Конспект нод в старшей группе по теме: опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»

Шаймухаметова Любовь

Конспект НОД «Воздух — невидимка»

с элементами экспериментальной деятельности в неживой природе.

(старший дошкольный возраст)

 Программное содержание: Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.

Познакомить с органами дыхания человека (легкие).

Дать элементарное представление об источниках загрязнения воздуха.

Закрепить представление о роли растений в нашей жизни, об их влиянии на чистоту воздуха и состояние здоровья человека.

Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

 Задачи образовательной направленности: формировать интерес к экспериментированию.

Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям.

Углубить знания о воздухе, его свойствах и явлениях.

Материалы и оборудование: Весы подвесные, два одинаковых воздушных шара, стакан с водой на каждого, трубочки для коктейля, пустой стакан на каждого, прозрачная емкость с водой, две свечи, банка, спички, веера на каждого, целлофановые пакеты на каждого, острые палочки на каждого, мыльные пузыри на пол группы, карточки — обозначения свойств воздуха, игрушка   Экоша, воздушные шары в связке, пластиковая посуда для экспериментирования, мячи, резиновые перчатки, деревянные палочки, карточки с изображением живой и неживой природы, рисунки с изображением источников загрязнения воздуха, монитор с изображением силуэта человека и органов его дыхания, DVD–диск с записью шума ветра.

Ход  НОД.

Воспитатель:   Ребята, помните, мы с вами говорили о живой и неживой природе.

Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)? А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звезды)? Сегодня мы будем изучать загадочное вещество – невидимку.

Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, оно такое большое, что занимает весь мир и такое маленькое, что пролезет в любую щель. (если дети затрудняются с ответом – загадать загадку).

                       Он нам нужен, чтоб дышать,

                       Чтобы шарик надувать.

                       С нами рядом каждый час,

                       Но не видим он для нас.

                                                              (Воздух)

Правильно, это воздух.

 Беседа о воздухе.

Воздух окружает всю нашу землю. Он везде: и в комнате, и на улице, и в земле, и в воде, и в камнях, и высоко в небе, и даже внутри нас. Говорить, петь и слышать нам тоже помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там. Где нет воздуха, царит безмолвие.

 (Из-за дверей доносятся звуки)

Экоша: Ой, помогите, спасите, лечу!!!

Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери)?

(В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок).

Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?

Экоша: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.

Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Экоша: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Экоша: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы).

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Экоша: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Воспитатель подносит пакет к лягушонку).

Экоша: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Опыт №2 «Воздух не имеет формы»

Воспитатель:  Возьмите резиновую перчатку, поймайте воздух, держите крепко, чтобы он не убежал. Потрогайте «воздушные пальчики», что вы ощущаете?

Мы поймали воздух в перчатку и он принял форму перчатки. А если мы поместим воздух в шар? Какую он примет форму? (Форму шара). Значит воздух упругий, не имеет формы, его можно поймать и запереть куда-то. Куда? (в шар, в мяч, в надувной матрац).

Ставим карточку-обозначение свойств воздуха «воздух не имеет формы».

Опыт №3 «Что в стакане?»

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, в нем что-то есть?

Экоша: Это же всем понятно, что в нем ничего нет.

Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.

Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.

Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?

Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?

(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).

Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?

Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?

Какой можно сделать вывод?

При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

Экоша: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.

Воспитатель: Молодец, Экоша! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.

Опыт № 4 « Воздух легче воды»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?

Экоша: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.

Давайте поставим на мольберт еще одну   карточку — обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

Ребята, Экоша! У меня для вас есть небольшой сюрприз.

(Воспитатель достает мыльные пузыри).

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.

Физминутка «Мыльные пузыри».

А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Как вы думаете, воздух имеет вес?

Экоша: Конечно, нет!

Воспитатель: Хотите проверить?

Опыт №5 «Имеет ли воздух вес?»

Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.

Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы).

С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.

Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.

Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Экоша: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»

Экоша: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами

Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.

Экоша Он еще и двигаться умеет?

Воспитатель: Скажи лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Экоша Меня ветер принес.

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?

Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Опыт №6 «Движение воздуха»

Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?

А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!

Итак, делаем вывод, что воздух — движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.

