Конспект урока литературного чтения, 2 класс. загадки, пословицы, поговорки

Конспект урока литературного чтения по теме «Загадки, пословицы, поговорки»

КОНСПЕКТ УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема. ЗАГАДКИ.

ПОСЛОВИЦЫ И

ПОГОВОРКИ.

учитель 2-Ж класса

МБОУ «Школа-лицей» №3

г. Симферополя

Осадчая Н. В.

Тема. ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Цель:-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.

Задачи:

-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками; отрабатывать навыки чтения;- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас, речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления;-воспитывать умение высказывать своё мнение.

Планируемые результаты:

Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.
Оборудование: плакаты с пословицами, учебник «Маленькая дверь в большой мир», карточки (текст для речевой разминки, кроссворды), рисунки детей.

Ход урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).Прозвенел уже звонок-Начинается урок!В путешествие пойдём,В необычную страну мы попадём.Слушай, думай, наблюдай,

    Страну нашу отгадай!

-А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.Прочитайте его.

Ум без книги, как птица без крыльев.

-Как называется такое предложение? (Пословица.)

Летит птица –

Не крылата, не перната,

Носик долгий,

Голос тонкий.

Кто её убьёт,

Тот человеческую кровь прольёт.

— Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают).

— Какие слова непонятны?

— Прочитайте с вопросительной интонацией (ещё сердито, весело, скороговоркой).

— Прочитайте текст по памяти. (Текст закрыть)

— Определите жанр текста (Это загадка.)

— Кто знает отгадку? (Это комар.)

— Как вы догадались?

— В какую страну мы совершим путешествие? (В страну загадок, пословиц и поговорок.)
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)
Пословицы и поговорки— это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
— Как вы объясните, что такое загадка?(Ответы детей).

Загадка– это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

— Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

— Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.

IV. Работа по теме урока.

— К какому разделу литературного чтения мы отнесём загадки, пословицы и поговорки?

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

— Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

— Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

— Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

— Все эти произведения называются фольклором.

— Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

— Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. (СЛАЙД)

-Иван Фёдорович Буслаев-известный языковед, фольклорист, историк русской словесности. Кто же такой фольклорист? Обратимся к словарю. Фольклорист – человек, изучающий народное творчество.

— Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это фольклористика.

— А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир загадок, пословиц и поговорок.

Наша первая остановка «Остров загадок».

Работа по группам.

(Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово. Разгадывать и вписывать слова – только по горизонтали. Ключевое слово появится по вертикали).

Кроссворд для первой группы.

  1. Прыгун-трусишка:Хвост-коротышка,Глазки с косинкой,Ушки вдоль спинки,Одежка в два цвета –

    На зиму, на лето.(Заяц.)

  1. Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова.)

  2. Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг. (Грач.)

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка.)

  1. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)

  2. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза.)

  1. Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса.)

(Ключевое слово: загадки. Тема: «Дикие и домашние животные». Лишнее: грач.)

Кроссворд для второй группы.

  1. Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд).

  1. Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)

  2. Белая морковка зимой растёт. (Сосулька.)

  3. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд.)

  4. Что в решете не унесёшь? (Вода.)

  5. По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт. (Волна.)

Из земли пробиться смог.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник.)

  1. Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)

  2. Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

(Ключевое слово: пословица. Тема: «Вода». Лишнее: солнце.)

Кроссворд для третьей группы.

  1. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)

  2. Во лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашки.)

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

Бусинки зелёные,

Сладкие, ядрёные.(Горох.)

  1. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

  2. Синий мундир, белая подкладка,

В середине – сладко. (Слива.)

Зелен, а не трава. (Мох.)

  1. Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром.)

  2. Жёлтая курица в огороде дуется. (Тыква.)

  3. Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина.)

(Ключевое слово: поговорка. Тема: «Растения». Лишнее: гром.)

Кроссворд для четвёртой группы.

Во дворце певец. (Скворец.)

  1. В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик.)

  2. Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона.)

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её… (Сорока.)

А под зиму с криком уходит. (Грач.)

  1. Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)

  1. Клюв огромный, как крючок,Но об этом всё — молчок.Я встречаю здесь зарю.В  небе  голубом  парю,И  летаю   выше  гор,

    Узнаёте?  Я -…(Орел)

Не зверь, не птица,

Кто его убьёт,

Тот свою кров прольёт. (Комар.)

Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)

(Ключевое слово: скороговорка. Тема: «Птицы». Лишнее: комар.)

Кроссворд для пятой группы.

  1. Между двух светил я в середине один. (Нос.)

  2. Не часы, а тикает. (Сердце.)

  3. Белые овечки глядят из-под печки. (Зубы.)

  4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

  5. Горшочек умён,

Семь дырочек в нём. (Голова.)

  1. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)

По пяти сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы.)

А весной проснётся. (Муха.)

(Ключевое слово: небылица. Тема: «Человек». Лишнее: муха.)

(После самостоятельной работы все ученики каждой группы читают загадки и называют отгадки. Если какие-то загадки останутся неразгаданными, тогда они предлагаются всему классу.)

