Рассказ про мяту, 2 класс. окружающий мир

Мята, конспект занятия-наблюдения в детском саду

Автор занятия-наблюдения: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Познакомить детей с растением, его особенностями. Закрепить знания о понятиях «медоносное растение», «лекарственное растение», «эфирное масло». Закрепить знания о значении слов: кулинар, стоматолог. Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Мята фото

Ход наблюдения:

Может быть вам знакомо это растение? Потрите его листочек и ощутите аромат. (Ответы детей). Это мята.

Имя растению дали древние греки в честь красавицы нимфы Менты, возлюбленной владыки подземного царства Плутона. Там, где жила Минта, воздух всегда был сказочно чист и прозрачен.

Уставшим путникам она возвращала силы, больных исцеляла, а старикам дарила долголетие. Ревнивая его супруга превратила несчастную в растение с нежным, холодным запахом.

Позже, это ароматное и красивое растение стало известно на весь мир под названием Mentha. Мы называем его мята.

Растет мята на берегах водоемов, влажным местам, в канавах, на лесных опушках. Мята — свето и влаголюбивое растение. Что это значит? (Ответы детей). Это растение любит свет и влагу.

У нас (в Крыму) произрастает 7 видов мяты: полевая, блошница, мелкоцветковая, водяная, болотная, длиннолистная и колосистая. Давайте поиграем в игру «О чем говорят названия растений» и попробуем сами догадаться о происхождении названий разных видов мяты, растущей в наших краях.

Проводится дидактическая игра «О чем говорят названия растений».

Из мяты получается великолепный мед. Мед, собранный пчелами с цветков мяты, янтарный, приятного вкуса, ароматный, чуть холодящий.

Из свежих листьев и побегов мяты получают эфирное масло. Эфирное масло — это пахучая жидкость, которую делают из пахучих растений. С древних времен из масла мяты делали духи с освежающим ароматом. (Можно показать детям флакончик с эфирным маслом мяты).

Врачи-стоматологи хорошо знакомы с мятой. А вы знаете, что лечат стоматологи? (Ответы детей). Стоматолог — это зубной врач, лечащий зубы, десны, все что находится во рту. Мятой полощут рот, ее добавляют в зубную пасту, так как она придает свежесть дыханию и уничтожает бактерии.

Кулинары тоже весьма уважают мяту за ее холодящий вкус и аромат. Кто такие кулинары? (Ответы детей). Кулинар — это человек, который умеет вкусно готовить еду, повар. Свежие листья добавляют в салаты, супы, мясные и рыбные блюда. Используют мяту для приготовления напитков и сладостей. (Можно предложить детям попробовать мятные леденцы).

Травка очень душиста, Ароматные листья. Поскорей собирай

И заваривай чай!

В медицине мяту применяют при простудах, заболеваниях горла, рвоте, головных болях, бессоннице, нервных расстройствах и многих других заболеваний. Если человек устал или его укачивает на корабле, можно подышать ароматом масла из мяты, и все пройдет.
Если на подушку капнуть несколько капель мятного масла, то комары и москиты и близко не подлетят — боятся они запаха мяты.

Вопросы на закрепление:

1. Каким образом мята получило свое название? 2. В каких условиях любит расти мята? 3. За что уважают мяту кулинары? Врачи-стоматологи? 4. Можно ли назвать мяту лекарственным растением? Почему? 5. Можно ли назвать мяту медоносным растением? Почему? 6. Можно ли назвать мяту эфиромасличным растением? Почему?

7. Какие виды мяты, растущей у нас в Крыму, вы запомнили?

Дополнительный материал к занятию:

Загадки о мяте

Травка очень душиста, Ароматные листья. Поскорей собирай И заваривай чай! А найдёшь возле хаты, Называется – …

(мята)

Есть в лесу, есть в квасу, Есть в конфетке и в таблетке. В травке — море аромата! А зовётся травка …

(мята)

Душиста и на вкус приятна. Кладётся в чай. Да это …!

(мята)

В жвачке, в пасте и в конфетах Вы найдёте травку эту. Холодит приятно рот, Запах чаю придаёт.

(мята)

Сказка про мяту

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.
– Что случилось? – перепугалась жена.

Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

– Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы.

