Игра для подростков на сплочение коллектива

Игры на сплочение коллектива для подростков

При необходимости в сжатые сроки сдружить детский коллектив, научить их понимать и чувствовать друг друга (совместное пребывание в оздоровительном лагере, командные соревнования), на помощь приходят игры для детей на сплочение. Они обязательно проводятся под руководством взрослого, специально подготовленного человека: вожатого, тренера, учителя. И отвечают ряду условий, среди которых:

  • создание атмосферы творческого поиска;
  • увлекательный характер игры;
  • сложность задач, для решения которых требуется выработка определенной стратегии;
  • возможность узнавания друг друга с разных сторон;
  • преодоление барьеров в общении;
  • организация взаимопомощи и поддержки.

Игры на сплочение коллектива для подростков в помещении

Выполнение сложных задач невозможно без выявления лидера, а также определения роли каждого участника в ходе достижения цели.

Это могут быть: генератор идей; теоретик, способный их систематизировать; критик, отбрасывающий ненужные; манипулятор, ищущий выгоду исключительно для себя.

Взрослый способен отследить степень участия каждого и организовать обсуждение, что помогало, и что мешало в выполнении условий игры. Упражнения начального этапа, направленные на командообразование, можно провести в помещении.

Эффективны игры на сплочение коллектива в виде перестроений.

Подвижные игры на сплочение коллектива для подростков

На следующем этапе важно дополнительно предоставить детям возможность узнать лучше друг друга, преодолеть сложности в общении и организовать взаимопомощь.

Это решается проведением подвижных игр с использованием тактильных контактов. В целях безопасности проводить их лучше на большом пространстве: в спортивном зале или на природе.

Вся группа представляет единую команду, направленную на достижение сложной цели.

Психологическая игра на сплочение коллектива

Став настоящей командой, важно осознать преимущества совместной деятельности:

  • использование коллективного разума;
  • возможность нахождения нескольких вариантов решения;
  • взаимозаменяемость;
  • способность выполнения ряда задач одновременно;
  • экономия ресурсов;
  • ощущение себя частью социума;
  • психологический комфорт во время оказания взаимопомощи и моральной поддержки.

Этому помогут игры на сплочение команды в форме психологического тренинга. Его отличие от простого упражнения заключается в глубоком анализе происходящего с освоением приемов самодиагностики и получения обратной связи от остальных участников. Такая работа позволит не только сделать правильные выводы, но и преодолеть психологические барьеры общения, скорректировать собственное поведение. Рассмотреть результативность тренинга можно на примере игры «Болото».

Игры на сплочение коллектива — видео

Источник: http://www.rastut-goda.ru/teenager/8426-igry-na-splochenie-kollektiva-dlya-podrostkov.html

Тренинг на сплочение коллектива: цели, задачи, виды, примеры упражнений

Сплочённая команда единомышленников – главная мечта каждого начальника или школьного учителя. В дружном коллективе легче работать и учиться, да и результаты деятельности, по данным психологов, более высокие.

Чтобы сплотить команду, необходимо создать благоприятный климат, способствующий самовыражению каждого участника. Создать психологически комфортную обстановку на рабочем месте или в школе (институте) поможет тренинг на сплочение коллектива.

Цели и виды тренинга

Существует огромное количество психологических упражнений, которые направлены на формирование дружной команды единомышленников. Различаются они методиками и формами проведения.

При грамотной работе психолога позитивные изменения наблюдаются уже через 5-6 занятий, проведённых без перерывов. Короткий тренировочный курс поможет решить конкретную проблему или просто поддержит нормальный психологический климат в команде.

Тренинг на сплочение рабочего коллектива бывает нескольких форм и разновидностей:

  1. Специальные игровые занятия, помогающие членам группы познакомиться, сдружиться, понять собственную ценность. Игры обучают взаимодействовать с другими людьми, принимать выверенные совместные решения. Чтобы провести такие игры, предварительной подготовки, как правило, не требуется.
  2. Спортивные конкурсы, на которых отрабатываются умение взаимодействовать в команде. Соревнования помогают научить переживанию за членов своей группы. Для проведения спортивного конкурса потребуется специальное место (или помещение) и определённые принадлежности (мячи, клюшки и т.д.).
  3. Тимбилдинг – проведение мероприятий, подразумевающих выезд на природу и проход особых преград и препятствий. К примеру, совместное собрание у реки или озера, поход, преодоление верёвочных городков. Подобные тренинги требуют тщательнейшей подготовки.
  4. Сотворчество – мероприятия, которые подразумевают совместное участие в каком-либо творческом конкурсе. Это может быть песенное соревнование, фотографическая сессия, придумывание эмблемы для своей компании, написание сценария.

Психологи утверждают, что наиболее действенной формой сплачивающего тренинга является тимбилдинг. Большим плюсом подобных мероприятий становится неформальная обстановка, помогающая раскрепощению участников. Часто таким видом занятий пользуются учителя при работе с классом.

