Классный час о правах и обязанностях ребенка, 4 класс

Классный час «Ваши права и обязанности, дети!» 4 класс

Задачи:

— обучающие

• познакомить детей с Декларацией прав человека и Конвенцией ООН о правах

ребёнка;

• учить применять знания в конкретной ситуации;

— развивающие

• развивать умение анализировать, выделять главное;

• развивать речь;

• развивать умение работать с первоисточником;

— воспитывающие

• формировать правовую культуру учащихся;

• формировать умение работать в группе;

• формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Беседа «Ваши права и обязанности, дети»

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними

появились главные вопросы:

— Что люди могут делать?

— Что они обязаны делать?

— На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые

помогали устранить все трудности.

— Что же такое – законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять

все граждане нашей страны. Главный (основной) закон нашей страны называется

Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот

день является государственным праздником нашей страны.

В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, охрану

здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан Казахстана есть и обязанности (сохранять

и беречь природу, защищать Родину и пр.)

— О каких обязанностях должен помнить каждый школьник?

— А что же такое право?

Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются

государством и определяют отношения людей в обществе.

А права детей записаны в Конвенции о правах ребёнка, которую создала и приняла

Организация объединённых наций (ООН) в 1989 году.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных

документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это

лицо, не достигшее восемнадцати лет.

На международном и национальном уровне существует множество специальных

актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне

является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о

правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех

детей.- Чем отличается Конвенция о правах ребёнка от Декларации прав ребёнка?

Что такое Декларация? – Декларация – от лат. слова, означающее

«провозглашение», поэтому Декларация – это как рекомендация стране, которым страна

может следовать, а может и не следовать за невыполнения этого акта страна не несёт

юридических обязательств.

Что такое Конвенция? — Конвенция – от лат. слова, означающее «договор,

соглашение», поэтому Конвенция-это закон, соглашение по специальному вопросу,

имеющее обязательную силу, для тех государств, которые к нему присоединились

(подписали, ратифицировали).

В Декларации о правах ребенка от 1959 года было всего 10 принципов, а в

Конвенции о правах ребенка содержится 54 статьи, которые учитывают практически все

моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

III. Физкультминутка

— Каждый школьник имеет право на отдых и занятия спортом. Давайте сделаем

зарядку и отдохнём.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

IV. Игра «Разрешается – запрещается»

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)

Слушать мнение ребёнка … (разрешается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить (разрешается)

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа … (запрещается)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться … (разрешается)

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина … (строго запрещается)

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить …(разрешается)

V. Путешествие по стране Правознания

1. — Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость

– сказки. Отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права

других героев, уничтожают и обижают их. Поможет нам брошюра «Конвенция ООН оправах ребёнка» (учащиеся отвечают на вопросы и находят соответствующую статью

Конвенции):

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за

вознаграждение, держал кукол в рабстве?

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам

посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на

метле?

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?

6. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг?

2. – Перед вами 3 плаката с надписями:

• Право на бесплатное образование

• Право на свободный труд, защиту от безработицы

• Право на неприкосновенность жилища

— Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Выберите

правильный ответ.

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (ответ

№3)

2. Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел

какого права? (ответ №2)

3. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (ответ №1)

VI. Обсуждение ситуации

— Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Все ли обитатели

птичьего двора имели одинаковые права?

— Почему обижали маленького утёнка?

— Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом

кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке, думает по-другому?

Почему?

VII. Подведение итогов

— Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?

— Какие выводы вы для себя сделали?

Источник: https://infourok.ru/klassnyy_chas_vashi_prava_i_obyazannosti_deti_4_klass-359144.htm

Классный час для учащихся начальной школы «Путешествие в страну прав и обязанностей» для 3-4 классов

Классный час: «Путешествие в страну прав и обязанностей»

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации.

Задачи:

1. Дать определения понятиям «права» и «обязанности».
2. Формировать представления о правах и обязанностях школьника.

Вступительное слово учителя. (Приветствие детей, гостей и представление детей и СЗПР)

1 слайд

1 ученик: Здравствуйте ребята. Мы члены организации Союз Защитников прав ребенка. (Представляются). Совсем скоро вы перейдете в пятый класс, и мы будем рады принять вас в члены нашей организации. Но для того, чтобы вступить в наши ряды, вы должны много знать и многому научиться. А мы вам в этом поможем. Сегодня мы пришли к вам в гости, чтобы познакомить вас с таким важным документом, как Конвенция о правах ребенка ООН. И поговорить о наших с вами правах.

2 слайд

2 ученик: А чтобы вам было интереснее, мы приглашаем вас в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать? (дети отвечают) Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по удивительной стране . Говорят, есть такая страна в этой стране уважают каждого, не сравнивая не с кем, уважают всегда и любого. И неважно, какого цвета твоя кожа, к какой национальности ты принадлежишь, где живешь — в роскошном доме или маленькой комнате, в какой школе ты учишься, какой статус занимают твои родители, как ты одет, если у тебя свой сотовый телефон.
3 ученик: На доброту здесь нет запретов так же, как на свет и воздух. Эта страна называется страной «Прав и обязаностей». А живется в ней так хорошо, потому, что все ее жители знают и уважают законы и права друг друга. В путешествие по этой стране мы вас и приглашаем.
4 ученик: Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.

1 ученик: Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, школу ты скорей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.

3 слайд

2 ученик : Ребята для того, чтобы попасть в страну прав и обязанностей, нам необходимо пройти таможенный контроль. А для этого придется ответить на несколько вопросов инспектора и заполнить специальный бланк, который лежит у вас на столах. (у каждого ребенка на столе лежит бланк в котором написано слова права, и даны пустые строчки для того, чтобы дети написали определение этому понятию) Итак, ребята, для того, чтобы пройти таможенный контроль, нам давайте попробуем разобраться, что же такое права. Как вы считаете. (Дети предлагают свои варианты ответов).

4 Слайд

Права — это нормы и правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Ребята заполняйте свой пропуск в страну прав и обязанностей.
(через паузу, когда дети напишут определение понятия «права»)
4 ученик: Права есть у всех людей, у богатых и бедных. У взрослых и детей. Правда, дети обладают особыми правами, но о них мы поговорим позже. А, сейчас давайте поговорим о том, без чего не существует прав. (Дети предлагают свои варианты ответов).

5 слайд

3 ученик: Прав не существует без обязанностей. Что такое обязанности? (варианты детей). Итак, обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, желаниям самого человека.
4 ученик: Каждый человек должен быть честным по отношению к другим людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определенные обязанности.
3 ученик: Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное помнить о своих обязанностях.
1 ученик : Теперь давайте закрепим свои знания о правах и обязанностях. Для этого я предлагаю вам выполнить задания на доске. Ребята, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать орден «Правознайки» и те, у кого будет большее количество орденов смогут стать полноправными гражданами страны прав и бязанностей. Поэтому будьте активны, поднимайте руки и отвечайте, только не кричите с места пожалуйста. (дети выполняют задание на доске)

6 — 7слайд

2 ученик: Выберите предложения, в которых говориться о правах.
• Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке. Ребята скажите это право (правильно)
• У каждого ребенка должно быть имя, фамилия и отчество (правильно)
• Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату (неправильно)
• После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдет в армию. (неправильно)
• После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене (правильно)

8 слайд

4 ученик: определи, что является обязанностью школьника.
• Школьник обязан выполнять все требования учителя (правильно)
• Ученик обязан посещать все занятия по расписанию (правильно)
• После уроков учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе (неправильно)
3 ученик: итак ребята давайте закрепим, о чем мы с вами говорили? (за правильный ответ ребенок получает орден)
Ответьте мне пожалуйста на вопрос, что такое права? (орден)
Что такое обязанности? (орден)
Чем отличаются права от обязанностей? (орден)

9 слайд

2 ученик : Отлично, с правами и обязанностями мы разобрались. Таможенный контроль прошли теперь можно отправиться на экскурсию по стране. И первый город который мы с вами посетим, называется Город Знаний. Экскурсия по этому городу будет очень полезной и информативной. Скажите мне пожалуйста, как называется документ в котором описаны все права ребенка. (дети называют свои варианты ответов). Правильно ребята. Документ защищающий права детей называется Конвенция о правах ребенка ООН. (орден за правильный ответ)

10 слайд 4 ученик : 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.
1 ученик: Ребята, как вы считаете, для чего вообще нужно было принимать Конвенцию? (дети отвечают). Дело в том, что раньше детям жилось прямо скажем тяжело. Их заставляли работать на тяжелых работах, зачастую дети не имели возможности учиться, часто болели. Существует даже версия о том, что слово «ребенок» произошло от слова «раб». Все это и подтолкнуло членов Организации Объединенных Наций к разработке такого документа, как Конвенции о правах ребенка.

11 слайд

Основные требования провозглашенные в Конвенции:
1. Выживание детей
2. Их развитие
3. Защита прав детей
4. Активное участие детей в жизни общества
Такова история создания Конвенции о правах ребенка. И сейчас мы с вами узнаем, какими же правами наделил нас с вами этот документ.

Читайте также:  Объёмная аппликация для детей к 8 марта

12 слайд
2 ученик: Но сначала ответьте мне, пожалуйста на такой вопрос, до какого возраста человек считается ребенком. Варианты ответов вы можете видеть на экране. За правильный ответ кто-то из вас получит орден.

• 16
• 18
• 21
1 ученик : В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждый человек до достижения им 18-летнего возраста. Так что все мы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.
Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

13 слайд

4 ученик: Каждый ребёнок имеет право на жизнь, и здоровое развитие .
3 ученик: Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеем право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
«Я – полноправный страны гражданин!”
1 ученик: Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.
2 ученик: Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
А государство должно обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
4 ученик: К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
2 ученик: Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.
1 ученик: Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Ни один ребёнок не может быть объектом незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия.
4 ученик: Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.

14 слайд

3 ученик : А теперь из города Знаний мы отправимся в пригород и сделаем остановку на станции «Проверялочка». На этой станции мы будем соревноваться и поработаем в парах. На каждом столе лежат пазлы. Та пара, которая быстрее всего соберет из кусочков картинку и сможет объяснить право на что, согласно Конвенции ООН о правах ребенка изображено на картинке, получит по ордену «Правознайки». А мы с ребятами будем вам помогать. Итак начали (дети выполняют задание, а члены СЗПР им в этом помогают )
4 ученик: ребята, вы большие молодцы. Так быстро справились с заданием, и я предлагаю вам еще немного поиграть.
2 ученик: Смысл игры такой я загадываю загадки, а вы их отгадываете. Поднимаете руку и получаете орден.

• 15 слайд Мама работала, Папа трудился, А в это время я в школе учился. Все кто устал от работы нелегкой Имеют полное право на …(отдых)
 

• 16 слайд Всех по-разному зовут: Кот — Мурлыка, Пес — Барбос, Даже нашу козочку зовут красиво – Розочка Настя, Вика и Данила Все имеют своё …(имя)

• 17 слайд Чтобы вырасти успешным Надо много знать, уметь. Чтобы вырасти большим Недостаточно питанья Мы использовать должны Право на … (образование)

• 18 слайд Если дети заболели Плохо чувствуют себя И у них бронхит, ангина, Пневмония, скарлатина, Слышен детский крик и плач Вам поможет только… (врач) ***

• 19 слайд Сказка учит нас, друзья Жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросенку Даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оно Это право на …(жильё)

20-24 слайд
3 ученик: Молодцы, едем дальше. А дальше мы с вами попадаем в город Правил. Ребята, вы познакомились с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции. Сейчас я попрошу вас, выберите те высказывания, по которым будет жить наш класс в соответствии с конвенцией. Отвечать вы можете хором.
– Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.
– В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
– Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
– В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
– Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
– В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
– Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
– Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
– Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
– Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
– Надо быть лично ответственным за свои слова и поступки.
– Надо следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.
Все эти правила будут в нашем классном уголке. Если кто-то забудет, может всегда к ним обратиться.

25 Слайд

1 ученик : Ну вот, наконец, ребята мы приехали в столицу страны прав и обязанностей. Город Счастливого детства. Я предлагаю вам нарисовать картину счастливого детства, опираясь на права ребенка, которые прописаны в Конвенции.

26- 27 слайд

Итак, начнем первое и самое главное право ребенка это право на что? Поднимайте руки ребята (дети отвечают, что это право на жизнь) Хорошо, давайте еще вспомним, о каких правах мы сегодня еще говорили? (По мере того, как учащиеся называют права детей, на доске начинает вырисовываться картина счастливого детства. В ней появляются все новые, и новые элементы 1. Право на жизнь , на семью, 2.на имя, 3.на жилье, 4на образование, 5 на здравоохранение, на отдых, на общение с друзьями.)
Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Это действительно картина счастливого детства. Когда у ребенка, есть возможность расти и развиваться. Кода рядом мама и папа. Когда в первую очередь учитываются интересы ребенка.
4 ученик: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране правознаек. А теперь давайте подведем итог. У кого больше всего орденов, и кто получит вид на жительство в этой замечательной стране. Давайте начнем с трех орденов, у кого три ордена? Поздравляю,… это самые грамотные в правовом отношении ученики 4 «Г» класса. Они становятся полноправными жителями страны прав и обязанностей. Те у кого, один или два ордена, тоже могут поселиться в нашей сказочной стране. А у всех остальных еще будет возможность заработать себе вид на жительство.
3 ученик: Ребята, сегодня мы с вами говорили о наших правах. И о документе, в котором все эти права прописаны. Скажите понравилось вам наше сегодняшнее занятие? (дети отвечают) Я надеюсь, что вы узнали много интересного и полезного для себя. Помните, что очень важно знать свои права, но не менее важно помнить о своих обязанностях. Всего вам доброго.

28 слайд

Вместе: до свидания.

Список использованной литературы :

Источник: http://ya-uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/vneklassnye_meroprijatija/klassnyj_chas_dlja_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_quot_puteshestvie_stranu_prav_i_objazannostej_quot/89-1-0-2439

Сценарий классного часа на тему «Права и обязанности ребенка»

МБОУ «Лицей №5» Вахитовского района г. Казани

Классный час на тему:

«Мои права и обязанности».

Кл. руководитель 5 «б» класса

Игошина Юлия Александровна.

Казань 2014 год.

Классный час на тему: «Мои права и обязанности».

Цели:

1.познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка в игровой форме,

2.формирование дисциплинированности, уважения прав других людей

Ход классного часа

Знать свои права и уметь за них бороться – значит

быть сильным.

Ученик 1

Обязанности и права, ты должен знатьКак дважды – два.В наш, бурный, XXI век, культурный,Здравый человек осмыслить долженДля чего он на Земле живёт давно.Давай представим, ты растёшь…Учиться лет с шести пойдёшьОкончишь, скажем, ты Лицей,Перед тобою сто путейИ право чем тебе заняться,Ты сможешь выбрать постараться.                    С ребятами спорили мы много раз,

                    Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Слово учителя.

-Сегодня на классном часе мы поговорим о ваших правах и обязанностях.

— А как вы думаете, узаконены ли права ребенка и где их можно увидеть?

Права ребенка прописаны в Конвенции прав ребенка. 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов:

до 14 лет;

до 16 лет;

до 18 лет;

до 21 года.)

Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

— А кто считает, что его права нарушаются?

— А теперь поднимите руки те, кто знаком со своими правами?

— А сейчас мы с вами перечислим некоторые основные ваши права

Ученик 2.

Мальчишки и девчонки, И мы вместе с нимиС рождения имеют право на имя.Имеем мы право сказать, как один: 

“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Ученик 4.

Имею я право нормально питаться, Учиться, лечиться и развлекаться.Расти в своём доме, в полной семье,

А не на уличной мёрзнуть скамье.

Ученик 5.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка. 

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

Ученик 6.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,А только с любовь, заботой и нежно.Ребёнка нельзя как товар продавать,

И от учёбы его отрывать.

Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Ученик 8.

Терпимость и дружба –Всеобщее братство,Духовная близость – Вот это богатство.А наши родители и педагогиДолжны нас направить 

На эти дороги.

Ученик 9.Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

— Объясните, пожалуйста, как вы понимаете каждое право.

Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? ( ответы детей)

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

– Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”.

– Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

Читайте также:  Рассказ про голубя 1-2 класс. окружающий мир

Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

2. Игра

Разбить детей на команды, выбрать капитана. Назначить рефери. Каждой раздать Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ.

1) Каждой команде дать задание написать на листке бумаги по три ситуации, в которых по их мнению, были нарушены их права. Собрать все ситуации в общий банк.

Затем каждая группа вытягивает из банка один из вариантов с проблемной (не своей) ситуацией, нужно прочитать написанное и ответить на следующие вопросы:

— Какие права ребенка нарушены, с вашей точки зрения, в данном случае?

— Каким способом, можно восстановить нарушенные права?

— Кто может помочь в этом? (служба соц. защиты, юрист)

2) Группам дается список возможных прав и свобод человека. Задание: определить, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с Российским Законодательством.

1. Право на свободу и личную неприкосновенность

2. Право на жизни

3. Право на защиту от безработицы

4. Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения

5. Право на свободу мысли и слова

6. Право на личную собственность

7. Право на получение информации

8. Право на имя

9. Право на мирные собрания

10.Право на образование

11.Право на жизнь с родителями

12.Право на достоинство личности

13.Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

14.Право на неприкосновенность жилища

15.Право избирать и быть избранным

16.Право на участие в правосудии

17.Право на медицинскую помощь

18.Право на отдых, досуг

2) Каждой команде розданы рисунки. Нужно определить, какая статья Конвенции о правах ребенка подходит к каждой из картинок, и сообщить свое решение.

3) Капитану команды называют термин. Просят назвать слова-ассоциации. Рефери записывает слова. Затем ассоциации за 1 минуту называют все оставшиеся члены команды по очереди. Рефери фиксирует число совпадений. За каждое совпадение дается 1 балл. (Ребенок, закон, обязанности)

4) Художественный конкурс. Нарисовать обложку к Конвенции о правах ребенка и объяснить, что хотел показать.

5) Назвать как больше своих обязанностей, перечислить правила для учащихся. Сказать, в каком документе прописаны правила для учащихся.

3. Итог классного часа.

— С чем мы сегодня с вами познакомились на классном часе?

— Где мы можем с вами посмотреть права ребенка?

— Что будем делать, если наши права не будут соблюдаться?

— Но мы также должны соблюдать правила, которые установлены учебным заведением.
— А какие у вас есть обязанности?

— Где они установлены? ( В Уставе школы, в правилах для учащихся)

— Я надеюсь, что этот классный час помог вам разобраться в ваших правах и обязанностях.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/stsenariy-klassnogo-chasa-na-temu-prava-i-obyazannosti-rebenka.html

Классный час Тема: права и обязанности ребенка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Классный час

Тема: права и обязанности ребенка.

Цель:

— дать детям первоначальные правовые знания.;

— формировать представления о правах и обязанностях школьника;

— ознакомить основными документами, защищающими права и свободу ребенка.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
  • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Сегодня наша встреча посвящена теме “Права ребенка”.

Право – это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, т.к 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. Ее подписали 61 государство.

Государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

Россия также подписала Конвенцию о правах ребёнка, Президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», есть президентская программа «Дети России»…

.

Обязательным справочным пособием для всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и родителей) являются материалы «Правовые основы участников образовательного процесса» Здесь есть выдержки из российских и международных правовых документов не только о защите прав ребёнка, но и обязанности родителей за их воспитание, а также ответственности несовершеннолетних по гражданскому, административному, уголовному праву.
Сокращенный перечень прав ребёнка

(приводится по Конвенции о правах ребёнка)

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь. Выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование, на медицинскую помощь.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Российское законодательство

о защите прав ребенка.

  • 1993 г.Конституция РФ, ГЛ. 2
  • «Права и свободы гражданина» ст. 17-64 0 — определяет основы правового статуса личности в Российской Федерации.
  • Определяет И закрепляет права ребёнка.
  • право ребенка жить и воспитываться в семье;
  • право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
  • право ребенка на защиту;
  • право ребёнка выражать свое мнение;
  • право ребёнка на имя, отчество и фамилию;
  • право на имущество.
  • . устанавливает серьёзные уголовные наказания за нарушение прав несовершеннолетних

Международно-правовые акты по правам ребёнка.

  • 1924 г. – Женевская декларация прав ребенка
  • 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.
  • 1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.)
  • 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка.

В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Статья 11 декларации практически без изменений содержится в ст.49 Конституции РФ и отображает один из главных принципов юридической ответственности – презумпцию невиновности.

В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка и её подписала 61 страна, где говорится, что ребёнок должен быть воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Положение Конвенции вошли в Семейный кодекс РФ и Закон об образовании.

Во всех странах мира есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании.

– Это дети, оставшиеся без попечения родителей – Безнадзорные и бездомные дети– Дети-инвалиды– Дети с особыми нуждами (с имеющимися недостатками в психическом и физическом развитии)– Дети-жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети, вынужденные переселенцы и дети-беженцы)– Дети-жертвы насилия– Дети, отбывающие уголовное наказание за совершение преступления в местах лишения свободы

– Дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они преодолеть самостоятельно не могут.

Проблем и в нашей стране очень много.

Никогда ещё в истории России, даже в военные годы, не было таких страшных цифр! Треть всех детей, попадающих в дома ребёнка, «отказники»! Матери отказываются от родного дитя своего из-за нищеты или пьянства, дети голодают, побираются, увеличивается число ребят, не посещающих школу из-за отсутствия одежды, обуви, школьных принадлежностей. В стране от 2 до 4 млн. (по различным данным) беспризорных, 1,5 млн. ребят школьного возраста безграмотны. В основном это дети, попадающие в колонии. Больше половины этих детей больны, больше половины истощены. Никто из них за свою короткую жизнь не встретил взрослого, которому мог бы довериться, обратиться за помощью. Подростки не верят никому, и после освобождения не идут на контакт с государственными структурами. Они пытаются создавать свои организации из таких же, как они сами.

Конвенцию о правах ребёнка должны знать дети всего мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают, что из бесправного запуганного ребёнка может вырасти только бесправный запуганный взрослый.

Нужно сделать всё возможное, чтобы привить подрастающему поколению уверенности в своих силах, своих созидательных способностях. То есть, чтобы дети учились с детства делать осмысленный выбор власти, президента, государственного строя.

Чтобы знали, чего они хотят добиться в жизни как для страны, так для себя лично. Важно помочь детям уже сейчас учиться управлять государством, создавать законы и уметь пользоваться ими, то есть занимать активную гражданскую позицию.

Дети должны чувствовать ответственность за судьбу своей страны.

К ребёнку должно прийти понимание того, что я – основа всего. Понимание того, что права человека – священны, поможет построить семью, отношения с друзьями, заставит уважать окружающих нас людей.

Главные защитники прав ребёнка – это их родители, к этому их обязывает семейное право, но они не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. В случае злоупотреблений со стороны родителей или лиц, заменяющих их, ребёнок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – и в суд.

В мире мудрых мыслей

Сборник афоризмов по праву

  • Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.

Цицерон.

  • Недолговечна власть, которая управляет во вред народу.

Сенека.

  • Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо.

А.П.Чехов.

  • Дурные законы в хороших руках исполнителей — хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей – вредны.

Фридрих Великий.

  • Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право.

Георг Лихтенберг.

  • Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение.

Бенджамин Франклин.

  • Лучше оправдать десять виновных, чем обвинить одного невинного.

Екатерина Великая.

  • Не в силе Бог, но в правде.

Александр Невский.

  • У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать.

Гете.

сохранит тебя.

Латинское изречение.

  • Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец.

  • Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Вольтер.

  • Законы тщетно существуют для тех, кто не имеет мужества и средств защищать их.

Томас Маколей.

Ульпиан.

  • Люди путают законы с правами.

Станислав Ежи Лец.

  • Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались.

Джон Локк.

  • Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам.

Ж.Д Аламбер.

  • Равенство находится на кладбище, и только там.

Г. Левис.

  • Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.

Цицерон.

  • Наказанный преступник – это пример для всех негодяев; невинно осуждённый – это вопрос совести всех честных людей.

Ж.Лабрюйер.

  • Прекрасно сказано, что в ссоре двух сторон Суд обе стороны обязан выслушать.

Еврипид

  • Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть.

Б.Франклин.

  • Когда один вор, пойманный Демосфеном, сказал ему: «Я не знал, что это твоё», то Демосфен возразил: «Но ты же знал, что это не твоё».
  • Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.

Овидий.

  • Не берись судить других, прежде чем не сочтёшь себя в душе достойным занять судейское место.

Эпиктет.

  • Какая Конституция самая лучшая? Та, которая лучше всего исполняется.

Л.Берне.

  • Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности.

Ш.Монтескье.

  • Я думаю, что и «религиозные» статьи (Уголовного кодекса) следует так сформулировать, чтобы не допустить расcледования за ненасильственные действия, связанные с вероисповеданием и религиозными убеждениями.

А.Д.Сахаров.

  • Свобода заключается в праве делать то, что не вредит другим.

М.Клаудис

  • Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.

К.Гельвецкий.

  • Всякого рода привилегии – это могила для свободы и справедливости.

И.Зейме.

  • Если сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?

Эсхил.

  • Кто истинно свободен? Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям.

Ф.Н.Глинка.

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)

  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)

  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)

  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)

  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)

  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )

  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)

  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)

  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)

  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)

  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)

  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)

Читайте также:  Детские стихи для сна

15.Любишь кататься – люби САНОЧКИ ВОЗИТЬ.

. Викторина

– А сейчас мы проведём небольшую викторину. На доске на плакате, а у вас на карточках написаны с левой стороны – названия сказок, с правой – нарушенное право. Вы должны верно соединить чертой название сказки с нарушенным правом.

«Гарри Поттер» Нарушено право на отдых
«Золотой ключик» Нарушено право на жизнь
«Золушка» Нарушено право на неприкосновенность

. Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

  6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

Особенностью данного курса является обращение педагога к жизненному опыту ребенка, изучение учебного материала в процессе беседы, диалога, игры, при использовании источников художественной литературы, через приобщение их к делам семьи, школы, общества. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, правовой культуры школьника и устойчивого интереса к правовым аспектам общественной жизни, но также вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.

По итогам изучения курса “Мои права” учащиеся должны знать:

  • назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка (знать свои права);
  • что все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;
  • что государство и родители ответственны за создание условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
  • что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.:

Источник: https://gigabaza.ru/doc/93862.html

Классный час «Твои права и обязанности» (1-4 класс)

Мандрыгина Марина Ивановна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия»

г. Чернушка, Пермский край

Инсценировка

— Если ты не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим.

— Не имеете права! Что я вам крепостной что ли? Хочу — играю, хочу — не играю – возмущённо ответил Паша.

Как вы считаете, прав ли Паша? Да, Паша прав. Вот если бы он  жил 200 лет тому назад  и  был бы крепостным, то его хозяева могли бы приказать ему играть с  ними тогда, когда им захочется. А в современном обществе всё не так.

В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Тема классного часа: «Твои права и обязанности»

Где бы не жил человек, какие бы роли он не исполнял (папа, бабушка, плотник, министр) он, прежде всего, – человек, личность. А у каждого человека есть права, личные права человека. Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отменить.

Права человека определены и гарантированы в нескольких правовых документах. Перечислю некоторые из них:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята на общем собрании ООН 10 декабря 1948 года)
  • Конвенция Европейского совета о защите прав и свобод человека
  • Конвенция о  правах ребёнка (20 ноября 1989 года для детей до 18 лет, состоит из 54 статей)
  • Конституция Российской Федерации (главный закон государства)…

Сегодня мы познакомимся с основными личными правами человека. Личные права человека – это такие права, которые принадлежат ему от рождения. Главное права человека – это право на жизнь. — Что же оно означает? (никто не может отнять жизнь человека, пытаться его убить) — Но ведь люди, к сожалению, погибают в войнах, из-за преступников.

Не является ли это нарушением главного права человека? (то, что права объявлены, ещё не значит, что все их соблюдают, ещё часто встречаются нарушения наших прав, а поэтому за их соблюдение надо бороться) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может ни с того, ни с сего задержать человека, посадить его в тюрьму, избить.

А как же преступники, ведь их сажают в тюрьмы. Да, но человека можно назвать преступником только после того, как будет доказана его вина в зале суда. И тогда за своё преступление, за то, что пошёл против общества, нарушил правила и права, человек будет наказан – временно лишён свободы.  Но даже преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать.

Ведь они имеют право на личную неприкосновенность, хотя и лишены права на свободу. — Вспомните пословицы о роли слова в жизни человека. (Слово не стрела, а пуще стрелы разит. От слова спасение, от слова и погибель) — Действительно, иногда лживым, грубым словом можно обидеть, оскорбить другого человека, запятнать его честное имя.

И это тоже является нарушением нашего права, права на защиту чести и достоинства. Обиженный человек имеет право защищать свои права и добиваться справедливости, а клеветник должен быть наказан. У каждого человека есть право на достойную жизнь. Это право на образование, т.е. возможность бесплатно получать хорошее образование.

Но вы, наверно, слышали о том, что некоторые студенты высших учебных заведений учатся платно. Может это тоже нарушение прав человека? (Все выпускники школ сдают ЕГЭ, получая при этом определённое количество баллов.

Кто набирает большее количество баллов, тот получает право на бесплатное  высшее образование) — А когда ученик получит большее количество баллов на ЕГЭ? (Учится, старается все 11 лет учёбы в школе. Государство бесплатной учёбой в ВУЗе награждает ученика за старание и стремление к успешной учёбе). Право на медицинское обеспечение.

К сожалению, некоторые медицинские услуги в нашей стране платные, но в основном наша медицина обслуживает население страны бесплатно. Если вам требуется медицинская помощь, вы не задумываясь идёте на приём к врачу или вызываете его домой. В каждой школе тоже есть доктор, который окажет вам необходимую помощь. У каждого человека есть право на труд и отдых. Это значит.

Что общество должно помочь человеку найти достойную работу и защитить его от безработицы. — Как государство защищает человека, который лишился работы по каким либо причинам? (выплата пособий, переобучение с целью получения новой профессии) За свой труд человек получает зарплату, рабочий день человека ограничен 40ч/нед. или 8 ч/день.

Все эти моменты предусмотрены законом, и если работодатель их нарушает, он может понести наказание. Кроме права на труд у человека есть право на отдых. Каким отдыхом пользуется гражданин нашей страны? (выходные дни, отпуск) — А если эти права нарушаются, как поступить человеку? (бороться, обращаться за помощью в общественные организации, к гос. власти) Есть такие профессии, которые защищают права человека. Кто знает эти профессии? РАБОТА СО СЛОВАРЁМ АДВОКАТ – юрист, которому поручается оказание юридической помощи гражданам, в том числе и защита чьих-то интересов в суде. ЮРИСТ —  специалист по юридическим вопросам.

Каждый гражданин России имеет право на:

  • свободное передвижение по стране
  • свободу мысли и слова
  • свободу вероисповедания
  • выражение своего мнения
  • на собственность
  • на жилище и его неприкосновенность
  • на свободу творчества
  • неприкосновенность частной жизни (тайна переписки, телефонных разговоров, мед. сведений)

Всё это личные права граждан. А имеют ли такие права дети?
Есть права, которыми вы пользуетесь уже сейчас, некоторыми вы можете воспользоваться по достижению вами 18 лет, т.е. когда вы станете совершеннолетними.

Это политические права граждан –

  • выборы руководства страны
  • быть избранным в органы власти (президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет, в местные органы власти с 18 лет, в высшие органы гос. власти с 21 года)
  • обращение в гос.органы
  • участие в мирных митингах и демонстрациях
  • право состоять в политических партиях и организациях

Кроме личных прав человека у детей есть другие права. Одно из таких прав – право на любовь и заботу. Забота о соблюдении прав ребёнка лежит на его родителях. Послушайте стихотворение С.Михалкова «Я ненавижу слово «спать»! Права, что даны детям, Нарушают все на свете.

Декларации и конвенции написаны, Права детей в них перечислены. Увы, наши родители Этих книг не читали, не видели. У детей одно лишь право – Слушать, что сказала мама. Вовремя кушать, вовремя спать, Много учиться и мало гулять. Нам надоели такие «права», Мы их нарушали не раз и не два. Думаете, это к взрослым неуважение? Нет.

Это протест за унижение. Почему мы не послушны, почему упрямы?

Потому что мало нас уважают мамы.

— Согласны ли вы с тем, что родители нарушают ваши права? Мамы и папы стараются вырастить вас в любви, обеспечивают едой, одеждой, хотят воспитать из вас хорошего гражданина, следят за вашим образованием и здоровьем. Все действия, которые они предпринимают — вам во благо. Всё что они делают, они делают для тех, кого любят сильнее  всего, для своих детей.

Родители хотят, чтобы их дети жили лучше, чем они сами, чтобы их дети были лучше них, чтобы их дети смогли сделать то, что не смогли сделать они. 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о  правах ребёнка.

— Как вы считаете, почему возникла необходимость принять Конвенцию о  правах ребёнка? Если родители не заботятся о своём ребёнке, не любят его, жестоко наказывают, унижают, то виноват не ребёнок, а сами родители. Тогда государство лишает родителей права быть родителями  и берёт  заботу о ребёнке и соблюдении его прав на себя.

В нашей стране более 130 тысяч детей лишены главного – семейного тепла. А теперь представьте, что имеете право защищать других людей.

К вам обратились герои детских книг (иллюстрации из сказок «Серая Шейка», «Чипполино», «Три поросёнка», «Снежная Королева», «Золотой ключик…»,  «Дикие лебеди»…) — Какие права были нарушены? — Что такое личные права человека? — Что такое право на жизнь? Свободу и личную неприкосновенность? — Приведи пример, когда может быть нарушено твоё право. — Какие ещё права есть у граждан России? — Как должен поступить гражданин, при нарушении его прав? — А как вы готовы защищать свои права? Отстаивая свои права, не забывайте – у других они точно такие же!

Кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом. Обязанности граждан России сформулированы в статьях Конституции. Вот некоторые из них:

  • платить налоги
  • охранять природу
  • защищать Отечество и нести военную службу
  • родители обязаны заботиться о детях, а дети о нетрудоспособных родителях
  • граждане России обязаны получить образование …

— Какие обязанности сейчас у вас?
Соблюдать права и обязанности – долг каждого гражданина России.

Словарь
Конституция – основной закон страны
Декларация – документ, провозглашающий важные принципы и правила (рекомендации)
Закон – правила, установленные государством
Конвенция – договор, соглашение, имеющее обязательную силу для всех государств.

Скачать конспект классного часа и презентацию (11 слайдов), объемом 701 Кб можно бесплатно

Источник: http://www.igraza.ru/soc/460-prava-obyaz.html

Ссылка на основную публикацию