А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают. Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

Скачать конспект занятия-наблюдения «Мята»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rastenia/myata.html

Детям о лекарственных растениях

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники.  Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас  аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях. Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и  воспитывать  бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием  для детей

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

( Вс. Рождественский)

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого  детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Крапива двудомная

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива)

Ромашка аптечная

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка)

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

25 г петрушки;

15 г растительного  масла;

1 вареное яйцо;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подробнее об одуванчике можно прочитать на блоге.

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мать-и-мачеха

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На  пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

(Л. Акиншина)

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Читайте также:  Игры на летней площадке в школе

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Пастушья сумка

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(Пастушья сумка)

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

(Календула)

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой  полоскают горло при стоматитах и ангине.

Ландыш

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

 Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Зверобой

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой..

(Зверобой)

Лопух

Неприхотливое растение, растет повсюду.  Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

Запоминалочка

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинанбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Подорожником промой

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай  сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Видео для детей »Cказка про лекарственные растения»

Вывод.

  1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
  2. Из лекарственных растений делают лекарства.
  3. Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Пишите свои комментарии. Если статья была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

С уважением, Ольга.

Источник: http://deti-i-vnuki.ru/detyam-o-lekarstvennyih-rasteniyah/

Мята: польза и интересные факты

На протяжении долгих веков мята считалась лекарственным средством от огромного количества заболеваний. Ее использовали для лечения болезней желудка, от излишней нервозности, при простудных заболеваний и многого другого.

Мята содержит до 2,5% эфирного масла, основным компонентом которого является ментол – именно он придает ей неповторимый вкус и аромат. Помимо него в мяте содержатся и другие вещества: эфиры, пинен, пиперитон, ясмон, ментофуран, флавоноиды, дубильные вещества, горечи.

Наверное, самая большая польза мяты заключается в ее успокаивающем и расслабляющем эффекте. Она помогает при лечении депрессии и легко устраняет бессонницу.

Мята очень эффективна для нормализации работы пищеварительной системы. Она улучшает аппетит, стимулирует секрецию желудочного сока, слюны, улучшает процесс переваривания пищи. Дубильные вещества в мяте очищают кишечник от вредной микрофлоры. Она также стимулирует работу печени и желчного пузыря.

Мята расширяет сосуды, улучшает кровообращение и стабилизирует сердечный ритм. В этом отношении мята является неплохим природным заменителем и дополнением для различных синтетических лекарств, предназначенных для сердечно-сосудистой системы.

Эфирное масло, которое входит в состав мяты, используется в средствах по уходу за полостью рта, как в качестве освежителя дыхания, так и противовоспалительного, антибактериального препарата.

В косметике мята применяется как вяжущее средство, уменьшающее раздражение кожи. Примочки и притирания настоем мяты тонизируют кожу, снимают зуд.

Запах мяты отлично тонизирует и приводит функции органов человека в норму.

Самыми известными являются 3 вида мяты:

  1. Мята перечная. Это гибрид мяты водной и мяты садовой. В листьях этого растения содержится большое количество ментола. Благодаря ему перечная мята широко используется в медицине: она помогает избавиться от множества заболеваний: аллергий, ревматизма, заболеваний органов дыхания.

  2. Мята полевая или мята луговая. Такая мята ещё называется дикой – она практически не требует никакого ухода. Это растение широко распространено на территории России, Азии, Индии и Непала.

  3. Мята душистая. Этот вид мяты обычно используют в кулинарии. Она обладает сильным ароматом. Её довольно часто добавляют в ликероводочные изделия.

Интересные факты:

  • В древности, это растение почиталось людьми, как средство способное продлить жизнь человеку и называлась «травой долголетия».
  • Человек использовал мяту еще до нашей эры. Мята упоминается на клинописных дощечках ассирийцев, ее обнаружили в гробницах египетских фараонов. Она также упоминается в Евангелии от Матфея.
  • Название этого растения происходит от имени богини горы Минфы (или Минты).
  • На Руси ни одна хорошая баня не обходилась без целебных мятных процедур.
  • Вред мяты скажется на мужском влечении.
  • Одним из самых популярных напитков на основе листьев мяты является мохито. Традиционный рецепт напитка включает в себя: ром, сахар, лайм, газированная вода и мята.
  • Добавление листьев мяты в молоко предупреждает его прокисание.
  • Считается, что мята в кошельке притягивает деньги. А снится она к веселой жизни и бурным событиям.

