Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. в гости к весне (экскурсия). школа россии

Конспект урока по окружающему миру по теме: «В гости к весне»

Конспект урока по окружающему миру по теме: «В гости к весне»для учащихся 2 классаЦель: рассказать о весенних явлениях в неживой и живой природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию.

Оборудование: таблички с названиями весенних месяцев, карточки с изображением перелётных птиц; у учащихся-клей.Предварительная подготовка: учащиеся вырезают раннецветущие расстения из приложения к рабочей тетради. 1.ООрганизационный момент2.Актуализация знаний(Учащиеся вспоминают о своих наблюдениях в живой и неживой природе во время экскурсии.

Учитель проверяет заполнение таблицы в рабочей тетради.) Снова птицы летят из далёкаК берегам, расторгающим лёд,Солнце тёплое ходит высокоИ душистого ландыша ждёт.А.Фет-О каком времени года идёт речь в стихотворении? (О весне.

)

-Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? Какие признаки весны назвал автор?(Прилетают птицы, реки освобождаются ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, цветут ландыши.)

-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О весенних изменениях в природе.)-Прочитайте тему урока на с.86 учебника. (В гости к весне.)-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)-Прочитайте, что говорит об этом Муравьика.4.Работа по теме урока.

Выполнение заданий в рабочей тетради №2 (с.36).

-Перечислите названия весенних месяцев по порядку.(Март, апрель, май.)-Выполните задание.(Учитель вывешивает таблички с названиями весенних месяцев на доску.)

Беседа, работа по учебнику

-Послушайте загадки о весенних месяцах и скажите, о каком месяце идёт речь и какие признаки этого месяца вы услышали.Дует тёплый южный ветер,Солнышко всё ярче светит,Снег худеет, мякнет, тает,Грач горластый прилетает.Что за месяц, кто узнал?(Март.)Яростно река ревётИ разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.В небе жаворонка трель,Кто же к нам пришёл?(Апрель.)Зеленеет даль полей,Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летятГром грохочет.Угадай, что за месяц это.(Май.)(Класс делится на две группы. Учащиеся читают текст на с.86-87, готовят сообщения о весенних изменениях в неживой природе. Затем заслушивается выступление каждой группы.)5. Физкультминутка6.Продолжение работы по теме урока

Беседа, работа по учебнику

(Класс делится на две группы. Учащиеся читают текст на с.88-89, готовят сообщения о весенних изменениях в живой природе. Затем заслушивается выступление каждой группы.)Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.-Отгадайте загадки и скажите, когда каждая из этих птиц возвращается на родину.Всех перелётных птиц черней,Чистит пашню от червей.Взад-вперёд по пашне вскачь.А зовётся птица ….(грач-в марте)Своё гнездо он в поле вьёт,Где тянутся растения.Его и песня, и полётВошли в стихотворения!(Жаворонок-в начале апреля)Он прилетает каждый годТуда, где домик ждёт.Чужие песни петь умеет,А всё же голос свой имеет.(Скворец-середина мая)Прилетает к нам с теплом,Путь проделав длинный, Лепит домик под окномИз травы и глины.(Ласточка-май)(Учитель вывешивает картинки перелётных птиц.)

Выполнение заданий в рабочей тетради №3,4(с.36-37)

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах)

Творческое задание

( Класс делится на группы. Каждая группа составляет рассказ «Весна пришла». В рассказах необходимо отметить как можно больше признаков прихода весны, назвать изменения, происходящие в неживой природе, в жизни растений и животных. Затем заслушивается рассказ каждой группы, проводятся коллективное обсуждение и анализ рассказов.)

7.Рефлексия(Учащиеся отвечают на вопросы учебника(с89, в рамке).)-Оцените свои достижения на уроке.(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)8.Подведение итогов урока-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?Все ли мы их выполнили?Домашнее задание1.Рабочая тетрадь: №5-7(с.38-39)

2.Найти материал о первоцветах(можно воспользоваться книгой «Зелёные страницы»).

Источник: http://publekc.ru/konspekt-uroka-po-okrujayushemu-miru-po-teme-v-gosti-k-vesne/index.html

Презентация на тему «В гости к весне»