Подвижная игра  «Мы ветры».

DVD-диск с записью шума ветра разной силы.

Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.

Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.

Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?

Хотите узнать, где место воздуха в нашем теле?

(На мониторе силуэт человека с изображением органов дыхания.)

Воздух, которым мы дышим, называется – кислород. В организме человека воздух проходит длинный путь. Сначала кислород попадает в нос, затем спускается в горло, потом в дыхательную трубочку под названием трахея, затем путь его лежит через бронхи и, наконец, он попадает в легкие. Вот они. Легкие – это главный орган дыхания. Легких два. Они состоят из множества пузырьков.

Мы вдыхаем – пузырьки наполняются воздухом – расширяются. Выдыхаем – легкие сужаются. Посмотрите, что происходит с нашими легкими. (Показ на мониторе). Наши легкие трудятся постоянно, поэтому мы должны о них заботиться, беречь их. Стараться не простужаться, дышать чистым воздухом.

А еще легкие очень любят дыхательную гимнастику, занятия физкультурой, спортом, любят прогулки на свежем воздухе.

Давайте порадуем наши легкие и сделаем дыхательную гимнастику.

Сделайте большой круг.

1 упражнение «Шарик сдулся»

2 упражнение «Качели»

3 упражнение «Дровосек»

Молодцы, если бы легкие умели говорить, они сказали бы вам спасибо. А еще мы говорили, что легкие любят дышать чистым воздухом. К сожалению, воздух которым мы дышим, не всегда и не везде одинаково бывает чистым.

Посмотрите на картинку и скажите, как загрязняется воздух. Дымят заводы, фабрики, машины газуют. Люди курят. Люди которые курят они вредят своему здоровью и здоровью окружающих их людей.

Курящие люди часто кашляют, у них болит главный орган дыхания – легкие.

 А еще очень сильно загрязняется воздух когда люди жгут в кострах вот этот мусор (пластиковые бутылки, пакеты, остатки строительного мусора, упаковку). Этот мусор плавится в костре и в воздух поднимается черный ядовитый дым. От него болеют люди, животные, страдают растения.

 А, что делают люди, чтобы воздух в поселке, в городе стал чище? На заводские и фабричные трубы ставят фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества. Сажают растения. Какие растения вы знаете? (Деревья, травы, кусты, цветы). Там, где много растений воздух чище, ведь именно растения выделяют кислород, которым мы дышим. Как же можно назвать растения? (Наши помощники, спасители).

А, что вы можете сделать, чтобы помочь очистить воздух? (Посадить деревья, кустарники, не ломать деревья и кусты, не рвать цветы, они растут для красоты, они нужны бабочкам, пчелам и другим насекомым).

Ну, а если я, если ты, или ты и наши гости, если все сорвем цветы, то, что произойдет? То останутся пусты и деревья и кусты, и не будет красоты. А, что еще нельзя делать? (Нельзя жечь мусор в кострах).

 Давайте еще раз закрепим, что можно и чего нельзя делать, чтобы воздух был чище? Нельзя ломать деревья, рвать цветы, жечь мусор в кострах. А, что нужно делать? Сажать деревья, сажать цветы, ухаживать за ними.

Рефлексия.

А теперь вспомним все, о чем мы говорили на занятии.

Где можно встретить воздух?

Почему мы его не видим?

Имеет ли воздух запах?

Движение воздуха – это что? – ветер.

Как называется главный орган дыхания человека? – легкие.

Мы дышим воздухом. Он часть природы.

Экоша: Спасибо вам ребята за такое интересное занятие. Теперь я самый умный Экоша на свете!

Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще.

Экоша: Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!!! (На ниточки к шарикам привязаны конфеты – сюрприз для детей).

Источник: http://deti-ru.ucoz.ru/publ/konspekt_nod_vozdukh_nevidimka_s_ehlementami_ehksperimentalnoj_dejatelnosti_v_nezhivoj_prirode_starshij_doshkolnyj_vozrast/1-1-0-4

Конспект НОД в старшей группе по экологии на тему: » Волшебница — вода» ( с элементами экспериментальной деятельности ) Арзамас,..

Воспитатель: Мы привыкли называть себя землянами, потому что планета наша называется Землей и сам человек живет на твердой земной поверхности.

