Мероприятие на тему «толерантность», 4 класс

Классный час в 4 классе на тему толерантность

Автор: Лебедева Татьяна Станиславовна Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района “Средняя общеобразовательная школа № 6″,

город Куйбышев, Новосибирской области.

Цель:
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

Задачи: • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

• воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.

Скачать презентацию для урока >>

Я знаю, что вы любите сказки, поэтому у нас в гостях сказка.
« Сказка ложь, а в ней намёк…»

Инсценировка сказки «Кошкин дом»

1 ребёнок. Придумано кем–то просто и мудро При встрече здороваться: — Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам. Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится Добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера. 2 ребёнок. Здравствуйте, друзья! Мы рады встрече с Вами.

Мы – это девчонки и мальчишки, Песенки и книжки, И, конечно я! Мы – это слово короткое очень, Но нет слова волшебнее его. В нём, между прочим,

Две буквы всего!

1 – Мы – звонче слова в мире нет! 2 – Мы – это песня и рассвет. 1 – Мы – это значит, ты и я! Вместе. Мы – значит, встретились друзья! 2 – Торопись, честной народ,-

В гости кошка к нам идёт!

1 – Добры люди, поспешите, Нашу сказку посмотрите. Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок. Тили – бом, тили бом, Открываем Кошкин дом.

/Входит кошка, кот, 2 котенка/

2 – Мадам, мы рады видеть Вас! Кошка. Я к вам заехала на час. Я, кошка старая и кот, Привратник мой – Василий, Не покладая лап и сил Племянников растили. Уже котята подросли, Я вывожу их в свет.

Но об истории своей Забыть не хватит лет. Когда мой дом сгорел дотла, Я много испытала. Скиталась, нищею была, Друзей всех потеряла. Для нас не отворили дверь Ни свиньи, ни коза. А вот с котятами с тех пор Я хорошо жила.

Я поняла, что доброта Все открывает двери,

Что иногда себя ведут и люди, будто звери.

Кот. Друзья, сердца откройте в мир, Не бойтесь доброты. И станут, счастливы тогда

Бездомные и вы.

Кошка. Я всех стараюсь обогреть, Дать всем чуть – чуть тепла. И с этой целью я сейчас На праздник к вам пришла! И если в жизни не везёт, Ко мне спешите в дом. Я постараюсь вам помочь, Решим вопрос вдвоём. Не огорчайтесь! Никогда Не опускайте лап! И помните: беда идёт к тому,

Кто духом слаб.

1 котёнок. Пожалуйста, прошу вас всех, И взрослых, и детей, Поверьте, красота спасёт

От войн и от смертей!

2 котёнок. Красиво можно рисовать! Красиво петь и шить! Но можно, вопреки всему,

Красиво, дружно жить!

1 котёнок. Мы в школе учимся такой, Где мир и красота Нас учат там всему – всему

От лап и до хвоста!

1 ребёнок. Мы знаем: На свете живут разноцветные дети, Живут на одной разноцветной планете. И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна.

2 ребёнок. Кружится планета, большая планета, Ладонями солнца она обогрета. Но греют планету намного теплей

Улыбки и смех разноцветных детей.

1котёнок. Наша школа обычная. Средняя школа, почти типичная В ней не ведут отбор детей.

Любой, любой учиться может в ней.

2 котёнок. Сейчас для нас открыты все пути, Нам с вами выбирать куда идти! Мы тоже ищем, пробуем, идём,

И за собою всех желающих зовём1

Приглашаем всех в круг. Игра «Продолжи фразу»:

— Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я …… — Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется….. — Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….

— Когда ко мне обращаются с уважением, то ….

Упражнение «Волшебное озеро»

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее положено небольшое зеркало круглой формы. Все участники в кругу, закрывают глаза. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь.

Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый: — Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете? — Как ответил вам этот человек на вашу улыбку? — Как вы понимаете значение слова «уникальный»? — Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Спасибо за ответы, присаживайтесь на свои места. (слайд 1)

Сегодня наш разговор посвящён толерантности. А что это такое? Давайте вслушаемся в это слово: «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность». Как, по-вашему, звучит это слово? Что, по вашему, обозначает слово «толерантность»?
Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам поработать в группах.

Сейчас вы посмотрите клип(слайд 2) прочитаете те высказывания, которые подбирали к классному часу и подумаете над тем, о чём мы говорили.

В результате вашей работы вы попробуете ответить, а что же такое толерантность? Ваш ответ может быть в словесной форме, а может быть в виде рисунка, образа.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному: прочитайте на слайде.

