Беседа в детском саду на тему «перелетные птицы» в подготовительной группе

Конспект занятияТема: «Беседа о птицах»

Цели занятия:

  • углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;
  • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);
  • учить отличать птиц от других животных;
  • познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц;
  • обогащать и активизировать речь детей;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал «Птицы»;
  • модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
  • перья разной формы, цвета, размера;
  • ножницы, стаканчики с водой;
  • карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
  • кормушки и различный корм для птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (перечисляют признаки осени).

Воспитатель: почему стало мало птиц?

Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?

Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).

Воспитатель: каких птиц вы знаете?

Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель: куда улетают птицы осенью?

Дети: на юг.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?

Дети: перелетные птицы.

Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение?

Дети: о перелетных.

Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель: Что не правильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи – это кто?

Дети: насекомые.

Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

(дети хлопают)

Воспитатель: начинаем снова…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…

Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель: 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Дети: цветом, размером, формой.

Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок?

Дети: перья полетят, они легкие.

Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети: нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?

Дети: чтобы летать.

Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?

Дети: для тепла.

Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.

Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)

Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети: зимующие, оседлые.

Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»

Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.

(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)

Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.

А почему говорят, что зима трудное время для птиц?

Дети: (высказываются).

Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?

Дети:

Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?

Дети:

Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Воспитатель: но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?

Дети:

Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?

Дети:

Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?

Дети:

Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?

Дети:

Воспитатель: спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/4879-konspekt-zanyatiya-tema-beseda-o-ptitsakh.html

Конспект познавательного занятия «Перелётные птицы» с презентацией

Название: Конспект познавательного занятия «Перелётные птицы» с презентацией
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , экология, Средняя
Кондратова Ирина Александровна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Место работы: МБДОУ детский сад «Солнышко», г. Таруса Калужской области

Месторасположение: г. Таруса Калужская область

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
для детей средней группы МБДОУ детский сад «Солнышко» по теме: «Перелетные птицы»

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать.

Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином».

Развивающие: Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных: насекомоядные, зерноядные, водоплавающие; существительные: «стайкой», «клином», «цепочкой». Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать в детях доброе отношение к птицам.

Мультимедийная приставка, компьютерная презентация «Перелетные птицы» карточки с изображением птичьего корма (насекомые, зерно, ягоды, водоемы); голубые листы бумаги и круги-птицы; панно осеннего содержания, клееночки, кисточки, тряпочки, силуэты птиц.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

СЛАЙД 1 Воспитатель читает стихотворение ОСЕНЬ И.П. Токмакова

Опустел скворечник-

Улетели птицы,

Листьям на деревьях Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всѐ летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят.

Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? Назовите характерные признаки осени. (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы)

Воспитатель: Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Я предлагаю вам поиграть в игру «Не сорока, не ворона и не чайка»

Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает на экране изображение птицы, а дети называют СЛАЙД 2

Воспитатель: Правильно назвали, Все эти птицы относятся к перелетным, т.е. тем, которые улетают осенью в теплые края. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Ответы детей: потому что наступают холода и птицам нечего есть СЛАЙД 3

Воспитатель: Каждую осень наши пернатые друзья покидают родные края и спешат куда-то вдаль.

Но куда же, в какие страны отправляются перелѐтные птицы осенью? Обычно говорят: на юг, в тѐплые страны, где нет такой холодной зимы и птицам легко добывать корм.

СЛАЙД 4, 5 Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие – днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, потому что в полете им негде подкрепиться.

Далѐкий, опасный и трудный путь совершают птицы. Некоторые из них летят многие тысячи километров к месту зимовки. СЛАЙД 6 Немало птиц погибает в пути от бурь, ветров, неожиданных снегопадов.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли птицы улетают в один день?

СЛАЙД 7, 8 Нет, самыми первыми от нас улетают насекомоядные птицы( ласточки, стрижи, скворцы, мухоловки), потому что с наступлением холодов все насекомые прячутся и птицам нечего становится есть.

СЛАЙД 9 Вслед за ними улетают зерноядные птицы( овсянки, чижи ), т.к.

заканчиваются полевые работы, убрано зерно, жухнут и увядают травы, корма нет.

