Рассказы о животных. скребицкий читать

Рассказы Скребицкого Г. А

Один год мы прожили на Украине, в небольшой станице, среди сплошных вишнёвых садов.

Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. Он долго что-то осматривал, неуклюже переступая на своих длинных ногах по толстому суку. Потом улетел.

А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотали уже два аиста.

Они устраивали гнездо.

Скоро гнездо было готово. Аистиха снесла туда яйца и стала их насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на суке, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть.

Читать дальше

Однажды мама позвала меня:

— Юра, иди скорее, посмотри, какого я бутузика принесла!

Я опрометью бросился к дому. На крыльце стояла мама, она держала сплетённую из прутьев кошелку. Я заглянул внутрь. Там на подстилке из травы и листьев копошился кто-то толстенький, в серебристой шёрстке.

— Кто это, щенок? — спросил я.

— Нет, зверёк какой-то, — ответила мама, — а какой, не знаю. Я сейчас у ребятишек купила. Говорят, из леса принесли.

Мы вошли в комнату, подошли к кожаному дивану и осторожно наклонили набок кошёлку.

— Ну вылезай, малыш, не бойся! — предложила мама зверьку.

Читать дальше

В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет.

Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, нигде не пискнет ни одна птичка; только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.

Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим — посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверно, думаю, они там какую-то еду себе нашли.

Стали ближе подходить. Заметили нас вороны — одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.

Читать дальше

Хлопотунья белка проснулась в ветвях старой ели в своём гнёздышке. Собственно, это гнездо построила она не сама, его свила сорока в виде плотного шара, только в одном боку оставив круглую дырочку-лазейку.

Внутри гнезда сорока устроила лоточек из мягких стеблей травы. Получилась уютная квартирка с плетёными стенками и такой же плетёной крышей. В ней сорока спокойно вырастила птенцов.

Летом малыши подросли, и всё сорочье семейство покинуло родное гнездо, разлетелось в разные стороны.

Но лесная квартирка пустовала недолго. Осенью её разыскала белка. Она сразу же принялась по-своему оборудовать будущее жилище, утеплять его, готовить к зиме.

Читать дальше

Моё любимое время года – весна, только совсем не такая, когда зазеленеет трава и на деревьях распустятся листья, нет, я люблю самое начало весны.

Вот по ложбинкам побежали, забулькали ручейки, раскисли дороги, и по ним важно разгуливают чёрные, белоносые грачи. Вот в полях, по буграм, на припёке показались первые проталины, запели над ними жаворонки. Это и есть моё самое любимое время года – пробуждение земли, её первая улыбка солнцу.

Люблю в эту пору надеть не шубу, а лёгкую охотничью куртку, высокие сапоги и пойти побродить за город.

Иду, не стесняясь, прямо по грязи, по лужам, а потом сажусь где-нибудь у обочины дороги на сваленные брёвна или на кучу камней, снимаю шапку и подставляю лицо горячему апрельскому солнцу.

Читать дальше

Заповедник — это такое место, где воспрещается всякая охота и животные спокойно разводятся, как в огромном зоопарке, только не в клетках, а на полной свободе. Такие заповедники необходимы, чтобы сохранить в природе ценных животных — соболей, бобров, котиков, лосей… В одном из таких заповедников я служил научным сотрудником.

Наш заповедник находился среди лесов и болот, в которых водились самые различные звери и птицы. На берегу небольшой лесной речки стоял домик, где жили мы, сотрудники заповедника.

Каждое утро с восходом солнца мы брали с собой полевые сумки, записные книжки, еду и уходили на целый день в лес наблюдать и изучать жизнь его крылатых и четвероногих обитателей.

На десятки километров в окружности мы знали каждую норку, каждое гнездо, сколько где детенышей, когда они появились на свет, чем их кормят родители, знали все их радости и невзгоды и всячески старались помочь нашим лесным друзьям.

Так мы и жили в, лесу вместе со зверями и птицами, учились понимать их голоса и читать записи лап и хвостов на свежей грязи и песке возле болот и речек.

Один раз утром, когда мы уже собирались в обычный поход, слышим — под окнами застучали колеса телеги. Это было редкое событие: не часто кто-нибудь заглядывал в нашу глушь. Мы все выскочили на крыльцо.

Читать дальше

Я очень люблю поехать на охоту не один, а с кем-нибудь из приятелей, но при одном условии: мой спутник должен тоже понимать и любить охоту, а не просто бродить со мной в качестве постороннего наблюдателя.

Поэтому я решительно запротестовал, когда мой друг Георгий Николин, отличный товарищ, но вовсе не охотник, решил вместе со мной поехать на глухариный ток.

— Но проводить тебя, надеюсь, можно? — спросил Георгий.

— Конечно, можно. Я тебя всегда рад видеть, только не на охоте.

Мы дружески попрощались, и Георгий ушёл домой. А я, закончив приготовления, лёг спать.

На следующее утро ровно в девять часов я был уже на вокзале, взял билет и пошёл садиться в вагон.

Товарищ поджидал меня на перроне. Его наряд несколько удивил меня. Георгий был одет в короткую куртку и высокие сапоги.

Читать дальше

Иной раз в начале осени выдаётся редкий денёк. Он весь будто вылит из голубого стекла и разукрашен тонкою позолотой. Прозрачно синеет даль, а берёзки на косогоре стоят тоненькие и прямые, как белые свечи.

Их вянущая листва так и светится золотым огоньком. Синее небо, синяя даль, блеск солнца и разноцветный убор лесов — как всё это походит на какой-то сказочный праздник, на последний привет уходящего лета.

Всё в природе словно прощается с солнцем, с теплом, хочет последний раз нарядиться поярче, чтобы потом надолго снять свой прощальный наряд и запереть его в кованный серебром тяжёлый сундук зимы.

Вот в такой-то погожий осенний день, помню, бродил я с ружьём и собакой по берёзовым перелескам — охотился на вальдшнепов.

