Урок литературного чтения в 1 классе. контроль и проверка результатов обучения

Контроль и оценка знаний учащихся на уроках чтения в начальной школе

Контроль и оценка знаний учащихся на уроках чтения в начальной школе.

Главной задачей в работе учителя начальных классов на уроках чтения является контроль качества знаний учащихся. Чтобы уроки чтения проходили живо и интересно, необходимо планировать содержание форм и методов его проведения.

Проверка знаний дает учителю информацию об усвоении учебного материала, выявлении пробелов в знаниях, воспитывает познавательную мотивацию, стимулирует учащихся к деятельности, готовит учащихся к усвоению и восприятию новых знаний.

Чтобы система педагогического обучения полноценно функционировала и обеспечивала качественное обучение, невозможно обойтись без проверки или самопроверки полученных знаний, приобретенных умений и навыков.

Контроль знаний учащихся всегда был, есть и будет одной из важнейших  составляющих учебного процесса. Его суть –  установление обратной связи и информирование педагога о качестве усвоения изученного материала. Это проверка знаний данного ученика, результатов его личной учебной деятельности. Максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся .

Там, где контроль случаен, ученики учатся хуже. Регулярный контроль воспитывает привычку к системному труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Важное значение имеет аргументация, сравнение с достижениями только этого ученика.

Контроль должен быть системным и регулярным, объективным и требовательным, но в тоже время уважительным, учитывающим индивидуальные особенности ребенка.

Даже при доброжелательном к детям отношении многие учащиеся волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки. Формы контроля следует разнообразить они должны иметь не запугивающий характер, а стимулирующий.

Разнообразие используется для нивелирования недостатков какого-либо одного метода контроля. Проверять необходимо не только запоминание, но и глубокое осмысление учебного материала.

В планировании и организации контроля на уроках чтения в начальной школе есть свои особенности. Контроль может быть текущим (например, контроль домашнего задания), тематическим, итоговым, вспомогательным для учителя.

Формы контроля.

1.Традиционные:

-Фронтальный опрос. Позволяет в ходе беседы с классом определить подготовку по вопросам справочного характера: факты, события, люди, знание произведения;

-Индивидуальный опрос. Учитель может организовать проверку знаний как в виде устного опроса у доски, так и письменного опроса по индивидуальной карточке-заданию.

письменный контроль;

— самостоятельные дифференцированные работы;

— тесты;

Устно. Использование сигнальных карточек

Взаимоконтроль. Можно использовать работу в парах. Один задает вопрос, а другой отвечает.

Выставка рисунков. Соотнеси строки из произведения и рисунок.

Работа в группах.

Назначается «Команда смекалистых». Они готовят «хитрые» вопросы к уроку.

Игра «Вертолина». Проводится после изучения темы. На столе по кругу разложены вопросы в конвертах. Стрелка при вращении указывает на вопрос.

Лотерея вопросов. Задания и вопросы пишутся на листках и помещаются в мешочек или коробку. Можно работать в паре, группе, а также при индивидуальном опросе.

Составление или разгадывание кроссвордов.

Литературное лото. На доске картинки из изученных произведений. У детей отрывки из этих произведений. Необходимо соотнести.

Составление диафильма произведению.

Составление картинного плана.

2. Нетрадиционные.

— дидактические игры;

— брейн-ринги;

— урок-аукцион. Проводится следующим образом: Выставляются открытки. Учитель говорит: «Сегодня на аукционе удивительный товар! Его вы можете приобрести за свои знания! Товар первый: — «Все о И.А.Крылове».

Дети отвечают все, что знают о нем и его произведениях. Кто больше.

урок-отчет;

— ролевые игры;

— урок-суд;

урок-пресс-конференция.

3. Внеурочные.

Экскурсии;

— викторины;

— общественный смотр знаний;

— урок-панорама для родителей.

Каждый отдельный урок чтения представляет нечто цельное. В начале урока или на любом его этапе надо разъяснить детям цель и порядок их работы.

Поэтому перед опросом учащихся по изученному материалу важно очертить круг основных вопросов, подлежащих разбору.

Ответ одного или другого учащегося будет отчётом о его работе; для других это будет средством повторения материала, средством его закрепления.

Оценка знаний является мощным стимулом учения. Известно, что глубина и прочность знаний учащихся явно зависят от систематичности и глубины контроля. Отметка, при надлежащих условиях, может превратиться во внутренний мотив к учению.

Оценка в процессе обучения младших школьников является одним из важных средств мотивации и стимулирования их учебно-познавательной деятельности.

Развитие образования в современных условиях ставит немало новых задач, исключительное значение приобретает разработка психолого-педагогических подходов к контролю и оценке знаний.

Положительная оценка является средством укрепления веры ученика в его силы и возможности. Негативная оценка является средством устранения ошибок в работе ученика.

Оценочное отношение может иметь большое значение для формирования у учащегося самооценки как определенного элемента самосознания.