Основная цель тренингов на сплочение коллективов – создание доверительных взаимоотношений между членами команды. Поэтому не следует воспринимать эти занятия в качестве простого и необременительного приятного времяпрепровождения.

Задачи тренингов

Любой член коллектива – яркая индивидуальность, обладающая собственными чертами личности и выраженной точкой зрения. Чтобы обеспечить продуктивную работу или учёбу, важно соединить личностные особенности в единое целое.

Вот почему главная задача тренингов – определение главных положительных качеств каждого человека и внедрение их в общую рабочую систему.

Другими задачами, которые преследует тренинг на сплочение коллектива взрослых и подростков, являются:

  • формирование «неофициальных» связей и взаимоотношений;
  • помощь членам коллектива в определении наиболее удобного (с психологической точки зрения) положения в команде;
  • выработка умения работать вместе и решать различные проблемные вопросы сообща;
  • налаживание наилучшей психоэмоциональной совместимости между членами коллектива.

Следует понимать, что тренинг на сплочение коллектива детей, подростков и взрослых – это не стихийное мероприятие, а тщательно продуманный цикл упражнений.

Поэтому специалисты рекомендуют придерживаться следующего плана занятия:

  1. Ознакомьте работников или подростков с целями и задачами мероприятия.
  2. Обсудите групповые правила (например, нельзя разглашать ход занятий за пределами группы, нужно уважать других участников, свободно выражать свои мысли);
  3. Выполняйте понятные всем участникам упражнения.
  4. По окончанию тренинга подведите итоги – каждый участник должен поделиться впечатлениями, мнениями о занятии, дальнейшими пожеланиями к упражнениям или членам команды.

Примеры упражнений

Упражнение № 1. Квадрат

Цель: понимание и прочувствование каждого участника команды.

Как проходит занятие?

Ведущий выстраивает всю группу в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. После выполнения задания не следует сразу же осматриваться. Психолог спрашивает, все ли участники уверены, что им удалось построить квадрат. Открывать глаза можно лишь после того, как все будут уверены, что находятся именно в квадрате.

После окончания упражнения необходимо попросить участников поделиться своими эмоциями, спросить, какие трудности у них возникли и каким образом им удалось с ними справиться. По аналогии можно строить и другие фигуры.

Упражнение № 2. Коллаж

Цель: сплочение группы и близкое знакомство с каждым участником коллектива.

Как проходит занятие?

Участники рассаживаются за общим столом, на котором разложен ватман, клей, различные цветные картинки, рисунки, карандаши, краски.

Членам коллектива предлагается выбрать картинку, которая максимально соответствует их ощущению и видению себя в этой группе.

Сделав выбор, каждый участник, воспользовавшись клеем, размещает картинку на ватмане таким образом, чтобы продемонстрировать своё положение в команде. Затем можно дополнительно украсить картинки при помощи красок и цветных карандашей.

Обсуждаемые вопросы:

  1. Чем вы руководствовались при выборе картинки?
  2. Насколько расположение картинки соответствует вашему желанию?
  3. Насколько сложно было выполнять это упражнение?

Упражнение № 3. Пьеса и актёры

Цель: выбор результата, устраивающего всех участников группы.

Как выглядит ход занятия?

Коллектив необходимо разделить на 4 группы, в каждой из которых должно находиться не менее 4 человек:

  • первая команда – «сценаристы»;
  • вторая – «режиссёры»;
  • третья – «актёры»;
  • четвёртая – «критики».

Всем участникам даётся одно задание – создать и поставить такую пьесу, которая устроила бы всех по всем показателям (заголовок, содержание, выбор актёров).

«Авторы сценария» пишут 1-й акт, отдают на утверждение «критикам», затем текст получают «режиссёры», которые и репетируют пьесу с «актёрами». В этот момент «сценаристы» пишут уже второй и третий акты.

После полной готовности пьесы «актёры» начинают играть, а остальные участники усаживаются в «зале».

Обсуждаемые вопросы:

  1. Насколько устроил вас полученный результат?
  2. Что не получилось?
  3. Насколько просто или тяжело было работать в команде?
  4. С кем было проще всего сотрудничать и почему?

Результат тренинга на сплочение коллектива

Не всегда удаётся наладить прямую связь с вопросами и ответами. В некоторых случаях определить текущую обстановку в команде можно, наблюдая за участниками при выполнении задания и по результатам теста. Подобное изучение необходимо проводить анонимно, предлагая каждому участнику оценить определённые показатели психологического комфорта в группе:

  • дружелюбие;
  • результативность;
  • комфортность;
  • агрессивность;
  • враждебность (и прочие).

