Урок литературного чтения на тему берестов «хитрые грибы», 2 класс. школа россии

Урок литературного чтения: В.Берестов «Хитрые грибы», (2 класс, УМК «Школа России»)

Документы в архиве:

2.23 МБ В. Берестов хитрые грибы.pptx

Название документа В. Берестов хитрые грибы.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Описание слайда:

Литературное чтение 2 класс УМК «Школа России»

№ слайда 2 Описание слайда:

Речевая разминка Вставьте пропущенные в стихотворение слова: Жёлтое солнце на землю…. . Жёлтый подсолнух за солнцем … . Жёлтые груши на ветках … . Жёлтые листья с деревьев …. висят следит глядит летят глядит следит висят летят

№ слайда 3 Описание слайда:

Какую тему мы продолжаем изучать сегодня? Сегодня мы познакомимся с творчеством В.Берестова

№ слайда 4 Описание слайда:

Тема урока: В. Берестов «Хитрые грибы»

№ слайда 5 Описание слайда:

А отправимся мы сегодня с вами в лес, узнаем кое-что о грибах и познакомимся с новым видом текста Что вы знаете о грибах?

№ слайда 6 Описание слайда:

Берестов Валентин Дмитриевич 1 апреля 1928 г. – 15 апреля 1998 г.

№ слайда 7 Описание слайда:

Поэт, прозаик, переводчик, автор мемуаров о многих выдающихся людях двадцатого века, исследователь фольклора, литературы, авторской песни.

№ слайда 8 Описание слайда:

Увлекательны статьи В. Берестова о В. Дале, А. Блоке, С. Есенине, о творчестве Высоцкого. Он написал мемуары о детстве и о великих современниках: К. Чуковском, А. Ахматовой, А.Толстом, Б. Пастернаке, и многих других. Берестов занимался пересказами библейских преданий.

№ слайда 9 Описание слайда:

Первые книги его выходят в свет в 1967 г

№ слайда 10 Описание слайда:

«Берестов,— это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт». — писал поэт Коржавин

№ слайда 11 Описание слайда:

В 90 годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.

№ слайда 12 Описание слайда:

Его стихи высечены на каменной книге в городе Арпино, родине Цицерона (Италия). В 2000г. ему было присвоено звание почетного гражданина Калужской области…» Умер 15 апреля 1998 года в Москве Валентин Берестов — лауреат Государственной премии Российской Федерации (1990), имеет Дипломы университетов разных стран. Город Арпино

№ слайда 13 Описание слайда:

«Хитрые грибы»

№ слайда 14 Описание слайда:

Почему поэт выбрал именно такое название? Найдите подтверждение в тексте, которое поясняет, что грибы «хитрые»

№ слайда 15 Описание слайда:

Познакомьтесь с текстом «Грибы» на стр.77 Вы прочитали научный текст, чем он отличается от стихотворения?

№ слайда 16 Описание слайда:

! Грибы – это не растения. Грибы – это одна из самых больших в природе групп растительных организмов. Грибы разнообразны по размерам и форме, по функциям, которые они выполняют в природе. Существует около 100 тысяч видов грибов.

№ слайда 17 Описание слайда:

Шляпочные грибы, которые используют в питании.

№ слайда 18 Описание слайда:

Дрожжевые – применяют в пищевой промышленности

№ слайда 19 Описание слайда:

Плесневые грибы – причиняют болезни людям, животным, растениям.

№ слайда 20 Описание слайда:

Самый удивительный гриб планеты носит, можно сказать, поэтическое название «плазмодий», проживает он и у нас, в России, в средней полосе. Плазмодий умеет ходить! Перемещается, конечно, медленней улитки, но за несколько дней может взобраться на пень и притаиться на нем.

№ слайда 21 Описание слайда:

один из самых дорогих грибов в мире — трюфель. Их высокая стоимость обусловлена и коротким сроком хранения – их изысканный аромат испаряется за несколько дней и сложностью сбора гриба произрастающего под землей.