  • Скачать презентацию (3.4 Мб)
  • 271 загрузок
  • 2.6 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «В гости к весне» по окружающему миру. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов25
  • Аудитория
  • Словаокружающий мир весна гости птицы месяцы звери
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 2О каком времени года говорится в стихотворении А.Фета? Снова птицы летят издалёка, К берегам, расторгающим лёд, Солнце тёплое ходит высоко И душистого ландыша ждёт. Весна.
  • Слайд 4Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? Март Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? Апрель Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? … Май
  • Слайд 5Прочитаем вслух текст «Неживая природа весной» на стр. 86-87 учебника.
  • Слайд 6Солнце Небо Облака Водоёмы Почва Осадки Весенние изменения в неживой природе.
  • Слайд 7Первые проталины Ледоход Половодье
  • Слайд 8Солнце выше, чем зимой Дни стали длиннее; Потепление Небо голубое, высокое Облака белые, лёгкие Таяние снега, льда Ледоход Половодье Осадки: снег, дождь Первая гроза Оттаивание почвы
  • Слайд 9Подумайте, как влияют изменения в неживой природе весной на живую природу.
  • Слайд 10Назовите травянистые растения, которые зацветают весной первыми.
  • Слайд 11Мать–и-мачеха Подснежники Ветреница лютичная Медуница Печёночница благородная Хохлатка
  • Слайд 12Почему эти растения зацветают так рано?
  • Слайд 13Прочитайте текст на стр. 89 учебника. Раннецветущие растения получают питание из своих утолщённых подземных частей, в кото- рых с прошлого года хранились запасы пита- тельных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного. Как теперь ты ответишь на вопрос: Почему эти растения зацветают так рано?
  • Слайд 14Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?
  • Слайд 15В лесу передвигайтесь по тропинкам (гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса). Букеты составляйте из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке. Не собирайте берёзовый сок.
  • Слайд 16Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку, Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это … Птица
  • Слайд 17Как меняется жизнь птиц с приходом весны? С приходом весны возвращаются в родные края перелётные птицы. Они строят или ремонтируют гнёзда, откла- дывают яйца и выводят птенцов.
  • Слайд 18Как ты думаешь, почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? Весной появляются насекомые (пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары) и для птицстановится больше корма.
  • Слайд 19Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица … ГРАЧ Март – время прилёта грачей. Мы построили вдвоём Для гостей весенний дом, А верней сказать – дворец. Прилетай скорей … СКВОРЕЦ Конец марта – время прилёта скворцов. Своё гнездо он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песня и полёт Вошли в стихотворения! ЖАВОРОНОК Время прилёта жаворонков – начало апреля. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. ЛАСТОЧКА Май – время прилёта ласточек. Прилетел к нам, наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт. СОЛОВЕЙ Соловьи прилетают в середине мая.
  • Слайд 20Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют.
  • Слайд 21Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве. Что вы можете сделать для охраны животных и птиц?
  • Слайд 22Солнце выше, чем зимой Дни стали длиннее. Потепление Небо голубое, высокое Облака белые, лёгкие Таяние снега, льда Ледоход Половодье Осадки: снег, дождь Первая гроза Оттаивание почвы Набухание почек Появление листьев Цветение растений Появление насекомых Возвращение перелёт- ных птиц Изменения в жизни зверей Составь рассказ «Весна пришла»
  • Слайд 23http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=692618&st=330 http://www.motto.net.ua/img/3d/1264892448_C2E5F1EDE0203031.html http://900igr.net/photo/priroda/1-Vesna-3.files/003-Vesna.html http://rostislav.mikryukov.info/photo/2-0-15 http://moygorod.kiev.ua/journal/journal.php?tema=8 http://www.karaoke.ru/user/Schlager http://info.sibnet.ru/?id=286829 http://nar-dok.ru/ http://thememaker.ru/themes-list.model/25/1/25/13871/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Anemone_ranunculoides_bgiu.jpg http://www.u-lekar.ru/content/view/100/2/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Hepatica_nobilis_plant.JPG http://www.liveinternet.ru/users/teanika/post98895394/ http://xbt-torrent.ru/browseC.php?&parent=154&page=17
  • Слайд 24http://www.justmedia.ru/news/society?page=110 http://img.nr2.ru/chel/08/03/11/ http://oikologia.ucoz.ru/load/vneklassnaja_rabota/golosa_ptic/14 http://agol.ucoz.ru/publ/4 http://forum.smallgames.ws/index.php?showtopic=8321&st=1600&p=190424 http://club.foto.ru/gallery/photos/recommended.php?page=1&author_id=158814&recommended= http://blogs.mail.ru/inbox/mon_petite/797D2995A1F48C88.html http://retropost.ru/postcards/send/789.html http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=1356 http://blog.kp.ru/users/le_soleil82/post123994550/ http://www.prosv.ru/ebooks/Ishimova_Razvitie_rechemisl/6.html
  • Слайд 25Панова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4» г. Великого Новгорода Персональный сайт: http://www.panowa-ox.narod.ru/ Презентация опубликована на сайте — viki.rdf.ru

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/v-gosti-k-vesne-17660

Мы идём в гости к Весне (2 класс)

Cлайд 1

Предмет: Окружающий мир, 2 класс Раздел: Путешествия Тема: В гости к Весне УМК «Школа России»

Cлайд 2

Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество- внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность.

Cлайд 3

Пришла пора зиме на смену, Природу пробудила ото сна. Растаял снег, клин птиц плывёт по небу, Тепло нам принесла … ВЕСНА

Cлайд 4

Снег теперь уже не тот,- Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки, И на вербах серебром Светятся серёжки. С.Я. Маршак

Cлайд 5

ВЕСНА МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

Cлайд 6

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

Cлайд 7

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

Cлайд 8

Работа в парах. Зачеркните на карточке №1 те явления природы, которые не относятся к весне.

Cлайд 9

Стало холоднее Стало теплее Образовались проталины Земля покрылась снегом День становится короче День становится длиннее Река замерзает Лёд на реке тает Листья распускаются Листья желтеют Птицы улетают на юг Птицы прилетают с юга Тает снег

Cлайд 10

Первые проталины

Cлайд 11

Ледоход и Половодье И.Левитан. Весна. Большая вода

Cлайд 12

Cлайд 13

Раннецветущие растения Мать-и-мачеха Подснежник Медуница Ландыш Ветреница дубравная Первоцвет весенний

Cлайд 14

Cлайд 15

В лесу передвигайтесь по тропинкам (гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса). 2. Букеты составляйте из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке. 3. Не собирайте берёзовый сок.

Cлайд 16

Cлайд 17

Грач Скворец Жаворонок Синица

Cлайд 18

Дрозд Зяблик Горихвостка

Cлайд 19

Ласточка Стриж

Cлайд 20

Скворечники

Cлайд 21

Синичники

Cлайд 22

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

Cлайд 23

Работа в парах. Карточка №2 Восстановите правильную последовательность

Cлайд 24

Восстанови последовательность Возвращаются из тёплых краёв птицы. Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света.

Cлайд 25

Восстанови последовательность Возвращаются из тёплых краёв птицы. Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света.

Cлайд 26

Составь рассказ по плану: 1. Весна приходит к нам сразу после ________. 2. Весенние месяцы – это ___,_____,_______. 3. Весну можно узнать по таким признакам: ______, 4. Какие раннецветущие растения появляются весной? 5.

Какая особенность раннецветущих растений? 6. Охрана раннецветущих растений. 7. Какие птицы прилетают к нам весной? 8. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись? 9. Какую пользу приносят птицы? 10. Забота о птицах весной.

Cлайд 27

Оцени свою работу на уроке!

Cлайд 28

Всё прекрасное на земле – от солнца, а всё хорошее – от человека. М.М. Пришвин

Cлайд 29

Домашнее задание: Составьте рассказ о весенних изменениях в природе.

Cлайд 30

СПАСИБО ЗА УРОК!