Досада, неудовлетворенность учащегося оценками, могут повлечь неосознанный конфликт с окружением, снижение самооценки, разочарование в своих силах, ослабление интереса к чтению.

Любое оценивание должно основываться на дружелюбном отношении к ребенку. Исследования психологов показывают, что отрицательные
эмоции, порожденные оценкой, в одном случае мобилизуют силы, в другом дезорганизуют их.

Учитель обязан лаконично, но достаточно понятно для ученика проанализировать трудности, которые еще тот не преодолел, объяснить, к чему это приводит, нацелить на положительный результат.

Чтобы оценивание было объективным, учитель должен знать и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Именно в начальных классах закладывается основа сознательного отношения к учебе как к систематическому и регулярному труду, происходит создание базовой структуры  всей последующей учебной деятельности, а так же установка на познавательный интерес и положительную мотивацию. Именно поэтому контроль и оценка знаний необходимы не толькодля управления и самоуправления учебной работой учащихся, но и для формирования у них устойчивой положительной мотивации обучения, от которой зависит успех всей учебной деятельности

младшего школьника.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/kontrol-i-otsienka-znanii-uchashchikhsia-na-urokakh-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie

Особенности организации контроля по литературному чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа.

Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы — небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением.

Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па «закончи предложение», «найди правиль­ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами).

Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.

Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Организация образовательного процесса

Формы организации урока: фронтальная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа.

Основные типы уроков: — урок изучения и первичного закрепления новых знаний — урок закрепления изученного; — урок применения знаний и умений; — урок обобщения и систематизации знаний; — урок контроля и учёта знаний; — комбинированный урок.   Применяются элементы технологий: -личностно-ориентированного обучения; цели развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка. Сущность – не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся; при этом важен сам процесс движения к саморазвитию учащихся, т.е. ценен процесс получения знаний и умений. Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов: Мотивационно-целевой этап, который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание. Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии. -проектной деятельности; цель: организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся. Первый вид — проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.Второй вид — урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся.Третий вид — урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой. — ИКТ-технологии- усиливает мотивацию у учащихся, улучшает качество обучения и воспитания, повышает культуру, экономит время, делает уроки интереснымии содержательными. Цельприменения ИКТ: развитие мышления формирование приемов мыслительной деятельности. Сущность: использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных средств. Применение ИКТ на уроках усиливает : — положительную мотивацию обучения — активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ на разных этапах урока: подготовка учащихся к усвоению новых знаний усвоение новых знаний закрепление новых знаний подведение итогов урока домашнее задание — здоровье-сберегающие технологии — цель здоровье сберегающих образовательно-воспитательных технологий — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье сберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы: — защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки); — компенсаторно-нейтрализующие. Их задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки); — стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия); — информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье. Здоровьесбрежение (формы и приемы) Организационно-педагогические формы и приемы здоровьесбережениясоздают условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление: 1) соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся; 2)использование при составлении расписания шкалы трудности учебных предметов, 3) при построении структуры урока учитывается интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока: -рациональная организация урока: число видов учебной деятельности : опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ и др. Норма 4-6 видов за урок. -средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Норма 7-10 минут. — число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная. работа и др. Норма — не менее трех. -наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации и инициативы учащихся. Это метод свободного выбора, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие. 4)место и длительность применения ТСО; 5)осуществление двигательного режима на уроках: — смена динамических поз. Учитель периодически переводит детей из положения сидя в положение стоя. Наиболее целесообразно поднимать детей тогда, когда учитель что-то объясняет, либо отвечает ученик, а остальные слушают; — построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; — проведение физкультминуток. Для физкультминуток выделяются небольшие перерывы в процессе учебного труда. Тем не менее они носят деятельностный характер, так как в ходе их проведения меняется характер деятельности, происходит переключение, способное предотвратить снижение или несколько повысить уровень оперативной работоспособности. Особенно эффективны физкультминутки в периоды, когда начинает проявляться утомление. Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи: а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; б) активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала. Виды физкультминуток: — упражнения для снятия общего или локального утомления; — упражнения для кистей рук; — гимнастика для глаз; — гимнастика для улучшения слуха; — психогимнастика; — упражнения, корректирующие осанку; — дыхательная гимнастика. Психолого-педагогические формы и приемы: 1) комфортное начало и окончание урока, способствует положительному эмоциональному настроению учащегося: — использование положительных установок на успех деятельности: «У меня все получится!», «Я справлюсь! » — приемы психологического настроя на урок 2) учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся, создание ситуаций успеха 3) снятие эмоционального напряжения Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности 4) соответствие используемых технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей. 5) интеграция здоровьесберегающих компонентов в учебные предметы. Учебно-воспитательные формы и приемы: 1) развитие потребности быть здоровым; 2) формирование у школьников научного понимания сущности здорового образа жизни; 3) формирование практических умений и навыков здоровой жизнедеятельности. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обученияи их сочетания: · методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся; · методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр; · методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ; · степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