V. Физкультминутка.

Наша вторая остановка «Танцевальная».

Солнечные зайчики

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок

И забился в уголок.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Наша третья остановка «Город пословиц».

— Назовите ключевые слова, которые получились в выделенных клетках ваших кроссвордов. (Загадки, пословица, поговорка, скороговорка, небылица.)

— В какую группу можно объединить эти слова? (Это малые жанры устного народного творчества.)

— Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками.)

— Как вы понимаете слово пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)

— Прочитайте первые две пословицы на с. 26 учебника.

(Учитель объясняет детям почему так говорят.)

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», — говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.

VII. Закрепление изученного.

Работа в парах.

На листах пословицы по темам.

Пословицы и поговорки о дружбе

Дружба — великая сила.

Друга на деньги не купишь.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Пословицы и поговорки о труде

Терпенье и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Пословицы об учении

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Ученье свет, а не ученье тьма.

Повторенье — мать ученья.

Пословицы и поговорки о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Своя земля и в горсти мила.

Жить — Родине служить.

(Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить).

-Какие бывают половицы? Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.

Четвёртая остановка «Любознайкино».

— В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» — огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки?

Следующая остановка «Пословица мы тебя знаем».

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело … гуляй смело. В гостях хорошо, ……а дома лучше.

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

Назови пословицу по предметам

— Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны! ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду.

Один с сошкой, семеро с ложкой) КНИГА (С книгой жить – век не тужить.

) ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка) ШИЛО (Шила в мешке не утаишь) ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает) КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт) ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)

Читайте также:  Концерт для младших классов. сценарий

Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.

Труд человека кормит а товарища выручай.

Не спеши языком лень портит.

Сам пропадай от того и наберёшься.

Глаза боятся торопись делом.

С кем поведёшься а руки делают.

Сверьте работу с эталоном

– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают)ПОСЛОВИЦА.

Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

Узнай пословицу по рисунку (работаем в группах):

(Яблоко от яблони недалеко падает)

(Любишь кататься – люби и саночки возить)

(Семеро одного не ждут)

Мы подъехали к остановке «Поэтической».

— Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).

Ну, кто из вас не согласится,Что без труда мечта мертва;Что дело мастера боится,Что жизнь дана нам для добра;Что друг не тот, кто медом мажет,А то тот, кто правду прямо скажет.

Что долог день до вечера,Коли делать нечего,Что сам себя лишь тот погубит, Кто других совсем не любит.И, конечно, без трудаНе вытащишь и рыбку из пруда.

Помни! Тот, кто хочет много знать,Тот не должен долго спать.Согласитесь: лень и плут

До добра не доведут.

– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

VIII.Рефлексия:

— Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.

— Прикрепите ваши плоды. Я тоже дарю вам плод. Мне очень понравилось работать с вами. Вручить папку с пословицами.

IX.Подведение итогов урока.

— Вот подходит к концу наш урок.

Остановка конечная «Город мудрецов».

Тихо все на месте сядем и закроем глазки.

Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.

— Что такое пословицы и поговорки?

— О чём бывают пословицы и поговорки?

— Чему учат нас эти мудрые изречения?

— Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».

XI. Домашнее задание.

Прочитать загадки на с. 24-25 учебника и запомнить их; выполнить задания.

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tie-3.html

Литературное чтение 2 класс — «Загадки, пословицы, поговорки.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Учитель

Лебединцева Людмила Ивановна

Дата

_______________

Урок

№ 10

Тема урока:

Загадки, пословицы, поговорки

Тип урока:

«Открытие» новых знаний, изучение новых знаний, усвоение изученных знаний и формирование умений и навыков.

Вид и структура урока:

Комбинированный-обобщение и систематизация изученного.

Формы и методы обучения:

фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Планируемые результаты (цели и задачи):

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и авторами, иллюстрациями к этим произведениям; воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать текст или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.

Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над произведением.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: поиск в тексте слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные: уметь формулировать вопросы для получения необходимой ему информации и сопоставлять полученные ответы.

Учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки, распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

показать учащимся, как в загадках, пословицах, поговорках проявляется народная мудрость; учить видеть скрытый смысл; развивать воображение.

План урока:

  • Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

  • Актуализация знаний. Актуализации и формирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  • Физминутка.

  • Формирование новых умений и понятий. Выявление места и причины затруднения.

  • Построение проекта выхода из затруднения.

  • Реализации построенного проекта. Работа по теме урока. Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу и ли эталону.

  • Рефлексии учебной деятельности на уроке.

  • Оборудование:

    экран мультимедиа,ПК, УМК «Кирилл и Мефодий», мультимедийный материал

    Этап урока

    Содержание урока

    Характеристика деятельности учащегося

    Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

    Проверка домашнего задания.

    Проверку домашнего задания учитель может провести в виде конкурса по разным номинациям. Например: «Самая смешная небылица», «Самая-самая небывальщина», «Лучшему вралю» и т. д.

