Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

Главные проблемы общения детей связаны с отсутствием у ребенка интереса к переживаниям других людей, непониманием чувств тех, с кем он общается, неумением высказывать свои чувства. К сожалению, взрослые, мало интересуясь мыслями и чувствами детей, налагая запреты на переживания ребенка, усугубляют эти проблемы.

С помощью дидактических игр тренингов можно научить ребенка языку чувств, умению понимать состояние, оттенки настроений, переживаний — не только собственных, но и других людей. эти игры учат не только понимать, но и выражать эмоциональное состояние через слово, мимику, пантомимику

Они способствуют включению ребенка в жизнь общества, в систему отношений со с сверстниками и взрослыми.

В процессе игры дети овладевают ролевым поведением, учатся устанавливать контакты с помощью вербальных и невербальных средств общения, разрешать споры и конфликты, выражать расположение,  симпатию,  доброжелательность,  делать комплименты, оказывать любезность, находить выход из критических ситуаций.

«Кинопробы».

Цель: развивать способность управлять своими эмоциями, выражать свое состояние с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Оборудование: «кинокамера» для «оператора».

Ход игры тренинга

Ребенок — «режиссер» фильма — приглашает «актеров» поочередно на кинопробы, предлагая им изобразить различные эмоционально насыщенные ситуации (например: Золушка, счастливая, веселая, красивая танцует на балу или Золушка возвращается с бала очень печальной, она больше не увидит принца, да к тому же еще потеряла свою туфельку… Карабас Барабас очень рад: сейчас он поймает Буратино или Карабас Барабас топает ногами, размахивает кулаками, он очень зол: от него сбежали все куклы. Оператор «снимает» эпизоды. Затем они вместе с «режиссером» решают, кто выразительнее передал эмоции и будет играть главную роль.

Для «сценария» фильма можно использовать любимые сказки и популярные мультфильмы.

При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что именно радует и огорчает положительных и отрицательных героев.

«Смак».

Цель: развивать у детей уверенность в себе, умение вести разговор на определенную тему в присутствии большого количества людей.

Оборудование: посуда, плита, стол, фартуки.

Ход игры

Для этой игры-тренинга можно использовать сюжет известной телевизионной передачи, которую любит смотреть ребенок. Ему предлагается представить себе, что он самый лучший на свете повар и его пригласили выступить в телевизионной передаче, чтобы поделиться секретом приготовления самых диковинных, самых изысканных блюд.

Ведущим может быть взрослый. В игре желательно присутствие зрителей.

«Прогноз  погоды».

Цель игры тренинга: учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики и пантомимики.

Оборудование: карточки с рисунками или схематическим изображением состояния погоды.

Ход игры

Ребенок — «диктор телевидения» — садится за стол, перед ним рисунок или карточка со схематическим изображением состояния погоды (ясная солнечная погода, жаркая погода, будет пасмурно, ожидается сильный мороз, ветер, ливень, гроза, снегопад и т. п.).

Он должен познакомить телезрителей с прогнозом погоды, но внезапно исчез звук. Как сообщить информацию без слов, только с помощью эмоций, мимики и пантомимики? Диктор без слов передает прогноз погоды. Остальные дети — «телезрители» — стараются его угадать.

Кто это сделает лучше?

«Остров  плакс».

Цель: развивать умение с помощью мимики и пантомимики выражать эмоции и влиять на эмоциональное состояние другого человека.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Путешественники на воздушном шаре прилетели на остров Плакс и очень удивились: вокруг ни одного веселого лица, все жители этого острова без конца плачут. Тогда они решили развеселить плакс.

Дети становятся в пары лицом друг к другу. По сигналу путешественники стараются развеселить, рассмешить своих партнеров, не говоря им ни слова, не прикасаясь к ним, с помощью мимики и пантомимики. Плаксы стараются продержаться как можно дольше.

Выигрывает тот, кто быстрее всех рассмешит партнера или дольше продержится без смеха. Потом дети меняются ролями. В конце игры все вместе танцуют под веселую музыку. Нет больше острова Плакса он стал островом Радости.

«Передача чувств».

Цель: развивать умение понимать и передавать состояние и настроение другого человека.

Ход игры

Вариант 1. Водящему ребенку предлагают выйти, без него группа выбирает определенный вкус пищи. Затем приглашается водящий и участники игры демонстрируют ему мимику, жесты, телодвижения, выражающие задуманные вкусовые ощущения (сладко, горько, кисло, солоно). Водящий угадывает их.

Вариант 2. Можно передавать настроение, эмоциональное состояние (весело, грустно, больно, спокойно, испуг, удивление и т. д.).

Вариант 3. Передаются чувства от музыки с помощью мимики и пантомимики (веселая, грустная, ритмичная, лирическая, задумчивая мелодия).

«Магазин, зеркал».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, способность распознавать и адекватно выражать соответствующие эмоции.

Ход игры

Детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные звери. Звери ходят мимо зеркал вдоль стены, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц. Затем дети меняются ролями.

«Доктор Айболит».

Цель: учить детей понимать язык чувств, развивать способность к эмпатии.

Оборудование: нагрудные знаки, шапочки, магнитофон.

Ход игры

После чтения произведения К.И. Чуковского «Доктор Айболит» воспитатель предлагает детям поиграть. Один ребенок — Айболит, остальные дети — больные звери.