Но если посмотреть на нашу планету из космоса, то прежде всего в глаза бросается обилие на ней воды. Почти 3/4 поверхности планеты занимают моря и океаны, и лишь немногим более 1/4 остается на долю суши, на которой мы и живем.

Так что недаром нашу планету называют голубой: это моря и океаны делают ее такой, и именно голубой она кажется из космоса. Все океаны и моря — это один громадный водоем. Вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов — в моря.

Читайте также:  Помидоры солёные

Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием — Мировой океан. (Рассматривание глобуса)

Воспитатель: Вода есть в морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях и родниках. Вода падает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде — снег, лед. Все это — разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку. ( показ воды как жидкость, лед, пар)

Океаны и моря — самые большие водоемы, или хранилища воды на Земле. Всего на нашей планете 4 океана и около 90 морей.

Вода не всегда течет по поверхности Земли, иногда река прокладывает себе русло под землей и пополняет подводные озера. Оттуда вода часто поднимается на поверхность земли через тонкие каналы и образует родники. Вода в родниках всегда очень чистая.

Подводные реки иногда «выныривают» на поверхность, потом вновь уходят под землю, и тогда ученые долго пытаются определить, где же исток и устье у этой реки, где ее начало и конец.

Морская вода — соленая, для питья она не годится. Из воды добывают соль, морская соль очень полезна ( дети рассматривают кристаллики соли).

В воде океана содержатся самые большие в мире запасы золота в растворенном виде.

В морской воде содержится очень много солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму.

Часто простужающимся людям врачи рекомендуют ездить на море, для того чтобы купаться в морской воде, полоскать ею горло, принимать ванны из морской воды.

После поездок на море люди или совсем перестают болеть, или заболевают гораздо реже: так укрепляет организм морская вода.

Речная вода называется пресной, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской. После очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. Как мы используем воду дома, в детском саде? ( Этой водой мы моемся, из нее готовим супы, компоты, ею завариваем чай…) Всем зверятам нужна вода: давайте отправимся на болото и посмотрим, что так происходит.

Физкультминутка : На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель: Мы с вами говорили, что на земле есть много водоемов, в которых собирается и хранится так необходимая нам вода. А какие вы знаете ближайшие к нам водоемы? ( ответы: реки Теша, Сережа, Пруды Мокрый, Запасной)

Каждый водоем — это живой организм. В нем живут, развиваются, рождаются и умирают и растения, и животные. И сама вода в водоеме постоянно меняется. Иногда это зависит не только от времени года или растений и животных, которые в нем живут. Ребята, как люди загрязняют воду? ( схема).

Изменение воды связано с деятельностью человека. Иногда люди берут из водоемов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязненную, испорченную, в которой уже не могут жить рыбы.

Иногда люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают в реку или озеро остатки пищи, бумагу, осколки стекла или банки из-под консервов.

Все это сильно вредит жизни водоемов, они заболевают: вода в них становится грязной, отравленной, в ней погибают растения и животные. Даже купаться в такой воде нельзя: можно заболеть.

Поэтому, загрязняя водоемы — и большие и маленькие, — люди вредят прежде всего самим себе: они получают меньше чистой воды, меньше рыбы. И поэтому нам особенно надо ценить чистую воду.

Воспитатель: Ребята, вы не слышали, по-моему кто-то стучался? Нет? Но я все же схожу посмотрю. Ребята нам пришло письмо. От кого оно? ( по обратному адресу они определяют, что от Незнайки из цветочного города.)

Текст письма: « Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать».

Воспитатель : Ребята, как мы можем помочь малышам – коротышкам?

— можно отремонтировать водопровод

— привезти чистой воды

— попробовать самим очистить воду.

Воспитатель: С помощью чего мы можем это сделать? ( различные фильтры: вата, бумага, марля, ткань.)

Воспитатель : давайте пройдем в нашу лабораторию. ( дети уточняют последовательность выполнения работы, берут все необходимое и приступают к работе)

На столе у каждого ребенка : емкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки, клеенка.

По окончании работы ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить можно только кипяченую воду.

