своем любимом произведении.

«Чтение по ролям»

Чтение диалога в парах.  (диалог из произведения «Волшебный барабан» Дж. Родари. 

Встреча со старушкой)

«Творческое задание»

Работа в группах: вспомните правила поведения в группе, разделите обязанности.

1       Гр — Составление синквейна «Фантастика»

2      Гр. — Составление постера    «Фантастика  и сказка»

Сильным ученикам индивидуально написать эссе « На кого из героев я хотел бы быть похожим и почему»

Презентация работ.

Подведение итогов

 -Наше путешествие подошло к концу. Но если вам не хочется уходить из страны Фантазии, то вы можете продлить это удовольствие, читая книги писателей-фантастов.

 К каким выводам мы пришли после изучения этого раздела? Что вы посоветуете своим

друзьям, чтобы жизнь стала радостней?

Рефлексия «Светофор»

оцените себя, как работали: зеленый, если вы были активны и довольны собой, желтый — если вам требовалась помощь, красный — если не справлялись с работой.

Домашнее задание: на выбор

— пересказ понравившегося произведения,

— придумать небольшую историю о путешествии на другую планету.

Источник: https://sc0010.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/734be96864a105a96924d8c808296e6f.html

Урок внеклассного чтения «Литературные сказки» в 4 классе

Урок внеклассного чтения «Литературные сказки» в 4 классе с презентацией.

 Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
Описание: Предлагаемый мной материал разработан для урока внеклассного чтения в 4 классе по теме «Литературные сказки». В настоящее время ребенок с книгой в руках- большая редкость.

Очень сложно доказать преимущества литературы перед компьютером, планшетом…Но, используя разнообразные формы работы, мне удается проводить уроки внеклассного чтения, развлекательные мероприятия , требующие прочтения определенной литературы.

Данное мероприятие разработано на основе сказки моей ученицы Новоковской Светланы и представляет собой тоже своеобразную сказку, в которой дети разгадывают кроссворд, составленный на основе литературных сказок, и тем самым помогают снеговичку. Занимательный материал переплетается с проверкой уровня читательской активности.

Думаю, что данный материал поможет коллегам в организации не только уроков внеклассного чтения, но и досуговой деятельности ребят. 
Назначение: материал рассчитан на учащихся 4 классов.
Цель: привитие любви и интереса к литературной сказке, к книге.

Задачи: — Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. -Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки литературных героев и сравнивать их со своими поступками.

Оборудование: выставка книг по теме урока; мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация «Помоги снеговичку»

Предварительная подготовка:
Детям заранее доводится список книг, которые они должны прочитать к уроку или уже прочитали и принести их в класс.

Дети: Встреча с книгой, что с другом, Для всех словно праздник, А для детской души Это нить Ариадны, Что ведет их от сказок, Былин и приданий В мир жизни реальной, Мир науки и знаний. Книги учат детей Всем премудростям жизни- Как быть Человеком, И быть нужным Отчизне. И как правду от лжи Все должны отличать. Как бороться с врагом  И как зло побеждать.

Учитель:

Прекрасные стихи прозвучали. Они ещё раз нам напомнили нам о том, как велико значение книги в нашей жизни. На сегодняшнем уроке мы с вами вновь окунёмся в мир прекрасной детской литературы, вспомним сказки любимых детски писателей.

Учитель:

Я давно раздарила, Дорогие ребята, Те волшебные сказки, Что слыхала когда-то От зверей и от птиц, От березок и елей, От костров и созвездий, Дождей и метелей, От рассказчиков многих, Заморских и наших, Сказок просит ведь каждый — Ну как не раздашь их! И когда вы за сказкой Пришли ко мне снова, Я не знала, где взять её, Честное слово. На замерзшие стекла Растерянным взглядом Посмотрела — а сказка-то

Вот она, рядом!

А что же увидела я через замёрзшее стекло? Что привлекло мой взгляд? А увидела я наших старых знакомых- снеговичков, которые счастье нашли. Помните их, ребята? 