(слайд 3) в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? А что же объединяет эти определения? (слайд 4) Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим, уважительно относиться друг к другу.

Интересно, что символом толерантности является радуга. (слайд 5)Как вы думаете, а с чего начинается толерантность? Конечно же, с улыбки. (слайд 6)

Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Но у него нет лучиков. Какие слова, на ваш взгляд, должны быть на лучах? Выберите и прикрепите. (сострадание, прощение, сотрудничество, уважение прав других, милосердие, принятие другого человека таким, каков он есть).

Почему так актуальна тема толерантности в настоящее время? 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия.

В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. На слайде вы видите выдержку из декларации принципов толерантности. (слайд 7)

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.

61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. (слайд 8)

Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? (слайд 9)А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, понимание и принятие, чуткость, любознательность и др

Упражнение «Черты толерантной личности»

Цели: ознакомить участников с основными чертами толерантной личности; дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Источник: http://www.slavkrug.org/klassnyj-chas-v-4-klasse-na-temu-tolerantnost/

Конспект классного часа «Урок Толерантности» (4 класс)

Конспект классного часа, посвященному Международному Дню Толерантности. Конспект разработан для 4 класса.

Цель: формирование представления о толерантности, воспитание терпимости по отношению к другим людям, развитие устной речи учащихся.

Задачи:

— изучать с учащимися терминологию толерантной личности;

— воспитывать чувство уважения друг к другу;

— развивать стремление быть терпимым друг к другу;

— развивать способность адекватно и полно высказывать свои мысли на определенную тематику.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с понятием толерантность на разных языках мира), пословицы; фигуры  голубей из бумаги; компьютер с аудио записью.

Ход классного часа.

I.                  Приветствие. Орг. момент.

— Добрый день! А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит,

Он умножит счастливые дни…

— Создадим хорошее настроение. Найдите глазами своего соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и вам.

II.      Постановка проблемы.

-Немецкий философ Л.Вингенштейн говорил:

«Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром».

— Что для вас значит жить в согласии с миром? (Уметь понимать и мириться с другими людьми).

— Всегда ли вы можете понять, простить, уступить ближнему? (Ответы учащихся)

—  Да, я и мои друзья, к  сожалению,  нередко в жизни встречаются   с грубостью, слышим обидное слово, да и сами начинаем горячиться и грубить.

— Как вы думаете, можно ли научиться жить в мире с другими людьми?

III.    Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке нам предстоит ответить на  вопрос:

Как жить в мире с другими людьми? Основа всего того, что будет происходить в классе – доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу, где каждый может открыто высказать свое мнение, не стесняясь осуждения.

IV. Беседа

— Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.)

— Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

— А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

— А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)

— Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю.

— Мы с вами выяснили, что сочувствовать — значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, — это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

— Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

— Правильно, быть толерантным — значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

— С понятием толерантность мы знакомы уже не первый год, давайте вспомним, что значит ТОЛЕРАНТНОСТЬ на разных языках:

На испанском языке —  способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.

Читайте также:  День зимних именинников в 6 классе. сценарий

На французском языке – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

На английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным.

На китайском языке – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

На арабском языке –  прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

На русском языке –  способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

— А как Вы понимаете, что значит быть ТОЛЕРАНТНЫМ? (ответы детей).

V. Физ. минутка

Игра « Большое животное» (звучит аудиозапись «Плеск моря»).

— А сейчас представьте, что мы большое доброе животное. Возьмитесь за руки. Послушаем,  как оно дышит. Шаг вперед – вдох. Шаг назад — выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Давайте послушаем, как стучит его сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперед.

— Наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей.  Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении.

VI. Тема урока.

— Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. 

— Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощи. 

— Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам? (Ответы детей).

— А сейчас вы будете работать в группах. Перед вами на карточках начало и конец пословиц. Составьте эти пословицы и прочитайте. 

Мир строит, а война разрушает.

Свет победит тьму, а мир – войну.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Береги землю любимую, как мать родную.

Тот герой, кто за Родину горой.

— Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и другие.

Русским представляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне.

Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям.

Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет

войн, террористических актов. 

VII. Итог урока.

-В завершении нашего урока мне хочется прочитать старинную легенду:

«Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

— Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

— Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал:

— Смотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

— А   ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег.

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец сказал:

— Как хорошо, что все мы разные, как хорошо, что все мы люди!

— О чем говорит нам эта легенда? (Ответы детей).

VIII. Рефлексия.

— Символом мира на планете считается голубь. У Вас было домашнее задание: найти изречение, пословицу, афоризм, стихотворение и т.п. о МИРЕ.