Воспитатель: Давайте зарисуем схему очистки воды и отправим её в Цветочный город. (составление схемы) Ребята, какое настроение у вас от проделанной работы, почему?

— радостное, потому что я сам очистил воду

— гордое, потому что я помог жителям Цветочного города…

Итог занятия : Ребята, давайте вспомним о чем мы с вами сегодня говорили, что вы узнали нового?

А сейчас наступает самый важный момент. Дорогие друзья, сегодня вас посвящают в Юные экологи! Эколог – человек, который любит , изучает и бережет природу. Вручаю вам самую первую в вашей жизни награду — медаль Юного эколога « За помощь в очищении воды»

«Создание корзины идей»

Дети вместе с воспитателем говорят о том, что нужно делать, чтобы водоемы не загрязнялись. Все предложения детей записываются, и создается «Книга добрых идей и дел».

Воспитатель : Закончить занятие хочу стихотворением:

Всем нужна водичка

И рыбке, и птичке,

И деревьям в лесу,

И цветочкам на лугу,

И котятам, и тигрятам,

Даже маленьким ребятам.

Везде и всегда

Помогает нам ВОДА.

Источник: http://xreff.ru/86359.html

Познание | Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»

Автор: Ведьмак Евгения Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 13
Населённый пункт: ст.

Новоминская, Каневской район, Краснодарский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»
Дата публикации: 18.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

«В гостях у профессора Почемучкина»

Цель:

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

— обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; — познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; — развивать навыки проведения опытов; — расширять и активизировать словарь детей; — поощрять выдвижение гипотез; — развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; — воспитывать аккуратность при работе с водой.

Гипотезы:

— воздух постоянно нас окружает; — способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; — воздух легче воды; — воздух есть внутри предметов; — воздух есть внутри людей; — без воздуха не возможна жизнь; — воздух не имеет запаха, но может передавать запах; — ветер — движение воздуха. Предшествующая работа: — работа по проекту на тему: «Воздух, которым мы дышим» — наблюдения за ветром; — проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; — эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, опыт с зеркалом, — изготовление корабликов с парусами, вееров. -Беседа «Нос- орган дыхания» — разучивание п/и -ОД :» Где можно найти воздух» -Рисование на тему «Воздушные шары» -Игры с ветром

Оборудование:

Фартуки Колпачки Шар надутый Шары на всех детей диск полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); ёмкости с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); камень, спичка, игрушки резиновые (по количеству детей) вертушка у взрослого веера (по количеству детей); кусочки салфеток бумажные (по количеству детей); апельсин в закрытом стакане песочные часы

1.Организационный момент

(Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику)

Воспитатель:

Здравствуйте! Ты скажешь человеку. Здравствуй! Улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку. И здоровым будет много лет.

Воспитатель:

Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу — скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки. Дети садятся перед экраном Ребята, сегодня нам с Вами предстоит серьезная и очень интересная работа. Посмотрите, что изменилось в нашей группе? (дети рассматривают обстановку в группе дают ответы).

— Да, кто-то здесь не просто передвинул здесь мебель, он организовал для нас экспериментальную лабораторию детских наук, для изучения чего-то интересного, вот только чего, нам предстоит это выяснить. — Знаете, я, кажется, догадалась, кто устроил для нас этот сюрприз. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Смотрите какой большой шар ,с ним маленький шар, диск .

Чтобы это могло обозначать? Это, наверное, нам послание. Хотите посмотреть, что там? Дети: да. (Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Почемучкина)Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я — профессор (Звучит песня из мультипликационного фильма «Фиксики».) Почемучкин.Я целый день тружусь в лаборатории.

У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками.

Так может и нет никакого воздуха? Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает.

Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? А запись наших экспериментов и их выводы мы отправим на диске Профессору. Согласны? Дети.

да Воспитатель: лаборатория -это помещение где работают учёные которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ни чего не трогать и находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки и колпачки. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы по вернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся. Дети проходят на места за столами .

Опыт 1 Воздух существует

Воспитатель: Ребята, давайте будем разбираться, почему один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой, бледный. Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и бледным? Дети: предлагают разные версии. Вывод: шарик с дулся, в нём нет воздуха.