С ними нас познакомила Новоковская Света, ваша одноклассница? 

Вспомнили, молодцы! А напомните мне, пожалуйста, как на лесной полянке появились снеговички? 

Дети:

-Их сделали ребята, чтобы снеговички охраняли елочку.

Учитель:

-Куда отправились они зимней холодной ночью?
Дети:
-Они пошли будить солнышко.

Учитель:

-Кому они хотели помочь?

Дети:

-Снеговички хотели помочь ребятам, которые их сделали. Ребята очень сожалели , что день быстро закончился.

Учитель:

-С кем встретились снеговички в ночном лесу?

Дети:

-Они встретились с лисичкой, зайчиком, белочками и другими зверятами.

Учитель:

-А чем снеговички угостили голодного зайчика?

Дети:

-Морковкой!

Учитель:

-Молодцы. Вы хорошо помните содержание сказки. Но все дело в том, что одного снеговичка обидели.. .

Читает ученик: Спят под снегом карусели, Все песочницы, качели, Горки и резные кони — Всё в снегу глубоком тонет Снеговик один не весел, Нос- морковку потерял, Ждет когда мороз трескучий Да холодный ветер жгучий Подбодрит, развеселит! Для него зима, как лето, Грустно он стоит раздетый, «Эх, побольше бы снежочку Да мороз покрепче в ночку!»- Я стояла, смотрела в моё сказочное окно на печального снеговичка и думала, что ему надо помочь. Но меня опередили…

Грустные вздохи друга услышал второй снеговик и поспешил на помощь.

Читает ученик: Снеговик Снеговика Увидал издалека. Он печален, кривобок, И ужасно одинок! «Эй, братишка,не скучай, Приходи ко мне, на чай! Не растаешь, что с тобой, Чай хороший, ледяной.» Почему грустишь? — «Да Вовка Оторвал мой нос-морковку!» -«Ты не огорчайся слишком, Чем не нос — от елки шишка!» Хвойный запах от сосны…

Недалек приход Весны! Солнце днем печет не очень, Но приятней все же ночью.» Снеговик Снеговика Даже насмешил слегка. Но смеялся наш снежный друг недолго, он даже нос не мог повесить, просто грустно смотрел на друга печальными глазами-угольками.

И меня осенила мысль: а что, если мы все вместе поможем снеговику найти его нос? Вы согласны помочь снеговичку-добрячку, который счастье своё нашел лишь тогда, когда помог ребятам?

Дети:

-Да, согласны. Мы очень хотим ему помочь, чтобы он Новый год встретил веселым и счастливым! Ребята, но чтобы помочь снеговичку, нам надо совершить небольшое путешествие по сказочным дорожкам. 

Вспомним хорошо известных вам героев литературных сказок, которые вы читали к этому уроку, и разгадаем кроссворд. И так, в путь! 

Презентация « Помоги снеговичку»( Слайды сменяются по сценарию и в соответствии с разгаданными словами)

Учитель: Что такое? – Где же нос! Снеговик простужен?… Может быть ему компресс Или доктор нужен? Но смеётся детвора  весело и звонко: — Мы сейчас решим кроссворд

и будет нос- морковка! 

1. Имя самой сильной девочки на свете, которая плавала на «Попрыгунье» в Веселию. (Пеппи)

2. Капитан, побывавший в Лилипутии. (Гулливер)

3. Деревянный человечек, которого заманили в Страну дураков. (Буратино)

4. Обладатель очень громкого голоса, который посетил Страну Лжецов. (Джельсомино)

5. Девочка, путешествовавшая по Стране чудес и Зазеркалью. (Алиса)

6. Мальчик, который вместе с Митиль навестил бабушку и дедушку в Стране воспоминаний.(Тильтиль)

7. Мальчик, который с лошадью Лушей пошёл в Синий лес и очутился в стране «Нигде и никогда». (Ивушкин)

8. Человечек, которого сшили в кукольном царстве царя Формалая Большого. (Петрушка)

9. Смельчак, который одолел рыцаря Като и поселился в Стране Дальней. (Мио)

10. Мальчик-луковка, испытавший много приключений в стране, которой правил принц Лимон. (Чиполлино).