Cлайд 31

Список использованной литературы Плешаков А.А. Учебник для 2 класса в 2 частях «Окружающий мир», Москва: Просвещение, 2013 Поурочные разработки: Плешаков А.А «Окружающий мир», 2 класс Использованные материалы и интернет – ресурсы Плешаков А.А.

Учебник для 2 класса в 2 частях «Окружающий мир», Москва: Просвещение, 2013 (мультимедийный диск) Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2012. Плешаков А.

А «От земли до неба» Автор и источник заимствования интернет – ресурсов неизвестен.30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.

2017 скрыт

509485094950950509515095250953509545095550956509575095850959

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/okruzhayuschiy-mir/42933-mi-idyom-v-gosti-k-vesne-klass.html

Образовательный портал

Урок по окружающему миру  «В гости к весне»

По программе  Плешакова А.И., УМК  «Школа России»

Алексеевой Анны Алексеевны

Тема урока: «В гости к весне», весенние изменения в природе.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Личностные результаты:

— понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Межпредметные результаты:

— умеют устанавливать причинно-следственные связи  в явлениях природы, понимают связь между живой и неживой природой,

— высказывать и аргументировать своё мнение.

— умеют работать в парах и  в  группах,

— отделять значимую информацию от второстепенной,

— давать оценку своей работе и работе  товарища.

Предметные результаты:

— ученики знают   весенние изменения  в живой и неживой природе,

 весенние месяцы, названия раннецветущих растений.

— учатся наблюдать за изменениями в природе

Оборудование урока:

Карточки для проверки домашнего задания,

тексты для работы в группах,

учебник А.И. Плешакова «Окружающий мир 3 класс»,

рабочие тетради по окружающему миру А.И.Плешакова,

Читайте также:  Праздник нептуна. сценарий

таблички с названиями  весенних явлений,

презентация «Берегите первоцветы» автор Нечаева О.,URLwww.viki.ru

Используемые образовательные технологии: исследовательские методы обучения, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах, в группах.

Этапы урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Содержание учебного материала, деятельность учителя   Содержание учебного материала, деятельность ученика
1.Организационный
Приветствие. Организация работы. Приветствие. Подготовка к уроку.
                2.Проверка домашнего задания.
Организует проверку домашнего задания.Предлагает провести взаимопроверку в парах.Подводит детей к определению темы урока. Самостоятельно ищет ответы на вопросы теста.Проверяет ответы соседа.Исправляет ошибки.В ходе проверки домашнего задания дети определяют тему урока
3.Вводно- мотивационный
 Предлагает ученикам высказаться по данной теме, обращается к опыту и знаниям  по данной теме.Ставит проблемную задачу. Выражает своё мнение и эмоции.Проявляет активность в обсуждении, вступает в дискуссию.Осознаёт важность получения новых знаний новых знаний
4. Актуализация знаний
Организует работу в группе.При необходимости — помогает.Предлагает обменяться мнениями, оценить представленные рассказы. Распределяет «роли» в группе.Работает над заданием. Осуществляет само- и взаимоконтроль. Оказывает помощь.Слушает докладчика. Высказывает свои суждения.Работает в парах.
5.Физкультминутка.
Организует  проведение (читает текст) Делает упражнения
6.Работа в тетради
Организует выполнение работы, её проверку Выполняет задание с помощью учебника.
7.Работа с доской
Организует выполнение работы, её проверку, направляет. Анализирует информацию,учится  отделять причину от следствия.
8.Просмотр презентации
Показывает презентацию Смотрит, ищет ответ на поставленный вопрос, запоминает названия растений.
9.Рефлексия(подведение итогов урока)
Побуждает к свободным высказываниям. Предлагает оценить собственную деятельность.Помогает увидеть хорошее в ответах других детей, создаёт положительную мотивацию у учащихся. Анализируют собственную деятельность,деятельность своих товарищей.Составляет свой рассказ о приходе весны.

1. Организационный  момент

— Здравствуйте, ребята!

Проверьте, всё ли у вас лежит на парте, что нам нужно на уроке?

Давайте вспомним наши  правила работы.

Говорим вежливо, называем собеседника по имени, отвечаем по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите товарища,

уважаем мнение собеседника.

2. Проверка домашнего задания.

Ученики получают карточки, на которых написаны вопросы по предыдущей теме урока – «Водоёмы». 

1. Искусственный водоём —  (Водохранилище)

2. Место, где река впадает в озеро или море (устьЕ)

3. Углубление, по которому течёт река  (руСло)

4. Самый большой естественный водоём  (океаН)

5.  Без этого не может прожить ни человек, ни животное, ни растение (водА)

— Обменяйтесь с соседом карточками, давайте проверим, что получилось.

Если  вы посмотрите внимательно, то, увидите, что из подчёркнутых букв   получится слово. Какое? – ВЕСНА.

— Давайте вспомним, как называли это время  года наши предки (весна – красна,  утро года). Почему, как вы думаете?

3. Работа  с новым материалом.

А сейчас сядьте по группам,  каждая группа получит своё задание.

Тема заданий общая  — весна.

Но задания у каждой группы будут свои.

1 группа

Народные  названия весенних месяцев. Запомни, как в народе называли весенние месяцы, почему?

   Первыми признаками наступления весны принято считать движение соков в стволах деревьев, распускание почек. Принято считать, что весна переменчива: «Весна непостоянна, как мачеха: то повеет теплом, то нагонит холодов с железных гор — с севера», «Весна да осень — на дню погод восемь», «Весна сутки мочит, а час сушит», «Красна весна, да холодна еще».
Март  Начало нового года по народному календарю приходится на время пробуждения природы от спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения. На Руси новолетье приходилось на март, на дни весеннего равноденствия.    Название месяца «март» пришло на Русь поздно и выводится от римского бога войны – Марса, считавшегося покровителем земледельцев. Однако в народе всегда продолжали бытовать древнеславянские названия месяца: сухий, протальник, солнцегрей, водотёк, капельник, грачевник иотражали они природные явления этого времени года – затяжную борьбу тепла и холода.Апрель
Народные названия: Снегогон, Берёзозол, Цветень, Зажги Снега, Заиграй Овражки. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.Апрель Землю красит.В апреле земля теплеет и воду разливает.Апрель ленивого не любит, проворного голубит.
Май
Народные названия: Травень, Светозарник, Розацвет, Цветень, Птичий Пересвист, Соловьиный Месяц.2 группаРасскажи, какая весна бывает? Когда  она начинается по календарю? Когда начинается весна у астрономов, метеорологов, по природным явлениям?