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим? Дети: Надо его посильнее надуть. Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? Дети: Воздух. Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух? Дети: Мы его вдыхаем и выдыхаем.

Вывод 1: Следовательно, вокруг нас есть воздух.

Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия.

По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха. Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух? Дети: Нет. Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать. Дети: Невидимый. Воспитатель: какого он цвета? Дети: бесцветный, прозрачный. Воспитатель: а как он пахнет? Понюхайте воздух.

Чем пахнет? Дети: ничем, он без запаха.

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.

Воспитатель: — Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но с помощью носа, мы можем его чувствовать. — С помощью чего мы можем почувствовать запах? (с помощью ветра) — Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет. ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ» Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Воспитатель проносит стакан, в котором лежит очищенный апельсин. Удалось? (нет, нос бал закрыт) Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

Опыт 3 Движение воздуха

Воспитатель: — А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории. — Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.

Воспитатель: — Как вы думаете, что еще можно сделать при помощи ветра? (Волны на воде, попускать корабли, сделать веера и подуть на лицо) Воспитатель: — Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: В лицо дует ветерок.

Читайте также:  Спортивный праздник во 2 классе. сценарий

Воспитатель: Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер и вертушка вращается , не машу веером то воздух не движется, и вертушка не вертится. Воспитатель проносит, вертушку около детей дети, машут веерами. Воспитатель А хотите посмотреть как с помощью воздуха перемещаются предметы?

Опыт 4

с салфеткой. Дети выходят и становятся в шеренгу

.

А сейчас поиграем с салфеткой. Воспитатель: Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер, Хотите устроить ветер? ИГРА : «Кто дальше дунет салфетку»

Вывод 4 .Ветер это движение воздуха. Ветерок, созданный, потоком

воздуха может передвигать предметы.

Физ. минутка:

дети становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то топают ногами Игра «Бывает — не бывает». •Воздух бывает теплый? (Бывает). • Воздух бывает чистый? (Бывает). • Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

• Воздух бывает легкий? (Бывает). • Воздух бывает грязный? (Бывает). • Воздух бывает сердитый? (Не бывает). • Воздух бывает холодный? (Бывает). • Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Воспитатель: — Мы сегодня с вами пытались увидеть воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать .Можно ли услышать воздух? Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты.

Воспитатель Предлагает одному ребенку надуть шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук (Дети смеются). Воспитатель — Что мы слышим? Дети: Воздух

Опыт 5 Воздух лёгкий

Воспитатель: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо.

В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Воспитатель: .

А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх? Дети: Потому что воздух лёгкий. Когда мы бросаем в воду тяжелые камушки, они тонут. А воздух не тонет а поднимается в верх. Воспитатель Давайте проверим бросим в воду резиновые игрушки, камешки, спички.

Почему некоторые предметы утонули а некоторые нет? Дети: предлагают разные версии.( потому как в них находится воздух, а он легкий, поэтому предмет не тонет.)

Вывод воздух очень лёгкий.

Воспитатель: А кому нужен воздух? Дети: Животным, птицам, растениям, людям, насекомым. Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха? (Дети говорят свои мнения). Воспитатель: А давай проверим! Закрой ротик, а носик и не дыши!

Опыт 6. «Не дышу»

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты

Вывод: Без воздуха человек не может жить

Воспитатель: а теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Встанем потихонечку. Вокруг себя обернемся, немного пройдёмся и в детский сад вернёмся . Садятся на стульчики перед экраном.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал? Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям.

А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях. Через нос проходит в грудь и обратно держит путь, он невидимый, но всё же без воздуха мы жить не можем.

Он прозрачный невидимка, лёгкий прозрачный газ, невесомою косынкой он окутывает нас. (Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)

Слайд 2

нас со всех сторон постоянно окружает воздух.

Слайд 3

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.

Слайд 4

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

Слайд 5

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…) – Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Слайд 6

Человек давно научился использовать свойства воздуха.

А где работает воздух? Воспитатель: А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо . На этом наше исследование закончено, всем спасибо.

А мы с вами сейчас оденемся, пойдем гулять и будем дышать свежим воздухом. А вечером пойду на почту, отправлю диск профессору.