Они, изображая разных животных, плачут, держатся кто за живот, кто за щеку, кто за голову и т. д., жалуются: «Ой, ой, болит!» Доктор Айболит дает им лекарства, старается утешить их (погладить по голове, щеке, плечу и т. д.

). Зверушки поправляются и пляшут вместе с доктором Айболитом.

Т.  Лобанок

Источник: https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/didakticheskie-igry-treningovogo-xaraktera-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра « Вершки и корешки»

 Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других- то, что растет в земле (корешки).

Участники: дети старшей группы.

Образовательные области:

— познание

— коммуникация

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

 Ход игры.

Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети далятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

 Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал:»Корешки, найдите свои вершки!». Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить только «волшебные ворота» (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.

 Игра «Загадочные животные»

Цель: Развивать зрительное восприятие, внимание, воображение

Участники: дети старшей группы.

Образовательные области:

— познание

— коммуникация

Материал: картон

Место использования: индивидуальная работа в утреннее и вечернее время.

Ход игры:

Раздайте детям большие карточки с необычными животными поровну. Предложите детям подобрать карточки с животными, которые на него похожи. Выигрывает тот, кто первым найдет все карточки и сделает это правильно.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/didakticheskie-igry-dlya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Дидактические игры в детском саду: их структура, цели, задачи и виды, а также примеры подобной игровой деятельности

Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка.

Значительную часть времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей.

Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.

Значение дидактической игры в детском саду

Необходимый минимум компетенций педагога заключается в умении отличать дидактическую игру (ДИ) от других игровых форм, в знании её структуры, видов, картотек базовых игр, основных регламентирующих требований.

Используя игровые технологии, воспитателю не следует забывать, что, играя, ребёнок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как труд и учёба, развивается и формируется как личность.

Поэтому подходить к организации игровой деятельности детей воспитатель должен ответственно, опираясь на базовые педагогические знания.

Понятие дидактической игры

Активность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая деятельность.

Для воспитателя игра — это и инструмент обучения и воспитания, и форма организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма занятия или непосредственно образовательной деятельности (НОД) дошкольников.

НОД в ДОУ осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами (САНПИН 2.4.1.3049–13), которыми определяется, в частности, их продолжительность (до 10 минут для малышей, до 30 минут для старших возрастных групп).

Отметим, что не все игры дошкольников дидактические (их также называют учебно-предметными или обучающими). С. Л. Новосёлова в программе «Истоки» (1997) классифицирует игры, исходя из того, кто выступает инициатором — взрослый или ребёнок.

Признаки, по которым легко отличить ДИ:

  • её инициатором всегда будет взрослый (педагог);
  • такая игра направлена на решение учебной задачи («дидактика» в переводе с древнегреческого — обучающий);
  • для детей обучающий характер игры не должен быть очевидным.

В игре дошкольники познают мир и учатся взаимодействовать

Воспитателю важно понимать, что образовательные результаты, которые он хочет получить, зависят от того, что дошкольник не знает о необходимости их достижения.

В игровой ситуации ребёнку важна сама возможность активности, успеха, удовольствия. Образовательные результаты являются для него побочным эффектом, обучение происходит непреднамеренно.

Большая ошибка начинать игру со слов: «Ваша игровая задача — научиться различать цвета и находить по этому признаку предметы».

Продуктивность ДИ предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 таких элемента:

  • Обучающая/дидактическая задача. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление в активном словаре ребёнка слов-синонимов, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какова задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет». Напомним, что учебная задача дидактической игры для ребёнка скрыта. Играя, ребёнок 5–6 лет не стремится научиться чему-то, он заинтересован в конечном результате (выигрыше) и получении удовольствия. Малышам неинтересен даже выигрыш, им любопытен процесс игрового взаимодействия.
  • Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия (проявить внимательность, выбрать верный вариант из множества, назвать явление); в играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотнести, обобщить, классифицировать, придумать).
  • Правила игры. Важно понимать, что правилам должны следовать все участники, включая взрослых. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий. Правила игры определяет инициатор.
Читайте также:  Беседа игра для учащихся 3-4 класса

Виды дидактических игр

По содержанию ДИ могут охватывать разные предметные области — природоведение, развитие речи, изучение иностранного языка, математику, ОБЖ и др. Любое занятие может быть проведено в такой форме. Наиболее эффективны интегрированные игровые занятия.

Некоторые дидактические игры могут включать интегрированные задания по развитию речи, окружающему миру, математике и ИЗО

По используемому материалу педагоги разделяют ДИ на группы:

  • дидактические игры с предметами,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры.

Дидактические игры с предметами

Предметы в этих играх являются учебным материалом. Игрушки, бытовые предметы, природный материал, произведения декоративно-прикладного искусства — использовать можно всё.

Творческий подход воспитателя позволяет организовать отличную игру, используя и высокотехнологичные промышленные игрушки, специальные игровые комплексы (например, игровой набор «Дары Фрёбеля»), и любые подручные материалы, даже то, что принято выбрасывать как мусор (крышки, футляры от шоколадных яиц, лоскутки) и буквально лежит под ногами (листья, камешки). Вариациями игр с предметами будут инсценировки, сюжетно-дидактические и дидактические игры с игрушками моторной направленности (пирамидки, матрёшки, кубики).

В качестве дидактического материала можно использовать обыкновенные камешки, раскрашенные акриловыми красками

Такие игровые наборы, как «Дары Фрёбеля», входящий в материалы школы Монтессори, развивают мелкую моторику, цветовосприятие, логическое мышление и другие способности дошкольников

Если говорить об учебных задачах, решаемых во время ДИ с предметами, то, в первую очередь, они развивают мыслительные операции ребёнка.