    Оценивают работу сами учащиеся. (Учитель может подготовить специальные «медальки» в качестве поощрения.)

    III. Изучение нового материала.

    1. Сообщение темы, целей.

    2. Работа над загадками.

    – Один из самых интересных и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?

    – В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и явлениях природы, о растениях и инструментах, о школе и о многом-многом другом.

    Физкультминутка

    Далее учитель загадывает несколько загадок, учащиеся должны не только назвать отгадку, но и объяснить, как они догадались, что послужило им подсказкой.

    Дальнейшую работу над загадками можно провести в форме игры: один ряд загадывает свою загадку или загадку из учебника, другие отгадывают. Тот ряд, который назвал отгадку первым или более точно сформулировал ответ, получает право на загадывание загадки.

    3. Работа над пословицами и поговорками.

    Учитель предлагает детям прочитать высказывания, записанные на доске:

    Пословица – мудрость народная.

    Пословица недаром молвится.

    – Как вы понимаете смысл данных высказываний? Когда, в каких случаях уместно употребить пословицу (поговорку)?

    Далее учащиеся читают пословицы, объясняют их смысл, добавляют свои пословицы по каждой теме.

    IV. Итог урока.

    Домашнее задание: записать в тетрадях по одной пословице о труде, дружбе, учении, Родине, матери; ответить на вопросы на с. 27.

    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

    Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

    Читать, выражая настроение произведения.

    Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

    Объяснять смысл пословиц.

    Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

    Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

    Находить созвучные окончания слов в песне.

    Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

    Актуализации и формирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    Формирование новых умений и понятий.

    Выявление места и причины затруднения.

    Построение проекта выхода из затруднения.

    Физминутка.

    Реализации построенного проекта. Работа по теме урока. Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу и ли эталону.

    Рефлексии учебной деятельности на уроке.

    Полезно? Поделись с другими:

    17   Скачиваний: 16

    Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

    Источник: https://www.InfoUroki.net/literaturnoe-chtenie-2-klass—zagadki-poslovicy-pogovorki.html

    Конспект урок литературного чтения 2 класс Тема: Устное народное творчество. Пословицы. Загадки

    Сохрани ссылку в одной из сетей:

    Конспект урок литературного чтения 2 класс

    Тема: Устное народное творчество. Пословицы. Загадки.

    Цель урока: Познакомить с жанрами устного народного творчества пословицей и загадкой. Учить разгадывать загадки, объяснять смысл пословиц.

    Ход урока

    1. Орг.момент.

    2. Проверка д/з

    3. Объяснение нового.

    -Вспомнить с какими жанрами устного народного творчества познакомились?

    Опишу я вам предмет,

    Угадайте, дав ответ,

    Я сама же жду разгадки,

    Потому что я …. (загадка)

    -А что такое загадка? Как строится загадка?

    В воде купался, сухим остался? (гусь)

    По каким признакам догадались что это гусь?

    Использую ЦОР по литературному чтению 2 класс «Маленькая дверь в большой мир»

    Что такое загадка? Как строится загадка? Исследуй, как составлены загадки.

    Чтение и разгадывание загадок в учебнике.

    Попробуйте придумать свою загадку с помощью дополнительных вопросов или путём описания предмета.

    -Кто знает как называется такое предложение? При солнышке тепло, а при матери добро.

    Это пословица. Объясните смысл этой пословицы. Попробуйте объяснить, что такое пословица?

    Использую ЦОР по литературному чтению 2 класс «Маленькая дверь в большой мир»

    Сравни пословицы.

    В учебнике прочитать пословицы объяснить их значение. Распределить все пословицы на 3 группы по заданию учебника.

    Использую ЦОР по литературному чтению 2 класс «Маленькая дверь в большой мир»

    Составь пословицы.

    В тетрадях с.47 соедини начало и конец пословиц, проверь свою работу.

    Итог урока

    Домашнее задание

    1. Конспект

      КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтение во 2 классе Защита проектов по теме «Устное народное творчество» … пословицах, сказках, загадках. 1. Мобилизующий момент. Сегодня у нас необычный урок – защита творческих проектов по темеУстное народное творчество

    2. Конспект

      Конспект урока – КВН по литературному чтению, 2 класс Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» Цели урока: 1.Развивать умение работать в … былина, легенда, загадка, частушки.) Конкурс «Закончи пословицу» Используется ЦОР (презентация …

    3. Конспект

      урока: урок-игра с элементами соревнования. Цели урока: 1. Образовательная: закрепить понятия об устном народном творчестве; поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы … Ефросининой, М.И. Омороковой “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть, рабочая …

    4. Программа

      … Жанры Произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, … уроках литературного чтения в начальной школе. — М.: Институт инноваций в образовании им.Л.В.Занкова : Издательство Оникс Вороговская А.И. Конспекты уроков

    5. Документ

      … Сборник «Народные рецепты». 4.Пословицы, загадки об … детей с устным народным творчествомпословицами, поговорками … на тему «Уроки вежливости … художественной, чтение) на тему прощания с … в первый класс. 1.Праздник … см.конспект 4.Литературная викторина ст …

    Другие похожие документы..