Проанализировав полученные данные тестов и наблюдений, психолог определяет главные проблемы коллектива (если они имеются) и формирует следующий тренинг, который призван корригировать «слабые места» группы.

Если грамотно и деликатно подходить к сплочению сотрудников или подростков, результатами тренингов может стать:

  • оптимизирование внутригрупповых взаимоотношений;
  • формирование способности действовать в команде;
  • умение правильно выходить из конфликтной ситуации;
  • продуктивность рабочего или учебного процесса.

Конечно, главная задача тренинга – это добиться сплочения коллектива, выработать умение сотрудничать. Однако не стоит забывать и про психологический комфорт участников команды.

Нельзя силой заставлять принимать участие в упражнениях, важно проговорить возможные проблемы и помочь каждому человеку. Именно во взаимопомощи и проявляется настоящая сплочённость коллектива!

Источник: http://adella.ru/work/trening-na-splochenie-kollektiva.html

 «Паутина»

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию».

Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек, и не тот человек, который стоит рядом). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е.

снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

«Бурундуки»

Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.

«Квадрат»

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться.

Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например: — Квадрат пошел влево — квадрат идет влево. — Квадрат садится — квадрат с криками и воплями пытается сесть.

— Квадрат прыгает — квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.

И так далее.

«Носок-пятка»

Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать – получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели – нужно попробовать так немного продержаться.

«Гражданская оборона»

Все участники прогуливаются по комнате, ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. Например: «Внимание!». На вас напали пещерные львы (хулиганы, римские легионы, вирусы гриппа, маленькие зелененькие человечки, угрызения совести, зевота и т. п.

) После сигнала опасности участники игры должны собраться в тесную группу, держа друг друга, а затем произнести фразу: «Дадим отпор… (пещерным львам и т. п.). Вожатый, играя роль этой опасности, пытается вытащить из группы любого ребенка. Задача ребят держаться очень крепко.

Потом группа опять разбредается по комнате и игра продолжается.

«Паровозик»

Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг другу. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведет группу через разные препятствия. Если препятствие серьезное, то лучше группу о них предупреждать. Вариант: глаза открыты только у последнего и он говорит первому и всей группе, куда идти.

Читайте также:  Заготовки из кабачков и патиссонов на зиму

Источник: http://spo21.ru/index.php/studencheskie-otryady-chuvashii/metodicheskaya-kopilka/31-igry-na-splochenie

Командные игры на сплочение коллектива для подростков в лагере

Детский лагерь – это место, где можно завести новые, а главное интересные знакомства. Особенно это важно для подростков, так как именно в этом возрасте каждый ребёнок определяется со своим местом в обществе.

Важно! В детском лагере важно продумать программу игр на взаимодействие между членами отряда.

Поэтому главная задача любого вожатского коллектива – это создание благоприятной обстановки, в которой каждый подросток будет чувствовать себя важным и нужным.

Кроме этого, между самими детьми должна сложиться положительная психологическая обстановка.

Игры на сплочение коллектива для подростков могут быть представлены следующей программой:

Название игры Правила Основная направленность
Ты мне нравишься за… Создаётся два круга – внешний и внутренний. Во внутреннем могут расположиться девчонки, во внешнем – мальчишки.   Дети сидят напротив друг друга и каждая такая пара обменивается словами: «Ты мне нравишься за…» и вставляется комплимент, характеризующий не внешность, а черты характера.  Поочередно круги движутся. Расположить всех участников коллектива относительно друг друга. Идеальное решение для установления дружеских отношений.
Переброс мяча Вожатый поочерёдно бросает мяч детям, а те в свою очередь должны рассказать какой-нибудь интересный факт о себе или смешную историю из своей жизни. Даёт возможность обратить на себя внимание. Подходит для тех коллективов, где присутствуют отстранённые дети.
Зелёный, голубой Одному из подростков завязывают глаза. Он должен только с помощью прикосновений узнать своего товарища и назвать точно его имя.  В процессе игры можно помогать ведущему с помощью комментариев. Тактильная игра, в процессе которой все участники с помощью прикосновений взаимодействуют между собой.
Рваный кед Отряд делиться на несколько команд, которые будут соревноваться между собой. Это могут быть спортивные или интеллектуальные состязания.  Очень популярными в данное время являются квесты. Данная игра является представителем командных игр – благодаря общим целям формируются общие интересы.

Игры для детей в детском саду

В детском саду важно создать стойкий интерес между детьми. Они должны осознавать, что группа, в которой они находятся является на данный момент определённой ячейкой. Здесь используются игровые технологии, которые будут весёлыми и красочными.

Кроме этого, нужно заботиться и о сплочении детей. В соответствии с этими требованиями разрабатываются интересные упражнения, а также физические занятия.

Часто в садиках используют определённые игры для этого:

  1. Кораблекрушение. Определяется площадка средней величины, на которой должны разместиться все дети настолько компактно, насколько это возможно. В процессе все дети помогают друг другу, чтобы поместиться на небольшой площадке.  

