Занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в сказочный лес»
Номинация: конспект деятельности по социально коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
«Путешествие в сказочный лес»
Воспитатель: Ребята! Вы знаете, сегодня со мной произошла удивительная история. Утром у нас в группе позвонил телефон, я взяла трубку, и как вы думаете – кто мне звонил?
Дети размышляют.
Воспитатель: Догадываетесь? Нет.
Я бы тоже никогда не догадалась. Это была фея, она звонила из одного сказочного леса. И сказала, о том, что отправила нам видео письмо.
Ребята, если вам интересно, то мы можем его посмотреть и узнать, о чём нам хочет рассказать лесная фея.
Дети: Нам интересно и хочется узнать, что сообщила нам фея.
Слайд №1: воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором демонстрируется картинка с изображением сказочноголеса.
Голос феи: Вот мой прекрасный сказочный лес, жители этого леса очень дружные и весёлые.
Слайд №2: картинка с изображением сказочного леса в тумане.
И вот, злой волшебник, напустил на лес туман, и всё заколдовал.
Все жители леса застыли, не прыгают, не бегают, не летают, не поют.
А ещё, это волшебство может дальше распространятся, и дойти и до вас.
Сегодня, в моём лесу особенный день, когда оказавшись в нём, вы ребята сможете помочь нам освободиться от злых чар волшебника.
Воспитатель: Ребята, я хочу с вами посоветоваться — отправляемся мы на помощь жителям сказочного леса?! или отложим эту просьбу на потом.
Дети: Надо идти на помощь, надо помочь жителям леса и т.д.
Воспитатель: Я тоже так считаю, если кто то, просит о помощи, надо обязательно помочь им.
Хочу, ребята предупредить вас, это ведь сказочный лес, и в нём могут подстерегать нас разные неожиданности. Не испугаетесь?!
А ещё нам надо будет выполнить разные задания. Готовы?!
За правильное выполнение задания получите волшебные звездочки, которые помогут развеять злые чары.
Воспитатель: Хорошо. Ну, а какие же дети отправятся со мной в сказочный лес, может быть злые?
Дети: Нет. Добрые.
Воспитатель: Мы возьмём в путешествие не трусливых, а каких детей?
Дети: Смелых.
Воспитатель: В путешествие отправятся не ленивые, а какие?
Дети: Трудолюбивые.
Воспитатель: И не грустных возьмём с собой, а каких?
Дети: Весёлых.
Воспитатель: А как же нам оказаться в сказочном лесу, кто знает?
Дети: Нам понадобится волшебный транспорт?
Воспитатель: Какой?
Дети: Волшебный самолёт, ступа, ковёр самолёт и …т.д
Воспитатель обращает внимание на один из ответов детей (ковёр самолёт)
Воспитатель: А у меня есть ковёр самолёт, посмотрите какой. Здесь есть для каждого посадочные места, полетим на нём?
Воспитатель раскладывает «ковёр самолёт», дети берутся за ручки и готовятся в путь.
Воспитатель: Нам надо вместе взлететь и приземлиться. Все готовы?
Дети: Да.
Дети вместе с воспитателем под музыку поднимают и опускают ковёр
3раза, идут (летят)по кругу,
Воспитатель: Вот мы и прибыли в сказочный лес, присаживайтесь на полянку.
Дети садятся на ковёр самолёт – он же полянка.
Воспитатель: Ну, что понравилось вам летать на ковре-самолёте?
Дети: Да, нам понравилось летать.
Воспитатель: Ребята, а нас уже встречают, посмотрите.
Слайд №3: на экране появляется лесная поляна с большим дубом и совой.
Сова: Здравствуйте мои друзья. Меня зовут . Я очень рада видеть вас в нашем сказочном лесу. Что бы, помочь жителям нашего леса, вам нужна карта. Но злой волшебник забрал её и порвал на разные части.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать?
Дети: Надо поискать карту?
Воспитатель: Давайте начнём поиски карты с нашей поляны.
Дети и воспитатель ищут на поляне-коврекарту, находят конверт замаскированный под цветок, прикрепленный липучками.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель достаёт из конверта порванную на части карту.
Воспитатель: Ой, ребята, а карта действительна порвана. Как же теперь мы узнаем куда идти, и кому нужна помощь?
Дети: Надо карту собрать.
Воспитатель: Если мы соберём карту правильно, то она появится на этом волшебном экране.