    Источник: https://gigabaza.ru/doc/152524.html

    Фрагмент конспекта урока чтения во 2 классе на тему: Загадки, пословицы, поговорки

    Цели: 1) продолжить работу над жанрами устного народного творчества; учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках; работать над формированием нравственных ценностей у детей; 2) развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать; 3) приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру общения.

    Ход фрагмента урока: 1. Работа с пословицами: 1) Рассказ учителя: «Ответы на все случаи жизни есть у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли – на всякие переживания даст разумный совет, наставление, утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён.

    Читайте также:  Внеклассные мероприятия, 1 класс разработки

    Русские пословицы – крылатая мудрость народа.

    В них выражен народный опыт, наблюдения, это своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои поступки и действия других людей». 2) Чтение пословиц: (прочитав пословицу учитель спрашивает детей) Беседа: — Понравилась ли вам пословица? Создание — Мне она тоже очень понравилась.

    Вот только, я не поняла, проблемной почему здесь написано, что «поговорка – цветок, пословица — ситуации: ягодка»? Что значит слово «цветок»? (У растений появляются красивые цветы. ) — Значит поговорка это что-то красивое?

    — А, можем ли мы сказать по отдельному цветку какой из него вырастет плод? (Нет. ) Микро-вывод: — Вот и поговорка красива, прекрасна, но ещё не совсем завершённая мысль. — О пословице сказано, что она ягодка. А что значит слово «ягодка»?

    (Ягодка – это плоды земляники, смородины) Микро-вывод: — А раз ягода – это плод, а плоды мы с вами употребляем в пищу, это не просто красиво и вкусно, это ещё и полезно. — Давайте прочитаем ещё несколько определений пословицы, которые ей дал сам народ. — Как вы думаете, почему «пословица недаром молвится»? (Она нужна людям. Она помогает понять главное.

    В ней есть оценка хорошему и плохому. ) Работа с учебником: — Тематика пословиц разнообразна. Мы с вами разберём только несколько разделов. а) – Прочитаем пословицы о Родине (чтение вслух хорошо читающим учеником). — Как вы понимаете эти пословицы?

    (Нужно защищать свою Родину. Наши деды отдавали жизнь за Родину). — Согласны ли вы с этими пословицами? — Когда может употребляться каждая из них?

    (Когда говорят о смелых и решительных людях, которые любят сою Родину, как родную мать). — Как вы относитесь к тому месту, где родились и выросли?

    (Я родился в деревне и сейчас здесь живу, я люблю свою деревню). б) – Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа). — Каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг – это человек, который тебя понимает, поддерживает в трудную ми- нуту, помогает). в) – Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии. (аналогичная работа). — Как вы оцениваете свой труд, помогаете ли вы родителям, друзьям?

    Как? (Я помогаю маме – мою посуду, подметаю пол. Когда меня о чём-то просят старшие, то я всегда стараюсь сделать это как можно лучше). — Как вы думаете, почему так много пословиц посвящено в учебнике умению и трудолюбию? (Труд — очень важен в жизни людей. Труд всегда ценили.

    И наши родители работают). г) – Прочитайте пословицы о лени и нерадивости. (аналогичная работа). — Кто такой лентяй? (Человек, который ничего не хочет делать, не помогает маме и папе, а всё время играет или смотрит телевизор).

    д) – Прочитайте пословицы о природе (аналогичная работа). Слово учителя: — Послушайте, что сказал великий писатель М.А.

    Шолохов о пословицах: «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.

    Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость.

    Из бездны времён дошли до нас… радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень… ».

    Источник: http://sochineniya.study-edu.net/fragment-konspekta-uroka-chteniya-vo-2-klasse-na-temu-zagadki-poslovicy-pogovorki/

    Конспект открытого урока во 2 классе по чтению на тему: «Загадки о животных»

    Учитель: Мы работаем над темой «Загадки о животных». Как ты понимаешь слово «Загадки»

    Обучающийся: Отвечает, объясняет.

    Учитель: Правильно. А кто автор, кто пишет загадки?

    Обучающийся: Последовательно отвечает на вопросы учителя.

    Учитель: Обобщает ответы обучающегося, воспитанника. Загадки, как и сказки, пословицы, поговорки, ещё один вид народного творчества. Предмет, который загадывается, скрыт, спрятан. Но в загадке есть ключевые слова, которые помогут отгадать загадку.

    IV. Физминутка «Хомка-хомка хомячок»

    Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк) Полосатенький бочок (гладим себя по бокам) Хомка рано встает (потягиваемся) Щечки моет, глазки трет (делаем соответственные действия) Подметает хомка хатку (наклоняемся и делаем вид, что подметаем) И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка сильным хочет стать (показываем, какой сильный).

    V. Обобщение знаний у обучающегося, воспитанника

    1. Отгадай «Загадки о животных»

    Учитель: Отгадай, о ком говорится в загадках. Какие слова помогли отгадать тебе загадку?