У малышей формируется способность к анализу, они учатся находить общее в предметах и различать их, осваивают навыки обращения с разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, воспитывают самоконтроль поведения, внимание.

Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику.

Воспитатель, модифицируя содержание игры, может добиваться решения задач разной сложности. Рассмотрим на примере игры «Чудесный мешочек».

Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников

Настольно-печатные игры

Эти игры помогают решать важные учебные задачи:

  • расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
  • систематизируют уже имеющиеся знания;
  • развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
  • стимулируют воображение.

В этой категории наиболее распространены игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности:

  1. Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания.

    Такие картинки с изображениями животных предназначены для простого узнавания в работе с младшими дошкольниками

  2. Более сложный вариант той же игры может быть таким: звери представлены не полноцветно, а в виде теней и перемещены с предыдущих мест.

    На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени

  3. Наиболее сложный вариант игры: дети должны угадать зверя по контуру.

    На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам

Помимо игр с картинками, широко распространены другие настольные игры — различные лото, игры типа «Лабиринт», конструкторы, мозаики.

Преимущественно это коллективные игры, поэтому в них присутствует стимулирующий детей соревновательный эффект, например, кто быстрее пройдёт лабиринт.

Старшим дошкольникам всё чаще предлагаются дидактические компьютерные игры, что вполне отвечает духу времени, активно внедряется практика использования деловых игр в упрощённом варианте. Большую популярность получили пазлы.

Ассортимент лото от разных производителей очень широкий — от классических игр до подбора ассоциаций.

Для младших дошкольников подойдут несложные лото, направленные на изучение предметов ближайшего окружения, животного и растительного мира

Более сложные варианты игры «Лото», формирующие основы грамоты, счёта, понимания окружающего мира и т. п., предназначены для детей старших групп.

Старшим дошкольникам будут интересны игры, содержащие новую информацию

Словесные игры

Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности.

Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний.

В силу обозначенной специфики словесных игр они сложноваты для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.

Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.

Атрибутом многих словесных игр выступает мяч, что позволяет воспитанникам высказываться по очереди

Картотека дидактических игр

Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.).

Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.

Таблица: картотека дидактических игр в младших группах

Таблица: картотека дидактических игр в средней группе

Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников

Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также стремления педагога мобилизовать свой профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме. Игровые атрибуты могут быть самыми разнообразными, вплоть до подручных материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не требуется.

Подготовка и проведение дидактической игры

Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).

Дидактическая игра выстраивается по определённому плану

Таблица: структура конспекта дидактической игры

Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)

Видео: музыкально-дидактическая игра в младшей группе

https://youtube.com/watch?v=Q4gmocPUdMI

Видео: дидактическая игра по математике в средней группе

https://youtube.com/watch?v=5VM3u-wAhRw

Видео: дидактическая игра по патриотическому воспитанию

https://youtube.com/watch?v=Zltlh-dmZvs

Анализ и оценка дидактической игры в детском саду

ДИ имеет большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности ребёнка, поэтому она должна быть эффективной. Оценка проводится по следующим ключевым пунктам:

  • целесообразность проведения именно этой игры с конкретными детьми;
  • соответствие учебных задач возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников;
  • скрупулёзность в подборе игрового материала, его эргономичность, эстетичность, безопасность.

Дидактический материал должен быть безопасным, эстетичным и соответствовать возрасту воспитанников

Ответа требуют и вопросы методики проведения самой игры: какова роль воспитателя как инициатора и ведущего, какие приёмы координации и организации игровой деятельности детей были использованы.

Таблица: образец протокола оценки дидактической игры

Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр

Помимо того, что дидактическая игра представляет собой форму организации НОД в детском саду, это ещё и хороший способ организовать досуг дошкольников вне рамок занятий, преимущественно во второй половине дня. Наиболее подходящими для этих целей будут игры-викторины.

Они не требуют особой подготовки, сложного игрового материала и могут быть исключительно словесными.

При проведении игр-викторин важно ориентироваться на средний и низкий уровень эрудиции детей, особенно если тематика новая, усложняя вопросы постепенно, ориентируясь на увеличивающийся интеллектуальный багаж воспитанников.

ДИ также может быть встроена в сценарий праздника. В такую игру могут быть вовлечены присутствующие гости, например, родители.

Не следует упускать возможность решить задачи обучения и воспитания детей во время праздничных и иных развлекательных мероприятий. В детском саду могут быть организованы вечера музыкально-дидактических игр.

Сценарий такого вечера строится по принципу игры «Угадай мелодию», «Продолжи куплет», «Догадайся, кто поёт?» и т. д.

Содержанием физкультурного досуга являются физические упражнения, которые проводятся в игровой форме

Примеры сценариев

Примеры сценариев досугов и развлечений с дидактическими играми в ДОУ:

  • Летний досуг для детей младшего дошкольного возраста «В гости к медвежонку» (Черникова Н. В.). Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации музыкальной и двигательной деятельности.
  • Спортивное развлечение «Нам сказка помогает спортом заниматься» (Алексеевцева Е. В.). У воспитанников в игровой форме развиваются основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, меткость.
  • Тематический досуг для старших дошкольников «Путешествуем с игрой» (Некрасова Г. В.). Мероприятие направлено на формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей, патриотизма и эмпатии, гендерной толерантности.
  • Музыкальное развлечение в старшей группе «Чудо-дерево» (Осипова М. Л.). Цель: систематизировать знания детей с помощью музыкально-дидактических игр.