№ слайда 22 Описание слайда:

Есть среди грибов и настоящие хищники, которые охотятся на живых существ. Есть грибы, которые ловят мелких насекомых. Грибы-охотники обзавелись клейкими наростами, сетями из множества колец и другими приспособлениями для ловли животных.

Существуют грибы, которые питаются гусеницами. Они выбрасывают споры, на расстояние до 1 метра, которые прилипают к телу насекомого. Споры постепенно прорастают в теле жертвы, уничтожая ее.

Да, и в наших организмах живет огромное количество грибов, многие из которых могут вызывать самые неприятные заболевания.

№ слайда 23 Описание слайда:

Загадки о грибах

№ слайда 24 Описание слайда:

Молодые ребята Все рядком да рядом Вокруг стола сели Да шляпки надели опята

№ слайда 25 Описание слайда:

Бежала лисица К речке напиться, Где махнула хвостом – Там вырос гриб под кустом: Лисичкина сестрёнка В оранжевой юбчонке. лисичка

№ слайда 26 Описание слайда:

В белом парике Да белом пиджаке. В шляпке ярко-красной, Красивой да опасной. Кто его с собой возьмёт – Тот и горюшка хлебнёт. мухомор

№ слайда 27 Описание слайда:

Шустрые ребятки Натянули шляпки, Шляпки на подкладке, Скользкие да гладкие. маслята

№ слайда 28 Описание слайда:

Молодцы! Я сегодня на уроке…

№ слайда 29 Описание слайда:

Презентацию составила: учитель I квалификационной категории, Филатова Елена Владимировна

Описание:

Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения.

             К.Д. Ушинский

Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы.

Народная мудрость «Книга – источник знаний» целиком и полностью оправдывает себя.

Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты.

Материал предназначен для учащихся 2 класса, УМК «Школа России» 

В презентации содержится материал об авторе, есть страничка «» о грибах. 

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/urok_literaturnogo_chteniya_v.berestov_quothitrye_gribyquot_2_klass_umk_quotshkola_rossiiquot-31348.htm

Образовательный портал

19.06.2018 19:30Герасимова Анастасия Геннадьевна

Рейтинг:  5 / 5

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе

Герасимова Анастасия Геннадьевна

Предмет: литературное чтение 2 класс

Тема урока: В. Д. Берестов «Хитрые грибы»

Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: информационная.
Элементы технологий:

  1. здоровьесберегающие  технологии 
  2. технология проблемного диалога.

Цель:  познакомить со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научно-познавательным текстом «Грибы»
Задачи:    

  • отрабатывать навыки выразительного чтения;
  • развивать память, речь, внимание;
  • научить отличать стихотворение от научно-познавательного текста;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности;
  • развивать интерес к чтению.

 

Предметные Метапредметные Личностные
1)читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; 2)различать стихотворный и прозаический текст; 3)Выполнять операции анализа,  сравнения; 4)объяснять интересные выражения в тексте                          1)извлекать информацию из  текстов; 2)умение высказывать и пояснять свою точку зрения; 3)выявлять сущность, особенности объектов; 4)на основе анализа объектов делать выводы.  Регулятивные УУД:1)Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 2)Умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 3)Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  Коммуникативные УУД:1)Слушать и понимать других; 2)Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; 3)Оформлять свои мысли в устной форме; 4)Работать в коллективе.  1)Уметь проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности; 2)мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.  Духовно-нравственное развитие и воспитание:1)эмоциональная отзывчивость на прочитанное; 2)уважение мнения собеседника;3)потребность в бережном отношении к природе. 

Средства:
 

  1. Учебник Л. Ф. Климанова «Литературное чтение» I часть  2 класс.

Москва «Просвещение» 2013 (образовательная система «Школа России»).

  1. Компьютер, проектор.
  2. Раздаточный материал.
  3. Иллюстративный материал.