Обошёл одну поляну, другую, третью… Уже начинало смеркаться. Ярче горели в осенних сумерках жёлтые свечи берёз. Ветер стих. Наступал прозрачный сентябрьский вечер.

Я сел на пень. Каро улёгся у моих ног; так мы провожали этот тихий денёк.

Неожиданно что-то захрустело вдали, затрещали сучья — всё ближе, ближе… Какой-то хриплый отрывистый рёв, не то стон послышался в тишине.

Читать дальше

В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи — ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

Я выхожу на лесную поляну. За поляной — густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.

Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты — природные северяне! Им не страшны наши морозы.

Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Везде себе еду разыщут.

Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.

Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землёй, оживёт лес и, встречая солнце, защебечут птицы.

Читать дальше

Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края Весна-Красна. Собралась она леса зелёной листвой обрядить, на лугах пёстрый ковёр из трав и цветов раскинуть. Да вот беда: Зима никак уходить не хочет, видно, понравилось ей у нас гостить; что ни день, то задорней становится: закрутит пургу, метель, во всю мочь разгуляется…

— Когда ж ты к себе на Север уйдёшь? — спрашивает её Весна.

— Подожди, — отвечает Зима, — твоё время ещё не пришло.

Ждала, ждала Весна и ждать устала. А тут ещё все птицы и звери — всё живое взмолилось к ней: «Прогони Зиму, заморозила нас совсем, дай хоть погреться на солнышке, поваляться в зелёной траве».

Опять Весна спрашивает Зиму:

— Скоро ли ты уйдёшь?

Читать дальше

Произведения разбиты на страницы

Георгий Скребицкий известен миру как писатель-натуралист. Родился Георгий Алексеевич в Москве в 1903 году. Рос он в провинциальном городе, который не отличался яркостью природы.

Однако в семье будущего писателя любили природу в любом ее проявлении. Отец занимался охотой и рыбалкой, а сын разделял его увлечения.

Любовь к природе, прищепленная еще в детстве, стала главным ориентиром в творчестве для Скребицкого.

Георгий Алексеевич прекрасно сочетал научную карьеру с литературной деятельностью. Свои знания он использовал при написании натуралистических произведений. Скребицкий дебютирует, публикуя рассказ «Ушан».

По словам самого автора, в этом произведении он словно заглядывает в прошлое, в мир своего детства. Искренность рассказа не оставила читателей равнодушными. Рассказы Скребицкого, можно прочитать в сборниках «Простофиля и хитрецы» и «Записки охотника».

Именно они принесли автору славу одного из лучших детских писателей-натуралистов.

Известно, что Георгий Алексеевич часто работал в соавторстве с талантливой писательницей-анималистом Верой Чаплиной. Их творческий тандем дал хорошие результаты. Они писали небольшие поучительные рассказы о мире природы для юных читателей. Текст таких рассказов воспринимается очень легко, но работа над их созданием была не простой.

Будучи ответственными исследователями, Скребицкий и Чаплина всегда старались в точных деталях воссоздать в рассказах настоящую природу. Они стремились к тому, чтобы читатели не только образно, но и верно могли представить, как, например, зимует белка или как живет майский жук.

Точность каждого слова, доведенный до совершенства ритм фраз – все это стало залогом успеха их рассказов.

Георгий Алексеевич писал не только рассказы. Сказки Скребицкого составляют меньшую часть творческого наследия писателя-натуралиста, но они также важны.

Это поучительные небольшие истории, яркие и эмоциональные, в которых часто главными героями являются звери, а мир природы противопоставляется человеческому обществу. Сказки Скребицкого обязательно понравятся юным читателям.

Их можно читать дома или же изучать на уроках в младших классах. С текстами сказок Георгия Алексеевича Скребицкого можно ознакомиться в этом разделе литературного сайта.

Источник: http://VseSkazki.su/rasskazi-skrebitskiy/

Георгий Скребицкий — Рассказы охотника

В настоящее издание вошли рассказы о животных, написанные для детей известным писателем-натуралистом Г. А. Скребицким (1903–1964).

Просто и увлекательно автор рассказывает о том, как живут обитатели леса в разные времена года.

Для младшего возраста.

Содержание:

Ко мне в комнату вбежали, запыхавшись, деревенские ребятишки.

— Дяденька, кого мы нашли! Ой, кого мы нашли! Глазищами так и ворочают!.. — загалдели они все разом, перебивая друг друга.

Из сбивчивых рассказов ребят я только понял, что они нашли в лесу логово с какими-то серыми лохматыми зверями, должно быть с волчатами. Я взял ружье и вместе с ребятишками отправился в лес.

Они привели меня в самую глушь, на старую, заболоченную гарь.

Кругом громоздились наваленные друг на друга темные полусгнившие стволы деревьев. Приходилось то подлезать под них, то перелезать через сплошные заграждения. Вывороченные корни торчали вверх, будто щупальцы гигантских осьминогов. В ямах под ними чернела густая, как деготь, болотная вода.

Читайте также:  Консультация для родителей. в лес вместе с ребенком

Между гниющими деревьями густо разросся молодой зеленый березняк и разные болотные травы.

Даже в жару здесь было прохладно и остро пахло душистой болотной сыростью.

— Куда же мы идем? — спросил я у своих провожатых.

— А вон на ту гриву. Там у самого края… — заговорили они, показывая на небольшой, поросший сосняком холмик.

Мы двинулись дальше. Смотрю — ребята мои начали отставать.

— А что как сама матка с ними? — говорили они. — Уж и задаст она нам — больше не полезешь.

Я плохо представлял, каких именно зверей нашли дети, и потому, сознаюсь, тоже не без робости приближался к таинственному логовищу. Может быть, там не волки, а рысь! С ней разговор похуже будет. Волчица труслива, она в случае опасности убежит от детей, а рысь, пожалуй, и броситься может.

Ребятишки пропустили меня вперед, а сами сбились в кучу за моей спиной.