Источник: http://menu.ru/people/show/id/909267

Истории и легенды о мяте

Родовое название Mentha, согласно преданию, произошло от имени нимфы Минты, олицетворявшей в древнегреческой мифологии человеческий разум. Согласно легенде владыка царства Мёртвых и супруг Персефоны – Аид – полюбил наяду Минту.

Она покровительствовала небольшим речкам и родникам. Там, где жила Минта, воздух всегда был сказочно чист и прозрачен. Уставшим путникам она возвращала силы, больных исцеляла, а старикам дарила долголетие.

Узнав о неверности мужа, ревнивая повелительница подземного царства обратила свою соперницу в лекарственное растение – мяту.

От греческого названия растения «minthe» произошло латинское menthe. Это же название перешло в славянские языки, видоизменившись в современное русское слово «мята».

Мята считалась травой Афродиты и использовалась как афродизиак. В Древнем Риме мята была одной из самых популярных пряностей. Римские женщины жевали листья мяты с медом, чтобы отбить запах алкоголя.

Древние евреи из мяты делали духи и использовали эту пряность для приготовления пасхального ягненка.

Итальянцы настаивали вина на мяте.

На востоке делали сладкие напитки со льдом (шербеты), в которые для свежести добавляли мяту.

Средневековые придворные повара выделяли из мяты эссенцию для окрашивания омлетов и других блюд.

В Южной Америке мята использовалась для приготовления бодрящих напитков. Южноамериканское название мяты буквально переводится как «хорошая трава».

Пучки мяты, найденные в гробницах фараонов, использовались как благовония.

О том, что мята является древнейшим пряно-ароматическим растением, свидетельствует упоминание о ней в притче Евангелия от Матвея: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину от мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру, сие надлежало делать, и того не оставлять». Здесь имеется в виду, что за малым нельзя забывать о главном. Эта выдержка подтверждает такую широкую распространенность мяты, что десятая часть урожая ее включалась в подати.

Высоко ценилась мята в Древней Греции и Риме. Аромат мяты служил добрым признаком.

В Риме считалось, что мятный запах поднимает настроение и способствует оживленной застольной беседе, поэтому пиршественные залы обрызгивали мятной водой, столы натирали мятными листьями, а гостям предлагали венки из мяты.

Считалось, что аромат мяты возбуждает работу мысли, поэтому римский историк Плиний Старший постоянно носил на голове венок из свежей зелени мяты, рекомендуя делать это и своим ученикам. Обычай этот дожил до средних веков.

Заслуженной славой пользовалась мята в арабской и восточной (китайской и японской) медицине. Применялись различные виды, как дикорастущие, так и культивируемые. Авиценна рекомендовал водяную мяту при внутренних кровотечениях, наружно — при головных болях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

«Мята укрепляет желудок, согревает его, успокаивает икоту, способствует пищеварению, препятствует слизистой и кровавой рвоте и полезна при желтухе».

Мяту болотную (Mentha pulegium) он рекомендовал при слоновой болезни и от расширения вен, при недостатке аппетита и слабости желудка… Он считал, что она помогает больным желтухой вследствие своей способности «очищать, рассасывать, открывать и разрежать».

Средневековая европейская медицина в основном повторяет традиции древнегреческой и арабской:

Пищеварительной силе питье из нее помогает, Мята желудок крепит, прекращает, коль принята, рвоту……Чистит желтушных, с вином исцеляет болящих одышкой, Тех, кого греки зовут от недуга такого: астматик; Печени также болезни с вином умеряются ею, Этим же способом боли в боку застарелые лечит, А наложи, растерев, на рубцы почерневшие — снова 

Читайте также:  Конкурсы в помещении для школьников

Прежний естественный цвет, очищая, вернет им лекарство.

(«О свойствах трав». Одо из Мена)

Русская народная медицина широко рекомендовала мяту при лечении желудочно-кишечных заболеваний, в качестве средства, успокаивающего центральную нервную систему, при сердечных болезнях, как укрепляющее при упадке сил, при рахите и золотухе у детей. Использовались отвары на воде, уксусе, вине и порошок из листьев.

На Руси мята называлась «перекоп», «бежава» и «драголюб». Мяту ценили за ее аромат и добавляли во многие блюда – от щей и кваса до пряников.

Современная медицина рекомендует мяту перечную в качестве спазмолитического, антисептического (слабого), местнообезболивающего и сердечного средства. Настой листьев мяты применяют внутрь в качестве желчегонного средства, наружно — для полоскания рта. Настойку и воду мятную употребляют так же.