    Обучающийся, воспитанник последовательно отвечает.

    Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу, Букву Ж всегда твержу. Зная твёрдо букву эту,

    Я жужжу весной и летом. (Жук)

    Эта рыжая плутовка Ловит мышек в поле ловко. Хоть похожа на собаку, Никогда не лезет в драку. Нет хитрей её в лесу

    И узнали мы… (Лису)!

    Солнца яркого боится. Ночью — хищник эта птица. Ловко мышь найдет в траве.

    Говорим мы о (Сове). 

    Мои прекрасные рога, Всегда угроза для врага. Но добрый нрав имею я, Поверьте мне, мои друзья. И я в лесах у вас не гость,

    Живу я здесь, красавец-… (Лось)

    Роет он в земле ходы, Чтоб добыть себе еды, Любит свёклу и морковку, Корешки сгрызает ловко. Он слепой. Глаза ему Под землёю ни к чему. Перерыл весь огород!

    Догадались? Это (Крот)

    Что за странная картинка? Вот пушистая травинка Плавно по листку ползет. Все жует, жует, жует. Не жучок, не птица.

    Это(Гусеница)

    Что за серенький зверёк, Хвостик длинный, как шнурок, Только кошку увидал,

    Сразу в норку убежал? (Мышка)

    Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек,

    Звать его конечно… (Ежик)

    Что за зверь лесной, Встал, как столбик, под сосной, И стоит среди травы,

    Уши больше головы? (Заяц)

    2. Кроссворд «Животные»– Рассмотрите иллюстрацию:

    – Решите кроссворд и прочтите ключевое слово.

    Ключевое слово: ЖИВОТНЫЕ

    VI. Итог урока
    Учитель: Что понравился на уроке? Какое задание было трудным? Как надо относиться к животным?

    Обучающийся: Последовательно отвечают на вопросы учителя.

    Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/chtenie/74506-konspekt-otkrytogo-uroka-vo-2-klasse-po-chten/page-2.html

    Урок во 2 классе «Устное народное творчество: кубанские загадки, пословицы, поговорки, казачьи сказки, исторические песни»

    Цели и задачи урока:

    1. Формировать умение различать малые жанры устного народного творчества.
    2. Расширять представления о культуре и истории родного края.

    Оборудование: сборник пословиц, поговорок, сказок; записи кубанских песен.

    План урока.

    I. Организационный момент.

    II. Изучение темы урока.

    Ученик:

    Учитель:

    – Ребята, какие виды устного народного творчества вам известны? Сегодня мы познакомимся с малыми жанрами фольклора Кубани – пословицами, поговорками, загадками, сказками, песнями.

    На сегодняшнем уроке мы перелистаем страницы устного журнала » Кубань в пословицах и поговорках”.

    Учитель:

    Открываем первую страницу нашего журнала – пословицы и поговорки Кубани.

    Ученик:

    Пословица – краткое изречение, которое имеет законченную мысль.
    Поговорка – изречение, в котором нет законченного суждения.

    Учитель:

    1. Послушайте стихотворение, выделите из содержания текста пословицы и поговорки.

    В народе говорят: » Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли.” Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений: » Хто присказки старинные знает, тот в жизни много понимает».

    Учитель:

    Пословицы можно разделить по тематическому признаку. Давайте вспомним некоторые пословицы по заданным темам:

    Ученик:

    Пословицы о труде:

    «Бис труда ни вынешь и рыбки из пруда”; «Готовь сани летом, а телегу – зимой”; «Кто рана встаеть, таму и бох даеть”; «Гуляй. Да дила нэ забувай”;

    «Нэ сыды сложа рукы, та й нэ будэ скуки”.

    Ученик:

    Пословицы о дружбе:

    «Человек без друзей, что дерево без корней” «Нового друга желай, а старого не забывай”; «Нэ считай друга в гульбе, а считай в беде”;

    «Все добро , что ново, а друг, когда стар.”

    Ученик:

    Пословицы об уме: 

    «По одежке встречають , а по уму провожають”; «Чоловик бэз розуму, що снип бэз перевьязи” «Дурэнь думкою богатие”; «Застав дурного богу молыться. Вин и лоб разобье”;

    «Мудрон слово – делу основа”.

    Ученик:

    Пословицы о Родине:

    «Береги землю родимую, как мать любимую”, «Своя земля и в горстке мила”; «Родимая сторонушка – матушка, а чужая – мачеха”;

    «На чужой сторонушке рад своей воронушке”.

    Следующая страница нашего журнала – поговорки.

    Учитель:

    Образны и красочны поговорки кубанского народа. Точно и емко подмечаются черты характера человека, природные явления, жизненные ситуации. Использование поговорок в речи делает ее яркой и образной.