Дидактическая игра для воспитателя — результативный метод достижения образовательных целей. Дошкольники с увлечением выполняют игровые задания и в то же время развивают необходимые умения и навыки для дальнейшей успешной социализации.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-v-detskom-sadu.html

Дидактические игры

Интерактивная игра для учащихся 1-2 классов «Дед Мороз»

Дед Мороз приходит к нам на праздник, который каждый из нас очень ждёт. Под Новый Год случаются разные чудеса, исполняются желания, люди готовятся к чему-то необычному, желают друг другу счастья. А хорошо ли вы знаете, кто такой Дед Мороз? Интерактивная игра «Дед Мороз» содержит картинку-раскраску и 11 вопросов. Отвечая на вопрос, кликаем на свободное место файла, появляется картинка-ответ и на раскраске детали рисунка окрашиваются.

Презентация «С какого дерева лист (ветка)?»

Данная презентация направлена на решение следующих задач:-Закрепить в речи названия деревьев.-Закрепить навык образования относительных прилагательных по теме «Деревья».-Закрепить в речи использование предлога С.

Дидактическая игра «Песочная коробочка» для детей дошкольного возраста

Дидактическая игра в детском саду является одним из значимых методов в обучении детей. Эту незатейливую песочную коробочку можно смастерить в помощь родителям и воспитателям. С помощью её можно развивать речь дошкольника, а также формировать простые математические представления, закреплять предметы окружающего мира.Песок можно “открывать” постепенно: посередине, справа или слева, сверху или снизу. В этом случае ребёнок повторяет математические понятия. После того, как ребёнок открыл тот или иной угол, он начинает рассказывать об увиденном. На первых порах подойдут самые простые рисунки, затем можно усложнить сюжетными рисунками. Один из вариантов назвать лишнее и сказать противоположности.

Цель: Развивать мышление, внимание, память в процессе игры различать цвет и размер палочек, выполнение разных по длине дорожек из палочек.Задачи: воспитательная: воспитывать самостоятельность, самоорганизацию посредством участия в совместной деятельности; развивающая: Развивать познавательные психические процессы (мышление, память, восприятие), наблюдательность. Развивать умение взаимодействовать между собой; обучающая: Учить детей различать цвет и размер палочек, закреплять знания о игре с  палочках Кьюзинера

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание в процессе игровой деятельности.Задачи:воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Воспитывать самостоятельность и инициативность;развивать навыки вежливого общения. Развивать желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры; учить детей проявлять интерес к игровым действиям. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Источник: http://ya-uchitel.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/didakticheskie_igry/44

Дидактические игры для дошкольников развивают детские способности

В жизни дошкольников особое место занимают дидактические игры. Под этим словосочетанием нужно понимать игровой процесс, действие которого направлено не только на обучение ребенка, но также и на развития в нем новых способностей. Ведь общеизвестно, что именно с раннего возраста успешное «усвоение материала» происходит лучше, нежели в стенах учебного заведения.

Учимся – играя

Среди разнообразия предлагаемого материала хотим обратить внимание на игру, которая принадлежит к разряду «Задания в картинках».

Игра «Забывчивый художник»

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и дать ответ на такие два вопроса:

  • Какую деталь собачьей будки художник забыл нарисовать?
  • Какая из присутствующих на картинке деталей является лишней?

В данном случае игровой процесс способствует развитию у детей внимания.

Развивающие дидактические игры, которые разрабатываются ведущими психологами страны для дошкольников, содержат в себе готовый игровой замысел или предлагают ему игровой материал или же правила. Достижение какого-либо условия будет зависеть от определения поставленной игровым процессом цели. Как правило, такие игры всегда опираются на два аспекта:

  • Познавательный или то, чему необходимо учить ребенка, какие действия в игре он должен произвести с предметами, или что именно переделать, чтобы достичь желаемого условия;
  • Воспитательный. Здесь преследуется момент сотрудничества малыша, формирование форм общения и отношения к другим людям.

В любом случае для дошкольников предлагаемые дидактические игры не должны сосредотачиваться на передаче малышу конкретных знаний, умений или же навыков, а, наоборот, на развитии определенных его психических процессов, способностей.

Чтобы не предаваться многословности, предлагаем рассмотреть другую, не менее занимательную игру.

Игра «Бабушкина потеря»

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунок. Когда малыш скажет вам, что он готов ответить на ваши вопросы, ему задается вопрос: «Что из нарисованных предметов потеряла бабушка?». Затем, вслед за вопросом, необходимо уточнить, что этот предмет встречается на картинке всего лишь один раз.

Не каждому маленькому таланту будет легко отыскать данный предмет. Ведь даже не каждый взрослый способен на такой поступок. Поэтому можно предложить малышу зачеркивать одинаковые предметы, но только после того, как он убедится в том, что они на картинке в двойном количестве.

Вся маленькая жизнь – игра

Необходимо помнить, что для дошкольников любые дидактические игры не должны превращаться из игрового процесса в усвоение знаний и умений. Ведь их замысел состоит в том, чтобы создать именно игровую ситуацию, направленную на обучение.

Предлагая ребенку поиграть с пользой, нужно понимать, что игра должна опираться на конкретные склонности малыша. В частности, младшие школьники интересуются больше действиями, проводимыми с предметами.