Главной составной частью мяты для медицинских целей является летучее масло — ментол.

Он оказывает сильное стимулирующее действие на нервные окончания, воспринимающие холодные раздражители, и тормозящее действие на чувствительные нервы, благодаря чему вызывает притупление чувствительности.

 Ментол, получаемый из эфирного масла, входит в состав спазмолитических, желчегонных и болеутоляющих препаратов. 

Это растение насчитывающее около 350 видов, известно у нас уже более 250 лет.

На Руси исстари был распространен так называемый “холодец” — настой мяты или дистиллят из перечной мяты, который обладал охлаждающими свойствами.

Его использовали для освежения и полоскания полости рта и как дезодорант. Ни одна баня не обходилась без мяты.

Целебный ароматический пар в сочетании с жаром убивает почти все бактерии на коже и в верхних дыхательных путях. Баню с мятой и березовым веником любил Петр I.

На протяжении многих веков мята считалась выдающимся домашним средством против различных заболеваний, и от желудка, и от нервов, и от простуды. Врачи древности считали мяту настолько выдающимся средством, что называли «травой жизненности», и полагали, что если мята собрана под благоприятным влиянием, то она способна придавать силы старикам и продлевать жизнь человека на долгие годы.

Всегда очень высоко ценился запах мяты, который имеет самостоятельный целительный эффект: он приводит разладившиеся функции многих органов человеческого тела к норме. Мяту зашивали в подушки для здорового сна.

С давних пор у многих народов в почете ароматические ванны из мяты, особенно в сочетании с чабрецом. Говорят, такие ванны принимала Клеопатра.

Мята была участником открытия учёными теории фотосинтеза.

Английский химик Джозеф Пристли искал разрешения загадки, каким образом улучшается воздух, испорченный дыханием человека и животных. Он поставил опыт с мышонком: посадил мышонка под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

После этого Пристли решил испробовать растение.

«Я взял,— писал он,— некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты.

Это было сделано в начале августа 1771 года. Через 8-9 дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его.

В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых».

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Открытие Джозефа Пристли произвело большое впечатление в ученом мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли Большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании. Президент общества в своей речи пояснил громадное значение открытия Пристли, сделанного на основании опыта с веткой мяты.

Но спустя недолгое время открытие Пристли неожиданно подвергли сомнению. Ученые взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить его опыт в их присутствии. Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели сальные свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

— Вот видите, в сосуде с веткой мяты мышонок жив… — Нет, он задыхается… и умирает,— раздались голоса.

Действительно, мышонок медленно свалился на бок, вытянул лапки и издох.

Лишь значительно позднее голландскому ученому Яну Инген-Хоусу, служившему врачом в Вене, удалось объяснить неудачу опыта Пристли.

«Я заметил,— писал Инген-Хоус,— что растения очищали воздух, в котором живут, не только в течение шести или нескольких дней, как это, видимо, вытекало из опыта Пристли, но гораздо скорее, и что причину этого нужно искать не в росте растений, а во влиянии на них солнечных лучей». Вот почему повторный опыт Пристли при тусклом, колеблющемся свете свечей не дал ожидаемых результатов.

Так обыкновенная мята помогла открытию тайны зеленых листьев — питания растений углекислым газом.

Источник: выпуски 46-47 электронной газеты “Ароматерапия: легенды и факты” (подписаться на неё можно по ссылке и получить в подарок книгу)

В подготовке данных выпусков использовались следующие материалы:1. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. 2. Маккалистер Рой. Всё о растениях в легендах и мифах.3. http://www.kedem.ru/glossary/herb/mint/4. http://www.domashnie-posidelki.ru/publ/6-1-0-2065. http://beauty.wild-mistress.ru/wm/beauty.nsf/publicall/2007-09-21-622001.html

6. http://www.gardenia.ru/digest.htm

Интересное на эту тему:

Источник: http://poezia-aromatov.ru/?p=5842

Методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме: Урок окружающего мира «Здоровое питание» (2 класс)

Государственное общеобразовательное учреждение

лицей № 395

Красносельского района

К л а с с н ы й   ч а с

«Здоровое  питание»

Автор-составитель :

Зязенкова Наталия Викторовна ,

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2010

Пояснительная записка .