СЛАЙД 10 И только когда реки и пруды начинают сковываться льдинам, то последними свои насиженные места начинают покидать водоплавающие птицы( гуси, утки, лебеди и др), когда реки и пруды начинают сковываться льдинами….

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Кто за кем летит»

Воспитатель «превращает» детей в птиц: дети получают карточки с изображением зерна, насекомых, водоема, воспитатель объявляет какие птицы улетает, ребенок-птица, ориентируясь на свою карточку летит

  • Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
  • Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
  • Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)
  • Очень трудно птицам.
  • Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
  • Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны) — Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
  • Согрелись наши птички. Высохли перышки.
  • Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
  • Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
  • Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
  • Головки согрелись, и они теплыми стали.
  • Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
Читайте также:  Занятия по экологии в старшей группе детского сада по фгос

Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

Воспитатель: А как вы думаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?

В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Воспитатель: Ребята, а вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайкой», все вместе СЛАЙД 11, 12 ; некоторые , например журавли, выстраиваются «клином», в виде треугольника СЛАЙД 13 ; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию СЛАЙД 14 Это зависит от повадок птиц, некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу

Дети подходят к столам и выкладывают на листе-небе улетающих птиц: «стайкой», «клином», «цепочкой».

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам всем вместе создать панно «Птицы улетают». Каждый ребенок намазывает клеем силуэт птички и приклеивает его на общий фон осеннего содержания, любуются получившейся картиной, размещают ее в уголке природы. Воспитатель читает стихотворение: СЛАЙД 15

Встали птицы на крыло

Встали птицы на крыло В небе хмуром загалдели

В край далѐкий, где тепло Стаей длинной полетели. -Наступают холода,-

Криком птицы сообщают.

-Мы летим не навсегда.

-Мы вернѐмся, обещаем.

-До свиданья, край родной: -Улетаем! Улетаем!

За небесной пеленой В небе сером птицы тают.

Воспитатель: Что понравилось на занятии? Что нового и интересного вы узнали?

скачать презентацию

Источник: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekt-poznavatelnogo-zanyatiya-3/

В помощь родителям для беседы с детьми о перелетных птицах

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля. 

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить. 

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый. 

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.

Перелётные птицы — это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы — насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают. Утки, гуси и лебеди улетают вереницей — верёвочкой.Ласточки и скворцы улетают стаей.Журавли улетают клином — углом.А кукушки улетают поодиночке.  Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно. У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ : ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие). 
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар 

(птенец – птица, остальные насекомые). 

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:

Журавли – журавлята. 
Грачи – грачата. 
Гуси – гусята. 
Скворцы – скворчата.
Утки — … .
Кукушки — … .
Стрижи — … . 

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Чей клюв? 
У журавля – журавлиный. 
У гуся – гусиный. 
У утки -… . 
У кукушки -… . 
У грача -… . 

ОДИН — МНОГО.

Кукушка – кукушки. 
Журавль — журавли. 
Скворец — скворцы. 
Соловей — соловьи. 
Жаворонок – жаворонки. 
Лебедь — лебеди. 
Грач — грачи. 
Утка — утки. 
Ласточка – ласточки. 
Грачонок – грачата.
Аист – аисты. 
Гусенок – гусята.

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:

Кукушка – кукует. 
Ласточка – щебечет. 
Скворец – поет. 
Журавль – курлыкает. 
Утка – крякает. 
Гусь – гогочет.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:

Зимующая или перелётная птица? 
Почему их так называют? 
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…) 
Чем питается? 
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА. Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.Травка зеленеет, солнышко блестит, 
Ласточка с весною в сени к нам летит. 
С нею солнце краше и весна милей… 
Прощебечь с дороги нам привет скорей. 
Дам тебе я зерен, а ты песню спой, 
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — … (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО : 

Соловей — соловушка. 
Журавль — журавушка. 
Лебедь — лебедушка … .

У КОГО — КТО?