— Вон, вон, видишь, сосна повалена, под корнями будто нора. Там и сидят… все серые, лохматые, глазища так и горят… Стра-а-ашно!..

Я взвел курок ружья и стал осторожно подбираться к логовищу. Подойдя шагов на десять, я свистнул и приготовился стрелять. Но из-под сосны никто не показывался. Я подошел ближе, свистнул еще раз. Опять никого.

Да есть ли там кто-нибудь? Может, давно все убежали?

Я подобрался к самой сосне и заглянул под корни.

Вижу — два каких-то серых пушистых существа жмутся друг к другу. Я пригляделся получше и чуть не вскрикнул от удивления: в норе под корнями сидели два серых мохнатых филиненка. «Ну и птицы! А я-то их чуть за зверей не принял. Да какие забавные, глазастые! Возьму-ка, — думаю, — одного домой, отвезу в город, в школьный живой уголок. Вот уж ребята обрадуются!»

Я обмотал руку носовым платком, чтобы филиненок меня не поранил, и не без труда вытащил из-под корней большого, отчаянно сопротивлявшегося птенца.

Ребята обступили меня.

— Ну и страшилище! А глазищи-то, глазищи! И на птицу совсем не похож!

Филиненок был уже почти со взрослого филина, с огромной головой и желтыми кошачьими глазами; весь в коричнево-сером пуху, кое-где у него уже пробивались перья.

Он испуганно озирался, раскрывал рот и злобно шипел.

Мы принесли его домой и посадили в просторный чулан.

* * *

Пойманный филиненок очень скоро привык ко мне. Когда я входил в чулан, он больше не жался в угол, а, наоборот, неуклюже бежал ко мне навстречу, раскрывал рот и требовал еды.

Кормил я его мелко нарубленным сырым мясом, которое он глотал с большой жадностью. Назвал я его Филюшей.

Филюша чувствовал себя отлично; он быстро рос и покрывался перьями. Часто, сидя на полу, он начинал размахивать крыльями и подпрыгивать, стараясь взлететь.

Один раз, войдя в чулан, я не нашел филина на обычном месте — в углу за ящиком. Я обшарил весь чулан — Филюши нигде не было. Значит, удрал как-нибудь.

Мне было очень досадно и жаль филиненка. «Ведь летать он еще не умеет, кормиться сам не сможет, забьется куда-нибудь под сарай или под дом и погибнет», думал я.

Вдруг надо мной кто-то завозился. Гляжу, а это Филюша: сидит на полке у самого потолка и поглядывает на меня.

Обрадовался я, говорю ему:

— Вот ты куда, разбойник, забрался! Значит, крылья покрепче стали; скоро и совсем летать начнешь.

После этого прохожу я как-то раз мимо чулана. Вдруг слышу — там шум, возня какая-то. Открыл дверь, гляжу — сидит Филюша посреди пола; весь распушился, шипит на меня, клювом щелкает.

Понять не могу, что с ним такое случилось. Пригляделся я: вижу — а у филина из-под лапы огромная крыса торчит.

— Эге, брат, да ты здесь уже за крысами охотиться начинаешь?

«Вот ведь как интересно! — подумал я. — Взял филиненка из гнезда совсем маленьким, никто его не учил, а пришло время, он и сам за охоту принялся».

Съел Филюша крысу всю до последней косточки и шкурку тоже съел, потом взлетел к себе на полку, уселся там и задремал. А наутро гляжу — на полу под полкой лежит твердый серый комочек: это Филюша остатки выплюнул.

Хищные птицы всегда так делают: глотают добычу целыми кусками, вместе с костями, с шерстью, с перьями. Мясо у них в желудке переварится, а все несъедобное в твердый комочек склеится. Они его и выплюнут. Такие комочки называются погадками.

С тех пор как Филюша поймал крысу, я перестал кормить его рубленым мясом, а стал ему стрелять воробьев, галок, ворон. Принесу и брошу на пол убитую птицу. Филюша сразу весь распушится, нацелится на добычу, будто она живая, потом бросится с полки, схватит когтями и начнет ее рвать своим крючковатым клювом. Наестся — и назад на полку.

* * *

Однажды дворовые собаки задушили ежа. Я давно уже слышал, что филины любят ежиное мясо. Взял ежа, несу Филюше и думаю: «Как же он будет у ежа мясо от кожи с иголками отдирать? Ведь исколется, пожалуй, да еще иголку как бы случайно не проглотил».

Филюша только увидел ежа, бросился на него, вцепился в добычу когтями и начал отрывать большие куски мяса. Рвет и глотает, прямо вместе со шкурой, с колючками.

Я так и замер — иглы-то острые, как же он себе ими весь рот и желудок не исколет? А Филюша хоть бы что! Всего ежа съел.

Целый день я был неспокоен — боялся, как бы филин от такого «колючего обеда» не заболел. Несколько раз я заходил его проведывать, но Филюша преспокойно дремал у себя на полке.

Наутро я нашел на полу две погадки с ежиными иголками.

* * *

Прошло около месяца с тех пор, как я принес филина из леса. Теперь он уже совсем хорошо летал по чулану.

Как-то сидел я на дворе около дома. Вдруг вижу — из раскрытых сеней вылетает Филюша. Верно, нечаянно дверь в чулане оставили открытой.

Не успел я ахнуть, как филин уже сидел на крыше. Яркий солнечный свет ослепил его, он удивленно вертел своей огромной головой и не решался лететь дальше.

Я бросился к чердачной лестнице, но в это время Филюша взмахнул своими огромными мягкими крыльями и тихо полетел через двор к березовой роще.

Я побежал за ним, не зная, что же мне делать. «Улетел мой подарок ребятам!»

Вдруг с берез сорвалась целая стая грачей. С громким карканьем набросились они на Филюшу. В воздухе замелькали крылья, перья. Все смешалось и полетело вниз.

Источник: https://profilib.org/chtenie/84831/georgiy-skrebitskiy-rasskazy-okhotnika.php

Читать

Жаркий день. Палящие лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы, обжигают лицо и руки. В горле совсем пересохло, хочется пить, но воды поблизости нет.

Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудна дорога; на каждом шагу бесстрашного исследователя этих дремучих дебрей подстерегает смертельная опасность.

Что там виднеется среди сучьев дерева: причудливо изогнута ветвь или огромный удав свесил вниз своё гибкое тело и греется на солнце?

Впереди поляна. Последние усилия, и заросли пройдены. Можно передохнуть, прилечь на сочной траве. Но и тут нужно быть начеку. В ближайших кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Тигр!

Путешественник хватается за ружьё. Стрелять или нет? Убитого тигра уже некуда больше девать: ведь и так в обозе экспедиции двадцать шкур тигров и десять слонов.

Теперь нужно стрелять только ради самозащиты. Секунда томительного ожидания: заметит зверь человека или нет? Не заметил, прошёл мимо, скрылся в кустах.

Усталый путник выбирается на поляну, ложится в траву и внимательно наблюдает за тем, что творится кругом: как разноцветные бабочки и жучки летают и кружатся возле него, как хлопотливые пчёлы забираются в чашечки цветов и пьют душистый нектар, как трудятся муравьи — волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит напряжённая жизнь — жизнь, полная интереснейших приключений и неожиданностей. Кажется, так бы и лежал весь день, затаившись в траве, вглядываясь в эти густые сочные заросли стеблей и листьев…

— Юрочка! Юра! Где ты там? Иди завтракать! — раздаётся голос матери.

«Охотник за тиграми» замирает в своём зелёном убежище. Не хочется прерывать игру в путешествие, идти на дачу, пить молоко. Но Юра знает, что мама не перестанет звать, пока он не откликнется. Она не может понять, что он теперь вовсе не маленький мальчик, а отважный путешественник, исследователь непроходимых джунглей.

…Всё это было давным-давно, почти полвека назад, когда я, ещё маленький мальчик, едва только начинал читать по складам.

Первые книги, подаренные и прочитанные мне, были книги о диких зверях и птицах, книги о путешествиях, о чудесной природе тропических и полярных стран.

Я с жадностью слушал чтение матери, часами перелистывал страницы, рассматривал цветные картинки с изображением различных животных, мечтая о том, чтобы и самому сделаться смелым путешественником-натуралистом.

Но до этого было так далеко.

Нужно ещё подрасти, кончить школу, университет, а пока что я с увлечением играл в путешествия: лесок возле дачи превратил в мечтах в тропические джунгли, толстого ленивого кота Иваныча — в кровожадного тигра, соседских петухов и кур — в павлинов и фазанов, а Джек, добродушный охотничий пёс отца, должен был изображать целую стаю голодных шакалов, неотступно следующих за экспедицией.

Прошли долгие годы; мечты восьмилетнего мальчика сбылись наяву. Кончена школа, потом институт, и вот я уже не в мечтах, а на самом деле отправляюсь в экспедицию.

Я — научный сотрудник, изучаю жизнь родной природы, жизнь птиц и зверей.

Но именно теперь, когда я стал уже совсем взрослым, всё чаще и чаще вспоминал свои детские годы, игру в путешествия, своих первых четвероногих и крылатых друзей: Джека, кота Иваныча, ёжика Пушка, сороку Сиротку, скворца Чир Чирыча — всех тех, кто научил меня любить животных, внимательно вглядываться в их повадки, в их жизнь.

А почему бы не рассказать обо всём этом и другим ребятам, почему бы не попытаться и их заинтересовать жизнью животных, привлечь в ряды юных натуралистов?

С этой целью написана настоящая книга. С этой же целью написаны и все мои книги для ребят.

Пусть они — мои совсем ещё юные читатели — узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных; пусть попробуют внимательно понаблюдать за ними, полюбят их, а через них научатся понимать и любить и всю нашу сказочно богатую родную природу.

Автор

1958

Друзья природы — следопыты!

Для вас писал ваш старый друг,

Для тех, кому пути открыты

На Крайний Север и на Юг,

Для тех, кто под зелёной елью

Встречает солнечный восход,

Кому милы зимы метели

И звонкий говор вешних вод,

Кто по равнинам и оврагам

Под свист пурги и в летний зной

Шагает бодрым, лёгким шагом

С нелёгкой ношей за спиной,

Для тех, кому вся жизнь открыта,

Кто, не боясь её невзгод,

Как подобает следопыту,

К заветной цели вдаль идёт.

Г. Скребицкий

Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.

Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла прямо за деревней, на старой лесной вырубке.

Как сейчас, помню я этот день, хотя с тех пор прошло более пятидесяти лет. День был по-летнему солнечный, жаркий.

Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья.

Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик уже кончился.

— Погляди-ка, Юра, как красиво, — сказала мама, выходя из-под веток.

Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.

Читайте также:  Зимние игры на улице для учащихся начальных классов

— Ух, здорово! — сказал я. — Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться!

— Ты лучше по земле бегай, — засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику.

Мы бродили по полянам возле кочек и пней и всюду находили крупные спелые ягоды.

От нагретой солнцем земли после дождя шёл лёгкий пар. В воздухе пахло цветами, мёдом и земляникой. Потянешь носом этот чудесный запах — будто какой-то душистый, сладкий напиток глотнёшь. А чтобы это ещё больше походило на правду, я срывал землянику и клал её не в корзиночку, а прямо в рот.

Я бегал по кустам, стряхивая с них последние дождевые капли. Мама бродила тут же неподалёку, и поэтому мне было вовсе не страшно заблудиться в лесу.

Большая жёлтая бабочка пролетела над полянкой. Я схватил с головы кепку и помчался за ней. Но бабочка то спускалась к самой траве, то поднималась вверх. Я гонялся, гонялся за ней, да так и не поймал — улетела куда-то в лес.

Совсем запыхавшись, я остановился и огляделся кругом. «А где же мама?» Её нигде не было видно.