Дети и воспитатель садятся на поляну и собирают карту.
Слайд № 4: на экране появляется карта леса.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Воспитатель: Ребята, мы с вами собрали карту правильно, и теперь мы обязательно поможем жителям леса. Первое задание вы выполнили правильно, получите золотую звёздочку.
Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку
Дети и воспитатель рассматривают карту.
Воспитатель: Ребята, мы должны договориться, куда мы пойдём прямо, налево или на право?
Дети: Дети идти надо прямо, по стрелке.
Воспитатель: Прекрасно, тогда ищем стрелку, которая указывает дорогу «Прямо».
Дети находят стрелку «Прямо», идут и поют песню.
Нам в лес волшебный нужно
Спешить на помощь дружно
Идём мы друг за другом
Тропинкою лесной
Мы выполним задания
Приложим все старанье
И после непременно
Вернёмся мы домой.
Воспитатель и дети приходят к «Поляне цветов».
Внимание детей на экран.
Воспитатель: Посмотрите, нас уже встречают.
Слайд № 5: На экране появляется цветок, а вокруг него цветы без лепестков.
Цветок: Здравствуйте ребята! Меня зовут ???. Злой волшебник напустил на нашу поляну цветов, сильную бурю, и все лепестки унесло ветром. Только я один и остался. Помогите пожалуйста, моим друзья -цветам вернуть свои лепестки?
Воспитатель: Ну что ребята, поможем?
Дети: Да поможем.
Воспитатель: А что бы легче было справиться с заданием, предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Выполняем все движения согласно тексту стихотворения:
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики!
Пополам согните,
В кулачок сожмите!
Раскройте ладошки,
Встряхните немножко!
Чтобы нам рисовать
Надо пальчики размять.
Воспитатель: Ребята, при выполнении задания будьте внимательны, лепестков должно быть столько же, сколько квадратов внизу, и лепестки должны быть таким же цветом как квадраты.
Звучит музыка. Дети садятся за столы, где разложены краски, листок с заданием для рисования пальчиками лепестков для цветов.
Воспитатель: Если вы всё сделали правильно, то цветы на поляне вновь оживут.
Слайд № 6: Цветочная поляна с красивыми цветами.
Со вторым заданием вы отлично справились, получите золотую звёздочку.
Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что эти цветы живут на поляне данным давно. Они всё слышат и всё запоминают – кто здесь бывает, о чём говорят. И мы от них сейчас узнаем, кто здесь был, и о чём говорил?
Воспитатель: Ложитесь на поляну, закрывайте глаза и слушайте. Голос цветов необычный, он похож на музыку. Послушайте, о чём говорят цветы.
Дети лежат на поляне и слушают музыку – голос цветов. Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята кто из вас расскажет, что ему рассказал цветок.
Дети: Мне цветок рассказал, что приходил к нему злой волшебник. А мой цветок сказал, что у него есть друг, маленькая пчёлка и т.д.
Воспитатель тоже рассказывает, что он слышал.
Слайд № 7 На экране появляется карта леса
Воспитатель: Ну что ж, пора отправляться дальше, в какую сторону нам идти?
Дети: В правую. По стрелке, которая показывает вправо.
Дети и воспитатель ищут стрелку, которая указывает дорогу вправо и следы (следы ног и рук)
Воспитатель: Какая необычная дорога, какие-то следы: отпечатки ног, ладоней. Как же по ней идти? Кто то, знает?
Дети вспоминают, что они выполняли такие задания. На следы надо наступать, на ладошки класть ладошки и идти вперёд.
Слайд №8: Лес с тенями зверей.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Воспитатель: Мы пришли на поляну заколдованных зверей. Я вижу, что злой волшебник очень плохо поступил с животными, он их превратил в стекляшки, а потом разбил. Так, что тени есть, а зверей нет. Спасти их можно, собрав по частям. Вы готовы разкалдавать зверей?
Дети: Да мы готовы.
Воспитатель: Я знаю, что здесь есть волшебные лаборатории, где можно расколдовывать злые чары и поступки. И вы туда сейчас отправитесь. Но кто, в какой лаборатории будет работать, вы сейчас узнаете.
Воспитатель берёт мешочек с цифрами, ребята по очереди достают из него цифру и узнают номер своей лаборатории. На столах – лабораториях лежат конверты с геометрическими фигурами и тенью животного, которого надо собрать из геометрически фигур. Дети выполняют задания в парах.