У кукушки – кукушонок, кукушата. 
У журавля — журавленок, журавлята. 
У скворца — скворчонок, скворчата. 
У лебедя — лебеденок, лебедята. 
У грача — грачонок, грачата. 
У утки — утенок, утята. 
У аиста – аистенок, аистята. 
У гуся – гусенок, гусята.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ «ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ»:
В поле я увидел … (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за … (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный … (длинноногий журавль). Я хотел подойти к … (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе … (длинноногий журавль). Я рассказал маме о … (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать … (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к … (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за … (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО): 

Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:

Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми? 

Что сразу начинают делать грачи? 
Где они вьют гнезда? 
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима? 

Что наступает после зимы? 
Как греет солнышко весной? 
Кто прилетел? 
Кого увидели дети? 
Что они закричали? 

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:

Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

На дереве гнездо, а на деревьях … (гнезда). 
На ветке сук, а на ветках … . 
В гнезде птенец, а в гнездах — … . 
На дворе дерево, а в лесу — … .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

Без рук, без топорёнка 
Построена избёнка. 
(Гнездо.) 

Явился в жёлтой шубке, 

Прощайте, две скорлупки. 
(Птенец.) 

На шесте дворец, 

Во дворе певец, 
А зовут его… 
(Скворец.) 

Белоклювый, черноглазый, 

Он за плугом важно ходит, 
Червяков, жуков находит. 
Верный сторож, друг полей. 
Первый вестник тёплых дней. 
(Грач.) 

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.

Скворцы. 
Мы вставали ночью даже, 
Из окна смотрели в сад: 
Ну когда же, ну когда же 
Наши гости прилетят? 
А сегодня поглядели – 
На ольхе сидит скворец. 
Прилетели, прилетели, 
Прилетели, наконец!

Источник: https://ddu91grodno.schools.by/m/photo/845180

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Птицы – наши друзья»

Васильева З.

Ф, воспитатель подготовительной к школе группы, МБДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально — личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Задачи: Формировать обобщенное представление о птицах. Уточнить знания детей о зимующих и перелетных птицах, о месте их обитания, кто чем питается. Закрепить умение различать птицу по внешнему виду и знания о разных видах гнёзд. Развивать у детей умение отгадывать загадки о птицах, соотносить его словесный образ с изображением на картинках. Развивать быстроту реакции, находчивость, сообразительность, память, логическое мышление, внимание. Развивать умение в соревновательных заданиях быть честными, сотрудничать с товарищами по команде.

Воспитывать любознательность, интерес к жизни меньших братьев, заботливое и бережное отношение к пернатым друзьям, гуманно-деятельное отношение к природе, умение правильно вести себя на природе.

Предварительная работа: Беседа о птицах; Отгадывание загадок о птицах; Рассматривание иллюстраций из серии «Зима»: «Зимующие птицы», «Подкормка птиц» и т.д.; Чтение художественной литературы: рассказы В. А.

Сухомлинского «Птичья кладовая», В. Бианки «Чей нос лучше?», Е Пермяка «Птичьи домики», стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает» и др.

; Наблюдение за птицами на прогулке; Дидактические игры «Исправь ошибку», «Найди лишнюю птицу», «Кто где живёт?» и др.;

Подвижные игры «Перелёт птиц», «День и ночь».

Материал: Иллюстрации птиц, птичьих гнёзд, корм для птиц в коробочках, фишки, обруч, шапочка совы, мультимедийное оборудование.

Ход: Вводная часть. Воспитатель: Ребята, о чём мы с вами сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете мою загадку: Они летать умеют, Их пух и перья греют. Ответы детей. Воспитатель: Правильно, ребята.

Сегодня мы будем говорить о птицах и проведём викторину, и она посвящена нашим друзьям – птицам. Мы узнаем много нового и интересного. Ребята, как вы думаете, почему мы называем птицу нашими друзьями? Ответы детей.

(Слайд 1) Воспитатель: Разве мы можем представить жизнь лесов, лугов и полей без птиц? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что бы случилось, если бы не было птиц? Ответы детей. Воспитатель: И не окружала бы нас красота природы, растений, цветов.

Люди издавна наблюдали за полётом птиц и мечтали подняться в воздух. Мечта людей осуществилась. И мы с вами летаем на самолетах, как птицы.

Так давайте отдадим птицам дань любви и уважения.