       Проводимый классный час закрепляет знания детей о здоровом сбалансированном питании, воспитывает чувство ответственности за свое здоровье. Современные дети в силу занятости родителей не всегда имеют возможность получать горячее правильное питание , что способствует формированию вредных привычек «перекусывать на ходу» , питаться всухомятку.

Все это ухудшает работу желудочно-кишечного тракта, провоцирует многие хронические заболевания. Наоборот, внимательное отношение к питанию укрепляет иммунитет и здоровье в целом, закладывает основы здорового образа жизни. Здоровье детей – это здоровье нации. Актуальность заданной темы очевидна.

Поэтому на сегодняшнем уроке первоклассники в игровой форме получают важнейшие знания о здоровом питании и укреплении их здоровья .

Цели : привитие навыков здорового образа жизни , в частности – питания.

Задачи : — закрепление знаний о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;

              —  воспитание  чувства ответственности за свое здоровье ;

              —  формирование активного познавательного интереса к окружающему миру.

Оборудование :

— выставка рисунков о здоровом питании ;

— презентация «Здоровое питание»;

— таблица «Витамины» ;

— блюдо с фруктами и овощами;

— текст «Про чай» , разные сорта чая ;

— заваренный чай , чашки;

— альбомные листы , фломастеры, карандаши;

— магнитола;

— компьютер.

1. ( Звучит музыка. Дети рассаживаются по местам.)

Чтец 1 : ( на экране появляется фотография пожилого  человека)

— Какой  перед нами  красивый человек!

 Пусть проживет он целую сотню лет.

Пусть будет веселым , здоровым , счастливым,

А что для этого нужно, спросить бы кого ?

Чтец 2 : ( жует яблоко)

— Правильно кушать , так говорит мой дед.

А ему , ребята, ни много , ни мало – 90 лет!

Он любит овощи, фрукты.

Для него колбаса не еда,

Поэтому мой дед доживет до 100 лет

И будет здоровым всегда !

Учитель : Почему дедушка Сережи доживет до 100 лет?

Верно , он правильно питается , а здоровое питание продлевает нам жизнь. Что можно сказать о вкусном и полезном в еде ? ( На экране слайд «Полезное – не всегда вкусно , а вкусное – не всегда полезно» )

 — Предлагаю вам игру «Полезное – неполезное». Если речь идет о полезной пище – вы хлопаете в ладоши, если – нет , то не хлопаете. Итак , начитаем :

— сок, шоколад, леденцы, супы, торт, фрукты, хлеб, чипсы, творог, молоко, лимонад, мороженое, рыба, каша, овощи, фанта, мясо, кефир, ягоды, кока-кола.

Молодцы, вы были очень внимательны.

— Какой мы сделаем первый вывод о питании ? ( Оно должно быть разнообразным.)

2. Учитель : — Почему люди должны обязательно употреблять в пищу соки, компоты, ягоды, фрукты, овощи ? ( В них содержатся витамины.)

( На экране появляется слайд «Витамины».Выходят дети в костюмах Витаминов .)

— (Хором ) Никогда не унываю, и улыбка на лице,

Потому что принимаю витамины А, В, Д, С.

Чтец 1 : Витамин А очень важен для зрения.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет!

Чтец 2 : Витамин В способствует хорошей работе сердца.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Чтец 3 : Витамин Д укрепляет весь наш организм , кости и ткани. Он содержится в рыбе и в рыбьем жире.

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный – надо пить.

Он спасает от болезней.

Без болезней лучше жить !

Чтец 4 : Витамин С укрепляет  организм и человек меньше подвергается простудным заболеваниям.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Учитель : А еще в фруктах и овощах есть клетчатка. Она , как мочалка , чистит организм от лишних накоплений.  Посмотрите на таблицу «Витамины». Подумай , какие продукты богаты тем или другим витамином?

3. Игра «Узнай рисунок».

На доске  — выставка рисунков. Угадай какие полезные для здоровья продукты на них изображены ? Подведение итогов.  

4. Сегодня вы узнаете о волшебном средстве , которое помогает нам избавиться от многих болезней и даже продлить молодость .  Узнаете его ?

   Чтение учителем вслух  рассказа А.Ивича «Про чай».

« Перед вами открытая поляна. Она вся засажена низкими темно-зелеными кустами. На кустах много мелких листиков. Это и есть чай. Много ли чая дает один куст ? Нет, не так уж и много. Тут есть один секрет.