    Погода весной переменчива. Весны бывают короткие и затяжные, ранние и поздние. «Ранняя весна ничего не стоит». Поздняя весна благотворно влияет на развитие живой природы, она наступает в начале апреля. «Поздняя весна не обманет». Длинные сосульки — к долгой весне. Ранний вылет пчел — к долгой, затяжной весне.

По астрономическому календарю первым днем весны считается день весеннего равноденствия 21 или 22 марта. Метеорологическая весна начинается с устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов. Начало весны — примерно 12 марта, окончание — 5 мая.

По фенологическому календарю весна начинается с проталин среди белого снега и зацветания серой ольхи, оканчивается в пору отцветания фруктовых деревьев и опадания плодов вяза. Средний срок весны около 85 дней (ориентировочно с 18 марта по 10 июня).

Согласно Лесному календарю Бианки весна — время массового прилета птиц на родные гнездовья. Первыми прилетают птицы, улетевшие последними, а последними — улетевшие первыми: грачи, скворцы, жаворонки, зяблики. Последними прилетают птицы, имеющие яркое оперенье, — зимородки, варакушки, малиновки и другие.

Самыми последними прилетают иволги, уже тогда, когда деревья покрываются яркой молодой листвой. В марте-апреле линяют зайцы, белая куропатка, ласка.

У зайчихи появляется приплод — настовики, т.е. ровесники наста; детеныши у барсучихи; у лосей. Обычно рождаются два рыжих лосенка — бычок и телочка.

3 группа 

Запомни и расскажи всему улассу 5 самых интересных, на твой взгляд  поговорок о весне.

Попробуй объяснить, почему так говорят.

О весне в народе говорят: Весна красна цветами, а осень пирогами. Весной час упустишь, днем не наверстаешь. Весна — что девушка: не знаешь, когда заплачет, когда засмеется. Вода на лугу — сено в стогу. Весною день упустишь — годом не вернешь. Рано затает — долго не растает.

Ранняя весна — признак того, что летом будет много непогожих дней. Когда весенняя вода пойдет, а лед держится, то это к плохому году. Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно — к мокрому лету. Весною как грязь, так и хлебушка даст. Перелетная птица течет стаями — к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

Когда весною появляется много мышей — это предвещает голодный год. Если встретишь весной белого зайца, то снег обязательно выпадет еще. Поздняя весна не подведёт, не обманет. Весною сверху печёт, а снизу морозит. Весной и оглобля травой обрастает. Матушка весна всем красна. Увидел на вербе пушок – и весна на шесток. Весною сутки мочит, а час сушит.

Три похолодания случаются весной: на птицу, на вербу и на черёмуху.

4 группа.

Подготовь краткий пересказ про четыре весны. Вряд ли кому приходит на ум, что за один сезон мы встречаем четыре весны! Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием: Весна света, Весна воды, Весна зелени и Предлетье.   Начало всей весны — Весна света. С середины марта, с первых проталин, замечаем её появление. Вроде бы ничего и не изменилось на улице: всё тот же снег, такие же деревья. Вот только солнце — нестерпимо яркое, жёлтое до белизны, до боли в глазах. Воздух ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. Ясно видны дали, окрашенные в сине-голубые тона. Небо в солнечные дни ярко-голубого, почти синего цвета. По небу, точно льдины, плывут плотные белые облака — начался небесный ледоход. Да-да, ледоход — ведь в этих облаках кристаллики льда. Пасмурных дней в это время мало, снег выпадает редко.Светлого времени суток прибывает с каждым днём, и, наконец, 21 марта на всей земле день это времени равен ночи. Этот день назвали днём весеннего равноденствия. Теперь светлого времени будет всё больше и больше.  Настоящий праздник света! Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые, начинается прилёт птиц. Распускаются первые цветы-серёжки на деревьях и кустарниках. По ним теперь легко будет определять смену событий природного календаря. С цветением ольхи и орешника (лещины) кончается Весна света. Пятнами и полосами проступает сквозь снег земля. Идёт бурное снеготаяние: огромные массы снега и льда, накопившиеся за зиму, растопленные весенним теплом, превращаются в воду. Начинается Весна воды. Приход её совпадает с цветением солнечно-жёлтого цветка мать-и-мачехи — одно го из первых раннецветущих подснежников-первоцветов. Освобождённые из снежного плена талые воды заполняют всё. Везде и всюду лужи. Ручьи блестят на солнце. Реки выходят из берегов — идёт половодье.Но по ночам часты заморозки, и тогда утром водяная плёночка на охлаждённых предметах и растениях превращается в тонкую ледяную корочку инея. От сильного испарения с приходом тёплого воздуха образуется туман. Серый, тёплый, сырой туман быстрее солнца съедает снег. С северными ветрами в апреле возвращаются холода. Беспокойна апрельская погода: яростно борется тепло с холодом.… Но ненадолго. Скоро сквозь тёмно-синее небо проглянет солнышко — и опять тепло. Зеленеет трава, вылетают шмели, прыгают лягушки, и потоки воды стремятся унести весь мусор, всю грязь, очищая землю для Весны зелени. В начале мая, как только зазеленеет берёза, наступает пора Весны зелени. Жарче становятся дни, теплее ночи. От каждой группы  выступает один ученик,  остальные участники группы могут дополнять его ответ.

А сейчас отдыхаем – физкультминутка.