Воспитатель: Фигуры каких животных, вы разкалдовали?
Дети: Мы разкалдовали лису, а я зайца, а мы волка и т.д.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Воспитатель: Ай да ребята, ай да молодцы! Если мы с вами правильно зверей расколдовали, то они сейчас появятся в лесу. Смотрите.
Слайд № 9: На экране оживают лесные звери.
Третье задание вы выполнили и все получите золотую звёздочку.
Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку.
Воспитатель: Ребята, если вдруг опять появится злой волшебник, давайте зверям напомним, куда им надо спрятаться.
Дети: Лисе надо спрятаться в нору, волку прятаться в логове, заяц спрячется под кустом, белка в своём дупле, медведь спрячется в берлоге, ёжик пусть прячется под пенёк.
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше в путь.
Слайд № 10: На экране вновь появляется карта леса.
Воспитатель: По какой дороге мы отправляемся дальше?
Дети: По дороге, которая ведёт влево.
Воспитатель: Вы ещё не устали, готовы идти дальше?
Дети: Да, готовы. Мы не устали.
Воспитатель и дети идут влево и беседуют.
Воспитатель: Ребята, если нам станет грустно, то какое выражения лица у нас будет, покажите друг другу.
Дети показывают грустное лицо.
А если нам станет страшно?
Дети показывают лицо со страхом.
А сейчас, у нас весёлое настроение?!
Все ребята улыбаются
Воспитатель: Ребята, то в лесу очень тихо, послушайте? Да?
Дети слушают тишину.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Слайд №10: Появляется сова.
Сова: Ребята, вы уже заметили, что птицы не поют в нашем лесу, потому, что волшебник название птиц смешал с разными предметами.
Помогите им освободиться?
Воспитатель: Я знаю одно весёлое стихотворение, которое нам поможет. Ведь смех может разрушить зло. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и если заметите, что среди прилетевших птиц есть не птицы, а какие то, предметы – громко хлопайте в ладоши. Смотрим на экран.
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы
Голуби, синицы
Вороны, ресницы
Галки, башмаки
Прилетели птицы
Страусы, ежи
Воробьи, ужи
Прилетели птицы
Бублики, кукушки
Болтики, игрушки
Прилетели птицы
Ласточки, драконы
Скворцы и макароны
Аисты, кукушки
Кошки и индюшки.
С помощь такого шутливого стихотворения мы освободили всех птиц.
На слайде по ходу чтения стихотворения птицы освобождается от предметов.
Четвёртое задание вы выполнили и получите золотую звёздочку.
Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку.
Слайд № 12. Сказочный лес без волшебства. Звучит пение птиц.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стал лес, красивый, туман исчез, слышите, радостно запели птицы, звери весело играют.
Воспитатель: А каким чистым стал воздух в этом лесу, как легко стало дышать. Давайте все вместе глубоко, глубоко вдохнём этот воздух.
Дыхательное упражнение «Чистый воздух» — 3 раза.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, много волшебных звездочек заработали, помогли расколдовать лес — справились со всеми проказами злого волшебника.
Ну что ж, нам пора обратно возвращаться в детский сад.
Где наш ковёр самолёт?
Дети и воспитатель занимают посадочные места на ковре самолете. Три раза поднимают его, бегут по кругу и приземлятся.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду.
Ребята, во время путешествия по волшебному лесу, звездочки вы собирали не просто так.
Дело в том, что Злой волшебник погасил на небе все звезды, а ведь некоторые животные ведут ночной образ жизни, ваши звездочки будут им светить.
Вы по одной звездочке приклеите на это небо, но будите клеть следующим образом: если вам сегодняшнее путешествие понравилось, звездочку одну приклейте на светлую часть неба, если не понравилось, на темную часть неба.
Ребята выполняют действие.
Остальные золотые звёздочки оставьте себе на память, о нашем путешествии в волшебный лес.
Воспитатель: На этом наше сегодняшнее приключение заканчивается, а впереди нас ждет еще очень, много новых путешествий!
Скачать Занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в сказочный лес»
Источник: http://portal2011.com/zanyatie-po-sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu-v-starshe/
«Царевна Несмеяна»Конспект НОД по социально — коммуникативному развитию в старшей группе
Цель: Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях (радость-грусть).