Хороший ароматный напиток получается только из самых свежих , молодых побегов- трех верхних листочков каждой ветки.  Сорвешь и ждешь пока отрастут новые. Чайные кусты – вечнозеленые , они не сбрасывают листву зимой. Но зимой чай не собирают. Свежие побеги  срывают с мая по октябрь.

За это время можно 10-12 раз срывать свежие листочки с каждого растения.

     Собирают листочки вручную или машинами , затем отвозят на фабрику. На фабрике идеальная чистота. Чайные листы обрабатывают в помещении , куда не попадает пыль, не проникает никакой запах. У чая особое свойство – впитывать  всякий запах. Забудешь около высушенного чайного листа луковицу – и все пропало : заваренный чай будет пахнуть луком.

 На фабрике чайные листочки продувают горячим воздухом, чтобы они завяли и подсохли. Потом их отправляют в машину, в которой они раздавливаются и скручиваются в трубочки. Сок выступает из листьев наружу. На воздухе сок чернеет. Поэтому скрученные  в трубочку чайные листья из зеленых становятся темными. А после этого чай сушат в печи. Из печи он выходит черным.

Читайте также:  Сценарий закрытия лагерной смены в летнем лагере

Осталось нарезать чай и запаковать.»  

— Понравился вам рассказ ?

— А где растет чай? Почему?

— Какие сорта чая вы знаете ?

— Как правильно заварить чай ?

— Чай – прекрасное жаждоутоляющее и тонизирующее средство. (Просмотр слайдов).

Чай прекрасен тем , что его можно пить с медом , молоком , фруктами. Можно заваривать травы и ягоды.  Чай не только тонизирует , но и успокаивает человека. В нем есть витамины и микроэлементы , необходимые человеку. Предлагаем вам попробовать и определить на вкус  и запах , какие травы и ягоды есть в чае.

( Дети пробуют чай с душицей , мятой , смородиной , шиповником, лимоном и т.д.).

5. Проверка знаний.

Вы узнали о полезной и здоровой пище. А сейчас проведем анкетирование.

( Детям раздаются листы , фломастеры , карандаши).

А) У тебя есть деньги. Что ты купишь на завтрак в школу ? ( сок, творожный сырок, банан, лимонад, чипсы, чупа-чупс).

Б) Ты пришел голодный  после прогулки. Что ты выберешь ? ( пирожное, конфеты, мороженое ; картофель отварной, котлеты, хлеб, молоко, печенье;  бутерброды , чай).

В) Ты пришел в столовую и хочешь купить обед. Что выберешь ? ( макароны с сыром, пирожное, чай , шоколад; гамбургер, картофель «фри» , мороженое , кола; хлеб, суп, гуляш с гарниром, салат из овощей, компот.)

Г)  Напиши, какое блюдо тебе особенно понравилось дома или в гостях?

Д) А теперь переверни лист и нарисуй прилавок магазина «Здоровое питание». Какие товары ты положишь на витрину ?

— Прочитайте пословицу на экране  «Береги здоровье смолоду». Как вы понимаете эти слова ?

6. Подведение итогов классного часа.

 Домашнее задание : нарисовать блюдо, которое полезно для здорового питания.

Использованная литература :

— Научно-методический журнал «Начальная школа» , 2009, № 5,

— Пособие для учителя «Практика», 2008, № 2 ;

— Пособие для учителя «Практика» , 2007 , № 12;

— А.Ивич «Рассказы».

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/09/23/urok-okruzhayushchego-mira-zdorovoe-pitanie-2-klass

Что за удивительное растение – кошачья мята? Выполнила Цицарова Анастасия, ученица 3 «А» класса Руководитель: Воробьева Нелли Францевна, учитель начальных. — презентация

1 Что за удивительное растение – кошачья мята? Выполнила Цицарова Анастасия, ученица 3 «А» класса Руководитель: Воробьева Нелли Францевна, учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г.Дзержинска Нижегородской области Количество слайдов 13 1<\p>

2 Цель исследования Как можно больше узнать о таком растении, как кошачья мята. 2<\p>

3 Задачи История кошачьей мяты. Как действует кошачья мята. Что знают об этом растении мои друзья Медицинские и магические свойства кошачьей мяты. В ходе подготовки к своему исследованию мы прочитали много литературы, просмотрели материалы в Интернете, провели опрос друзей. 3<\p>