Весна, весна! Пришла весна! (хлопки) Тепло на крыльях принесла! (прыжки) И вот на самом солнцепеке (ходьба) С поднятой гордой головой, Расцвел подснежник голубой. ( Руки в сторону) Он весь пушистый, серебристый (приседания) На солнце маленький стоит. (прыжки) Посланец он весны надежный Он не боится холодов (наклоны туловища) За ним придут цветы другие

Он первенец среди цветов! (повороты влево-вправо).

4. Работа в «Рабочей тетради»

А теперь давайте  поработаем в тетрадях. Откройте их на странице 36. С помощью учебника выполните задание по вариантам. (1 вариант —  примеры весенних явлений в неживой природе. 2 вариант – в живой природе).

5. Работа  по закреплению новых знаний

После того, как дети выполняют задание, выполняется проверка – на доске в 2 столбика вывешиваются таблички  с   записями.

1 столбик – неживая природа. (Солнце греет, дни длиннее, снег тает, ледоход, половодье, дождь, первая гроза).   2 столбик —  живая природа (появляются почки, первоцветы,  прилетают птицы, у животных появляются детёныши, просыпаются звери, которые впадали в спячку  и т.д.)

 Ребята, посмотрите на первый столбик и  скажите, какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему? (если нужно учитель подводит детейк мысли, что солнце стало не только светить ярче, но и стоит выше над горизонтом – это причина всех изменений).

Приведите пример связей в природе. Дети выходят к доске соединяют  стрелками  слова в двух столбиках.

6.Просмотр презентации

А какие растения называют первоцветы? Чем они отличаются от других растений?Первоцветы — это первые цветы, которые появляются  после холодной зимы. Они вырастают быстро.

Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше   могучих деревьев  и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую  луковичку.

Эта  «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.

Давайте посмотрим презентацию об этих удивительных растениях.

Презентация «Береги первоцветы!»

7. Подведение итогов урока. Попробуйте составить рассказ о приходе весны, перечислив весенние изменения в природе.

— Что вам было интересно на уроке делать?

— Что вам было интересно на уроке узнать?

— Какие вопросы были сложными?

— За что вы можете себя похвалить? Что получилось?

— Чьё выступление понравилось и запомнилось особенно?

8.Домашнее задание

Читать учебник с.86-89

Тетрадь задание №4

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/141-preschool-world/1297—2-q-q

Урок по окружающему миру 2 класс Тема: «В гости к весне»

Урок по окружающему миру 2 классТема: «В гости к весне».Данный урок входит в раздел «Сезонные изменения в природе». Это третий урок в данном разделе. На уроке дети знакомятся с признаками весны. С поведением животных весной. С правилами поведения в природе.

Учатся видеть взаимосвязь живой и неживой природой.Цели урока1. Обобщить представления учащихся об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.2. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.Оборудование: презентация.

 

Конспект урока «В гости к весне»

1. Оргмомент.

Вот книжки на столе,А вот — тетрадки.Не хочется игратьСегодня в прятки,И недосуг дутьНа корабль бумажный –Сегодня в классе у ребятУрок уж больно важный. 

2. Введение в тему урока. Создание эмоционального настроения.

Слайд 1.

Я. Аким Долго шла она тайком от ветров и стужи, А сегодня — прямиком шлепает по лужам, Гонит талые снега с гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга бархатом зеленым. «Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой Барабанит по стеклу серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов с домиком подружат, Скоро множество птенцов выглянут наружу. Тучи по небу пройдут, и тебе впервые На ладошку упадут капли дождевые.- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).- Попробуйте назвать тему нашего урока.

Слайд 2.

Читайте также:  Рассказы для детей

— Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем нарисовать картину весны.

             3.Весенние изменения в неживой природе.

-Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого необходимо вспомнить названия весенних месяцев по порядку.-Послушайте загадки о весенних месяцах.Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит,Снег худеет, мякнет, тает,Грач горластый прилетает.Что за месяц?Кто узнает? (Март)

Слайд 3.

 В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.

— Кто объяснит названия этого месяца?- Следующая загадка:Яростно река реветИ разламывает лёд.В домик свой скворец вернулся,А в лесу медведь проснулся.В небе жаворонка трель.Кто же к нам пришел? (Апрель)

Слайд 4.

— А вот апрель в народе называют снегогон, воделей. — Кто объяснит названия этого месяца?- Следующая загадка:Зеленеет даль полейЗапевает соловей.В белый цвет оделся сад,Пчелы первые летят.Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?…(Май)

Слайд 5.

— Май называют в народе цветень.- Как вы думаете, почему его так назвали?

— Все перечисленные признаки весны, услышанные в загадках, нам надо изобразить на нашей картине. Начнем с неживой природы. (Работа по карточкам-заданиям.)

Слайд 6.В первую очередь нарисуем солнышко. Какое оно весной?

Карточка 1.Солнце

— Как светит солнце весной?- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?- Изменилась ли продолжительность дня?(Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло)

Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

Карточка 2. Небо

— Какое по цвету весеннее небо?- Какое небо по характеру облачности?- Какие осадки выпадают весной?

(Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте — снег, а апреле — снег и дождь, в мае — дождь.)

— Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).- Что происходит со снегом весной?

Карточка 3. Снег и лед

Что произошло со снегом, льдом на реках весной?

— Почему?- Где осталось больше снега?- Почему?(Поскольку становится  теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. )-Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?

Карточка 4. Почва

Что происходит весной с почвой?

(Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).

Слайд 7.

— Что такое ледоход?(В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться. )

Слайд 8.

— Что такое проталины?(В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает.)

Слайд 9.

— Что такое половодье?(В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, проис­ходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)

       4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пятьВсе умеем мы считать.Отдыхать умеем тожеРуки за спину положим,Голову поднимем выше И легко, легко подышим.

              5. Изменения в живой природе.

— Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Слайд 10.

Результаты экскурсии «Мы наблюдаем»

Слайд 11.-12.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Слайд 13.

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

Слайд 14.

— Что происходит снасекомыми?(С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

Слайд 15.

— Какие изменения произошли в жизни птиц?(Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

Слайд 16.

— Какие же изменения происходят в живой природе весной?

Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

— Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

Сообщения о первоцветах

Слайд17.