Учитель:

Ребята, если кроссворд разгадан правильно, то в выделенных клетках (11) можно прочитать фамилию мальчика, который в поисках трудностей и опасностей попал в Страну невыученных уроков. (Перестукин) 

Учитель:
Кроссворд наш разгадан. Молодцы, ребята. Вы славно потрудились. Дружно все помогли снеговичку. Послушайте, как они беседуют:

Дети: — Что стоишь и ждёшь, дружок: Ком, комочек и комок? Угли — глазки, нос — морковка, И метёлку держишь ловко. — Мне прекрасно здесь стоится, В двери Новый год стучится, А ребята, снег и вьюга

Лепят для меня подругу.

Учитель: -Замечательные снеговички! И очень счастливые! Они готовы к встрече Нового года. А как вы встречаете Новый год, ребята?

Дети:

-Новый год-праздник семейный. Надо, чтобы его праздновали все вместе: и мамы, и папы, и дети!

Учитель: 

-Молодцы. Это прекрасная традиция. Тогда давайте наших снеговичков сделаем счастливыми очень-очень! – создадим семью!

Ученик: Одному быть не годится, Лепим бабу-снеговицу, Даже лучше — «снеговуху», Чтоб приятнее для уха… Жаль, у мамы шали нет, Может, подойдёт берет? А теперь бы им — детишек, Двух весёлых снеговишек! Или всё ж, «снеговичков», Да с руками из сучков, В новых шарфиках цветных… Вот готов и стих про них!

Дети исполняют песню «Это мы, снеговики!» Слова и музыка И.А. Якушиной 

Нас лепят дети дружные За комом катят ком. Мы любим зиму снежную, От снега мы растем. Припев: Нос – морковка,  Глаза – угольки. На голове ведерко – Это мы, Снеговики! Не любим дождь и солнышко, Снежинки нам милей.

Пускай они летают здесь Еще хоть двести дней! Припев: Нос – морковка,  Глаза – угольки. На голове ведерко – Это мы, Снеговики! Рисуйте нам пошире рот – Смеяться будем мы. И вам, ребята, песни петь В теченье всей зимы! Припев: Нос – морковка,  Глаза – угольки.

На голове ведерко – Это мы, Снеговики!

Учитель:

Спасибо большое вам, ребята, за сегодняшний урок внеклассного чтения. Мы не только вспомнили литературные сказки, но и сами с вами создали свою, добрую, волшебную зимнюю сказку.  Мне только осталось уточнить: -Какие же сказки называются литературными?

Дети:

-Сказки, которые написаны писателем или поэтом называются литературными, или авторскими.

Учитель:

-Можно назвать литературной нашу сказку, которую мы сочинили в течение урока?

Дети:

-Да, можно.

Учитель:

-У литературной сказки есть автор. Кто же автор нашей сказки?

Дети:

-Автор сказки –мы, 4 класс. 

Учитель:

-Мне приятно было с вами сегодня работать, дорогие мои ребята, авторы сказки . Вы показали хорошее знание литературных сказок и проявили себя как авторы, сказочники. Кроме того, 

ваша отзывчивость помогла снеговичку не только найти утраченный нос, но и обрести семью, встретить Новый год веселым и счастливым!

Учитель: Пусть Новый год, что на пороге,  Войдёт в ваш дом, как добрый друг!  Пусть позабудут к вам дорогу  Печаль, невзгоды и недуг!  Пусть придут в году грядущем  И удача, и успех!  Пусть он будет самым лучшим, 

Самым радостным для всех!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_vneklassnogo_chteniya_literaturnie_skazki_v_4_k_072520.html

Ссылка на основную публикацию