Литература:

1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998. 2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство- Пресс, 2007. 3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005. 4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003. 5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006. 6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006. 7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009. 8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 13.

Краснодарский край Каневской район станица Новоминская.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

«В гостях у профессора Почемучкина»

Воспитатель Ведьмак Евгения Ивановна

МБДОУ детский сад № 13

2016 год.

В раздел образования

Источник: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1346

Конспект НОД в старшей группе по теме: Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»

Конспект НОД в старшей группе по теме: Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»

Конспект НОД в старшей группе

Автор: Бабий Анна Андреевна, воспитатель МБДОУ д/с РОДНИЧОК г Лянтор 2015 г

Описание материала:

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (пять-шесть лет) по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»

Программное содержание:

1.     Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.

2.     Активизировать речь и обогащать словарь детей.

3.     Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

4.     Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

 Воздушные шары,  полоски бумаги,  вертушка, кораблик с парусом, ёмкость с холодной и горячей водой, трубочки, пакеты, мяч, пластмассовая бутылка, апельсиновая корка, долька чеснока.

Ход занятия:

(Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом.)

Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем мы занимались в течение года?

Дети: Экспериментировали , проводили различные опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитом, с растениями, делали открытия, выводы, узнавали что-то новое.

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?

Дети: Да!

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Распределитесь, кто где будет работать и займите свои места.

(дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, начинают проводить опыты с воздухом).

Воспитатель: Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)

Воспитатель: Слушаю вас.

Ребёнок: Воздух невидим, но его можно обнаружить:

— надуть воздушный шарик (показ)

— подуть на полоску бумаги (показ)

-подуть на парус кораблика (сильно или слабо)

Воспитатель: Хорошо, вы доказали нам, что воздух невидим. Спасибо вам!  (подхожу к другому столику). Слушаем ваши открытия.

Ребёнок: Воздух есть внутри людей и это можно доказать!

— возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ), посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.

Воспитатель: Откуда он взялся?

Ребёнок: Он находился внутри нас!

Ребёнок: Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать (показ)

Ребёнок: Воздух бесцветный, но его можно почувствовать.

Воспитатель: Как?

Ребёнок: Если сжимать пакет руками, то мы почувствуем, что воздух упругий (показ). Можно определить упругость воздуха с помощью мяча (показ).

Воспитатель: Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу).

Воспитатель: Что ещё о воздухе вы можете рассказать?

Дети: Можно опустить бумагу в воду и не намочить её.

Воспитатель: Докажите.

Дети: Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу.

Воспитатель: Она сухая, а почему?

Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.

Дети: А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Воспитатель: Шарик надулся, а почему?

Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?

Воспитатель: Шарик сдулся, почему?

Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Воспитатель: Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Ребята: А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?

Воспитатель: Нет.

Дети: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?

Воспитатель: Апельсином.

Дети: А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?

Воспитатель: Чесноком.

Дети: Запах передаётся по воздуху.

Воспитатель: Спасибо. Это свойство воздуха тоже доказано.

И так подведём итог.

*Воздух — невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.

*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.

*Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.

*воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

*При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель:

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-po-teme-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-opyty-s-vozduhom.html

Конспект нод в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность»

Конспект НОД в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность» (экспериментирование с водой и воздухом)

Воспитатель: Адмаева Елена Васильевна

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

— Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ)

— Развитие органов слуха, зрения, обоняния.

— Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

«Коммуникация»

— Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.- Активизировать речь и обогащать словарь детей.

« Социализация»

— Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.- Учить делать выводы в процессе эксперимента.- Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Здоровье»

— Формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

«Безопасность»

— Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов с воздухом и водой.

«Труд»

— Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

Читайте также:  Классный час о правах и обязанностях ребенка, 4 класс

«Музыка»

— Обогащение музыкальных впечатлений.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

— Воздушные шары (с гелием);

-ёмкость с холодной и горячей водой;

— пластмассовая бутылка;- шарик;- 2 стаканчика;- стакан с молоком;- ёмкости разной формы;- картинка с изображением воздушного шара с корзиной;- картинки;- лёд;- магнитофон;- глобус.

Ход занятия:

Организационный момент:  «Приветствие»Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

               Здравствуй небо (руки вверх)                              Здравствуй  земля (приседают)               Здравствуйте  мои друзья (руки в перед)               1,2,3,4,5(загибаем пальцы рук)Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)Будем дружно мы играть.