Мать – и – мачеха

Слайд 18.

Хохлатка

Слайд 19.

Медуница

Слайд 20.

Ветреница — Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?: (Нет).

Слайд 21.

— Почему не следует рвать цветы?

           6. Изменения в жизни птиц.

Слайд 22.

Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

Всех перелетных птиц черней,Чистит он пашню от червей.Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица… (Грач)

Март — время прилета грачей в родные края. Он прилетает каждый годТуда, где домик ждет.Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец)

Прилетает к нам с теплом,Путь проделав длинный.Лепит домик под окном

 Из травы и глины. (Ласточка)

Время прилета в родные края — май.

Слайд 23.

Конец марта — время прилета скворцов. Свое гнездо он в поле вьет,Где тянутся растения. Его и песня и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

Время прилета жаворонков — начало апреля.Прилетел к нам, наконец,Лучший наш певец.Дни и ночи напролет

Он поет. (Соловей)

Соловьи прилетают в середине мая.

               7. Изменения в жизни животных.

Слайд 24.

— Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линя­ют.)- Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты за­ботой о потомстве.  

Слайд 25.

— Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)

                8. Закрепление изученного материала.

Слайд 26.

9. Подведение итогов.

— Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)

Слайд 27.

Оценивание работы учащихся.Какое настроение у вас было в течение урока?

                  10. Домашнее задание

Слайд 28.

Рабочая тетрадь стр.37 №4,5,6,7 

Источник: http://5-bal.ru/geografiya/21130/index.html

Конспект урока по окружающему миру «Весенняя прогулка (экскурсия)» (2 класс)

Конспект урока для учащихся 2 классов по окружающему миру.

Тема: Весенняя прогулка (экскурсия)

Цель: познакомить с раннецветущими растениями.

Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать за природой, проводить исследования, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Работа по теме экскурсии

Остановка 1. Полянка первоцветов

Еще кое-где лежит снег, вы тепло одеты: в куртках, шапках, сапогах, некоторые из вас даже в варежках и перчатках. А в нашем лесу (парке) уже выросли цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «Двенадцать месяцев». Разве это не чудо, не ожившая сказка? Эти цветы появились из снега навстречу жизни!

Давайте рассмотрим цветы получше. Среди темных стволов и кружева веток «разбежались» по лесной полянке кустики первоцвета весеннего с ярко-желтыми цветками, похожими на связки ключей.

«Ключ-цветок», «небесные ключи»- так зовут первоцвет в Германии. Русские названия «первоцвет», «первенец» растению даны в связи с тем, то оно цветет в начале весны.

Желтыми весенними цветами, этими ключиками, весна отпирает двери теплу и солнцу.

После схода снега прошло лишь несколько недель, а уже весело цветет маленькое хрупкое растение – ветреница лютиковая. У нее тоже желтые, яркие цветы, немного напоминающие цветки лютика.

Ветреница маленькая, стебель размером с карандаш, на конце его три листа, направленные в разные стороны и сильно рассеченные, еще выше – тонкая цветоножка, которая заканчивается цветком. Когда ветреница цветет, лесные деревья и кустарники едва начинают распускаться.

Ох и хитрая эта ветреница! Стоит небу нахмурится и собраться дождю, как цветки закрываются. Словно никогда их не было. Но лишь солнце приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают качать головками легкому весеннему ветерку. Полюбуйтесь, какие красивые наши ветреницы, но букетики сорванных цветов очень быстро вянут в руках.

Один мудрый человек сказал чудесные слова: «Я соврал цветок, и он увял. Я поймал бабочку – она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем». Вот и я предлагаю вам прикоснуться к красоте еще одного «подснежника» — медуницы.

Это растение заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые и синие. Поэтому-то шмели его быстро и находят.

На одном и том же стебельке некоторые цветки темно-розовые, другие – васильково-синие.

Если присмотреться внимательно, то нетрудно заметить, что розовую окраску имеют бутоны и более молодые цветки, а синюю – более старые, отцветающие. Каждый цветок на протяжении своей жизни меняет окраску.

Холодно еще ночами и вечерами, но медуница не боится низкой температуры. Потрогайте ее листочки, они немного шероховатые. Листья покрыты меленькими волосками, словно растение надело шерстяное платье. А между волосками – воздух, он-то и защищает медуницу от холодов.

Зажужжали друзья-насекомые, крылышками замахали и полетели на поляну. Так уж повелось: когда расцветает медуница, шмели из своих норок выбираются. Медуница получила свое название потому, что в цветках ее содержится много нектара. Это один из самых ранних медоносов.

Весной цветет не только медуница, но и некоторые другие растения. Цветки их имеют яркую, красивую окраску – лиловую, голубую, желтую. Когда таких растений много и все они цветут, получается красивый пестрый ковер.

Еще одно очень красивое растение – хохлатка. В наших дубравах она цветет ранней весной, раньше, чем ветреница. Снег еще не сошел до конца, а мы уже видим ее невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотными соцветиями их сиреневых цветков.

Хохлатка – растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки ее нежно пахнут и богаты нектаром. Отцветает хохлатка быстро – через несколько дней. И вместо цветков уже виднеются мелкие стручковидные плоды. Немного позже их них высыпаются на землю черные блестящие семена.

У каждого такого семени имеется белый мясистый придаток, привлекающий муравьев. Хохлатка — одно из немногих лесных растений, семена которых распространяются муравьями. Под землей у нее остается сочный живой клубенек – небольшой желтоватый шарик величиной с вишню.

Здесь хранятся запасы питательных веществ, необходимых для быстрого развития побега на следующую весну.

А теперь давайте посмотрим, к кому в гости пришли наши первоцветы. Кто защищает их от холодного ветра и дождя? Какие деревья можно назвать «старшими братьями» раннецветущих растений? Оказывается, мы остановились на перекрестке липовой и дубовой аллей.

Знаете, почему именно здесь начинается весна цветов? Для растений в липовом лесу зима немножко «теплее». Листья липы и дуба плохо проводят тепло, а когда падают – сморщиваются. У них заворачиваются края, и между ними остается много воздуха. Если вы будете внимательными, то обязательно заметите, что первые весенние цветы появляются под липами.