Ваша задача, разделившись на 5 групп, прочитать их друг другу и выбрать одно, которое больше всего вам понравилось, записать его на голубке и повесить на доску.

А после уроков ребята, победившие в акции «Здравствуйте», отнесут этих голубей в актовый зал, чтобы потом Совет Старшеклассников оформил стену «Толерантности» (самостоятельная работа учащихся).

Ребята вывешивают своих голубей, и еще раз весь класс читает высказывания о мире и дружбе.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/konspekt_klassnogo_chasa_quoturok_tolerantnostiquot_4_klass-24538.htm

Классный час на тему «Мы выбираем толерантность» 4 класс

Nadezhda57

Интересная работа на актуальную тему. Только фотографии детей, Татьяна Владимировна, на СУПе без письменного разрешения родителей вставлять в разработки нельзя. А если есть такое разрешение, пометьте это и к Вам вопросов не будет.

irinapanova

Спасибо Татьяна Владимировна за разработку.  Пригодится в работе.

Iren

Отличная работа! Сейчас так много говорим о толерантности!

GOLD

Обсуждаемая тема — толерантность. Работа Ваша интересная.

natali1950

Актуальная и интересная тема, спасибо за работу. Кое что возьму себе, на авторство сошпюсь.

81059

Спасибо за актуальную и важную во все времена тему работы!

Эрика

И почему это страничка так разъехалась?
Благодарю за содержательную, актуальную работу! Детей надо учить быть терпимыми друг к другу!

lubovsai

Татьяна Владимировна! Спасибо за полезную и актуальную работу!

tanyakurova_

81059

Нужен был такой классный час! Ваш очень подходит! Ещё раз спасибо!

DAN64

Татьяна Владимировна, благодарю Вас за полезную разработку классного часа. Всего вам доброго!

tanyakurova_

Надежда Георгиевна! Спасибо за внимание к моей работе!

Заряева

Татьяна Владимировна, спасибо Вам за презентацию.

Источник: https://easyen.ru/load/nachalnykh/klassnye_chasy/klassnyj_chas_na_temu_my_vybiram_tolerantnost_4_klass/418-1-0-10692

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса. «Толерантность – путь к миру» — Государственное учреждение «Токтамысская средняя школа» отдела образования Буландынского района

Внеклассное мероприятие

для учащихся 5 класса.

«Толерантность – путь к

миру»

Цель: Формирование

представления о толерантном отношении.

Задачи:

1. Ввести и закрепить определение термина

«толерантность»;

2. Углубить понимание его значения;

3. Отработать умение видеть межиндивидуальные

различия.

4. Показать, что такое толерантное отношение к

окружающим, сверстникам.

Оборудование: ноутбук, оформление доски, стихи,

аудиозапись песни « Родина моя»,

цветок толерантности.

1. Вступительное слово.

— Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас  на внеклассном мероприятии.

Эмоциональный настрой.

Прослушайте песню «Я, ты, он, она…».

«Я, ты, он, она – вместе дружная страна,

вместе – дружная семья,

в слове «мы» — сто тысяч «я»! – так оптимистично и

жизнерадостно начинается некогда очень популярная песня.

Вопрос: Какие чувства вы испытали? (ответы)

Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее.

В школах и классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в

основе которых лежат явления нетерпимости. Проживание в мире и согласии

предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание,

взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость,

коммуникабельность, терпимость….

Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования

у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

2. Сообщение темы и цели.

Тема внеклассного занятия «Толерантность – путь к

миру». На этом занятии вы познакомитесь с понятием толерантность; научитесь

видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; сможете убедиться, что,

несмотря на то, что все вы разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная

атмосфера.

3. История понятия «толерантность».

Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на

первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет,

очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность

имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран

Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался

неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих

областях, но, более всего, — в умении учитывать настроения окружающих,

уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы,

стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться

обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

4. Этимология понятия «толерантность».

Обратимся к этимологии понятия «толерантность»:

— в английском языке понятие

«толерантность» — устойчивость, выносливость, терпимость;

— во французском языке «толерантность»

– уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и

религиозных взглядов;

— в китайском языке «быть

толерантным» – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;

— в арабском языке «толерантность»

— снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим;

— в русском языке «толерантность»

— способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к

поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам.

— Какое из определений вам импонирует более всего? (ответы)

— А что же объединяет эти определения? (ответы)

 5.Стихотворение « Толерантность»

Толерантность. Что это такое? —

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся».

Толерантность — это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность — слово для живых!

6.Термин «толерантность» объясняется, как

терпимость. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди

различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и

обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

— Какими чертами должен обладать толерантный

человек?

Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с

людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга

национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать

молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Надо, чтобы каждый

человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным

и нужным нашей стране.

— А как вы думаете,  вы сами люди толерантные? (Да, нет.)

А вот нам кажется, что вы все добрые, понимающие,

толерантные.

И сейчас я проведу с вами несколько  упражнений, а вы мне  поможете.

7. Упражнение «Комплименты»

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о

нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет,

чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто

необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого

улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и

возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные

ребята расскажут про положительные качества этого человека.

(После того, как все желающие дети  побывают на «волшебном стуле»,  обсудим  с классом то, что дети почувствовали во время

упражнения).

— Вам понравилось это упражнение? (ответы)

— Что нового вы узнали друг о друге? (ответы)

— Были комплименты одинаковыми или разными? (ответы)

— Почему разные? (ответы)

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый,

это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями.

Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно.

8. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ведущая произносит: «Когда я была совсем маленькой,

Читайте также:  Конкурсы и игры на новогодний утренник в начальной школе

меня звали… , сейчас в школе меня зовут…., а когда я вырасту, меня будут

звать…….  все по очереди,  данную фразу произносят аналогично.

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух

звучат непривычно, но при этом они повышают уважение к себе и родителям, дают

ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам

относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и

самим понимать, чувствовать людей, их настроение, стараться никого не обижать.

9.А сейчас составим «

Цветок толерантности».

10.Анализ жизненных

ситуаций.

Ведущий. В нашей повседневной жизни мы учимся

толерантности постоянно, хотя и не задумываемся об этом.

Сейчас вам будут предложены на выбор для обсуждения

ситуации из жизни. На обсуждение предлагаются следующие ситуации:

1.В нашем классе учится девочка, и у неё совсем другие

учебники, не такие, как у нас. Учитель на уроке отдельно объясняет ей новый

материал и на контрольных работах помогает, а нам – нет. Она с трудом

разбирается в понятных нам вещах, это же просто смешно – не знать, сколько

будет два умножить на три. Мы всегда смеёмся, когда она отвечает у доски.

Как вы думаете, мы проявляем толерантность?

2.У нас в классе учится мальчик. У него нос картошкой,

а ещё к тому же и лопоухий. Мы его дразним, потешаемся над ним – надо же быть

таким нескладным!

3.К нам в класс пришёл новенький. Он приехал из

какой-то кавказской республики. Плохо говорит по-русски, а уж пишет – ничего не

разобрать. Мы помогаем ему, объясняем, как можем, значение новых для него слов.

Вместе разбираем домашние задания по русскому языку.

Интересно, – это толерантность?

4.Моя соседка по подъезду очень пожилая дама. Она

медленно поднимается по лестнице и не догадывается уступить мне дорогу, если я

иду следом за ней. Но я её не тороплю, не пытаюсь протиснуться сбоку. Спокойно

поднимаюсь вслед за ней. А если у неё в руках сумка с продуктами, то предложу

свою помощь и донесу сумку до дверей её квартиры.

5.У нас в классе учится необычный мальчик, на всё у

него есть своё мнение. Он медлительный, немного заикается. И ещё он внешне

отличается от всех – откровенно говоря, он очень толстый. На уроках физической

культуры смотреть на него смешно. Мы веселимся от души.

11. Творческая работа . «В кругу друзей.»

А) Приготовьте:

альбомный лист,простой карандаш, ластик, фломастеры, карандаши или цветные

мелки, ножницы.

Б) Обвести левую ладонь

простым карандашом на середине листа

В) На этот рисунок положить правую руку и обвести правый большой палец

Г) Переверните

рисунок пальчиками вниз

Д) .Включаем

фантазию, творчество!Проведите вертикальную линию, разделив рисунок на две

одинаковые части. Рисуем овал головы себе и своему другу. Дорисовываем детали

лица, ладони, элементы одежды,обувь

Е) Вот такая работа у нас получилась!

Ребята, что надо сделать, чтобы наша  школа стала «Пространством толерантности».

— чтобы наша школа была толерантной, нужно

уважать других;

— быть всегда добрыми, дружными;

— уметь понимать других людей;

— делать добро, не ругаться, не

дразниться, любить;

— провести беседу о толерантности в других

классах;

— мы должны помогать друг другу.

12.

— Ребята, 

сегодня возможно  вы друг о друге

узнали что–то новое? (ответы)

— Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о

друге? (ответы)

— Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?

(ответы)

К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по

отношению друг к другу, но мы надеемся, что придет такое время, когда все люди

будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет.