   

 Ресурсы:

              1. Программа Microsoft Power Point 2010;             2. Презентация, созданная учителем.                    

Ход урока:

1.Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
  1. Мотивация к деятельности.
      Орг. момент.                                                                           Проверяет готовность к уроку; Эмоционально настраивает на работу:   — Долгожданный дан звонок-    Начинается урок.    Ум и сердце в работу вложи,   Каждой секундой в труде дорожи.    Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.         
2.Актуализация знаний 1. Речевая разминка. Текст на доске:  Жёлтое солнце на землю…                                Жёлтый подсолнух за солнцем…                                Жёлтые груши на ветках…                                Желтые листья с деревьев… —  Прочитайте про себя, вставьте пропущенные в стихотворении слова.   -Прочитайте выразительно вслух хором и попробуйте выучить.2. Проверка домашнего задания.Просит прочитать наизусть стихи об осени.            Читают стихотворение, выходят к доске и вставляют карточки со словами. Читают хором, заучивают.    Выходят к доске, читают наизусть стихи.

                                               2. Организация познавательной деятельности.

  • 1: картина осенней природы.

— Какую тему мы продолжим изучать сегодня? -Отгадайте загадку:     Маленькая  крошка,                                           Сквозь землю прошел  Слайд 2. гриб.         Красну шапочку нашел. -Сегодня мы познакомимся со стихотворением Берестова «Хитрые грибы» (тема записана на доске). -Скажите, куда мы отправимся? — О чём мы будем говорить?-Верно. Мы узнаем кое-что о грибах и познакомимся с новым видом текста. 

  
2.Работа по теме урока. -Попробуем сравнить два текста. Учитель читаетстихотворение на стр. 76 (или аудиозапись). -А теперь прочитаем второй текст.   -Какой из текстов написал учёный, а какой- поэт? Объясните.  Открывают учебники. Следят за чтением по учебнику.   Читают хорошо читающие дети по очереди, остальные следят.  -«Хитрые грибы» — это стихотворение, а «Грибы» — научный текст.
Работа над стихотворением:   -Прочитайте стихотворение про себя. -Почему поэт выбрал именно такое название? -Нравятся ли ему «хитрые грибы»? -Найди подтверждение в тексте. -Какие строчки из стихотворения вызывают у вас улыбку? -Прочитайте стихотворение выразительно вслух. Учитель даёт рекомендации.  Работа над текстом «Грибы»:  -Прочитаем текст цепочкой. -Что вы узнали о грибах из энциклопедической статьи? -Чем раньше считали грибы? -В какое царство выделяют грибы учёные?-Сколько грибов на свете?      -фраза: Ох и хитрые грибочки!   Читают 2-3 человека. Оценивают чтение.  Анализируют .
                                      Жёлтое солнце на землю глядит.                       Жёлтый подсолнух за солнцем следит.                       Жёлтые груши на ветках висят.                      Желтые листья с деревьев летят.    Читают наизусть стихотворение иИмитируют движения предметов.

3.Закрепление и включение в систему знаний.

                                                             4.Закрепление и включение в систему знаний.                   Знакомство с правилами.   -Кто из вас собирал грибы? Расскажите, что вы знаете об этом занятии? -Что можно делать с разными грибами для употребления в пищу? -Сейчас вы узнаете новую информацию о грибах. Будьте внимательны. Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая – важная и её необходимо запомнить.Слайд 5 информация.  Учитель повторяет информацию, заостряет внимание детей на правилах.  Отгадывание загадок.  -Знаете ли вы грибы?Учитель читает загадки. Показывает слайд№6. Распределение грибов на группы.  -На какие группы можно разделить грибы?-Распределите наши грибы в нужные группы.      Ответы детей.   -сушить, тушить, жарить, варить, солить, мариновать.         Смотрят на слайд. Читают. Делают вывод.               Слушают, отгадывают, наблюдают.      -съедобные и несъедобные.

