Этические беседы в начальной школе

Этические беседы( Тема: «Вежливость»)

: 10:02:01 28-01-2016

Этические беседы на тему «Вежливость»

Цель: ребёнок должен уметь пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Занятие №1  Тема: «Зачем говорят «здравствуй» (5 -6лет).

Цель: в ходе беседы напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям.

Вопросы к детям:

Что вы говорите, когда приходят к нам утром в детский дом гости или другие взрослые?

Кому вы говорите ещё «здравствуйте»?

Что вы говорите вечером, когда уходят они домой?

Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают — это мы узнаем из небольшого рассказа о Вини — Пухе и Кролике.

Вини- Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

Но ведь мы же друзья, — удивился Пух.

А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? — обиделся Кролик.

Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Вини- Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

Завершая беседу уточнить с детьми: говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику;

слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь, это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

Занятие №2 Тема: «Праздник вежливости» (5- 6 лет).

Цель: в ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

Беседа с детьми: Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», — подумал каждый из них.

Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны.

Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».

Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

— Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить!

Чему Петя научился?

Чему Петя должен учиться?

Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова,но и уметь их говорить, когда это необходимо. 

В свободное время предложить детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

Занятие №3 Тема: «Чего не знал воробышек» (5-6 лет).

Цель: в беседе напомнить детям правила вежливого обращения.

У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны. Один из них мы сейчас узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» — говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева.

Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробушков подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? — удивился воробышек.

— Я все знаю».

Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте). Предложить детям вспомнить, как они здороваются с взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

Занятие № 4 Тема: «Вежливая просьба» (5-6 лет).

Цель: в ходе этой беседы помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Ход беседы: с рассказа о Павлике (В. Осеева «Волшебное слово», можно прочитать это произведение).

Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке.

Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет.

Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь? (Пожалуйста.)

Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)

Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста».

(Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2-3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата.

Он взял Павлика кататься на лодке.

В свободное время организовать игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь, друг к другу.

Занятие № 5 Тема: «Фея учит вежливости» (5-6 лет).

Цель: в процессе беседы вместе с детьми вспомнить правила вежливого обращения.

Ход беседы: Некоторые дети, не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их, бывает очень обидно, когда детей называют невоспитанными.

Предложить детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама,

Про него твердит упрямо:

Почему такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого… (спасибо)

Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Ноне у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители,чтобы научить своих детей вежливости. Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым.

Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город.

Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять. 

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители.

Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь — «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета.

Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда — ваша радость».

Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)

Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время организовать игру «Город вежливых».

Занятие № 6 Тема: «Еще один секрет вежливости» (5-6лет).

Цель: в ходе этой беседы напомнить детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Ход беседы: Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься).

А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцены из пьесы А. Толстого «Золотой ключик»).

Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино? Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь? Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Читайте также:  Игры к 23 февраля для детей 8-9-10 лет

Буратино. Подумаешь — тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю.

Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.

Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)

Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:

Встретил Витю я, соседа

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда

Налетел из-за угла!

Что Витя должен был сказать соседу?

Но — представьте — зря от Вити Ждал я слова… (извините).

Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)

А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.

Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости в последний раз!»

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)

О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)

Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становитсятепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». 

Занятие №7 Тема: «Воспитанность и вежливость» (5-6 лет). 

Цель: вспомнить правила вежливости, в ходе беседы выяснить, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью. 

Ход беседы: предложить детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

Воспитание, что это? — спросила мартышка.

Это много чего, — сказала бабушка. — В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

Спелый банан? — уточнила мартышка.

Очень спелый, — кивнула бабушка.

Съем! — сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

Сначала скажу «спасибо», — поправилась мартышка. — А потом съем!

Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! — сказала бабушка.

Но вежливость — это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

А вдруг он его возьмет?! — испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

Нет! Воспитанной быть не интересно! — сказала мартышка.

А ты попробуй! — Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: — Попробуй!

Что пробовать? — спросила мартышка. — Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

Большое спасибо! — сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. Ты ведь не очень любишь бананы? — спросила она слоненка.

Ты ведь, на верно, их почти совсем не любишь, правда?

Нет, почему же? — возразил слоненок. — Я их довольно сильно люблю.

Вопросы по прочитанному произведению:

Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)

Почему мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?

Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?

Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.