1. По источнику передачи и восприятия учебной деятельности Словесные: беседа, рассказ   наглядные Практические через контрольные, самостоятельные работы, тесты, изложения, сочинения
2. По логике передачи и восприятия учебной информации индуктивные дедуктивные
3. По самостоятельности мышления репродуктивные Проблемно- поисковые
4. По степени управления учебной работой Под руководством преподавателя Самостоятельная работа
5. Методы стимулирования интереса к учению Познавательные игры,кроссворды Создание положительных эмоционально – нравственных ситуаций
6. Сохранения и укрепления собственного здоровья Проведение физкультминуток, минуток релаксации, смена видов деятельности Снятие нервного напряжения с помощью массажёра «Каштан» Гимнастика для глаз, игровой стрейчинг.
7. Методы устного контроля и самоконтроля Индивидуальный опрос Фронтальный опрос взаимопроверка
8. Методыписьменного контроля и самоконтроля Контрольные и самостоятельные работы, тесты



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницыinfopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 34.235.169.29 (0.005 с.)

Источник: https://infopedia.su/10x102b.html

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Технологическая карта урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе с дидактической структурой урока

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное  чтение) в 1 классе

                         с дидактической структурой урока

                         Дата проведения: 18 ноября 2013г

                   Упражнения в чтении слов и предложений с буквами Д,д.

1. ФИО Романенко Людмила Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Стодолищенская СОШ Починковского района Смоленской области
2. Предмет Обучение грамоте (литературное чтение)
3. Класс
4. Тема и номер урока в теме  «Упражнения в чтении слов и предложений с буквами Д,д», основной период, урок № 41
5. Базовый учебник В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Азбука» М. Просвещение 2011год

Цель урока:

— закрепить знания учащихся о согласных звуках {д}, {д”}, букве Д,д.

 Задачи:

 — научить читать слоги, слова и предложения с буквой Д,д; формировать навык  сознательного чтения, обогащать словарный запас учащихся.

-развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

-воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.

Личностные  УУД:

-понимание  значение знаний для человека и принятие этих знаний ;  желание и стремление хорошо учиться.

Познавательные УУД:

— рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Регулятивные УУД:

— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

— прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

— владение монологической и диалогической формами речи.