Акцент необходимо делать на привлекательности отдельных вещей, учитывая тот факт, что ребенок должен захотеть подержать в руках тот или иной предмет.

Не менее важным аспектом является и сам замысел проводимой игры. Ведь решение игровой задачи должно требовать от участника не только активных волевых и умственных усилий, но также дарить удовлетворение от проделанной работы.

Разрабатываются такие игры с учетом самых разнообразных обучающих задач:

  • ребенок не должен раньше времени убежать;
  • ему необходимо назвать определенную форму предмета;
  • успеть за ограниченное время отыскать требуемую картинку;
  • суметь запомнить несколько предметов.

Данные условие в процессе игрового обучения для дошкольников очень важны.

Игра «Увядающий цветок»

Предложите малышу внимательно рассмотреть картинку и задайте следующие вопросы, на которые ему придется дать правильные ответы, ради спасения цветка:

  • В каком горшочке растет увядающий цветок?
  • В каком горшочке необходимо увлажнить землю, чтобы цветок не погиб?

В итоге предложите «учащемуся» раскрасить картинку на свое усмотрение.

Игра «Накрываем на стол»

В данном случае само задание игры достаточно просто, тем не менее, именно в его простоте и заключается вся сложность. Попросите ребенка помочь растерявшейся девочке накрыть на стол.

Как вы можете видеть, к каждому прямоугольнику подведена ниточка, следуя за которой, можно прийти к картинке. Помогите малышу отыскать предмет и впишите его название в специально отведенное для этого место. В итоге вам вместе удастся расшифровать слово, которое должно быть составлено из букв, вписанных в кружочки. Это будет название завтрака – Омлет.

Правила игры

Важнейшей особенностью, которую должны содержать в себе все дидактические игры, разрабатываемые как самими родителями для своих дошкольников, так и специалистами является наличие в них правил игры. Ведь только благодаря ним, до ребенка можно донести замысел игрового действия. Нельзя оставлять малыша одного во время обучающей игры.

Кроме сказанного, именно взрослый будет корректировать и направлять игровой процесс в нужное русло, преодолевая вместе с ними возникающие затруднения, одобряя их правильные действия, а также достижения, поощряя за соблюдение правил, указывая на ошибки и неточности. Именно поэтому в развивающей игре очень важно уметь совместить две разные роли организатора и участника.

От теории перейдем к практике и познакомимся с игрой для самых маленьких

Игра «Разложи по цвету»

Игровое поле представляет собой коробку из-под конфет. Донышки ее ячеек разрисованы так, как показано на фото. К каждой ячейке, исходя из цвета, прилагается некая капсула или фишка, называйте как угодно, такого же цвета, как и само донышко.

Суть игры состоит в том, чтобы как можно быстрее разложить все фишки по своим ячейкам, учитывая их цвет. Если кто-либо из игроков попутает цвета, то он пропускает один ход. Выигрывает тот, кто проделает данную операцию первым. В качестве капсулы можно использовать половинки от шоколадных яиц с игрушкой.

Как вы убедились, дидактические игры могут быть самыми разнообразными. Главное подойти к решению вопроса конструктивно и с желанием.

Источник: https://lediveka.ru/deti/razvitie-rebenka/igry/didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov-kak.html

Конспект дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Новогодняя мастерская» — ДетсадКлуб

Автор: Смольникова Елена Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №272» (г.Пермь).

Цель: активизация и обогащение опыта решения детьми познавательно-игровых задач на образование множеств предметов (геометрических объемных фигур) по разным основаниям.

Дидактические задачи: актуализация представлений детей о сущностных и дополнительных признаках объемных геометрических форм и их эталонах; игротворческие умения детей (модификация структурных элементов (правил), обогащать опыт игрового взаимодействия, развивать осознанное отношение к игровым правилам и рефлексивные умения.

Игровая задача: победить в соревновании со сверстниками (быстро и правильно осуществив все игровые действия и правила).

Дидактический правила: правильно подобрать основу для призмы, соотнести форму и размер геометрического тела и плоскостной геометрической фигуры (основы призмы). Правильно подобрать основу для призмы, соотнести форму и размер, украсить елку игрушкой похожей по форме.

Игровые правила: начинать выполнять задание можно только после команды ведущего, задание нужно выполнить, соблюдая правила, помогать другому можно тогда, когда сам выполнил свое задание, выигрывает та команда, которая быстрее и правильно украсит елку.

Организационно-регулятивные правила: нести игрушку — фигуру на ладошке, чтобы не перевернулась; не мешать и не толкаться; если игрушка готова встать и показать ее на ладошкe; украшать елку, прикрепляя игрушки поочередно.

Игровые действия: изготовление игрушки из выбранной формы, украшение елки в команде.

Содержание игры:

Вариант 1.

В игре участвует 10 игроков и 1 ведущий. Игроки делятся на 2 команды. По сигналу ведущего игроки выбирают соответствующую их команде фигуру, наполняют ее красочным содержимым. Кто быстрее — получает один жетон.

Когда все члены команды наполнили (разукрасили) каждый свою (фигуру) по сигналу ведущего игроки по очереди подбегают и прикрепляют игрушку к елке. Выигрывает та команда, которая быстрее украсила елку.

Третий жетон получает та команда, которая правильно подобрала игрушки на елку.

Вариант 2.

Изменение правил игры. За быстрое и правильное выполнение задания, каждый игрок получает фишку. По итогам игры каждый член команды сдает фишки, они суммируются, и большинство фишек у команды приводит их к выигрышу.