Да? — сказала мартышка упавшим голосом. — Ну, тогда — на!

И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан. Бери! Это тебе! — сказал слоненок.

Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

Удав, — сказал попугай. — Прими от меня этот прекрасный банан!

Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! — сказал удав, взял банан и протянул его мартышке. Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась. Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!

Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)

В свободное время сделать инсценировку по этой сказке.

Источник: http://a2b2.ru/methods/16050_etnicheskie_besedy_tema_vezhlivost

Методика проведения этических бесед с детьми. Часть 1

Тематика бесед. Знания детей о нравственных нормах» полученные на уроках, во время экскурсий, в октябрятских звездочках, из собственных жизненных наблюдений, нередко бывают разрозненными и неполными.

Дети имеют просто неправильные представления, считая, например, что основной признак товарищества и справедливости — хорошие успехи в учении, послушание. Поэтому требуется специальная работа, направленная на то, чтобы обобщить приобретенные из разных источников знания. Очень важно, чтобы в начальных классах систематически проводились с детьми беседы о морали.

Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления.

Проведение бесед на темы, выдвигаемые только условиями жизни данного класса, вносит элемент стихийности в воспитательную работу, поэтому наряду с беседами по конкретным случаям или поступкам необходимо проводить беседы по заранее составленному плану, предусматривающему весь объем работы по нравственному воспитанию детей.

Изучение практики проведения этических бесед показывает, что учителя проводят беседы по разнообразной тематике. Наиболее часто проводятся беседы о товариществе и дружбе, о честности, трудолюбии, культуре поведения. Значительно меньше проводится бесед о чуткости, внимательности, справедливости, доброжелательности, о чувстве долга, о скромности, настойчивости.

Тематику и содержание этических бесед следует строить с учетом постепенного накопления учащимися знаний по вопросам коммунистической нравственности. В том случае, когда у школьников неправильно сформированы нравственные представления, проведение бесед по определенной тематике обеспечивает возможность исправления или переосмысливания этих представлений.

Программа этических бесед строится концентрически, т. е. в каждом классе изучаются, обсуждаются одни и те же нравственные проблемы (о товариществе, дружбе, коллективизме, об отношении к труду и др.

), но конкретное содержание их изменяется в связи с накоплением у детей знаний, опыта, нравственных отношений, задачами и содержанием воспитательной работы. Заранее запланированных бесед о морали должно быть немного — одна в месяц, т. е.

девять в течение учебного года.

Можно предложить следующие темы для этических бесед:

Эта тематика этических бесед является в какой-то мере и обязательной и примерной. Обязательной в том смысле, что все беседы по этим проблемам должны быть проведены в каждом классе.

Примерной потому, что последовательность бесед может меняться в зависимости от актуальных в данное время воспитательных задач, их конкретное содержание уточняется в связи с имеющимся у детей нравственным опытом, уровнем воспитанности.

После беседы можно дать детям задание за чем-то понаблюдать, самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, обсудить в октябрятской звездочке факты из их жизни, нарисовать или написать о том, что они видят, дать нравственную оценку поступкам людей.

Беседы о морали необходимы прежде всего для младших школьников. В этом возрастном периоде развития детей, когда они особенно восприимчивы к внешним воздействиям, когда они безусловно верят в незыблемость нравственных норм, необходимо заложить добротные основы нравственных знаний.

В дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте, можно использовать и другие формы работы, например лекции и диспуты по моральным проблемам. К этическим беседам готовятся учитель и ученики.

Учитель определяет тему беседы, подбирает к ней материалы, он продумывает, на какие явления общественной жизни надо направить внимание школьников, представляет себе ход беседы и ту практическую деятельность, в которой дети смогут реализовать полученные знания.

Дети самостоятельно читают рассказы, рекомендованные учителем, вспоминают прочитанное раньше, случаи из своей жизни.

Выбор темы. Выбор конкретной темы для беседы обусловлен целым рядом обстоятельств. Для того чтобы выяснить, на какую тему надо провести беседу, учитель должен быть внимательным к нравственной стороне жизни и деятельности детского коллектива и отдельных школьников, располагать многими фактами.

На уроках, экскурсиях, в играх, во время работы дежурных, санитаров у детей проявляются отношение к выполнению своих обязанностей, к удачам и неудачам друг друга, товарищество, коллективизм.