— Ау! — закричал я, как, бывало, кричал возле дома, играя в прятки.

И вдруг откуда-то издали, из глубины леса, послышалось ответное: «Ау!»

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=111001&p=1

Отзывы о книгах Г.А.Скребицкого

о книгахГ.А.Скребицкогоребят 4 «Б» класса

Курбатова Валентина

   Я хочу поделитьсясвоими впечатлениями от сборника рассказов «Лесной прадедушка» замечательного русского писателя-натуралиста Георгия Алексеевича Скребицкого. В небольших рассказах автор вспоминает свои детские годы, проведённые в небольшом городке тульской области, своих первых четвероногих и крылатых друзей.    В рассказе «Сиротка» говорится о сороке, которую принесли в дом совсем маленькой, её пришлось кормить с рук. Потом Сиротка выросла, а вот кушать самостоятельно не хотела. Ходила за всеми и просила покормить её. Научил сороку клевать червяков домашний петух Петрович!     Мне понравилось, что все животные в этих рассказах — и домашние, и принесённые из леса — дружат между собой. Например, кот Иваныч из одноимённого рассказа был очень добрым и ленивым, даже мышей не ловил, а «присматривал» за маленькими мышатами. А ёжика он сначала испугался, а потом подружился с ним, и они даже ели суп из одной миски.   «Воришка» — молодая белка, быстро приучившаяся и бегавшая по всему дому. Она очень любила сладкое и таскала из вазочки конфеты и сахар — делала себе на шкафу запасы на зиму. Однажды белка стащила грибы из корзинки и развесила их сушиться на оленьи рога, висевшие над диваном. А в дымовую трубу она умудрилась затолкать перчатку и косынку, гнездо себе строила! Вот такая беличья «лесная натура»!     А «лесной прадедушка» оказался огромным старым дубом, которому целых полтысячи лет! Он пережил несколько войн, упоминался в летописях. Местные ребята и краеведы взяли дуб под охрану, заботились о нём.   Читая эти рассказы, я поняла, как интересно наблюдать за любыми, самыми обычными животными, что каждая лесная полянка таит в себе неожиданности и приключения. Нужно просто любить природу. Наверное, лучше всего об этом написано в рассказе «День рождения»: «И может быть, именно в этот счастливый день — день моего рождения — я вдруг всем сердцем почувствовал, как хороша наша родная природа, лучше которой нет на всём свете»

Никитонов Егор

    Я прочитал рассказы детского писателя-натуралиста Георгия Алексеевича Скребицкого. В семье, где он рос в Тульской губернии в начале 20 века, все очень любили природу. Отчим будущего писателя был страстным охотником и рыболовом и смог передать своё увлечение мальчику. Когда Георгий вырос, он стал кандидатом биологических наук и много ездил в экспедиции, наблюдал за жизнью животных и записывал свои воспоминания. Произведения скребицкого написаны с огромной душевной теплотой и очень добрые.    Особенно мне понравился рассказ «Воришка» о забавной и умной белке, которую подарили автору в детстве. Она очень быстро освоилась в доме и стала ручной.Однажды родители мальчика заметили, что из буфета стали пропадать сладости. Никто сразу и не догадался, кто бы их мог взять. И вот как-то раз мальчик увидел, как белка запрыгнула на стол, схватила корочку хлеба и унесла её на шкаф. Мальчик решил посмотреть, что же там находится. На шкафу оказалась старая мамина шляпа. Мальчик заглянул под неё и обнаружил там разную еду: хлеб, конфеты, сахар — это белочка запасалась на зиму.    А в один из дней белка вовсе пропала. Сколько ни искали, нигде её не было. Но когда затопили печку, услышали шуршание внутри. Открыли заслонку, и оттуда выпрыгнула белка. А из трубы достали галстук, мамину перчатку и бабушкину косынку — всё это белка себе для гензда туда затащила.    Это очень весёлый и добрый рассказ, написанный с хорошим чувством юмора, как и многие другие произведения Георгия Скребицкого.

Белова Елена

    Я прочитала несколько рассказов Г.А.Скребицкого о животных. Больше всего мне понравился рассказ «Пушок».   В нём говорится о ёжике, который жил у людей. Его назвали пушок, потому что когда его гладили, он прижимал к себе иголки и становился пушистым.   Однажды зимой мальчик взял его с собой на улицу, но потом оставил его в сарае. Мальчик вернулся за Пушком только на следующий день. Он увидел, что ёжик не двигается. Мальчик подумал, что Пушок замёрз и умер, и закопал его в снег.    Как-то раз весной он пошёл в сад и увидел, что в кустах кто-то шевелится. Мальчик подошёл и увидел Пушка — тот проснулся от зимней спячки! Мальчуган торжественно понёс его домой. Он был счастлив, что ёжик остался жив.   Я очень люблю рассказы про зверей, и этот рассказ мне очень понравился. он учит нас заботиться о своих питомцах и быть ответственными и добрыми.

Макаров Иван

    Я прочитал рассказ Георгия Скребицкого «Джек». Главные герои этого рассказа папа, мама, Серёжа с братом и собака Джек. Автор рассказывает про дружбу людей и собаки.          В рассказе говорится о том, как папа принёс домой собаку по кличке Джек. Это была большая красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже была коричневая, огромные уши свисали вниз. Это была охотничья собака, легавая, которая охотилась только за дичью.   Утром они встали рано, выпили чаю и отправились гулять с Джеком. Он весело бегал по высокой, густой траве, между кустами, вилял хвостом, ласкался к ним и вообще чувствовал себя как дома. Серёжа, его брат и Джек играли в охоту.    Ребята очень хотели пойти на охоту с папой. И вот папа позвал Серёжу с братом в кабинет. Достал из ящика все охотничьи припасы: порох, дробь, гильзы, и начал набивать патроны. Наконец, папа достал ружьё. Оно было двуствольное, то есть с двумя стволами.     Ребята с папой пошли на охоту. Джек очень радовался. Когда папа попал в утку, то приказал Джеку принести добычу. Джек поплыл за ней и принёс. Утку осмотрели и забрали её домой. Джек был прекрасной охотничьей собакой.Когда Джек состарился, он стал плохо видеть и слышать, потерял чутьё и никакой дичи найти не мог. Возвращались с охоты без дичи, но довольные.    Мне очень понравился этот рассказ. Он интересный и поучительный.