Методические рекомендации:

Оборудование: Набор полых гeометрических фигур, 2 елки разной формы (конус пирамида), емкости с цветными наполнителями (цветной дождик, мишура, нитки, конфетти), мольберт, 4 стола, 4 подноса, фигура Деда Мороза, Снегурочки, приз (дидактическая игра).

Ход игры:

Вариант 1.

Дети и воспитатель сидят на ковре, на котором приклеены треугольники и квадраты.

Воспитатель: Какой праздник мы с вами ждем с нетерпением? У вас так красиво в саду, вы ждете Деда Мороза. Придет Дед Мороз, и как ласково он будет вас называть? Вот меня он назовет Елена Михайловна. А тебя, как ласково назовет Дед Мороз? А тебя? Воспитатель знакомиться с детьми.

— Кто главный гость на Новом году? Я загадаю загадку, а вы мне скажите.

Загадка про елку.

Воспитатель: Новый год еще не пришел, и наш музыкальный зал еще не украшен. Нет елки. Но мы с вами можем поторопить праздник. Смотрите, что я вам принесла. (Выносит). Это елки, да не простые. Они из страны геометрии. Как вы узнали, что это елки? Ни иголок, ни веток.

Дети: Похожи на елки цветом, формой.

Воспитатель: А есть между ними что-то разное? Не похожее? Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Разной формы.

Воспитатель: Правильно, одна елка похожа на конус, можно сказать, у нее грани гладкие, без уголочков. А эта? На какую фигуру похожа? Такую фигуру называют пирамида. У нее есть грани и углы. Эти елки можно назвать новогодними?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему? (Не украшены). Что надо сделать, чтобы они радовали нас?

Дети: Украсить.

Воспитатель: У вас в группе много разных игр, с некоторыми вы играете: магазин, путешествие, а с некоторыми вы играете на cтолах — это игры с правилами.

Но вот, наверное, новогодней игры с правилами у вас в группе нет. Можно ее, конечно, в магазине купить, только может там ее и не продают.

А можно придумать самим, попробуем? Наша игра, как вы уже догадались, будет про новогодние елочки, которые надо сначала украcить.

— А чем украшают елки?

Дети: Игрушками.

Воспитатель: Я приглашаю вас в новогоднюю мастерскую. Игрушек готовых нет, но у меня вот что есть, только я не знаю, можно ли этим украсить елку. Хочу с вами посоветоваться. (Достает поднос с геометрическими формами). Что это? Фигyры, что это за фигyра? (Объемный круг. Шар). (Рассматpиваeт, дает детям обследовать). Назовите все имеющиеся фигуры. Как узнать, какая это пирамидка?

Дети: Посчитать углы у основания призмы.

Воспитатель: Основание — это то, на чем стоит призма. Эти фигуры можно превратить в красочные разноцветные игрушки для новогодней елки? (Да). Как? Что мы сможем сделать?

Дети: Разукрасить.

Воспитатель: У меня есть материал, который поможет сделать из этих прозрачных форм веселые раскрашенные новогодние игрушки для елки. Его можно положить в формы и закрыть крышкой. Скажите, а любая крышка подойдет? У меня есть много крышек разной формы, давайте проверим, надо ли внимательно выбирать крышку для призмы, или можно брать любую? (Проверяем 2-3).

— Мы с сами будем мастерами, будем елочные игрушки изготавливать, но ведь мы решили игру придумать. Какую можно игру придумать про то, как игрушки изготавливают? Чтобы игра получилась, надо правило придумать.

Если у нас будет две мастерских, то как же узнать, кто и мастеров самый умелый, самый быстрый можно разделиться на команды. А как разделиться? По тем фигурам, из которых будем делать игрушки. Там, где вы сидите, лежат геометрические фигуры. Кто сидит с кругами — подойдите.

Елку, какой формы вы будете наряжать? А те, у кого квадраты? Те дети, у кого круги попадают в команду «Деда Мороза», а те, у кого квадраты в команду «Снегурочки».

(Подходит к команде «Дед Мороза)

Воспитатель: Какие фигуры вы будете выбирать?

Дети: Без углов.

Воспитатель: На какую елку вы будете прикреплять?

Дети: На конус.

Тоже с командой «Снегурочки».

Воспитатель: Столы у нас есть, елочки есть, нaполнитель для форм есть, (достает, кладет фигуры на столы), фигуры есть. А как будем фигуры делить? По каким признакам будем выбирать фигуры? С углами, без углов. Для вашей елки, фигуры какой формы вы будете выбирать? Как будете выбирать без углов крышечку для фигуры? Основание призмы?

— Какие же правила надо выполнять, что выиграть и получить приз. Я для вас приготовила карточки, которые будут обозначать правила, которые мы с вами сейчас обсудим, у меня есть одно правило, как вы думаете, что оно обозначает. Выбирать игрушки только по одной. Зачем нужно это правило? (Иначе не успеем). Какие еще правила необходимо соблюдать в этой игре? (Дети предлагают правила).

— А вы, какие предлагаете еще правила, что бы выиграть? Например, какое правило надо соблюдать, чтобы игрушка не развалилась и не перевернулась ее крышка? (Дети предлагают правила, воспитатель помогает их оформить в речи и вывешивает знак на фланелеграф).

— Когда наполните игрушку и закроете ее крышкой, надо встать, положить игрушку на ладошку, чтобы мне как ведущему было понятно — вы сделали, и лишь потом нести игрушку к елке.