    Если в первый раз всё получиться, то площадку можно постепенно уменьшать. При этом, можно предложить детям представить, что они команда корабля, который потерпел кораблекрушение, а площадка для них это спасательная шлюпка или остров.

  2. Болото. Предполагает физическую разминку, которая осуществляется на свежем воздухе. Группа делиться на несколько небольших команд, соревнующиеся между собой.   Сначала происходит сплочение в определённых микрогруппах, после чего участники могут взаимно меняться, формируя новые микрогруппы.  

    Для проведения данной игры не обязательно использовать много сложного инвентаря. Может пригодится мяч, хула-хуп, а мелом на асфальте нарисовать кочки.

  3. Шарики. Игра способствует уменьшению межличностного пространства. Дети делятся на пары или на три человека, каждой из них нужно надуть несколько воздушных шаров или лопнуть уже надутые, используя только объятия.  

    Во-первых, сам процесс особенно нравиться ребятам. Во-вторых, остальные участники могут стать болельщиками, а воспитатель может определить симпатии между детьми.

Существует огромное количество таких игр, которые не просто нравятся ребятам, но и имеют особое значение в формировании коллектива.

Игры на сплочение для младших школьников

Игры на сплочения детского коллектива очень разнообразны и предполагают разносторонние виды деятельности. В отличии от детского лагеря, школьники находятся в другом статусе относительно друг друга, потому что коллектив в школе имеет долгосрочные отношения.

Поэтому используется целый комплекс игр, каждый из которых имеет свои цели:

  • 1 класс предполагает комплекс дидактических игр, задачей которых является налаживание коммуникативных связей. Следует стремиться создать дружеские отношения между всеми членами молодого коллектива, в том числе и учителем.
  • 2 класс благодаря коллективным играм налаживаются межличностные отношения. В процессе психологического формирования могут возникнуть инциденты недопонимания и даже агрессии относительно друг друга. Это может исправить только благодаря введению игровых моментов.
  • В 3 классе дети уже могут выполнять общественные поручения, так как в этом возрасте дети становятся активной частью общества. Игры в этом возрасте должны быть направлены на ориентацию личностных качеств, которые станут частью общественного дела.
  • В 4 классе микроклимат да и сам коллектив уже практически полностью сформирован. Дети уже проявляют свои организаторские способности, именно поэтому и дидактические игры должны быть направлены на выражение организаторских и лидерских способностей каждого ученика.

Для младших школьников важно продумать саму концепцию игры, так как она должна быть не просто результативной, но и подвижной, интересной и запоминающейся. В начальной школе нужно использовать дополнительное красочное пособие и предметы.

Обратите внимание! В соответствии с возрастными особенностями разрабатываются и правила дидактических игр.

Целью педагогов в младших классах является создание благоприятной атмосферы для детей. Дети должны чувствовать себя комфортно и непринуждённо, чтобы создать дружеские условия взаимосуществования.

Источник: https://LadyTrand.ru/otdyh/igryi-na-splochenie-kollektiva.html

«Один в поле не воин» — тренинг на сплочение класса

Занятие, посвященное сплочению классного коллектива и развитию навыков взаимодействия в команде, можно проводить на разных этапах учебного года: после каникул, при изменении состава класса, для лучшей адаптации новичков. Учитель сам определит, какую педагогическую задачу ему помогут решить предложенные упражнения.

Педагогическая задача тренинга

Мой новый восьмой класс, в котором я являюсь классным руководителем, был сформирован из вновь поступивших в школу ребят.

С самого начала я уделяла особое внимание формированию классного коллектива, проводила с ребятами групповые занятия, беседы, внеклассные мероприятия, часть из которых они организовывали сами (конечно, в контролируемых и специально созданных условиях).

В итоге образовался достаточно дружный коллектив, в котором микрогруппы доброжелательно взаимодействовали друг с другом; не осталось ребят, совсем исключенных из классной жизни.

Но в последнее время групповая динамика изменилась, стали выделяться ответственные и инициативные ребята, наверное, более трудолюбивые, на которых остальные начали «сваливать» внеклассные дела, поручения и организацию их собственных праздников.

На мой взгляд, это неправильная тенденция для коллектива, который просуществует еще минимум три года, поэтому я решила провести специальное занятие, направленное на сплочение коллектива.

Были подобраны упражнения, выполнение которых не требует явного лидера, но невозможно без сплоченной работы всей команды, а успех команды зависит от успеха каждого участника.

Все упражнения достаточно активные.

Время проведения: 60 минут. Необходимое оборудование: линии на полу, веревка, связанная в кольцо (ее длина должна быть достаточной, чтобы все участники могли взяться за веревку руками), доска.