Свободные высказывания детей о делах в классе, в звездочках, по поводу прочитанного дают возможность учителю составить представление о том, что знают дети о нравственных нормах, какие встречаются ошибки и неточности в их знаниях.

Анализ фактов поможет учителю определить уровень воспитанности школьников, характер их взаимоотношений, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы, определить ее основное содержание.

Некоторые беседы обычно (хотя и не обязательно всегда) проводятся в одно и то же время. Так, в начале года целесообразно провести беседу о дружбе, товариществе.

После того как дети побывают на экскурсиях, знакомящих их с трудом людей разных профессий и специальностей, проводится беседа об отношении к труду, людям труда и результатам их труда, к народному добру.

При создании октябрятских звездочек, когда у детей накопится некоторый опыт коллективистических отношений, целесообразно провести беседу о товариществе и коллективизме, связывая эту беседу с разъяснением правила октябрят: «Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут».

Читайте также:  Поделки из бросового материала. зверята

Тема очередной беседы может быть связана с какими-либо событиями в классе.

…Несколько октябрят в течение всего учебного года помогали своему больному товарищу: передавали уроки, не забывали приносить подарки к празднику.

Больная девочка была капризна и обидчива, иногда несправедливо сердилась на ребят, которые к ней приходили.

В начале болезни девочки все ребята решили ей помогать, но острота сопереживания с несчастьем товарища быстро спала, и только четыре человека из класса помогали ей в течение всего учебного года.

В конце года учительница решила провести беседу на тему О доброте и отзывчивости, положив в основу беседы этот фант, подчеркнув мысль о том, что доброта должна быть активной, а это требует и настойчивости, и терпения, и умения преодолевать трудности, совершать поступки во имя товарища, а не желания быть отмеченным учителем.

Главное внимание было обращено на поступок тех ребят, которые не участвовали в драке, а стояли в стороне.

В беседе были подняты интересные для младших школьников вопросы: надо или не надо вмешиваться в драку (тем более что родители часто говорят: «Не надо», «Будь в стороне, а то самому попадет», и самому страшно лезть в драку, ведь могут больно ударить), надо ли преодолеть страх или не надо.

Следовательно, выбор темы для беседы определяется воспитательными задачами, стоящими перед учителем в работе с классом, потребностями жизни детского коллектива, типичными положительными и отрицательными поступками в классе.

Выбирая тему для беседы, следует продумать ее название, по возможности оно должно быть лаконично и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать.

Целесообразно бывает в качестве названия использовать пословицы, например: «Друга ищи, а найдешь — береги», «Дал слово — умей держать его», «Говорить легко — делать трудно», «Не мудрено начать — мудрено кончить», «Мало хотеть — надо уметь».

Подготовка материала к проведению беседы о морали. Определив тему беседы, учитель начинает подбирать к ней материалы. Кроме фактов из жизни, наблюдений самих детей, в беседах используются рассказы, очерки и другие литературные произведения.

К. Д.

Ушинский писал: «…Влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства. Сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит ему».

Чтение и обсуждение прочитанного помогают осознать и пережить свои поступки, более критически отнестись к собственному опыту.

Рекомендуя в период подготовки к беседе книги для чтения, учитель должен уже знать, какие нравственные представления будут формироваться, какие образцы нравственного поведения будут предложены школьникам для осмысления, как в дальнейшей жизни коллектива будет организовано накопление детьми опыта поведения.

Источник: http://psyxologiya.ru/metodika-provedeniya-eticheskix-besed-s-detmi-chast-1.html

Этическая беседа для начальных классов «Что такое хорошо и что такое плохо? Добро и зло»

Беседа проводится в начале учебного года (первая половина сентября).

Для учащихся 1-ых классов.

«Что такое хорошо, и что такое плохо? Добро и зло.»

В доме добрыми делами занята,Тихо ходит по квартире доброта.Утро доброе у нас,Добрый день и добрый час.Добрый вечер, ночь добра,Было доброе вчера.И откуда, спросишь ты,В доме столько доброты?

Цели беседы:

— воспитание культуры речевого общения;

— знакомство с устойчивыми формами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

— развитие представлений учащихся о добре и зле;

— воспитание стремления совершать добрые дела;

— учить задумываться над сказанным словом.