Гаврилюк Андрей

    Я прочитал много рассказов Г.А.Скребицкого. Больше всего мне понравился рассказ «Ушан».            Маленького зайчонка, который жил в лесу, забрали к себе домой отец с сыном. Зайца назвали Ушан. Он был боязливый, смешной и хитрый. Заяц устроился жить под печкой, там было уютно и тепло. В доме он подружился с котом по кличке Иваныч и собакой по кличке Джек. Кот и собака были ленивыми. Самое любимое занятие у них было играть в догонялки. Происходило так: кот ударит Ушана несколько раз, и тот убегает от кота, а кот от собаки. Пришла весна и мальчик хотел отпустить зайца на волю. Но тот так привязался к дому, что не хотел уходить. Ушан остался жить в большой дружной семье.   Мне понравился этот рассказ, он вызывает у меня восторг. Автор описывает животных с любовью. Эта история учит помогать беззащитным животным.

Источник: http://sunjuly.ucoz.ru/publ/literatura/otzyvy_o_knigakh_g_a_skrebickogo/7-1-0-23

Скребицкий Г. А. Лесные переселенцы. Рассказы о животных. М., Изд-во МГУ, 1990. 224 с.: ил. PDF

Георгий Алексеевич Скребицкий (20.07.1903—18.08.1964) родился в Москве, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. 

В 1921 году Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступени и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова.

Затем поступает в Московский Высший лесотехнический институт, по окончании которого (1930) работает во Всесоюзном институте пушного звероводства, в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Кандидат биологических наук (1937). 

Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря. 

Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан».

«Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства» («Листопадник. Вместо предисловия»).

Уже первые сборники Скребицкого «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов. 

Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь».

Но эти простые и лёгкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность.

Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук. 

В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949). 

В 1950-х годах Скребицкий продолжает работать над своими новыми сборниками рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957).

Итогом творчества писателя стали две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966); текст последней повести остался незавершённым – после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.

Источник: http://www.dmitriyzhitenyov.com/load/knigi/priroda_i_okhota/skrebickij_g_a_lesnye_pereselency_rasskazy_o_zhivotnykh_m_izd_vo_mgu_1990_224_s_il_pdf/2-1-0-241

Конспект урока (с презентацией) по литературному чтению на тему «Рассказы о животных. Г Скребицкий «Пушок»

МБОУ Новоаннинская средняя общеобразовательная школа №4

Урок литературного чтения

«Рассказы о животных. Г. Скребицкий «Пушок»

УМК «Начальная школа XXI века»

1-б класс

Учитель: Ефимова Н.В.

Педагог (ФИО):Ефимова Наталья Валерьевна

Предмет:литературное чтение

Класс: 1 – б

Тема урока:Рассказы о животных. Г. Скребицкий «Пушок»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели деятельности педагога:организовать деятельность учащихся, направленную на восприятие рассказа Г. Скребицкого «Пушок».

Задачи: способствовать формированию навыка чтения,восприятию художественного произведения, развитию навыка связной речи, фонематического слуха, творческого воображения;организовать деятельность учащихся на развитие умения определять жанр и тему прослушанного произведения, самостоятельно моделировать обложку книги; развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку; содействовать воспитанию любви к природе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • осознают значимость чтения;

  • высказывают свою точку зрения;

  • проявляют эмоциональную отзывчивость к прочитанному.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;

  • адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников;

  • планируют свои действия.

Познавательные:

  • знакомятся с произведением Г. Скребицкого «Пушок»;

  • обсуждают проблемные вопросы;

  • выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают свой выбор.

Читайте также:  И. токмакова «обижалки» читать

Коммуникативные:

  • используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

  • оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Предметные:

  • Научатся слушать произведения и отвечать на вопросы по содержанию;

  • Моделировать обложку книги, определять жанр и тему произведения, дополнять схематический план;

  • Получат возможность научиться находить в тексте информацию о героях произведения.

Оборудование:Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011. Стр. 70-74; компьютер; проектор; презентация к уроку;; иллюстрация с изображением ежа, модели обложки, цветные листочки.

Этапы работы

Содержание этапа

I.

Организационный момент

Цель, которую учитель хочет

достичь на данном

этапе: организовать деятельность обучающихся на активную и

плодотворную работу на уроке.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

подготовиться к продуктивной

работе на уроке.

Задачи:

создать положительный

эмоциональный настрой;

— побудить принять правильную

рабочую позу.

Методы: словесные.

-Урок слушания. Сегодня мы учимся слушать и воспринимать новый текст.

— Расскажу я вам рецепт

Крепких знаний и побед.

Будь серьезен на уроке и старательно вникай,

Не спеши, будь аккуратен, наблюдай и подмечай,

Приложи ты трудолюбье, просто время не теряй,

Сравнивай и обобщай, и почаще отвечай.

II.

Изучение нового материала

1. Актуализация опорных знаний

Цель, которую учитель хочет

достичь: организовать деятельность обучающихся на выяснение степени усвоения учащимися изученного материала, необходимого для

«открытия нового знания»

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

— должны знать ранее изученный материал , необходимый для

обеспечения содержательной

непрерывности;

— формирование умений,

направленных на умение соотносить авторов и произведения, ими

написанные

Задачи:

выяснить степень усвоения

обучающимися предыдущего

материала;

— выявить пробелы в знаниях и

устранить в ходе проверки.

Методы:наглядный, практический, графический, контроля и самоконтроля.

2. Постановка учебной задачи.

Цель, которую учитель хочет

достичь: организация деятельности обучающихся , направленная на постановку учебной задачи на урок.