4 Я хотела бы вам рассказать про одно удивительное, серо-зеленое растение с бархатными листьями в форме карточной «пики», которое называется «Кошачья Мята» (лат. Nepeta cataria). В народе это растение получило название котовник лимонный. Высотой до 70 сантиметров, растение содержит до 3% эфирного масла, которое имеет сильный лимонный запах, привлекающий кошек. 4<\p>

5 Впервые кошачью мяту по- настоящему оценили в Древнем Египте. Как известно, в этой стране почитали кошек. Эта трава была посвящена богине Баст богине-кошке, луны, веселья, женственности, плодородия, радости, танца и веселья. Эту траву давали кошкам, которые жили в храмах богини Баст. 5<\p>

6 Как действует кошачья мята? Кошачья мята по-разному может воздействовать на мозг кошки. Кошка фыркает, делает облизывающие и жующие движения и потряхивает головой, трется щеками и подбородком об источник запаха или о другие предметы, кувыркается, трется всем телом о пол. Также кошка делает царапающие движения, выпускание когтей, выделение слюны, движения умывания лапами, преследование воображаемых мышей, причесывание и мяуканье. 6<\p>

7 Ученые выяснили, что в нем содержится химический элемент, который воздействует на такое необычное поведение кошек. Какова бы ни была причина такого поведения, реакция длится от 5 до 15 минут. Затем воздействие заканчивается, и большинство кошек в течение следующего часа не реагируют на запах. Маленькие котята вообще могут не обращать внимания на это растение. 7<\p>

8 Что знают о котовнике мои друзья? 12 человек уверены, что это растение только для кошек. 1 человек знает, что это лекарственное растение, полезное для людей. 6 человек вообще не слышали о таком растении. 8<\p>

9 Котовник в медицине Это растение обладает потогонным, противовоспалительным, общеукрепляющим, болеутоляющим, успокаивающим, жаропонижающим, кровоостанавливающим действиями. Оно повышает аппетит, улучшает функции желудка, пищеварения, увеличивает амплитуду сердечных сокращений, устраняет судороги. Наружно котовник применяют в качестве антибиотика при лечении опухолей и кожных воспалений. Котовник используют при профилактике свинцового отравления. В тибетской медицине для полоскания при опухолях в горле применяют котовник сибирский.<\p>

10 Магические свойства котовника Запах котовника способствует балансировке эмоций, обладает волшебной способностью вливать в человека новые силы, расслаблять и освежать. В магии вуду котовник кошачий добавляют в мешочки гри-гри для того, чтобы призвать человеку здоровье. Высушенные крупные листья котовника используют в качестве закладок в колдовских книгах. 10<\p>

11 Что мы узнали в ходе исследования: Роль кошачьей мяты в истории. Как действует кошачья мята. Что знают об этом растении мои друзья Медицинские и магические свойства кошачьей мяты. 11<\p>

12 Ну разве не удивительное растение? 12<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/620426/

А.А. Плешаков. Окружающий мир, домашние задание 2 класс, 1 часть

Запиши названия народов, представители которых населяют твой край: Русские, украинцы, армяне, белорусы, татары, азербайджанцы, узбеки, цыгане, таджики, молдаване.

Опиши интересные традиции одного из народов твоего края.

Масленица — праздник проводов зимы. Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Масленицу встречали блинами. Отмечается масленица целую неделю. Прощались с масленицей в воскресенье. В этот день жгли костры или соломенное чучело Масленицы.

Используя полученные сведения, попробуй сочинить и записать рассказ от имени дома, как будто он сам рассказывает о себе и своих жильцах.

Меня построили совсем недавно — в 2005 году. За последние 10 лет около меня построили еще 5 жилых домов и один магазин — Торговый Центр. Со времени постройки я совсем не изменился, я ещё очень молодой. Мои жильцы меня очень любят, они не рисуют на моих стенах, поэтому я очень чистенький. А вокруг меня каждую весну сажают цветы, поэтому всё лето я любуюсь на них.

Другой вариант

Меня построили давно в 1974 году. Вокруг меня за эти годы почти ничего не изменилось. Зато несколько лет назад меня покрасили в желтый цвет и теперь я красивый.

Вот, правда, с жителями мне не повезло, много хулиганов, которые расписывают мои стены и лифт, по этому поводу я очень огорчен и жду нового ремонта.