Задачи:
— Укреплять дружеские отношения в группе;
— Учить употреблять в речи уменьшительно ласкательные слова;
— Развивать мимику и движения;
— Учить предавать в рисунке эмоциональное состояние радость.
Ход
Перед началом занятия воспитатель проводит игру «Познакомимся».
Дети по очереди бросают мяч друг другу и называют своё имя ласково.
Воспитатель: Ребята, сегодня злой Кощей Бессмертный заколдовал нашу Царевну (взрослый) и она превратилась в Царевну Несмеяну. Нам с вами нужно расколдовать её. А чтобы расколдовать её необходимо выполнить задания. Если мы их выполним, то наша Царевна рассмеётся. Вы согласны выполнять задания?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда приступим (дети вместе с воспитателем подходят к столу). Первое задание такое:
Посмотрите, на столе лежат картинки, изображающие различные настроения, но они «сломались». Давайте их «починим» (дети собирают пиктограммы, разрезанные на несколько частей, и угадывают настроение, изображенное на пиктограммах).
Воспитатель: Скажите мне как можно из грустного человека превратиться в веселого? Каким образом можно поднять настроение?
Дети: Поиграть в интересную игру, порисовать яркими красками, рассмеяться просто так, скорчить друг другу веселую рожицу и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Следующее задание:
«Конкурс хвастунов»
А выиграет в этом конкурсе тот, кто лучше всех похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Вставайте скорее в круг. Внимательно посмотрите на того, кто стоит справа от вас.
Подумайте, какой он. Что в нем есть хорошего. Вы можете даже пофантазировать, придумать соседу такие качества, которыми он не обладает. Выиграет тот, кто найдет в своем товарище больше достоинств.
А Царевна нам потом объявит, кто лучше всего и смешнее похвалил своего соседа.
После игры Царевна называет самого хвастливого ребенка.
Воспитатель: Пришло время поиграть.
Игра «Солнце, дождь, ветер»
На три разных сигнала (показ картинок солнца, тучи, ветра) дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице. «Солнце» — улыбаются, хлопают в ладоши. «Туча» — дети обхватывают себя руками. «Ветер» — качаются из стороны в сторону.
Воспитатель: Смотри не зевай! Солнце, дождь и ветер различай. Что увидишь на картинке, то и проживай (игра повторяется 3-4 раза)
Воспитатель: А теперь пришло время следующего задания. Представьте, есть магазин красивых и добрых слов. Нам с вами необходимо сказать эти слова Царевне.
Дети по очереди называют Царевну красивыми и добрыми словами. Царевна начинает улыбаться.
Воспитатель: Посмотрите, наша Царевна уже приподняла уголки своих губ.
Воспитатель: Теперь мы с вами немного пофантазируем. Игра«Фантазии».
Я предлагаю вам придумать продолжение для удивительных историй, которые я начну:
Внезапно на нас напали инопланетяне и …..
Мы попали на необитаемый остров и …..
Нам подарили много шоколада ….
Что случилось с Лунтиком?…
Воспитатель: Молодцы! А сейчас приглашаем Принцессу, поиграть с нами в игру «Обезьянки». Один будет обезьянкой, а все остальные зеркалом. Обезьянка будет корчить рожицы, а вы будете повторять её гримасы как можно точнее.
Воспитатель: Посмотрите, а Царевна то наша смеется. Значит, мы смогли расколдовать Принцессу, молодцы.
(Воспитатель достает коробку и листы бумаги).
Воспитатель: Интересно, что лежит в этой коробке? (открывает). Посмотрите, здесь гуашевые краски. А что мы будем рисовать? А вот и письмо написано: Ребята, я очень долго нахожусь в одиночестве и мне очень грустно, нарисуйте мне, пожалуйста, веселых человечков, что бы мне не было одиноко и грустно. Кощей Бессмертный. Поможем Кощею, нарисуем веселых человечков?
Дети. Да.
Дети рисуют, затем вместе с воспитателем укладывают рисунки в коробку и отправляют Кощею.
Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/7233-tsarevna-nesmeyana-konspekt-nod.html
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по социально-коммуникативному развитию «Добрые помощники — полезные привычки»
Задачи:
– Привить детям положительное отношение к полезным привычкам.
– Учить заботиться о своём здоровье и здоровье близких, родных и друзей.
– Развивать позитивное отношение к сверстникам и окружающим.