Тип урока

-урок закрепления

Формы работы учащихся

 -фронтальная работа

-работа в парах

— самостоятельная работа

 Необходимое техническое оборудование

ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД

                                               Структура и ход урока

Этап урока Деятельность учителя                 Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный   момент Звучит фонограмма песни «Дружба». Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.-Ребята, посмотрите, выберите и  покажите, у кого из вас какое настроение? (На партах изображение солнышка и тучки). Повернитесь друг к другу. Подарим друг другу свои улыбки, ведь улыбки располагают нас к приятному общению. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу». Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, проговаривают, выполняют упражнение. Личностные УУД:-понимание  значение знаний для человека и принятие этих знаний;  желание и стремление хорошо учиться.Коммуникативные     УУД:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Речевая разминка Ребята, отгадайте мою загадку, и вы узнаете, кто будет героем нашей сегодняшней скороговорки.Кто стучит в лесу глухомГромко, словно молоткомПёстрый вид его приятенВ красной шапке – это…Давайте вспомним, как выглядит эта лесная птица.А почему эту птицу называют лесным доктором?Работа со скороговоркой «Дятел дуб долбил, да не додолбил».Чтение скороговорки в обычном темпе, в ускоренном, в быстром. Чтение скороговорки с ударением на определённое слово.Работа над выразительностью: чтение скороговорки с различной интонацией.Подчеркните букву Д в скороговорке. Слушают чтение учителя, читают сами по слогам, словами, убыстряя темп чтения. Закрепляют поставленные звуки. Регулятивные УУД:- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
3.4 Проблем. ситуацияАктуа-лизация знаний Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?Звук (д) согл. Или гл.? Почему? Каким он может быть? Приведите свои примеры. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Твёрдый — мягкий». На интерактивной доске будет появляться тот или иной предмет. Если в названии этого предмета согласный(д) твёрдый, то вы топаете ногами, а если (д) мягкий, то хлопаете в ладоши.ДЕРЕВО,ЗВЕЗДА, ДОМ, ДЕВОЧКА, ДОРОГА, ДЫМ. Размышляют, отвечают на поставленный вопрос.Определяют слова на слайдах, выделяют в них заданный звук, определяют твёрдый он или мягкий. Если твёрдый – топают ногами, если мягкий – хлопают в ладоши. Познавательные УУД (строят логическую цепь рассуждений).Познавательные УУД:- анализ объектов с целью выделения признака.Регулятивные УУД:-контролирование своей деятельности по ходу выполнения заданияКоммуникативные УУД:сотрудничество с учителем и сверстниками.
56 Работа в парахУсвоение нового теоретического учебного материала А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить свои слова и слоги со звуками (д), (д). Оцените работу своего товарища по шкале правильности: Звезда наверху – всё правильно, звезда посередине – есть ошибки, звезда внизу – с заданием сосед справился плохо.Ребята, перед вами два домика: синий и красный. На этажах этих домиков живут слоги. В синем доме на третьем этаже живёт слог ДО. Он хочет пройти к слогу в красный дом на второй этаж. Какое слово получится?( Дома, сады, Маша, Даша). Составьте предложение с любым из этих слов. Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами. Осуществляют самопроверку и проверку в парахНаходят нужные слоги, читают получившиеся слова.Тренируются в чтении трудных слов… Познавательные УУД: умение подобрать нужный слог, нужное слово.Коммуникативные УУД: умение работать в паре.Познавательные УУД: умение составлять нужные слова, объяснять значение данных слов.Регулятивные УУД:- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Физкультминутка. Двое детей с классом проводят физкультминутку «Хомка»
— Ребята, на земле очень много разных профессий. Большинство людей любят свою профессию и стараются работать хорошо. Мастеров своего дела любят и уважают, стараются быть на них похожими. О профессиях  слагают стихи поэты, людей разных профессий изображают на картинках художники.  Сейчас мы с вами в этом убедимся. Откройте учебники по закладке на стр. 109. Посмотрите на рисунок. Люди каких профессий здесь изображены? Под рисунком текст о людях разных профессий. Давайте прочитаем его название. Как думаете, о чём пойдёт речь в этом тексте?- Где работает папа Тимы? Кто он?-  Где работает мама Димы? А папа?- Кто брат Насти?Прочитайте этот текст самостоятельно.- Дома ваши одноклассники подготовили стихио профессиях.  Давайте послушаем их. О ком эти стихи?Каждый день в школьной столовой вас, ребята ждут вкусные каши, супы, котлеты , и всё это для вас делают наши замечательные повара. Давайте поблагодарим их. Уже в начальной школе многие дети задумываются над тем, кем они хотели бы стать, когда вырастут. И вот вам наглядный пример. Ребята начальной школы писали небольшие сочинения на тему «Кем я мечтаю стать?». Я оформила их вот в такой плакат.  Вот выдержки из их сочинений.- Ребята, а вы уже решили для себя , кем хотите стать?А те, кто не решили, я надеюсь вам помогут определиться эти книги.Выставка книг о профессиях. Чтение текста вслух.Отвечают на вопросы по тексту.Объясняют непонятные слова, словосочетания.Двое одноклассников читают стихи, остальные учащиеся слушают и определяют о ком эти стихи.1 Зовут его, когда больны,-Заботы так его нужны.Уверенно он в дом войдёт,К больному близко подойдёт,Послушает, заглянет в рот,Рецепт оставит и уйдёт.Больному легче станет вдругСкажите, кто же этот друг?2 На противне котлеты купаются в жирке,Рассольник ароматный кипит в большом бачке, Шумит овощерезка – готовится салат,Наш павар очень любит готовить для ребят..Дети читают со слайда слова благодарности повару.Дети слушают сочинения, анализируют. Высказывают своё мнение о профессиях, размышляют, выступают. Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений.Регулятивные УУД: самостоятельное слежение, слушание текста.Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предположение,  выслушивать мнение товарища.Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков существенных и несущественных.Коммуникативные УУД: умение найти правильное решение, аргументировать его.
7 Самооценка Выскажите, пожалуйста, своё отношение к проделанной работе, подняв солнышко, если на уроке было интересно, тучку – если было скучно.Солнышко – хотел отвечать всегда, тучку – не всегда или не хотел совсем отвечать.Работая в паре: солнышко – договорились, тучку – не договорились Показывают карточки. Личностные УУД: оценка собственной и коллективной деятельности.
8 Итоги урока Спасибо вам за работу.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/05/08/tekhnologicheskaya-karta-uroka-obucheniya-gramote-literaturnoe

Портал педагога | контрольно-измерительный материал по литературному чтению 1 класс

Смирнова Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лопаревская СОШ
Населённый пункт: Костромская область, Галичский район, п.

Лопарево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: контрольно-измерительный материал по литературному чтению 1 класс
08.04.

2016
Раздел: начальное образование

Назад

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лопаревская средняя общеобразовательная школа Галичского муниципального района Костромской области
Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения программы по

литературному чтению 1 класс

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки

обучающихся для проведения итоговой контрольной работы по литературному

чтению в 1 классе .

Кодификатор включает планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение». Он разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.с изменениями).

Цель и содержание работы по Литературному чтению

Определить уровень сформированности работы с текстом в 1 классе. Предмет: «Литературное чтение» 1 класс Учебник Э. Э. Кац Вид контроля: итоговый 1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе Код Описание элементов предметного содержания 1.

1 Сознательно, плавно, правильно читать текст по слогам и целыми словами; выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, изменять силу голоса. 1.2 Определять характер героев. 1.3 Различать сказки, стихотворения, рассказы 1.4 Объяснять, выбирать толкование слова, ориентируясь на содержание текста. 2.

Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе код Описание элементов метапредметного содержания 2.1 Умение сопоставлять информацию в виде текста ( познавательное УУД) 2.2 Умение давать значение словам (познавательное УУД) 2.3 Высказывать свое отношение к героям (коммуникативное УУД) 3.

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по предмету «литературное чтение» в 1 классе

Ко

д

Описание требований к уровню подготовки обучающихся 3.1 Читать правильно тексты (базовый уровень) 3.2 Сравнивать героев (базовый уровень) 3.3 Сопоставлять информацию с рисунком ( базовый уровень ) 3.4. Объяснять свое отношение к герою (повышенный уровень) 3.

5 Дать понятие (повышенный уровень) Спецификация Итоговой работы для учащихся 1 класса по литературному чтению 1 Муниципальное общеобразовательное учреждение Лопаревская средняя общеобразовательная школа Галичского муниципального района Костромской области Назначение КИМ Итоговая работа предназначена для проверки знаний и умений по предмету «Литературное чтение». С помощью этой работы осуществляется диагностика освоения планируемых результатов, разработанных на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по предмету «Литературное чтение» Контрольная работа состоит из двух частей (основной – базовой, дополнительной – повышенной). Включены 7 заданий, из которых 4 – базового уровня и 3 – повышенного уровня. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1 Таблица 1

№ задания

уровень

Что проверяется

Тип задания

Примерное

время

выполнения

задания

1 Базовый 1.1; 1.3, 2.1, 3.1 задание с выбором ответа 2 мин. 2 Базовый 1.2; 3.2 задание с выбором ответа 3 мин 3 Базовый 1.2, 3.2 Определение характера лисы 5 мин 4 Базовый 1.2; 2.1, 2.2; Соотнесение с рисунком 3мин. 5 Повышенны й 1.4, 2.2, 3.5 Дать значение слова 10мин 6 Повышенны й 1.4, 2.2, 3.5 Задание с выбором ответа 5 мин 7 Повышенны й 2.3, 3.4 Письменно ответить на вопрос 7мин Оценка правильности выполнения задания Базовый Выполнение теста на знание информации и применения репродуктивных способов деятельности Работа над ошибками Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем Повышенны й 2.4 Сверка с выполненной учебной задачей по критериям На выполнение 7 заданий отводится 35 минут. Контрольная работа составляется в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Задания в контрольной работе оцениваются по трехбалльной системе ( +,+-, -), указанных в таблице 2. +- балл ставится за половину выполненного задания. 2 Муниципальное общеобразовательное учреждение Лопаревская средняя общеобразовательная школа Галичского муниципального района Костромской области Таблица 2

№ задания

Количество баллов

1 + балл – правильный ответ — балл – неправильный ответ 2 + балл – правильный ответ — балл – неправильный ответ 3 + балл – правильный ответ — балл – неправильный ответ 4 + балл – правильный ответ — балл – неправильный ответ 5 + балл – правильный ответ — балл – неправильный ответ 6 + балл – правильный ответ — балл – неправильный ответ 7 + балл – правильный ответ — балл – неправильный ответ Система безотметочная Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем дети просматривают свои работы (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Данное задание оценивается по трехбалльной системе (+, +-, — ). Итого Выполнил основную часть на 50-60 процентов – достиг базового уровня, 65 – 100 процентов – повышенного уровня, выполнение дополнительной части на 50 процентов и более подтверждает достижение повышенного уровня. Показатели уровня освоения каждым обучающимся 1 класса определены в таблице 4. Таблица 4.

Код

требования

к уровню

подготовки

№ задания

контрольной

работы

Предметный

результат не

сформирован

Предметный

результат

сформирован

на базовом

уровне

Предметный

результат

сформирован на

повышенном уровне

3.1 1 Учащиеся читают очень медлительно Учащиеся читают по слогам или целыми словами 3.2 2, 3 Задание не выполнено Задание выполнено 3.3. 4 Задание не выполнено Задание выполнено 3.4. 5, 6 Задание не выполнено Выполнено только одно Задание выполнено полностью, допускаются небольшие неточности Показатели сформированности у обучающихся 1 класса метапредметных умений определены в таблице 5. Таблица 5. 3 Муниципальное общеобразовательное учреждение Лопаревская средняя общеобразовательная школа Галичского муниципального района Костромской области