Каждый человек будет иметь собственные убеждения, и все люди научатся

договариваться, и не будут воевать, ругаться, конфликтовать. Давайте же будем с

большей долей терпения, уважения и понимания относиться друг к другу, тогда

жить в мире и согласии нам станет намного проще.

И очень хочется, чтобы нашим главным правилом по жизни

стала фраза: «Не оценивайте людей, а цените их».

13.А теперь давайте

вместе составим правила толерантного общения:

Правила толерантного общения:

  • Уважай собеседника.
  • Старайся
  • понять то, о чем говорят другие.
  • Отстаивай
  • свое мнение тактично.
  • Ищи
  • лучшие аргументы.
  • Будь
  • справедливым, готовым признать правоту другого.
  • Стремись
  • учитывать интересы других.
  • Прощай.
  • Уважай
  • права другого.
  • Уважай
  • человеческое достоинство.
  • Принимай
  • другого таким, каков он есть.
  • Сострадай.
  • Проявляй
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

   14.Стихотворения.

«Доброта и толерантность спасут мир»

Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может, он рождается таким?

И существует ли добро в ХХ1 веке?

Ведь говорят, что стали мы и злее, и черствей.

Но я уверена, что большинство людей

В душе любовь и веру сохранили,

Хотя войну и голод пережили.

Добро и поныне в мире живёт,

Нет, оно никогда не умрёт!

Потому что всегда и во все времена 

Люди верили в силу добра!

Доброта – это мир, это истина, правда..

Добрым должен быть каждый из нас,

Чтоб частичку её подарить когда-то

Обделённым в жизни хоть раз.

Хоть разок сделать доброе людям,

В них надежду и веру вселить,

Что зло умирает со зрением,

Но добро продолжает жить!

Да, в мире много добрых людей,

И они живут среди нас,

И добротой бескорыстной своей.

Помогает нам каждый сейчас!

Пусть будет небо голубое,

А солнце — ясным!

Пусть человек не будет злым,

И станет мир прекрасным.

Выйдите люди, из своих квартир!

Слова мои хорошо слышны?

«Люди, доброта и толерантность спасёт мир!»

И вы мне поверить должны!

Ребята! Все, что вы услышали и увидели, наверное,

помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию

толерантности. Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие

оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение

друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для

счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в

обществе.

15. Итог

занятия:

Я уверена, если каждый

будет друг к другу терпим,

Мы сделаем вместе

толерантным наш мир! 

Ведущий. Ребята, чему мы сегодня научились? Что нового

узнали? (Узнали о принципах толерантности).

( на доске запись)-

Я узнал…

Мне понравилось…

Мне захотелось…

А теперь все вместе исполним песню «Дружба».

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит —

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит —

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Мы поссоримся — и помиримся,

«Не разлить водой!» — шутят все

вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь —

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту —

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Будьте терпимы к человеческим недостаткам и

слабостям. В любой кон­фликтной ситуации учитесь находить и предлагать

оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости —

извиняться.

Источник: https://sc0008.bulandy.akmoedu.kz/article/view/808ee07de7edd597b2231faecd4f708a/?p=

Тема классного часа в 4 классе «Толерантность. Литературные герои»

Тема классного часа в 4 классе

«Толерантность. Литературные герои»

1.Цели: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми.

^ Детям предлагается дома прочитать сказку Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

^

1. Вводная беседа. -А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. -А что оно означает, знаете? (выслушать мнение детей) -Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово? (выслушать ответы воспитанников) -А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? -Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников) -Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников) Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга. Учитель: А теперь напомним вам о стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод» Стихи для ребят Всех народов и стран:Для абиссинцев и англичан,Для испанских детей И для русских, шведских,Турецких, немецких,ФранцузскихНегров, чья родина –Африки берег;Для краснокожих обеих Америк.Для желтокожих,Которым вставать Надо, когда мы ложимся в кровать, Для эскимосов, что в стужу и снег Лезут в мешок меховойНа ночлег;Из тропических стран, Где на деревьях Не счесть обезьян;Для ребятишекОдетых и голых –Тех, что живут В городах и селах…Весь этот шумный,Задорный народ Пусть соберется в один хоровод.Север планеты Пусть встретится с Югом,Запад – с Востоком,А дети – друг с другом!

Учитель:

 О чем это стихотворение? (выслушать ответы воспитанников) Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.- Посмотрите на доску. Это значение слова «толерантность» на других языках. ( слайд)

^ способность признавать отличные от своих

собственных идей или мнения.

Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе, нежели ты.

^ готовность быть терпимым, снисходительным.

Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к

другим великодушным.

^ прощение, снисходительность, мягкость, милосер-

дие, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то (быть вы-

держанным, выносливым, уметь мириться с сущест- вованием кого-либо, чего-либо).2. Толерантность литературных героев в произведениях. а) Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». -Ребята, дома я попросила вас прочитать некоторые рассказы и сказки. Скажите, кто прочитал сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»? Поднимите руки.

-О ком эта сказка? (об утенке) -Каким он был? ( некрасивым, «гадким») -Как к нему относились окружающие? (ото всюду прогоняли ) -А почему? Может он был вредным или доставлял окружающим какие-то проблемы? ( просто он был не таким как все, его считали некрасивым) -Чем заканчивается сказка? ( превращается в прекрасного лебедя ) -А как могла бы закончится история, если к нему относились бы по другому? Попробуйте придумать свою концовку.б) Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». -Еще с одной сказкой Андерсена вы должны были познакомиться дома. Это сказка «Дикие лебеди». -Кто главные герои сказки? (Маленькие братья и их сестра ) -Как зовут сестру? (Элиза) -Что за беда с ними приключилась? (мачеха наложила на них проклятие) -Что могло спасти братьев Элизы?( ответы детей) -Почему Элизу хотели казнить? За что?(Не разговаривала, ночами ходила на кладбище) -Что о ней подумали люди?(что она ведьма, может принести вред) -А была ли людям от нее какая-либо угроза?(нет) -Чем заканчивается сказка? в) Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». -Кто прочитал сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»? -Кто главные герои повести? (Гена и Чебурашка) -Кому из них было необходимо толерантное отношение окружающих? (Чебурашке) -Почему?( он не был не на кого похож) -Расскажите, как автор впервые представляет нам Чебурашку? -А как он знакомиться с Геной?( по объявлению) -Где Гена искал о Чебурашке? (в словаре) -Что он там нашел?( не было о Чебурашке ничего) -И как себя повел Чебурашка? Что он спросил? (вы со мной дружить не будете? Если меня и в словаре нет.)3. Выводы. -Ребята, как вы думаете как живется этим героям: и Чебурашке, и Гадкому Утенку и Элизе? (тяжело, обидно) -А как вы поступили бы на их месте? Сложно ли противостоять столь многочисленному количеству мнений? -Как же поступать самим, чтобы облегчить их жизнь? (помогать, дружить с ними, чтобы они не чувствовали себя обиженными) -А в каких еще произведениях встречаются примеры нетолерантного обращения с героями? -А зачем мы читаем такие произведения? Так много об этом говорим? (чтобы в своей жизни поступать лучше, и самим не оказаться в таких сложных ситуациях).4. Физкультминутка ( в любое время на усмотрение учителя) — Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:

Читайте также:  Конспект нод в подготовительной группе. в стране доброты

^

Повернулись все на месте,

Громко хлопнули 3 раза,

Подмигнули правым глазом,

Левой топнули ногой!

А потом еще другой!

Закричали все «Ура!»

А теперь и сесть пора.

.

5. Итог.

Дети по слайдам читают стихотворение Нелли Тулуповой «Доброта».

1 ученик. Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от света. Доброта- не пряник, не конфета. 2 ученик. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится Земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. 4 ученик. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, 

Радуются взрослые и дети. 

Источник: http://dmee.ru/docs/100/index-8948.html

Классный час в 4 классе. Классный час

Образование 23 февраля 2016

Классный час в школе – воспитательное мероприятие, направленное на формирование гармоничной личности учащихся, расширение их знаний о человеке, обществе, окружающем мире, многообразии взаимоотношений.

Взаимодействие учителей и родителей

Ведущая роль при проведении классного часа отводится педагогу, однако выбор тематики проведения таких мероприятий и процесс подготовки должны происходить в тесном взаимодействии с детьми, что способствует их заинтересованности, реализации творческого потенциала, объединению школьного коллектива.

Говоря о значении классного руководителя в воспитании младших школьников, не следует приуменьшать значение семьи, в которой они воспитываются. Результативность воспитательного процесса во многом зависит от «почвы», которую обрабатывают педагоги. Только при условии приложения необходимых усилий родителями и учителями возможно достижение цели по формированию нравственной личности.

Классные часы (3, 4 классы) должны учитывать возрастные особенности школьной аудитории.

Возрастные особенности психики учащихся младшей школы

Наиболее легко поддающейся влиянию аудиторией являются учащиеся младшей школы, что объясняется возрастными особенностями их психического развития.

В этот период у детей формируется произвольное поведение (планирование — выполнение программ — самоконтроль), высшие психические функции, что в дальнейшем приведет к формированию теоретического мышления и сознания.