Основная часть. Воспитатель: Мы собрались, друзья, Чтобы викторину начать, На остроумные вопросы быстро отвечать. А чтоб вопрос любой Не труден был для вас, Нужно подумать И быстро отвечать. Чтобы провести викторину мы разделимся на две команды. Подойдите к столу, возьмите по одной карточке, на них числа.

Дети подходят к столу и берут по одной карточке, на которых изображены числа от 1 до 10. Воспитатель: Ребята, найдите такие же числа на стульчиках и займите свои места. Дети садятся на стульчики в соответствии с числами на карточках. Воспитатель: Сегодня играют две команды: 1 – Перелетные птицы 2 – Зимующие птицы.

Ребята, а почему птиц называют «перелётными»? «Зимующими»? (Ответы детей.)

А сейчас начнём нашу викторину «Птицы – наши друзья». (Воспитатель объясняет правила игры).

1 задание «Отгадай загадку» Всё время стучит, (Слайд 2) Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит.

(Дятел) Угадайте, что за птица (Слайд 4) Скачет по дорожке, Словно кошки не боится – Собирает крошки, А потом на ветку – прыг И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей) Всю ночь летает – (Слайд 3) Мышей добывает.

А станет светло – Спать летит в дупло (Сова) Всех перелетных птиц черней, (Слайд 5) Чистит пашню от червей, Целый день по полю вскачь,

А зовётся птица… (Грач)

2 задание «Накорми птиц» Воспитатель: В коробочке находится различный корм для птиц: пшено, семечки, крошки, ягоды рябины. Вам необходимо выбрать подходящий для каждой птицы.

(Воспитатель показывает детям картинку: воробья, синицы, голубя, снегиря, а дети выбирают корм (объясняют, что выбрали и почему).

Читайте также:  Игровая экологическая программа для начальной школы, 2-4 класс

Подвижная игра «Совушка»
А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Совушка». Гнездо для «совушки» обозначим кружком. Вы, дети, будете изображать бабочек, жуков.

По сигналу «День!» нужно разбежаться, взмахивая руками, как крыльями. По сигналу «Ночь!» из гнезда вылетает «совушка», а остальные замирают на месте.

Того, кто пошевелится, поймает «совушка» и отведёт к себе в гнездо. Главное, ребята, не попадайтесь сове.

3 задание «Рассели по домам» Воспитатель: Вам, ребята, будут предложены различные дома птиц. Необходимо расселить каждую птицу в свой домик – гнездо. (Дети выбирают соответствующие изображения гнёзд к предложенным картинкам птиц: Скворечник – скворец Гнездо для грачей – грач Гнездо из веток – ворона, сорока

Ласточкино гнездо — ласточка)

4 задание «Бывает так или нет?» Воспитатель: А сейчас мы проведём разминку. Вам будут предложены вопросы, на которые надо будет ответить одним словом «да» или «нет». Бывает так, что сова улетает в теплые края? (нет) Бывает так, что кукушка заботится и ухаживает за своими птенцами? (нет) Бывает так, что птицы делают запасы на зиму? (Да)

Дятел – желуди, грецкие орехи.

Бывает так, что снегири прилетают весной из теплых краёв? (Нет) Бывает так, что на дворе мороз, зима, а в гнезде – маленькие птенчики? (Бывает, клёст) Бывает так, что ворона зарывается в снег, чтобы спать? (Нет) В холодные ночи тетерева зарываются под снегом. Несколько дней своего убежища не покидает.

Воспитатель: Молодцы, ребята, быстро и легко справились с этим заданием. Игра «Птицы, будьте внимательны» Воспитатель: А теперь, ребята, поиграем в другую игру, которая называется «Птицы, будьте внимательны».

Я буду называть только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой — дайте мне знать, надо молчать и остановиться, а если я называю только птиц, то можно полетать. Прилетели птицы, Голуби, синицы, Воробья, стрижи.

(Летают) Прилетели птицы, голуби, синицы, Мухи и стрижи! (Молчат, останавливаются) — Что, неправильно? А мухи кто? Прилетели птицы, Голуби, синицы, Галки и стрижи, Аисты, кукушки, Лебеди и утки

И спасибо шутке.