Ход занятия:
ПЕДАГОГ:
Колокольчик мой дружок — собери детей в кружок.
Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики!
Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь вместе с нами.
Садитесь на свои места, ровно, удобно, красиво. Молодцы!
Раз-два-три-четыре-пять будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять и друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить, не вертеться, не шалить.
Я очень рада вас видеть! Ребята, какое у вас настроение? Вот и я вам принесла открытку с хорошим настроением!
ПЕДАГОГ: Сегодня мы будем говорить о полезных привычках, которые нам помогают сохранить здоровье и хорошее настроение! Как вы думаете, что такое полезные привычки?
ДЕТИ………
ПЕДАГОГ: Молодцы!
СТУК В ДВЕРЬ… Почтальон принёс письмо.
ПЕДАГОГ: Кому — ДЕТСКИЙ САД. Любознательным ребятам.
От кого: ЦИРК. От Ириски
ПЕДАГОГ: читаем письмо: «Здравствуйте дорогие любознательные ребята! Пишет вам Ириска. Мой друг Клёпа сегодня в первый раз идёт в детский сад в вашу группу. Хочу вам рассказать немного о Клёпе: он очень весёлый, задорный и добрый мальчик. К сожалению он совершенно не знаком с полезными привычками.
Научите его-
Как с ребятами дружить.
Как без грусти день прожить.
Как вести себя в саду.
Чтоб со всеми быть в ладу.
Чтоб счастливым всегда быть.
И здоровьем дорожить!»
Ну что ребята, научим КЛЁПУ полезным привычкам?
ДЕТИ…….
С криком и шумом входит Клёпа, капризничает, не хочет входить в группу.
Диалог с Клёпой, усаживаем его рядом с детьми.
ПЕДАГОГ:
Первый раз сегодня Клёпу мама в садик привела
Непослушного ребёнка успокоить не могла.
Стал он плакать и цепляться
Не хотел в саду остаться.
Ребята, а с каким настроением надо заходить в группу. Что нужно сказать при встрече? Что желают когда говорят «здравствуйте»?
ДЕТИ….
ПЕДАГОГ: Молодцы!
РЕБЕНОК:
Милый Клёпа, так не надо громко плакать и кричать:
Мама ведь спешит куда-то, мама может опоздать.
ПЕДАГОГ: А что бы Клёпа запомнил эту привычку, посади на цветок бабочку-напоминалочку.
КЛЁПА: Я запомнил! Хорошее настроение помогает общаться. И ещё, я всегда буду здороваться.
ПЕДАГОГ: Читаем дальше?
ДЕТИ……..
ПЕДАГОГ:
«Клёпа с книгою играл, эту книгу разорвал.
Взял себе потом машину, разобрал на половину!
Мячик маленький нашёл, этот мячик проколол.
А когда конструктор взял, все детали растерял».
КЛЁПА: Да, я всегда так делаю!
Зачем их собирать, зачем их убирать?
И книжку я порву, её не сберегу!
ПЕДАГОГ:
Ребята, а вы как думаете, что Клёпа не правильно делает? А как надо обращаться с игрушками? Скажите Клёпе, почему надо убирать игрушки.
ДЕТИ…..
РЕБЕНОК:
Ты игрушки береги,
И заботливо храни!
ПЕДАГОГ: Посади для Клёпы бабочку-капоминалочку на цветок.
КЛЁПА:
Вы такие хорошие и добрые, я хочу с каждым из вас познакомиться.
(Игра в мяч: Каждый называет своё имя и передаёт мяч по кругу, ускоряя темп и меняя направления передачи мяча во время игры.)
ПЕДАГОГ:
Ребята, это очень полезная привычка знакомится! А давайте дальше почитаем письмо, что же пишет Ириска?
«Клёпа плохо руки мыл
Лишь водичкою смочил.
Мылом мылить не старался
И грязнулей остался.
Полотенце в чёрных пятнах,
Как же это не приятно,
Попадут микробы в рот.
Может заболеть живот»
КЛЁПА:
Ну и что, что здесь такого плохого?
ПЕДАГОГ:
Ребята, расскажите Клёпе, о полезной привычки — как правильно надо мыть руки? А что ещё необходимо, что бы быть чистым, здоровым, аккуратным?
ДЕТИ…..