Ход занятия

Вступительная беседа

Учитель: сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами.

И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки. Мы сегодня на занятии поговорим о добре и зле и научимся отличать добро от зла. Сегодня мы поговорим на очень важную тему в жизни каждого человека.

Наша беседа будет посвящена доброте и добрым делам! Как вы думаете, что такое «Добро»? это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка… (дети продолжают.) Что есть «зло»? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое… (дети продолжают.) Мы живем на планете Земля.

Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (ответы учащихся.)

Работа по рассказу

Учитель: А сейчас я приглашаю вас послушать одну историю, которая произошла в его городе Добра. (Рассказ В. Осеевой «Просто старушка»)

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

-Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет,- ответил мальчик.

— Мама?- удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

Учитель: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают).

-А теперь вернёмся к нам в школу, чтобы делать добрые дела.

Учитель: Прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.

-Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)

Учитель: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”.

Учитель: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

Учитель: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй .

Ученик читает стихотворение Н. Трутневой «Доброта»

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И в замен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Игры – конкурсы

Учитель: Посмотрите на эти фотографии, если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками.

«Где спряталось добро»

Учитель: Назовите слова и словосочетания, в которых «спряталось добро». (Добрый день, добросовестный, добропорядочный, доброй ночи, доброго здоровья, доброжелательный, добросердечный, добродушный …)

Учитель: В народе всегда относились к доброте по особенному. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». У вас на парте разрезанная пословица соберите пословицу и прочитайте.

Доброе слово, что дождь в засуху.

На добрый привет добрый ответ.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Спасибо – великая сила.

«Улыбка доброты»

Учитель: Думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку относятся по доброму, то и ему в ответ хочется поделиться улыбкой и своей добротой. К нам в гости пришла улыбка, она ласковая приветливая, хотите, подружимся с ней. (Ответы детей).

Тогда я подойду к одному из вас и подарю нарисованную улыбку со словами: «Я дарю тебе улыбку, потому что ты внимательный, добрый, заботливый и т.д. и улыбнусь, после этого он должен улыбнуться и передать свою улыбку соседу с добрыми словами. Последний игрок снова передаст улыбку мне. (Звучит тихо песня В.

Шаинского «Улыбка», дети и гости под музыку передают нарисованную улыбку)

История слова «Добро»

Учитель: Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаемся часто в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит слово ДОБРО. Какие, например? (Добро пожаловать, добрый день, добрый вечер, в добрый путь, в добрый час.) А знаете ли вы историю слова «Добро»? это слово является исконно русским.

Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Слышали ли вы такие выражения «дать добро» и «получить добро»? Что значит «дать добро»? (дать согласие, разрешение на что-либо.) Что значит «получить добро»? (получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.) Много добрых слово в нашей речи.

Доброе слово может нас приободрить, веселить, согреть душу.

Учитель: Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам пришлось кому – то помочь, кого – то спасти? (Рассказы детей).

Ученик: А.Л. Барто «Мы не заметили жука»

Мы не заметили жука.

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья….

И я заву на помощь маму:

– Там жук живой!

Раскроем раму!

Ученик: М Садовский «Доброе сердце»

Я как-то в дом принес щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

– Ну, что ж, – сказала мама, – пусть

Он поживет немного,

В глазах его такая грусть!

Найдется супа ложка…

Я во дворе нашел потом

Котенка чуть живого,

Его принес я тоже в дом,

Сказала мама снова:

– Ну, что ж, – она сказала, пусть

Он поживет немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдется каши ложка….

Я под гнездом нашел птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

– Ну, что ж, сказала мама, – пусть

Он поживет немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдется хлеба крошка…

Однажды я принес ежа,

Ужа и черепаху.

И заяц в нашу дверь вбежал.

Наверное, от страху.

Сказала мама: – Пусть живут –

Читайте также:  Игры на летней площадке в школе

В квартире так чудесно,

А если потесниться, тут

И нам найдется место!

Игра «Доскажи словечко»

Учитель: Мы сказали, что добрый человек – это вежливый человек. Предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко». (ведущий читает, дети заканчивают предложения.)

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо.)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день.)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы… (спасибо.)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… (здравствуйте.)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:… (простите, пожалуйста.)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания.)