Недавно на моём первом этаже открыли очень красивый магазин, моим жителям теперь очень близко ходить за продуктами.

Объекты неживой природы: вода, камень, сосулька, стол, тетрадь.

Объекты живой природы: бабочка, человек, медведь, дерево, мухомор

Явления неживой природы: снегопад, уроган, градопад

Явления живой природы: перелёт птиц, цветение, впадение в спячку животных

Приметы на погоду:

Когда кошка свернулась клубком — к морозу. Ясное небо зимой — к морозу. Воробьи дружно чирикают — к оттепели. Осиновые листья ложатся листом вверх — к холодной зиме, ежели изнанкой к верху — зима тёплая будет.

Сравнение ласточек и стрижей:

Сходство: они ловят насекомых в воздухе, они перелётные птицы. Различия: стрижи самые быстрые птицы на свете, стрижи всю жизнь проводят в полёте (едят, спят, пьют)

Найди в атласе-определителе «От земли до неба» дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде.

Кварц — минерал, входит в состав гранита и встречается сам по себе. Кварц бывает размером от нескольких миллиметров до нескольких метров. прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталём, непрозрачный белый — молочным кварцем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц — аметист.

Есть кварц розовый, кварц голубой и другие разновидности. Все эти камни используются для изготовления украшений, посуды, кварцевых часов.

Здесь помести одну или две из своих фотографий, показывающих удивительную красоту неба.

В подписи к фотографиям постарайся передать те мысли и чувства, которые возникают у тебя при наблюдении за небом.

Небо всегда разное, то оно с облаками, то оно чистое, то оно красное от заката. Небо успокаивает, на него можно долго смотреть. На небе можно увидеть различные картинки из облаков. Но я больше всего люблю закат, когда небо от солнца окрашивается в красный цвет.

Придумай и запиши свою загадку о воде.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.

Здесь запиши свой рассказ о красоте воды.

Вода очень красива во всех своих разных состояниях. Вода в море заставляет любоваться её красотой. В реках и озёрах очень красиво отражаются небо, солнце, деревья и всё вокруг. А зимой вода, в виде снежинок, удивляет всех.

Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.

Весной все растения начинают расти и из-за этого всё вокруг выглядит ярко-зелёным. Так же весной расцветают кустарники и деревья, на их розовые и белые цветы можно долго любоваться. Осенью на деревьях листья желтею и краснеют и все растения выглядят по-новому. Красоту цветов трудно описать словами.

Дикие животные: лев, лиса, крокодил, гепард, леопард, пантера, жираф.

Домашние животные: собака, кошка, курица, попугай, корова, овца, петух

С помощью дополнительной литературы, Интернета определи породу этой кошки. Запиши название породы и основные сведения о ней.

Британская короткошерстная кошка. Выведена в Великобритании. Такие кошки дружелюбны и очень умны. Они прекрасно уживаются со всеми членами семьи, очень любят детей, хорошо ладят с другими животными. Не требуют много внимания, поэтому кошка может подолгу оставаться одна.

Запишите, какие растения и животные вашего края внесены в Красную книгу.

Зубр, выхухоль русская, рысь, бурый медведь, удод, филин, седой дятел, средний дятел, обыкновенный снегирь, лесной жаворонок, серый журавль, белый аист.

По заданию учебника подготовьте сообщение о любом растении или животном из Красной книги.

Зубр — очень крупное млекопитающее: самцы достигают в длину 3 метра, весят около тонны. Питаются зубры различными растениями — побеги деревьев и кустарников, травы, мхи и даже грибы. В неволе зубры живут до 30 лет, а в природе гораздо меньше.

Рисунок «Мир глазами кузнечика».

Приведите примеры транспорта, который одновременно является:

Наземным, пассажирским, личным: автомобиль, велосипед, мотоцикл, квадроцикл Наземным, пассажирским, общественным: автобус, маршрутка, поезд Водным, пассажирским, личным: катер, лодка, яхта Водным, пассажирским, общественным: корабль

Сравнение зайца-беляка и зайца-русака

Сходство: ночные животные, предпочитают открытые места

Различия: беляк — зимой белый, русак — светлеет; беляк живёт в лесу, русак — на открытых местах; беляк ест ветки и кору, русак — траву.

Источник: http://otziv.carbofos.com/blog/obrazovanie/1628.html

Ссылка на основную публикацию