Упражнения на сплочение классного коллектива

Разминка

После вступительного слова ведущего каждый участник по кругу называет свое имя и продолжает по своему усмотрению фразу: «В людях я ценю…».

Конечно, ребята проучились вместе больше полугода и знают, кого из них как зовут. Но произнесение своего имени в начале фразы акцентирует внимание на том, что это мнение конкретного ученика, что именно он так считает. Возникает ситуация ответственности за свои слова, когда сложнее сказать откровенную глупость или отделаться неуместной шуткой.

После того, как все высказались, учителю важно подвести итог, резюмировать сказанное, по возможности подчеркивая качества, актуальные для цели занятия («Вы видите, что многие из нас ценят в людях честность, готовность прийти на помощь, умение дружить…»).

Упражнение «Крестики-нолики»

На доске расчерчено поле – 6×6 клеток. Группа делится на две команды по произвольному принципу (например, в зависимости от того, как они сидели – справа или слева от ведущего). Каждая команда выбирает капитана, который будет от ее лица выполнять ход – вписывать «Х» или «0» в одну из клеток.

Ведущий объясняет, что каждая команда должна стремиться получить наибольшую выгоду, заработать максимальное количество очков, то есть заполнить как можно больше полных строк или столбцов. Ходы выполняются по очереди, за ход можно поставить только один знак.

В данном упражнении много тонкостей. Во-первых, в инструкции нет никаких указаний на конкуренцию, нет запретов договариваться с другой командой, но именно стратегию конкурирования чаще всего избирают команды, и, конечно, обе не получают ни одного очка.

Затем подсчитывается итог, неутешительный для обеих команд. Дальше педагогу нужно не напрямую в ходе обсуждения подтолкнуть ребят к идее, что максимальная выгода для каждой команды – это по 3 очка каждой, а если одна из команд начнет «вредничать», то сама проиграет.

Затем проводится второй раунд игры.

Это упражнение – этап предъявления проблемы. По его результатам нужно дать ребятам возможность высказаться, обсудить плюсы и минусы стратегий конкуренции и кооперации.

Упражнение «Досчитать до десяти»

Упражнение выполняется с закрытыми или опущенными глазами и в тишине, чтобы участники не могли переглядываться и договариваться заранее. Ребята все вместе должны досчитать до десяти, но таким образом, чтобы каждую цифру называл только один человек. Если какую то цифру произносят одновременно несколько подростков, счет начинается заново.

Это классическое упражнение, и ученики моего класса выполняли его регулярно. Оно очень хорошо для введения в тему командообразования и сплочения, а также в качестве разминки. Его вполне можно использовать многократно. После каждой неудачной попытки стоит напоминать ребятам, что с этим упражнением невозможно справиться без внимания друг к другу, умения слушать.

Упражнение «Единый шаг»

На полу изображаются две параллельные линии на расстоянии очень большого шага. Ребятам дается задание: перебраться на противоположную сторону «коридора» всем вместе, одновременно. Важно предоставить участникам возможность заранее обсудить план действий, договориться.

Обычно команды проявляют огромную изобретательность при выполнении задания: некоторые берут часть команды на плечи, упрощая себе задачу, некоторые сначала собираются между полосами, а потом в один шаг синхронно оказываются на противоположной стороне (ведь в инструкции не сказано, что этого делать нельзя). Задача ведущего – поощрять любые проявления сплоченности и креативности, поддерживать позитивный настрой в ситуации неудачи.

Упражнение «Фигуры из веревки»

Участники встают в круг, каждый берется за веревку, связанную в большое кольцо. Ведущий объясняет ребятам, что их задача – по команде закрыть глаза и молча придать веревке форму той фигуры, которая будет названа. Затем все снова откроют глаза и увидят, что получилось.

Дальше участникам предлагается сделать квадрат, ромб, овал, трапецию (любые плоские фигуры). Если упражнение проходит очень хорошо, можно усложнить задачу и предложить сделать пирамиду или куб.

Конечно, выполнить более сложное задание с закрытыми глазами невозможно, и за этим правилом нужно следить только вначале, на простых фигурах. К концу упражнения главной задачей становится поиск решения, что гораздо важнее. Если кто-то проявляет себя слишком авторитарным, старается руководить всеми и не прислушивается к мнению команды, можно напомнить о запрете на разговоры.

Упражнение «Путаница»

Участники встают в круг, близко друг к другу. По команде ведущего все закрывают глаза и вытягивают руки, а по следующей команде каждый берется за чью-нибудь руку. Затем учитель проверяет, все ли взялись за руки попарно, и если нет – исправляет. После этого ребятам разрешается открыть глаза. Задача – распутаться, не отпуская рук.

Читайте также:  Как приготовить джем из рябины красной на зиму в домашних условиях

В этом упражнении школьники получают возможность тактильного контакта, что так важно в подростковом возрасте. Упражнение невыполнимо без внимательного и бережного отношения друг к другу, слаженной совместной работы, умения слушать друг друга.