Код

метапредметного

результата

№ задания

контрольной

работы

Продемонстрировал

сформированность

Не

продемонстрировал

сформированность

2.1 1, 2, 3, 4 Сделано два-три задания Сделано менее двух заданий 2.2 5, 6 Выполнено хотя бы задание Не выполнено 2.3 7 Выполнено задание Не выполнено Итоговая контрольная работа 1 вариант Прочитайте текст Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: — Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика! Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает: — Ясны, ясны на небе звезды, Мерзни, мерзни, волчий хвост! — Что ты, лисичка-сестричка, говоришь? — То я тебе помогаю. А сама, плутовка, поминутно твердит: — Мерзни, мерзни, волчий хвост! Основная часть 1.Подчеркни нужное слово. «Лисичка-сестричка и волк» — это …. Рассказ Сказка Стихотворение 2.Какой был волк? Подчеркни нужные слова. Хитрый, глупый, умный, доверчивый, лживый. 3.Какой была лиса? Запиши 1-2 слова. _____________________________________________________________________________ _____________________________ 4.Какой заголовок подойдет к рисунку. Поставь знак V. Ловись, рыбка! 4 Муниципальное общеобразовательное учреждение Лопаревская средняя общеобразовательная школа Галичского муниципального района Костромской области Мерзни волчий хвост! Бейте, волка! Дополнительная часть 5.Что значит слово прорубь? Запиши. Прорубь – это _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6.Как ты понимаешь слова волка – «Я тебе отплачу, сестрица»? Обведи номер ответа. 1)расплатиться деньгами 2)поблагодарит лису 3)отомстит лисе 7.Как ты относишься к волку. Запиши свой ответ и объясни почему. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2 вариант Прочитайте текст Пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу: — Так-то учишь? Меня всего исколотили! —  Эх, волчику-братику! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь. — И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он ее и повез. Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку напевает: — Битый небитого везет, Битый небитого везет! Основная часть 1.Подчеркни нужное слово. «Лисичка-сестричка и волк» — это …. 5 Муниципальное общеобразовательное учреждение Лопаревская средняя общеобразовательная школа Галичского муниципального района Костромской области Рассказ Сказка Стихотворение 2.Какой была лиса? Подчеркни нужные слова. Хитрая, добрая, глупая, жестокая, доверчивая. 3.Какой была волк? Запиши 1-2 слова. _____________________________________________________________________________ _____________________________ 4.Какой заголовок подойдет к рисунку. Поставь знак V. Битый битого везет. Битый небитого везет. Весёлая песенка лисы. Дополнительная часть 5.Что значит слово стянуть? Запиши. Стянуть – это _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6.Как ты понимаешь слова волка – «Волк отдувался своими боками»? Обведи номер ответа. 1)волк дул на свои бока 2)его били по бокам 3)бока волка были надуты, как мяч 7.Как ты относишься к волку. Запиши свой ответ и объясни почему. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лопаревская средняя общеобразовательная школа Галичского муниципального района Костромской области _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 7

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=7791

Урок обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе — Областной институт повышения квалификации педагогических работников

 Л.В. Крупецая, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 п. Смидович

Программа «Планета знаний» автор Т.М.Андрианова

Тема: Звук [ц], буквы Ц ц

Цели: обеспечить условия для ознакомления с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, обозначающими этот звук на письме.

Задачи: учить распознавать звук [ц] и соответствующую букву, познакомить с особенностями звука [ц], как всегда твердого согласного звука; развивать фонематический слух; познакомить с особенностями текста; упражнять в осмысленном и выразительном чтении; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; прививать читательский интерес; ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.

Планируемый результат:

Предметные: научатся определять место звука в [ц]в различных словах и сравнивать их звучание; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Составлять тест сказки по его началу.

Личностные: Определяют границы собственного знания и «незнания»; высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами

УУД: регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой форме; формирование умения слушать друг друга и вступать в диалог.

познавательные: участвуют в процессе говорения и слушания; сравнивают слово с его звуковой схемой;

коммуникативные: выразительно рассказывают сказку, опираясь на иллюстрации; прослеживают логику повествования;

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, компьютерные колонки, презентация;

Электронный учебник

Учебник стр. 95

РТ стр 43

карточки в тренировочных тетрадях

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Орг. момент.

Создание благоприятных условий для изучения новой темы

Эмоциональный настрой на урок

— Прозвенел и смолк звонок.

-Дети, всё у вас в порядке?

-Хочу вам пожелать удачи!

— Начинается урок!

— Книжки, ручки и тетрадки!

— Вместе мы сможем решить любую задачу!

Постановка учебной задачи.

Цель:

актуализация известных знаний,

составление плана работы

Вывод:

Звук [Ц]-согласный, глухой, твёрдый

Побуждающий диалог:

(формулирование учебной задачи вместе с учителем)

— Рассмотрите внимательно ленту и назовите предметы, которые видите на ней?

-Как вы считаете, к какой русской народной сказке относятся эти предметы?

— Какой одинаковый звук мы слышим в данных словах?

— В какой части слова находится новый особенный звук? Произносим несколько раз.

— Какой буквой обозначают данный звук на письме? Посмотрите, как она выглядит.

— Дайте характеристику звука [Ц]

— А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока, закончив предложение.

— Давайте поставим задачу урока.

— Наметьте план урока?

Внимательно рассматривают иллюстрации на ленте

Называют сказку «Царевна – лягушка»

Произносят слова «царевна-лягушка», «царевна», «цепь»

В начале слова

Буква «Це» (демонстрация данной буквы на ленте и доске)

Дают характеристику звуку с опорой на ленту букв

Звук [Ц ]-согласный, глухой, твёрдый

С опорой на начало предложения заканчивают и формулируют название темы урока, ставят задачу на урок и планируют работу с опорой на страницу учебника.