Цели, которые учитель ставит перед учениками: определить

границу между знанием и

незнанием, осознать цель

предстоящей деятельности;

Задача: обсудить затруднения и сформулировать цель урока.

Методы: объяснительно-иллюстративный.

3. Открытие нового знания:

Цель для учителя: организовать деятельность, направленную на восприятие нового произведения Г. Скребицкого «Пушок»

Цель для

обучающихся: формирование умений слушать чтение

художественного произведения, эмоционально откликаться на события, происходящие в

тексте.

Задачи:

— формирование умений

правильно называть

произведение, определять тему и жанр(самостоятельно делать модель обложки);

-выражать свое отношение к

героям;

— учиться работать в паре;

— развивать коммуникативные навыки;

-содействовать осознанию

учащимися своей учебной

деятельности, самооценки

результатов своей

деятельности.

Методы:словесный,

графический, парная работа, индивидуальная работа,

практический, контроля и

самоконтроля.

Ребята, я приготовила для вас карточки, чтобы вспомнить те произведения, которые мы прочитали, но нечаянно их перепутала. Помогите сопоставить автора и произведение и скажите, о ком пишут эти

писатели.

Е. И. Чарушин «Середина сосиски»

Г.М. Цыферов « Яшка»

Г. Б. Остер «Маленький тигр.»

— Вы правильно выполнили задание и тот материал, который нам пригодится на уроке.

— Что объединяет эти произведения?(Они о животных)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о животных.

Ребята, так как вы сегодня будете много говорить и рассуждать, необходимо подготовить речевой

аппарат к говорению. Для этого проведем речевую разминку.

Среди палых листьев тихо

Пробирается ежиха,

А за ней гуськом спешат

Восемь маленьких ежат.

Говорит она ежатам,

Незадачливым ребятам:

На доску проецируется 2 часть стихотворения.(Слайд 2)

Тише, детки, не шуршите

И лису не разбудите.

Нас лиса не любит, злючка,

За коварные колючки.

И готова всякий раз

Поохотиться на нас!

-Сколько предложений в стихотворении? (3 предложения)

— Как нужно читать эти предложения? (тихо)

— Почему?

— Все ли предложения нужно читать тихо?

— Чем необычно последнее предложение?

— С какой интонацией его нужно читать? (с восклицательной)

— Попробуйте прочитать этот отрывок еще раз с правильной интонацией.

А знаете ли вы, какими рождаются ежата?

Размер новорожденных малышей – всего около 7 см.

Ежата родятся совсем беспомощными, слепыми, с закрытыми ушами, голыми, с ярко-розовой кожей…, но уже через несколько часов у них появляются мягкие белые иглы, числом до 150. К 18 дню жизни ежата уже полностью покрыты колючками. На 11 день они умеют сворачиваться в клубок, а на 14-16 день у них открываются глаза.(Слайд 3, 4)

II. Простановка проблемы. Введение в тему.

— Сегодня мы будем читать произведение Георгия Скребицкого «Пушок».

— Вы уже догадались, о ком это произведение?

-А кого называют обычно Пушком?

-Можно ли по названию сразу сказать, о ком это произведение? (ответы детей)

— Прослушав произведение, вы об этом узнаете.

IVОпределение темы урока детьми.

— Мы продолжим читать рассказы о животных и познакомимся с новым писателем Георгием

Скребицким.(Слайд 7)

-А кто такой писатель-натуралист?

— Писатель-натуралист, это тот, кто пишет о природе, животных, растениях. Мы уже читали произведения писателей-натуралистов: М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, Е. И. Чарушина.

— Можем ли мы, глядя на портрет, поставить его в один ряд с писателями-натуралистами? (На доску

прикрепляется фамилия Скребицкого)

Сообщение об авторе.

Георгий Алексеевич Скребицкий, как и многие из нас, очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, книги о путешествиях, о природе.

Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, ежики, зайчишки, белочки.

Георгий Алексеевич с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства, и ему очень хотелось, чтобы и все ребята были добры к животным, жалели и воспитывали их.

— Вы хотите узнать, почему ежа назвали Пушком?

— Тогда внимательно слушайте. Вам предстоит не только послушать рассказ, ответить на вопросы, но и смоделировать обложку этого произведения.

IVРабота над рассказом Георгия Скребицкого «Пушок»

  1. Слушание. Чтение рассказа учителем.

Словарная работа по ходу слушания:

Сыч – птица, один из видов сов.(Слайд 8)

  1. Проверка восприятия текста.

  • О ком произведение? (о ежике)

  • А вы говорили, что только котят и щенков можно назвать Пушком.

  • Почему ежика так назвали ?( когда его гладили, он прижимал колючки и становился мягким)

  • Чем питался Пушок? (лягушки, жуки, улитки)

  • Где жил Пушок зимой? ( в избе)

  • А знаете ли, как в природе ежи переживают зиму?

  • Что произошло с Пушком?

  • Какую ошибку допустил мальчик? Чего он не знал?

  • Как вы относитесь к поступку мальчика? Можно ли сказать, что он поступил безответственно?

  • Чем закончился рассказ?

  • Как вы думаете, где лучше бы жилось ежу, в неволе или в лесу?

  • Какой момент был самый напряженный в рассказе?

— Существуют мудрые изречения : (Слайд 9)

«Мы в ответе за тех, кого приручили.»

«У животных есть чему поучиться»

«Животные играют точно так же как и люди»

— Какое из них подходит к тексту? (ответы и объяснения детей)

— Живут ежи в природе 3-5 лет, а в неволе 2-3 года. Какой вывод можно сделать? (Нельзя брать

животных домой)

3. Моделирование обложки.

— Давайте поработаем в группах. Но для начала вспомните правила работы в группах.

  1. Уважай своего товарища.

  2. Умей каждого выслушать.

  3. Не согласен – предлагай!

— У каждой группы на столе 3 модели обложки. Выберите обложку, подходящую произведению

«Пушок». Для этого воспользуемся способом моделирования обложки.