ПЕДАГОГ: Клёпа, вот предметы которые тебе помогут запомнить эту полезную привычку, выбери их сам… (Клёпа всё путает)
ПЕДАГОГ простит детей помочь Клёпе правильно собрать полезные предметы, которые помогут сохранить здоровье.
ПЕДАГОГ: Ребята давайте подарим эти полезные предметы Клёпе.
КЛЁПА: Спасибо.
ПЕДАГОГ: Клёпа ты стал использовать волшебные слова.
РЕБЕНОК:
Так что Клёпа постарайся,
Чаще с мылом умывайся,
Надо тёплою водой
Руки мыть перед едой!
ПЕДАГОГ просит ребят посадить бабочку-подсказку для Клёпы.
ПЕДАГОГ:
Читаем письмо дальше!
«Как то Клёпа хлеб жевал, крошки хлебные ронял,
Говорил с набитым ртом, что не мог понять никто.
После взялся за компот, стол облил и свой живот!»
КЛЁПА: Да я всё правильно делаю……
ПЕДАГОГ:
Ребята, что Клёпа делает не правильно? Почему надо тщательно пережёвывать пищу? Как вы считаете, как надо вести себя за столом?
ДЕТИ…….
РЕБЕНОК:
Ты не знаешь? За столом,
Надо есть с закрытым ртом.
Не спеши, не говори!
Крошки на пол не сори.
После встать из-за стола
В одежде чистой как всегда.
ПЕДАГОГ просит ребят усадить бабочку-подсказку на цветок для Клёпы.
КЛЁПА: Я всё понял. А давайте я покажу вам гимнастику для нашего язычка. (Артикуляционная гимнастика.)
ПЕДАГОГ:
Читаем письмо дальше?..
«Вот мой Клёпа наигрался, спать ложиться отказался…»
ПЕДАГОГ:
Клёпа, а наши дети после прогулки и обеда отдыхают. Ребята, скажите Клёпе, для чего нужен дневной сон?
ДЕТИ…
РЕБЕНОК:
Наступает тихий час
Тишина нужна сейчас.
Даже если вы не спите,
То лежите, не шумите,
Не мешайте другу спать
И спокойно отдыхать.
ПЕДАГОГ просит ребят посади бабочку подсказку для Клёпы.
КЛЁПА:
А у нас в цирке фокусник умеет спать сидя, он меня научил. Хотите я вас тоже научу? Смотрите внимательно, а потом за мной повторяйте.
(Релаксационная гимнастика)
ПЕДАГОГ:
Какой ты забавный Клёпа! Ну что, читаем письмо дальше?
«Научите быть опрятным,
Чистым, Клёпу, аккуратным.
Чтоб штаны не знали дыр,
Это брюки, а не сыр!
Мама Клёпу баловала,
Утром чисто одевала,
Отпускала погулять,
Не могла его узнать!»
Ребята, а мама должна одевать Клёпу? Что должен уметь Клёпа? Ребята, и самое главное, на прогулку надо одеваться по погоде! Согласны со мной?
КЛЁПА:
Я запомнил эту добрую привычку. Можно и я прикреплю бабочку-подсказку на цветочек?
ПЕДАГОГ:
Читаем письмо дальше?
«На прогулку как-то Клёпу,
Взяли мальчики в игру.
Перессорил всех наш Клёпа
И обидел детвору.
Он хвалился и дразнился
И обманывал ребят
И теперь его ребята даже видеть не хотят».
КЛЁПА:
А что, разве это не так? Я всегда так дружу… А как надо?
ПЕДАГОГ: Ребята, как вы думаете, можно обижать малышей, дразниться, хвалиться и обманывать ребят? А почему это нельзя делать? Давайте вы расскажите Клёпе как нужно дружить, и как себя вести с друзьями.
ДЕТИ: …….
РЕБЕНОК:
Это ссора, вот досада,
Обижать друзей не надо!
Не нужны нам злые ссоры,
Слёзы, споры и раздоры.
Будем вместе мы дружить.
И друзьями дорожить!
КЛЁПА: Спасибо ребята, я понял как надо дружить. Давайте я вам покажу как могут дружить наши пальчики. (пальчиковая гимнастика)
ПЕДАГОГ: Ребята, Клёпа, подойдите ко мне. (Рассматривают открытку с бабочками-подсказками) Посмотри, Клёпа, пока мы читали письмо от Ириски, мы незаметно научили тебя полезным привычкам.