Именно в этот период ребенок начинает осознавать свое местоположение в общественной системе координат: формируются моральные ценности, которые в дальнейшем станут основой мировоззрения.

Данный период становления личности очень значим для педагогов, и своевременность в корректировке личности здесь играет ключевую роль.

Исходя из сказанного, нужно понимать, что планирование классных часов в младшей школе в обязательном порядке должно предусматривать рассмотрение нравственных тем, которые окажут неоценимый вклад в развитие социально ориентированной личности.

Классные часы (4 класс), разработки которых предлагаются в методической литературе, в первую очередь учитывают особенности физиологии и психического развития школьников, предопределяющие познавательные возможности учащихся. Цель проведения мероприятия должна определяться в соответствии с возрастом ребят.

Предлагаемая нами тематика классных часов 4 класса позволяет осуществлять нравственное воспитание учеников, привитие им навыков здоровой и безопасной жизнедеятельности.

Видео по теме

Какую тему выбрать?

Формирование нравственных ценностей учащихся – важнейший элемент в их воспитании, поэтому основные темы классных часов 4 класса, рекомендуемые для обсуждения: «Толерантность», «Дружба», «Семья».

Кроме того, с учетом незначительного количества урочного времени, отводимого на изучение тем по основам безопасной жизнедеятельности, нелишними будут темы: «Здоровье», «Правила дорожного движения».

Формы проведения классных часов могут быть разнообразными: викторина, театрализованная постановка, дискуссия, встреча с интересными людьми, поход в кинотеатр, театр.

Подробнее остановимся на рассмотрении вышеуказанных тем.

Классный час «Толерантность»

4 класс — это время, когда происходит формирование нравственных ценностей младших школьников. Одним из базовых морально-нравственных понятий является толерантность, что переводится с латинского языка буквально — «терпение».

Значение этого понятия сегодня как никогда велико, что обусловлено ростом таких явлений в обществе, как нетерпимость, агрессия, дискриминация.

Основываясь на том положении, что наиболее органично личность проявляется в гражданском обществе, к построению которого мы стремимся, принятие отличий других людей – залог комфортного сосуществования.

Толерантность как принцип взаимодействия в детских коллективах способствует воспитанию толерантного общества в дальнейшем.

У детей младшего школьного возраста уже сформированы общие понятия моральности и аморальности. Однако поведенческие модели этой возрастной категории еще окончательно не оформлены.

Основные акценты при рассмотрении понятия толерантности должны быть расставлены на признании не только прав детей, но и на их обязанностях по отношению к другим людям, уважении личности других, принятии их мировоззрения. В этом смысле важным постулатом для закрепления является непререкаемая истина: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Классный час в 4 классе на тему толерантности позволит снизить уровень агрессивного поведения учащихся, порог конфликтности, что позитивно отразится на общем психологическом климате в коллективе.

Формы проведения классного часа на тему «Толерантность»

В связи с этим важно своевременно провести классный час «Толерантность». 4 класс идеально для этого подойдет.

Мероприятие стоит провести в дискуссионной форме, когда каждый из участников будет свободно высказывать свое мнение, а педагог сможет дифференцировать значимые сходства и отличия в восприятии детьми окружающего мира, выявить объединяющие всех понятия, что в дальнейшем будет способствовать построению сплоченного коллектива, члены которого конструктивно взаимодействуют.

Формой проведения воспитательного мероприятия, которая позволит смоделировать общественно приемлемые варианты поведения детей в ситуациях агрессии, нетерпимости, также будут сюжетно-ролевые игры.

Дружба

Продолжением темы толерантности может стать пограничная с ней тема дружбы. Классный час в 4 классе на указанную тему должен проводиться, исходя из понимания значимости для младших школьников построения дружеских отношений.

К сожалению, с учетом реалий сегодняшней жизни: тотальной занятости взрослых, глобальной урбанизации, развития IT-технологий — коммуникации детей практически ограничены школьной средой, что повышает уровень ответственности педагогов за формирование у школьников представлений о настоящей дружбе.

Базовой установкой для детей при рассмотрении вопроса о дружбе должно стать понимание уникальности каждой личности, принятия ее достоинств и недостатков, то есть построения равноправных отношений. Кроме того, необходимо акцентировать внимание детей на искренности, бескорыстности, доверительности, преданности в дружеских отношениях.

Такой подход должен натолкнуть учащихся на размышления о собственной способности построить отношения в соответствии с вышеуказанными критериями и необходимости изменить в первую очередь себя. Классный час в 4 классе должен пройти продуктивно для ребят.