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю… (пожалуйста.)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Корзина ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

Учитель: А теперь я предлагаю заглянуть в корзину добродетелей. Как вы думаете, что там? (предположения детей.) Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…» ( Дети произносят эти слова, из корзины вынимают и прикрепляют к доске слова:

— Помогать там, где нужна моя помощь;

— Понимать другого;

— Заботиться о близких;

— Выручать друзей в беде;

— Не ссориться;

— Улыбаться тем, с кем общаешься;

— Сочувствовать.)

Учитель: Как вы думаете, трудно ли этому научиться? Что легче творить добро или зло?

Уч-ль: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу вам подарить блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.

Итог беседы

Учитель: Сегодня мы говорили о добре, добрых делах, добрых словах. Какой вывод вы сделали из сегодняшней беседы для себя?

ВЫВОД: Быть добрым – это не значит все прощать. Быть добрым – значит бороться с плохим. Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие.  

25   Скачиваний: 21

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Источник: https://www.InfoUroki.net/eticheskaya-beseda-dlya-nachalnyh-klassov-chto-takoe-horosho-i-chto-takoe-ploho-dobro-i-zlo.html

сайт учителя начальных классов — Этические беседы

Этическая беседа — это форма разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества. Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся и как метод нравственного воспитания.

Назначение этической беседы:

1. Учить разбираться в вопросах морали.

2. Формировать у школьников собственную нравственную позицию.

3. Нарабатывать свой опыт нравственного поведения.

4. Прививать умение вырабатывать свой взгляд на факты, свое суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.

Этические беседы могут быть:

— программными,

— групповыми,

— индивидуальными,

— тематическими.

Этапы проведения этических бесед:

* Сообщение учащимся фактов о поведении людей в той или иной ситуации, взятых из произведений художественной литературы, из жизни учащихся класса с изменением имен и фамилий, места действия.

* Совместный  с учащимися анализ приведенных отрывков и фактов из жизни.

* Обобщение учащимися фактов, анализ конфликтных ситуаций.

* Формирование с учащимися нравственного, этического правила.

* Применение усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Этическая беседа должна отвечать следующим требованиям:

1. Этическая проблема должна быть понятна учащимся.

2. Этическая проблема должна быть актуальна и интересна детям.

3. Этическая тема должна быть востребована развитием классного коллектива.

4. Обсуждение этической проблемы должно способствовать позитивным изменениям в классном коллективе.

Примерная тематика этических бесед.

1 класс

* Какого человека называют воспитанным человеком?

* Из истории правил вежливости.

* Как нужно вести себя в школе.

* О людях, которых мы встречаем каждый день.

2 класс

* Правила поведения на каждый день.

* Как вести себя дома.

* Правила вежливости у дедушки и бабушки.

* Как вести себя на улице.

3 класс

* Правила поведения в транспорте.

* Правила поведения в театре, кино, музее.

* Правила поведения в библиотеке.

* Если тебя пригласили в гости.

4 класс

* О тех, кого приручил человек.

* Как вести себя в походе.

* О вранье.

* О друзьях и дружбе.

Источник: http://mary2010.ucoz.ru/index/ehticheskie_besedy/0-33

Этическая беседа — одно из средств нравственного воспитания

Abastasia » 23 июл 2012, 11:57

Нравственное воспитание школьников – тяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей.

Как правило, воспитание нравственности у ребенка начинается с детского сада и продолжается в начальной школе. Именно в этом возрасте ребенку легче усваивать какую-либо информацию и правильно анализировать ее.

Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.

Этическим беседам отведено особенное место в процессе воспитания нравственности школьников. Такие беседы должны быть содержательными, подталкивающими к хорошим поступкам и положительным действиям.

Этическая беседа – это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учениками и учителем. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа.

Беседуя со своими учениками, учитель выслушивает и учитывает их мнения по какому-либо поводу, и выстраивает свое отношение с ними в этой беседе на равных.

Почему такая беседа называется именно «этической»? Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных, моральных и этических проблем.

Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками:

1. Беседа должна иметь проблемный характер и предполагать борьбу мнений и взглядов. При этом учитель задает нестандартные вопросы, стимулирует учеников на поиски ответов.2. Этическая беседа не должна развиваться по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети должны говорить именно то, что они на самом деле думают. Учитель же может высказывать свою точку зрения, если не согласен с мнением своих учеников, но обязательно аргументировать свою точку зрения.3. Главная тема беседы должна быть близка к эмоциональному опыту учеников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им не понятным. 4. В ходе беседы должны высказаться все желающие. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.Но, прежде чем, начать этическую беседу с младшими школьниками, учителю следует тщательно подготовиться к ней.