Открытие нового знания.

Установление новых знаний

ВЫВОД: Особенный звук, т.к. всегда твёрдый, глухой, непарный

Вывод:

Два слова пишутся одинаково, но ударение изменило слово

Вывод:

Выявили лексическое значение слов

Вывод:

Соединяем иллюстрацию с текстом

Первичное закрепление знаний

Цель

:роль новых слов для понимания сюжета сказки

ВЫВОД: Василиса Премудрая была трудолюбива, помогала справиться Ивану-царевичу со всеми заданиями.

стр 88 — 89

ВЫВОД:

Иллюстрации соответствуют тексту «Спутник букваря»

Самостоятельное чтение

и система вопросов коллективного наблюдения.

  • 1.Работа со словами в столбиках.

— Прочитайте самостоятельно слова первого столбика, подготовьтесь к чтению вслух.

— Какие два слова обозначают одного человека или Что можно сказать о словах ЦАРЬ и ОТЕЦ?

— Где находится особенная буква в словах?

— Как вы считаете, какое слово в данном столбике может быть лишним, почему?

— Какая гласная буква стоит после буквы Ц? На что она указывает?

— Давайте рассмотрим схему к данному слову. Прочитайте её. [Ц]

ВЫВОД: Особенный звук, т.к. всегда твёрдый, глухой, непарный.

2.ВТОРОЙ СТОЛБИК:

Посмотрите на слова 2 столбика, что особенного увидели? Чем отличаются? Прочитайте и подготовьтесь к чтению.

— Что обозначает первое слово? Второе?

— Кого можно назвать удальцом?

3.ТРЕТИЙ СТОЛБИК

Внимательно прочитайте слова третьего столбика. Подготовьтесь к чтению вслух.

— Что общего в словах этого столбика?

— Какие два слова этого столбика можно объединить? Почему?

-Подумайте, к какому слову второго столбика можно отнести слово «красавец»? Почему?

— Какие слова можно объединить в тему «семья»?

— А если бы у царя был сын, как его называли, жену?

-Кто использовал данные слова в устной речи?

— Попробуйте восстановить эпизоды сказки, используя данные слова.

4.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

— Найдите столбик, в котором все слова обозначают одушевлённый предмет мужского рода.

-Давайте подготовимся к чтению. Нужно прочитать два слова на одном дыхании, три слова.

Фронтальная работа по обсуждению

1.РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

-Кого вы видите на станицах учебника?

-Почему они необычно и странно одеты?

-Рассмотрите царя и скажите, каким нам его показал художник?

-Что можно сказать о царевиче?

-Возможно, почему героев так показал художник, мы узнаем из текста.

2.РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Анализирующее коллективное наблюдение (проблемно-диалогическая технология)

Что видите, между иллюстрациями?

— Почему это текст? Какой это текст?

  • Первичное чтение отрывка из сказки (текста) вслух стр 93

Подводящий диалог:

— Кто главная героиня сказки? Имя состоит из двух слов.

-От какого имени образовалось женское имя героини?

-А вы знаете, что имя Василиса означает «царственная, способная к превращениям». Перечитайте первое предложение и найдите доказательства её способности к превращениям.

-Каким качеством наделил её народ? Почему её называют ПРЕМУДРОЙ? (приставка ПРЕ- обозначает превосходную степень, заменить словом ОЧЕНЬ)

— Что сказано о внешнем виде?

— Для чего она звала мамок, нянек?

— Какие задания давала Василиса Премудрая?

ВЫВОД: Василиса Премудрая была трудолюбива, помогала справиться Ивану-царевичу со всеми заданиями.

— Смогли ли мы найти ответ, почему герои в такой позе? Есть ли ответ в данном тексте?

ФИЗМИНУТКА

Под музыку учитель читает отрывок из «Спутника Букваря».стр 88 — 89

Побуждающий диалог(проблемно-диалогическая технология)

-А вот, что ответил царь – отец младшему сыну, вы узнаете, прочитав дальше самостоятельно отрывок.

Чтение отрывка по сказке из «Спутника букваря» стр 88 абзац 3

— Но сначала прочитайте слово (словарная разминка, лексическая работа со словом)

на доске И-ЗУ-КРА-ШЕН-НУ-Ю. Что означает данное слово?

-Чем украшена рубашка? (работа со старословянскими словами и их значениями: злато – золото)

— Почему авторы сказки говорят не украшенная, а изукрашенная?

— Почему нельзя сказать по-другому об узорах?

— Какие были узоры?

— Кто может быть хитрым? (ЧЕЛОВЕК, ЖИВОТНОЕ)

Самостоятельное прочтение столбиков слов.