    «Билого свита нэ бачить” (чрезмерная занятость);
    «Быть сполох” (поднимать тревогу);
    «Глазом нэ моргнуть. Усом нэ повэсти” (не обращать внимания);
    «В кажну дирку затычка” (о назойливом, излишне любопытном человеке).
    «Попався, як сом у вэршу” (попасть в неловкое, неудобное положение)

    Учитель:

    2. А теперь послушайте задание: из записанных поговорок вы должны выбрать те, которые подходят к данному описанию.

    1. Что говорят о хозяйке, неумело принимающих гостей ? («Умила готувать, та нэ умила годувать”.)
    2. Как можно сказать о тяжелом, невыносимом положении? («Хоть с хаты тикай «.)
    3. О неудачном обмене? («Выминять шило на мыло”.)
    4. Обвинить кого-то без вины? («Найты крайного”.)

    III. Физкультминутка. (Спортивные упражнения под музыку.)

    3. Открываем новую страничку нашего журнала – загадки.

    Что такое загадки? Загадки– замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. Отгадайте загадки:

    1. Иист, йист, не найистся. Накормишь – живет, напоишь – убьет. (Огонь.)
    2. Висом висят, ходом ходят, время показывают. (Часы.)
    3. Висит , телепается, всяк за него хватается. (Рушнык.)
    4. Новая посудына уся в дырах. (Решето.

      )

    5. Длинна дровыняка в желизо нрядылась, в работе пригодылась (лопата).
    6. Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается. (Гриб.)
    7. Лычки дэрэ, а лаптей нэ шье. (Коза.)
    8. Жовтый шар сыпэ жар. (Солнце.

      )

    Сказочный мир неповторим. В его основе жизнь. С ее заботами и трудностями, любовь, разлука, верность, долг, храбрость, смекалка. Сказки отвращают от зла и ведут к добру.

    4. Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение с фантастическим вымыслом.

    Учитель:

    Ребята, а хотите сказку послушать?
    Чтение сказки учителем. (Страница 118.) – Почему красавица за первого брата пошла замуж? Чем он ей приглянулся?.

    Что-то загрустили наши ребята, а мы их песней развеселим.

    5. Кубанская народная песня – это лучший рассказ о душе кубанского народа. Многие поколения вложили в нее радости и печали, свои мечты о жизни. Народ воспевал дорогие сердцу края, прославляя героев, тружеников, мудрость, красоту и сердечную чистоту кубанских женщин, молодецкую удаль казаков. В будни и в праздники, в счастье и беде песня была всегда рядом с казаком.

    Ученик:

    Песни кубанских казаков можно разделить на несколько групп.

    Исторические песни: «Ой, на гори та жнеци жнуть” , «Во горах было, во крутых горах”.

    Военно-бытовые и походные песни: » По-над лесом”, «Ты встань, взойди, красно солнышко”.

    Лирические и обрядовые песни: «Ой, у поли риченька”, «Зеленый дубочек”. Прослушивание песен. 

    Учитель:

    И последняя страничка нашего журнала – занимательная.

    6. Викторина » Продолжи пословицу”.

    Учитель читает, уч-ся продолжают.
    «Землю красит солнце а человека (труд).
    «Без труда не вынешь и (рыбку из пруда).
    «Человек без друзей, что (дерево без корней).
    «Сам погибай, а (товарища выручай).
    «Не красна хата углами, а (красна пирогами).
    «Нет друга ищи, а (нашел береги)

    7. Игра » Знаете ли вы пословицы?” 

    Ученики должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов.

    Каравай-затевай. (На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай свой затевай).

    Броду – воду. (Не зная броду, не суйся в воду.)

    Болтает – мешает. (Кто много болтает, тот делу мешает.)

    Встречай – провожай. (Встречай хлебом-солью, провожай добрым словом.)

    Погибай – выручай. (Сам погибай, а товарища выручай.)

    8. Игра » Семь и один”. 

    Назвать 4 пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1. «Семеро одного не ждут”. «Семь раз отмерь, один раз отрежь”. «Семь бед, один ответ”.

    «Семеро з ложкой, один с сошкой”.

    IV. Итог урока. 

    Учитель:

    Что на уроке понравилось вам и больше всего запомнилось?

    Что нового узнали на уроке?

    V. Домашнее задание.

    Запишите пословицы, поговорки, которые используют в речи ваши родные, узнайте и запишите народные песни, которые поют в вашей семье.

    Источник: http://xn—-ftbbunegin2a4g.xn--p1ai/load/konspekty_urokov/literaturnoe_chtenie/urok_vo_2_klasse_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_kubanskie_zagadki_poslovicy_pogovorki_kazachi_skazki_istoricheskie_pesni/6-1-0-1378

    план — конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Школа России» Загадки, пословицы, поговорки с использованием ЭОР

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР

    Загадки, пословицы, поговорки

    1. ФИО (полностью): Квардакова Елена Владимировна
    2. Место работы: МКОУ ООШ д. Индыгойка Лебяжского района Кировской области
    3. Должность: Учитель начальных классов
    4. Предмет: Литературное чтение
    5. Класс: 2  класс
    6. Тема и номер урока в теме: Устное народное творчество русского народа, № 4
    7. Базовый учебник: «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова (УМК « Школа России»)