Итоговое обсуждение

Ведущий благодарит участников за работу, поощряет сплоченность, отмечает наиболее удачные, на его взгляд, моменты. Ребятам предлагается подумать над вопросами и при желании высказаться вслух:

— Что было проще или сложнее всего и почему? — Что понравилось или не понравилось и почему? — Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить недовольство?

— Какие эмоции сейчас преобладают?

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/trening-na-splochenie-classa.html

Игры на знакомство и сплочение детского коллектива

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

1 вариант

Дети садятся в круг. Первый называет свое имя. Следующий (удобнее — по часовой стрелке) называет имя первого и своё. Третий должен назвать два предыдущих имени и своё, и так дальше по кругу. Если сбились, начинают вновь, но уже с того, на ком игра прервалась.

2 вариант

Все аналогично первому варианту, только вдобавок к имени ребенок говорит прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и имя.
Например: Слава — сильный, Маша — милая, Оля — особенная и т.д. Повторять нужно также Имя — Прилагательное.


3 вариант

Аналогично предыдущему, но вместо прилагательного — движение.
Например: Слава — хлопок в ладоши, Маша — кивание головой и т.д. Повторять нужно также Имя — Движение.

«МИКСЕР»

Все ребята делятся на команды по принципу: 1-я команда — все ребята, чье имя начинается на гласную букву; 2-я команда — все ребята, чье имя начинается на согласную букву. После этого все по очереди называют свое имя и показывают жест (принцип снежного кома).

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Все дети делятся на четыре команды:

— родившиеся зимой

— весной

— летом

— осенью

Каждой команде дается задание: изобразить свое время года в стихах, песнях, сценках…

«Я БЕРУ С СОБОЙ В ПОХОД»

(Все встают или садятся в круг)

Каждый по очереди называет свое имя и говорит: «Я беру с собой в поход…». Вместо многоточия — предмет, который берут в поход на первую букву своего имени (повторять нельзя). Каждый, начиная со второго, повторяет имена всех предшествующих и то, что они берут с собой в поход. В конце ведущий говорит: «В походе мы, пожалуй, выживем с таким набором вещей и весело проведем время».

 «ЗНАКОМИМСЯ ПО КРУГУ»

Группа встает в два круга – внешний и внутренний, лицом к лицу. Паре необходимо поздороваться за руку, пожимая ее доброжелательно, глядя в глаза человеку и называя свое имя. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение.

«РАССКАЗАТЬ О СЕБЕ В ТРЕХ СЛОВАХ»

Игра может являться не только источником информации, но и своеобразной диагностикой самооценки ребят и готовности к сотрудничеству.

«НИКТО НЕ ЗНАЕТ…»

Передавая «микрофон» участникам необходимо продолжить фразу «Никто не знает, что я…» и назвать что-то особенное о себе, либо какое-то качество о котором никто не знает.

«ИНТЕРВЬЮ»

На спине каждого участника крепится лист бумаги, на котором друг другу ребята пишут вопросы в течение отведенного времени. Потом листы снимаются, все садятся в круг и по очереди отвечают на вопросы, написанные на листах.

Необходимый реквизит: листы бумаги (по количеству участников), пишущие принадлежности. Участникам игры предлагается выбрать из всех присутствующих того человека, с которым они меньше всего знакомы.

«ЛИМОН-ЛИМОН-ЛИМОН»

Все сидят в кругу, ведущий в центре. Он показывает на кого-нибудь из сидящих и говорит: «Слева (справа) …лимон-лимон-лимон». Пока он произносит это заклинание, надо успеть назвать имя соседа слева (справа). Кто ошибся или не успел, выбывает временно из игры.

Соседи меняются, надо быстро перестроиться.

Все сидят в кругу, ведущий в центре. Он показывает на кого-нибудь из сидящих и говорит: «Слева (справа) …лимон-лимон-лимон». Пока он произносит это заклинание, надо успеть назвать имя соседа слева (справа).

«ОДЕЯЛО»

Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу.

Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал — забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая «перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.

 «ТВОЕ ИМЯ»

Участники встают в круг, а один передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катерина, Катя, Катюша, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.

 «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ»

Педагог: Ребята представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение.

 У нас замечательная группа и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг.

Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из группы, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами.

Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.

«ДВЕ ПРАВДЫ, ОДНА ЛОЖЬ»

Участники по кругу, по очереди, называют свое имя, и далее – три факта о себе, один из которых – ложь. Остальные должны догадаться, что именно было ложью.

Пример: Я – Карина Александровна. Я люблю детей. Я профессионально рисую. Я занималась вольной борьбой.

 «10 «Я»

Эту игру рекомендуется проводить тогда, когда между участниками установились доверительные отношения.

Источник: http://spscdtnv.blogspot.com/p/blog-page_19.html

Практикум для сплочения коллектива

ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ

Психологический тренинг на сплочение группыпреследует цель построения эффективного командного взаимодействия. Стоит сказать о том, что сплочение – это реальная возможность для любого коллектива стать чем-то большим, чем просто группа учащихся, возможность стать единым целым для достижения конкретных целей и задач.

Любая группа подростков имеет общие цели,
будь то цель  обучения и получения хорошего образования, перспектива спортивных достижений и какая-либо иная, все равно, чтобы эффективно добиваться поставленных целей, каждый член сообщества нуждается в поддержке. Эту поддержку можно получить как раз в своей группе. Только сплоченный коллектив добивается побед.

Задачей школьного психолога является умение объяснить это подросткам, показать, что психологический тренинг на сплочение для подростков – это эффективное решение многих проблем, возникающих в коллективе, проблем, которые связаны непосредственно с межличностным общением участников группы.

В задачи психологического тренинга на сплочение для группы подростков входит:

1.                      формирование благоприятного психологического климата в группе

2.                      нахождение сходств у всех участников группы для качественного улучшения взаимодействия

3.                      первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе

4.                      осознание каждым участником своей роли и функций в группе

5.                      развитие у подростков умения работать в команде

6.                      сплочение группы вокруг сверхзадачи

Психическим развитием детей, а также психологическим климатом внутри школьного коллектива должны озаботиться не только педагоги и школьные психологи, но и родители. К сожалению, в современных семьях общение детей и родителей сводится к обмену информацией. Но этого недостаточно, чтобы почувствовать мир ребенка, помочь ребенку определиться с выбором профессии и жизненного пути.

Однако практический тренинг на сплочение коллективаподростков поможет им взглянуть на родной коллектив с другой точки зрения, выбрать наилучшую тактику для достижения результатов и разобраться в новом для них мире, в мире взрослых, в который они вступят, став выпускниками школы.

Важность развития коммуникативных навыков невозможно переоценить. Успеха добиваются те люди, которые умеют свободно общаться с окружающими. Итак, сплочение коллективов подростков является важным фактором социализации члена общества.

Психологический тренинг на сплочение коллектива студентов поможет развить навыки лидерства и командный дух, хорошую память, которая даст возможность ориентироваться в потоке информации и обращаться к ней для принятия правильных решений.

Правила и методы проведения тренингов

Ведущий тренинга должен знать правила тренинговых групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это необходимо понимать тренеру и передавать участникам.

Каковы же наиболее распространенные правила тренинговых групп?

Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведёт себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности — это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия.

Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе.

Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Выделяют базовые методы, которые используют в любых тренинговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.

Групповая дискуссия — это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников.

Этот метод даёт участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, придти к какому-либо решению.

Тренер может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.

Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно.

Читайте также:  Классный час на день знаний для 9 класса

На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряжённости, снятия «психологической защиты». Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга.

В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные учения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.

Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как человек ведёт себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется.

Техники развития сенсорной чувствительности — с помощью них участники развивают у себя умение воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специальных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие, насколько влияет внешнее мнение на их поведение.

Медитативные техники используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приёмам самостоятельной медитации.

Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния — важная часть тренинга.

Она повышает устойчивость участников тренинга к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределёнными или незнакомыми ситуациями.

Также существуют и специальные методы, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе.

Упражнения на сплочение

1. «Мой идеальный коллектив»

Источник: http://psychologrita.blogspot.com/2015/09/blog-post_4.html

Психологические игры и упражнения для подростков

Психологические игры и упражнения для подростков

 Игры на сплочение команды

 Циферблат

Описание

Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека.

Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной.

Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

Смысл упражнения

Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.

Обсуждение

Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Хлопок по коленям

Описание

Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева.

После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры.

Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.

Смысл упражнения

Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.

Обсуждение

Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

Скалолаз

Описание

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы («коряги») , образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е.

не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Водящий сам выбирает способ решения этой задачи. Переговариваться нельзя.

Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

Смысл упражнения

Формирование доверия, ломка пространственных и психологических барьеров между участниками. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации (общения без по­

мощи слов посредством жестов, мимики и т. д.) и координации совместных действий. Физическая и эмоциональная разминка.

Обсуждение

Обмен эмоциями, возникшими по ходу игры. Какие чувства появлялись у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

Живое зеркало

Описание

Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» — повторяют все его движения (1,5-2 минуты).

Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.

Смысл упражнения

Разминка, сплочение, создание условий для более полного взаимопонимания и получения обратной связи — возможности взглянуть на свои движения «со стороны», глазами других людей.

Обсуждение

Какие эмоции и чувства возникали при выполнении упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о тех, с кем вы были в тройке?