Обозначают одного человека

В начале и конце слова

Лишнее «ЦЕПИ» т.к. неодушевленный предмет множественное число \ или отец буква Ц стоит в конце слова

Гласная Е – обозначает мягкость согласного звука

Работают со схемой

ВЫВОД: особенный звук, всегда твёрдый, глухой, не имеет пару по звонкости

На конце согласный звук [Ц],

буква Ц

Два слова пишутся одинаково, но ударение изменило слово

Молодой человек, похвала за что-либо,

Храброго, быстрого, отважного человека

Читают внимательно слова

Ударения во всех словах падает на второй слог.

Царевна, красавица – можно объединить в группу, т.к женского рода

Красавец и молодец — можно объединить в группу

Семья- царь, царевна (сын- царевич, жена – царица)

Народ для создания сказаний, сказочники, писатели

Восстанавливают эпизоды сказки, в которых могли звучать данные слова:

у одного царя было три сына

-сыновья поклонились в пояс…

-Здравствуй, добрый молодец!.

-дуб стоит, а на неё на цепях сундук…

Читают слова третьего столбика, готовятся к работе с текстом.

Героев сказки, которые одеты в платья того времени.

Его поза, лицо, руки говорят о том, что царь удивлен

Царевич – удивление, испуг, страх обо всем говорят руки, глаза, мнет в руках шапку.

Отрывок из сказки-текста (многоточие в начале и конце текста, абзацы, есть реплика)

Василиса Премудрая

Женское имя образовалось от мужского имени Василий.

Знакомятся со значением имени. «царственная, способная к превращениям».

Находят слова-действия: лягушка прыгнула, сбросила, обернулась

Была очень мудрой. Говорят о составе данного слова, приставка ПРЕ- обозначает превосходную степень

Такая красавица, что и в сказке не расскажешь.

Оказали помощь

Испечь хлеб, сшить рубашку, выткать ковер.

Ответ не найден

Продолжают знакомство с текстом отрывком «Спутник букваря»

Закрыв глаза, внимательно слушают чтение учителя.

Самостоятельная работа с текстом

Очень красивое (корень -краш-)

Старославянский язык. Златом — серебром золотом

Не простые, а хитрые узоры

1.Самоконтроль по технике чтения (текст состоит из 21 слова, замер по часам)

2. Поведение результатов чтения

Этап:

Использование полученных знаний

Вывод:

Чтобы понять какой человек, должно пройти время. Сразу нельзя сказать и дать оценку человеку

Говорят в сказках ложь да в ней намёк добрым молодцам урок

чему научит нас сказка?

-Какой предстала главная героиня в начале сказки?

-А в конце сказке?

РАБОТА С ПОСЛОВИЦЕЙ.

Фронтальная дискуссия

слово

— Прочитайте пословицу

-Как вы понимаете это выражение?

Трудолюбию, веры в прекрасное, не отступать от поставленной цели

Делают вывод

Чтобы понять какой человек на самом деле, должно пройти время. Сразу нельзя сказать и дать оценку человеку

Самостоятельная работа.

Цель:

чтение текста с новой буквой., звуко-буквенный анализ

Вывод:

Буква Ц может быть в начале, конце и середине слова

Самостоятельное чтение и

Анализирующее коллективное наблюдение

Чтение стихотворения, «Букварь», стр.93

-С каким текстом будем работать? Почему?

-Прочитайте стихотворение.

— Где встречается в словах особенная буква «ЦЕ»?

— Какие предметы вы видите? Назовите.

— Какое задание вы можете предложить?

Овца перец гусеница

заяц огурец цапля

— Какой одинаковый особенный звук в каждом слове?

— Используя звуковую схему слова, назовите слова с мягкими согласными звуками.

— Стихотворение, пишут каждую строку с большой буквы, есть рифма.

-Читают строки на одном дыхании.

-отвечают на поставленный вопрос словами из стихотворения.

— Дети называют предметы, на доску вывешиваются картинки.

— Выполняют звуковую схему выбранного слова.

1.Самопроверка и самоконтроль выполненной работы.

2. итог проверки

Группируют картинки с опорой на схему в файловые кармашки (зеленый и синий)

оценивание деятельности, фиксация результатов

Подводящий диалог:

— С какой особенной буквой и звуком мы познакомились?

— В чем особенность данного звука?

— Есть ли ещё такие же особенные буквы на ленте букв?

— Давайте вернемся к столбикам и попробуем найти слово, которое поможет охарактеризовать нашу работу на уроке.

— Закончите предложение:

МНЕ СЕГОДНЯ УДАЛОСЬ….

Я МОГУ СЕБЯ ПОХВАЛИТЬ,,,,

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО …

МНЕ БЫЛО ТРУДНО….

Я ХОЧУ СКАЗАТЬ СПАСИБО …..

Я благодарю Вас за урок.

С буквой «Це»

Всегда твердый, глухой звук[ж][ш], буквы «Же» и «Ша»

2 столбик, МОЛОДЕЦ.

Я молодец…..

Источник: https://edu-eao.ru/urok-obucheniya-gramote-literaturnoe-chtenie-v-1-klasse/

Ссылка на основную публикацию