             8.   Цель  урока:              создать условия для изучения нового материала

              9.   Задачи:

        — образовательные: познакомить детей с русскими народными загадками, пословицами, поговорками, формировать умение различать малые жанры фольклора, отрабатывать навыки чтения

      — развивающие: развивать речь обучающихся, логическое мышление, умение                                  группировать слова и явления

     — воспитательные:  воспитывать уважение к мнению собеседника, развивать                желание  и умение работать в коллективе, прививать любовь и интерес к устному народному творчеству русского народа

          10.    Тип урока:      изучение нового материала и первичного закрепления

          11.    Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

         12. Необходимое техническое оборудование: компьютер для учителя, экран, проектор, компьютеры для учеников

         13.   Структура и ход  урока:

                                        СТРУКТУРА И ХОД УРОКА                      Таблица 1.

    Этап урока Название используемых ЭОР(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время(в мин.)
    1 2 3 4 5 6
    1 Организационное начало урока. Проверяет готовность учащихся к уроку  и настраивает на работу. Стихотворение. Настраиваются на работу 1 мин
    2 Целеполага-ние и мотивации Сообщает тему урока, предлагает учащимся сформулировать цели урока, ответить на вопросы по теме предстоящего урока с целью актуализации опорных знаний. Самостоятельное целеполагание:Отвечают на вопросы учителя. 2 мин
    3 Актуализация знаний Каждому ученику раздает карточки, на которых написаны песенки, скороговорки, считалки, небылицы. Определяют к каким жанрам устного народного творчества относятся тексты. Индивидуальная работа.        Выразительно читают  и отвечают. 5 мин
    3 Первичное освоение и  закрепление учебного материала Что такое загадка?             (N 190869)ЭОР № 1 Знакомит с малым жанром загадкой с демонстрацией ЭОР.              Организует работу в группах                                                  Знакомит с понятиями «пословица» и «поговорка»          Организует работу с учебником. Дискуссия. Восприятие  информации, Обсуждают, как составлены загадки.            Работа в группах и отвечают на вопросы учителя.Слушают учителя                Читают пословицы и поговорки, выполняют задания данные в учебнике. Фронтальная работа 15 мин
    4 Физкультминутка   Учитель показывает движения                   Обучающиеся повторяют движения  1 мин
    5 Осознание и осмысление учебного материала Составь пословицу       (N 191013) ЭОР № 3 Организует работу с ЭОРОрганизует работу с учебником и работу в парах Составляют пословицы. Работа в парах  Дети читают загадки, отгадывают  и  разбивают их по темам:                   -животные;                  -сад и огород;      -книга, письмо.    Работа в парах   12 мин
    6 Рефлексия, итог Соотнесите текст с названием жанра произведения  (N 203419)ЭОР №4 Организует работу с ЭОР Соотносят текст с названием жанра произведения  Индивидуальная работа   3 мин
    7 Информация о домашнем задании Учитель дает задание. Ответить на вопросы на с. 25 Записывают в дневники 1 мин

    Приложение к плану-конспекту урока                Таблица 2

              Загадки, пословицы, поговорки                                                              

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
    ЭОР № 1 Что такое загадка?              (N 190869) Информационный ресурс, практический Текст с иллюстрациями Текст http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/045079ff-4b1a-446c-91da-74f607a2539a/%5BNS-LIT_2-05%5D_%5BIM_002%5D.swf
    ЭОР № 2 Составь пословицу       (N 191013) Практический Иллюстрация с текстом http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f9d7a7f6-7bb7-4ecc-8798-050d7de0d2f4/%5BNS-LIT_2-05%5D_%5BIM_004%5D.swf
    ЭОР№ 3 Соотнесите текст с названием жанра произведения  (N 203419) Практический Тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d56de433-c240-403c-88e8-d5c4f77a616f/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_06%5D.swf

    Источник: http://pivarsheva.blogspot.com/2012/12/2.html

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Викторина по разделу «Устное народное творчество»» УМК «Школа России»

    Название: Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Викторина по разделу «Устное народное творчество»» УМК «Школа России»
    Номинация: Начальная школа, Школьные предметы , Литературное чтение, 2 класс
    Щелканова Елена Витальевна Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Место работы: МКОУ Михайловская ООШ

    Месторасположение: село Михайловское, Родниковский район, Ивановская область

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК «Школа России»

    Тема: Викторина по разделу «Устное народное творчество»

    Цель: обобщить знания учащихся по разделу «Устное народное творчество»

    Задачи:

    • повторить жанры устного народного творчества, систематизировать теоретический материал о сказках, закрепить знание содержания изученных сказок.
    • развивать наблюдательность, память, сообразительность, мышление, внимательность
    • воспитывать любовь к истории своего народа, уважение к своей культуре.

    Оборудование:

    электронная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, набор предметов (ведерко, яблоко, ложка, тарелка, боб, мешок), набор продуктов (пирог, каша, вода, соль, масло, яблоко, кисель), пазлы, кукла в одеяле.