                                                         4.Рефлексия учебной деятельности:

Организует обсуждениенового материала на уроке,видов работ на уроке. -Что понравилось сегодня на уроке?  Перечисляют виды работ на уроке. Выражают своё отношение к материалу.  
  Организует проведение самооценки учащихся: -Что нового узнали на уроке? -Какие названия съедобных грибов запомнили? -С творчеством какого поэта познакомились? Выставка книг В. Д. Берестова.  Даёт оценку деятельности учащихся.  Подводят итог: оценивают свою деятельность на уроке и эмоциональное состояние после урока. Рассматривают книги.
3.Домашнее задание. 1. Нарисовать грибы, которых нет в учебнике, подписать их названия. 2. Подготовить выразительное чтение стихотворения стр. 76 Записывают задание в дневник.

15.10.2018 22:44

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/137-preschool-literature/12464-_V_Berestov_%22Khitrye_griby%22.html

Методическая разработка урока. Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Дата: 11.10.18

24. Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Цель:

— познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

— учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

— отрабатывать навыки выразительного чтения;

— расширить знания о грибах;

— учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

— формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

— развивать память, речь, внимание;

— воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Оборудование: портрет В.Д. Берестова, энциклопедии.

Тип урока: усвоение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

— Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал ребят всех в класс.

Скажем дружно: «Здравствуй, школа!

Урок чтения у нас!

II. Проверка домашнего задания

-Произведения какого раздела учебника мы читаем ? (Люблю природу русскую. Осень).

— Какие произведения мы читали?

Чтение стихотворения наизусть «Опустел скворечник»

III. Речевая разминка

-Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения недостающими словами

— Какие мы должны вставить слова? (такие, чтобы получилась рифма)

Жёлтое солнце на землю глядит.

Жёлтый подсолнух за солнцем …. .

Жёлтые груши на ветках …. .

Жёлтые листья с деревьев … .

(следит,висят,летят)

-Прочитаем медленно (хором)

— 1 ряд читает тихо

— 2 ряд читает с увеличением громкости

— Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.

IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

— А на нём вопрос: «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (листопад)

— Чем ещё хороша осень?(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

— А тут ещё загадка для нас:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

— Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке и чему будем учиться на уроке чтения?

(Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы)

V. Изучение нового материала

а) Работа с текстом «Грибы», с.77

— Скажите, а грибы- это растение или нет?

— Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77

1) Первичное чтение,(с.77)

( читает подготовленный ученик)

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/chtenie/326571-metodicheskaja-razrabotka-uroka-tema-vd-beres.html

В. Берестов «Хитрые грибы.» Разработка урока по литературному чтению во 2 кл

Тема:В.Д. Берестов«Хитрыегрибы»

Целеполагание: -ознакомить детей с произведением В. Берестова;

— расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;

— учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

— отрабатывать навыки выразительного чтения;

—  развивать память, речь, внимание;

—  воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки-иллюстрации с изображением различ­ных грибов, загадки, книги о грибах.

Ход урока

I Проверка домашнего задания

(Фронтальный и индивидуальный опрос).

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока

—  Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

—  Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полез­ного нам дает?

—  А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является  растением?

—  Чтобы об этом узнать, давайте откроем учебники и читаем.

III. Изучение нового материала

1) Вступительное слово учителя.

Отгадайте:

И на горке, и под горкой,

 Под березой и под елкой,

 Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. И они очень и очень разные.

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Бе­лые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками. 

Все это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей — грибницы, или мицелия. Когда грибу дос­таточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырас­тают плодовые тела.

Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поля­не, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба — гриб.

Трутовик, выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства Твердые полосатые образова­ния, похожие на копыта, на стволах берез — и это грибы.

Белый на­лет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины — тоже грибы. И всем известные дрожжи — грибы.

Около 100 тысяч грибов растет на нашей планете.

Размеры грибов также самые различные. Есть грибы — великаны. Диаметр их до . А у грибов — малюток — всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под мик­роскопом, так они малы.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

Большинство грибов относятся к группе, которую называют шляпочные грибы.