КЛЁПА: Да, ребята, я их все запомнил!
Рассматривая стенд с картинками о полезных привычках Клёпа их все перечисляет, дети так же участвуют в закреплении.
ПЕДАГОГ: А что бы Клёпа эти привычки не забыл, мы подарим ему вот эту открытку — напоминалочку с хорошим настроением и бабочками-подсказками.
КЛЁПА: Спасибо вам всем большое! Я столько нового узнал от вас.
Обращается к педагогу и детям:
В вашей группе у меня появилось так много друзей, и я узнал столько интересного! А можно я с ребятами ещё немного поиграю?
ПЕДАГОГ: Конечно, Клёпа, только подождите, не спешите, всем нашим гостям до свидание скажите!
Литература:
- Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва, О. Г. Сазонова «Правила для воспитанных детей», АСТ, 2010 г. — 126с.
Основные термины (генерируются автоматически): ПЕДАГОГ, ребята, ребенок, хорошее настроение, привычка, письмо, друг, полезная привычка, детский сад, ваша группа.
Источник: https://moluch.ru/archive/115/31071/
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: цели, задачи и методы реализации
Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками.
Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется.
Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».
На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.
Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.
Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.
Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:
- Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
- Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
- Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
- Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
- Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
- Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
- Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
- Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.
Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.
Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.
Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн, который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате — это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.
Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет.
Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями.
Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.
Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т.д.
При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.
Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию.
Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю.
При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.
Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?
Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.
Видео
Видео-презентация на тему:
Профессиональное видео для педагогов дошкольных образовательных организаций, коррекционных образовательных учреждений, логопедов, психологов, социальных работников:
Новые и интересные статьи по теме
Источник: https://www.tikitoki.ru/post/socialno-kommunikativnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta-celi-zadachi-i-metody-realizacii
ДЕТСТВО-ГИД
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; — развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; — становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; — развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; — формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; — формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; — формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.
Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
— вступает в общение, поддерживает и завершает общение; — умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.
В рубрике «Социально-коммуникативное развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Источник: http://detstvogid.ru/fgos-do-sotsialno-kommunikativnoe-ra/.html
Цели:
Расширять представления детей об овощах, их пользе для человека.
Закреплять умение узнавать овощи, используя разные анализаторы, руки — наощупь, нос — нюхая, по запаху, рот — вкусовые.
Обогащать словарь, путём введения новых слов: бордовая, оранжевая.
Упражнять в правильном употреблении существительных с прилагательными
Материал к занятию: магнитофон, колпачок, телефон, натуральные овощи: свекла, капуста, морковь, лук, помидор (нарезанные морковь и лук), блюдце, будка, перья птиц, игрушка — корова; чудесный мешочек; тарелочки — заменители (круги), овощи — заменители, банки с «солёными огурцами», бочонок.
Ход занятия
Дети с воспитателем входят в группу — группа оформлена под сюжет деревни.
— Дети, посмотрите, к нам в гости пришёл Колпачок. Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети:
— Грустное, плохое, злое…
— А давайте улучшим ему настроение, скажем добрые слова, улыбнёмся.
Дети:
-Здравствуй Колпачок! Привет! Доброе утро! Колпачок, ты красивый! Ты добрый! Улыбнись!
Посмотрите, дети, а теперь какое настроение у нашего Колпачка?
Дети:
— Весёлое.
Воспитатель:
Ребята, а колпачок пришёл в гости не один, посмотрите сколько взрослых гостей к нам пришло, пойдёмте поздороваемся с ними.
Дети подходят к гостям и здороваются с ними по-разному:
— пальчиками, за руку, кулачками;
— словами: здравствуйте, доброе утро, привет!
Раздаётся телефонный звонок.
Воспитатель:
Да, я слушаю. Это детский сад, хорошо, мы приедем.
Дети, только что позвонил из деревни Дедушка, он приглашает нас в гости. Поедем?
А на чём мы можем поехать в деревню?
Дети:
На машине, автобусе, самолёте, поезде.
Воспитатель:
Правильно, молодцы. Наши бабушка и дедушка живут далеко и мы поедем на поезде. Хотите?
А вы знаете, как вести себя в поезде?
Дети:
— Не кричать, не бегать, не выглядывать в открытое окно, держаться за поручни, ходить за руку с мамой.
Воспитатель:
— Ну молодцы, всё знаете. Тогда занимайте места в вагонах. усаживайтесь поудобнее, поезд отправляется.