Читайте также:  Поделки к пасхе в начальной школе. пасхальный кулич

Сами деревья стоят без листьев, а многие цветы под ними уже в апреле покачиваются на тонких ножках.

Остановка 2. Цветущие деревья. Орешник

Не только травянистые растения дарят весне свои цветы. Оказывается, весной цветут некоторые деревья и кустарники.

— Вы видели, как цветут деревья?

Перед нами «младший брат» дуба – орешник. Почему орешник называют «младшим братом» дуба? Потому что растет он чаще всего недалеко от дуба и дарит нам похожий плод.

— Кто из вас любит орехи?

— Кто из жителей леса любит орехи?

Цветет орешник ранней весной, когда в лесу еще виднеются последние пятна снега. В один из теплых весенних дней плотные коричневатые сережки на его ветвях вдруг сильно удлиняются, повисают, становятся желтыми. При порывах ветра они раскачиваются в разные стороны, рассеивают свою пыльцу, напоминающую тонкий желтый порошок. Сережки орешника внешне похожи на сережки березы.

Остановка 3. Цветущая осина

Осина цветет ранней весной, задолго до появления листьев. Осина принадлежит к числу так называемых двудомных растений: одни ее деревья мужские, другие женские. На мужских деревьях во время цветения можно видеть красноватые мохнатые сережки, похожие на гусениц, которые свешиваются с ветвей вниз, а на женских – более тонкие зеленые.

Остановка 4. Красавица береза

— О каком дереве говорится в загадке?

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза.)

Береза белоствольная проснулась на полянке после зимнего сна. Одной из самых первых березка покрывается молодой нежной листвой. Посмотрите, она уже распускает почки, а вместе с ними и нежные сережки.

Ветки березы спадают вниз, иногда до самой земли, а ветерок играет ими: перебирает веточки, раскачивает их. Стоят белоствольные красавицы и красотой своей всех радуют. Береза – символ России, нашей Родины.

Остановка 5. «Солнышко на пригорке»

Перед выходом из леса на глинистом пригорке рассыпались маленькие желтые «солнышки» — это мать-и-мачеха. Она одна из первых зацветает среди наших цветов, совсем не боится заморозков. Мы все с нетерпением ждем появления маленьких желтых «солнышек».

Пройдет немного времени, распустится листва на деревьях, а золотисто-желтые корзинки отцветут и померкнут. Вместо солнечных цветков останутся пушистые шарики. Там, где росли желтые «солнышки», в мае появятся листья мать-и-мачехи, широкие, угловатые, кожистые.

С лицевой стороны они зеленые, а с изнанки беловатые, будто покрытые паутиной.

Почему у растения такое странное название? Снизу его листья пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, они напоминают злую мачеху из сказки.

  1. Подведение итогов экскурсии

Вот и заканчивается наше путешествие в мир ранних, самых храбрых весенних растений! По проторенной цветочной дорожке заспешат им вслед остальные «зеленые друзья».

Источник: https://urokinachalki.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-vesennyaya-progulka-ekskursiya-klass-7833.html

Урок-экскурсия по окружающему миру во втором классе «В гости к осени»

Цель урока: — Показать богатство и красоту леса; — Наблюдение за признаками наступления осени в природе; — Дать начальное представление об охране окружающей среды.

Задачи урока:

— Воспитывать умение вести себя в лесу; — Учить сравнивать признаки неживого и живого летом и осенью; — Уточнять понятия «живая» и «неживая» природа; — Развивать воображение, наблюдательность, эстетическое восприятие природы; — расширять кругозор учащихся; — Формировать ответственное отношение к окружающей среде.

Оборудование: термометр, коробка для сбора плодов, семян и листьев, вертикальный шест (длина 1,5 метра), лопатка.

Предварительная работа: беседа по технике безопасности «Как нужно вести себя в лесу», составление плана движения.
Место проведения: лесная поляна.

Ход экскурсии

Учитель: Вот мы пришли на лесную полянку. Она так приветливо и дружелюбно нас принимает и очень хочет рассказать о своих природных тайнах. У нее их много. Конечно же, мы не сможем все разгадать за одну экскурсию, поэтому будем приходить сюда чаще, и открывать что-то новое.
Ученик читает отрывок из стихотворения И. А. Бунина:

«Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной стоит Над светлою поляной. Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье: В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье…

Учитель: Ребята, о чем идет речь в этом стихотворении?
Дети: о наступлении осени, о разноцветном лесе, о тишине в лесу.
Учитель: Посмотрите вокруг себя.

Что вас окружает?
Дети: Воздух, птицы, разные растения, деревья…
Учитель: А на какие группы можно все это разделить?
Дети: Живая и неживая природа.

Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока – экскурсии?
Дети: «В гости к осени».
Учитель: Молодцы, ребята! Продолжим наш с вами разговор об объектах неживой природы.

Приближение зимнего времени года говорит нам об изменении температуры воздуха. У меня в руках прибор для измерения температуры воздуха – термометр. Итак, посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто из вас дома следит за температурой воздуха? Расскажите, как определить?

(Ответы детей. Если дети затрудняются ответить или отвечают неполно и неточно, учитель помогает, вносит ясность и обобщает ответы учащихся).

Учитель: Посмотрим на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня 12 градусов тепла. Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце высоко, поэтому светит ярко и температура воздуха достигает 25-30 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, давайте выполним небольшую практическую работу. Существует прибор для измерения высоты солнца и называется – гномон. У нас нет настоящего прибора, поэтому заменим его шестом длиной 1,5 метра. В высоту и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной ровной поверхности. В полдень, когда солнце находится выше всего над горизонтом, тень от шеста самая короткая и направлена на север. А теперь, когда шест установлен, давайте понаблюдаем, как расположена тень сейчас и как она будет двигаться.

Учитель: Если мы посмотрим на небо, что мы там можем увидеть?