2). Первичное чтение.(с.77)

Читает подготовленный учащийся.

3). Беседа после чтения.

—  Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?<\p>

—  Сколько видов грибов существует?

—  Какие грибы вам известны?

—  На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

—  Какие несъедобные грибы вам известны?

—  А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу  некоторым животным?

4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки. Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.

IV. Физкультминутка

V. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

—  Ребята, а в какое время года собирают грибы?

—  Кто из вас любит собирать грибы?

—  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

—  А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ход в лес собирать грибы.

2. Первичное чтение.

3. Беседа после чтения.

—  Понравилось ли вам стихотворение?

—  Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

—  Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

—  Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

— С чем же автор перепугал грибы?

— Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

— Почему же он не нашел ни одного грибка?

— С какой интонацией надо читать это стихотворение?

— Какое настроение передает нам автор стихотворения?

— Прочитайте выразительно, передавая настроение.

4. Выразительное повторное чтение.

VI.  Закрепление нового материала

 Отгадайте загадку.

—  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного.

(Учитель читает загадку, показывает детям карточки с изображением грибов.)

Серенькие шляпки.

 Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

А этот красавец на беленькой ножке

 Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

—   А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

— А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он жит лекарством для животных)

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок… (Масленок)

—   Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

 Собирай, не мешкай, это … (Сыроежки)

—   Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

—   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

—   Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковер под деревьями. Грибы надо аккуратно срезать ножиком.)

Грибная угадайка

Начал капать дождь на ели,

Шляпы все грибы надели.

 Только этот гриб спешил —

Шляпку он не захватил. (Дождевик)

Посмотри, какой хороший!

 Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок.

 Он в лесу не новичок. (Мухомор)

Розовый приятный цвет,

 И колечек яркий след.

Так волнуются подружки.

Это же грибы… (волнушки).

Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки —

 Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это. (Сыроежки)

Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый)

Белой шляпки краешек

Влажен и мохнат. —

Что в земле скрываешься?

В чем ты виноват? (Груздь)

Шляпка выгнута воронкой,

Вкус приятный, запах тонкий.

 Золотой, янтарный цвет,

 И вкусней грибочков нет. (Рыжики)

Стоит на опушке

Большая… (волнушка),

Дождик водою ее наполняет.

После дождя озорная лягушка

В шляпку волнушки, как в тазик, ныряет.

На опушках, просеках,

В елочках и сосенках,

Словно бы после дождя,

Шляпки их всегда блестят. (Маслята)

VII. Итог урока. Рефлексия.

— Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?

— Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъе­добных?

— Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?

Домашнее задание: Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.

Источник: http://ivch.ucoz.ru/load/2_klass/literaturnoe_chtenie/v_berestov_quot_khitrye_griby_quot_razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniju_vo_2_kl/18-1-0-15

Урок литературного чтения во 2 классе по теме В.берестов «Хитрые грибы»

Урок 2 класс

Тема урока: В. Берестов «Хитрые грибы»

Цели: познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы»; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, внимание; воспитывать бережное отно­шение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сти­хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жиз­нью слов в художественном тексте, объяснять интересные выра­жения в лирическом тексте.

Оборудование: портрет В. Берестова, сборники его стихов; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, загадки, изображения грибов).

Ход урока

I. Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

  • Выразительное чтение стихотворений об осени (с. 72—75).
  • Чтение своих стихотворений об осени.

III.Речевая разминка

  • Вставьте пропущенные в стихотворении слова, научитесь читать его выразительно. Попробуйте выучить его за одну минуту.

Желтое солнце на землю ….

Желтый подсолнух за солнцем ….

Желтые груши на ветках ….

Желтые листья с деревьев ….

(Ответ: глядит, следит, висят, летят.)