    План урока.

    1. Оргмомент.
    2. Актуализация знаний.
    3. Физкультминутка.
    4. Викторина по сказкам.
    5. Итог.
    6. Рефлексия.

    Ход урока.

    Рада приветствовать вас на нашем необычном уроке.

    Изучение какого раздела мы закончили? (Устное народное творчество). Как вы думаете: почему наш урок сегодня будет необычным? (Ответы ребят). Да, урок пройдет не по привычному плану, а по необычному. Мы вспомним все произведения, изученные в разделе, но не просто поговорим о них, а пройдем испытания, как в сказке. Что же нам для этого нужно? (Ответы ребят).

    Ну, что же, отправляемся в путь?

    1. Какие виды устного народного творчества вам знакомы? Убери лишнее. (Слайд)

    Потешка

    Песня

    Сказка

    Рассказ

    Пословица

    Загадка

    Небылица

    Стихотворение

    Считалка

    Прибаутка

    Скороговорка

    Поэма

    1. Определи среди данных произведений устного народного творчества загадку, скороговорку, пословицу, считалку, колыбельную песню.

    (Учитель дает несколько фольклорных примеров для определения жанра ) (Слайд)

    1. Конкурс скороговорок. Кто без запинок и быстрее всех скажет скороговорку? (Можно индивидуально, а можно соревноваться группами или рядами)
    2. Конкурс загадок. Чей ряд (группа или индивидуально) больше загадает остальным загадок?
    3. А помните ли вы пословицы? Найди начало и конец каждой. (4-5 пословиц) (Слайд)
    4. Конкурс певцов. Спеть колыбельную кукле. (По желанию).
    5. Физкульминутка. (Народная игра-потешка «Зайка серенький сидит»)
    6. Викторина по сказкам.
    7. Какая из прочитанных сказок имеет в своем названии поговорку? («У страха глаза велики»)

    Какая сказка заканчивается пословицей и какой? («Лиса и журавль», Как аукнется, так и откликнется)

    Объясни, как ты их понимаешь?

    1. Каких видов сказок не бывает? Найди лишнее. (Слайд)

    Бытовые

    Волшебные

    Колдовские

    О животных

    1. Установи соответствие между названием сказки и ее видом (Слайд).

    Бытовая

    Волшебная

    О животных

    «Гуси-лебеди»

    «Лиса и тетерев»

    «Каша из топора»

    1. Вспомни части волшебной сказки. Найди лишнее. (Слайд)

    Присказка

    Зачин

    Троекратный повтор

    Главная мысль

    Концовка

    1. В каких из этих сказок один из героев мышка? (Слайд)
    2. «Петушок и бобовое зернышко»
    3. «У страха глаза велики»
    4. «Гуси-лебеди»
    5. «Каша из топора»
    6. Определи последовательность событий в сказке «Лиса и журавль» (Слайд)

    Журавль пошел в гости к лисе на званый пир.

    Не обижайся, лиса, больше нечем тебя угостить.

    С этих пор кончилась дружба у лисы и журавля.

    Лиса и журавлем стали дружить.

    Теперь ты, лиса, приходи ко мне в гости.

    1. Вспомни сказку по опорным словам. (Слайд)
    2. Брат, сестра, гуси, Баба-яга.
    3. Петух, курочка, корова, кузнец.
    4. Бабушка, внучка, мышка, курочка.
    5. Узнай главного героя сказки по описанию. (Слайд)
    6. Жадная, лицемерная, хитрая
    7. Добрая, заботливая, терпеливая.
    8. Мудрый рассудительный, находчивый.
    9. Что потребовалось солдату, чтобы сварить кашу? Выбери. (Слайд)

    Рисунки: крупа, пирог, яблоко, капуста, соль, вода, молоко, масло, песок, свекла, топор, нож, ложка.

    Ребята, в мешке спрятаны предметы из сказок. Вам надо просунуть в мешок руку, выбрать один предмет, не вынимая ощупать его – узнать и назвать из какой он сказки, потом достать из мешка. (В мешке спрятаны предметы: ведерко, яблоко, ложка, тарелка, боб).

    1. Конкурс «Пир на весь мир»

    С закрытыми глазами (завязать платочком) попробовать на вкус, определить продукт и назвать в каких сказках он встречается.(Продукты: пирог, каша, вода, соль, масло, яблоко, кисель и пр.)

    Выдать несколько пазлов ( работа в группах) по изученным сказкам. Назвать ее. (Проверка — картинки на слайде )

    — Справились ли мы с поставленными задачами?

    — Что вызвало у вас затруднение?

    — Где применить ваши знания?

    -Интересно ли было на уроке?

    -Что вызвало наибольший интерес?

    -Понравилось ли на уроке?

    -Как вы оцените свою работу на уроке?

    Учитель выставляет аргументированные отметки.

    Д/з. Подготовиться к тестовой работе по разделу

    Спасибо за сотрудничество.

    Источник: http://portal2011.com/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-klasse-tem/

    Ссылка на основную публикацию