Формы проведения классного часа на тему «Дружба»

Как провести классный час «Дружба»? 4 класс отлично подходит для ролевых игр. Таким образом можно продемонстрировать наглядные жизненные ситуации, сопряженные с проявлением истинной и лжедружбы.

Не последняя роль при рассмотрении указанной темы отводится межпредметным связям с литературой, что можно реализовать посредством предварительного прочтения художественной литературы и последующего анализа произведений.

Семья

Рассмотрение темы семьи – итоговый этап проведения классных часов на нравственную тематику, что обусловлено всеобъемлющим характером понятия «семья». Ведь без толерантности и дружбы ее построение невозможно. Классный час в 4 классе на тему семьи должен обобщать и анализировать полученные школьниками знания и прожитый собственный опыт.

Для детей младшего школьного возраста семья – функциональное понятие. Каждый из членов ее выполняет определенные функции: мама – шьет, готовит, убирает, папа – ремонтирует, строит и т. п.

На основании сказанного для школьников этого возраста важным представляется формирование понятий о любви, уважении, взаимопомощи. Акцент должен делаться на комплексном взаимодействии этих понятий, который обусловит формирование благополучной семьи.

Важнейшим ее показателем являются гармоничные взаимоотношения старшего и младшего поколений, что, в свою очередь, опирается на необходимость формирования авторитета взрослых, а не безоговорочной любви к детям.

Кроме того, важным аспектом при рассмотрении необходимости формирования авторитета взрослых в семье является появление критичности мышления у младших школьников, которое зачастую выражается в отрицании авторитетов вообще.

Как правильно провести классный час (4 класс)? Семья – важнейшая ценность для каждого. Провести мероприятие на эту тему можно в форме конкурса, викторины, игры.

Здоровье

Важнейшим вопросом для рассмотрения во время проведения классных часов в 4 классе является тема здоровья. Классный час «Здоровье» (4 класс) должен обобщать полученные ранее знания и формировать привычки, направленные на поддержание правильного образа жизни.

Учитывая, что в этом возрасте только формируются привычки, которые в последующем определят образ жизни, основное внимание педагогом должно быть уделено содержанию правильного образа жизни.

Первично это подразумевает акцентирование внимания на значимости физической активности, гигиенических процедур, правильного питания, снижения уровня влияния на здоровье человека окружающей среды, социальной сферы.

Кроме того, с учетом возрастных особенностей учащихся младшей школы важным вопросом, которому следует уделить серьезное внимание, является планирование режима дня.

Одним из базовых моментов при рассмотрении тем о здоровье в 4 классе является информировании о вредных привычках и воспитание стойкого их неприятия.

Рекомендуемыми формами проведения классного часа по теме здоровья можно считать лекции, дискуссии, игры.

Правила дорожного движения

В контексте рассмотрения вопросов общего здоровья при планировании внеклассной работы следует уделить внимание такой теме, как правила дорожного движения. Как правильно провести на эту тему классный час (4 класс)? ПДД — это то, что должны знать даже младшие школьники. Стоит рассматривать вопросы наглядно, креативно, затрагивать аспекты, ранее не изученные.

С учетом роста детского травматизма и смертности во время дорожно-транспортных происшествий эта тематика более чем востребована.

Учитывая, что правила дорожного движения изучались учащимися 4 класса и в предыдущие годы, массив накопившихся знаний очень значителен.

В этом смысле важной является установка таких мероприятий на формирование понимания у детей, что безусловное выполнение правил дорожного движения – это в первую очередь проявление уважения ко всем участникам дорожного процесса, а кроме того, гарантия сохранения их жизни и жизни окружающих.

Формы проведения классного часа на тему «Правила дорожного движения»

В форме сюжетно-ролевых игр можно провести классный час (4 класс). ПДД ребята смогут запомнить быстрее, если мероприятие будет интересным и веселым.

Также рекомендованными к использованию на классных часах являются встречи с правоохранительными работниками, регулирующими безопасность на дороге, которые позволят из первых уст узнать правила и осознать все риски и ответственность за необдуманные действия на дороге.

Таким образом, темы классных часов 4 класса предполагают формирование базовых нравственных понятий, которые должны закрепиться в их сознании и со временем претвориться в устоявшиеся поведенческие модели.

Успешная реализация воспитательных задач возможна при тесном взаимодействии школы и семьи.

Классные часы (4 класс), разработки которых широко представлены в литературе, на практике требуют личностно ориентированного подхода, что позволит сформировать моральную личность учащихся.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/183536/

Ссылка на основную публикацию