Дети: Облака.
Учитель: Что собой представляет облако?
Дети: Это капельки воды, собранные вместе.
Учитель: Правильно. Если облако состоит из капелек воды или маленьких кристалликов льда, то тогда осадков не будет. А вот когда все капельки соединятся вместе, они станут тяжелыми и выпадут в виде дождя. Но если в облаке температура ниже нуля, то обязательно выпадет снег.

О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:

Носится, свищет. Мечется, рыщет. Где пробежит – Листик дрожит. Где пронесется –

Дерево гнется.

Дети: Это ветер.
Учитель: Нас везде окружает воздух, мы его не видим, но можем чувствовать его движение. Это движение и есть ветер. Он может вырвать дерево с корнем, а может быть и легким, нежным дуновением. Давайте подведем итог. Какая бывает погода осенью?

Дети: Осенью бывает дождливая, ветреная и прохладная погода.

Учитель: Вернемся к нашему самодельному «гномону». Посмотрите, тень от него сдвинулась на довольно приличное расстояние и стала длиннее. Это доказывает наше предположение о том, что с помощью такого прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы будете знакомиться в старших классах. Ребята, перечислите, кто относится к объектам живой природы?

Дети: Человек, животные, растения.

Учитель: Верно, сегодня мы поговорим о растениях и животных. Послушайте мою сказку и скажите, прав ли был дубок?

— «Жила – была девочка Иринка и очень она любила ходить в лес. Но наступила осень, листья стали желтеть и опадать. Стало девочке грустно, и решила она оказать деревьям помощь. Из дома Иринка взяла нитки и побежала к своему дубку. Стала она последние листочки к веткам привязывать. Вдруг прилетел ветерок, и послышалось ей, что листья над головой заговорили: «Что же ты мне мешаешь спать?»

— Я не хотела вас будить, я листья вам привязываю.
— Добрая ты девочка! Дни становятся короче, света все меньше, наступает пора деревьям спать.
Листочки мои стали разноцветными, скоро совсем высохнут и опадут.
— Кто же вас всю зиму кормить будет? – разволновалась Иринка.
— А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так хорошо спится. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листочки оставить, то на ветках зимой вырастут сугробы, ветки не выдержат и сломаются от тяжести.
Поняла Иринка, что не нужно мешать деревьям, и показалось ей, что дубок тихонько посапывает».
Учитель: Согласны ли вы с тем, что не надо мешать деревьям в их жизни?
(Ответы детей).
Учитель: Давайте подойдем к дубку, посмотрим на опавшие листочки. А теперь соберем листья разной окраски в нашу коробку, потом внимательно их рассмотрим и найдем признаки различия и сходства.
Учитель: Ребята, а как называются деревья, которые на зиму сбрасывают свою листву?
Дети: Листопадные.
Учитель: А сейчас бежим к тем деревьям, о которых есть такая загадка: Зимой и летом, Одним цветом.

(Дети подбегают к елям).

Учитель: Можно ответить и сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам). Как отличить сосну от ели? Посмотрите на листочки, они называются хвоинками. Потрогайте их, посмотрите, как они крепятся на стебле, и сравните их длину.

Дети: Хвоинки колкие, жесткие, у сосны они длиннее и крепятся по две, а у ели – по одной.

Учитель: Молодцы! Посмотрите под деревьями лежит много хвоинок. О чем нам это говорит?
С помощью учителя дети делают вывод: эти деревья сбрасывают хвою не сразу, как листопадные, постепенно. Поэтому они все время зеленые и называются такие деревья вечнозелеными.
Учитель: Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?
Дети: Растет трава.
Учитель: Да, трава или травянистые растения. В каком состоянии вы наблюдаете растущие в лесу травянистые растения?
Дети: Некоторые травы уже завяли, пожелтели, но некоторые с зелеными листьями и даже еще цветут.
Учитель: Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.
(Дети называют растения, которые знают; если могут, то кратко о них рассказывают; срывают листья, (если есть), соцветия, плоды и семена растений и складывают в коробку).
Учитель: Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие еще живые существа вместе с нами на экскурсии?
Дети: Вороны, воробьи, сороки, грачи, бабочки, мухи, паучки.
Учитель: Как же их мало в осеннем лесу. Их столько же было летом?
Дети: Нет. Мы видели много бабочек, жуков, комаров, шмелей, сейчас они спрятались. Стало холодно.
Учитель: Назовите группы, к которым относятся перечисленные вами животные.
Дети: Птицы и насекомые.
Учитель: Назовите признаки насекомых.
Дети: 6 ног, 2 крыла, пара усиков, на брюшке полосочки. У птиц тело покрыто перьями, 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.
Учитель: А почему же птицы осенью улетают на юг?
Дети: Становится холодно, нечего есть зимой.
Учитель: Докажите свой ответ, ведь зимой люди подкармливают птиц, а это значит, что они могут пережить зиму.
Дети: Насекомые спрятались, водоемы замерзнут, плоды и семена растений падают на землю, их засыплет снегом, поэтому птицы улетают туда, где много корма.
Учитель: О том, как птицы находят путь в теплые края вы узнаете на уроках биологии. А пока:

Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Так написал об осени русский поэт Афанасий Фет. Заканчивая экскурсию, хочу отметить, что нередко и взрослые и дети, когда идут в лес портят все, к чему прикасаются: ножом надрезают кору на дереве, оставляют после себя кучи мусора, в реки бросают стеклянные банки и бутылки.

— А вы, ребята, знаете как себя нужно вести в лесу! — И если мы будем хорошо себя вести, то лес также как и сегодня откроет перед нами все свои тайны. А если мы еще и научимся слушать лес, видеть его чудеса, если мы с ним подружимся, то лес станет самым лучшим другом.

А для этого надо быть добрым и по доброму относиться ко всему, что в лесу живет и растет. Это нужно помнить всегда.

(Учитель дарит детям календарики с изображением природы).

Источник: http://PlanetaDetstva.net/uchitelyam/vtoroj-klass/urok-ekskursiya-po-okruzhayushhemu-miru-vo-vtorom-klasse-v-gosti-k-oseni.html

Ссылка на основную публикацию