5 задание «Узнай птицу» Воспитатель: В следующем задании надо узнать птицу по части её тела. (Дети отгадывают птиц по изображениям, представленным в слайд — шоу) Чей клюв? (Клёста) (Слайд 6) Чья грудка? (Синицы) (Слайд 7)

Чей хвост? (Ласточки) (Слайд 8)

Чье крыло? (Попугая) (Слайд 9) Чья нога? (Цапли) (Слайд 10)

Чья голова? (Снегиря) (Слайд 11)

Гимнастика для глаз. Воспитатель: Чтобы наши глаза немного отдохнули, сделаем гимнастику для глаз. (Дети выполняют гимнастику под слова стихотворения, опираясь на зрительный ориентир – «птичку») Птичка-невеличка Прилетела к нам: Птичка-невеличка Полетела влево, 4-5раз

Полетела вправо.

Птичка-невеличка Полетела дальше: Полетела вверх, 4-5раз

Полетела вниз.

А потом по кругу Птичка-невеличка Полетела вправо А потом наверх, Полетела влево

А потом и вниз.

Птичка-невеличка Прилетело близко Птичка невеличка 4-5раз

Улетела вдаль.

6 задание «Правила поведения на природе» Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как надо вести себя на природе, чтобы не причинить вред нашим друзьям – птицам? (Ответы детей.) Не подходи близко к гнёздам птиц.

По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если оказались около гнезда, не прикасайтесь к нему, сразу же уходите. Иначе птицы – родители могут навсегда покинуть гнёзда. Не разоряйте птичьих гнёзд.

Если у вас есть собака, не пускайте её одну гулять в лес или в парк весной. Она может поймать птенцов.

Не лови здоровых птиц и не уноси их домой.

Подведение итогов. Анализ занятия. Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей) А что мы делали? (Ответы детей) Почему мы называем птиц нашими друзьями? Каких птиц вы знаете? На какие группы они делятся? (Ответы детей) Что больше всего понравилось? (Ответы детей) Ребята, сегодня мы провели викторину.

Узнали много интересного, полезного. Все были активные, старательные, болели за свои команды. Но в честной борьбе победила команда … Поприветствуем команду – победительницу и вручаем им достойные призы. Также вручим поощрительные призы второй команде.

Ребята, хоть и жаль, что мы не можем летать, но зато сможем сохранить наших птиц и сделать их жизнь счастливой.

Теперь мы будем беречь птиц, ценить всё живое на земле.

Источник: http://vospitateljam.ru/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-po-obrazovatelnoj-oblasti-poznavatelnoe-razvitie-s-detmi-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppy-na-temu-pticy-nashi-druzya/

Портал педагога | Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ «Перелетные птицы»

Сивова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР — д/с №21
Населённый пункт: г. Балашиха, микр.

Павлино
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ «Перелетные птицы»
03.10.

2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Секция №5 Педагогические работники дошкольных образовательных организа- ций

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием

ИКТ «Перелетные птицы»

Сивова Светлана Ивановна Воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с №21 Цель: Пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы». Задачи: 1. Уточнение и расширение представлений о перелётных пти- цах. 2. Учить разгадывать кроссворд, ребусы. 3. Дать сведения о видах перелета, о видах гнёзд и их размеще- нии. 4.

Учить детей отвечать полным ответом, словообразованию, об- разовывать слова из разрозненных слогов и читать их. Материалы и оборудование: презентация занятия. Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В.

Жуковского «Жаворонок», беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображе- нием перелётных птиц. Ход занятия: 1

Организационный момент:

— Ребята, утром ко мне ко мне в окно постучался голубь и принес письмо. Давайте мы его сейчас откроем и посмотрим, что в нём. А в нём – загадка. Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла … (Весна) — О каком времени года говорится в письме? (В письме говорится о весне). Правильно, о весне. (Слайд №1) (Весна) — Я для вас приготовила кроссворд с загадками. Давайте попробуем его разгадать. (Слайд №2) 2 (Кроссворд) 1. Кто над окном, под нашей крышей Маленький слепил домишко. На лету хватает мошек, Предсказать погоду может. (Ласточка) 2. На кормушку возле нашей форточки Села удивительная птица: В чёрной шапочке и желтой кофточке. Птица называется… (Синица) 3. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тюкнет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. (Цапля) 4. Вместе с этой черной птицей 3 К нам весна в окно стучится. Огороду, полю — врач, Кто по пашне скачет? (Грач) 5. Кто два раза родится: В первый раз гладкий, Во второй раз мягкий? (Птица) После разгадывания кроссворда, дети читают ключевое слово «ПТИЦА» и определяют тему занятия. (Слайд №3) (Перелетные птицы) В природе существует большое разнообразии птиц. – А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Слайд №4) 4 (Стая) (Вереница) (Клин) 5 (Одиночный перелет) Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насеко- моядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти пти- цы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Рань- ше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водо- плавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

Физкультминутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает» (Звучит аудиозапись «Голоса птиц») Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бега- ют и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Игра «Определи, чьё гнездо?»

(Слайд №5) 6 (Игра «Определи, чье гнездо?») — А ещё я для вас приготовила ребус. Давайте мы с вами его разгада- ем и узнаем, кто из птиц первым прилетает к нам весной. (Слайд №6) (Ребус «ГРАЧ») — Правильно, ребята, это – грач. (Слайд №7) 7 (Грач) Посмотрите на изображение. Грач – большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева. — Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону) — Чем питается грач весной? (Грач питается червяками, жуками, личинками) — Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева) — Если вернулись грачи – жди схода снегов. К дружной весне грачи не задерживаются в пути, спешат к своим гнёздам. Ну а если грачей не видать, то и весна не спешит теплом порадовать. Заранее извещают грачи и о дне грядущем. Об улучшении погоды, прибавке тепла и солнца можно узнать по их весёлому гомону, играм. К похолоданию, студёному ветру, дождю, снегу, белоклювые чёрные птицы начинают волноваться: подни- мутся в воздух целой ватагой и давай кружиться с тревожным граем над гнёздами. Затем спикируют на деревья и снова ввысь… 8

— Игра «У кого кто?»

У грача – грачонок, грачата. У соловья – соловьёнок, соловьята. У аиста – аистёнок, аистята. У скворца – скворчонок, скворчата. У журавля – журавлёнок, журавлята. У чижа – чижонок, чижата. У лебедя – лебедёнок, лебедята. У утки – утёнок, утята. У дрозда – дроздёнок, дроздята.

— Игра «Кто на дереве живёт?»

(Слайд №8) (Игра «Кто на дереве живет») — На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочи- таете слоги и поменяете их местами.

— Итог занятия.

9

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11554

Конспекты занятии для детей

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

 3. Упражнять детей:

 — в образовании сложных прилагательных;

 — в составлении сложноподчиненных предложений.

 4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!

 Тучи без конца,

 Дождик так и льется,

 Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

 Мокнет под окном;

 Смотрит деревушка

 Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

 Еще просит сердце

 Света и тепла.

— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

— Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

 — А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

 — Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

 — Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда

 Для птенцов не вьет гнезда.

 /Кукушка/

— Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

 Из комочков глины.

 Для птенчиков стелю на дно

 Пуховую перину.

 /Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:

 Он живет на крыше дома —

 Длинноногий, длинноносый,

 Длинношеий, безголосый.

 Он летает на охоту

 за лягушками к болоту.

 /Аист/ /аудиозапись/

— Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

 Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв.

Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Читайте также:  Выпускной в 1 классе. сценарий с конкурсами

Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

 — Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

 — У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

 — Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

 — А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

 Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,

 Десять птичек – стайка,

 Эта птичка – воробей,

 Эта птичка – совушка,

 Сонная головушка.

 Эта птичка – свиристель,

 Эта птичка – коростель,

 Эта птичка – скворушка,

 Серенькое перышко.

 Эта – зяблик,

 Эта – стриж,

 Эта – развеселый чиж.

 Ну а эта – злой орлан,

 Птички, птички, по домам.

 /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

 У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

 У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

 Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

 У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

 У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

 Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

 Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

 Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

 Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

 — О каких новых перелетных птицах вы узнали?

 — Что интересного мы узнали о кукушке?

 — Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

 — Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/zanyatiya/konspekt-zanyatiya-na-temu-pereletnye-pticy-v-podgotovitelnoj-gruppe/

Перелетные птицы: как интересно рассказать детям о птицах?

Окружающий мир уникален, есть жизнь не только на земле, но и в воде, и даже в воздухе. Современный ребенок, который вырос в урбанизированном обществе и достиг старшего дошкольного возраста, должен знать не только предметы, окружающие его, но и живую природу родного края.

Перелетные птицы – кто они?

Сложно рассказать ребенку о том, чего он сам не видел. Именно поэтому стоит тщательно подготовиться к рассказу о перелетных птицах. Прежде всего, необходимо найти тематические картинки с изображением не только перелетных птиц, но и зимующих, поискать в интернете звуки, которые они издают, их пение. 

Скачать

Демонстрационный материал

Перелетные птицы

Скачать

Демонстрационный материал

Зимующие птицы

Скачать

Подборка качественных фото птиц

Попробуйте на одном ватмане собрать представителей перелетных птиц, а на другом — зимующих, только каждое изображение должно быть подписано.

Например, к перелетным птицам можно отнести:

  • зяблика,
  • трясогузку,
  • певчего дрозда,
  • горихвостку,
  • пеночку-теньковку,
  • ласточку,
  • лесного конька,
  • малиновку,
  • чибиса,
  • жаворонка,
  • иволгу.

А к зимующим:

  • воробьев,
  • ворон,
  • синиц,
  • снегирей,
  • голубей,
  • сов,
  • дятлов,
  • сорок.

Так, ребенок не только пополнит словарный запас новыми названиями птиц, но и образами.

Для закрепления знаний, можно сделать дополнительный ватман с изображениями пернатых, где и перелетные и зимующие птицы будут вместе. После того, как малыш познакомится со всеми птицами, пусть он сам расскажет, где какая птица, и как она называется.

Проводите беседу в виде диалога. Например, спросите: «Синица перелетная птица или нет? Где и когда ты видел эту птицу?» Вспомните вместе, каких птиц видели раньше, и почему некоторых тяжело увидеть днем.

Летят перелетные птицы…

Интересно будет детям узнать и причины отлета птиц.

Расскажите о том, что птицы, которые живут в поле, на болотах и водоемах, улетают на зимовку, потому что водоемы замерзают, и они не могут пропитаться, ведь лягушек и рыбы им не достать, также и в поле все грызуны прячутся глубоко в норы. Пернатые, что живут в лесу, зимой больше не могут найти насекомых, которые в студеную пору впадают в глубокий сон или умирают.

Расскажите ребенку интересные факты о птицах. Например, о том, что птицы летят в дальние страны на зимовку в виде фигур:

  • прямым фронтом,
  • скученной стаей,
  • косяком,
  • клином.

Полет клином или другой фигурой имеет причину. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Рассекая воздух и создавая мощный поток воздуха, лидер группы помогает слабым в полете, также он показывает дорогу.

Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы окончательно не выбиться из сил и не свернуть с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие. Не поленитесь и покажите картинки полета птиц, а затем видео. Малышу понравится проводить логические цепочки и впитывать новые знания.

Летящие птицы — видео

Ребенку постарше можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид птиц по-разному ведет себя перед полетом.

Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более красноречив, чем представители СМИ. С его помощью птица знает, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Не только птица готовится, но и ее организм. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.

Где живут перелетные птицы?

Не забудьте рассказать ребенку о том, где живут птицы. Скворечники, гнезда из веточек на деревьях, из глины и веточек под крышами жилых домов, а также клетки – все это квартиры пернатых. На улице легко увидеть эти домики и показать наглядно ребенку. Юному натуралисту будет интересно не только увидеть, но и самому сделать скворечник.

Есть возможность отметить вместе с детьми Всемирный день перелетных птиц, который проходит 8-9 мая. Устройте пикник на природе, возьмите с собой заготовленные скворечники и повесьте их на деревья.

Расскажите, какие птицы могут выбрать этот домик для себя и своих птенцов. Среди них могут быть не только скворцы, но и воробьи, синицы, птицы, которым по размеру подойдет дом.

В следующий раз, когда вы вместе навестите это место, там уже будут слышны голоса птиц.

Книги о птицах

Сейчас можно найти множество книг со сказками, стихами, загадками о перелетных птицах.

Вот небольшой перечень детских писателей, поэтов, которые писали о летунах:

  • Михаил Пришвин,
  • Корней Чуковский,
  • Виталий Бианки,
  • Дмитрий Кедрин,
  • Апполон Майков,
  • Борис Пастернак,
  • Иван Тургенев.

Ребенку будет интересно послушать интересные стихи и рассказы о птицах. Выучите какое-нибудь стихотворение вместе с ребенком. Это поможет ему не только улучшить память, но и надолго запомнить ваш рассказ.

Почему перелетные птицы возвращаются?

Ответьте более широко на вопрос ребенка, почему после зимовки пернатые возвращаются на родину. Ведь ответ, в самом деле, прост: в теплых странах не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство.

Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы птиц.

Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.

Заинтересовав ребенка, можно посеять семя любознательности и пытливости, что, несомненно, поможет крохе учиться на отлично и узнавать каждый день что-то новое.

Шишкина Школа. Природоведение. Урок 39. Перелётные птицы — видео

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6946-pereletnye-ptitsy-kak-interesno-rasskazat-detjam-o-ptitsah.html

Планирование «Перелетные птицы осенью»

Наименование ОУ

МБДОУ №266

ФИО автора

Файл материала

перелетные птицы план.docx

Рейтинг

Оценить

3 Голоса

Описание материала

Календарно-тематическое планирование по теме: «Перелетные птицы осенью».

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Б»

Тема: В детский сад к нам тили-дили музыканты приходили! («Перелетные птицы»)

Цель: обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков, развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц осенью. Развивать связную речь и умение строить причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к природе.

Итоговое мероприятие: Викторина « Птицы-наши друзья» 07.10.2016. Ответственные за мероприятие: Воспитатели, дети, родители.

День

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

Понедельник 03.10.2016

Первая половина дня

Прием детей в группу.

Утренняя гимнастика комплекс №12.

Беседа о птицах Ц: закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.

Д/И «Перелётные птицы».

Беседа «Наши эмоции и чувства».

Д/И «Один или несколько» Ц: складывание целого из частей. Алиса, Амир, Данил, Артем.

Работа по формированию КГН:

Заучивание скороговорки «Чаще мойся воды не бойся». Работа по воспитанию культуры поведения за столом, побуждать выполнять элементарные правила поведения за столом.

Внести в группу альбом «Перелетные птицы». Активизировать внимание детей на предстоящую тему.

Настольно-печатные игры «Домино», «Лото». Рисование с помощью трафаретов «Птицы». Ц: развитие моторики рук. Дежурство в природном уголке.

Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

Порекомендовать родителям: совместно с детьми составить рассказ «Почему птицы улетают в теплые края?»

НОД

1. Познавательно-исследовательская деятельность. ФЦКМ. «Перелётные птицы». Скоролупова с.47. Ц: обобщить знания детей о перелетных птицах на основе выделения их существенных признаков, воспитать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

2. Двигательная деятельность.

3. Продуктивная деятельность (аппликация). Лебедь по образцу.

Прогулка

Наблюдение за птицами. Спросить, видели ли ребята кого-нибудь из перелетных птиц? Рассказать, что первыми прилетают грачи, которые на полях собирают личинки насекомых и червяков.

П /и«Кот на крыше». Ц: развитие ловкости быстроты движений, учиться прыгать на двух ногах.

Прыжки на двух ногах с места Кирилл, Соня Т.Цель:развитие движений:

Экспериментально-опытническая деятельность, сравнить стену детского сада в тени и на солнечной стороне. Ц: учить делать вывод о солнечном тепле в ходе опыта.

Трудовая деятельность: подметание дорожек, кормление птиц.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Следующая статьяОткрытое занятие по экологии «В гостях у солнышка» Предыдущая статьяКонспект занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию «Спешите делать добро»

Также вас может заинтересовать

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем).

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhajuschij-mir/219125-planirovanie-pereletnye-pticy-osenju.html

Ссылка на основную публикацию