— 1 шаг. Что мы прочитали? (рассказ)

Какая геометрическая фигура обозначает рассказ? (прямоугольник)

— 2 шаг. О чем этот рассказ? ( о животных)

— Каким цветом раскрасим прямоугольник? (коричневым)

А можем подробнее записать автора и название произведения?

-3 шаг. Кто написал рассказ? Прочитайте фамилию по стрелке и потренируйтесь в тетради писать

правильно фамилию. В ваших тетрадях есть закладки, откройте тетради на ст. 25 (Слайд 10)

Проверьте правильность написания фамилии. (Слайд 11)

4 шаг. Вспомните название рассказа.

-А теперь я предлагаю вам 2 задания. Обсудите в группах, какое задание вы будете выполнять.

— У вас на столах лежат зеленые и красные листочки. Выберите для себя: кто на обложке книги напишет название и автора, поднимет красный листок, а кто раскрасит фигуру в нужный цвет – зеленые листочки.

(Дети выбирают из трех моделей правильную, закрашивают прямоугольник коричневым цветом, вписывают название рассказа, автора)

Покажите получившиеся работы. Сверьте с доской.(Слайд 12)

Теперь у вас есть модель обложки, пользуясь которой вы можете взять произведение данного автора в библиотеке. Или порекомендовать друзьям, чтобы они прочитали этот рассказ.

узыкальная физминутка с презентацией.

III.

Закрепление учебного

материала.

Цель, которую учитель хочет

достичь на данном

этапе: организовать деятельность для закрепления изученного

материала, содействовать

формированию навыка чтения,

показать значимость изучаемой

темы, ее осмысление и глубину

понимания

Цель, которая должна быть

достигнута обучающимися:

формирование умений применять полученные знания, выбирать

решение из нескольких

предложенных, кратко обосновывая свой выбор

Задачи:

— уметь читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами в слух и про себя;

— понимать содержание

прочитанного;

— формулировать ответы на вопросы

Методы: продуктивный,

объяснительно-иллюстративный.

— Поблагодарите друг друга за помощь. Мы сделали модель обложки. А на с. 26 в тетради на печатной основе нарисована настоящая обложка к рассказу Г. Скребицкого «Пушок», раскрасьте ее.

-Чем отличается обложка от модели?

— Теперь, чтобы запомнить любое произведение , вам достаточно нарисовать модель и раскрасить фигуру в нужный цвет. А вот для того, чтобы запомнить содержание произведения, недостаточно нарисовать модель обложки. Давайте вспомним еще раз произведение и попробуем составить план.

  1. Работа по составлению плана. Составление схематического плана.

— Чтобы вспомнить о событиях, которые происходили в тексте, необходимо восстановить последовательность событий, происходящих в рассказе.

— Вспомните, в какой последовательности происходили события в рассказе. Что было сначала, а что потом?

— Проверьте, верно ли я расставила последовательность событий?(Слайд 13)

Катание с горки —— Жизнь ежа в семье———Возвращение в семью———Находка

(Не правильно)

— Исправьте ошибки, допущенные мной.

Жизнь ежа в семье——Катание с горки———Находка———Возвращение домой. (Слайд 14)

— Молодцы, ребята, вы хорошо справились с предложенной задачей и запомнили текст.

V.

Итог урока.

Цель для учителя:

организовать деятельность,

направленную на

осознание обучающимися своей учебной деятельности.

Цель для обучающихся:

объективно оценить

собственную деятельность на уроке.

Задача: определить степень

соответствия поставленной

цели и результатов урока.

Методы :словесный, наглядный

V Рефлексия.

Цель для учителя:

формировать у обучающихся способности к рефлексии.

Цель для обучающихся:

самооценка результатов

деятельности своей и всего класса.

Методы: словесный, наглядный

— Сегодня на уроке мы познакомились с писателем Г. Скребицким, послушали его рассказ «Пушок»,

смоделировали обложку для книги. Но я вам предлагаю сочинить стихотворение – синквейн, которое

поможет нам вспомнить все, что мы узнали о ежике из текста. Синквейн от французского «пять», т.е.

состоящий из 5 строк.

— О ком мы читали? (о еже)

ЁЖИК – это тема синквейна

— Выберите из ряда слов два, которые характеризуют ежика. Слова отвечают на вопрос какой?

РУЧНОЙ, ЗЛОЙ, МЯГКИЙ, КОЛЮЧИЙ

Какие действия выполнял ежик? Выберите три слова.

ПЫХТЕЛ, КАТАЛСЯ, ФЫРКАЛ, КУСАЛ

— Что случилось с ежиком?

ПРОСПАЛ ВСЮ ЗИМУ ПОД СНЕГОМ.

— Как ребята назвали ежика?

ПУШОК

-Прочитайте, что получилось?

ЁЖИК

РУЧНОЙ, МЯГКИЙ

ПЫХТЕЛ, ФЫРКАЛ, КУСАЛ

ПРОСПАЛ ВСЮ ЗИМУ ПОД СНЕГОМ

ПУШОК

— Это маленькое французское стихотворение помогло нам вспомнить все важные элементы о нашем герое и выразить все это кратко и точно. Теперь достаточно вспомнить синквейн, чтобы рассказать о главном герое рассказа.

— Ребята, а какое сейчас время года? Значит наш ежик, который нарисован на доске, тоже должен спать. Давайте прикроем его листочками, которые лежат у вас на парте. Они красные и зеленые. Если урок

интересный, ты старался и у тебя все получилось – красный листик.

Если урок не интересный, у тебя не получилось многое – зеленый листик. (Ребята выходят к доске и

закрывают ежика листочками)

Ребята, нашему ежику не страшны морозы, он проспит под теплым одеяльцем из красных листиков до весны.

Источник: https://urokinachalki.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciey-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-rasskazi-o-zhivotnih-g-skrebickiy-pushok-6746.html

Ссылка на основную публикацию