Подготовка к этической беседе должна состоять из четырех этапов:

1- Определение темы беседы (в зависимости от возраста и уровня развития учеников) ;2- Подбор фактического материала;3- Составление плана (продумываются вопросы, которые будут задаваться ученикам в ходе беседы);4- Подготовка учащихся к беседе (объявление темы беседы, указание литературы по теме, возможные групповые или индивидуальные задания).

Исходя из опыта, время на проведение этической беседы рекомендуется отводить в соответствии с возрастом учащихся: в 1 классе – 25-30 минут, во 2-3 классах – 40-45 минут.

Источник: http://EduProj.net/eticheskaya-beseda-odno-iz-sredstv-nravstvennogo-vospitaniya-t748.html

Этическая беседа как метод воспитания младших школьников

Введение………………………………………………………………………….

3

1. Понятие этической беседы, требования к ней………………………………

6

2. Виды этических бесед в начальной школе………………………………….

11

3. Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками…..

19

Заключение………………………………………………………………………

25

Список использованной литературы……………………………………………

28

Приложения………………………………………………………………………

31

ВВЕДЕНИЕ

 В процессе этического воспитания младших школьников аккумуляция знаний о требованиях и нормах морали приобретает важную значимость в повседневной и учебной жизни детей. В связи с этим очевидна необходимость организации этического воспитания младших школьников, формирование у них норм морали и этичности. [7; 143]

Бесспорна и потребность организации воспитательной работы педагога над разъяснением содержания этических норм, этических отношений человека к труду, обществу, коллективу, к самому себе и окружающим тебя людям.

Поэтому в воспитании любого морально-этического качества применяются различные методы и средства воспитания.

В общей системе этического воспитания важное место занимает группа средств, нацеленных понятий, суждений, оценок на воспитание этических взглядов.

Одним из продуктивных методов этического воспитания младших школьников культуры поведения представляются этические беседы. [4; 28]

Проблеме этических бесед большое внимание уделяли современные психологи и педагоги, отечественные и зарубежные авторы: Архангельский А.М., Богдановой О.С., Кольберг Л., Пиаже Ж., Субботский Е.В., Якобсон С.Г.

  и другие, в которых указываются способы дальнейшего развития содержания, форм, принципов, методов этического воспитания, выявляется сущность основных понятий теории этического воспитания.

Они исследовали этическое воспитание и рассматривают его в разных аспектах жизнедеятельности учащихся.

Этическая беседа является эффективным средством воспитания поведенческой культуры у младших школьников, помогающая им освоить правила и нормы культурного поведения. Этическое развитие младших школьников связано с развитием их морального сознания. [16; 64]

Основной целью, к которой стремится педагог в ходе этической беседы является формирование гуманной личности, таких качеств, как чувство ответственности, доброты, справедливости, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема исследования: «Этическая беседа как метод воспитания младших школьников».

Проблема исследования: каковы условия эффективности этических бесед как метода воспитания младших школьников?

Цель исследования: изучить условия эффективности этических бесед как метода воспитания младших школьников.

Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования: этическая беседа как метод воспитания младших школьников и условия её эффективности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
  2. Раскрыть понятие этической беседы и требования к ней.
  3. Рассмотреть виды этических бесед в начальной школе.
  4. Изучить условия эффективности этических бесед с младшими школьниками.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических аспектов темы исследования.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.

В первом параграфе «Понятие этической беседы, требования к ней» рассматривается         понятие, значение и требования этической беседы в воспитании младших школьников.

Во втором параграфе «Виды этических бесед в начальной школе» анализируются         виды этических бесед и их влияние младших школьников.

В третьем параграфе «Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками» анализируются       условия, при которых этическая беседа будет эффективна для младших школьников.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 39 страниц   машинописного текста, включая введение, основную часть, заключений, список литературы и приложения. Список литературы включает в себя 34 наименования.

Источник: http://PomoguTebe.ru/work.php?id=1529

Ссылка на основную публикацию