В путешествие мы хотим опять (идут по кругу)Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? (нет)

Воспитатель вносит большой гелиевый шар, а дети и педагог встают вокруг него.

 Нам в пути нужен важный помощник.О нем говорится в загадке:Через нос проходит в грудьИ обратно держит путьНевидимка он, и все жеБез него мы жить не можем (воздух)Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг.Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. (упражнение «Глубокий вдох и выдох через 5-7 секунд» )А почему мы не видим воздух? (ответы детей). Воздух невидим, так как он прозрачен. А хотите увидеть воздух? (да)Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию. (дети садятся на стульчики) Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:1.      Не толкай соседа во время работы.2.      Сначала посмотри, потом повтори.3.      С горячей водой будь осторожен!!!( на доску вывешиваются соответствующие картинки)Эксперимент № 1:Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли  вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Эксперимент № 2:Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки)  Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

Воспитатель открывает изображение воздушного шара.Воспитатель: Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (ответы детей).  Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.Эксперимент № 3:Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой  воздушный шарик  и пластиковая бутылка.

Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и  подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. — Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете  почему он надулся? (предположения детей)Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

— Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика — он сдувается.

Воспитатель: Зачем же нужна горелка? (ответы детей). При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик.

Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается — шар сдувается.

Воспитатель: Нам пора дальше  отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели. (Дети встают вокруг шара. Воспитатель достаёт глобус.) Дети, что это у меня в руках? (глобус). Правильно,  так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода) Послушайте стихотворение о воде.

(его нам прочтёт Вика М.)Вы слыхали о воде?Говорят она везде!В луже, море, океанеИ водопроводном кране.Как сосулька, замерзает,В лес туманом заползает,На плите у вас кипит,Паром чайника шипит,Растворяет сахар в чае.Мы её не замечаем.

https://www.youtube.com/watch?v=F-w5wseiiEE

Мы привыкли, что водаНаша спутница всегда!Без воды нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложить –Без воды нам не прожить!Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят.

)Кто-то к нам идёт на встречу! (включается запись песни «Я водяной, я водяной…», входит Водяной)

Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки.

Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? И еще, зимой, я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды — лёд. Откуда он взялся?

Воспитатель: Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем ответить на  ваши вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением.Пройдёмте в лабораторию.Воспитатель:   Водяной, мы покажем, какими свойствами обладает вода.  Дети обратите внимание: на столе  в контейнере лежит лёд. Мы позже к нему вернёмся.А сейчас, мы узнаем о свойствах воды.

Эксперимент№ 4:Взять стакан с чистой водой и понюхать её.Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.) Значит  какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?Вывод: Вода не имеет запаха.Эксперимент№ 5:Воспитатель: Для следующего эксперимента нам понадобится стакан с водой, стакан с молоком и картинки.

Поставить на картинку стакан с  водой и рассмотреть , что нарисовано на картинке. Затем проделать тоже самое  со стаканом молокаВоспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко — нет.) Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?Вывод: Вода прозрачная.

Эксперимент № 6:Воспитатель: Сейчас нам понадобятся стакан с водой, соль и ложка.Нужно положить в стакан ложку соли и  размешать.Воспитатель: что произошло с солью? (соль  растворилась)Мы делаем следующий вывод.Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.Эксперимент № 7:Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть

Физкультминутка:  «Дождик»Капля раз, капля два.Очень медленно сперва,А потом, потом, потомВсё бегом, бегом, бегом.Мы зонты свои раскрыли,От дождя себя укрыли.Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу, на котором был лёд. Что вы видите? Почему это произошло? (ответы детей)Водяной: Жаль, что лёд растаял, я так люблю его есть.Воспитатель: Что ты! Сосульки и лёд нельзя есть! Почему, дети нельзя есть лёд? (ответы детей).  Давайте докажем, что лед грязный. (профильтруем)Эксперимент № 8:Воспитатель: Нам понадобится сосуд, воронка и фильтр.Нальём  талую воду из тарелки в воронку с фильтром.Воспитатель: (показывает фильтр) Чистый  или грязный лёд?(грязный) Почему?(фильтр стал грязным) Водяной, можно есть лёд или нет?Водяной: Что вы! Я больше никогда не буду есть лёд и снег.Воспитатель: Давайте повторим свойства воды.Водяной: Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. Вот вам шарики на память об этом путешествии. До свидания.(Водяной уходит)Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять и мы с вами в саду опять! Прилетели.Человек! Запомни навсегда:Символ жизни на Земле — вода!Экономь её и береги.Мы ведь на планете не одни!