Звучит музыка — дети двигаются со словами:
«Едет-едет паровоз
два вагона, сто колёс
два вагона. сто колёс
машинистом рыжий пёс»
Воспитатель:
Вот наша станция — выходим. Подышите свежим воздухом. Упражнение на дыхание.
Посмотрите, что это такое?
Дети:
Домик (стоит будка).
Воспитатель:
А кто в нём живёт?
Дети:
Собака.
Воспитатель:
Как называется домик собаки?
Дети:
Будка.
Воспитатель:
А как собака рычит, сердится?
Идём дальше и находим перья
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, кто потерял эти перья?
Дети:
Петушок, курочка, гусь ворона, утка и т. д.
Воспитатель:
Молодцы! А это блюдце для кого стоит?
Дети:
Для кошки, собаки. Дети имитируют движения и звуки; читают: «Серенькая кошечка села у окошечка, хвостиком махала, деток созывала»
Воспитатель:
— Ребята, а послушайте загадку: «По лугу хожу, траву жую, му-му, молока кому?»
Дети:
Корова.
Воспитатель:
Правильно, найдите, где пасётся корова, рассмотрите её, только близко не подходите, а то забодает.
Пока дети рассматривают, воспитатель переодевается в Деда.
Дед:
Что за шум, что за гам?
Дети обращают внимание на Деда.
Дед:
Здравствуйте ребятки, здравствуйте внучатки. Выросли-то как, а я соскучился.
Дети здороваются, обнимаются с Дедом (называют его именами своих дедушек Володя, Вася, Миша).
Дед.
— Внучатки, я ведь чего вас позвал, у моей бабушки сегодня день рождения, она ушла за подружками, а мне наказала борщ приготовить, да я боюсь, что один не успею. Поможете мне? Вы знаете, что надо, чтобы приготовить борщ?
— Овощи.
Дед:
Ну идите сюда, будем выбирать какие!
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дед достаёт свеклу, дети называют — это свекла, она круглая, бордовая; наощупь достаёт капусту, круглая, зелёная.
Дед предлагает по запаху узнать лук — описывают. «Лук от 100 недуг», угощает детей морковкой, у детей глаза закрыты, даёт по кусочку в рот. узнают морковку «Кто морковку жуёт тот здоровым растёт».
Ну вот все овощи для борща нашли, а теперь скажите, где они растут?
Дети:
На грядке в огороде.
Дед:
Молодцы, всё знаете. А скажите. кто помогает расти овощам?
Дети:
Солнце. Читаем «Солнышко-вёдрышко».
Дед:
-А кто ещё помогает?
Дети:
— Земля кормит, дождь — поит.
Читают: дождик, дождик лей — лей, земля водичку пей — пей.
Дед:
— Ребята, а если нет дождя, кто «поит» овощи?
Дети:
Взрослые и дети из лейки поливают (всё рассматривается и рассказывается по моделям — схемам).
Дед:
— Тогда давайте варить, садитесь за столы.
Дети работают с моделями — заменителями овощей.
Игра «Варим борщ».
Дед:
Борщ готов, давайте пробовать, какой борщ? Дети имитируют, что кушают борщ. Вкусный, горячий, ароматный. Дед предлагает угостить гостей.
Вот придёт бабушка с подружками, а её ждёт сюрприз: «Не красна изба углами, а красна пирогами», будет чем подружек удивить. Достаёт красивую открытку, давайте бабушку поздравим с днём рождения. Пишем «Бабушка…»
Дети добавляют слова: дорогая, родная, добрая, любимая, старенькая, молодая, золотая, заботливая… Поздравляем тебя с днём рождения, желаем здоровья»
Дед предлагает спустится в погреб и посмотреть, сколько овощей они с бабушкой заготовили на зиму.
Дед:
А хотите я научу вас солить капусту?
Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим-рубим
Мы капусту солим-солим
Мы капусту мнем-мнем
Мы морковку трём-трём
А теперь всё в бочонок кладём»
Дед:
Я положу вам в корзинку овощи, будете в городе кушать и нас с бабушкой вспоминать.
Звучит музыка. Дети садятся в поезд, машут Деду и уезжают.
Источник: http://www.my-nevalyashki.ru/index.php/razvitie-rechi/2299-konspekt-nod-po-sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu-doshkolnikov-puteshestvie-v-derevnyu