IV.Постановка целей урока

  • Какую тему мы продолжим изучать сегодня? (Осеннюю.)
  • Сегодня мы познакомимся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы». Скажите, куда мы отправимся?лес.)
  • И конкретно о чем мы будем говорить? (О грибах.)
  • Верно. Мы узнаем кое-что о грибах и познакомимся с но­вым видом текста.

V.Работа по теме урока

(Тексты на с. 76—77 читают: учитель; хорошо читающие уча­щиеся.)

  • Сравните эти два текста. Какой из них написал ученый, а какой — поэт? Объясните. («Хитрые грибы» — это стихо­творение, а «Грибы» — научный текст.)
  • Что вы узнали о грибах из энциклопедической статьи? (Гри­бы — это не растения. Существует около ста тысяч видов грибов.)

(Дети читают стихотворение «Хитрые грибы» выразительно. Затем — чтение статьи «Грибы».)

VI.Физкультминутка

Притворяшки

Дружно встаньте, детвора.

Отдохнуть пришла пора!

(Дети встают, ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Притворитесь-ка совой — Повертите головой.

(Дети поворачивают голову влево-вправо.)

Притворитесь тучками

— Помашите ручками.

(Дети встают на цыпочки, трясут вытянутыми вверх кистями рук, показывая, как из тучки льется дождик.)

Притворитесь свинками

И потритесь спинками.

(Дети в парах встают друг к другу спиной и изобра­жают, будто трутся — энергично двигают корпусом.)

VII.Продолжение работы по теме урока

  • Кто из вас собирал грибы? Расскажите, что вы знаете об этом занятии? (Ответы детей.)
  • Что можно делать с разными грибами для употребления в пищу? (Сушить, тушить, жарить, варить, солить, мари­новать.)
  • Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны. Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая — важная (и ее необ­ходимо запомнить).
  • Сбор грибов в народе называют «тихая охота».
  • Из ста тысяч видов грибов к съедобным относятся только сто видов.
  • Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу (иначе на этом месте они уже не вырастут).
  • Незнакомые грибы брать нельзя (они могут оказаться не­съедобными, ядовитыми).
  • Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (потому что ими могут лечиться животные).
  • (Дети отвечают. Учитель повторяет информацию, заостряет

внимание детей на правилах. Их можно записать.)

  • Знаете ли вы грибы? Отгадайте загадки.

(Отгадки учитель записывает на доске. Хорошо, если есть изо­бражения грибов.)

1.Молодые ребята

Все рядком да рядом

Вокруг стола сели

Да шляпы надели. (Опята.)

2.Под осиною ребятки

Бегают — играют в прятки,

Где один покажется —

Там и другой окажется. (Подосиновики.)

3.Бежала лисица

К речке напиться,

Где махнула хвостом —

Там вырос гриб

Под кустом:

Лисичкина сестренка

В оранжевой юбчонке. (Лисичка.)

4.В белом парике

Да белом пиджаке,

В шляпке ярко-красной,

Красивой да опасной.

Кто его с собой возьмет —

Тот и горюшка хлебнет. (Мухомор.)

5.Шустрые ребятки

Натянули шляпки,

Шляпки на подкладке,

Скользкие да гладкие. (Маслята.)

6.Грозный стройный пан,

Владыка всем грибам,

Ему не знакома грусть,

Его называют… (груздь).

7.В бурой кепке

Белый крепыш,

Плечи расправил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидел —

С собой унес. (Боровик.)

8.В белой шляпе

Красивая дама.

Смотрит свысока —

Ручки в бока,

Богата и важна,

Да никому не нужна. (Поганка.)

— На какие группы можно разделить грибы? (Съедобные и не­съедобные.)

Распределите наши грибы в нужные группы. Какие грибы еще можно добавить к ним?

VIII. Рефлексия

На полях, где расположена лесенка в 10 ступенек, поставь себя на ту ступень, которая соответствует тому, как ты сегодня работал на уроке красным цветом. Синим цветом на ту ступень, которая отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

Какие названия съедобных грибов вы запомнили?