Волшебный ключ

Подготовка

Для упражнения потребуется замочный ключ и длинная тонкая веревка (длина определяется из расчета 1,5 м на одного участника).

Описание

Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка, и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого из участников таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).

Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ, в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».

Смысл упражнения

Сплочение команды, происходящее в значительной мере на символическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»). Снятие пространственных и психологических барьеров между участниками.

Обсуждение

Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, и также соображениями, в каких жизненных ситуациях участники окапываются «связанными одной нитью».

 Упражнения на эффективную коммуникацию

 Эстафета с шариками

Подготовка

Четыре надутых воздушных шарика (лучше, если будут также несколько запасных).

Описание

Участники делятся на 3-4 равные команды, включающие четное число участников (для возможности работы в нарах). Между ним проводится эстафета по следующим правилам: первая пара из каждой команды получает воздушный шар, с которым должна пройти по дистанции (6-1 0 м) , попасть им в намеченную мишень (приблизительно 50 х 50 см) и вернуться назад.

При этом брать шар в руки нельзя, он все время должен находиться в воздухе, а партнерам разрешено касаться его строго поочередно. Потом шар передается следующей паре из своей команды и т. п., пока он не побывает у каждой пары. Выигрывает команда, завершившая эстафету быстрее. Как вариант упражнения, шар зажимается двумя участниками между собой любым способом, трогать его руками запрещается.

Пара, уронившая шарик, начинает с начала дистанции.

Смысл упражнения

Установление взаимопонимания в парах. Выработка умения действовать скоординированно с партнерами, быстро, решительно и ловко.

Обсуждение

Какие эмоции возникли по ходу игры? Что за качества, помимо ловкости, требуются, чтобы добиться победы в такой эстафете? Где еще нужны эти качества?

Чепуха

Описание

Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. д. Когда вопросы закончились, каждый участник

разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

Примерный перечень вопросов:

• Кто?

• Где?

• С кем?

• Чем занимались?

• Как это происходило?

+ Что запомнилось?

• И что в итоге получилось?

Смысл упражнения

Внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляют задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

Обсуждение

Подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.

Спмпатия группы

Описание

Каждый из участников получает минуту времени для того, чтобы выступить перед группой.

Выступление осуществляется в произвольной форме — это может быть устная речь, небольшая актерская роль, демонстрация каких-либо спортивных умений и т. п.

Ставится лишь одна задача — вызвать с помощью этого выступления симпатию группы. Потом каждый участник оценивает выступления баллами от 1 до 5, описывая, насколько участник вызвал его симпатию.

Это делается письменно, на небольших листочках бумаги. Когда все выступления завершены, ведущий собирает эти листочки и вычисляет сумму баллов, набранных каждым выступающим, и называет, 3- 5 участников, набравших наивысший балл. Полностью озвучивать список не рекомендуется, так как это может оказаться дискомфортно; для участников, набравших недостаточно высокие баллы.

Смысл упражнения

Тренировка навыков самопрезентации, развитие речевой компетентности, тренировка сообразительности. Материал для обсуждения, с чем связаны наши симпатии и антипатии в отношениях.

Обсуждение

Какой смысл мы вкладываем в слово «симпатия»? Что общего между выступлениями, оцененными наиболее высоко?

Угадай рифму

Описание

Участники делятся на две команды. Ведущий произносит слово из числа распространенных в русском языке, к которому легко подобрать множество рифм (например, можно использовать: дом, нос, день, суп, лед, гол, май). Одна команда придумывает к нему три рифмы.

Их задача — продемонстрировать эти рифмы другой команде таким образом, чтобы те смогли угадать их. При этом говорить или показывать на окружающие предметы нельзя, нужно продемонстрировать слова только с помощью мимики и жестов.

Потом ведущий произносит следующее слово, команды меняются ролями, и игра повторяется (общая длительность 4- 6 раундов).

Формального определения победителей в этой игре не предусмотрено, однако игрокам можно пояснить, что более эффективна та команда, которая тратит меньше времени на подбор рифм и придумывание того, как их продемонстрировать, а также те, чьи рифмы быстрее отгадываются соперникам.

Смысл упражнения

Развивается невербальная экспрессия (способность выражать свои мысли и состояния посредством мимики и жестов, без помощи слов), наблюдательность и умение понимать собеседников на основе их мимики и жестов. Тренировка беглости и гибкости владения речью (способность к быстрому подбору рифм тесно связана с этим качествами).

Обсуждение

Кому больше понравилась роль придумывающего и демонстрирующего рифмы, а кому отгадывающего, почему? Какие варианты предложенных рифм и способы их демонстрации запомнились, по­казались наиболее интересными, чем именно? Дл я чего важно уметь передавать определенную информацию без помощи слов, а также понимать такую информацию, передаваемую другими людьми?

Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-igri-i-uprazhneniya-dlya-podrostkov.html

Ссылка на основную публикацию