Когда понесете игрушку к елочке, нести надо на ладошке, чтобы не высыпать содержимое на пол. Хорошее правило получилось. A какое правило поможет нам не толкаться около елочек? (Не мешать друг другу). И еще одно правило важное: мы будем работать в команде вместе.

Какое правило поможет нам не мешать друг другу? (Работать дружно и по порядку).

— Напоминаю, вам необходимо выбрать свою фигуру, наполнить ее украшением, подобрать крышечку. Какая команда сделает быстрее, получает один балл.

— Подойдите к своим столам. Все готовы? По моей команде начинаем украшать. Раз, два, три.

(Дети выполняют задание, наполняют полые геометрические формы мишурой, подбирают крышечки. Воспитатель наблюдает, по необходимости включается в деятельность).

Воспитатель: Победила команда… Получает 1 балл. Теперь необходимо украсить елку. Постройтесь в колонну. По одному необходимо добежать до елочки, приклеить к ориентиру – липучке, и вернуться своей команде.

Воспитатель: Команды готовы? Раз, два, три, беги. Дети пo очереди подбегают к елке, приклеивают фигуры-игрушки.

Воспитатель: Какая команда закончила быстрее? Получает 1 балл. Быстро нарядила эта команда. Кто же победил? Помните, мы договорились — нарядить елку не только быстро, но и правильно. А правильно? Давайте проверять. Команды проверяют результаты друг друга. За правильность каждая команда получает 1 балл.

Подводят итог.

Воспитатель: Вам понравилось? Что в игре больше всего понравилось: придумывать игру или играть в нее? Получилось ли игра так, как мы ее задумали? Почему? Почему фигурки не сломались, не рассыпались украшения? Почему все успели свою игрушку на елку поместить? (Правила выполнялись, все очень старались, дружно все делали, друг за друга болели, вместе придумывали правила в игре, такие интересные идеи предлагали друг другу). Итак, кто за то, что игра у нас получилась очень хорошо, без одной ошибочки? Кто считает, что игра совсем не получилась? Кто думает, что мы хорошо поиграли в игру, но не всему пока научились, надо поиграть еще несколько раз. А можно в эту игру по-другому поиграть? Мы с вами сегодня играли в игру, которую придумали сами. Молодцы! Посмотрим, что же Дед Мороз принес. (В мешке новая дидактическая игра)

Источник: http://www.detsadclub.ru/14-vospitatelu/teksty-konspektov-zanyatij/2873-konspekt-didakticheskoj-igry-dlya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-novogodnyaya-masterskaya

Дидактические игры для дошкольников: что это такое, какие бывают, как и когда используются, картотеки с примерами

Развитие детей — одна из первоочередных задач родителей. Вместе с тем природно-обоснованная, самая подходящая форма познания для дошкольников — игры. Именно с помощью дидактических развлекающих занятий родителям проще всего «достучаться» до ребёнка, найти с ним контакт, позволяющий стимулировать развитие и познание окружающего мира.

Понятие дидактических игр для дошкольников, их отличие от других видов развлекающих занятий

Под дидактическими играми обычно подразумевают учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме. От игр в классическом понимании такие занятия отличаются направленностью на обучение, а от уроков — созданием игровой атмосферы, облачением образовательных процедур в неформальную форму.

В ходе таких занятий при помощи педагогических приёмов моделируются изучаемые системы, явления и процессы.

Достигаемые цели

Для детей различных возрастов применяются разные дидактические занятия. В то же время преследуемые ими цели не слишком зависят от возрастной группы. Такое развлекающее обучение нацелено на следующие блоки развития:

  • умственного;
  • нравственного;
  • трудового;
  • эстетического;
  • физического.

Различия игр, предназначенных для детей разных возрастов, будут заключаться, прежде всего, в сложности.

Учитывая, что большинство людей лучше всего воспринимают зрительную информацию, способ знакомства с окружающим миром, основанный на картинках, достаточно эффективен

Во время игр, направленных на трудовое воспитания, в первую очередь должно развиваться понимание необходимости трудиться, уважение к чужой работе и понимание принципов причинно-следственных связей между подготовительной и конечной стадиями трудового процесса.

Такие изображния вырезаются, перемешиваются, и детишки сами раскладывают их в правильном порядке

Что касается направленных на нравственное воспитание игр, то цели для детей разного возраста будут существенно отличаться:

  • дошкольникам младших групп важно привить культурно-гигиенические навыки;
  • детсадовцам постарше необходимо познакомить с нравственными чувствами и отношениями.

Какое место в работе детских садов занимают дидактические игры

Различные дошкольные образовательные учреждения по-разному относятся к проведению обучающе-развлекающих занятий. В том или ином виде такое развлекающее обучение представлено практически в каждом таком учреждении, однако качество его подготовки и проведения может существенно отличаться.

Насыщенные цвета с преобладанием позитивного жёлтого делают обучающую игру еще интереснее

Наиболее передовые учреждения, занимающиеся дошкольным образованием, сегодня максимально плотно интегрируют такие занятия в обучающий процесс, подкрепляя ими базовые теоретические навыки дошкольников.

Классификация дидактических развлекающих занятий

Анализировать обучающе-развлекающие занятия можно по различным признакам. Например, если взять в качестве критерия цель такого занятия, то классификация будет представлена в следующем виде:

  • игры для умственного воспитания – «назови одним словом», «назови три предмета» (направлены на умение строить взаимосвязи, искать синонимы и антонимы);
  • развлекающие занятия для нравственного воспитания;
  • игры для трудового развития – «кто построил этот дом» (дети знакомятся с необходимостью составлять чертежи для постройки здания);
  • развлекающие занятия для эстетического воспитания;
  • игры для физического развития.