Источник: http://omedicin.ru/konspekt-nod-v-starshej-gruppe-opitno-eksperimentalenaya-deyat/index.html

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

— изучить особенности, свойства, качества и применение различных предметов;

—  воспитывать любознательность, потребность в получении информацию и соблюдения правил поведения при проведении опытов, соблюдая при этом необходимые меры безопасности;

— развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы;

— способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах различных предметов.

Материал и оборудование: стаканы, чайные ложечки, 2 яйца, 2 апельсина, соль, сахар, мука, пищевой краситель, речной песок, дрожжи, воздушный шар, вода, различные емкости под воду.

Ход занятия:

— Ребята, скажите, а вы любите фокусы? А где можно увидеть фокусы? Фокусник раскрывает свои секреты фокусов? Нет? Очень жаль, ведь так хочется повторить эти фокусы. Правда? Вы со мной согласны? Так давайте сами попробуем «пофокусничать».

Но в отличие от цирковых фокусов с секретами, я вам наши фокусы буду подробно рассказывать- открывать их секреты. Согласны? Есть определенные правила, которые вы должны выполнять: без разрешения ничего не трогать; слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я. Приступаем?

1опыт. Перед вами два стакана с водой: в одном вода из -под крана, а в другом соленая. Попробуете? (Дети опускают палец в воду и пробуют ее на вкус). Что у меня в руках? (яйцо).

Опустим яйцо в стакан с простой водой. Что происходит? Правильно оно утонуло. А теперь опустим яйцо в стакан с солёной водой — яйцо останется плавать на поверхности воды.

Это что же у нас волшебное яйцо? Объяснить?

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

опыт. Утопи и съешь

У нас на столе две банки наполненные водой. Еще у нас два апельсина. Один из них положим в банку с водой. Что происходит? Плавает. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду.

Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.

Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

опыт. Живые дрожжи.

Известная русская пословица гласит: «Изба красна не углами, а пирогами». Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что дрожжи у нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно взяться и за пироги.

Дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, «поднимает» тесто, делает его пышным и вкусным.

Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.

Давайте их оживим. Наливаем в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавляем в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешиваем.

Дрожжевую смесь выливаем в бутылку. Теперь я беру воздушный шарик и натягиваю его на горлышко бутылки. Ставим бутылку в миску с теплой водой.

Ребята, что происходит? Шар надувается.

Это происходит потому, что дрожжи, оживая, начинают «есть» сахар и смесь наполняется пузырьками углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

опыт. Чем пахнет вода? (Для проведения опыта нужен помощник)

Дайте детям три стакана с чистой, с соленой, со сладкой водой. Предложите понюхать.

-Чем пахнет? Ничем? А теперь закройте глаза.

Капните в один из них, например, раствор валерианы. Пусть понюхают.

-Ну, что? Запах есть? Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Раз, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

опыт. Какую форму примет вода?

— На столе стоят: банка, колба, бокал, ваза. Все они разной формы и разного размера. Нальем в них воды. Какую форму принимает вода?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Давайте вспомним, где и как разливаются лужи?

опыт. Что растворяется в воде?

Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.

-Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось.

-Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? Добавляем к воде речной песок, перемешиваем.

-Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?

— Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляем краску, перемешиваем.

— Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)

— Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают.

-Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

-Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?

Рефлексия: Вам понравилось «фокусничать»? Сможете повторить наши опыты дома и показать их своим родным. Желаю вам успеха в проведение ваших успехов. А мы с вами будем продолжать знакомиться с опытами, ведь их так много.

Загрузить: opyty.docx (23,79кб)

Источник: https://rogozina-ds17bakal.educhel.ru/folders/post/1298917

Ссылка на основную публикацию