X.Домашнее задание

  • Нарисовать грибы, которых нет в учебнике, и подписать их названия. Можно также найти иллюстрации.
  • Подготовить выразительное чтение стихотворения (с. 76). Можно также найти другое стихотворение о грибах.

5

Источник: https://www.videouroki.by/razrabotki/urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-v-bieriestov-khitryie-ghri.html

Конспект урока по литературному чтению 2 класс (УМК «Школа России») по теме «В.Д.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Райваттальская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока литературного чтения

во 2 в классе

Тема: В.Д.Берестов «Хитрые грибы».

«Грибы» (из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Учитель: Корхонен Светлана Фёдоровна

п. Хийтола

2017-2018 уч. год

Теоретические сведения

Цель деятельности — познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

— учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

— отрабатывать навыки выразительного чтения;

— расширить знания о грибах;

— учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

— формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

— развивать память, речь, внимание;

— воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

— умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

— умение ориентироваться в учебнике;

— умение находить вопросы в тексте;

— умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

— умение слушать и понимать других;

— умение правильно оформлять свои мысли;

— умение грамотно строить речевые высказывания;

— умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

— умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Практическая работа

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, презентация к уроку, проектор, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

II. Проверка домашнего задания

-Произведения какого раздела учебника мы читаем? (Люблю природу русскую. Осень).

— Какие произведения мы читали? Назовите.

Продолжим изучать произведения об осени

III. Речевая разминка

Шла лисица

Вдоль тропинки

И несла грибы

В корзинке:

Пять опят

И пять лисичек

Для лисят и

Для лисичек!

— прочитаем медленно (хором).

1 ряд читает тихо

2 ряд с увеличением громкости

Читаем выразительно, соблюдая интонацию

Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.

— Оцените выступления

IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

— Чем хороша осень? ( Деревья в разноцветном уборе, листопад, птицы стаями улетают в теплые края )

-А еще?

(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

— А тут ещё загадка для нас:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

А кто из вас хоть раз в жизни собирал грибы? Какие чувства вы при этом испытывали? Расскажите.

-Какие грибы вы еще знаете?

— На какие большие группы они делятся?

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах). Какова тема урока?

Тема урока

V. Формулирование учебной задачи урока ( в парах)

Ребята, откройте учебник на стр. 76-77, рассмотрите материал учебника, подумайте, какие учебные задачи мы поставим себе на урок

Каждая группа должна предложить по 1формулировке. Обратите внимание на два абсолютно разных текста, свяжите с этими наблюдениями учебную задачу.

VI Изучение нового материала

6.1.Работа со стихотворным текстом

А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, который отправился в лес за грибами.

— Вам знакомо имя этого автора?

( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочтите название стихотворения В. Берестова , которое мы будем читать.

-Почему автор так назвал свое стихотворение?

Разве грибы могут быть хитрыми? Кого обычно называют хитрым?

А теперь проверим ваши предположения.

6.2.Первичное восприятие текста (аудиозапись)

6.3.Беседа.

— Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

6.4.Чтение стихотворение про себя.

6.5. Чтение вслух

— Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

6.6. Словарная работа

Что обозначает слово лукошко?

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

(Карточки со словами выставляются на доске)

6.7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.(грибочки)

— Разочаровался ли автор в грибах, потому что он не нашел ни одного гриба?

— Что мы можем сказать о нем как о человеке?

Для чего автор рассказал эту историю?

— Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом? (где-то)

-Прочтите выразительно это предложение.

Чтение друг другу в паре

Оцените друг друга с помощью лесенки достижений

Физмин

VII Работа с текстом «Грибы», с.77

— Скажите, а грибы- это растение или нет?

— Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77

7.1. Первичное чтение,(с.77) по цепочке

7.2. Беседа

– Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? ( Грибы – это не растения и не животные.)

– Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)

– О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)

– Дети, а кто является автором этого текста?

( Автора нет.Написано, что текст взят из энциклопедии.)