Физическая игра с элементами обучения, в рамках которой детишкам необходимо удерживаться на участке определенного цвета, развивает не только разум, но и тело дошкольника

Другая классификация будет базироваться непосредственно на процессе игры, а не на её цели:

  • игра с предметами — преимущество такого типа неформальных занятий заключается в том, что в качестве атрибутов используется природный материал, например, листья, камни, шишки, цветы. На основе использования этих атрибутов ребёнком строится сам процесс («опиши предмет», «что это?», «что вначале?»);
  • игра настольно-печатная — очень разнообразный вид обучающих занятий, включающий направленные на развитие речевых навыков, логики, внимания, умения моделировать и принимать решения («лото», «домино», «парные картинки»);
  • словесное развлекающее занятие — направлено на развитие самостоятельности, мышления и речи детей, учит описывать предметы, выделять доминирующие признаки, отгадывать слова по их вербальному описанию.

Виды обучающих игр для дошкольников младшей, средней и старшей групп

Для самых маленьких лучше всего подойдут игры, связанные с тактильным восприятием окружающего мира. Например, «собери корзинку». За счёт такого развлекающего процесса происходит умение познавать жизнь вокруг и разделять присутствующие в нём предметы и явления. Это база для дальнейшего познания.

Видео: дидактическая игра «Собери корзинку»

Для детей постарше подойдут более сложные игры. Например, «Кто что ест»: в её процессе дошкольники подбирают картинки животных к продуктам, которые те могут есть, и соединяют их прищепками.

Видео: Дидактическая игра «Кто что ест»

Для самой старшей группы целесообразно использовать словесное неформальное обучение, использующие не конкретные предметы или животных, а более абстрактные понятия, например, квадрат или круг.

Видео: игра по математике в старшей группе детского сада

Картотеки обучающе-развлекающих занятий для разных возрастных групп

Для разных возрастных групп походят разные дидактические игры, направленные на развитие различных способностей детей. Среди представленных в нижеприведенной таблице игры «Похож — не похож», «что лишнее» и «продуктовый магазин» рекомендуются для детей постарше, но так или иначе, всё подобное неформальное обучение может быть адаптировано под дошкольников разных возрастов.

При подготовке для дошкольников обучающе-развлекающего занятия самостоятельно важно соблюсти ряд принципов. Так, в соответствии с ними такие занятия должны быть:

  • системными — для обучения детей строить причинно-следственные связи;
  • усложняющимися — для поступательного интеллектуального развития ребёнка;
  • обладать свойством повторности — поскольку не каждый дошкольник запомнит и усвоит правила игры с первого раза;
  • добровольными — подбирать такое развлечение следует с учётом интереса и желаний детей;
  • обладать элементом таинства — сама достигаемая дидактическая задача должна быть замаскирована игровым процессом;
  • обновляемыми — каждой следующей игре следует дополняться новыми элементами, чтобы ребёнку не было скучно.

При этом учитывая обилие детских журналов и книг с яркими картинками, а также дополнительных ресурсов типа цветного картона или игрушек, изготовить материалы для таких занятий самостоятельно не представляет особого труда.

Видео: дидактические игры по сенсорике, делаем своими руками

«Лото» легко адаптировать под конкретные нужды. Например, дошкольникам 3–5 лет очень важно привить культурно-гигиенические навыки. Согласно её правилам, детям раздают расчерченные игровые поля с изображением в центре и набор картинок, часть из которых имеют отношение к помещённой в центре поля, другая часть — нет.

Дети должны заполнить поля вокруг этой главной картинки подходящими к ней по смыслу. Так, если ею сделать, например, рисунок «Мойдодыра», то ребёнку потребуется «окружить» его изображениями мыла, зубных щёток и т. д.

При добавлении картинок на поля детям нужно объяснить, почему они решили, что именно это изображение подходит по смыслу центральному рисунку.

Видео: настольная игра для детей «Лото»

Другая игра, «Шнуровка», направлена на развитие мелкой моторики. Подходящими атрибутами могут быть любые детали подходящего размера, не слишком крупные, но и не чересчур мелкие, которые требуется пришивать к одежде: пуговицы, накладки и т. д.

Такое развлекающее обучение можно дополнять и видоизменять: например, взять шнуровки разных цветов и установить в качестве правила, что разные детали должны пришиваться нитками подходящих цветов. Так у ребёнка разовьются знания о цветовой гамме.

Видео: развивающая игра «Дерево-шнуровка»

Таким образом, в форме дидактической игры скрыт огромный потенциал для развития детей разных возрастов. Важно соблюсти системный подход к выбору этих развлекающе-обучающих занятий, уделяя внимания всем аспектам детского развития. В то же время важно соблюдать возрастной ценз, чтобы повысить эффективность этого полезного развлечения.

«Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — это то, чего он делать не обязан», — как говорил Марк Твен, и важно умело выдать одно за другое.

Следует помнить, что детская вовлечённость и заинтересованность — ключевые факторы, обуславливающую пользу от игры и активное восприятие дошкольниками новых знаний и умений посредством этого неформального процесса.

(Visited 1 079 time, 1 visit today)

Источник: https://shkolabuduschego.ru/game-online/didakticheskie-igryi-dlya-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию