Борисов «имя существительное» читать

Части речи от Татьяны Рик

Очень много фото!

Именно так выглядит ассортимент большинства интернет-магазинов на данный момент. Но у меня картинка другая:

С книгами Татьяны Рик знакома я давным-давно. Во времена первой покупки («Здравствуйте, Имя существительное!») листала и других собратьев, но выбрала только её одну: причина была банальная, финансовая, а Существительное покупала, так как это первая книга. Долго-долго мне другие были не нужны.

Прокатилась ещё волна переизданий; решила прихватить «Деепричастие» — и тут настал момент, когда захотелось ВСЕ! Следующей появилось Имя прилагательное, «откопанное» в букинистическом магазинчике, слегка разрисованное. Дальше всё банально: покупала по мере выхода у издательства «Вако».

Коллекция собрана, хоть и «разношёрстная».

Итак, об изданиях разных лет.

Мои любимцы — от издательства «Самовар», выпущенные в 90-ые, одна книга у меня 1994 («Доброе утро, Имя прилагательное!»), другая — 1997 («Здравствуйте, Имя существительное!» ). Переплёт, офсет, рисунки, шрифт — нравится всё.

«Как дела, Деепричастие?» от «Априори-Пресс» 2007 года — симпатичный титульный лист, переплёт, НО!!! мелкий шрифт .

Нынешняя волна переизданий от «Вако» — шрифт вновь хороший, а вот переплёт — интегральный. Не очень я его люблю. «Наречие» открывалось уже многократно — «разработалось», а вот «Глагол» и «Причастие» категорически не хотели фотографироваться).

Меняется год издания — меняется и автор книг:

Теперь о главном — о содержании.

Сведения о частях речи дублируют школьную программу, изредка углубляя и расширяя её. Крайне изредка. Основное отличие от школьных учебников — манера подачи материала, группировка всех сведений о части речи ( от курса начальной школы по 7 класс) в одной книге.

Это не так-то и мало. Сухие научные сведения из школьных учебников и воспринимаются сухими научными сведениями, а здесь — жизнь и приключения, яркие, захватывающие. И таблички весёленькие, и схемки, похожие на собственные рисунки. Думаю, что многим придётся по душе.

У меня одно большое НО… все эти тётушки-дядюшки, кактусы-когдатусы, межгалактические полицейские и агент итальянской мафии Хулиганино Разворотти, с радостью воспринимаемые в начальной школе да и в 5 классе тоже, будут ли восприняты учениками 6-7 классов? А ведь большинство сведений как раз для них.

Моё резюме.

Для детей с «лингвистическим уклоном» — крайне полезная вещь! Такие дети рано усваивают многие вещи из грамматики нашего языка, участвуют в олимпиадах, конкурсах и т.п.

Для детей, находящихся на семейном обучении, экстернате, самообразовании (а таких с каждым годом становится всё больше) — безусловно, нужные книги; учебник без объяснений учителя или родителя часто — тёмный лес, а вот такие весёлые учебники помогут разобраться и усвоить.

Для родителей, стремящихся всячески помочь своему ребёнку преодолеть дебри русской грамматики, — интересные книги.

Сама Татьяна Рик кроме детей и родителей адресует свои книги «учителям начальных классов и словесникам».

История начинается просто.

Целый сентябрь болеет учительница 6 «б» класса Светлана Даниловна. Юлька Апельсинкина, её ученица, вместе с младшим братом Женькой, первоклассником, и сестрёнкой Катюшкой (3 класс) приходят проведать заболевшего педагога.

А это и не учитель вовсе, а фея! Вместе с феей и отправляются ребята в путешествие по стране Речь. Весь материал расположен по мере нарастания сложности, поэтому сведения для 6-7 классников всё время идут с заголовком «Юлька»(она же самая старшая).

Каждая книга завершается морфологическим разбором части речи.

Имя существительное — дедушка. Его дочь, художница — Имя прилагательное. Её муж — дядюшка Глагол. Их сынишка — Причастие. У брата-близнеца Глагола есть жена Наречие, как вы понимаете, их сын — Деепричастие .

Татьяна Рик о своих книгах: «…мои учебники одновременно являются грамматическими сказками с выстроенной сюжетной линией».

Постаралась сфотографировать разные моменты, чтобы вы имели представление о характере рисунков, подаче сложных грамматических сведений, информации по орфографии и пунктуации (без неё не обойтись при изучении причастия, деепричастия, наречия), несколько схем и таблиц тоже в кадр попали. Конечно же, содержание. Ну не могу я дозировать фотографии((( «ужасно много»…

Покажу в порядке развития всех действий-приключений, хотя даже если купить и какую-то одну, всё будет понятно.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3149303

Стихи про существительное

Существительных в природеПри любой найдёшь погоде.Кто? и Что? – вопрос задай

И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,Это кошка, это мышка.Всё так просто и понятно,Увлекательно, занятно.На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

Анишина Н.

*****

Очень впечатлительноеИмя существительное.Убедят его легко

Два вопроса: кто? и что?

Обозначит все предметы:Кто? ворона, что? кометы,Кто? зайчонок, что? гроза,

Книга, речка, стрекоза.

Так предметы называй,
По вопросам узнавай.

Кравченко Елена

*****

Знаю я теперь отныне —Есть одно такое имя —Назовет любой предметИ на все нам даст ответ.Это главная часть речи,Обозначает все на свете,Без нее никак нельзя.

Существительным ура!

*****

Школа, дом, трава, земля.Любой предмет обозначаю я.Кто? Учитель, врач, сосед.Что? Диван, велосипед.Бываю разного я рода:Тротуар, окно, природа.Изменяюсь по числам, по падежам.Спешу я в гости к ученикам.Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я существительное.

Жуковская Екатерина

*****

Внезапно встретилось с «поэтом», Название даю предметам.Имею род, число, падеж —И видишь ты меня везде ж!Имею склонность я к предметамИ не жалею ведь об этом:Где Я живу — стоит мой ДОМ,Своим доволен ЭТАЖОМ,ДЕРЕВЬЕВ много во ДВОРЕИ есть гулять где ДЕТВОРЕ.

Отсюда в ШКОЛУ Я пошёл,ДРУЗЕЙ по ВОЗРАСУ нашёл,Мы бегали по ЭТАЖАМ, Не подчиняясь ПАДЕЖАМ,Большое было нас ЧИСЛО,С ДРУЗЬЯМИ всем нам повезло:Кто был «РАЗБОЙНИК», кто «КАЗАК»,В ИГРЕ общались МЫ без ДРАК,Нас принимал тогда КАТОК,Но вот промчался ДЕТСТВА СРОК…МЫ стали ВЗРОСЛЫМИ теперь.

Не обошлось и без ПОТЕРЬ!!!О СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ пишу,

ВАС не забыть о том прошу!

Талызин Владимир

*****

Всё что существует, оно обозначает,На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.А чтоб не обижался весь честной народ,Оно всегда имеет и число, и род.У него к тому же три склоненья есть,Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное)

*****

Песенка про существительное

Вещи, люди и цветы,Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,Уши, ноги и хвосты,

Булки, яблоки, котлеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,И отвёртки, и болты,

Звёзды, облака, кометы

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,Пальмы, ёлки и кусты,

Мухоморы и конфеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,Куклы и снеговики,

И компьютер, и дискеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мухи, комары, сверчки,Мотыльки и светлячки,

Книжки, письма и газеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Да, давно сказать пора:Доктора и повара,

Журналисты и поэты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Все младенцы, и банкиры,Лётчики и пассажиры,Дяди Коли, тёти Светы

(И они у нас

ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

Рик Т.

Источник: http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-sushhestvitelnoe/

Читать

В каждом – малом, большом ли – селении есть некий «набор» лиц, без которых трудно, а может, даже и вовсе невозможно представить себе само существование селения. Без них оно утратило бы свою физиономию, свой характер, больше – свою душу.

Уход из жизни села или деревни одного такого лица непременным образом должен быть восполнен другой столь же колоритной фигурой. Лишь в этом случае сохранится прежняя гармония. Иначе селение поскучнеет, увянет, слиняют его краски.

Словом, все почувствуют тотчас же, что, хоть все как будто остается на месте, чего-то очень важного, очень существенного не хватает.

Мне захотелось рассказать о таких людях одного села и уже в самом начале предупредить читателя, что никакой повести в обычном ее смысле у меня не будет, ибо настоящая повесть предполагает непременный сюжет и сквозное действие, по крайней мере, основных ее героев. Ни того, ни другого в этой книге не будет. Не будет и главного персонажа, как полагалось бы в традиционной повести. Все мои герои в порядке живой, что ли, очереди побывают в роли главного и второстепенного.

Капля – это вовсе не капля, а прозвище восьмидесятилетнего старика. Настоящее имя его – Кузьма Никифорович Удальцов.

Почему же «Капля»?

А потом выясним. Теперь же попытаемся обрисовать его внешность: мал ростом от природы, выглядит сейчас Капля сущим ребенком, потому как долгая и, скажем прямо, не шибко сладкая жизнь пригнула его чуть ли не до самой земли.

И теперь, чтобы признать встретившегося ему человека и обмолвиться с ним словцом-другим, Капле приходится на какой-то особый манер выворачивать шею и глядеть снизу вверх черными, маленькими в прищуре, близорукими глазами.

– Никак, это ты, шабер? – спрашивает он частенько Серьгу Волгушева, своего соседа, с которым дружили с детства, вместе пошли на службу, вместе воевали в первую германскую, вместе оставили позиции при удобном случае, вместе пошли потом на Гражданскую, в один день ранены, лечились в одном и том же госпитале и в один и тот же день вернулись домой, в родимые свои Выселки, где их ожидали жены с большими выводками детей и вполне порушенное хозяйство.

Капля торопился домой с особым нетерпением. Ему хотелось поскорее глянуть на Бухара, одногорбого верблюда, которого купил в Заволжье перед самым уходом на Гражданскую.

До этого у Капли была гнедая кобылка Маруська – необычайно выносливая в работе, неприхотливая, при любых кормах державшаяся в теле, всегда округлая, плотная.

Водился, однако, за Маруськой грешок – она кусалась, во что, впрочем, долго не мог поверить хозяин. Пожалуется ему жена или кто из детей, Капля только самодовольно ухмыльнется:

– Почему же Маруська меня не кусает?

– Погоди, укусит и тебя.

Слова жены оказались пророческими.

Как-то за полночь Капля возвращался домой. Перед тем как войти в избу, он, по обыкновению, приблизился к Маруське и начал ласково хлопать ее по крупу, потом вознамерился было поцеловать лошадь в ее мягкие, бархатные губы.

Был Капля под сильным хмельком и, похоже, не знал, что его Маруська, не в пример покорной и безропотной жене, терпеть не могла сивушного духа.

Едва Капля приблизил к ее морде свои вытянутые, бормочущие что-то ласковое губы, Маруська зверски оскалилась, сверкнула злым, огненным оком и больно укусила хозяину плечо.

Капля взвыл, озверел в свою очередь, выдернул из плетня кол – откуда только силы взялись?! – и принялся гонять лошадь по двору. Гонял до тех пор, пока вконец не выбился из сил. А наутро, пряча глаза от жены и детей и чувствуя на себе их насмешливые взоры, поскорее оделся, вышел на подворье, запряг Маруську и куда-то уехал.

Вернулся лишь через две недели. В сани была впряжена не Маруська, а такая уродина, что при виде ее собаки из всех подворотен подняли неистовый суматошный лай, а женщины, вышедшие по воду, на всякий случай, осеняли себя крестным знамением, испуганно шептали: «Господи, прости мя, грешную».

Страшным существом этим оказался одногорбый, с непомерно длинными ногами верблюд.

Читайте также:  Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Оно, это существо, обладало столь же длинной шеей, на которой покоилась маленькая морда, непрерывно изрыгающая слюну и какие-то непонятные ругательства, так что ни жена, ни дети Каплины несколько дней не выходили во двор, боясь страшного зверя.

Зато донельзя был доволен своей покупкой сам Капля. Он глядел на эту живую колокольню снизу вверх и радовался.

– Бухар, ложись! – приказывал Капля верблюду, и тот хоть и не вдруг, но все же ложился. Кричал, плевался, корчил отвратительные рожи, но хозяина слушался.

У Бухара была совершенно феноменальная рысь – ни один жеребец во всем уезде не мог соперничать с ним.

– Из-за него, проклятого, я и не стал генералом, – признался однажды Капля.

– Как же это?

– А вот так: не стал, и все. Гришка Ляхин стал, а я нет. И все из-за него, верблюда…

После настойчивых просьб Капля рассказал наконец, как это случилось.

По окончании Гражданской войны, вскоре после Перекопского штурма, Каплю вызвал командир полка и предложил поехать в Москву учиться на красного командира. Четырехклассное образование – по тому времени дело нешуточное, а у Капли оно было, да еще у одного из их роты – у Гришки Ляхина.

К тому же оба оказались бойцами смекалистыми, храбрыми. Гришка сразу согласился, а Капля наотрез отказался: вспомнил, что в Выселках его ждет Бухар, и отказался.

Гришка Ляхин в конце концов дослужился до генерала, а Кузьма Никофорович Удальцов, которому, казалось, по всему быть бы военачальником, даже утратил собственное свое имя и стал Каплей.

– Вот она, частная собственность, ни дна бы ей ни покрышки, как подвела меня! – самокритично рассуждает Капля, который с этой самой частной собственностью расстался один из первых в Выселках. В тридцатом году, как только организовался колхоз, скрепя сердце отвел своего старого Бухара на общественный двор, где тот вскорости и подох благополучно.

О Гражданской войне Капля любит рассказывать. Рассказывает с удовольствием, как только подвернется подходящий момент. А коли такой момент не приходил, все равно рассказывал: по всему видно было, что в ней, Гражданской, – лучшая страница в жизни Капли.

О первой германской Капля предпочел бы помалкивать – нельзя же дезертирство выдавать за подвиг, какими бы важными обстоятельствами оно ни вызвано.

Решение о дезертирстве у Капли созрело после одного немецкого артналета под Перемышлем, когда от их роты осталось не более двух десятков солдат.

Ночью, когда все вокруг угомонилось и только немецкие ракеты да трассирующие пули время от времени разрывали плотную и черную ткань неба, Капля покликал к себе Серьгу Волгушева и совершенно неожиданно спросил:

– Ты, Серьга, с какого года дурак?

– С восемьдесят второго, – не задумываясь, ответил тот.

– Ну и я, стало быть, с энтова… А как ты, Серьга, думаешь, не пора нам с тобой поумнеть?..

После той ночи рота недосчиталась еще двух активных штыков.

Однако отчего же Капля?

Прозвище это пришло к Кузьме Никифоровичу Удальцову в более поздние времена. И вот теперь-то мы расскажем все по порядку.

В первый год уже после Отечественной войны одному из председателей колхоза (раньше их считали: первый, второй, третий, а ныне и счет потеряли), – так вот, одному из них пришла в голову совершенно удивительная мысль: назначить лучшего полевода артели, Кузьму Никифоровича Удальцова, колхозным пасечником, так как прежний обленился настолько, что даже мед перестал есть. Пасека составилась еще в тридцатом году из снесенных в одно место кулацких колод по тому же принципу, по которому образовался тогда массив колхозных амбаров, – с той лишь разницей, что кладовщика или сторожа для амбаров подобрать было куда легче, чем пчеловода.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=128209&p=1

Ответы@Mail.Ru: Что я знаю об имени существительном? подготовить сообщение!!!

Имя существи́тельное (существительное) — знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения [1] и именной части сказуемого.

В русском языке — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» /«что?» . Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани) , лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек) , веществ (крупа, мука, сахар, сливки) , живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб) , фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость) , географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия) , а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня) . Постоянные признаки имени существительного Нарицательность (Имя нарицательное или имя собственное) Одушевлённость Разряд (конкретное, вещественное, абстрактное, собирательное) Склонение Род

существительное- часть речи. Существительные имеют, род, падеж, число. Оно не заменимо в речи и имеет большое значение в русском языке

напиши чем оно евляеться в предложении на какие вопросы отвечает и т. п.

Имя существи́тельное (существительное) — знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения [1] и именной части сказуемого.

В русском языке — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» /«что?» . Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани) , лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек) , веществ (крупа, мука, сахар, сливки) , живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб) , фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость) , географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия) , а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня) . Постоянные признаки имени существительного Нарицательность (Имя нарицательное или имя собственное) Одушевлённость Разряд (конкретное, вещественное, абстрактное, собирательное) Склонение Род

Имя существи́тельное (существительное) — знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения [1] и именной части сказуемого.

В русском языке — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» /«что?» . Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани) , лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек) , веществ (крупа, мука, сахар, сливки) , живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб) , фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость) , географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия) , а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня) . Постоянные признаки имени существительного Нарицательность (Имя нарицательное или имя собственное) Одушевлённость Разряд (конкретное, вещественное, абстрактное, собирательное) Склонение Род

Существительное — это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопрос «КТО? » или «ЧТО? » и обозначающая предмет.

В предложении существительное может быть подлежащим (Солнце светит), сказуемым (Москва — столица нашей Родины), дополнением (Радоваться солнцу), несогласованным определением (Куст сирени — можно заменить Сиреневый куст), а также приложением (Иван-царевич) или обстоятельством (Выйти из комнаты, Пойти в лес).

фффффффффффффффффффффффффффффффффффффууууууууууууууууууууууууууууууууууууу

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа.

Имена существительные бывают: собственными (Москва, Русь, «Спутник») и нарицательными (страна, мечта, ночь), одушевлёнными (конь, лось, брат) и неодушевлён­ными (стол, поле, дача). Имена существительные относятся к мужскому (друг, юноша, олень), женскому (подруга, трава, сушь) и средне­му (окно, море, поле) роду.

Имена существительные изменяются по падежам и числам, то есть склоняются. Имя существи́тельное (или просто существительное) — самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения [1] и именной части сказуемого.

Существительное — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или лицо и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства .

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребёнок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки, кислота), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука, бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня). У имён существительных выделяются три склонения (тётя, дядя, Мария — I склонение; конь, ущелье, гений — II склонение; мать, ночь, тишь — III склонение).

многоооооооооооооооооооооо!

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/67918225

Алексеев Михаил Николаевич — Хлеб — имя существительное

Кончив занятия, они уходили домой всегда вместе. Он брал ее под руку и шел, чуть меньше ее ростом, и у нее были грустные глаза.

Об этом можно было догадаться по ее опущенным плечам, по тому еще, что она не оглядывалась вокруг, словно бы ее ничто не занимало.

Было до слез обидно, что эта красивая, умная женщина была женою какого-то противного сухаря, который, кроме своих пробирок и колб, наверное, и знать-то ничего не хочет.

С приходом в нашу школу Анны Петровны я не пропускал ни единого дня, хотя до этого был далеко не самым дисциплинированным учеником.

Вот она входит в класс, высокая, уверенная в себе, и класс – то есть и ученики, и стены, и окна, и потолок, и даже доска, тщательно протертая мокрой тряпкой специально к ее приходу, – светлеет.

Она улыбается широко и одновременно всем.

Впрочем, мне-то кажется, что улыбка ее по большей части предназначена для меня, и оттого мне бывало и радостно, и тревожно, я краснел, от великого смущения на глазах моих появлялись слезы.

В воображении своем я совершал Бог знает какие подвиги, спасая Анну Петровну от воображаемых врагов, и знал наверное, что мог бы совершить эти подвиги и на самом деде.

Мне иногда хотелось даже, чтоб на Анну Петровну напали хулиганы, а я бы бросился на выручку и измолотил бы их до смерти. Правда, я не очень ясно представлял себе, как мне все это удастся, но суть не в том.

Главное – я с нетерпением влюбленного ждал случая, который дал бы мне возможность выручить Анну Петровну в трудную для нее минуту, в чем-то помочь ей.

Читайте также:  Новогодние поделки из природного материала

И однажды, как мне показалось, такой случай явился.

Начались выпускные экзамены. В классе важно восседали представители районо, дирекции, сельского Совета и правления колхоза. Представителем Советской власти, то есть сельсовета, был Акимушка Акимов, вечный депутат, как его звали в Выселках.

Волосы на его большой голове свалялись – свой малахай Акимушка не снимал нигде и ни при какой погоде.

Должно быть, сейчас снял впервые, комкал его в огромных руках, которые, чувствовалось, не знал, куда деть: такими лишними и неуместными показались они кузнецу здесь, в этом чистом и светлом классе.

Нам предстояло написать контрольный диктант, очень важный и ответственный при всех экзаменах. Мы, понятно, волновались. Волновалась и Анна Петровна, хотя всеми силами старалась подавить это волнение. Она взяла текст и, прежде чем начать диктовать, долго ходила перед классом, успокаиваясь.

Потом стала читать.

Первое же предложение мне показалось знакомым. А после второго я окончательно уверился, что мы уже когда-то писали диктант по этому тексту. Должно быть, Анна Петровна забыла. Надо немедленно подсказать ей, напомнить, выручить…

И я закричал:

– Анна Петровна, мы уже писали это!..

И не успел еще погаснуть звук моего голоса, я понял, что совершил величайшую гадость, хуже – гнусное предательство. Я поднял голову и увидел, что весь класс смотрит на меня с крайним презрением. А сидевшая за одной со мной партой Марфуша – это ее все теперь зовут Журавушкой – заплакала и убежала от меня.

Директор школы подошел к побледневшей учительнице, отобрал у нее листок, взамен дал другой.

Диктант начался.

Но я уже не мог писать. Я вообще ничего не мог понять в ту страшную минуту.

Позже Анну Петровну куда-то перевели, а может, вообще отстранили от работы: как докажешь, что она по ошибке предложила ребятам знакомый текст?

Больше я не видел Анну Петровну вплоть до этого новогоднего вечера в сельском клубе. Где она была, что делала все эти годы?

Я так и не решился подойти и расспросить ее обо всем.

Что же все это значит? Почему самую большую обиду или самую большую боль мы, люди, чаще всего причиняем как раз тем, кого больше всего любим? Если это закономерность, то почему такая жестокая?

Впрочем, дед Капля, которому я в тот же вечер рассказал эту грустную историю, объяснил все очень просто:

– Любовь – это, сынок, такая штука… Человек от нее, любови этой самой, как слепой кутенок, неосторожный. Враз наделает всяких глупостей. Не с одним с тобой такое было.

От слов его мне, конечно, не стало легче.

Я грустно смотрю на деда Каплю, вспоминаю слова, сказанные им Самоньке, и тотчас же вижу их написанными на школьной доске стремительным и вместе с тем очень четким, чуть с наклоном в левую сторону почерком, какой чаще бывает у женщин: «Хлеб – имя существительное». Она стоит со спокойной и светлой своей улыбкой и просит учеников отыскать в этом предложении сказуемое. Всем почему-то кажется, что тут нет сказуемого. А сказуемое есть. Но почему я-то думаю обо всем этом?

– Дедушка, – спрашиваю я, – а Самонька что-нибудь пишет вам?

– Нет, голубок. Как уехал, так и молчок. Журавушке, кажись, строчит, а нам – ни-ни.

– Строчит, значит?

– Строчит.

– Ну а она?..

– Что – она?

– Тоже строчит?

Дед долго и с некоторым удивлением смотрит в мои глаза.

И, как бы вдруг поняв что-то, отвечает решительно:

– Ни-ни! Нужон он ей, такой шалопай!

От сердца маленько отлегло, а почему – не знаю.

О своем селе дед Капля говорит: «В коммунизм Выселки придут последними». Говорит вроде бы в шутку, а получается всерьез. Колхоз в Выселках отсталый по всем, что называется, показателям, хотя мог бы быть и передовым – также по всем показателям.

Природные условия так хороши, что лучше и не придумаешь: черноземные поля, заливные луга, река и пойма при ней для огородов – во всем районе таких нет. Может быть, нет таких и во всей области.

Почему же отстает? Отчего дела идут через пень колоду?

Источник: https://fanread.ru/book/7377639/?page=8

Проект по русскому языку»Это удивительное имя существительное»

МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа

  • .

— обобщить знания об имени существительном;

— развить знания об имени существительном из дополнительных источников;

— создать практическое пособие для младших школьников по данной части речи;

— привлечь внимание к языку.

Выполнил работу Борисов Владимир

4 «б» класс.

Руководитель Мараховская Т.В.

Гипотеза: имя существительное – самая представительная и удивительная часть речи.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, а на слух уже ловит мамины колыбельные песни, добрые слова бабушки.

И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг сдвинуть науку, технику. Впрочем, всю жизнь! Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык! А как русский язык интересен.

И если начинаешь изучать какую – либо проблему, то остановиться невозможно.

В родной школе я с интересом получаю знания о языке (из моего сочинения «Почему русский язык называют великим, богатым, могучим»).

Учите русский годы – к ряду,

С душой, с усердием, с умом! Борисов В.- победитель конкурса

Вас ждёт великая награда, сочинений о русском языке.

И та награда в нём самом!

ЯЗЫКОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ.

    • «Это удивительное имя существительное».

Отгадай загадку:

«Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. От меня образуются имена прилагательные. Я имею род, число, склонение, падеж. По наблюдениям учёных, я появилась в речи в числе самых первых слов».

Отгадка: Имя существительное.

  • «Признаки имени существительного».

Имя существительное – часть речи,

которая отвечает на вопрос кто? что?

и обозначает предмет.

«Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам!»

Кто? Слова по теме «Школа» Что?

(одушевлённые) (неодушевленные)

учитель учебник

ученики парта

директор класс

дежурный портфель

родитель библиотека

  • «Признаки имени существительного».
  • Род;
  • Число;
  • Падеж;
  • Склонение.

А также имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные

  • «Род имён существительных».

Имена существительные нельзя изменять по родам.

Женский род запомню я И запомню род мужской

И скажу «она моя». И опять скажу «он мой».

(она моя) (он мой)

Средний род «оно моё»

Это правило твоё.

(оно моё)

Помни: в русском языке есть имена существительные при определении рода, которых надо обращаться к словарю.

Средний род: Мужской род: Женский род:

Такси Кофе Мозоль

Метро Кенгуру Колибри

Кино Шимпанзе

Бра Тюль

Кашне Рояль

Какао

Это несклоняемые имена существительные.

  • «Число имён существительных ».

Если имя существительное обозначает один предмет, то оно стоит в единственном числе. Если имя существительное обозначает несколько предметов, то оно стоит во множественном числе. Имена существительные изменяются по числам.

Ед.ч. Мн.ч.

(один) (много)

кролик (ед.ч) кролики (мн.ч.)

снежинка (ед.ч.) снежинки (ед.ч.)

Источник: https://infourok.ru/proekt-po-russkomu-yazikueto-udivitelnoe-imya-suschestvitelnoe-741121.html

Имя существительное

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7Следующая ⇒

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Ни ННв суффиксах имен прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН впричастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/1-4822.html

«Имя существительное»

Тест по теме «Имя существительное»

Вариант 1

1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

А) песня, агрессия, белый, кольцо;

Б) бассейн, лотерея, богатый, кладовая;

В) булочная, вокзал, ножницы, бусы;

Г) компьютер, космический, пломбировать, гололедица.
2. В каком ряду все имена существительные общего рода?

А) умница, плакса, половодье, каучук;

Б) простофиля, неженка, чистюля, кастрюля;

В) сирота, забияка, неряха, Саша;

Г) Валя, грязнуля, белоручка, земля.
3. В каком ряду все имена существительные разносклоняемые?

Читайте также:  Выпускной в 1 классе. сценарий с конкурсами

А) время, бремя, дядя, семья; Б) темя, племя, пуля, грязнуля;

В) семя, стремя, земля, песня; Г) вымя, путь, имя, знамя.

4. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой.

А)Черный кофе Б)Горячий какао

В)Красное пальто Г)Современное метро

5. В каком ряду все имена существительные одушевленные?

А) сад, дерево, кустарник, садовник;

Б) врач, пациент, медсестра, администратор;

В) матрос, боцман, капитан, каюта;

Г) женщина, мастер, парикмахерская, салон.

6. В каком ряду все имена существительные собственные?

А) (Г,г) ород, (У,у) лица, (Т,т)етрадь, (М,м)осква;

Б) (Е,е)вропа, (А,а)ляска, (В,в)олга, (С,с)ибирь;

В) (Ш,ш)ахта, (У,у)голь, (М,м)оре, (Т,т)юмень;

Г) (Т,т)урция, (Ч.ч)ехов, (К,к)раснодар, (Д,д)ом.
7. Назовите морфологические признаки слова по дороге:

А) существительное нарицательное, неодушевленное, мужского рода, второго склонения, в именительном падеже, в единственном числе;

Б) существительное собственное, неодушевленное, среднего рода, второго склонения, в дательном падеже, в единственном числе;

В) существительное нарицательное, неодушевленное, женского рода, первого склонения, в предложном падеже, в единственном числе;

Г) существительное нарицательное, неодушевленное, женского рода, первого склонения, в дательном падеже, в единственном числе.
8. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

А) нож.., мяч.., помощь..; Б) ноч.., печ..ка, рож..;

В) мыш.., мелоч.., печ..; Г) реч.., много туч.., ключ..
9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е(ё)?

А) щ..ки, плеч..м, ш..рох; Б) ш..в, крыш..й, ч..рный;

В) ж..лтый, под душ..м, ш..лковый; Г) с товарищ..м, гараж..м, силач..м.
10. Найдите существительное с приставкой не-.

А) (Не) место красит человека, а человек место.

Б) Вася- (не) ряха.

В) (Не) решительность шахматиста.

Г) (Не) настье задержало нас в пути.
11. В каком ряду во всех словах в окончании пишется буква и?

А) в музе.., на берез.., в тетрад..;

Б) на площад.., на улиц…, к деревн..;

В) на рябин.., по территори.., у деревн..;

Г) в планетари.., к цел.., на листьях сирен…
12. В каком ряду во всех словах пишется суффикс –ек- ?

А) горош..к, мяч..к; Б) грибоч..к, овраж..к;

В) кирпич..к, ореш..к; Г) карандаш..к, денеч..к.
13. В каком ряду во всех словах пишется суффикс – чик-?

А) гон..ик, лет..ик; Б) спор..ик, фасов..ик;

В) камен..ик, рез..ик; Г) груз..ик, рассказ..ик.

14. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

А)артииерист, неприятель; В)синева, пароход;

Б) выход, летчик; Г)строитель, машинист.

15. Определите род аббревиатур: МГУ, ГИБДД, МХАТ, ГЭС. 16. Запишите сочетания слов в Р.п.: Мария Лещенко, Эдуард Вайс.

Тест по теме «Имя существительное»

Вариант 2

1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

А) компьютер, космический, пломбировать, гололедица;

Б) булочная, вокзал, ножницы, бусы;

В) бассейн, лотерея, богатый, кладовая;

Г) песня, агрессия, белый, кольцо.
2. В каком ряду все имена существительные общего рода?

А) грязнуля, белоручка, Валя, земля;

Б) неженка, простофиля, чистюля, кастрюля;

В) сирота, забияка, неряха, Саша;

Г) умница, плакса, половодье, каучук.
3. В каком ряду все имена существительные разносклоняемые?

А) дядя, время, бремя, семья; Б) пуля, темя, племя, грязнуля;

В) земля,семя, стремя, песня; Г) путь, вымя, имя, знамя.

4. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой.

А) теплое пальто Б)отличный какао

В) вкусный кофе Г)Современное метро

5. В каком ряду все имена существительные одушевленные?

А) парк, дерево, кустарник, садовник;

Б) доктор, пациент, медсестра, администратор;

В) боцман, матрос, капитан, каюта;

Г) парикмахерская, женщина, мастер, салон.

6. В каком ряду все имена существительные собственные?

А) (Т,т)етрадь, (Г,г) ород, (У,у) лица, (М,м)осква;

Б) (В,в)олга, (Е,е)вропа, (А,а)ляска, (С,с)ибирь;

В) (Т,т)юмень, (Ш,ш)ахта, (У,у)голь, (М,м)оре;

Г) (К,к)раснодар, (Т,т)урция, (Ч.ч)ехов, (Д,д)ом.
7. Назовите морфологические признаки слова по дороге:

А) существительное нарицательное, неодушевленное, женского рода, первого склонения, в предложном падеже, в единственном числе;

Б) существительное нарицательное, неодушевленное, женского рода, первого склонения, в дательном падеже, в единственном числе;
В) существительное нарицательное, неодушевленное, мужского рода, второго склонения, в именительном падеже, в единственном числе;

Г) существительное собственное, неодушевленное, среднего рода, второго склонения, в дательном падеже, в единственном числе.

8. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

А) мяч.., нож.., помощь..; Б) печ..ка, ноч.., рож..;

В) мелоч.., мыш.., печ..; Г) много туч.., реч.., ключ..
9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е(ё)?

А) плеч..м, щ..ки, ш..рох; Б) ш..в, крыш..й, ч..рный;

В )под душ..м, ж..лтый, ш..лковый; Г) гараж..м, с товарищ..м, силач..м.
10. Найдите существительное с приставкой не-.

А) Петя — (не) ряха.

Б) (Не) место красит человека, а человек место.

В) (Не) настье задержало нас в пути.

Г) (Не) внимательность шахматиста.
11. В каком ряду во всех словах в окончании пишется буква и?

А) на улиц…, на площад.., к деревн..;

Б) на берез.., в музе.., в тетрад..;

В) в планетари.., к цел.., на листьях сирен…;

Г) по территори.., на рябин.., у деревн…
12. В каком ряду во всех словах пишется суффикс –ек- ?

А) овраж..к, мяч..к; Б) ореш..к, горош..к;

В) кирпич..к, грибоч..к; Г) бараш..к, карандаш..к.
13. В каком ряду во всех словах пишется суффикс – чик-?

А) спор..ик, фасов..ик; Б) гон..ик, лет..ик;

В) рез..ик, камен..ик; Г) груз..ик, рассказ..ик.

14. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

А)неправда, подсвечник; В)избиратель, окружность;

Б) бездельник, счастливчик; Г)сотрудник, безвкусица.

15. Определите род аббревиатур: вуз, ТЮЗ, ОТК, АТС.

16. Запишите сочетания слов в Р.п.: Полина Здоровенко, Анна Свифт.

Источник: http://www.dereksiz.org/imya-sushestvitelenoe.html

Имя существительное. 10 класс

«Таныстым»

Оқу ісі жөніндегі орынбасар: Ж.Асанбаев

Дата: 9.12.2014 класс 10

Тема: Имя существительное

Цель урока: Обобщение темы «Имя существительное». обобщение и систематизирование знании, полученные при изучении данной темы (собственные, нарицательные, склонение, падеж) — формировать и развивать орфографическую зоркость; внимание, речь учащихся, умение анализировать, делать выводы; прививать интерес к русскому языку как к учебному предмету

Ожидаемый результат: Учащиеся научатся определить род, число, падеж существительных, применяют в речи существительные в нужной форме

Формы и методы работы, используемые при активном обучении: дополнительные ресурсы(слайды);флипчарты на интерактивной доске,листы самооценивания.для заданий,карточки с заданиями, шесть шляп,стикеры.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок-открытый. Мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш семинар будет состоять из двух частей – теоретической и практической.

В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем урок «Имя существительное.

Род, число и склонение имен существительных».

Записываем тему в тетради.Сегодня на уроке будем применят метод Блума

Раздаю ученикам существительные с разными окончаниями ученики объединяются в группы по окончаниям существительных: село , подвал, грузовик , кресло медаль, нагрузка, отпечатка, речь, яблоко, любовь, скандал.

Слайд

Отгадка шарады

3 мин.

Повторение проиденного материала.

Задание на понимание изученного материала. 10 минутМаленькая экскурсия по теме « Имя существительное» ( слайд)

Выступления учеников по заранее подготовленным вопросам и слайдам.

учебник

(Слайд №2)

20мин.

Подготовка к восприятию новой темы.Ученики должны показать теоретические знания по теме «Имя существительное»

I.Знание.Групповая работа.

Для первой группы.

Дать определение Что такое имя существительное?

Для второй группы.

Постоянные и непостоянные признаки существительного?

Для третьи группы.

Как определить склонение существительного?

Что такое имя существительное?

Какие непостоянные признаки есть у имени существительного? Как определить склонение существительного?

Плакаты бумага А4.

Слайды

II.Понимание.Индивидуальная работа.

Семантический диктант.

Плавучая ледяная гора. 2.Круглая площадка в цирке. 3.Профессиональный наездник. 4. Часть города, ограниченная пересекающимися улицами. 5. Игра-задача, в которой в квадраты вписываются буквы. 6.

Запас слов и выражений одного человека. 7.Животный мир. 8. Растительный мир. 9.Заслуженный участник войны и труда. 10. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды. 11.Небольшая книжка, листы которой сшиты.

12.Разговор двух или нескольких лиц

Далее на уроке ученики будут выполнять различные задания и тренироваться определять склонение и род существительного.

Ученики проверяют свои ответы, обменяясь друг с другом тетради

(Айсберг, арена, жокей, квартал, кроссворд, лексикон, фауна, флора, ветеран, жюри, брошюра, диалог)

3.Применение. Индивидуальная работа.   Задание 1.Работа с сигнальными карточками .

— Продолжаем наш урок. Вспомните, что такое склонение? Выберите правильный ответ и покажите на сигнальной карточке. Объясните. Вы должны поднять сигнальную карточку и просклонять одну из них.

Речь,гараж,день,открытие,изобретение,Мысль,Писатель,ночь,чтение,история,ум,трагедия,гербарий,дочь,помощь,эссе,кенгуру,путь,имя,литература,судьба,движение,историк,метро,жюри,интервьюзнамя,шоссе,человек,досье.

Для ответа ученики показывают разноцветные бумаги разными цифрами -1,-2,-3

Стикеры,разноцветные бумаги.

6 мин.

Задание 2.Применяя суффиксы-чик,-щик-образуйте существительные

1. ГРУППА. Разведка, наладка, водопровод, дрессировать, алименты, прокат, приём (стеклотары), зачинать, атом (учёный), отвечать, прогулять, кабак, асфальтировать, баня, по пути, точить, фонарь,

2. ГРУППА. разносить (инфекцию), барабан, добыча, бриллиант, переписывать (бумаги), возить (хворост), смазка, трал, участник заговора, проходить, укладывать, пулемёт, объездить, штамповать, наладить, автомат,

3. ГРУППА. раскроить, переводить, разметить, настроить, обходить, рубить, застроить, налететь, извоз, убирать, барабан, бетон, камень, перебежать, переплетать, рассказать, забой, кровля, раздача. 

Ученики в группах работают.Каждая группа образуют существительные с суффиксами –чик-щик-

слайд

Задание 3.Образуйте существительные Р.пмн.числа Грузины, монахиня, ружьё, сапоги, скворечня, готовальня, носки;лгунья, солдат , чулки, оладья, хохотунья, килограммы, княгиня;скамья, побережье, кофейня, серьги, ясли, гостья, харчевня

4.Анализ. Групповая работа.Прочитать текст из учебника.

Определить часть речи,род,число,

склонение,падеж  существительных

Ученики образуют существительные Род.падежа множ.числа.

Из учебника прочитают текст.Морфологический разбор к выделенным существительным.

Таблица

Учебник,таблица

10 мин.

IV. Закрепление урока.

5.Синтез.Укажите правильный вариант толкования иноязычных слов

1.Беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо для опубликация в сми 2.Декоративная ваза для цветочного горшка.3.Шейный платок или шарф4.Ожерелье,обычно с драгоценными укращениями,подвесками.5.Убеждения,взгляды,основы мировозрения.6.Широкая,обычнообсаженная деревьями улица.7.Условие спора,по которому проигравший обязан выполнить какое-либо обязательство8.Строгий запрет на что-либо

Синтез.

«Верные –неверные утверждения» Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак существителного? Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей? Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения? Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного? Верите ли вы,что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Верите ли вы,что склонять существительное –значит изменять его по числам. Верите ли вы,что у существительных 3 склонения в Р.п, Д.п и П.п в окончании пишем –и.?.Верите ли вы,что в предложении имена существительные бывают только подлежащими?.

1.Интервью

2.Кашпо

3.Кашне

4.Колье

5.Кредо

6.Авеню

7.Пари

8.табу Ответы учеников проверяют сами

-да,-нет,-да,-да,-да,-да-нет,-да,-нет.Правильный ответ.

Ученики надевая, разноцветные шапки, высказывают свои мнения

Индивидуальная таблица

6.Оценка. Стратегия «Шесть шляп»

а) Оцените значимость  существительного Оценка по критериям

Кто сегодня был лидером в каждой группе?

Какая группа выступала хорошо и была более активной?

Ученики оценивают своих работ надевая шляпы

Разноцветные шляпы

2 мин.

YI. Домашнее задание.

Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Написать сочинение о зиме. Определить род, число ,падеж существительных

Записывают в дневниках домашнюю работу

Дневники

учебник

Источник: https://www.InfoUroki.net/imya-sushchestvitelnoe-10-klass.html

Ссылка на основную публикацию