-Для чего эта статья размещена в энциклопедии?

– Кто знает, что такое энциклопедия?

7.3.Сообщение ученика

– Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

— Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

(Учитель показывает названные издания).

— В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

— Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

-Прочитайте предложение, в котором перечислены названия грибов.

— Какие названия грибов в тексте перечислены, но не нарисованы? (учитель показывает, как выглядит плесень и трутовик).

Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева- тоже представитель грибного царства.

VIII Сравнение художественного текста и научного. ( в группах)

– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

-Что в них общего? (тема)

— Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

( Да, у них одна тема – грибы.)

– А чем они отличаются?

(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

Вывод:Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

IX.Работа в группах

А хотите почувствовать себя поэтами? По данным строчкам восстановите стихи о грибах, найдите картинку в классе и принесите на доску. Чья команда быстрее справится с заданием.

Фишки

— Назовите съдобные и несъедобные грибы.

X.Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.

XI.Рефлексия. Подведение итогов урока

   Скачиваний: 4

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-2-klass-u-7227.html

Конспект урока по литературному чтению на тему В. Берестов «Хитрые грибы» (2 класс)

Автор презентации: Сергеева Людмила Михайловна

ТЕМА: В. Берестов «Хитрые грибы»

Цели: познакомить со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы», формировать умение учащихся выразительно читать; учить работать с научными статьями из справочной литературы, развивать память, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемый результат:

Предметные:

уметь выразительно читать стихотворение, передавая настроение поэта, различать стихотворный и прозаический текст, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять выражения в лирическом тексте.

Метапредметные:

• понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке;

• работать в паре;

Личностные:

• определять личностный смысл изучения темы урока;

• проявлять целостное восприятие окружающего мира

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга и пожелайте успехов.

(Приветствие учителя в стихотворной форме:)

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Чтобы очень много знать, надо не лениться!

Чтоб пятёрки получать, надо потрудиться!

— Ребята, Вы готовы к получению новых знаний?

Тогда возьмёмся за работу ! Желаю Вам успехов!

— Без чего нельзя начинать любую работу? (без цели)

— Какие цели вы ставите перед собой?

  • Проверка домашнего задания.
  • Конкурс чтецов.

  • Самоопределение к деятельности.
  • — Отгадайте загадки

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый… (боровик)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются… (опята)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна… (сыроежка)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются… (лисички)

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется… (рыжик)

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный… (груздь)

На поляне шар лежит,

Лишь наступишь — дым валит.

Круглый гриб смешить мастак.

Это — дедушкин… (табак)

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке… (мухомор)

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный… (мухомор)

Точки белые на красном —

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор —

Не срывайте… (мухомор)

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная… (поганка)

Кто повыше, кто пониже, —

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

Этот гриб найдешь весной

На опушечке лесной.

Весь в морщинках старичок

С именем смешным… (сморчок)

В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются… (лисички)

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это… (гриб)

— О чем же мы будем говорить?

— На какие 2 группы можно разделить все грибы?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ГРИБАХ

IV Работа по теме урока

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы»

3. Работа над выразительным чтением стихотворения.

Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

4. Работа над статьей «Грибы».

1) Чтение статьи детьми про себя.

2) Беседа по содержанию.

— Это стихотворение?

— Кто знает, как называется такой вид статьи?

– К какому царству живой природы ученые отнести грибы?

– Назовите съедобные грибы.

– Назовите несъедобные грибы.

VI. Рефлексия.

Какое задание больше всего понравилось на уроке?

Какое задание вызвало затруднения? Почему?

Что нового узнали на уроке?

Что вспомнили?

Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

Самооценка.

На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.

Зеленый – «Я понял».

Желтый – «Я знаю».

Красный – «Я умею».

Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы.

VII. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выразительно читать стихотворение «Хитрые грибы», нарисовать любой гриб.

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-v-berestov-hitrye-griby-2-klass.html

Ссылка на основную публикацию